31.10.15 17:25:43
Словакия 2015. Пиештяны. Парадная часть курорта. Экскурсия по просьбе 
Время отдыха: 15.07.-05.08.2015

СЛОВАКИЯ 2015. ПИЕШТЯНЫ. ПАРАДНАЯ ЧАСТЬ КУРОРТА. ЭКСКУРСИЯ ПО ПРОСЬБЕ



См. предыдущие отзывы о Пиештянах

http://www.otzyv.ru/read.php?id=190248
http://www.otzyv.ru/read.php?id=190249


Любой вдумчивый читатель задаст себе вопрос: что означает "парадная часть курорта"? Курорт - это Мекка для отдыха и оздоровления, и сама эта мысль исключает представление о задворках, о неблагоустроенной окраине. На хорошем, настоящем курорте все должно быть высшего сорта, удобно, тщательно, продуманно, хотя предполагается и разный уровень обслуживания, когда сами отели и номера в них, степень комфортности и программа питания ориентируются на клиентов с разными финансовыми возможностями. Однако все это происходит не в ущерб качеству и, разумеется, во всем проявляется уважение к гостям курорта.



Парадная часть города, курорта - это красивая, великолепная, лучшая, образцово-показательная, репрезентативная часть. В этом случае есть чем гордиться и что демонстрировать публике. Купельный Остров в Пиештянах - это заповедная территория, созданная самой природой. От человека требуется проявить мудрость и не подвергать эту удивительную экосистему каким бы то ни было вредоносным влияниям. Уместно вспомнить древнего врача Гиппократа :"Не навреди пациенту". И тому, что приносит пользу и здоровье больному. Снимок Купельного Острова с высоты птичьего полета и его графическая схема дают исчерпывающий ответ на вопрос о парадной части курорта. Он утопает в зелени. Под крышами терракотового цвета прячутся исторические постройки курорта, то есть парадная и историческая часть курорта полностью совпадают, и что любопытно, первоначально отели "привязывались" к источнику термальной воды. Они "разменяли" вторую сотню лет, но все приведены в порядок, отреставрированы, выглядят как с иголочки. Каждая из этих построек выдержана в определенном архитектурно-художественном стиле, который они с гордостью будут сохранять на протяжении всей своей жизни. "Мой" отель, светленький восьмиэтажный корпус "Splendid", виден на самом горизонте. Он-то является типовым зданием и поэтому скучен. Конечно, оттуда добраться до центра хромоногим не просто, но я не горевала. Как прекрасно сказал польский острослов Станислав Ежи Лец: "Что хромает - то идет." Парадная часть курорта манила к себе каждый день, хотелось окунуться в ее красоту и многолюдие. Сначала я осматривала ее самостоятельно, но постоянно возникало желание заглянуть внутрь, приобщиться к этой жизни и накопить побольше впечатлений. Тогда я поинтересовалась у гида Вероники, можно ли осмотреть водолечебницу "Ирма". Она, в свою очередь, спросила у своего руководителя, менеджера Мартина Дулика. Он был не менее любезен и провел почти целую экскурсию для меня по заповедной части курорта. Впечатлениями от увиденного хочется поделиться и с Вами, уважаемые читатели. Однако прежде расскажу про схему Купельного Острова. Благодаря графической схеме становится наглядной топография курорта в Пиештянах. Между городом, расположенным на одном берегу, и Купельным Островом протекает крупная полноводная река Словакии - Ваг. В то же самое время Купельный Остров с другого берега омывается также водами реки Ваг. В первом случае воды реки чистые, прозрачные, во втором - затянутые зеленью. Это рукав реки Ваг и заканчивается он в северной части острова. В переводе название Ваг переводится как "блуждающий". Название отражает характер притока/рукава реки. Он менял свое русло, и по этой причине на прилегающей земле ничего нельзя было строить. Но этот рукав - источник ценнейшей серной грязи, здесь, в водах рукава, происходит процесс годового созревания грязи и ее обязательное обеззараживание. По основному руслу реки Ваг плавают тучи белых лебедей и уток, а по рукаву - разгуливают цапли, степенно переходят его вброд. Одну из них я запечатлела на своем снимке, а на другом - лебединую стаю. Цапли, кажется, любят мелкие заводи, болотистую почву, где обитают лягушки, а лебедь - птица благородная, предпочитает прозрачные спокойные воды.



СЕРДЦЕ КУРОРТА

Подобно тому, как сердце, жизненно важный орган в человеческом организме, прячется глубоко в недрах грудной клетки, так и большинство технических служб курорта, которые обеспечивают его жизнедеятельность, скрыты от глаз курортников. Тем не менее им придали благообразный вид и обязательно демонстрируют во время пешеходной экскурсии по Купельному Острову. Вокруг удобные дорожки, зелень, цветы и старинные экспонаты. В каких-то случаях они сохраняют свой исторический вид, подернулись патиной времени, что их только красит. Водонапорная башня находится на берегу рукава реки Ваг. Рядом с нею прозрачный купол, на снимке рядом видны его коммуникации. Но в нем, кажется, находится выход минеральных источников.



Рядом находится бассейн для созревания серной грязи, ее держат в массивных контейнерах. Сама процедура созревания, а затем обязательного обеззараживания длится целый год. Созревшая грязь - это понятие аналогично понятию созревшего вина. И то и другое одинаково важны.





В таком почтенном санаторно-курортном комплексе постоянно идут какие-то работы по модернизации и реставрации. Мне очень нравится бережный подход к таким жизненно важным процессам. Здесь ни от чего не отказываются и стараются сохранить и представить сохранившиеся постройки или их фрагменты на всеобщее обозрение. Священнослужитель и просветитель Адам Траян лечился на этом курорте в 17 веке и прославил его в своей поэме, назвав самым целительным курортом. В центре Пиештян ему установили памятник, а вот на этой территории можно увидеть старинную мемориальную доску, сохраненную для последующих поколений. Наполеоновские бани также пережили масштабную реконструкцию, а вот после нее можно посмотреть и оценить работу каменотесов 19 века, создававших для этих бань каменные бассейны.



"PRO PATRIA", вероятно, "ЗА ОТЕЧЕСТВО"

Начну свой рассказ об экскурсии по просьбе с этого отеля, так как именно он был первым на нашем пути. В исторической части курорта в Пиештянах отель "PRO PATRIA" имеет самый скромный фасад и напоминает небольшой жилой двухэтажный дом. Он выкрашен в розовый цвет, и его легко можно заметить на открытках. Впрочем в те трудные времена не приходилось требовать от архитектуры каких-то художественных изысков. В период Первой Мировой войны, когда вся Европа переживала тяжелейший кризис, и курорты в том числе, владелец и арендаторы курорта нашли выход из сложной ситуации и предложили правительству использовать курорт для лечения раненых участников военных действий. В апреле 1915г. начали возводить новый купельный дом и купельный отель, а в марте 1916г., то есть меньше чем через год, новое здание уже функционировало. Его проектировали как новую курортную больницу Красного Креста с тем, чтобы в мирное время она служила здравницей для пациентов, лечение которых оплачивал фонд медицинского страхования. Торжественное открытие "PRO PATRIA" состоялось в присутствии высоких гостей, его почтил собственной персоной куратор этой международной организации Эрцгерцог Франц Сальватор Габсбургский. Купельный дом был построен прямо над источником с термальной водой и принадлежал в то время к самым современным санаториям. "Внешность" санатория была простенькой, но лишь на первый взгляд, так как в плане он имел веерообразную форму, то есть сложную и оригинальную. Ее можно заметить при виде сверху или когда попадаешь внутрь здания и глаз замечает полукруглые коридоры.



