28.12.15 16:52:42
Словакия 2015. Замок Червены Камень -огромный музей мебели. Часть 1 
Время отдыха: 15.07.-05.08.2015

СЛОВАКИЯ 2015. ЗАМОК ЧЕРВЕНЫ КАМЕНЬ - ОГРОМНЫЙ МУЗЕЙ МЕБЕЛИ. ЧАСТЬ 1



См. предыдущие отзывы по теме Словакия 2015

http://www.otzyv.ru/read.php?id=190248
http://www.otzyv.ru/read.php?id=190249.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=191529
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192111


Замок Стара Любовня
http://www.otzyv.ru/read.php?id=186400

Словакия по праву может гордиться бесконечной цепью, пусть не очень высоких, зеленых холмов, переходящих из одного горного массива в другой, пересекающих всю страну с востока на запад. Это своеобразие ландшафта бросается в глаза и придает всей стране очарование. А если Вы еще заметите, насколько ухожена природа, то Вы влюбитесь в эти края. Другой особенностью Словакии туристической можно считать баснословное количество замков и крепостей, разбросанных на горных возвышенностях. ЗАмок - это историческая, культурная и художественная ценность, вместе с тем, посещая замки, Вы знакомитесь с богатейшим прошлым страны, с культурой народа, воочию убеждаетесь в том, какие сокровища таятся в молчащих сегодня замковых покоях, где несколько столетий назад кипела и бурлила человеческая жизнь. Любой здравомыслящий и любознательный турист задастся вопросом: "Если такая маленькая страна гордится своими замками и крепостями, то сколько же их в общей сложности?" Случайно почерпнула из источников фантастическую цифру, учтем и разброс в статистических данных. В Словакии насчитывается от 180 до 220 замков, именно такие показатели встречались мне в разных источниках. Минимум и максимум замков - все равно количество впечатляет. Понимая, что реставрация требует колоссальных вложений, можем поинтересоваться, какое количество замков приведено в порядок и какие из них славятся своей музейной экспозицией. Такого рода данные мне не попадались, да и гид Вероника не имела точной информации по этому вопросу. Однако индивидуальная экскурсия, на которую мы с ней отправились, утолила мою страсть к замкам. В моем туристическом досье, наверное, найдется меньше десятка европейских замков. Буду загибать пальцы. Чехия - Чешский Крумлов (вне всякой конкуренции), Глубока-над-Влтавой (вид замка абсолютно светский, никакого намека на оборонительное сооружение), Локет - резиденция чешских королей, Сихров ( связан с пребыванием Людовика XIY и мушкетерами); Бавария - Нойшванштайн ( с ним также сложно конкурировать); Словакия - Стара Любовня, Бойницкий замок, Червены Камень. Вот и все, не густо, понимаю, что очень многое для меня из заманчивых туристических объектов осталось за рамками. О многом даже и не мечтаю. Замки, как и дворцы, обладают огромной притягательной силой. Музейные работники Санкт-Петербурга, например, отмечают повышение туристического интереса к дворцам. Оно и понятно: многое в этой северной столице приведено в порядок, отреставрировано и обновлено на высочайшем уровне, вот люди и тянутся. Кроме того, "новые русские" хотят жить почти по-царски, поэтому и отправляются на экскурсии во дворцы, а вот картинные галереи переживают падение интереса. Замок и дворец - это принципиально разные культурные объекты. Лично мне интересно посмотреть и то и другое, хотя их отличия очевидны. Первоначально и зачастую замки зарождались в качестве крепости, то есть фортификационного сооружения, находящегося на границах земель и призванного защищать феодальные интересы. В ней размещались оборонительные отряды, войсковые гарнизоны и непосредственно сами феодалы с членами своей семьи. По мере того, как безопасность окружающих земель усиливалась и необходимость в войсках отпадала, крепости превращались в замки. Почему же замки могут быть более привлекательными, чем дворцы? Композиция дворца строится по линейному признаку, дворцовые покои выстраиваются в анфилады, эффект неожиданности, как мне кажется, ниже, чем в замке. Хотя я нисколько не хочу принижать дворцы. В свое время, исторически и практически, крепость предполагала нижний, средний и верхний двор. Эта разноуровневость создает непредсказуемость при осмотре замка. На каждом из дворов могло быть по несколько строений разного назначения. Крепости-замки возводились зачастую на скальных основаниях, что определяло их архитектуру. Расположение помещений могло быть очень прихотливым и поэтому притягательным. В замке все неожиданно, непредсказуемо. Поэтому их можно предпочесть дворцам. В замках, в основном, организуются групповые экскурсии, и гид большим старинным ключом открывает каждое помещение и после осмотра закрывает его, чтобы, упаси боже, человек на веки вечные не оказался замурованным в бесконечных переходах. Турист-одиночка рискует заблудиться в коридорах замка, так как планировка бывает непонятна. С интересом и любопытством отправлюсь на экскурсию и в замок, и во дворец. Готовясь к сложной и трудной для меня по состоянию здоровья поездке, я заранее обдумывала, куда бы мне съездить на экскурсию из Пиештян, чтобы никого не обременять своей плохой мобильностью и чтобы хватило сил на экскурсионную поездку. Поняла, что к Пиештянам расположен довольно близко замок Червены Камень, поэтому решила непременно там побывать и запланировала индивидуальную экскурсию с персональным гидом. Вот и обратилась к Веронике, которая сотрудничает с туроператором ДВМ. Последние годы я пользовалась исключительно их услугами. Менеджеры саратовского турагентства еще дома вручили мне подробный список экскурсий по Словакии. Ура! Замок Червены Камень нашелся в этом списке, но он был представлен в "сборной солянке". Мне это было бы тяжело, поэтому я решила, что буду вести переговоры об индивидуальной экскурсии уже на месте. Так и поступила.

ДОРОГА НА ЗАМОК. СЮРПРИЗ ОТ ВЕРОНИКИ

При личной встрече узнала, что Вероника - девушка образованная и опытная как экскурсовод. Она закончила филологический факультет в известном университетском городе Банска Быстрица по специальности русский и английский язык. В туристическом бизнесе работает несколько лет, постоянно организовывает экскурсии по Словакии. Этот разговор оказался весьма кстати. Рассказала ей о поездке в Словакию в 2014г., о том, что видела и что мне интересно. Заодно сказала о том, что пишу отзывы на известный туристический сайт в России, назвала свой Ник-, под которым она может познакомиться с моими отзывами о Словакии. Она это сделала, и даже придумала своеобразный бонус для меня, ни слова не сказав заранее. Это стало понятно позже. До замка Червены Камень км. 60-65. Вероника предупредила, что мы поедем по живописной дороге, так как ей хотелось показать виды Словакии. Кто же откажется от созерцания красот?! Вероника оказалась внимательным читателем моего отзыва о замке "Старая Любовня", где было посвящено несколько абзацев Морису Беневскому и где я приводила снимок любопытного памятника этому человеку с биографией авантюриста. Сама я его не видела и воспользовалась интернетом. И тут наша машина подъехала к городку Врбов, припарковалась в самом центре городка. Читала, что название городка переводится, как Верба. Вероника говорила, что в названии городка, раньше это была деревня, используется дерево, но не верба, а плакучая ива.




