17.11.15 11:08:12
В Вену за Вагнером и Климтом, или Вена без банальностей-2 
Время отдыха: октябрь 2015

ВСТУПЛЕНИЕ. У каждого туриста свои впечатления. У кого-то Вена вызывает восторг и желание приехать ещё. Кто-то полагает, что и два дня на неё много, день по центру погулять вполне достаточно. В ноябре 2014 года я впервые съездил в Вену и остался доволен увиденным. Когда я рассказал о своих впечатлениях жене и показал фотографии, она тоже захотела посетить этот город. В феврале 2015 мы купили дешевые билеты «Трансаэро» на октябрь, забронировали гостиницу и стали ждать. Мы знали, что погоня за дешевизной не всегда приводит к хорошим результатам, но решили рискнуть. Надо сказать, нам крупно повезло. Несмотря на все события вокруг «Трансаэро», эта авиакомпания вовремя доставила нас туда и обратно.
В первый раз пяти дней на Вену мне не хватило, осталось еще много неосмотренного. В этот раз прежде всего хотелось показать жене все так понравившиеся мне год назад места. На это требовалось время, поэтому новых впечатлений у меня в этой поездке оказалось значительно меньше. Об этом немногом новом я и хочу рассказать, но сначала сделаю несколько важных для читателей замечаний.
Первое. Мой рассказ будет длинным. Чтобы вы не тратили понапрасну ваше время, предупреждаю: мой рассказ не рекомендуется читать тем, кто ещё не был в Вене. Здесь не будет ни советов, как добраться от аэропорта до гостиницы и какой проездной купить, ни указания мест выгодного шопинга, ни впечатлений от кафе и ресторанов. В своем рассказе, как и год назад, хочу обойтись без банальностей. Поэтому здесь опять не будет главных достопримечательностей города - Шёнбрунна, Хофбурга, Бельведера, Собора Святого Стефана, построек Хундертвассера. Не будет Карлскирхе и Вотивкирхе, Альбертины и Сецессиона, памятников Штраусу и Марии Терезии, зданий Парламента и Ратуши и так далее. Писать обо всем этом – значит дублировать Википедию, многочисленные отзывы и путеводители. Не вижу смысла это делать, очень много написано, рассказано до меня и лучше меня.
Второе. В сентябре 2015 года на сайте было запущенно голосование: «Чем для вас в большей степени является Отзыв.ru?». С большим отрывом победила формулировка «Это источник информации при подготовке к путешествиям». Для меня это не так. Как максимум, сайт является для меня вдохновителем какой-то поездки, а всю практическую информацию (интересные места, часы работы, маршруты транспорта) я ищу в других источниках. Это занимает время, но гарантирует отсутствие неожиданностей. Вот пример по Вене. На сайте есть путешественница, неутомимо исследующая европейский модерн. Она доехала и до церкви Леопольда в Вене, подробно описав, на каком транспорте и в какое время к ней можно добраться. «Снаружи осмотреть это замечательное сооружение можно когда угодно, но внутрь попасть только раз в неделю – в субботу в 16 часов». О доступе только в субботу написано и в путеводителе «Афиши». Если бы я пользовался только этой информацией, мы бы вообще не попали внутрь, так как субботнего дня в Вене у нас не было. Поэтому всю практическую информацию из моего рассказа при подготовке собственной поездки целесообразно проверять, лучше по сайту посещаемого объекта.
Третье. В путеводителе «Афиши» есть «10 вещей, которые надо сделать в Вене». Скептически отношусь к подобным спискам. Не буду никому советовать: «Это надо смотреть обязательно!» или «Без этого вы не сможете узнать город!». Опишу несколько, на мой взгляд, интересных мест, к тому же не избалованных вниманием туристов. Хотя допускаю, что именно вас они могут не заинтересовать.
Четвертое. Вы увидите город таким, каким увидел его я. Все фотографии в рассказе - мои. Ни одно фото не подверглось редактированию. Не убирались провода, не выпрямлялся горизонт, не изменялись цвета и так далее. Здесь размещена информация, а не реклама.
ВСПОМИНАЯ РОССИЮ И СССР. В Вене есть немало мест, связанных с нашей страной. Сразу приходят на память дворец князя Андрея Разумовского, православный Никольский собор, памятник советским воинам. Да и афиши в центре города сообщали нам то о постановке в Вене «Ревизора», то о выступлении Валерия Гергиева.

Нам запомнилась нестандартная историческая хроника. В каждом году из интервала 1945-1995 выбрано только одно событие, важное для Австрии. События самые разные: обрушение моста, выигрыш венцем большой суммы в лотерею, теракт, победа над сборной Германии по футболу на чемпионате мира. Как видите, три события из этой галереи непосредственно связаны с Советским Союзом. Упоминаются Молотов (1947), Хрущев (1961), Брежнев (1979).


В предыдущем рассказе я показывал мемориальную доску, открытую в Вене к 70-летию Сталина на доме, где он жил.

История получила неожиданное продолжение.
В прошлом году дом ремонтировался, и сделать хорошее фото мне не удалось. Подъехав к дому на этот раз, мы убедились, что ремонт продолжается. Доска видна еще хуже, сделать хорошее фото опять не получится. Но на этот раз под доской с профилем Сталина мы заметили какую-то другую. Как оказалось, старая доска в 2012 году была дополнена новой. Её текст сообщает об обстоятельствах установки первой и о жертвах сталинского террора.
Мне вспомнилась хорошо знакомая моему поколению песня Галича о временах, когда «Особо стал вопрос про Отца и Гения». В песне в результате «Приказано статуй за ночь снять со станции». У нас бы старую доску просто разбили, в лучшем случае – убрали, а здесь – дополнили!
ВОКЗАЛ. Ровно год назад, 10 октября 2014 года, после длительной реконструкции в Вене был торжественно открыт Центральный железнодорожный вокзал. Новый вокзал Хауптбанхоф (Hauptbahnhof) заменил старый Южный вокзал - Зюдбанхоф (Südbahnhof). Хотя нам не требовалось никуда отсюда ехать, мы специально приехали посмотреть на него, ведь его называют самым современным вокзалом Австрии. Отличительной чертой венского Центрального железнодорожного вокзала является ромбовидная крыша, которая простирается над пятью платформами. Для возведения 31000 квадратных метров крыши были использованы 7000 тонн стали. Для сравнения, такое же количество было использовано для построения Эйфелевой башни в Париже. Здесь ежедневно будет прибывать и отправляться более тысячи поездов.