Словаки любят свой курорт в Пиештянах и гордятся им, они стараются бережно хранить каждую крупицу его долгой истории. Любой свободный уголок на стенах отеля несет память о богатом прошлом курорта. Старые фотографии не очень эффектно смотрятся под стеклом, но другой возможности представить осколки этого прошлого у меня нет. Поэтому с извинениями за качество снимков, все-таки прошу отнестись к ним со снисходительным уважением. Кроме того, холлы отеля используются как возможность устроить в его стенах небольшой филиал городского Бальнеологического музея. Во всех отелях курорта как напоминание о преодолении недуга присутствует миниатюрная копия скульптуры у Колоннадного моста "Мужчина, ломающий костыль". На стенах можно увидеть медные барельефы, изображающие членов семьи Винтер, которые стали арендаторами курорта и сделали огромный вклад в его развитие.



В витринах старинные плакаты и не менее старинные фотографии, непременные костыли и тросточки, от которых после проведенного лечения отказались пациенты курорта. Любопытна и посуда: крУжки с видами курорта, медицинские баночки и емкости разного назначения. Старинные альбомы с именами больных, рекламно-упаковочные коробки разной формы - все это привлекает внимание посетителей.



Портреты людей, оставивших свой след в истории курорта, представлены в круге и на пластинках веера. Согласитесь, что это оригинально. На этом же планшете любопытна фотография водолечебницы, которой было присвоено имя австрийского императора Франца Йозефа. Еще больший интерес вызывают интерьеры этого импозантного сооружения. Внутри все было оформлено по высшему классу, бархатные диваны и балдахины, обслуживающий персонал. Печально одно: это здание по уровню своего комфорта и отделки должно войти в тройку самых фешенебельных построек в стиле модерн на курорте. К сожалению, оно не сохранилось. Что сейчас стоит на его месте - покажу и расскажу попозже. А пока этой цветной картиной напоминаю о супружеской чете императора Франца Йозефа I , о его красивой и мудрой жене Элизабет, известной под именем Сисси.



По этим снимкам можно судить о том, как выглядел отель, вернее, госпиталь в период Первой Мирой. Большие палаты, как минимум в них находилось по двадцать человек. Были оборудованы и тренажеры для реабилитации раненых. Вот только сомневаюсь, употреблялось ли слово "тренажер" в те времена. Здесь же мы видим снимки двухколесных кабинок с надписью "CUROTEL", в которые "впрягались" не только мужчины, но и женщины. В военное время сильных, крепких и рабочих рук, явно не хватало. А это была работа, позволявшая выживать семьям. С помощью этих кабинок пациентов доставляли в разные места курорта.





Витрины под стеклом хранят множество экспонатов, каждый из которых имеет свою историю. А старинные посты свидетельствуют о том, что реклама курорта была налажена довольно рано.



В наши дни этот отель возродил и свое былое назначение: в нем проходят лечение пациенты с ограниченными возможностями. Все номера адаптированы под людей с проблемами в ОДА. Вы видите, что в номерах нет ничего лишнего, но есть все необходимое. Обязательный телефон в качестве тревожной кнопки, чтобы сообщить о возникших проблемах. Находится он в санитарной зоне номера, как раз там, где высока вероятность помощи для особых пациентов. Верны себе и дизайнеры номеров, везде мы видим увеличенные фотографии старинных видов курорта. Наверное, благодаря этим фотографиям шли реставрационные работы и в других отелях курорта.





В ресторане было затишье после завтрака и перед обедом. Рядом с ресторанным залом находится прекрасный витраж, по своей колористической гамме чем-то напоминающий полотна Альфонса Мухи. В холле всех отелей курорта обязательно обратишь внимание на традиционные сувениры: банные халаты, зонты, футболки для взрослых и детей, кружечки для минеральной воды с пиештянским логотипом и другими забавными мелочами.





Встреча в депутатом Государственной Думы

В коридоре отеля произошла неожиданная встреча и знакомство с депутатом Госдумы Сергеем Поддубным. Менеджер Мартин Дулик представил нас друг другу. Депутат, наверное, не раз сталкивался с привычной реакцией окружающих на его громкую фамилию: "Вы, случайно, не из рода знаменитых цирковых силачей и борцов?" Отвечает на автопилоте, ничего не отрицает и не утверждает, но демонстрирует чувство юмора: "Если хотите, проверяйте!" В Пиештянах Сергей, вероятно, постоянный гость. Он занимается настольным теннисом в группе инвалидов - колясочников, почетных званий и наград у него хватает. Вот и приглашают его коллеги по спорту в Словакию. По возвращении домой захотелось заглянуть на официальный сайт этого человека, много добившегося в жизни. Деревенский парнишка из села с поэтическим названием Осинники, что находится в Кемеровской области, после службы в армии, в 21 год, получил тяжелую травму позвоночника. С этого момента его жизнь раскололась на "до" и "после". Сергей может передвигаться только в инвалидной коляске. Люди, которые умеют держать удар и сопротивляются неблагоприятным поворотам судьбы, вызывают глубокое уважение. Абсолютно все дается таким людям с огромным трудом, стоит тяжелейших усилий. Поначалу Сергей ищет для себя профессии, которые могли бы его прокормить. Он выучился на мастера по ремонту часов, а потом стал радиомехаником по обслуживанию и ремонту телерадиоаппаратуры. В это же время Сергей начал заниматься спортом и вскоре (1999г.) вошел в состав сборной России по настольному теннису среди инвалидов. Этот путь стал для него звездным. Раз в два года он принимает участие в Чемпионатах Европы по этому виду спорта (2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2013г.) Он десятикратный чемпион России в личном и командном первенствах. В 2010г. он стал победителем Чемпионата Мира в Корее. Участвовал в Паралимпийских Играх в Пекине (2008г.) и в Лондоне (2012г.) Послужной список спортивных побед у него внушительный. Перед таким человеком можно снять шляпу. Кроме личных спортивных побед, Сергей Анатольевич Поддубный много внимания уделяет спортивным занятиям детей, поощряет их интерес к спорту, устраивая благотворительные акции для ребятишек его родного Кузбасса. Да и факелоносцем паралимпийского огня он был у себя на родине, в Кузбассе. На первом снимке Сергей находится на лечении в санатории, рядом с ним стоит менеджер Мартин Дулик, организовавший для меня экскурсию по исторической части курорта. Другие снимки запечатлели момент игры в настольный теннис, когда Сергей сосредоточен на ударе по мячу ракеткой, а также эпизод передачи паралимпийского огня. Я позаимствовала их из интернета.





