08.11.15 10:44:24
Районы, кварталы. Автозаводский район Тольятти 
Время отдыха: лето 2015

ВСТУПЛЕНИЕ. В расписании РЖД присутствует поезд «Москва – Тольятти». На нем я и съездил в Тольятти на выходные. Попутчики, узнав, что я еду осматривать город, искренне удивились: «У нас смотреть нечего!». Впрочем, такую фразу в России можно услышать от жителей любого города (кроме, пожалуй, Петербурга). Я знал, что, хотя на гербе города красуется дата «1737», от первых двух сотен лет ничего не сохранилось. Максимум древности, которую можно увидеть – это несколько «сталинок». Но меня не отпугивало то, что это «типичный советский город, где нечего смотреть». Ведь в России уже 300 лет продолжаются попытки построить «идеальный город». Петр Первый захотел создать город на пустом месте и по идеальному плану. Но Санкт-Петербург, хоть и стал лучшим, не может считаться единственным. Я был в Минске, центр которого был построен с нуля после войны. Кто-то даже назвал его «Петербургом Сталина». Ну а Тольятти тогда – «Петербург Брежнева». Хотелось увидеть своими глазами результат градостроительного эксперимента 1970-х годов.
Впрочем, немного подумав, попутчики все-таки назвали четыре объекта, на которые можно взглянуть, раз уж вы туда едете. Технический музей, памятник основателю города, памятник собаке и новый собор. «Но больше у нас совсем ничего нет!» - сказали они. На мой вопрос о том, есть ли в городе какое-нибудь здание примечательной архитектуры, был дан единодушный ответ – нет такого здания! Разве что сейчас Православный институт строится…
Постоянные посетители сайта знают, что я люблю ездить по городам России. Полагаю, что в каждом из них можно найти что-то интересное. Однако городов больше тысячи, основные уже осмотрены, и обычно поводом к поездке становится какая-то случайная деталь. Весной 2015 года на туристической выставке в Москве я получил красочный проспект о городе Тольятти. Полистав его, я решил туда съездить. До этого у меня, как у многих, город ассоциировался только с автомобильным заводом. Когда я узнал, сколько в нём жителей, я удивился. 720 тысяч, больше Тюмени, Иркутска, Ульяновска, Ярославля, Томска, Липецка. 18–е место в стране! Это самый крупный город России, не являющийся центром региона. Так как в городе я собирался пользоваться общественным транспортом, то, прикинув расстояния и не собираясь мотаться туда-сюда, решил ограничиться осмотром Автозаводского района.
ИСТОРИЯ. Город был основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников. К началу 1950-х годов в городе насчитывалось всего 12 тысяч жителей. В 1950 году было принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953-1955 годах практически полностью был перенесён на новое место. Теперь это центральный район, больше известный как Старый город.
В 1964 году город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в город Тольятти в честь итальянского коммуниста. А совсем скоро, в 1966, совместно с итальянским автоконцерном FIAT здесь началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился новый жилой район Тольятти — Автозаводский, или Новый город, или просто Автоград. Город стал расти быстрыми темпами. С 1964 по 1970 года численность населения выросла более чем в два раза. По данным переписи 1970 года в Тольятти проживала уже 251 тысяча человек.
Говорят, город начинается с вокзала. Увы, первое впечатление разочаровало: железнодорожный вокзал Тольятти оказался похож на «заброшку». Даже открыт он не круглые сутки, а лишь с 9 до 17 часов!


Слева на фотографии вы видите место, где, видимо, предполагалась остановка автобусов. Но там их нет! Беспрецедентная вещь для действующего вокзала - автобусы и маршрутки сюда не подходят. Никто из заполненного поезда не пошел пешком к проходящей в отдалении дороге, чтобы сесть на общественный транспорт. Либо пассажиров встречали, либо они сели на свои припаркованные машины, либо поехали на такси. Почему так, я не знал, но на всякий случай решил не выделяться из общей массы и сел в такси. (Назад от гостиницы ехал на двух маршрутках, а потом еще шел от трассы пешком). Такси только отъехало от вокзала, и я сразу ощутил сильный запах нечистот. Таксист сказал мне: «Так здесь всегда».
ГОСТИНИЦА. Я забронировал номер в гостинице «Шоколад». Снаружи вид этой «шоколадки» совсем не обрадовал. И не скажешь, что отель имеет четыре звезды и оценку букинга 8.0.