Внутри вокзала на постаменте установлена главная достопримечательность старого вокзала - крылатый каменный лев Святого Марка. Скульптура была создана в 1873 году скульптором Йозефом Лаймером для Южного вокзала как символ налаживания железнодорожного сообщения с Венецией.


Вокзал очень просторный. Как сейчас принято, он также является также большим торговым комплексом. Хочу заметить, именно здесь единственный раз за время поездки мы видели беженцев – сотню мужчин и одну женщину с ребенком. Как раз у крылатого льва.

ЛЕСТНИЦА. Просматривая перед поездкой путеводители, я отметил интересное место для любителей модерна в районе Альзергрунд. Это лестница Штрудльхофштиге (Strudlhofstiege), которая соединяет улицу Лихтенштейнштрассе (Liechtensteinstraßе) и переулок Штрудльхофгассе (Strudlhofgasse). Подъем и спуск располагаются на разных уровнях, несколько раз меняя направление. Построена лестница в 1910 году по плану дизайнера Иоганна Эгера, названа в честь скульптора и живописца Питера Штрудля, который жил недалеко от верхней части лестницы.

Мы пришли на эту лестницу. Это романтическое место, воскрешающее атмосферу начала прошлого века. Для полноты картины посмотрели старые дома поблизости и прогулялись по парку Дворца Лихтенштейн. А потом на трамвае поехали в центр, где нас ждала неожиданная встреча с австрийским президентом.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ. Этот музей считается одной из главных достопримечательностей города и хорошо известен туристам. Мне приятно было вновь встретиться с его картинами, как с добрыми старыми знакомыми. Однако за год здесь кое-что изменилось.
Две замечательные работы Веласкеса вернулись на свое место. В прошлом году они находились на выставке, на которой было запрещено фотографирование. В этот раз удалось сделать фото.

Картины Арчимбольдо. В прошлом году их висело шесть. Вот эти три остались.

А вот эти три, увы отсутствуют (две из них привозные).

Вермеер. «Мастерская художника». Год назад картина висела в одном зале, а сейчас совсем в другом.

Зал Рубенса. Ориентируясь на большую картину, сравните развеску. Главные шедевры зала, «Шубка» и «Автопортрет», куда-то исчезли.

В итоге «Шубка» нашлась, но подойти к ней оказалось довольно проблематично.

Экскурсовод встала у неё и, с энтузиазмом что-то вещая, не отходила минут тридцать. Экскурсанты не знали, куда себя деть и зевали. Другие экскурсии, завидев стоящую группу, двигались в остальные залы.
КЛИМТ. Прогулку по местам Климта начну со свидетельства (Михалыча)
«Вена, имперский город, как всякая столица меньше всего думает о мыслях своих граждан, имхо.
1996. Моцарт, Моцарт, растиражированный австрийскими кичмахерами до такой степени, что через 10 лет пришлось сменить идола.
2006. Климт, Климт...
Ну и Сисси, естественно. "Велено - Климт, значит Климт".


Действительно, фигура самого знаменитого венского художника, чье фирменное золото, вдохновленное византийскими иконами, растиражировано ныне в Вене, долго была недооценена на родине. Венские снобы предпочитали нервную эротику манерного Эгона Шиле и красочный экспрессионизм экстравагантного Оскара Кокошки.
Важность Климта заметили после потери: в 2006-м пять картин из Австрийской галереи, в 1940-х годах экспроприированных у частного владельца, Густава Блох-Бауэра, после долгой судебной тяжбы передали его американским наследникам. В том же году Рональд Лаудер купил одну из картин, «Портрет Адели Блох-Бауэр I», для своей Новой галереи в Нью-Йорке за рекордные 135 миллионов долларов.
Я думал, что прогуляться по климтовским местам будет просто: надо взять путеводитель и там будет описан соответствующий маршрут. Подобные маршруты действительно предлагались – «Вена кинематографическая», «Вена медицинская», «По местам великих музыкантов». Я слегка обалдел, обнаружив для желающих прогуляться по гитлеровским местам полноценный маршрут «Гитлер в Вене» (Оранжевый гид, 4-е издание, 2015). Но вот с Климтом у составителей почему-то не сложилось, так что составим маршрут сами.
«Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей — троих мальчиков и четырёх девочек. Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все три сына Эрнеста Климта стали художниками» (Википедия).
То венское предместье давно вошло в городскую черту. В 1960-е район полностью перестраивали, и сохранять дом какого-то малозначимого художника не стали. Он был снесен в 1968 году. Нам осталось созерцать мемориальную доску с текстом: «На этом месте стоял дом, в котором 14 июля 1862 года родился художник Густав Климт, сооснователь Сецессиона».

Отвлекусь и назову еще один любопытный объект, до которого мы не добрались из-за недостатка времени. Это Вилла Гермес (Hermesvilla) - резиденция любимой жены Франца Иосифа, Сисси. Она не дружила с императрицей-матерью, а Вену так просто ненавидела и все стремилась уехать из нее куда-нибудь подальше. Чтобы удержать ее, император построил ей дворец неподалеку, в центре охотничьих угодий. Так вот, расписывали дворец братья Густав и Георг Климт с Францем Матчем. Впрочем, считается, что в композициях с пухлыми младенцами рука Густава Климта совсем не чувствуется.
Традиция предписывала Густаву идти по стопам отца, и он учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Окончив его, в начале 1880-х годов Густав вместе с братом Эрнстом и художником Францем Матчем организовал художественное сообщество. Компания занималась росписью стен и потолков и поначалу получала заказы на окраинах империи, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах.
Первым большим успехом стал заказ на потолочную фреску нового Государственного театра (Burgtheater, 1888) и сразу вслед за ним – на роспись необъятного здания Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum, 1891). Между двумя этими зданиями находится Венский университет (Universität Wien): в 1893 году его перестраивали, и руководство университета заказало художнику аллегорические картины для украшения его парадного зала. После нескольких лет работы Климт представил три картины: «Медицину», «Философию» и «Юриспруденцию». Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Недовольство высказывали все круги — политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. В 1945 году эти работы были уничтожены.
Одним словом, в Университете с Климтом совсем плохо. Но и в Бургтеатре не намного лучше, туда можно попасть только на спектакли. Впрочем, Музей истории искусств с его великолепной коллекцией и без Климта стоит того, чтобы провести в нем несколько часов, а то и целый день. Присмотримся к работам Климта в парусах свода музея. Он уже вырабатывает свой стиль: много золота, позаимствованного с убранств святых на византийских иконах, богатство фактуры и скупость фона. В дальнейшем к этим качествам добавятся эротика и философская многоплановость, и фирменный стиль Климта готов.