ВЛАДЕЛЬЦЫ КУРОРТА И ЕГО АРЕНДАТОРЫ. ОТ КЛАССИЦИЗМА К ТОРЖЕСТВУ МОДЕРНА

В 17 веке в Пиештяны начинают частенько приезжать больные люди, прослышавшие о целебной воде и грязях, приносивших избавление от болезней. Само по себе лечение носило примитивный характер: люди погружались в вырытые в земле ямы, подобно павлинам, открывшим эти источники. Интерес к этим местам подвИг императора Леопольда I издать защитное письмо (1682г.), в котором он брал под свое покровительство здешние поселки. Это конкретно проявилось в том, что их стали оберегать от военных реквизиций и обязательного размещения войска.
Начиная с 1720г. владельцем курорта стала семья местного помещика, крупного землевладельца, графа Эрдиоди/Эрдеди. Их владычество на курорте продолжалось 220 лет, вплоть до 1940г. С этого момента стали строиться именно курортные поселения, появляются врачи-просветители. К концу 18 века Ян Эрдиоди приказал построить первый деревянный объект с ваннами для процедур. Позже к нему присоединили здание с общими бассейнами. Эти объекты, возникшие на постоянной основе, дали новый толчок к развитию курорта и города. В 20-ые годы 19 столетия начинается расцвет курорта с его кардинальной перестройки. Старые постройки, отжившие свой век, были снесены. На их месте вскоре появились друг против друга два каменных здания в стиле классицизма, а между ними третье здание. Весь этот комплекс образован из трех зданий, в плане он напоминает латинскую букву Y. Его территория украшена цветником и прекрасными деревьями, обвивающими колонны. В них находились ванны для процедур и первый бассейн с термальной водой и лечебной грязью. Эта постройка в 1822г. получила название, и носит его до наших дней, Наполеоновские бани. В одном из корпусов находится и соляная пещера, которую могут посещать все гости курорта. На первой открытке представлены с архитектурной точки зрения лучшие постройки курорта. На другой - коллаж из достопримечательностей.



Линии в архитектуре классицизма очень лаконичны, просты и ясны, это чистая геометрия, возможно, в этом их особая привлекательность. Мне очень приглянулось и то, что колонны по прошествии лет оказались укутанными в разросшуюся зелень деревьев, а сама зелень украшена ярко-оранжевыми граммофончиками.






Оранжевые граммофончики цветов просто очаровательны. Да и на скрученные стволы под кронами листвы заглянуть интересно. На торцовой стене Наполеоновских бань укреплена опознавательная табличка, помечающая начало Купельного Острова. На моем отеле "SPLENDID", расположенном в дальней, северной части курорта, была установлена аналогичная табличка. Они помечали начало и конец острова.



Территория вокруг Наполеоновских бань необыкновенно ухоженная, здесь растут старинные деревья "с биографией", а также можно полюбоваться небольшими прудиками, в которых плавают мальки и черепашки, постоянно крутятся дети, прося родителей достать черепаху и дать ее подержать. Меня растрогала предупреждающая надпись. Прудики небольшие, округлой конфигурации, дорожка вокруг очень узкая и заросшая травой. Поэтому предупреждают, что нужно быть осторожным, чтобы не упасть в пруд. В пруду цветут лотосы, плавают листья самых больших кувшинок Виктория Регия.



В парке Пиештян произрастают и экзотические, с нашей точки зрения, растения. Вот некоторые из них: катальпа (она перед Вами), гледиции, гинкго билоба, трубковец, сафора японская, а также кипарисы и магнолии, которыми нас трудно удивить.Однако с магнолией связано самое громадное восхищение, о чем поведаю несколько позже.




Кувшинка Виктория Регия, наверное, комфортно чувствует себя только в привычном для нее тропическом климате. В европейских условиях она не может достигнуть тех гигантских параметров, которыми прославилась во всем мире. Тем не менее это ботаническое чудо все равно остается удивительным растением. У этой кувшинки почти идеальная круглая форма листа, по краю есть зеленый гофрированный бортик. Словацкий вариант кувшинки перед Вами.





Завершить рассказ о небольших прудиках на пиештянском курорте захотелось все-таки портретом цветка, листья которого заполонили устье водоема. Эта гигантская водяная лилия по своему происхождению является южноамериканкой. Более полутора веков она носит имя самой знаменитой британской королевы - Виктория Регия, то есть царственная кувшинка, всем кувшинкам кувшинка. Средний диаметр ее листа достигает ДВУХ (!!!) метров, на нем, как на столе или на стуле может расположиться (сесть, лечь, встать) взрослый человек. Однако если Вы удосужитесь заглянуть в интернетовские картинки, то обнаружите кучу возлежащих младенцев или сидящих подростков на плотных и упругих листьях кувшинки. И если многочисленных российских младенцев "находят в капусте", то иноземных ребятишек "нашли в кувшинках". Эту реку можно легко и просто преодолеть, перепрыгивая с одной тарелки листа на другую. Форма пруда и клумб привязана к особенностям места, на котором они расположились.



От растений и цветов вернемся к состоянию курортного дела. В это же время родились и курортные правила, были введены первые записи пациентов. Появляются и дипломированные врачи, располагающие соответствующим медицинским инструментарием. Самой же яркой страницей в истории курорта стал период, когда фирма "Александр Винтер и сыновья" взяла курорт в аренду сроком на СТО лет, начиная с 1889г. Люди мыслили такими масштабами, уповая на историческую и экономическую стабильность. Впрочем, многое на курорте из того, что было возведено в этот период, сохранилось и до наших дней. Например, курортный салон и рядом с ним здание городского театра. В Курсалоне располагались общественные помещения и номера для гостей. На Купельном Острове в 1866г. было построено роскошное стильное здание, названное именем императора Франца Йозефа. Это был типичный купельный дом с потрясающими интерьерами, о которых можно судить по старинным фотографиям. Даже их не очень хорошая сохранность тем не менее передает пышное убранство интерьеров.




От роскошной водолечебницы, посвященной императору Австро-Венгрии Францу Йозефу, сохранилось небольшой крыло, в котором трудно узнать прежнее здание, это остатки былого величия. Сейчас в нем разместился ресторан "Элизабет", где, как говорят, подают прекрасный кофе и яблочный штрудель. Внутрь просто так зайти не решилась, а на кофе с венским штруделем что-то не тянуло после полного пансиона. Хотя это могло бы послужить поводом и разрешением сфотографировать интерьер кафе - ресторана.





Роль рода Винтер, деятельность их фирмы на курорте трудно переоценить: так много ими было сделано для процветания курорта и создания атмосферы насыщенной культурной жизни в городе. Количество пациентов росло, заглядывали на курорт и видные деятели общественной и политической жизни. Почетными гостями курорта в разное время были: шведская писательница, лауреат Нобелевской премии Сельма Лагерлеф, написавшая одну из любимых детьми всего мира книгу "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", художник Альфонс Муха, создатель кубка Дэвиса - сэр Генри Дэвис и дпугие. Начало 20 века было отмечено строительством отеля "Зеленое дерево" непосредственно фирмой "Винтер и сыновья". Прогуливаясь по городу, центральной его части, случайно набрела на пансион, украшенный лепным зеленым деревом, но с другим названием, мемориальной доской, посвященной Людовиту Винтеру. Решила, что это именно тот отель, который проходит в краеведческих источниках под названием "Зеленое дерево". Не исключаю, что я ошибаюсь. Тогда пусть знающие краеведы меня поправят.