Однако, заселившись, я остался доволен. Здешняя особенность - каждый номер носит название одного из шоколадных десертов и выдержан в собственном стиле. В моем были сейф, кондиционер, телевизор, холодильник, фен, всё новое.

Персонал был приветлив и отзывчив. Завтрак «шведский стол» оказался вполне нормальным. В общем, по соотношению цена/качество – вполне достойная гостиница. Из недостатков назову лишь недостаточную шумоизоляцию, были слышны разговоры в коридоре. О тех, кто здесь обычно проживает, можно было судить по некоторым деталям. В номере меня встретил красиво оформленный «Прейскурант на порчу имущества». Из него я узнал, что к самым дорогим вещам в номере относится совсем не впечатлившая меня картина, оцененная, как и кондиционер и телевизор, в 15 тысяч рублей. В столовой бросалось в глаза написанное крупными буквами объявление «Продукты с шведского стола выносить запрещено!». Наконец, у стойки размещения висел экран, намекающий постояльцам, что видеонаблюдение за ними постоянно ведется и уйти от возмездия не удастся.

КОМПЛЕКС ИСТОРИИ ТЕХНИКИ. На нашем сайте есть два рассказа о Тольятти, но в обоих описан только технический музей. Эта главная достопримечательность города, и я не мог его миновать. Конечно, сначала устроился в гостинице. Потом перекусил рядом, в сетевом кафе-гриль быстрого питания «Serbia» от Dragana.

«В Тольятти по неизвестной причине живет достаточно большая сербская диаспора. Многие сербы приезжали в город еще до начала войны в Югославии. Остается загадкой, почему эти приятные жители Балканского полуострова массово выбирали для эмиграции именно наш город, но факт остается фактом, сербов в Тольятти много. Представители этого народа, по общему мнению, хорошо умеют строить и готовить. Поэтому у истоков многих известных и дорогих ресторанов Автограда стояли сербские повара и менеджеры. В середине десятых серб Драган решил вступить на модную территорию стритфуда, смешал его с сербской кухней и начал массово открывать заведения под патриотичным названием, с собственным портретом на фасадах».( http://tlt-room.ru).
Мясо, которое готовили при мне, лежало подготовленными кусками в холодильной витрине. Могло показаться, что здесь не кафе, а мясная лавка. А гамбургер за 120 рублей нельзя было даже назвать большим – он был просто огромным. В целом оказалось вкусно и вполне бюджетно.
Сев на автобус, я доехал до остановки «Медсанчасть ВАЗ». Увидел дирекцию завода, знаменитую синюю башню с медленно и торжественно вращающейся ладьей на крыше. Сразу ощутил большие расстояния города, от ближайшей остановки автобуса до входа в музей пришлось идти целый километр.

Этот объект был открыт в сентябре 2001 года как «Технический музей ОАО «АВТОВАЗ». Позже он перешел в ведение города и сейчас носит название «Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова». Константин Григорьевич Сахаров (1939-2007), Директор Научно-технического Центра ВАЗа – Первый заместитель генерального директора с 1990 по 1999 годы. Вице-президент по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» с 1999 по 2004 годы.
Входной билет стоит 150 рублей. Детям есть льготы, для пенсионеров льгот нет. За дополнительную плату можно было посмотреть в павильоне выставку автомобилей ВАЗа, не пошедших в серийное производство. Но я не являюсь поклонником отечественного автопрома и поэтому решил, что основной экспозиции хватит. Ведь на сегодняшний день, по количеству собранных экспонатов, комплекс является одним из крупнейших в России. Занимаемая им площадь – 38 га, на которой размещено свыше 450 экспонатов.
На входном билете была изображена подводная лодка – гордость комплекса. Мне было интересно, как она сюда попала. В интернете я нашел следующее: «Лодку прибуксировали по воде весной и все лето она стояла на Волге. Осенью ее вытащили на берег и ждали, пока не смерзнется грунт. Зимой тащили волоком по мерзлому грунту пригородных полей примерно 4 километра».
Я довольно долго бродил по комплексу. Действительно, он впечатляет количеством и разнообразием экспонатов. И хотя танки, артиллерия, самолеты, машины, паровозы, военно-морская техника, даже подводные лодки - все это есть и в других местах, но все равно здесь можно увидеть что-то необычное. Например, имеется коллекция радаров. Мне понравилось, что на территории был различные развлечения для детей и взрослых. Можно было пострелять из старинного пистолета или пулемета. Или надеть богатырский костюм и сразиться на мечах. На автодроме, примыкающем к комплексу, проводились заезды.





