20.10.15 23:53:07
Пушкин (Царское село), Санкт-Петербург, Петергоф. 6 фотопрогулок – «У природы нет плохой погоды!» … 
Время отдыха: сентябрь 2015

Вступление

Очередную часть отпуска снова «превратил» в поездку в город на Неве. По местам проживания уже привычный сентябрьский вояж в основном повторил схему, апробированную в 2014 году (заинтересовавшиеся «первоисточником» могут посмотреть отзыв «Санкт-Петербург, Царское село, Павловск, Петергоф, Кронштадт. Фотохроника осенних прогулок» http://www.otzyv.ru/read.php?id=181449 ) – три дня в Пушкине (Царское село) и три дня непосредственно в Санкт-Петербурге. Отличие в деталях – другие отели, другие маршруты прогулок.


Среда (16 сентября)

Прибыв «Сапсаном» на Московский вокзал Санкт-Петербурга, с помощью метро перебрался на Витебский вокзал. Затем электричкой до станции «Царское село» и рейсовым автобусом до отеля «Охотничья Усадьба». Первые транспортные расходы в городе составили 102 рубля (метро – 31 руб., электричка – 43 руб. и автобус – 28 руб.). При желании можно было исключить из списка пригородный транспорт РЖД, увеличив автобусную и метро-составляющие части маршрута. Но тут уж каждому своё … В Пушкине с вариантами проживания конечно негусто, но в итоге сделанный выбор не заставил пожалеть. «Изменив» отелю «Фриденталь», где пару раз останавливался, при подобном уровне номера за три дня удалось сэкономить примерно 1500 рублей, что в «кризисные времена» совсем не лишне.

После заселения в отель сделал «вылазку» в ближайший сетевой продуктовый магазин. В «шаговой доступности» при интернет-поиске таковых не обнаружил, но в радиусе одного километра оказалось пяток искомых объектов. Небольшой перекус с кратковременным отдыхом перевели организм в статус «к походу готов». Сумку на плечо и марш-броском к ближайшему входу в Александровский парк (открыт круглосуточно, посещение бесплатно). Дорога составила чуть меньше двух километров и большую часть проходила немножко «в гору». Рельеф местности оказался похож на тот, который стал привычным при следовании от отеля «Фриденталь» к паркам. Мне «по душе», когда в «свежем состоянии» тратишь больше сил, а при обратной дороге «на гудящих ногах» – меньше. Уже в начале двухкилометровки заморосил дождик, который не прибавил настроения, но и не загасил решимость добраться до парка. К тому же к продолжению прогулки подталкивала «мазохистская» мысль освоить новый «способ фотографирования», который в черновом виде решил обозвать «щёлк-щёлк из-под зонтика». Когда прибыв на место, где «прогулка» должна была получить довесок «фото», «превратился» в фотографа-любителя на пленэре, порадовался, что в этом году купил облегчённый складной зонт. Изначально было просто желание уменьшить вес таскаемой с собой сумки, и 200-граммовый зонт, будучи почти в два раза легче предшественника внёс в это свою лепту. Сейчас же смог оценить нововведение, когда левой рукой не только держал раскрытый зонтик, но и выполнял зуммирование объектива «зеркалки». Конечно «удовольствие ниже среднего», но при несильном ветре снимать оказалось возможно. Читая эти строки, фотографирующие смартфонами могут снисходительно усмехнуться. Понимая естественную реакцию, отмечу, что «мы не ищем легких путей!» :-)

По фасаду Александровского дворца и не скажешь, что он закрыт на реставрацию (открытие музея предполагается не ранее 2018 года) …



Перед колоннадой дворца привлекает внимание две скульптуры. Раньше рассматривал их просто как элементы оформления парадного входа, принимая за копии с неких древних оригиналов. Сейчас же задался вопросом «А что ребята делают?» Гипотеза, что изображены спортсмен-метатель и молотобоец, после изучения вопроса потерпела полное фиаско. Оказалось на постаментах застыли игроки, один из которых участвует в «интернациональной» народной забаве, уходящей корнями в глубину веков, а другой развлекается чисто по-русски.




Отступление первое (не только о бабках)
Статуи, встречающие посетителей Александровского дворца – это плоды труда русских ваятелей XIX века. Автор скульптуры «Юноша, играющий в бабки» – Николай Степанович Пименов, а «Юноша, играющий в свайку» – Александр Васильевич Логановский. Ещё до установки статуй в Царском селе (1838 год) они удостоились «античных четверостиший» от Александра Сергеевича Пушкина, посетившего в 1836 году выставку Академии художеств:

НА СТАТУЮ ИГРАЮЩЕГО В БАБКИ.
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

НА СТАТУЮ ИГРАЮЩЕГО В СВАЙКУ.
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

Краткое описание упомянутых игр приведу из «Википедии»:
«Игра в бабки (в козны) – старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок») давших название игре».
«Игра в свайку – русская народная игра, заключающаяся в попадании свайкой – заострённым железным стержнем с массивной головкой — в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Игра была широко распространена как среди взрослых мужчин, так и среди детей».