Достопримечательности для небольшого городка типичные: скромная чумная колонна, знак благодарности жителей за избавление от эпидемии, костел с колокольней. Она примечательна тем, что является вариантом пизанской падающей башни. Однако эта особенность хорошо заметна, если обойти колокольню слева. Ее не так давно ремонтировали и реставрировали, но полного выпрямления не достигли. Перед ней, на небольшой городской площади и установлен памятник Морису Беневскому. Тут я оторвалась по полной, нафотографировалась всласть. Согласитесь, что памятник оригинален. Жизнь этого человека напоминает авантюрный роман, недавно, перечитывая "Собственноручные записки императрицы Екатерины II ", наткнулась на несколько строчек, посвященных этому человеку. Памятник не случайно представляет собой земной шар, ибо он весь предстает местом действия для этого человека. Родившийся в крошечной деревне, он стал ни много ни мало королем Мадагаскара. Металлический барельеф, как пояс по экватору, представляет судьбоносные моменты биографии этого человека. Обойдя земной шар по экватору один раз, то есть, вокруг памятника, можно узнать много захватывающего про словацкого дворянина из глубинки. Родовой герб, с моей точки зрения, верх элегантности по нежной цветовой гамме.



Он прожил не очень долгую, но ярчайшую жизнь, причинив головную боль русской императрице Екатерине Великой, когда его сослали на Камчатку, а он захватил корабль и успешно бежал. Звезда Беневского взлетела очень высоко, вознеся его на трон короля Мадагаскара. На барельефе изображены и его битвы с туземцами, и чернокожая жена, и американский президент, которому он поставил мат, играя партию в шахматы.






Врбов - городок маленький, но опрятный и симпатичный. Европейские городки при всей своей миниатюрности очаровательны благодаря ухоженности, и никто из жителей не чувствует, что он оторван от благ цивилизации.
Наша дальнейшая дорога к замку носила в основном пейзажный колорит, но вот на одном из холмов мелькнул Смолецкий замок. Я привожу этот снимок к разговору о состоянии многочисленных замков Словакии. Его внешний вид приведен в полный порядок. Внутри, со слов Вероники, бедненькая и малочисленная экспозиция. В музее замка Червены Камень нашлась и старинная гравюра со Смолецким замком.




Хотя, я думаю, что запасники словацких музеев достаточно богаты и благодаря им могли бы пополниться экспозиции многих музеев Словакии или пустующих замков. В замке Стара Любовня использовали фонды, кажется, музеев Кошице. Ничего не скажешь, благородная и мудрая поддержка. Это лучше, чем сидеть на сундуках с культурными сокровищами. Ведь их нужно демонстрировать народу, создавшему их. Проезжали мы и мимо городка Модра, который славится разведением винных сортов винограда, а также традиционной словацкой майоликой. После посещения замка Червены Камень, когда зашла в сувенирную лавочку и стала присматривать магниты, посвященные замку, то поняла, что они не совсем удачны и оригинальны, приобретать их расхотелось, но выход был найден, так как в лавочке продавали магнитики с изображениями майолики из Модры. С большей охотой, чем банальные по изображению магниты замка, приобрела два магнита: синий кувшинчик с белым цветочным орнаментом и плоскую фляжку для вина, конечно, местного производства. Ведь это тоже память о поездке. В Модру также организуются экскурсии, и это можно иметь в виду. Модра, с одной стороны, городок виноделов и через него пролегает маршрут Малый винный путь по Карпатам, а с другой - здесь находится фабрика по производству национальной керамики, очень красивой, к слову. Экскурсия на нее отнюдь не носит коммерческий характер, в ее ходе демонстрируется процесс производства и росписи майолики. Очень тонкой и грациозной. Секрет подобной росписи прост: художники используют заячьи хвостики, чтобы смахнуть пыль с глазури, и заячьи усы, кроличьи, говорят, не подходят, из которых изготовляются кисточки, позволяющие проводить тончайшие линии. От словацкой национальной керамики с изображениями национальных костюмов или традиций, в данном случае проиллюстрирован труд виноградарей, ухаживающих за лозой, я бы не отказалась.




ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ

Итак, мы быстро и легко добрались до замка, конечной цели задуманной экскурсии. Начну с привычных для моих отзывов фотографий. Вспомню вопрос Катерины из драмы А.Н.Островского "Гроза": "Почему люди не летают?". Каждый раз ощущаешь человеческую ущербность, если не можешь воспарить над землей и увидеть совершенные архитектурные творения с высоты птичьего полета. Согласитесь, замок смотрится превосходно. Он при полном параде. Слегка приподнят на скальном основании, у его подножия раскинулась симпатичная деревушка. Вид сверху демонстрирует, что у замка не совсем правильная форма прямоугольника. Скорее всего, особенности строительной площадки не позволили придать ему строгую геометрическую форму. По внешнему виду чувствуется, что перед нами крепость, оборонительное сооружение. Углы укреплены мощными бастионами, один с открытой площадкой. Кажется, что отчасти то, о чем я говорила, сравнивая замки и дворцы, противоречит распространенному плану замков и данному замку. Думаю, что каждый раз было что-то индивидуальное, неповторимое в каждом из замков и дворцов. Именно поэтому столь разнообразны и непохожи сооружения подобного рода в истории архитектуры. Этот замок оправдывает и такое понятие, как цитадель. Он прочен и неуязвим. А зеленое ожерелье вокруг только украшает его.