Я не ставил своей целью сделать максимальное количество фото, так как экспонаты комплекса хорошо представлены в интернете. Тем, кто интересуется подобными вещами, рекомендую самим посетить его. Интересно сходить сюда с детьми. К недостаткам можно отнести то, что всё выставлено на открытом воздухе, а денег на поддержание этого хозяйства в достойном состоянии нет. Экспонаты портятся, ржавчина на них не редкость.
В завершение приведу любопытное мнение того жителя города, который описал перевозку подводной лодки. «У старого вазовского менеджмента у каждого была своя придурь: у одного хоккей, у другого гандбол, у третьего технический музей, у четвертого организация стадионных сеансов лидеров Хари Кришны. И у всех всё получалось. В "ужасных" 90-х годах Тольятти жировал, а вазовские руководители не жалели часть денег бросать на культурное развлечение народа. В нулевые годы Тольятти деградирует на глазах».
ХРАМЫ. Осмотр стандартных коробок жилых зданий города меня не привлекал. Захотелось взглянуть на что-то другое. В 1970-е, когда строился Автозаводской район, строительство храмов в нем, естественно, не предусматривалось. Но времена изменились, и теперь новые храмы растут как грибы. Так, очень близко от моей гостиницы стояла церковь Иоанна Кронштадтского и строилась церковь Александра Невского.


Недалеко от Дирекции АвтоВАЗа в 1997 году построена домовая церковь завода.

Напротив Дворца бракосочетания строится венчальный храм Петра и Февронии.

Главным храмом служит Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1996-2002 годах. Генеральный спонсор постройки, естественно, АвтоВАЗ. Рабочие чертежи разрабатывали тольяттинские фирмы — ООО «Инвест-Авто» и АПСО «Гидромонтаж». Немного странно, правда, что фирмы с такими названиями занимались строительством храма. Вместимость собора более 3000 человек. Высота по главному кресту — 62 метра от уровня земли.



Подобно многим возводимым сейчас зданиям, собор копирует церкви старой постройки. На мой взгляд, здесь получилось красиво и гармонично. Если не знать, что это новодел, вполне можно принять за старинный. Замечу, редко в нынешней архитектуре встретишь храм, украшенный изразцами. Я побывал внутри, людей на службу собралось достаточно.
Как мне говорили, самое красивое здание района - здание Поволжского православного института, спроектированное в традициях древнерусского зодчества. Интересно, что подобное заведение строится вовсе не в столице какой-нибудь из областей Поволжья. Оно начало строиться в 2008 году недалеко от Спасо-Преображенского собора, фактически в самом центре. Шестиэтажное здание включает в себя храм, колокольню, часовню, актовый зал, около 150 учебных аудиторий, трапезную. Планируется, что в нем будет большая библиотека с читальным залом, конференц-зал, оздоровительно-культурный комплекс, бассейн.
Я полагал, что Православный институт будет готовить священников, но вот что я прочитал на его сайте. «Институт призван стать светским высшим учебным заведением, где будут органично сочетаться гуманитарное и теологическое направления обучения. Он будет готовить не столько служителей Церкви, сколько квалифицированных специалистов в области гуманитарного образования, которые по окончании вуза смогут трудиться в социальной, культурной, религиозной и образовательной сферах». У меня, конечно, есть большие сомнения насчет «органичного сочетания», но кто ж будет меня слушать. Естественно, строительство комплекса ведется при непосредственной поддержке Правительства Самарской области и руководства ОАО «АвтоВАЗ».