Вскоре фирма сделала еще одно приобретение - незаконченный отель "Ройял" (1906г) и завершила его строительство. Он находится в центре городской части курорта, рядом с парком и музеем бальнеологии. Очевидно, позднее он был переименован в отель "Слован". Сейчас он обнесен забором, так как прогулки вокруг него могут быть чреваты травмами. В столь ветхом состоянии он находится, но руинами его не назовешь. "Забвенью брошенный дворец" - приходят на память пушкинские строки о Михайловском замке в Петербурге. Архитектурный стиль, в котором построено это громадное здание, - модерн. Очень хотелось бы, чтобы этот отель дождался своего возрождения, хотя понятно, что это будет сверхзатратная модернизация. Пока же предлагаю Вам посмотреть на фотоснимки, величие этого отеля никуда не испарилось. Он томится в ожидании своего преображения.



На одной из стен, в промежутке между четырьмя окнами, в красивом медальоне виден барельеф с фигурой мужчины, который ломает костыль. Хочется заметить, что на некоторых скамьях в городском парке также изображен этот силуэт.



ДВЕ ЖЕМЧУЖИНЫ

Украшением и гордостью курорта в Пиештянах являются две постройки 1912г. Фирма "Винтер и сыновья", движимая честолюбивыми амбициями, мечтала, чтобы их детище, курорт, украсился фешенебельным отелем мирового класса. На Купельном Острове завершилось строительство отеля "TERMIA PALACE" и прилегающего к нему бальнеологического дома, названного дамским именем "ИРМА". Авторами этих двух проектов стали будапештские архитекторы Армин Хегедюш и Генрих Бём, создавшие и купальни Геллерта в столице Венгрии. Отель и водолечебница в Пиештянах сразу обращают на себя внимание. Они открылись накануне Первой Мировой войны, а уже в начале февраля 1917г. в отеле состоялась тайная встреча правителей трех держав:германского императора Вильгельма II, австрийского императора Карла I и болгарского царя Фердинанда I. Автографы этих высокопоставленных лиц имеются в книге почетных гостей, которая хранится в отеле, в витрине, выставленной в одном из клубных залов. И отель, и купельный дом созданы в стиле модерн, чрезвычайно модном и популярном в Европе в конце 19 и начале 20 века. Достаточно бросить беглый взгляд на соседствующие друг с другом постройки, чтобы заметить черты модерна в их архитектуре и декоре. Этот отель - единственный пятизвездочник в Словакии. Он пользуется особой популярностью у представителей арабского Востока, любителей комфорта и роскоши. В наше время отель и купельный дом имеют статус памятников культуры. Отель не совсем симметричен. У него есть центральная часть и два крыла, расположенных под углом. Отсутствие симметрии в плане, вероятно, связано с тем, что в левом крыле расположена лестница, ведущая на верхние этажи.



Парадный вход, довольно скромный по размерам, сразу же привлекает к себе внимание художественными деталями, присущими модерну. Резная деревянная дверь окаймлена прямоугольными стеклянными вставками, а ее центральная часть имеет округлые стеклянные части, форма медной дверной ручки - также художественная дань стилю модерн. Гипсовый плафон для светильника на портике входа очень напоминает своей формой морскую раковину. Это тоже излюбленный мотив в декоре этого стиля.



Семейство Винтеров было очаровано волшебной сказкой про павлина, который прилетал на термальные источники в Пиештянах, чтобы вылечить свою лапку. Он-то и стал законным символом отеля, а в дальнейшем и всего курорта. Фигуру этой птицы, веером распустившей свой красивый хвост, можно увидеть и на портике здания, и на рецепции, и на паласе в вестибюле. Барельефы с полуобнаженными танцующими музами можно заметить на боковых частях портика.



Перед входом в отель, по обе стороны от портика установлены стальные мачты. Их используют как флагштоки для того, чтобы презентовать гостей отеля по странам, которые они представляют. Элементом декора этих мачт стали древние языческие божества, олицетворяющие стихии Земли. Их повторение, но уже в керамическом варианте, архитектор использовал в Зеркальном и Грязевом бассейнах в водолечебнице "Ирма". Вот такая художественна-архитектурная перекличка.




Вот он, самый знаменитый павлин на свете. На паласе он нарисован одним лаконичным росчерком кисти, а на стойке портье павлин блещет своими прорисованными перьями и позолоченными глазками.




Убранство зала ресторана соответствует пятизвездочному статусу отеля. Нарядный белоснежный потолок со скромной лепниной и росписью, сверкающие хрустальные люстры, колонны, облицованные бежевым мрамором, - все изысканно красиво. В отеле неоднократно останавливался известный художник Альфонс Муха, олицетворение модерна в живописи. Его работы в настоящее время широко растиражированы на фарфоровой посуде в Чехии, Словакии и других европейских странах. Их охотно покупают в качестве сувениров. В Пиештяны он привозил на лечение свою больную дочь. Ее портрет к кресле-качалке находится в треугольном обрамлении над входом в ресторан. Это был единственный случай, когда художник заранее знал, где будет висеть его работа, и она по своим размерам и конфигурации полотна подогнана именно к этому месту.



Около стойки официанта находится мраморная скульптура "Три грации", известный мифологический сюжет, но вот представлены девушки не в полный рост. Зеркало, в котором отражается беломраморная скульптура, нежные сиреневые орхидеи, хрусталь светильников - все это создает романтическую атмосферу в зале ресторана. Полюбуйтесь также еще одной картиной в простенке ресторана, потолком и эркером, который "смотрит" в парк отеля.




Помимо большого обеденного зала в отеле есть и небольшие клубные залы, они декорированы на охотничью тему: это и шкуры диких животных, и охотничьи трофеи в виде рогов. Светильники в форме стеклянных прозрачных фонарей прекрасно подобраны к остальному убранству этих залов. Здесь же стоит застекленная витрина, в которой хранятся автографы почетных гостей отеля, так в нем проходила встреча высокопоставленных особ: германского и австрийского императоров и болгарского царя. Тема павлина нашла свое продолжение и в паласах коридоров.





Из ресторана по парадной лестнице, расположенной в левом крыле отеля, мы поднялись на второй этаж. Это действительно парадная и очень красивая лестница, окна на которой расположились ступеньками, и это подарило художнику дополнительные эстетические возможности: он создал прекрасный витраж на тему павлина. Венценосная головка птицы занимает первое окно, зато два других отданы роскошному хвосту этой птицы. Излюбленные цвета модерна - зеленый, синий, фиолетовый и желтый - используются в этой витражной композиции. Да и белоснежная лестница с отполированными медными перилами придает нарядность этому крылу в отеле. Удивительно, что даже лестничной клетке можно придать такой роскошный вид!




От уголка отдыха на втором этаже нельзя оторвать глаз. В отеле сохранилась старинная мебель: круглый стол и два кресла, причем стол и кресла инкрустированы перламутром. В этих цветочных композициях чувствуется восточный стиль. Мартину удалось, пусть и ненадолго, но присесть во время нашей экскурсии и попозировать мне. Я бы и сама не отказалась отдохнуть в таком холле.