Замок-крепость имеет древнюю историю. Он был основан до 1240г. королевой Констанцией. Ее имя Кунгута. По своему происхождению она была дочерью венгерского короля Белы III и вдовой чешского короля Пржемысла Отакара I.Дата основания замка в музейных распечатках определена до 1240г. Однако годы жизни королевы не соответствуют этим датам. Она жила с 1245г. до 1285г. Бог с ним, в седой древности разбираться очень сложно. Это не наше, туристическое, дело. Пусть историки скрещивают шпаги. Ограничусь более достоверной информацией. Крепость возводилась как одно из звеньев в цепи средневековых пограничных замков-крепостей. Они укрепляли границы между Венгрией и Чешским королевством. Впоследствии венгерское дворянство получало за военную и хозяйственную помощь монарху Червены Камень в качестве королевского замка. Начиная с 13 века и вплоть до 16 в. замок сменил несколько владельцев. В 14 в. его владельцем стал Матуш Чак из Тренчина, в 16 в. - род Запольских, потом - род Турзо и Фуггеров. Купеческая семья Фуггеров получила права собственности и наследования на замок Червены Камень из рук королевы Марии Габсбург, супруги короля Австро-Венгрии Людовита II. До Фуггеров замком владела семья Турзо. Эта семья была и торговым партнером Фуггеров. Антон Фуггер носил прозвище "князь купцов". Кроме прозвища, он был и богатейшим предпринимателем своего времени. Плюс к этому Антон являлся основным кредитором династии Габсбургов и строил отношения с правящим домом на коммерческой основе. Он умел настоять и на том, чтобы кредиты, выданные им, были обеспечены. Фуггеры хотели использовать стратегическое положение замка между Братиславой и Веной, и превратить старый готический замок в безопасное хранилище для товаров, продаваемых по всей Европе. Однако планам семьи Фуггеров не было суждено осуществиться, так как Османская империя усиливала военные действия в этой части Европы. После захвата Венгрии турками замок стал приграничной цитаделью, где не было смысла хранить товары, поэтому семья Фуггеров решила продать замок. Претендентов, мечтающих о такой покупке, было достаточно. "Тендер" выиграл в 1588г. молодой представитель рода Пальффи, барон Микулаш II. Он выиграл не только этот "тендер", но и сердце молодой женщины Марии Магдалины Фуггер, внучки Антона Фуггера. Три с половиной столетия потомки двух родов были успешными владельцами замка, вплоть до 1945г. Перестройки в замке продолжались до второй половины 18 века. В последующие годы не происходило каких-либо существенных изменений интерьеров и внешнего вида замка.

ИМЕНА ОЖИВАЮТ

Честно говоря, захотелось посмотреть в правдивые глаза успешных предпринимателей 15-16 веков. Тем более, что семейство Фуггеров в рейтинге богачей того времени по своему богатству, успешности и предприимчивости завоевало себе место между королевским семейством Медичи и Ротшильдами. Их пример до наших дней служит ярким воспитательным образцом в школах-тренингах для бизнесменов. Говорю об этом с некоторой долей иронии, так как фильм, посвященный этому человеку, демонстрируется, как мне показалось, в качестве психологической атаки на сознание и манипуляции им у начинающих бизнесменов, мечтающих забраться повыше. Однако сейчас речь не об этом. Фуггеры, с моей точки зрения, заслуживают глубокого уважения, потому что поднимались из недр сословия ремесленников-ткачей благодаря своему трудолюбию и смекалке и достигли многого. Они, прежде всего, прославили себя в Баварии, в Аугсбурге, где и по сей день сохранилось и служит людям социальное жилье для бедняков, построенное Фуггерами. Квартал получил название Фуггерай. Он насчитывает 53 домика, в каждом живет одна семья. Плата за такое жилье чисто символическая - 1 рейнский гульден за год проживания. В наше время дома отремонтированы, в них есть электричество, вода и прочие удобства. Желающих поселиться в этом квартале хоть отбавляй В этом поселке - сейчас он находится почти в центре города - установлен памятник-бюст Фуггеру, основателю этого поселка. Поселок рассчитан на 200 человек. Самое удивительное, что оплата жилья осталась фиксированной с прежних времен. 1 евро в год - столько стоит аренда жилья в год плюс коммунальные услуги. Эта строка платежей частично компенсируется. Добрые дела этой семьи банкиров и предпринимателей горожане вспоминают, когда посещают церковь Святой Анны, где была построена капелла Фуггеров. В ее внешнем виде отразился стиль Ренессанса, а эскизы для капеллы в Аугсбурге разрабатывал Альбрехт Дюрер. Также захотелось, по мере возможностей, отыскать портреты людей, так много сделавших для своих современников. Поиски в интернете дали кое-какие результаты. Вот этим я и поделюсь с Вами, уважаемые читатели. Вглядитесь в лица людей, живших почти полтысячи лет назад.



На первом портрете кисти немецкого художника Альбрехта Дюрера изображен Якоб Фуггер, человек с суровым лицом. Высокий выразительный лоб и лицо пронизаны глубокими складками-морщинами. Простота портрета бросается в глаза. Одежда, вероятно, домашняя: то ли халат, то ли кафтан из бархата или меха просто согревают его. Как и вязаная шапочка на голове, она лишь для тепла. Другой портрет в профиль еще больше подчеркивает характерные черты внешности: чуть вздернутый нос, глубокие складки на лице и шее видны очень отчетливо. Шапочка та же самая. Не могу удержаться и от улыбки: как будто писали разные художники, но для полицейского дела, в профиль и вполоборота. В центре мы видим парадный, свадебный портрет, вместе с супругой. А лицо на всех трех портретах узнаваемо: сухое и педантичное. Как и подобает приличным людям их времени, семейство Фуггеров имело ярко иллюстрированный манускрипт, посвященный истории рода. Одним словом, семья в картинках. В манускрипте изображение семейного союза Якоба с Сибиллой несет в себе легкую улыбку жениха при взгляде на невесту. Супруги будто бы парят в воздухе в гондолах с изображениями родового герба. Лента с кистями скрепила союз двух гербов. У Фуггеров - это две знаменитые лилии: золотая лилия на голубом фоне и голубая лилия на золотом. Этот герб в замке Червены Камень мне нигде не попался на глаза.



На исходе 16 столетия семья заказала известному гравер Доминикусу Кустосу грандиозный альбом семейных портретов, туда вошло более сотни иллюстраций, нарядно раскрашенных. Каждый из портретов помещен в красивый портал, как в раму. Этот альбом можно без устали листать, любуясь мастерством и выдумкой художника-гравера. В европейской живописи есть полотна, которые изображают Фуггеров во дворцовых покоях королевских дворов Европы.