Если вернуться к архитектуре комплекса, то, на мой взгляд, проект оказался удачным. Здание резко отличается от окружающей застройки и его старинный стиль немного смягчает «однообразную современность» города.

Храм Трех Святителей при институте уже построен, его открытие состоялось в сентябре 2014 года. Я побывал в нём.

ПАМЯТНИКИ. Расскажу о некоторых памятниках района в порядке их создания. Недалеко от Спасо-Преображенского собора есть большое пространство, покрытое травой и кустами. Здесь стоят три занятные монументальные скульптурные композиции «История транспорта». Это стилизованные фигуры транспортных машин начала XX века: колёсный пароход, паровоз, воздушный шар. Я было подумал, что это современная скульптура, но нет, фигуры установлены в 1977—1979 годах. Автор - народный художник СССР Андрей Васнецов. Они большие, например, воздушный шар имеет размеры 10 × 6 × 6 м.
Композиции своеобразны. Они хотя и состоят из узнаваемых деталей, но во многом отличаются от реальных проектов. Содержат много декоративных, чисто художественных деталей. В 2011 году земельный участок, на котором находятся скульптуры, оказался в частном владении, а сами они оказались под угрозой сноса. Но пока они никуда не перенесены.


Город основал Василий Татищев. Он же основал Пермь и Екатеринбург, и в этих городах я видел памятники ему. В Тольятти тоже стоит красивый монумент, открытый в 1998 году. Автор – московский скульптор Александр Рукавишников. Памятник большой, высота постамента 14 метров, скульптуры - 7,5 метра. «Несмотря на то, что памятник создан на народные деньги, он не пользуется большой популярностью у горожан. Периодически к коню подвешиваются воздушные шарики, а очищать постамент от граффити власти вообще не успевают, делая это только при подготовке к празднованию дня города. А в 2011 году мэр Тольятти Анатолий Пушков вообще предложил установить возле памятника доску, на которой горожане могли бы рисовать и писать, чтобы только не трогали памятник» (Википедия).

Действительно, постамент исписан вандалами. Но если вы будете в Тольятти, обязательно съездите к памятнику. Даже не сколько из-за самого монумента, сколько из-за прекрасных видов со смотровой площадки.

В прошлом году я видел известный памятник собаке Хатико в Токио. Для меня стало сюрпризом, что в Тольятти тоже есть подобный монумент. На пересечении Южного шоссе и улицы Льва Яшина стоит памятник Преданности — памятник собаке, ждавшей своего хозяина.
«Однажды в 1995 году жители города заметили на обочине дороги пса. Он всегда был на одном и том же месте и бросался на проезжающие автомобили. Заинтересовавшись этим событием более подробно, жители города узнали, что летом 1995 года неподалёку от этого места произошла автомобильная авария двух легковых автомобилей. В салоне вишнёвого автомобиля находились пёс и его хозяева. Девушка погибла на месте, а мужчина в тяжёлом состоянии был доставлен в больницу, где через пару часов скончался. Чудом выжил только пёс. Клички его известно не было, поэтому в народе прозвали его "Верный" или "Костик". Псу строили конуру и даже пытались забрать его к себе домой, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Пёс всегда возвращался обратно, с нетерпением ожидая своих хозяев. И в снег и в дождь, в любую погоду и время года он неизменно находился на своём месте. От сочувствующих горожан он принимал только еду. В 2002 году пёс умер. Это была прискорбная новость для всех горожан, пса очень любили, и он на какое-то время смог стать живой легендой города. С этих самых дней он стал символом Тольятти и предметом подражания верности своим любящим хозяевам, в память о собаке был установлен памятный щит. Этот щит постоянно сдувало ветром и его часто ломали вандалы. Тогда общественность города Тольятти вышла с инициативой поставить Константину настоящий бронзовый памятник» (Википедия).
Скульптор - Олег Клюев из Ульяновска. Скульптура поставлена таким образом, что едущим по дороге водителям кажется, что собака поворачивает голову вслед за проезжающими автомобилями, как бы надеясь увидеть своих погибших хозяев. Открытие памятника состоялось 1 июня 2003 года.