Благодаря всесильному менеджеру Мартину передо мной открылась дверь в один из свободных номеров отеля. Номер невелик по метражу, но в нем есть все для спокойной удобной жизни. В спальне имеется эркер и выход на балкон, виды из которого на партер, расположенный перед центральным входом в отель, Вы сможете увидеть чуть ниже. Плотные шторы оливкового цвета могут спрятать гостей от солнечных лучей. Номер готов к заселению, о чем свидетельствуют махровые халаты, лежащие на двуспальной кровати. Старинная хрустальная люстра, классическая по своей форме, висит в центре спальни, придавая ей определенный шарм. В ванной комнате преобладают золотистые тона. Все очень удобно для использования.




С полукруглого балкончика открылся такой вид на партер, украшенный античными статуями из кремового песчаника. Чистые четкие линии цветников и вазоны, подстриженный самшит, зеленые холмы вокруг курорта - разве такая обстановка не создает умиротворенное настроение и не способствует лечению?!






Пребывание на курорте подходило к концу, но я понимала, что видела только фасад отеля "TERMIA PALACE", а вот внутренняя, парковая часть осталась неосмотренной. Почему-то думала, что доступ к ней возможен только из самого отеля. Решила обойти отель наугад и посмотреть, нет ли входа со стороны Вага. А там, как оказалось, можно пройти совершенно спокойно. В парке находится открытый бассейн, кафетерии, фонтан, парковая скульптура. Отель отреставрирован, а вот со стороны парка как раз видны реставрационные работы, обновление скульптурных групп. Там установлено шесть постаментов, украшенных композициями из играющих купидонов. На пяти уже поставлены скульптурные группы. Шестой пока вакантен. Не поняла: скульптуры чистили с помощью пескоструйных аппаратов или сделали современные копии купидонов? Есть в парке и свой водоем со старинными скульптурами, вот они покрылись благородной патиной, их явно пока не чистили. Где-то заново прокладывают дорожки и украшают декоративными постаментами, пока еще трудно понять, что там будет: цветочницы или миниатюрные украшения.





В парке видны следы строительных работ: вот определили место для старинного цветочного вазона, подходы к нему выложат плитами, и вокруг высадят цветы. Фонтан в парке, вернее, его чаша нуждается в чистке. Заодно, это совсем несложно, можно вернуть первоначальную чистоту скульптурам, украшающим фонтан. Пескоструйный аппарат с этим легко справиться.



В отеле культурная жизнь всегда била ключом, что можно понять из старинных фотографий. Вот мы видим игру в "живые шахматы", люди одеты в костюмы шахматных фигур, здесь и королевы и пешки. Рядом снимок, на котором можно увидеть арендатора курорта Людовита Винтера (справа). В таком же светлом костюме стоит художник Альфонс Муха, а за столиком, в плетеном кресле сидит его больная дочь. В наши дни традиционным стал для курортных развлечений парад ретроавтомобилей. Причем водители и их пассажиры одеты в исторические костюмы, соответствующие времени производства того или иного автомобиля. Парад проходит в театрализованной форме, и во всех отелях курорта по мониторам постоянно демонстрируют видеоролик с этого праздника.



Парад ретроавтомобилей приурочен к июню. Его старт начинается перед отелем "Termia Palace", автомобили делают круг почета, а затем совершают проезд по городу. Снимки сделаны вечером, водительское место пустует, вероятно, праздничное и красочное зрелище уже завершилось. Хотелось бы на нем поприсутствовать. Но...увы и ах! Им любовался кто-то другой!



Покидая парк отеля, разговорилась с одной женщиной, которая вышла из Наполеоновских бань после процедуры. Думаю, ее вариант лечения может кого-то заинтересовать. Она - наша бывшая соотечественница. Живет более сорока лет в Дрездене. В Пиештяны приезжает лечиться не первый раз. Живет в общежитии одного из католических костелов. Услуга абсолютно бесплатная. Приобретает она только лечение и готовит себе еду самостоятельно. Наверное, это хороший экономичный вариант. Общежитие находится минутах в двадцати-тридцати ходьбы прогулочным шагом до лечебниц курорта.

КУПЕЛЬНЫЙ ДОМ С ДАМСКИМ ИМЕНЕМ. "МНЕ ЭТО ИМЯ НИ О ЧЕМ НЕ ГОВОРИЛО..."

Купельный дом, прилегающий к отелю "Термиа Палас", назван в честь жены собственника курорта Пиештяны, графа Имриха Эрдиоди/Эрдеди - Ирмы. Она сама происходила из графского рода Мигацци. Другая ее сестра - Евгения, вышла замуж за собственника курорта Дудинце. Он тоже очень популярен в Словакии. Сестры не мелочились и предпочитали владельцев курортов. Корпоративный подход к браку имел место и в прошлые века. Говорят, что архитектору водолечебницы было проще найти общий язык с женой, нежели владельцем курорта. На фотографии Ирма стоит четвертой справа. Это изящная женщина невысокого роста. У представителей рода Мигацци хранились и художественные семейные реликвии. Один из представителей этого рода был епископом, он передал своим потомкам картину начала 16 века (1520г). Она принадлежала кисти художника Альбрехта Альтдорфера и называлась "Христос на Кресте". В настоящее время она находится в Будапеште, в музее изобразительных искусств. От епископа картина попала к графине Ирме Эрдеди, а в 1922г. картину приобрел Будапештский музей. Таким образом лечебница по имени "Ирма" подтолкнула узнать что-то реальное и любопытное о женщине, которая получила свою вторую жизнь, благодаря тому, что ее имя начертано на портике этого купельного дома.



Купельный дом "Ирма" - приземистое массивное двухэтажное здание, вплотную прилегающее к пятизвездочному отелю "TERMIA PALACE" и соединенное с ним красивым переходом. Все гости отеля принимают процедуры в этой водолечебнице. Когда я в первые дни после прибытия на курорт бродила вокруг этого здания, рассматривала его архитектуру, огромные окна с витражными композициями, пилястры фасада с капителями, изображающими загадочные маски-барельефы, грациозную фигуру женщины, то была заворожена его внешним видом. Было понятно, что внутри поджидают другие архитектурные и художественные чудеса. Вот только как туда попасть? И тогда созрела мысль попросить помощи у гида. Вопрос решился моментально. Эта водолечебница была включена в маршрут экскурсии по просьбе. Увиденное внутри превзошло всякие ожидания, хотя я была знакома со многими фотографиями. Да и витражи нет смысла рассматривать снаружи, ведь изнутри они смотрятся иначе, так как требуют освещения за окном.




Перед входом в "Ирму" вынесен столик из кафетерия, чтобы можно было скрасить время ожидания перед процедурой или после нее. По своей привычке заводить разговоры с сотрудниками или случайно встреченным людом, в этот раз узнала, что швейцар работает в этой лечебнице уже 44 года. Такой солидный стаж может быть только в том случае, если сотрудник попал на надежное месте, там, где жизнь стабильна. Да и само здание создает впечатление, с одной стороны, основательности, а с другой - легкости и ажурности. Слева и справа видны эркеры, переходящие в балконы второго этажа. Стекло эркеров предусмотрительно забрано ажурными металлическими решетками, которые в свою очередь являются основой для витражных композиций, то есть все продумано до мельчайших деталей.