Именно Антона Фуггера называли "князем купцов", его семья была банкиром королей и принцев. Его портрет нарисовал Ганс Малер. По внешности внук имеет очевидное сходство с Якобом Фуггером: тот же лоб и высокие залысины, похожий головной убор. Его внучка Мария Магдалина стала женой героя Пятнадцатилетней войны с турками. Далее Вы видите старинную гравюру с изображением Миклоша Пальффи и памятник, установленный ему как герою войны в Дьере. Благодаря браку он приобрел замок Червены Камень и невесту Марию Магдалину Фуггер, внучку Антона Фуггера. В браке у него было пятеро сыновей и три дочери. В одном из залов замка экспонируется портрет Евы Сусанны Пальффи, которая умерла в 1640г. Не знаю точно, кем она приходилась Миклошу, но, скорее всего, она была одной из дочерей знаменитого военачальника, судя по дате смерти. Миклош Пальффи зарекомендовал себя умелым предпринимателем. Для императорской армии он поставлял продукты питания (крупы, вино, мясо), заработав на этом огромные средства. Наверное, бездонные подвала замка способствовали поставкам провианта.



На последнем портрете изображена, по всей видимости, дочь Рудольфа II Пальффи, Мария-Элеонора Кауниц-Ритберг, хотя, честно говоря, очень легко запутаться в представителях дворянских родов, когда имена передаются из поколения в поколение. Не буду больше лезть в генеалогические дебри, лучше начнем ознакомительную прогулку по прилегающей территории замка.

ВОРОТА ЗАМКА РАСПАХНУТЫ

Войти в приветливо распахнутые ворота и по мощеной дорожке побыстрее добраться до заветной цели - самого замка - очень хотелось. До исполнения мечты было совсем не далеко.




Первое, что замечаешь,- это израненное дерево, а может быть в нем три сросшихся ствола? Если это один ствол, то он треснул, и образовавшуюся широкую трещину зацементировали, чтобы предотвратить его окончательное разрушение. Дерево надо было лечить и спасать, ведь не стоит отказываться от такого векового красавца! Рядом реклама коммерческой части замка, в ней проходит шоу хищных птиц. Особенно этот аттракцион манит детей. Над входной аркой справа виден герб рода Пальффи: олень, ударивший копытом в колесо. Это изображение еще не раз попадется туристам на глаза, но к истории герба мы обязательно возвратимся. В большинстве арок под сводом висит красивый металлический фонарь, произведение кузнечного искусства. По-моему, он выкован в стиле барокко. Пока я фотографировала, гид Вероника задумчиво его рассматривала. Она не раз мелькнет в кадрах, ее можно узнать по корпоративному платью, приобретенному ею в порядке собственной инициативы. На платье узор из павлиньих перьев, которые так любят в отелях Пиештян. Справа находятся хозяйские конюшни. С веселой улыбкой выслушала от Вероники рассказ о том, что один представитель из рода Пальффи настолько любил лошадей, что читал или рассказывал им сказки. Такая трогательная любовь к животным умиляет, а может показаться и хозяйским капризом. Но каприз-то милый!






Непосредственно в замок ведет красиво оформленный портал с лепными украшениями, под мостом находится ров, вероятно, раньше здесь был подъемный мост. Пройдя под аркой, мы оказались во внутреннем дворе замка, где устроен прямоугольный зеленый партер с фонтаном в центре, который украшен скульптурой оленя, ударившего копытом в колесо. Нас встретила служительница замка, оказавшаяся моей Веронике полной тезкой. В руках у нее была внушительная связка ключей, в том числе и старинных, крупных размеров. Благодаря этим ключам нам открывался вход в любое замковое помещение.




НИЖНИЙ ХОЛЛ

Осмотр замковой экспозиции начинается с нижнего холла, просторного, длинного и широкого. В него могут заехать и традиционные средства передвижения старинных времен - кареты. Оформление холла предельно лаконично. Белоснежные стены и своды, где-то декорированные старинными цепями, столь необходимыми в замковом хозяйстве; внушительные люстры спускаются со свода. Между окнами висят большие картины, сразу замечаешь охотничьи трофеи. Этот стиль типичен для большинства замков.







В нижнем холле находится один из главных экспонатов замка - последняя дорожная карета семьи Пальффи. Ее изготовили в 1800., то есть более двух столетий назад. Между тем она поражает идеальной сохранностью, элегантностью и изысканной красотой, сочетанием цветов в синей гамме. Комфорт пассажиров также продуман, во всяком случае карманы-саше на внутренних поверхностях очень удобны и в пути пригодятся. Художественный стиль ампир выдержан во всем. Дверца кареты дает возможность детально рассмотреть герб рода Пальффи. Дворянская геральдика - вещь не только красочная и нарядная, но она содержит в себе массу полезной информации. Прежде всего, это какая-то старинная легенда о происхождении рода, исторические факты и некоторая назидательность. Последующим поколениям герб передает нравственные понятия. присущие представителям рода. Родовой герб начинает сопровождать туристов с первых шагов по территории замка: он над входной аркой, в фонтане в центре газона во внутреннем дворе, на дверце кареты. Герб изображает оленя в прыжке над сломанным колесом. Старинная родовая легенда гласит: однажды в грозовую ночь семья возвращалась домой, в заднее колесо кареты ударил рогами олень, колесо сломалось. Семья не могла продолжать путь дальше, но это, как выяснилось, спасло ей жизнь: впереди была пропасть, и ездоки наверняка погибли бы. Представители рода Пальффи, как ни странно, стали страстными охотниками, а замок Червены Камень, расположенный в лесах горного массива Малые Карпаты, служил удобным местом для охоты. Охотничьих трофеев было предостаточно , и их , разумеется, использовали для декора замковых покоев. Такие украшения дополнялись живописными полотнами 18 века, изображающими охотничьи сцены. Однако сейчас, работая над отзывом, рассматривая снимки, оживляя впечатления от замка, вдруг задумалась над вопросом, если олень выступил спасителем рода, то почему мужчины увлекались охотой на лесных красавцев. Естественное чувство благодарности этим животным должно было бы, наоборот, привести к созданию оленьих ферм, чтобы в окрестных лесах было больше этих благородных животных. В оконных нишах нижнего холла расставлены медные чеканные пороховницы. Предполагается, что это работа словацких мастеров.




Кроме того, в холле выставлен макет замка. Почти так же, как вид на замок с высоты птичьего полета, макет дает общее впечатление о сооружении, обзор его со всех сторон, положение знаменитых подвалов и окон как источников естественного света. Снимки сверху и макеты помогают создать целостное впечатление о ярком туристическом объекте, в то время, как, заглядывая в разные залы, мы воспринимаем какие-то отдельные экспонаты, а впечатление дробится на осколки.