Картиной «Обнажённая истина» (1899) Климт продолжил вызов общественности. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

Венские 1900-е – «золотой период» творчества живописца. Золотой не только из-за льющегося с полотен золота - все основные шедевры были написаны в эти годы. Я обещал обойтись без банальностей, лишь напомню адреса работ Климта этого периода: Альбертина, Музей Леопольда, самое знаменитое здание венского модерна – Сецессион с его золотым куполом. Не забудьте также городской Музей Вены и Верхний Бельведер.

Повсюду в Вене можно видеть знаменитый «Поцелуй». Считается, что художник изобразил на картине самого себя и свою возлюбленную Эмилию Флёге, хозяйку венского модного дома. Пара оставалась неразлучна на протяжении многих лет. Климт никогда не был женат, хотя молва приписывает ему не менее десятка детей.
Позднее художник начал отходить от перегруженного декоративностью стиля. На втором портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет. Теперь Климту важнее цвет: облаченная в белое Адель изображена на фоне синих, зеленых и розовых цветовых пятен.

Также его кисти принадлежат и пейзажи.

Еще один адрес художника – его последняя мастерская на Фельдмюлгассе («Вилла Климта»), где он жил и работал в 1912–1918 годах.

Художник умер в феврале 1918 года от испанского гриппа, перенеся перед этим инсульт. Его лучший друг и главный почитатель Эгон Шиле успел закрыть ему глаза и написать, что всё тут должно остаться нетронутым. Он не сомневался, что дом Климта в самом скором времени превратится в музей.
Вскоре Шиле и сам умер, тоже от испанки. Двадцатый век виллу не щадил: она переходила из рук в руки и перестраивалась несколько раз. Когда очередной хозяин в конце прошлого столетия задумал её снести, общество охраны памятников архитектуры было на это согласно. Далее всё было почти как в России: горстка энтузиастов стояла до последнего, раздувая скандал и разве что не ложась под бульдозеры. Помогла новая популярность Климта в Америке и надвигающийся 150-летний юбилей. Почти век спустя после смерти, в 2012, вилла наконец открылась для публики.
С сайта Rutraveller.ru: «Здание виллы выполнено в стиле необарокко. Студия художника, находившаяся на момент обнаружения в полном запустении, впоследствии была реконструирована и возвращена к жизни благодаря стараниям членов Общества памяти Густава Климта, созданного в 1999 году.
Главный блок студии состоит из 7 комнат, также имеется два раздельных входа. Кроме того, сегодня туристы могут увидеть здесь фоторепродукции картин мастера в полный размер, а также точные копии мебели художника, сделанные по архивным образцам».



Могу рекомендовать посещение только большим почитателям Климта. Вы здесь не увидите ничего, кроме самого места. Копии картин, копии мебели, воссозданная мастерская….
Портрет Эмилии Флёге и платье, созданное по эскизу художника.

Незаконченные картины, слева «Невеста», справа «Дама с веером».

На стене - картина «Подруги» (утрачена в 1945 году).

Для осмотра открыт только первый этаж. В этом музее мы с женой были единственными посетителями, и смотритель разрешил нам подняться и на второй, который служит для мероприятий «Общества памяти Климта».

Самая известная фотография Климта принадлежит Морицу Нэру (Moritz Naehr): Густав Климт с кошкой возле своей мастерской (1912). Традиция сохраняется, живущая здесь «кошка Климта» вольно чувствует себя в сувенирном киоске.

Постоянное жилище художника находилась на Westbahnstraße. Жил он там со своей матерью, а после ее смерти в 1915 году – вместе с сестрой. На этой квартире 11 января 1918 года он перенес инсульт, а скончался 6 февраля в больнице на Alser Straße 4. Только в 2001 году на Вестбанштрассе была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме художник Густав Климт жил в 1898-1918 годах».

Мы посетили могилу Климта на кладбище района Хитцинг (Friedhof Hietzing). Кладбище практически безлюдно, могила скромная. Почему-то кладут не цветы, а камешки. Вспомнили и другого мастера модерна: два года назад были с сыном на могиле Альфонса Мухи в Праге.

По законам жанра, прогулку надо закончить у памятника Климту. Но не ищите его в Вене – его там нет. Более того, его нет нигде. В Австрии есть только бюст художника, установленный в Унтерах на озере Аттерзее. И всё же есть одно место, где посмертной славе Климта воздается должное. Это музей мадам Тюссо, где художник присутствует наряду с Сисси, Моцартом и недавно добавленной Кончитой Вурст.