И наконец, интересная городская скульптура «Признание в любви» перед зданием Дворца бракосочетания. Поставлена в 2011 году, скульптор Д. Власова.

СТРИТ-АРТ. В современных городах на торцах домов обязательно есть большие красивые картины, нарисованные с согласия властей. Не стал исключением и Тольятти. В 2014 году здесь прошел фестиваль ArtCity. Сначала среди молодых художников по всей России провели конкурс и выявили лучшие работы. Затем рисунки постепенно начали переносить с бумаги на дома. На улице Мира теперь живут «Цветные человечки», на Майском проезде красуется кит, парящий в облаках, на улице Голосова нарисовали «Чайку с самолетом».
Дом на проспекте Степана Разина стал холстом для картины «Основы загадочной механики». На ней изображен Татищев, который смотрит через гайку, как строился Автоград.

Мне больше всего понравилась геометрическая абстракция на улице Свердлова под названием «Всё интересное внутри». Её автор – Сергей Дергун из Санкт-Петербурга.

ГОРОДСКИЕ ВИДЫ. От общегородской планировки я ожидал большего. Уж больно город получился неинтересный, стандартно-однообразный. Автоград строился в 1970-е годы, в разгар увлечения проектировщиков микрорайонами. Но в Тольятти они оказались такими большими (километр в длину и ширину), что язык не поворачивался назвать их «микро-», и их назвали «жилыми районами».
Автоград - это прямоугольная решетка широких, идеально прямых проспектов, огромных кварталов между ними. Фотографировать всё это бесполезно - ни один фотоаппарат не передаст таких масштабов. Расстояния тут громадные, и если есть в России город, не предназначенный для пеших прогулок, то это именно Тольятти. Особенность города - пронумерованные кварталы.





Табличка на первом доме.

Кажется, хотели строить подземный переход, да передумали.

Тольятти является крупнейшим городом России, в котором нет и никогда не было трамвайной системы. Мне также неизвестен другой населенный пункт, где стоимость проезда в общественном транспорте зависит от местоположения. Так и написано: «Проезд по району 20 рублей, в Центральный 22, в Комсомольский 27».
Ценители советской архитектуры считают, что в городе стоит посмотреть несколько зданий в стиле позднесоветского конструктивизма - Дворец Культуры и Техники, Дворец Спорта "Волгарь", кинотеатр "Сатурн". На мой взгляд, это на большого любителя. Вот например, как выглядит Тольяттинский ДКИТ – раньше это расшифровывалось как «Дворец культуры и техники», теперь – как «Дворец культуры, искусства, творчества».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Пожалуй, это всё, что я увидел в Автозаводском районе Тольятти. Как и следовало ожидать, подобные рассказы не нравятся отдельным жителям города. Почитав интернет, помимо традиционных упреков «Вы пробыли в городе очень мало» вы встретите и конкретные претензии. Например: «Город не такой, как в репортаже. У него две главные фишки - зелень и водохранилище. И от этих фишек в репортаже даже запаха не осталось».
Согласен, Тольятти – зеленый город. Вот узкое Лесопарковое шоссе, вьющееся по лесу и соединяющее два района. Интересно, что будет, если там произойдет какая-то авария. Никаких ближайших объездов и в помине нет.