Так что «бабки» можно не только «зашибать», как многие мечтают, но и просто бросать, приобщаясь к народным истокам … :-)


Ненадолго задержавшись на мостике, разделяющем два пруда, двинулся по берегу «детского» водоёма. Обогнув Детский пруд, перешёл по мостику протоку, соединяющую пруд с Крестовым каналом. Поскольку темнеет осенью довольно рано, не стал углубляться в Александровский парк, выбрав кратчайший путь к Екатерининскому дворцу вдоль Крестового канала. Недалеко от закрытых дворцовых ворот к посетителям приглядывается Бартоломео Франческо Растрелли, ожидающий реакции на своё творение.




Дождик прекратился, но хмурое небо предрекало бессмысленность ожидания красивого заката. Так как после 18:00 вход в Екатерининский парк бесплатен, беспошлинно миновал скучающего у ворот охранника. Наступающие сумерки притушили яркость красок. Несмотря на свой огромный размер, благодаря отдельным засветившимся окнам дворец приобрёл какой-то «домашний вид». Такой уютный «домик» для проживания царственных особ …




Выделенные под газоны участки около павильона Нижняя ванна напомнили сектора для соревнований по толканию ядра. Добавить в «острый угол» газона небольшую круглую площадку, поставить на ней скульптуру спортсмена. Затем на другом секторе установить женскую статую – вуаля, регулярный парк преобразится … :-)
Сгущавшиеся сумерки подвигли направить стопы к выходу из парка …



Отель относительно Екатерининского дворца располагается почти строго на север. Так что, когда зажглись уличные фонари, было несложно двигаться в нужном направлении. Надо было просто смотреть, какая сторона фонаря не успела высохнуть и топать в эту сторону … :-)

Когда подходил к «Охотничьей Усадьбе» оценил правильность в выборе названия отеля. Как и положено месту, предназначенному для шумного времяпрепровождения, в ресторане отеля гуляла свадьба. Порадовавшись, что для попадания в здание не проверяют соответствующий дресс-код, «просочился» мимо празднично одетых разгорячённых людей.


Четверг (17 сентября)

Утро порадовало благоприятным прогнозом погоды. Наметив для посещения первый объект (Белую башню), проторенной накануне дорогой добрался до Александровского парка. Дворец смотрелся значительно веселее. По берегу Фасадного пруда неспешно двинулся к Белой башне.




Гулять вокруг башни уже приходилось в предыдущих поездках, но «Terra Incognita» оставалась смотровая площадка на её вершине. Была надежда восполнить пробел. К сожалению, ожидание не оправдалось. На память остались только кадры, сделанные от подножия «донжона» и с охранного вала.




Отступление второе (меньше пяти – не собираться)
Белая башня – «хитрый» для посещения туристом объект. Дело в том, что это не музей, а детский «интерактивный центр». Попасть на смотровую площадку можно только с экскурсией, которая проводится в недождливую погоду с минимальным числом участников равным 5. Теоретический режим работы центра, указанный на сайте ( http://www.tzar.ru/info/hours ): «Часы работы: 10:00 – 18:00; касса и вход посетителей до 17:00. Выходные дни: понедельник, вторник». Но кроме указанных выше ограничений существует приоритет у различных мероприятий, проводимых для детей, когда экскурсии отменяются. Эту информацию, а также то, что четырёх попутчиков можно прождать и час и два и три, получил от сотрудницы центра. Погуляв по территории вокруг башни, минут через 20 подошёл к входу в центр, чтобы поинтересоваться о потенциальных экскурсантах. Оказалось, что за прошедшее время никто не проявил заинтересованности в восхождении на верхотуру башни. Сделав вывод, что здесь мне «ничего не светит», продолжил прогулку по парку. В качестве успокоения попытался внушить себе мысль: «А оно тебе надо? Может «овчинка выделки», в смысле открывающийся со смотровой площадки вид не стоит того, чтобы о нём сожалеть? Да и в кошельке остались 150 рублей, непотраченные на экскурсию».