С левого торца здания находится полукруглый выступ, которым заканчивается коридор. Я окрестила этот выступ за его подобие абсидой, как в церковных постройках. Понятно, что в коридоре источником света стали три двустворчатых окна, но они же оформлены витражами, как выяснилось позже, на тему народной словацкой свадьбы, нарядной и очень живой. Балкон над абсидой - очень наряден и все его детали, до малейших особенностей, выдержаны в стиле модерна: перила, окна-иллюминаторы, маски под окном, комбинация гладкой штукатурки с природным камнем, им облицованы угловые поверхности.






С помощью натурального камня выложена небольшая полукруглая ниша, в которой установлен бюст жены императора Австро-Венгрии, Елизаветы, или Сисси. Жители Пиештян, если их спросить, убеждены, что Сисси посещала их город, хотя такой факт, делающий честь курорту, не отмечен в исторических документах. Другое дело курорт Бардеевские Купели. Там установлен настоящий памятник, в музее хранится драгоценный перстень, подаренный, кажется, служителю церкви. Очаровала меня и дверь, где начинается переход в бальнеологию. Кованая медь, использованная в элементах декора, рамы и фонарики, пришлись к месту. Сам же переход не пропадает даром: в нем есть зал винотеки, ювелирные бутики. Здесь можно видеть и схематическую карту пиештянских источников.



Все убранство лечебницы, как и она сама, может претендовать на статус культурных ценностей. Кашпо из натурального камня на небольших колоннах украшают коридор. Графины из темного бордового стекла с вытравленным рисунком также хороши. Не смогла понять: это старинные изделия или они выполнены современными художниками-стеклодувами? В любом случае композиции радуют глаз гостей. Лестница, ведущая на второй этаж, прекрасна. Лучи света, прорывающиеся сквозь зелень листвы, поднимают настроение. Металлическая решетка с вкраплениями витражных орнаментов очень легкая и ажурная. Да и белоснежный потолок выше всяких похвал. Мерцающие полированной медью светильники и светло-серые геометрические композиции в кессонах радуют строгой гармонией и изысканностью.





Самым главным помещением в бальнеологическом отделении являются бассейны. В "Ирме" их два: Зеркальный и Грязевой. Путь к ним ведет через женскую и мужскую раздевалки, оформление которых идентично. Темное дерево в переплетах мебели, светлые стены цвета топленого молока, кресла в кожаной обивке аналогичного цвета образуют круг, внутри которого установлены деревянные скульптуры. Это женщина и соответственно мужчина в народном платье в каждой из раздевалок. В простенке между зеркалами видны миниатюрные керамические вставки с изображением мифологических существ, отождествляющих водную стихию.




Чтобы попасть в бассейны, нужно спуститься вниз по лестнице. Когда я описывала внешний вид здания водолечебницы, то употребила определения приземистое, массивное. Говорить о высоте было как-то неуместно, здание не производило впечатление высокого. А между тем, когда спускаешься к бассейнам и любуешься куполом, то в голове всплывают точные цифры: высота купола 17(!)м. Дело в том, что бассейны находятся ниже уровня земли, вот из чего сложилась общая высота купола. Зеркальный бассейн наполнен прозрачной чистейшей термальной водой, температура которой около 40 градусов. Его название понятно. В таких бассейнах не плавают, а только погружаются в воду и сидят на каменных скамьях вокруг всего бортика бассейна, ловят кайф от целительного расслабления. В этом бассейне господствуют цвет аквамарин и золотистый песок. Декоративная перегородка разделяет бассейн на две части: для мужчин и для женщин. Она также украшена крупными керамическими барельефами с грозными, а иногда и дерзкими ликами с высунутыми языками языческих божеств воды. Купол поддерживается вогнутыми колоннами, напоминающими меридианы. Они придают всему куполу четкую геометрическую форму. Сдержанную и нарядную одновременно.




В центре каждого из бассейнов сооружение, которое чем-то напоминает фонтаны на городских площадях где-нибудь в Италии или Испании. И если в термальном бассейне была прозрачная вода, то в грязевом можно со дна зачерпнуть жидкую грязь и нанести ее на проблемные участки тела. Температура здесь несколько выше, поэтому время нахождения в нем даже меньше двадцати минут. Мне эти процедуры были противопоказаны, поэтому я спустилась в бассейны буквально на пять минут, за впечатлениями. Для меня это было горячо.



В оформлении купола над бассейнами можно заметить принципиально схожие элементы с витражами в окнах: геометрические четкие линии, подчеркивающие форму купола, элегантный поясок из витражей. Стены этих бассейнов имеют пилястры с очень оригинальными капителями: купидоны с морскими раковинами, диковинные птицы с мощными клювами, гигантские рыбы. Не буду ничего комментировать: имеющий глаза да увидит и полюбуется этим буйным всплеском авторской фантазии архитектора и художника. Все в оформлении подчинено теме воды.





Вот такие сувениры - кружку для питья минералки и фирменный пакет пятизвездочного отеля - подарили мне во время экскурсии.




Пока Вы принимаете какую-либо процедуру, медсестры два-три раза обязательно заглянут к Вам и поинтересуются, все ли хорошо. На выходе из бассейнов предложат стакан свежей прохладной воды, вообще рекомендуют больше пить и восстанавливать водный баланс. После бассейна и ванн обязательным является 10-15тиминутный отдых в отдельной кабинке, где Вам подадут согретую простынку и укутают в шерстяное одеяло. В "Ирме" отдельных кабинок, как в современных отелях, нет. Зато старинные резные деревянные ширмы отделяют посетительниц друг от друга. В помещении царит полумрак. От расслабления клонит в сон, уходить совсем не хочется.



На прощание я сфотографировала красивых и обаятельных девушек с рецепции. Они любезны и улыбчивы. С ними было очень приятно общаться.



Покидая "Ирму", я вспомнила, как в моем отеле прочитала объявление о том, что для участников пешеходной экскурсии по парку встреча назначена у фонтана президентов. Когда же я спросила у нашего портье, где же находится этот фонтан, то он только пожал плечами: "Мол, никогда и не слышал о таком". Пришлось заняться краеведением в Пиештянах. Все оказалось элементарно: вот он, фонтан, прямо перед "Ирмой". Имеются в виду Президенты Словакии, Чехии, Венгрии и Польши, Мирно соседствующие страны образовали политическую четверку для решения вопросов сосуществования смежных европейских стран.





На небольшой территории, прилегающей к пятизвездочному отелю и водолечебницам "Ирма" и Наполеоновские бани, находятся три или четыре источника с минеральной водой. Они не бросаются в глаза, а спрятались в тени деревьев. Это очень удобно, когда возвращаешься после прогулки, например, в Пиештяны, на другой берег, то как раз за 20-30 минут до еды можно выпить стаканчик пахучей сероводородной минералки и дойти до своего ресторана.