ОТ РЕСТОРАНА "ПАЛЬФФИ" В ВЕНГРИИ ДО ЗАЛА ТЕРРЕНА В ЗАМКЕ

Как ни странно, но о старинном дворянском роде Пальффи/Палффи я узнала во время коллективного обеда в одноименном венгерском ресторане в городе Дьер. На столах были оригинальные салфетки, посвященные жизни и заслугам одного из представителей этого старинного рода. Вернувшись домой, "нырнула" в интернет и кое-что узнала об этом человеке дополнительно. Миклош Пальффи был участником долгой Пятнадцатилетней войны в череде антиосманских войн. Самым значительным событием было взятие Дьера отрядом Миклоша 29 марта 1598г. Так он попал в венгерскую историю и удостоился ресторана в центре города, им освобожденного. На керамическом панно в ресторане дается портрет Миклоша и военный эпизод под его руководством. Был у него девиз, и звучал он очень гордо: "Всегда победитель и всегда патриот". Кому-то покажется, что формулировка очень пафосная, но, думаю, с точки зрения того исторического времени, сказано точно и искренне.



Тогда же увидела снимок грота в замке Червены Камень, подивилась его необычной красоте, ничего подобного раньше не встречала. Любовалась гротом совершенно платонически, даже не догадываясь, что смогу увидеть его собственными глазами и всего-то спустя два года. Прочитала и про замок в Бойнице, ведь и он принадлежал роду Пальффи. Но тут уже я загорелась мечтой побывать там, и осуществила свою мечту летом 2014г., открыв для себя Словакию. Так постепенно из мрака незнания выплывали колоритные исторические фигуры, обрастая плотью живых подробностей.

КРАСОТА КЛАССА ЛЮКС

Это помещение по-латински называется SALA TERRENA. В то же время название звучит очень понятно. Экскурсоводы преподносят его как самое красивое помещение в замке. С ними невозможно спорить, так оно и есть! Сегодня его могут использовать для торжественного бракосочетания, фотосессии жениха и невесты, как было в моем случае. Антураж для памятных снимков прекрасный.



Да и концерты здесь также оставят глубокое впечатление у слушателей. Хотя зал небольшой, но все равно теряешься, боишься пропустить красивый уголок. Грот был построен в духе модного в Италии ренессанса, да и сами гроты стали модными парковыми сооружениями. Архитекторы могли использовать естественные гроты, в которых публика была защищена от жары и солнца в южных странах. В целом интерьер этого зала хорошо сохранился и выдержан в стиле раннего барокко. Искусственный грот был сложен из естественных карстовых пород, что позволило соорудить в нем фонтан и водопады. На полу оригинальная мозаика из камешков. Вероника рассказывала, что по стене могла струиться вода, а по камешкам можно было ходить, что создавало эффект массажа для стоп.




Лепные украшения на стенах - это дело рук итальянских мастеров, проживавших на севере страны, в окрестностях озеро Комо. Они создают сложные угловые композиции, включая фантастические маски, разнообразные драпировки, орнаменты и виньетки. Богатое воображение художника просто разыгралось в этом зале. Барокко немыслимо и без обилия раковин разных размеров, форм и цветов.




На снимках можно видеть много образцов росписи картушей. Роспись тоже итальянского происхождения, известно и имя автора. Это художник по имени Карлофоро Тенкала из города Биссон возле Луганского озера. На потолке настоящий ковер из росписей. Она выглядит настолько реальной, что скульптуры кажутся реальными. На лужайке резвятся пухленькие путти-купидоны, соревнуются в акробатических этюдах. Орнаментальные рамки вокруг многих тематических изображений поражают своей прихотливостью. На сводах нет ни одного свободного сантиметра - везде роспись! Хороводы танцующих селянок - тема росписи одного из плафонов. Они кружатся в каком-то безумном танце, развевающиеся платья прекрасно запечатлели танцевальные движения. При таком объеме росписей глаза разбегаются; начав рассматривать один сюжет, незаметно переключаешься на соседний.




В 18 веке в гроте давались театральные представления. Об этом свидетельствуют расписанные театральные кулисы, а щель в двери была проделана для суфлера, кроме того, в нее можно было смотреть за реакцией публики и ее готовностью к спектаклю. Есть же в современных театрах дырки в кулисах! Оказывается, они практиковались издавна.



"С НИМИ ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ НЕБЕСНЫЙ"

Так поет Борис Гребенщиков в своей самой знаменитой песне, наполненной библейскими ассоциациями, под которыми подразумевается Новый Иерусалим, рай земной. А вот в экспозиции замка Червены Камень сохранилась аптека под названием "Золотой орел". Не знаю точно, почему ей дали такое название, однако хочется предположить, что оно связано с евангельской символикой. Евангелисты имеют свое символическое изображение. Евангелист Иоанн Богослов изображался в виде орла, его изображения сохранились в старинных манускриптах, на фресках. Орел, вписанный в круг, - это творение русского иконописца Андрея Рублева. Соседнее изображение запечатлело евангелиста в человеческом облике, но он укутан могучими орлиными крыльями.



Зайти внутрь помещения нельзя, оно очень тесное и присутствие туристов нежелательно, так как это создаст угрозу для экспонатов. Однако рассмотреть все можно через крупную решетку, она не мешает обзору, как Вы можете судить по снимкам, впрочем фотоаппарат можно и просунуть сквозь решетку. Возникла аптека в период жизни Миклоша IY Пальффи. Сохранились первые письменные документы, согласно которым она существовала в 1676г. Из первоначального оборудования аптеки сохранилось несколько пузырьков из итальянской майолики. Оборудование аптеки датируется 1752г., то есть оно насчитывает две с половиной сотни лет. Наиболее редкими являются сосуды из майолики - альбарелла и два кувшина итальянского происхождения 16 и 17 веков. С ума сойти, вот оно музейное дело во всей своей скрупулезности, когда датируется каждая склянка! Сосуд под необычным названием альбарелла заинтересовал, во всяком случае слово "альбарелла" требовало словарного толкования. Заглянула, и выяснилось, что в наше время существует медицинский препарат под аналогичным названием для снижения давления, а также это название острова в Италии, находящегося в лагуне, образовавшейся неподалеку от Венеции.



Кувшины, скорее всего, получили название от местности, из которой из вывезли, а медицинский препарат, вероятно, тоже создавался врачами в этих местах. Название банки может поведать о многом!