Подойдя к углу Крестового канала, не колебался в выборе дальнейшего направления движения. Накануне вечером прошёлся вдоль одного русла канала, теперь двинулся вдоль другого. Кстати канал на карте выглядит как квадрат и его название при ориентировании на местности вводит в изрядное смущение. По Драконову мосту проник на ограниченную каналом территорию Нового сада.





Оставшийся неудовлетворённым «зуд восхождения» спровоцировал решение подняться на гору «Парнас». Приблизившись к возвышенности, обнаружил многочисленных конкурентов. По спиральной дорожке, ведущей на вершину, «наматывали круги» юноши. Да-а-а, беговое упражнение не из лёгких. Подождав, когда запыхавшаяся кавалькада покинет гору, поднялся наверх. Для себя выбрал кратчайший маршрут – тропинку, проложенную прямо к цели.
Спустившись с «Парнаса» на равнину, снова почувствовал себя обычным смертным, которому иногда надо и отдохнуть. Расположившись на одной из скамеек около главного «перекрёстка» Нового сада, с интересом посматривал по сторонам. Перебравшийся с одного газона на другой агрегат для сбора упавших листьев заставил задуматься о том, что такое наведение порядка изрядно лишает пейзажи привлекательности. Ведь жёлтые листья на зелёной траве добавляют красок картине …




После «перекура» наведался в ещё один «неохваченный» ранее участок сада – куртину с интригующим названием «Грибок». Здесь не оказалось ни одного строения, но по кругу стояли вперемежку металлические и деревянные скамейки. Вот те на, а я думал, что в саду все места для сидения из твёрдого материала, проводящего электричество. Значит использованная десятью минутами ранее «домашняя заготовка» в виде пористой синтетической «сидушки», спасшей чувствительную «пятую точку» от холода, была лишней. Ну что ж, в следующий раз отдыхать буду на «Грибке». От куртины можно выйти к трём разным мостам. Направился к Крестовому …



Крестовый мост не только самый экзотический в Новом саду, но и самый недоступный (в прямом смысле этого слова). Дополнительная решётка ограждения, явно не входившая в планы создателей моста, не позволяет воспользоваться строением по его назначению – для перехода на другой берег канала. Сейчас мне это было не нужно, т.к. путь лежал к «сладкой парочке» – Малым китайским мостикам. Из-за «стены» кустарников выглянула башенка Китайской деревни.




Признавая «китайские корни» мостиков, скажу, что в них есть что-то неуловимо русское. Думается, на ярмарке со скоморохами в каком-нибудь городке средней полосы России мостики смотрелись бы вполне гармонично.




Покинув территорию Нового сада, направился к Большому капризу, оставив по левую руку Китайскую деревню. В конце прошлого века, когда в нашей стране «весело» жилось, датская компания за восстановление «деревни» получила право (на 49 лет) сдавать её в аренду. Так, что сейчас Китайская деревня представляет собой элитный гостиничный комплекс. Интересный «интернационал» получился: земля – русская, «деревня» – китайская, владелец – датский.



Тогда как Малый каприз уже был «исследован» в одной из предыдущих поездок, до его «старшего брата» ранее не добирался. «Капризы» представляют собой насыпи с арками над Подкапризовой дорогой, отделяющей Александровский парк от Екатерининского. Главную арку Большого каприза венчает Китайская беседка, к которой и поднялся по насыпи первым делом. Красота … Огорчает только наличие современных заграждений не только отделяющих бесплатный парк от платного, но и не дающих осмотреть беседку вблизи. Спустившись с насыпи, убедился, что снизу беседка выглядит воздушнее, а арка монументальнее. Пройдя под аркой, направился в сторону Екатерининского дворца. Когда-то по Подкапризовой дороге сновали всадники и кареты, сейчас – пешеходы и автомобили.





Екатерининский парк на большей части участка между «капризами» не ограждён решёткой, преградой служит пруд. Так что сдерживающим фактором для пловцов должен послужить запрет на купание в водоёмах парка :-) В то время как слева по ходу движения остаётся Китайская деревня, справа открывается отличный вид на Скрипучую беседку.



«Нырнув» под арку Малого каприза, вышел на Треугольную площадь, предварительно сделав ещё один снимок Крестового моста. С площади можно попасть в Екатерининский парк через малопопулярный вход, где касса обычно работает в спокойном режиме, обслуживая редких посетителей. Предварительно узнав, что начиная с 15 сентября в парк можно попасть по «взрослому» абонементу со сроком действия 1 неделя, воспользовался данным предложением. Стоимость такого абонемента – 250 рублей и он окупается, начиная с его третьего использования (напомню, что разовый билет обходится в 120 рублей). Понимая, что за два дня могу и не окупить траты, рисковал лишь десятью рублями. При этом получил «греющую душу» возможность без проблем покидать и возвращаться в Екатерининский парк.