Гости города и его жители обращают внимание на разные вещи. Мне интересен именно город, и я описывал его объекты. Такие, каких нет в других местах – технический комплекс, храмы, памятники, стрит-арт. А вот смотреть, как здесь выглядит зелень или река, я бы просто не поехал. Впрочем, это уже писано – переписано другими. Приведу две оценки города, совпавшие с моими ощущениями.
«Огромный город-квадрат. Десятки параллельных улиц и развязок. Как я подозреваю, город очень удобен для автолюбителей. И судя по расстояниям делать там без автомобиля решительно нечего.
Тольятти, судя по всему, планировался как город-мечта. С грамотной планировкой, симметричной застройкой и образцовым благоустройством. В учебники-то по планировке он вошел, но на деле это скорее пример того, как не надо строить. Однообразные и монотонные дома вгоняют в тоску. Бесконечная череда коробок не вызывает абсолютно никаких эмоций»
(soullaway, 2013).
«В Тольятти я езжу раза по два в год в течение 20 лет, в разное время года, потому что там родители. И каждый раз искренне пытаюсь понять и полюбить этот город. Не понимаю и, увы, не люблю. Водохранилище - прекрасно, если выехать за пределы города, т.к. даже набережную сделать красивую не смогли. Зелень, особенно по дороге вдоль водохранилища - прекрасна, но в городе она... как бы это сказать, неухоженная и лохматая. Эти треснутые дорожки, из асфальта и плиток, сквозь которые не ухоженно пробивается трава; бетон, в щелях которого угнездилась трава. Огромный неуютный серый бетонный город, залепленный вывесками торговых центров и рекламы в стиле 90-х годов, с огромными бестолковыми пространствами между объектами - заброшенными, неухоженными, непонятно для чего задуманными пространствами. Меня всегда в Тольятти удивляло, зачем между объектами, между одной и другой стороной улиц и проспектов заложены такие огромные расстояния. Такое ощущение, что изначально планировалось на этих пространствах разбить бульвары, заложить цветники, или построить еще что-то. А потом как-то забылось, забилось, да так и осталось дорогами, дорожками, выгоревшей травой и кое-где заросло деревьями». (iskrinka_mn, 2015)
И всё же я не жалею, что съездил сюда. Мне интересны все города. Интересны как раз тем, что они разные. Разных эпох, стилей, планировки и содержат какие-то свои, не имеющиеся больше нигде, детали.

 Сообщить модератору

Число просмотров: 3995
Благодарности автору отзыва за информацию:
  • об отеле: 1
    Спасибо автору за информацию об отеле!
  • о городе/стране: 27
    Спасибо за информацию о городе/стране!


  • Волею судеб, сейчас мой сосед по больничной палате - ветеран ВАЗ с первого дня строительства.
    Лайк от него и навещающего его семейства.
    Спасибо
    Цитата:

    На нем я и съездил в Тольятти на выходные


    Ну Вас и колбасит ))) , в хорошем смысле этого слова. Прямо как Таня Галишникова ;-)
    хотя я тоже в хорошие времена выезжала на выходные. Правда, в основном, в Питер. А в этом году ни разу не была... Хотя нет, вылет 30 декабря.
    (Михалыч), тронут. Рад, что читаете. Желаю выздоровления вам и вашему соседу - ветерану ВАЗ.
    Вера0101, на выходные имеет смысл выезжать, если смотреть не так много. Два дня мне хватило. Комбинировать с другим городом не стал, так как в Самаре я был в прошлом году.
    Цитата:

    Комбинировать с другим городом не стал, так как в Самаре я был в прошлом году.


    можно было Сызрань добавить, там симпатичный центр, судя по всему.

    А Тольятти для меня уныл, но иногда я там бываю...
    Ну что сказать, город как город)
    Есть лучше, есть хуже, этот такой. Спасибо что показали!
    Цитата:

    Ну что сказать, город как город)
    Есть лучше, есть хуже, этот такой. Спасибо что показали!


    присоединяюсь!
    Василий, всегда интересен Ваш взляд, и еще раз отдельная благодарность за Ваш интерес к путешествиям по городам России.
    Ula, natashik-09, julietta0707, благодарю за интерес к отзыву.
    Мне ездить по нашей стране нравится. Здесь много городов, стараюсь писать о тех, которые слабо отражены на сайте.
    Цитата:

    Постоянные посетители сайта знают, что я люблю ездить по городам России.