"Я ТАКОЕ ДЕРЕВО, Я ДРУГОЕ ДЕРЕВО"

Название курорта своим звучанием чем-то напоминает слово "песок" или "песчаный", намекая тем самым на особенности почвы в здешних местах. Возможно, из-за них рукав реки Ваг все время блуждал, скорее всего особенности структуры почвы повлияли и на наличие термальных источников и лечебной грязи. Хотя не следует исключать наличие и участие горных массивов в ходе этих процессов. Курорт Пиештяны находится в регионе Западная Словакия, который отличается в лучшую сторону в климатическом отношении. Здесь больше всего солнечных дней в году, прошедшее лето было очень жарким. Климат способствует тому, что в городе много зелени, великолепные парки. Здесь неплохо приживаются и редкие заморские растения. Глаз всегда замечает в природе то, чего мы не видим в отеческих краях. Можно вообразить, как красив курортный парк во время весеннего цветения или в пору золотой осени.
В парке установлена так называемая променадная скамья, выполненная из дикого камня и включающая мемориальные доски, на которых выбито имя доктора естественных наук, занимавшегося изучением растительного и животного мира этих мест - Карол Домин. В Бальнеологическом музее ему посвящена отдельная витрина, так как он человек знаменитый. Некоторые деревья в парке как музейные экспонаты, они снабжены табличками со своими латинскими именами. Такие указатели привлекают внимание гостей курорта: значит перед ними растет какой-то экзотический экземпляр. Я уже писала про кувшинку Виктория Регия. Представлены в парке и несколько экземпляров японской сафоры. Вероятно, к этому виду в первую очередь приложили свои усилия трудолюбивые руки садовников. Крона этого дерева особым, секретным образом сформирована, чтобы ветки не тянулись вверх, а напоминали красивые шатры, под которыми можно было бы спрятаться. Это, конечно, насилие над природой. Стволы самих веток начинают напоминать мощные узлы, они переплетаются, подобно змеям. Вот эти деревья и захотелось запечатлеть для отзыва. Да еще по ассоциации вспомнилась известная песня Микаэла Таривердиева на слова Григория Поженяна "Я такое дерево..."





Деревья, цветы, рыбы, животные, птицы, бабочки - все они восхищают и поражают нас непохожестью даже внутри своего вида, открывая бесконечный простор для наблюдений. Перед нами как будто бы обычное дерево из семейства еловых. Но когда я, пытаясь уместить его в кадре, вертелась вокруг, то невольно ухватилась за колючую лапку. Последствия оказались болезненными, ранку жгло и саднило. От нашей отечественной елочки такого не получишь. Она более ласковая.



Эти плоды, гибрид "банана" с "шишками", для сайта на Гугле "Поиск по картинке" оказались загадочной невидалью, будто бы я только что предъявила Гуглу изображение и открыла ему это дерево, так как он стал ссылаться на мои же снимки из предыдущего отзыва. Все оказалось проще, что и натолкнуло меня на чрезвычайно любопытную информацию. Достаточно было отправить по электронке снимки чудо плодов собственной дочери, с юных лет читавшей книги Брэма о флоре и фауне и много поездившей по Восточным странам. Ответ последовал незамедлительно: это Магнолия огуречная. Вдумайтесь только в это необычное сочетание, которое скрестило в себе привычный повседневный овощ с элегантным цветком на вечнозеленых деревьях. После полученных сведений достаточно было заглянуть в ботанические энциклопедии, которые подтвердили этот вариант ответа. А дальше фотографии стали обрастать интереснейшими фактами, которыми хочется поделиться с другими. В списке деревьев, произрастающих в Пиештянах, магнолия значилась, но на глаза мне не попадалась. Вот я и сожалела в душе, что не увидела ее. Как выяснилось, она есть на моих снимках, но как неопознанный экземпляр дерева. Воистину:"Век живи - век учись!



Магнолия - одно из самых древних на планете цветковых растений. Она ровесница динозавров, тогда еще не существовали пчелы, и растение опыляли жуки. Она произрастает в теплых краях. В России - это Крым и Кавказ, Черноморское побережье, Средняя Азия, Китай. В Северной Америке индейцы использовали ее прочную древесину и изготавливали из нее лодки каноэ. Известно более 240 видов этого растения, отсюда разнообразие и непохожесть, до неузнаваемости, одного вида магнолии до другого. Это дерево может быть и листопадное, и вечнозеленое. Во втором варианте ее листья плотные и кожистые, блестят, будто покрыты лаком. Отчасти их можно сравнить с листьями фикуса, которым магнолия уступает в размере. Из имения грузинского князя Чавчавадзе мы с дочкой привезли темно-коричневые листья магнолии. Экскурсоводы говорили о том, что их использовали в качестве писчего материала. Под впечатлением этой информации дочь-школьница написала шариковой ручкой на листе магнолии "Привет из Грузии" и потом охотно демонстрировала одноклассникам. Проверила "на себе" услышанные сведения.
Экология на планете Земля явно не такая благоприятная, как в эру динозавров, вот и исчезают с космической скоростью десятки видов магнолии. В Европе магнолия появилась на рубеже 17-18 веков. Даже свое название она получила от имени французского ботаника Пьера Маньоля. Растение настолько покорило сердца европейцев, что вызвало настоящий бум, "магнолиевую лихорадку". Редкие и дорогие виды садоводы беззастенчиво воровали друг у друга. В прессе даже обращались в парламент с требованием пресечь этот "беспредел". Листья, цветы, ветви магнолии - это источник эфирного масла. Достаточно поднести горящую спичку, как скопившееся эфирное масло может вспыхнуть. Магнолия - это аристократ растительного мира. Дерево очень требовательно к микроклимату, боится ветра (особенно северного и восточного) и сквозняков, как настоящая кисейная барышня. Поэтому магнолии отводят лучшие места во внутренних двориках, в уютных и защищенных от ветра уголках. Мои снимки магнолии сделаны в гостиничном атриуме. Со всех сторон он закрыт, а вот над ним - открытое небо. Магнолия очень разборчива в круге общения и далеко не все растения подпускает к себе близко. Мне кажется, что это тоже проявление благородства. Зацветает магнолия ранней весной, еще до появления листвы, и очень долго сохраняет свой декоративный вид. Аромат цветов называют сладостным благоуханием. Магнолия может стать жемчужиной сада и парка. Плоды магнолии - шишковидные, это спиральная многолистовка, как выражаются ботаники. Осенью они приобретают малиново-красный цвет. Сезон отражается на внешнем виде магнолии. Цветок магнолии огуречной имеет нежную желтую окраску. Его лепесток слегка удлинен и вытянут, в нераспустившемся виде удлиненный бутон отчасти похож на форму огурчика. Жаль, что у меня нет фото цветка и созревшего плода, ведь и то и другое очень красиво.




Закончу эту неожиданную тему о необычных деревьях фотографиями цветов, по которым ползали шмели, однако фотографироваться они не очень хотели и тут же "испарялись" от щелчка фотоаппарата. Наверное, профессиональные фотоохотники пользуются бесшумной оптической техникой, чтобы не спугнуть натуру.