Вообще, музей Тюссо – такое место, где вы можете потрогать Мадонну, поцеловать Джонни Деппа и сделать ряд других подобных глупостей, о которых вы мечтали. Надев корону, жена фотографировалась вместе с Елизаветой, надев цилиндр – с Марлен Дитрих. Справа от Климта стояла «Золотая Адель» с прорезью вместо лица, куда можно вставить голову и сфотографироваться. Впрочем, жена нашла прорезь слишком большой и сфотографировалась в традиционном стиле, опершись художнику на плечо.
**
Для будущих путешественников приведу 12 венских адресов, связанных с Климтом.
Linzer Straße 247 - дом, где родился Климт.
Вилла Гермеса (Hermesvilla), Lainzer Tiergarten; вт.–вс. 10–18; €6, свободный вход в первое воскресенье месяца.
«Альбертина» (Albertina), Albertinaplatz 1; чт.–вт. 10–18, ср. 10–21; €12,90
Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum), Maria-Theresien-Platz; вт.-ср., пт.–вс. 10–18, чт. 10–21; €14
Музей Леопольда (Leopold Museum), Museumsplatz 1; ср., пт.–пн. 10–18; чт. 10–21; €13
Сецессион (Secession), Friedrichstr. 12; вт.–вс. 10–18, закрыт 25 декабря; €9
Музей Вены на Карлсплац (Wien Museum Karlsplatz), Karlsplatz 8; вт.–вс. 10–18, закрыт 1 мая, 25 декабря, 1 января; €8, свободный вход в первое воскресенье месяца.
Верхний Бельведер (Oberes Belvedere), Prinz-Eugen-Str. 27; ежедневно 10–18; €14
‎Вилла Климта (Klimt-Villa), Feldmühlgasse 11; чт., пт., сб. 10–18; €10
Westbahnstraße 36 – последний дом Климта.
Кладбище Хитцинг (Friedhof Hietzing), Maxingstr. 15; еж., ноябрь–февраль: 8–17, март, октябрь 7–18, апрель, сентябрь 7–19, май–август 7–20.
Музей Мадам Тюссо. Prater, Riesenradplatz. Еж. 10-18. €20.50, по интернету €14.35.
Полагаю, что добраться до всех этих объектов легко. Добавлю, до дома на Linzer Straße мы шли пешком от метро U4 Unter St. Veit. До дома на Westbahnstraße мы шли пешком от метро U6 Burggasse-Stadthalle. До кладбища Хитцинг мы шли пешком от Глориетты (Gloriette), пройдя мимо вышедших ненадолго из своего домика жирафов и войдя на территорию через ворота № 4.

ВАГНЕР. Мы ехали в Вену, чтобы посмотреть работы австрийского архитектора Отто Вагнера (1841-1918), мастера стиля модерн. К модерну Вагнер пришел, уже имея немалый опыт строительства многоквартирных домов, причём в большинстве случаев он был одновременно и архитектором, и владельцем зданий. Его большой проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до Шёнбрунна) не был реализован. В качестве образца застройки Вагнер спроектировал и построил на Линке Винцайле два своих очень известных дома, «Майоликовый дом» и «Дом с медальонами».


Упоминание о них можно записать в банальности, однако мало кто знает, что совсем рядом, на Кёстлергассе 3, находится и третий дом, построенный одновременно с первыми двумя в 1898 году.

Впрочем, другой масштабный проект Вагнеру удалось завершить. Это павильоны городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которых сохранилась и используется. Некоторые из них — настоящие архитектурные шедевры. Например, тот, который стоит прямо у станции метро Хитцинг, точнее, над линией метро: это дворцовый павильон Хитцинга (Hofpavillion Hietzing), построенный Вагнером в 1898 году как частная станция железной дороги для Франца Иосифа. Однако, несмотря на все усилия архитектора, кайзер воспользовался станцией всего дважды, в 1898 и 1900 годах.

Не сомневаюсь, что дома на Линке Винцайле и павильоны железной дороги хорошо известны читателям. Нам же хотелось осмотреть не столь часто посещаемую туристами постройку – церковь Святого Леопольда.
Википедия: «Церковь Ам-Штайнхоф (нем. Kirche am Steinhof — букв. «У Штайнхофа», также церковь Святого Леопольда (нем. Kirche zum heiligen Leopold)) — церковь, построенная по проекту Отто Вагнера в 1903-1907 годах на холме Штайнхоф некогда в пригороде Вены, на территории венской психиатрической больницы. Памятник модерна. Художественное оформление выполнено Коломаном Мозером (витражи и мозаики), Рихардом Лукшем и Отмаром Шимковицем (скульптура).
Церковь построена на вершине холма, на высоте 310 метров над уровнем моря, при этом в нарушение канона ориентирована по оси север-юг. Она рассчитана на 800 молящихся. Интерьеры устроены с учётом того, что прихожане — психиатрические больные: все углы внутри церкви закруглены, алтарь физически отделён от главного зала. Доступ в храм — раздельно для мужчин и женщин, при этом предусмотрены особые служебные выходы для эвакуации больных; исповедальни, в отличие от обычных церквей, относительно открытые. Даже скамьи для верующих были первоначально спроектированы раздельно для различных категорий больных. Потолок под главным куполом украшен символами четырёх евангелистов, витражи — образами святых, над алтарём изображено восхождение души на небо».

Путеводитель «Афиши»: «Вагнеровская церковь представляет собой совершенно незабываемое зрелище. Она возвышается на западных склонах Венского леса, как великолепная корона и — одновременно — суровый судья; высокий купол дополнен двумя строгими прямоугольными башнями. Это миф города, вознесшийся на недосягаемую высоту: Вагнер ориентировался на главный венский стиль (барокко) и главную венскую архитектурную святыню (Карлскирхе), но все это переведено на язык югендстиля. Наличие «нервного», или «психического», элемента в венском мифе тоже очень важно — в каком еще городе лучший храм могли бы отдать душевнобольным?».
Беспокоило нас только то, что открывают её для осмотра не часто и единственный день, в который мы могли попасть внутрь – это день прилета, воскресенье. По расписанию наш самолет должен был приземлиться в аэропорту Вены в 12.30. После этого надо было доехать до города, разместиться в гостинице и сразу ехать осматривать церковь. По времени мы успевали (церковь открыта с 12 до 16 часов), но за день до нашего отлета рейс «Трансаэро» вылетел с опозданием на три часа. Как-то будет у нас?
Всё прошло прекрасно, в этот день наш рейс вылетел вовремя, и в церковь мы успели. Доехали до метро Ottakring, сели на автобус 48А и доехали до остановки Otto-Wagner-Spital. Из автобуса вернулись чуть назад, к воротам больницы.