Аптечной посуды отечественного происхождения в музее гораздо больше. Это уже вторая половина 18 века.Посуда из прозрачного стекла, как считают музейщики, была изготовлена непосредственно на стекольном заводе недалеко от замка,в деревне Колошна, да и принадлежал завод владельцам замка. Документов о деятельности аптеки не так уж и много, какие-то периоды - это белые пятна. Она возобновила свою работу на короткое время в тридцатые годы 19 века в связи с эпидемией чумы. Обслуживала эта аптека семью владельцев замка и их гостей. В самом замке создан музей мебели, и один из экспонатов аптеки за его высокую художественную ценность вынесен в мебельную экспозицию. Это шкаф, на котором записаны не только рецепты лекарств, но и рецепт ликера. Широкий темно-зеленый поясок наверху, под часами, содержит записи рецептов.
В поездках по Словакии мне довелось побывать в музее курортного города Бардеевские Купели, где оборудована так называемая еврейская аптека с эффектным высушенным чучелом крокодила. Довелось побывать и в действующей аптеке венгерского города Дьер. Она расположена в историческом помещении аптеки иезуитов, декор полностью сохранился и приведен в порядок, в торговом зале много старинных шкафов и витрин с медицинским оборудованием. Аптека "Золотой орел" пополнила мой личный список таких музейных объектов.

ВЕРХНИЙ ХОЛЛ

Полюбовавшись не только охотничьими трофеями, но и светильниками, оформленными с помощью оленьих рогов и прикрепленных к ним фигурам одетых ангелов, мы поднялись на второй этаж. Вдоль лестницы развешаны эстампы одного из венецианских художников и графиков. Они посвящены римским памятникам и видам. В середине 17 века происходила перестройка замка, что и привело к образованию большого холла. Он украшен самыми разными произведениями искусства. По периметру всего зала, под потолком, выдолблены круглые ниши, в которых установили 16 бюстов римско-немецких императоров. Все они являлись рыцарями ордена Золотого руна. Их бюсты высечены из песчаника скульптором Давидом Вайссом из Нейштадта в 1654г.



Поднимаясь по лестнице, можно заметить и портретную галерею. Это офицеры гусарского полка, которым командовал Рудольф Пальффи на протяжении почти десяти лет (1759-1768). Портреты сильно потускнели от времени (почти как древнерусские иконы), но, может быть,если с них снять копоть, тогда они предстанут в яркой цветовой гамме? Вероятно, эти портреты писались полковым художником, который следовал строгому канону и поэтому военные получились почти на одно лицо. Живописный канон требовал также наличие у гусар внушительного живота.



Ну а на противоположной стене, между окнами, разместилась дворянская портретная галерея представителей рода Зичи. Они видны лишь издалека. Холл просторный, поэтому в нем легко нашли для себя место крупные экспонаты. Например, позолоченные сани с богатейшей резьбой, выполненной в г.Глоговец. "Мы тоже в стиле барокко", - уверенно заявляют о себе сани. Их форма говорит сама за себя: это раковина, появляющаяся из моря, которую тащат два тритона.Есть у саней и запятки, на которых могли прокатиться и кавалеры. На таких санях, да под собольим покрывалом, прокатиться бы по заснеженной русской равнине! Сплошной восторг!



В замке много гобеленов. Один из них называет "Фаэтон" и передает известный мифологический сюжет. Отец Гелиос подводит сына Фаэтона к солнечной колеснице и объясняет ему, какие опасности поджидают юношу, если он самовольно воспользуется колесницей. Однако вся молодежь рвется нарушать родительские запреты. Хороши и камины, расположившиеся вдоль стен. Рядом с одним из каминов выставлен типичный образец испанской мебели - стол и стулья с великолепной резьбой. На этих стульях сидели в 15 столетии. Самый старый экземпляр мебели в замке - резной шкафчик, это типичная резьба в позднеготическом стиле. Примерно шкафчик был изготовлен в 1500г. А над ним висит портрет епископа, датируемый началом 16 века. Крошечный уголок раритетной старины! Потемневшее дерево, украшенное орнаментальной резьбой, смотрится настоящим произведением искусства.




Такое старинное жилище, как замок, немыслимо без сундуков и вместительных шкафов. Посетители могут полюбоваться мастерством итальянских мастеров эпохи Возрождения (16в.) Словаки гордятся и тем, что сундуки работы отечественных мастеров нисколько не уступают иностранным. Вероника открыла один маленький секрет, как различать сундук заморской работы от сундука отечественного производства. Очень просто, итальянцы устанавливали сундуки на львиные лапы, а у местных мастеров это не было принято. Словацкий сундук был доставлен из города Кежмарока, расположенного в Восточной Словакии. Он украшен очень тонкой интарсией, то есть инкрустацией деревом по дереву. Да и шкаф для платья, двери и боковые панели, то есть вся дверная коробка украшены инкрустацией деревом по дереву. Тонкие орнаменты, резные наличники, резные деревянные пилястры, сочетание светлого и более темного дерева и металлические накладки в общей сложности придали этому шкафу неповторимый индивидуальный вид. Это Вам не серийное фабричное производство, а работа мастеров-краснодеревщиков.



МЕБЕЛЬ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА. ЗАЛ И СЕМЕЙНАЯ СТОЛОВАЯ

В музее замка развернута потрясающая экспозиция по истории мебели. Богатство и полнота коллекции удивляют своим размахом. Художественные стили, сменяющие друг друга, представлены в обстановке покоев многочисленными предметами обстановки. Помимо обстановки, каждый из залов декорирован в соответствующем стиле, включая плафоны потолков, гобелены, старинную посуду. Гид Вероника постоянно привлекала внимание к фрескам на сводах потолка. В большинстве случаев они были расписаны библейскими сюжетами. В этом зале присутствовала сцена Хагар в пустыне, а по периметру свода в сердцевидных картушах были изображены аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Власть, Свободу, Честь и Богатство. В этом же зале на стене находится гобелен французской работы, вытканный в 15 веке. На нем изображена батальная сцена, рядом, на столе покоится мейсенский фарфор, хотя исторически его время еще не настало. Слева от гобелена и стола, покрытого ковровой скатертью находится камин (его снимок попал в раздел,посвященный верхнему холлу). Камин выглядит одновременно уютным и изящным за счет того, что он светло-серого мрамора, а наличники покрыты тонкой цветочной резьбой. Для поленьев используется очень интересная металлическая подставка. Очень симпатично выглядит мраморная скульптура льва, лапы которого опираются на шар. Прекрасный акцент в зале, посвященном эпохе ренессанса. Лев заглянул на огонек, чтобы согреться в заснеженной стране.