    Знаю и с большим удовольствием читаю Ваши рассказы.
    Я не особенно разбираюсь в архитектуре, тем более, церковной; высказываюсь наивно: нравится - не нравится. Так вот, мне очень понравился на Ваших фотографиях Спасо-Преображенский собор. Такой легкий, изящный. Да, новодел, но как он отличается от новодела в Ярославле - Успенского собора. У нас появилась какое-то распластанное чудище, подавляющее своей несуразностью исторический уголок города. Хоть и украшен собор изразцами, но не производит впечатления украшения Ярославля.
    Цитата:

    Спасибо что показали!


    Спасибо!
    Спасибо за отзыв.

    Оставлю здесь ссылку для тех, кому интересна архитектура советской эпохи: https://vk.com/soviettogliatti "Советский модернизм Тольятти". Для иллюстрации "пример чёрного юмора архитекторов":

    А ещё в 30 км от Тольятти есть село Хрящёвка, в котором строится "Замок Гарибальди" (предлагаю погуглить картинки, лучше один раз увидеть).
    Ирина Смирнова, рад вас слышать. Я тоже не знаток архитектуры, и мне собор в Тольятти тоже нравится больше ярославского :)
    Руссо Туристо, благодарю за вашу архитектурную ссылку.
    Зарегистрировался специально чтобы оставить отзыв. Большое спасибо за отзыв. Живу в Тольятти и все написано очень правильно и хорошо! так как есть можно сказать!

    По поводу дороги через зеленую зону хочу добавить. Если там авария, то там большая пробка без возможности куда-то выехать. Однажды там повалило дерево через всю дорогу. Стояли долго.
    saccus, мне приятно получить похвалу от жителя Тольятти!
    Насчет зеленой зоны - я так и думал.
    Добавить комментарий
    Вы не авторизованы.

    Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

    Отправить в ЛФ:




    1Прогулки по кварталам Стамбула. Зима 2016
    2Московское центральное кольцо-прошлое и настоящее. Взгляд пассажирско-туристический.
    3Вена. Неожиданный ракурс. Русский след.
    4Стамбул. Напиток боза в Vefa Bozacisi
    5Влюбленный Зальцбург, Кёнигзее и однодневный Мюнхен
    6"Чувство воды" Лациума. Вилла Ланте и вилла д'Эсте.
    7Андалусия Январь 2017 (Малага - Севилья - Ронда - Кордоба - Гранада - Малага)
    Россия
    Отели в России
    Отели п.Золотой Крым
    Отели Иваново
    Коктебель
    Коломна
    Погода в России
    Туры горные лыжи
    Рейтинг отелей:
    232.Беловодье 5
    233.Атриум 5
    234.Крупский апартаменты на Загородном 5
    235.Волгоград 5
    236.Южная 5
    237.Fontanka Inn мини-отель 5
    238.Камелот 5
    лучшие отели России
    Фото отелей:
    204.Архангельское (санаторий), Россия [31]
    205.Шкиперская, Россия. Остальное [31]
    206.Судак туристско-оздоровительный комплекс, Россия [31]
    207.Вороново лечебно-оздоровительный комплекс, Россия [31]
    208.СЦВКС им. Пирогова, Россия [30]
    209.Олимпийский-Дагомыс пансионат, Россия [30]
    210.Источник санаторий, Россия [30]
    Популярные отели:
    659.Ведруссия отзывы
    660.Турист отзывы
    661.Пять вечеров мини-отель отзывы
    662.Luciano Residence Kazan отзывы
    663.Балтхаус отзывы
    664.Маринс Парк Отель отзывы
    665.К-Визит отзывы
    Отзывы по отелям:
    1079.Россия, Меркурий ДМРЦ [2]
    1080.Россия, Соло на Большом проспекте П.С. [2]
    1081.Россия, Галерея Палас санаторий [2]
    1082.Россия, Парус [2]
    1083.Россия, Геральда мини-отель [2]
    1084.Россия, Отель Стасов [2]
    1085.Россия, Welna Eco Spa Resort [2]