Её территория обширная и зелёная, к церкви пришлось идти в гору. При входе с нас взяли по 2 евро. Посетителей внутри было немного.


Наши ожидания оправдались, церковь произвела на нас сильное впечатление. Не зря мы сюда спешили! Особенно понравилось внутреннее убранство, мозаики и витражи Коло Мозера.






В один из дней мы осмотрели две виллы, которые Вагнер построил для себя в районе Хюттельдорф. Первая вилла, дом 26 на Hüttelbergstraße — раннее произведение (1888), еще эпохи эклектики. Это с размахом поставленная неоклассическая постройка в духе Палладио, с ионическим портиком. В 1972 году ее купил художник и скульптор Эрнст Фукс и переделал под свой частный музей. Добраться до неё просто. На метро следует доехать до станции U4 Hütteldorf, а далее на автобусе № 43В, 52А, 52В до остановки Campingplatz Wien-West 1. Виллу видно справа по ходу движения автобуса.

Вход в музей Фукса расположен позади здания. Место безлюдное, так что двери закрыты на замок, надо позвонить в звонок. Нам открыла милая девушка, обрадовавшаяся гостям. Сразу за входной дверью находятся ступеньки, на которых стоял целый ряд домашних тапочек, а также обувь одного пришедшего посетителя. Верхнюю одежду мы повесили на плечики в шкаф. Девушка рассказала, что все картины и скульптуры, которые мы увидим на вилле, являются подлинными работами Фукса. Мебель и интерьеры также выполнены по его эскизам. Мы спросили, сохранилось ли на вилле что-то от Отто Вагнера. Оказалось, только часть одного зала, витражи и оформление потолка.


Фукс – видный представитель школы австрийского «фантастического реализма». Меня его работы не впечатлили, показались дешевым вариантом Дали. Кстати, Фукс и Дали были знакомы, на втором этаже особняка как раз проходила специальная выставка.

Впрочем, Фукс весьма успешен, кому-то его работы нравятся.





На вилле лежат для просмотра толстые альбомы с работами Фукса. Жене из всего увиденного понравились пейзаж и две скульптуры, вот одна из них.

Уходя, мы спросили у девушки, жив ли Эрнст Фукс. Да, здравствует.
Добавлю, он умер в Вене только что, 9 ноября, в возрасте 85 лет.
После того, как Вагнер продал в 1911 году эту виллу, он построил на прилегающем участке другую (дом 28 на Hüttelbergstraße). Это последняя работа Вагнера (1913), аскетическая, холодная, бетонная и алюминиевая. Отделана она только синим кафелем и небольшими мозаиками Коло Мозера. С небольшими изменениями был использован его проект, разработанный еще в 1905 году. Здание было задумано как будущий «вдовий дом» - жилище для его жены, которая была моложе на 18 лет. Однако жена умерла раньше мужа, в 1915 году.


Последние собственные доходные дома Вагнера построены в 1909 – 1912 годах (Neustiftgasse, 40 / Döblergasse, 2, 4). Эти здания стали концентрацией разработанной архитектором теории строительства многоквартирных жилых домов. Нижние этажи дома 40 по Neustiftgasse выделены геометрическим орнаментом из штукатурки и пластин чёрного стекла. Соседний дом 4 по Döblergasse декорирован простым орнаментом из синих глазурованных плиток.

В этом доме находится последняя квартира Вагнера, в которой знаменитый архитектор и скончался в 1918-м году. В этом же году ушел весь цвет Вены – умерли также Коло Мозер, Густав Климт, Эгон Шиле, Фердинанд Ходлер. Закончилось время Империи, на её территории возникла Австрийская республика и шесть других республик.

Вагнер похоронен на кладбище района Хитцинг (Friedhof Hietzing). Надгробный семейный памятник на шести классических мраморных колоннах он спроектировал сам, еще в 1881 году.

Надеюсь, что любителей архитектуры ХХ века заинтересуют творения Вагнера. Почему-то о них редко пишут. Задал поиск по рассказам на AWD, нашел только одно упоминание о вилле Вагнера, и ни одного – о церкви. На нашем сайте лучше. Церковью Ам Штайнхоф снаружи любовались SABy (2012) и Наталья М (2012), а внутри смогли осмотреть Ашатан (2013) и AlenaE (2015). Виллу Вагнера снаружи осмотрела Ашатан (2013), а внутри AlenaE (2015).
ГРАФФИТИ. В прошлом году я прогулялся по Дунайскому каналу и сфотографировал некоторые из имеющихся там граффити. В этот раз решил не ограничиваться каналом. Так как готовился к поездке по путеводителям, то заодно захотел посмотреть, упоминают ли они о граффити. Lonely Planet, DK Top 10, «Вокруг света», «Афиша», «Оранжевый гид» - во всех слово «граффити» отсутствовало. Нашел одну строчку в путеводителе «Вена для романтиков» (ЭКСМО 2015) в маршруте «В точности по Фрейду». Описан вход в парк Arne Carlsson: «Стены с противоположной стороны расписаны целыми картинами граффити, очень высокого качества». Приводится фотография. Специально приехал в этот парк – граффити закрашено. Из достойных рисунков в этом месте лишь вот такие лягушки.

Летом мне попалась такая заметка. Она прекрасно иллюстрирует, что написанному не всегда можно верить. Андрей Adno в Вене вообще не был. Непонятно только, зачем придумывать?

Оформление стены кафе.

Еще одна стена кафе.

Вход в галерею стрит-арта.

Работа известного бельгийского художника ROA, который по всему миру рисует таких черно— белых животных. В Москве у него тоже есть белочки у ТРЦ «Вегас». Этот рисунок был сделан к персональной выставке несколько лет назад и сейчас немного попорчен.

В сентябре 2011 года московская группа Zuk Club приезжала в Вену на фестиваль стрит-арта. Понятно, что многие работы фестиваля не сохранились. Но у нас была надежда взглянуть на большого гнома на стене русла реки Вены. Мы пошли от метро Кеттенбрюкенгассе вдоль Wienfluss по направлению от центра. После десяти минут прогулки гном от Zuk Club нашелся! Правда, он выглядит не так ярко и сочно, как на старых фото, но не забудьте, что прошло четыре года.