Часть интерьера составляют картины. Причем здесь выставлены старейшие картины на дереве. Это коллекция портретов рядом с тронным креслом, изображающая членов императорского рода Габсбургов. Кресло выглядит интригующе, его сиденье поднято, что вызывает любопытство у туристов. Версии высказываются различные, оказывается, что это своеобразная банковская ячейка, в которой хранится государственная казна. Правитель, подобно скупому рыцарю, чахнет над златом. Так оно надежней! Чтобы завладеть казной, нужно свергнуть правителя. Хотя у злодеев в запасе остается глубокая ночь, когда все охвачены крепким сном. Деревянные кресла по левую и правую сторону от трона украшены богатой резьбой в соответствии с вкусами эпохи.



Старинная мебель - столы и стулья - удивительная, стулья украшены индивидуальной резьбой, у каждого стула свое лицо.Это объясняется тем, что каждый рыцарь за столом имел свой персональный стул, и резьба на спинке была оригинальной. Один из стульев развернут от стола. И это не случайно, на таких стульях сидели, как правило, верхом, как на лошади. На входных дверях выделяются медные накладки на ключевой скважине. Они очень тонкой работы, в них можно заметить намек на родовой герб Пальффи - голову оленя.




У одного из кресел спинка кожаная и украшена тиснением. Из аллегорических фигур в сердцевидных картушах фотоаппарат захватил аллегорию Власти. Портрет Евы Сусанны Пальффи, полноправной жительницы замка, висит на стене именно в этом зале, но здесь он слишком темноват, ему не хватает хорошего освещения.



Многие предметы обстановки в своем декоре имеют какую-то изюминку, привлекающую внимание туристов. Все-таки мебельщики в старину были изобретательны и обладали тонким вкусом. Например, вот эти латунные накладки на замочных скважинах чем-то намекают на родовой герб Пальффи. Ветвистые рога оленей-красавцев сами по себе отличаются изяществом, а тут такая тонкая резная работа. Красив и орнамент накладки. На соседнем комоде, фасад которого очень необычен своей сложной композицией и украшен какими-то фигурами вроде бы в восточных одеяниях, выставлены два секретера с множеством ящичков (на одном пятнадцать тайничков, на другом - десять). На каждом инкрустирована какая-то сюжетная картинка. Такие экспонаты требуют медленного разглядывания деталей. Само по себе такое занятие станет увлекательным делом. Громадный буфет может спрятать в своих недрах не один столовый или чайный сервиз и кучу столового белья. Он так велик, что при желании в нем можно было бы и поселиться. Портрет юной рыжеволосой девушки поражает ее природной грацией и изяществом. Маленькая головка с правильным овалом лица, прекрасное декольте, изящно выглядывающая из- под атласной юбки узенькая ножка - все в ней притягательно. Кто же ты, прелестная незнакомка?!




В углу зала стоит печь внушительных размеров, подобные печи когда-то отапливали и другие замковые покои. Они облицованы темно-зелеными обливными изразцами. Печь - это первоначальная обстановка интерьера и является работой габанских мастеров-гончаров. Не могу не сказать несколько слов об этих людях. Среди этнографических музеев Словакии под открытым небом (они называются сканзенами), есть сканзен, знакомящий с культурой и образом жизни габанов. Это были представители протестантской общины, выходцы из Швейцарии. Они отличались строгими нравами и трудолюбием, занимались торговлей своих изделий, но никогда не вступали в торг по поводу стоимости изделий, так как всякую торговлю расценивали как сделку с дьяволом. Вот так своеобразно они думали.

ПРИЯТНЫХ СНОВИДЕНИЙ

Почти во всех замковых покоях много потолочных росписей. В спальне, выдержанной в стиле ампир, в зеркале свода написана фреска с библейским сюжетом "Сусанна и старцы". Первоначально в этой комнате для отопления использовался камин, но при ремонте, случившемся после пожара в середине 18 века, его заменили печью в стиле рококо с прелестным экраном в форме лиры. Спальня обставлена редкой коллекцией мебели в стиле русского ампира. Этот гарнитур, по-моему, выполнен из карельской березы в 1840г. Прекрасное сочетание светло-синего шелка с мягко-рыжеватым цветом облицовки у мебели. На кровать можно смотреть и как на произведение архитектурного искусства, так в нем придумана и продумана форма. Весь мебельный гарнитур выдержан в едином стиле. Хороши и женские портреты на стенах.



В зеркале потолочного свода спальни изображен почти хрестоматийный сюжет на тему "Сусанна и старцы", его относят к текстам апокрифическим, то есть доказательств тому, что сюжет входит в канонический текст Библии, недостаточно. Однако эта легенда получила широкое распространение и входит в состав греческого перевода Ветхого Завета. Суть ее такова. Во время вавилонского пленения одна прекрасная еврейка была ложно обвинена двумя высокопоставленными старцами-развратниками, подсматривающими за ней во время купания в саду. Они пытались склонить ее ко греху, но это им не удалось, и тогда они выдвинули против нее ложные обвинения в прелюбодеянии. Сусанну арестовали, и ей грозила смерть, она же пытается убедить суд в том, что ни в чем не виновата. Только вмешательство высших небесных сил в лице юноши по имени Даниил, спасает ей жизнь. Старейшин забросали камнями, они поплатились за свою ложь. Спасение Сусанны было первым делом пророка Даниила. Сюжет о Сусанне и старцах получил мировое признание в живописи, более 20 полотен было написано художниками с мировыми именами на эту тему. Подобный сюжет уместен в оформлении спальни.