КУРИНОЕ ЦАРСТВО, ИЛИ ПТИЧИЙ ДВОР

Не хочется принижать достоинство самой красивой птицы в мире, место которой во дворцах и аристократических усадьбах. Однако генетика, даже птичья, вещь упрямая, с ней трудно спорить, ведь павлин, будучи еще и крупной птицей, относится к семейству фазановых отряду курообразных. Вот так обстоит дело с его происхождением. Подумаешь, какой-то курообразный! В русском языке можно найти массу пословиц и поговорок на тему этой птицы. Начнем с пушкинской цитаты: "Выступает будто пава..." А вот и другие выражения: Ворона в павлиньих перьях. Барыня павой плывет, барин павлином ходит. Какова пава, такова и слава. Павлин бы и красив, да ногами несчастлив. Это последнее выражение заставляет задуматься: почему же он несчастлив на ноги? Волшебная сказка, которую любят в Пиештянах, о павлине, лечившем лапки в термальных источниках, возможно, родилась не случайно. Павлины летают, но не очень любят этот вид передвижения. Красивые перья, которые можно раскрыть веером и мы все принимаем за хвост, вроде бы хвостом не являются, настоящий хвост прячется под ними. А длинные красивые перья мешают ему летать. Так и хочется воскликнуть вслед за французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери: "Нет в мире совершенства". Выигрыш в красоте обернулся проблемами с полетом на дальние расстояния. Но есть у этой птицы и достоинства, помимо яркой расцветки, бросающейся в глаза. Павлины - птицы выносливые, им и снежная зима нипочем. Пишут, что дамы с Рублевки стали разводить в своих приусадебных домах этих изысканно красивых птиц. Однако птенцы очень нежные и чувствительные: они боятся холода, дождя и сырости. Живут павлины лет двадцать. С вороном, конечно, не сравнишь, но тоже неплохо. Эту птицу можно разводить и в неволе. Он и летать может, но без особого удовольствия. Поэтому и называют его гордой птицей. В советские времена ездила на экскурсию в Грузии, в имение князей Чавчавадзе. На высоченных магнолиях, на уровне пяти-шести метров сидели павлины. В этом была какая-то неожиданная красота. Перелеты павлин совершает на незначительные расстояния. Славятся павлины, как Вы уже догадались, своим веерообразным хвостом. Ну а перья его стали предметом промысла. Годятся они как на настоящие дамские веера, так и на украшения для шляп и шапочек. Рыцари в Средние Века могли украшать свои шлемы перьями. А русские ямщики свою шляпу также украшали павлиньими перышками. У этой птицы богатая и древняя история. Павлин был известен и в античном мире. По легенде эта птица принадлежала древнегреческой богине Гере, а в римской мифологии - Юноне. У Геры погиб пес, всевидящий Аргус, вот богиня и даровала павлину тысячу глаз. Павлины распространены и в качестве символа величия. Павлин нередко являлся и эмблемой царских полномочий. Например, в Древнем Риме эмблемой императоров был орел, а эмблемой императрицы и ее дочерей являлся павлин. Двор шаха в Персии называли "троном Павлина". Хотелось бы проиллюстрировать интересные факты из отношения людей к этой птице двумя картинками из интернета.



В 16 веке на хвосте павлина, в каждом перышке был нарисован герб земель, входящих в состав империи Габсбургов. Согласитесь, что это оригинально и занятно. На второй картинке представлено полотно голландского художника "Птичий двор". Здесь же парочка павлинов, изящные головки которых украшены венцами, разгуливают среди своих ближайших генетических родственников - кур. Все чувствуют себя в своей тарелке.



Не отстает и Россия в теме "Павлин в искусстве". Знаменитые позолоченные часы "Павлин", они еще и движутся (птица распускает хвост), стали украшением экспозиции в Государственном Эрмитаже, а потом перекочевали в качестве одной из эмблем на телевизионный канал "Культура". Не отстает и Московский Кремль. Лет семь назад в Тайницком саду появился небольшой уютный фонтан, украшенный скульптурой этой птицы. Вокруг него постоянно многолюдно и трудно улучить минутку для снимка. Я сделала эти снимки в 2014 году, когда возвращалась после лечения на словацком курорте Бардеевские Купели и задержалась в Москве проездом. Вот и их час пробил. Пригодились для другого отзыва год спустя. Делайте фотографии впрок!



Мне нравится, что в курортном парке Пиештян ведут просветительскую работу и там, где необходимо (птицы и растения, например), устанавливают стенды с картинками, на которых разъясняют, что перед нами на лужайке или в вольере. Хочется отметить, что в таких местах всегда толпится публика, бывает много детей. Вот родители им все и объясняют. Понравилось мне и то, что вокруг вольеров специально нет травы, ее не только будут вытаптывать, но в дождливую погоду она представляет опасность, так как скользит под ногами. Поэтому на детских и спортивных площадках все покрыто слоем щепок. Профилактика травматизма!






А вот мое фототворчество. Конечно, сквозь такую частую и некрупную сетку трудно снимать натуру. Мне не повезло: павлин ни разу не распустил хвост, только прогуливался вдалеке, за кустами растительности, да сидел в шалаше на шесте, чтобы можно было свесить хвост. Иногда в экспозиции нравится что-то неожиданное. В этом случае для меня стали приятным сюрпризом серебристые фазаны. Тоненькая черная каемочка по краю перьев на крыльях создает изумительное впечатление огранки, как у драгоценных камней. Кто-то из павлинов отдыхал в шалаше, павы разгуливали по травке, потом к ним присоединились и павлины.






Мне хочется думать, что отзыв о парадной части курорта Пиештяны получился нарядным и разнообразным. Я завершаю его с благодарностью к тем людям, которые посодействовали мне в этой экскурсии по просьбе. Надеюсь, что он пригодится читателям, которые строят планы на лечение в Словакии.

Отредактировано автором: 01.11.15 08:44:47Сообщить модератору



Спасибо. Интересно и информативно.
Как видите, тему Словакии продолжаю.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Словакия 2015. Пиештяны. Музейные ценности бальнеологического курорта.
2Словакия 2015. Пиештяны. Архитектурный образ города
3Краски Кипра.Часть 2. Экскурсия по Северному Кипру.
4САВОНА. Ворота в Геную. Май 2015. Costa Fortuna. Часть 3. Пособие по круизным портам.
5Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
6Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
7Словакия 2015. Поместье Топольчанки. Послужило Габсбургам и президентам Чехословакии
Отдых в Словакии
Словакия: отели
Отели Дудинце
Отели Жилины
Стари-Смоковец
Штребске Плесо
Погода в Словакии
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
36.Morava 4
37.Villa Necas 4
38.Euforia 4
39.Botel Marina 4
40.Tatra Hotel 4-
41.Forton 3+
42.Econo Hotel 4-
лучшие отели Словакии
Фото отелей:
8.Villa Necas, Словакия [12]
9.Centrum Salvator, Словакия [10]
10.Hotel Akademik, Словакия [9]
11.Viktor, Словакия [8]
12.Pension Tatry, Словакия [7]
13.Ambiente Apartments, Словакия [7]
14.Tatra Hotel, Словакия [7]
Популярные отели:
36.Penzion Grand отзывы
37.Botel Marina отзывы
38.Ostredok отзывы
39.Apollo Hotel отзывы
40.Danubius Health Spa Resort Thermia Palace отзывы
41.Poprad отзывы
42.Odborar отзывы
Отзывы по отелям:
43.Словакия, Penzion Grand [1]
44.Словакия, Econo Hotel [1]
45.Словакия, Viktor [1]
46.Словакия, Tatra Hotel [1]
47.Словакия, Hotel Akademik [1]
48.Словакия, Apollo Hotel [1]
49.Словакия, Elisabeth Old Town [1]