В июне 2012 года группу Zuk Club пригласили сюда на новый фестиваль.
"ВРЕМЯИСТЕКЛО" - это философия, заключенная в сюрреалистический коллаж. Это визуальная треш-эстетика, состоящая из разнообразной графики, такой, как живопись, пуантилизм, мультипликация и прочее. Работа посвященная концу света, состоит из образов хаоса и смерти, где русскоязычное название можно интерпретировать в различных смыслах: буквально "время и стекло", как истекающее время и время подошедшее к концу. Проект площадью свыше 1000 кв. м. реализован арт-группой "Zuk Club" (Россия) в рамках фестиваля уличного искусства "Black River 2012" (Австрия, Вена). (boris75kg.livejournal.com/34347.html).



Не часто можно встретить граффити 140-метровой длины, которое рисовали три недели! Гномы и обезьянки – обязательные атрибуты работ группы тех лет. Эта композиция на стене кабельного завода при создании была одним из самых больших произведений стрит-арта в Европе. Как мы могли убедиться, композиция прекрасно сохранилась.
Элегантная гостиница Altstadt 4* на Кирхенгассе занимает отреставрированное историческое здание в популярном квартале Шпиттельберг, всего в 5 минутах ходьбы от Музейного квартала. Цены за ночь в двухместном номере начинаются от 150 евро. Мы не собирались здесь размещаться, однако зашли сюда, так как в 2014 году группа Zuk Club приняла участие в оформлении интерьера.

И конечно, мы с женой прогулялись вдоль Дунайского канала. Почти все интересные работы, которые я видел год назад, уже заменены новыми. Но две работы 2013 года австралийца Fintan Magee сохранились. Кстати, жив и его отличный рисунок на Рождественке в Москве.

20 фотографий с Дунайского канала я отобрал на собственный вкус. Если даже вам ничего не понравилось, все равно рекомендую прогуляться вдоль канала.
Manuel Murel

Eskai

Scek

Max Saida

Skirl


Неопознанные художники






НОВАЯ СМОТРОВАЯ. Приведу информацию с сайта www.bashni.info: «Небоскреб DC Tower 1 — одни из двух небоскребов архитектурного комплекса DC Towers, также известного как Башни Донау Сити (Donau City Towers), расположенном в Вене, столице Австрии, в районе Донау. Начало строительства DC Tower 1 было запланировано еще в 2007 году, однако из-за разразившегося кризиса на финансовых рынках откладывалось несколько раз. В конце концов, строительство здания началось в июне 2010 года. Строительство башни завершено в 2013 году, и первые арендаторы заняли офисы в небоскребе в октябре 2013 года. На очереди строительство DC Tower 2 — второй башни комплекса DC Towers. Оба здания спроектированы известным французским архитектором Домиником Перо (Dominique Perrault).
На сегодняшний день небоскреб DC Tower 1 является самым высоким зданием в Австрии. В здании 60 этажей. Высота - 220 метров до уровня крыши или 250 метров с учетом антенны».

Еще информация с этого сайта. «Эксперты всемирно известного конкурса Emporis Skyskraper Award назвали самые лучшие небоскребы в мире, построенные в 2013 году. Победители были выбраны из более 300 зданий высотой более 100 метров. … Вторую премию конкурса Emporis Skyscraper Award получил небоскреб DC Tower 1, построенный в Вене архитектурной фирмой Dominique Perrault. Здание имеет высоту 250 метров и выделяется своим внешним видом — три стороны DC Tower 1 зеркально гладкие, а четвертая, наоборот, с неровностями и напоминает иссеченную скалу, что придает солидности внешнему виду здания, несмотря на то, что сам небоскреб узкий. Башня построена в духе эко-тенденций и оснащена солнечными батареями, зеленой зоной с растениями, требующими мало воды, а также подзарядками для электромобилей».
Читая другие новости, я узнал, что сдача офисных помещений в аренду идет не так, как планировалось. Небоскреб стоит наполовину пустым, в прошлом году здесь поселились только два новых арендатора. Постройка второго небоскреба оказалась под вопросом. Виной тому сложная ситуация на рынке офисной недвижимости.

Для нас с женой главным было то, что на последнем этаже этого небоскреба есть смотровая площадка. До неё мы добирались на двух лифтах, которые ходят очень быстро. Смотровая остеклена по периметру здания, а сверху открыта. На этом же этаже есть кафе, в котором можно покушать и посмотреть на Вену с высоты. К сожалению, во время нашего посещения было пасмурно, и фотографии получились не такие захватывающие.



На нашем сайте я ничего не читал о смотровой на DC Tower 1. Для будущих путешественников укажу: площадка открыта ежедневно с 10 до 18 часов, билет без скидок стоит 9.5 евро. По смотровой мы гуляли в одиночестве. Видимо, из-за недостатка рекламы туристы просто не знают о возможности посмотреть город отсюда. Потом мы прогулялись к описанной во всех путеводителях Дунайской башне. Вот на её смотровую, несмотря на пасмурную погоду, постоянно шли посетители.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА. У России и Австрии есть кое-что общее. И там и тут президент избирается всенародным голосованием на шесть лет, и при этом не более чем на два срока подряд. И там и тут действующий президент отмечает день рождения в первой декаде октября. А дальше – различие. Путин холост, а Фишер женат. Путина нам видеть не довелось, а на Фишера с его супругой мы посмотрели.
В честь 77-летия Хайнца Фишера прошла его встреча с руководством австрийских вооруженных сил. Играл оркестр.

Телеоператоры и фотографы старались запечатлеть событие.

Журналисты осаждали президента вопросами.

Один из военных оказался общительным и очень высоким.

За порядком следили симпатичные полицейские.