САЛОН В СТИЛЕ АМПИР, ИЛИ "СИЖУ ЗА РЕШЕТКОЙ" В СТИЛЕ БИДЕРМАЙЕРА

Этот салон закрыт для доступа, его можно разглядывать лишь через решетку. Он невелик по площади и в нем достаточно мелких, хрупких предметов. Решетка как мера предосторожности вполне оправданна. Салон обставлен мебелью в стиле французского и центрально-европейского ампира, а также последовавшего за ним бидермайера.Стиль бидермайер, как название, был у меня на слуху, но его эпоха, художественные отличия были мне неведомы. А тут в связи с написанием отзыва решила разобраться в этом вопросе и...влюбилась в этот самый бидермайер. Честно, честно. Думаю, что многие разделят мое очарование этим художественным стилем. Художественный стиль бидермайер, прежде всего, прижился в немецком и австрийском искусстве, в архитектуре и дизайне, а получил распространение в 1815-1848годах. Первая часть этого названия переводится, как "простодушный", обывательский. Ну и что в этом страшного или унизительного? По-моему, ничего. Его считают ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру. В бидермайере отразились представления бюргерской среды об устройстве быта. Ампир стал трансформироваться в дух интимности и домашнего уюта. Если говорить о живописи этого направления, то характерным стало тонко и тщательно изображать интерьер, природу и бытовые детали. Общество старалось спрятаться от реальности и найти романтику в маленьких жизненных радостях. Бытовые детали привлекают тем, что именно они придают всему камерный характер. Мир маленького человека содержит идиллическую привлекательность. В этом стиле происходит распространение на моду, на прикладное искусство, графику, интерьер, роспись фарфора и стекла. Это стиль в чем-то провинциальный, хотя в нем работали крупные венские и берлинские художники. Проник этот стиль и в Россию. Это пушкинские времена, это мода в одежде. Жилеты и цилиндры, трости и узкие брюки у мужчин, платья с узкой талией, широкими декольте и широкими юбками у женщин. Стиль бидермайер в интерьере имеет особые отличительные черты.Это интимность, сбалансированные пропорции, простота форм и светлые цвета. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке мог быть одинаковым. Появилось понятие "чистой комнаты", которой не пользовались в будни. "Воскресная комната" служила только для приема гостей. Мебель предпочиталась теплых тонов, и ее назначение быть функциональной и комфортной. Мебель очень полно и точно отвечала на вопросы о ее предназначении, а декоративность отходила на второй план. Мебель в стиле бидермайер - это преобладание естественных форм, плавно изогнутые линии;главное достоинство мебели - практичность и удобство в быту. В Англии мастера этого стиля увлекались конструированием многофункциональной, комбинированной мебели, раздвижных столов, столов с откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу-стремянку, столы и шкафы с множеством ящичков. Шкафы и комоды стали самыми распространенными предметами быта. В наше время эта мебель не утратила своей актуальности и подходит для оформления классического интерьера. В целом стиль ампир навеян античным искусством, а бидермайер, исходя из стиля ампир, предлагает более простые и скромные украшения, без античных элементов. В моду вошла мебель симметричная, но особый акцент делается на комфорт и удобство быта.



Стены салона украшены портретами императоров Франца Иосифа I и Иосифа II, а также портретом принца 18 века Евгения Савойского, бывшего полководцем Священной Римской империи. Памятник ему установлен перед дворцом в Вене, на Площади героев. Он принимал участие и в кампаниях против турок, освобождал Вену и Венгрию от турецких войск в 1684-88г .Представлена в этом салоне и одежда стиля ампир. Три грации и музыкальные музы изображены на живописных полотнах в платьях этого стиля.




"Выпустила" принца Евгения Савойского на свободу из-за решетки. А также решила привести пару картинок современных интерьеров в стиле бидермайер. Мне кажется, что мебель в стиле бидермайер и сегодня не выглядит старомодно. Мой глаз принимает эти интерьеры. В каждом художественном стиле можно отыскать привлекательные черты. Мне нравится барокко, рококо и модерн. Знакомясь со стилем бидермайер, поняла, что он также станет одним из привлекательных для меня стилей, особенно в интерьерах.



Я бы не отказалась от такой библиотеки и кабинета! Туристические отзывы о путешествиях сочинялись бы в нем особенно гладко и красиво.


ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.otzyv.ru/read.php?id=192471

 Сообщить модератору



Loretta, спасибо. Люблю старинные замки, и, по возможности их посещаю. В этот замок ради одной только SALA TERRENA поехала бы. А какие украшения из рогов с ангелами! Никогда таких не видела, хотя рогов в замках перевидала множество. Интересная майолика. А каковы стулья! Просто произведения искусства.
С уважением
Уважаемая Ирина! Сегодня всю ночь думала про Ваш отзыв об испанском городке и сейчас открыла ноутбук, чтобы написать Вам отзыв. Перехожу на него.
Спасибо. Красиво. Но! Возможно, лучше бы попросить модератора объединить 2 отзыва в один? А то впечатление, что просто задвоилась тема, а обещанное продолжение где-то еще будет. Мне кажется, что 90% потенциальных читателей смотрят только один отзыв из двух по этой причине...
Я написала один отзыв, его объем 50стр. Вот при таком объеме вряд ли у кого-то хватит терпения все прочитать, поэтому я его (сама,) без вмешательства модератора разделила на две части. Число читателей у первой и второй части приблизительно одинаковое. Продолжение сразу же последовало, так как я написала отзыв полностью. Никакого задвоения темы не произошло. Но в любом случае спасибо за интерес к отзыву и желание посоветовать что-то полезное и разумное.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Словакия 2015. Замок Червены Камень - огромный музей мебели
2Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
3Братислава, Трнава и замок Червеный Камень
4Словакия 2015. Поместье Топольчанки. Послужило Габсбургам и президентам Чехословакии
5Словакия 2015. Пиештяны. Музейные ценности бальнеологического курорта.
6Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
7Словакия 2015. Ах, эта свадьба! Расскажу и покажу
Отдых в Словакии
Отели Словакии
Отели Татранска-Ломницы
Отели Штребске Плесо
Банска-Бистрица
Погода в Словакии
Горные лыжи
Рейтинг отелей:
36.Morava 4
37.Villa Necas 4
38.Euforia 4
39.Botel Marina 4
40.Tatra Hotel 4-
41.Forton 3+
42.Econo Hotel 4-
лучшие отели Словакии
Фото отелей:
1.Radisson Blu Carlton Hotel, Словакия [36]
2.Grand Hotel Sole, Словакия [26]
3.Druzba 3*/ Druzba, Словакия [21]
4.Junior, Словакия [13]
5.Danubius Health Spa Resort Balnea Palace, Словакия [13]
6.Econo Hotel, Словакия [13]
7.Spa Hotel Pro Patria, Словакия [12]
Популярные отели:
43.Mineral отзывы
44.Rysy отзывы
45.Hotel Akademik отзывы
46.Hills отзывы
47.Villa Necas отзывы
48.City Hotel Park отзывы
49.Morava отзывы
Отзывы по отелям:
1.Словакия, Druzba 3*/ Druzba [4]
2.Словакия, Liptov [3]
3.Словакия, Danubius Health Spa Resort Balnea Palace [3]
4.Словакия, Grandhotel Stary Smokovec [2]
5.Словакия, Limba пансион [2]
6.Словакия, Park Inn Danube [2]
7.Словакия, Kyjev [2]