Австрийский президент впервые избран в 2004 году и сейчас к концу подходит его второй срок. Внешне он выглядит, надо сказать, достаточно хорошо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вена долго была столицей империи Габсбургов. Отсюда и шик построек, и ширина бульваров, и громадные комплексы дворцов. Грандиозные здания не дают забыть о великом прошлом. В начале ХХ века с населением 1.3 млн человек Вена занимала 4 место в Европе после Лондона, Парижа и Берлина, сейчас – 15-е.
Если турист начинает читать отзывы о Вене, то замечает, что восхищающиеся городом авторы перебегают из одного музея в другой, да еще успевают отметиться на спектакле в Опере. Но ведь не все любят смотреть бесконечные картины, скульптуры и тому подобное. Отсюда и возникают сомнения – ехать или не ехать? А если ехать, то на два дня или одного хватит?
На мой взгляд, любому туристу надо чётко понимать, что нужно именно ему. Не требуется ни с кем соревноваться ни в количестве посмотренных музеев, ни в количестве потраченных денег. Кому–то надо сразу отправляться в Альбертину и к Стефану, кому –то в Захер и Оперу. А кому-то, может быть, надо, проснувшись, не торопясь позавтракать с венцами в непафосном кафе. Просто посмотреть по сторонам, не следуя почасовому плану. Просто гулять и любоваться одним из красивейших городов, не сравнивая музеи, соборы и ярмарки с какими-то другими и не раздавая субъективные оценки.
Читая отзывы о Вене, замечаешь, что многие авторы не покидали пределы Внутреннего города. Но ведь флактурмы, газгольдеры, небоскребы Дунайского городка и многое другое – это тоже Вена. Помните, что каждый новый город вы открываете для себя сами, и не стоит ориентироваться на затёртые туристические штампы. Кто-то, почитав мой рассказ, покрутит пальцем у виска – вокзал, кладбище, далекие виллы, мемориальные доски, стена стрит-арта… Вовсе не призываю повторять наш маршрут. В Вене, как и в любом другом городе, идите туда, где лично вам интересно. А не туда, куда вас поведут, или куда «обязательно надо». Все условия для этого есть, выбор у вас большой, Вена – поистине неисчерпаемый город.
Хорошо ездить одному, когда не надо ни с кем согласовывать маршрут и можно идти, куда хочешь. Однако, побывав в Вене, я понял, что это романтический город. Мест, где вдвоем быть лучше, здесь тоже хватает. И вообще, приятно показывать город любимому человеку, чтобы он разделил с вами ваше восхищение.
Мы с женой провели в городе пять полных дней, и тоже осмотреть всю Вену не успели.
**
Мой рассказ о поездке 2014 года «В Вену за Рубенсом, или Вена без банальностей» http://www.otzyv.ru/read.php?id=182233
**
Использовано: www.wien.info/ru, www.wien.gv.at/wiki/index.php/Gustav_Klimt; de.wikipedia.org/wiki/Gustav_Klimt; www.avstrija.at, www.weekends.travel, www.nashi-progulki.ru, www.afisha.ru/article/hitzing, www.rutraveller.ru, boris75kg.livejournal.com/34347.html, www.bashni.info.

 Сообщить модератору



Спасибо.
И еще за то, что в этом отзыве Вы на себя непохожи.:))
Спасибо за любимого Климта, за венский модерн...
Цитата:

нервную эротику манерного Эгона Шиле


А мне у него нравятся портреты, пронзительные, неэротические.
Спасибо, было интересно.
Цитата:

восхищающиеся городом авторы перебегают из одного музея в другой, да еще успевают отметиться на спектакле в Опере


Не можете без уничижительных эпитетов в адрес других... Подразумевается, что только вы осматриваете город глубоко и вдумчиво?
Спасибо, было очень интересно. Вену полюбила давно, но, к сожалению, не имею возможности проведать ее снова.
Какая "другая" Вена!!
Скучаю по ней.
Титанический труд... Спасибо огромное! Было интересно прочитать и посмотреть...
Спасибо за отзыв!

Не считаю аэрографию украшением Вены, но спасибо за другой взгляд на город и все остальное!
Феерично и очень подробно и очень необычно! Но автор-то - Василий П!
Если бы я предложил жене такой маршрут был бы...э-э-э... непонят :). А у вас все органично?
Кстати, наряду с информацией о пребывании в Вене Хрущева и Брежнева воспроизведен ответ Молотова на вопрос: Будет ли участвовать СССР в плане Маршалла (план восстановления Европы после войны)? Молотов сказал "Нет".
(Михалыч), jacaranda, Lissi, LudaB, НАстя Данилова, семга, Клара-с-Карлом, Андрей Смирнов, благодарю за внимание к отзыву.
Всем любителям Вены спасибо за теплые слова.
Цитата:

в этом отзыве Вы на себя непохожи.:))


(Михалыч), по-моему, как раз очень похоже на мой прошлогодний отзыв о Вене.
Конечно, непохоже на отзывы о Самаре и Тольятти :)
Цитата:

А мне у него нравятся портреты, пронзительные, неэротические

.
Lissi, вкусы у нас разные, мне вот не нравится ничего.
Цитата:

Если бы я предложил жене такой маршрут был бы...э-э-э... непонят :). А у вас все органично?


Андрей Смирнов, жена в восторге от Вены!
То, что здесь описано - менее половины из посещенного нами. Внутренний город осмотрен. Шёнбрунн тоже. Магазины Кёртнерштрассе и Мариахильферштрассе были.
Модерн мы смотрим и в Москве, так что по местам Климта и Вагнера она ходила с удовольствием. А если вы вспомните, что в Москве мы вместе ездим смотреть граффити, то вопрос может вызвать лишь вокзал. Но он близко от центра и там мы были мало.
не надо спорить - поругаемся :))
Цитата:

(Михалыч), по-моему, как раз очень похоже на мой прошлогодний отзыв о Вене.
Конечно, непохоже на отзывы о Самаре и Тольятти :)


Некоторые Ваши отзывы (на мой взгляд) откровенно скучны. Похожи на каталоги достопримечательностей.
Этот - живой.
Хочется перечитать.

(Ничего личного)
Цитата:

Некоторые Ваши отзывы (на мой взгляд) откровенно скучны. Похожи на каталоги достопримечательностей.


(Михалыч), спорить не буду, есть такое. Когда город не задевает, так и получается. Веселые и содержательные одновременно отзывы мне не даются!
Я еще не о всех посещенных городах пишу, а то читателям бы было совсем скучно.
Правда считаю, что от скучных отзывов тоже есть польза. Каталоги достопримечательностей небанальных городов - нужная вещь, по себе знаю.
Василий!!!
Снимаю шляпу!
Захватывает с первых строк!
Вы удивительный рассказчик. Я отрваться не могу от чтения. И соглашесь с Михалычем, вы тут совсем на себя не похожи ). И перечитать хочется ).
Я еще не дочитала до конца, а уже мне захотелось восхититься и оставить комментарий ).
Ушла дочитывать. Вернусь...
Если бы я любила Вену так, как любите ее Вы, я бы сказала-огромное спасибо! Но это не так, поэтому просто: спасибо, интересно)
Прочитала рассказ с большим интересом и удовольствием. И вдруг осознала, как соскучилась по Вене! И за это вам тоже большое спасибо!
Я не люблю роскошь, золото, пафос, вычурность. Мне старьё нравится, простота, природа) крепости-разруха. Необычности всякие люблю, и потому
Спасибо, Василий. Особенное - за граффити.
Вена - не мой город. За исключением, пожалуй, Хундертвассера.
Привет, Василий!
С удовольствием вспомнила свою прошлогоднюю октябрьскую Вену - в этом году погодка похуже была, вижу.
Хотя я тоже с девочками выше, Вена - не самый мой любимый город, но опыт был интересный:)
Цитата:

восхищающиеся городом авторы перебегают из одного музея в другой, да еще успевают отметиться на спектакле в Опере


О-оу, да это, наверное, про меня?!
Вася, я, кажется, из тех зануд, которые каждый свой рассказ пишут для всех - тех, кто был и тех, кто не был, со всеми подробностями, повеселившими меня вещами и даже самыми банальными и раскрученными достопримечательностями. Ну вот как писать о Вене без Бельведера и Шенбрунна? Кстати, а вот Бельведер-то у Вас и имеется:)
Но возник вопрос - как Вам удалось сделать фото, ведь там нельзя снимать, я это точно помню (снимала немножечко из-под полы!), а у Вас все шедевры - Поцелуй, Адель - как на ладони!
Больше вопросов нет, мне, как человеку, для себя галочку в графе Вена поставившему, очень было интересно почитать!
П.С. Самой смешно, но я иной раз свои же отзывы перечитываю, чтобы вспомнить, как добраться от аэропорта до города, если еду туда второй раз:)
П.П.С. Но вообще согласна, что всю тех.информацию (стоимость, часы работы и пр.) искать следует на офиц.сайтах. А вот для понимания общей атмосферы и, кстати, идей маршрутов, новых мест, "фишек" - тут отчеты незаменимы. Но, кстати, в местах не столько заезженных туристами, как Вена, каждый, даже самый скудный, отчет с практической информацией и ориентировками на местности - на вес золота!

Спасибо за рассказ!
я в Вене не была, но прочитала рассказ от начала до конца с интересом.
Может быть, мой вкус банален, но мне ОЧЕНЬ понравилась Вилла Климта.
Спасибо, Василий!
Цитата:

Вена - не мой город


Бывая в Будапеште, непременно вырываюсь на день-два в Вену.
И не специально в дворец или галерею.
Просто в Вену.
Нравится мне там бродить.
С первой встречи в 1996.

"Мой город"? - точно нет.
Знакомые все лица! И все сами пишут отзывы интересно, но по-разному.
Рад слышать вас всех, ОлесяБ, natashik-09, Элли2, Sergusha, Азалия, julietta0707!
Цитата:

Захватывает с первых строк!


Ну это вы преувеличиваете. Вступление-то вообще ничего захватывающего не содержит. Мастер описывать поездку захватывающе - это как раз вы. А факты я в путеводителе посмотрю.
Цитата:

Спасибо, Василий. Особенное - за граффити.


Рад найти единомышленника!
Цитата:

Вена - не мой город


Да ничего страшного, наверняка есть и "ваши"
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1В Прагу за радлером и модерном, издание переработанное
2К «Новой земле» (почти в Хельсинки) за грибами и новыми впечатлениями…
3В Сочи за весной и солнцем
4В Вену за Рубенсом, или Вена без банальностей
5Вена Австрия практические советы
6В Заполярье за мечтами. Люнгенские Альпы, Тромсё и остров Квалойя
7Попытка бюджетного отдыха в небюджетных городах: Стамбул и Бодрум. Часть 1. Стамбул
Отдых в Австрии
Отели в Австрии
Отели Шрунса
Отели Штегерсбаха
Грац
Гальштат
Погода в Австрии
Детский отдых
Рейтинг отелей:
197.Pension Siegmundshof 5
198.Sunny 5
199.Imlauer Nestroy 5
200.Pulverer Thermenwelt Hotel 5
201.Haus Alexander 5
202.Norica 5
203.Herzoghof 5
лучшие отели Австрии
Фото отелей:
85.Strasser, Австрия [7]
86.Pertschy, Австрия [7]
87.Apartments Kasimir, Австрия [7]
88.Apartment Nahe Zentrum, Австрия [7]
89.Haus Talblick, Австрия [7]
90.Alpenblick, Австрия [7]
91.Landhaus Gitti, Австрия [7]
Популярные отели:
64.Gaestehaus Unterberger отзывы
65.Geblergasse отзывы
66.Derag City Apartments отзывы
67.Graben отзывы
68.Trinker отзывы
69.Pension Gschaider отзывы
70.Grand Sauerhof отзывы
Отзывы по отелям:
428.Австрия, Toni [1]
429.Австрия, Landhaus Gitti [1]
430.Австрия, Gasthof Steinerwirt [1]
431.Австрия, Amedia Express Salzburg [1]
432.Австрия, Seminarhotel Springer-Schloessl [1]
433.Австрия, Appartementhaus Anka [1]
434.Австрия, Eurostars Vienna [1]