Миновав пропускной пункт, двинулся к Скрипучей беседке, чтобы запечатлеть её с других ракурсов. Внутри беседки смотреть особо нечего, лишь изображение дракончика над дверью «зацепило» взгляд.



Для полноты картины решил осмотреть Большой каприз с «платной» стороны. Показалось, что ведущая к капризу дорога более пологая, но соответственно и более длинная. От беседки, заботливо защищённой от туристов, спустился по «легальной» тропинке к подножию каприза. Крутизна и невысоко выступающие из земли камни, отделяющие ступени от обрывистого склона, «вспрыснули» в организм адреналина. На мой взгляд, подниматься здесь менее рискованно, чем спускаться. К насыпи примыкает полоска «дремучего» леса, вдоль которого можно вернуться к «цивилизации».



Вернувшись к Скрипучей беседке, вдоль цепочки Верхних прудов направился к Большому озеру. По дороге миновал несколько мостов. Смущение вызывает причисление Туфового моста к данной категории строений. По большому счёту, чтобы попасть по нему на другой берег надо быть скалолазом. Пруды здесь небольшие, но пользующиеся значительной популярностью у водоплавающих птиц. Фотографии с селезнем и уточкой захотелось дать индивидуальное название – «Пара?»





Показалось, что взгляд может одновременно «нанизать» четыре моста. Красный (Турецкий) каскад расширил своё влияние благодаря начавшим менять окраску листьям деревьев. Мраморный (Палладиев) мост великолепно обходится и без переменчивого настроения «зелёных братьев», ему достаточно отражения в воде, да и оно необязательно. Таинственная же пирамида ждёт не дождётся зимы, когда будет чётко выделяться среди заснеженного леса. «Другому миру» принадлежит павильон Турецкая баня, сверкающий позолоченными куполами.






Над гладью Большого озера парит Чесменская колонна. Двигаясь по берегу обязательно надо подойти к фонтану «Девушка с кувшином», чтобы своим присутствием немного скрасить её печаль. Дальше можно продолжить движение по берегу или свернуть в сторону, прельстившись скульптурами на и около Гранитной террасы. Меня притянули чёрные изваяния …
Ближайшая к террасе скульптурная группа – Венера с амуром (Капуанская), а на самой террасе в череде персонажей присутствует Венера Медицейская. Возглавляет сборный греко-римский отряд Аполлон Бельведерский.






Перед дворцом Рамповая аллея превращается в пандус, по которому можно подняться на верхний ярус Камероновой галереи. Здесь не миновать встречи с Екатериной II, компанию которой составляют сподвижники императрицы. С галереи открываются великолепные виды, в том числе можно полюбоваться сверху на Фрейлинский садик. В шесть часов вечера территория, примыкающая к Камероновой галерее, закрывается от посетителей. «На флажке» пройдя между рядами бюстов, спустился вниз. Затянутое облаками небо исключило возможность наблюдения момента, когда солнце будет прятаться за горизонт. Посему, посчитав «туристическую миссию» дня выполненной, покинул парк.






Пятница (18 сентября)

Все погодные сайты, которыми пользуюсь для прогноза «за бортом», в один голос утверждали, что на один день вернётся лето. Ожидавшийся дневной пик температуры в 22 градуса для второй половины сентября можно было охарактеризовать как «жара». Получилось символичным, что первым туристическим объектом стали Египетские ворота, возведённые во время царствования Николая I, когда в России вслед за Европой «заболели» египтоманией. Невдалеке от «африканского островка» стоит задумчивый Александр Сергеевич. Бронзовый монумент поэту был создан в 1912 году, установлен в царскосельском Лицее, а в 1938 году перемещён на нынешнее место после переименования Детского Села в город Пушкин.



Через пять минут я уже стоял у Фёдоровского городка. Городок создавался в начале XX века как место для житья при Феодоровском соборе. Выстроенный в неорусском стиле городок похож на крепость с постройками, впитавшими черты строений древнерусских городов. За свою вековую историю комплекс зданий успел послужить госпиталем (в годы Первой мировой войны), агрономическим институтом и гостиницей (в советское время) и начиная с 1994 года подворьем Русской Православной церкви. Начиная с 70-х годов прошлого века началась реставрация городка, которая к сожалению идёт медленно. Подтверждение тому, приведённые ниже фотографии …





Фёдоровский городок отделён от одноимённого собора прудом Ковш. Обогнув водоем, вышел к храму, более полное наименование которого «Феодоровский Государев собор». Освящённая в 1912 году церковь предназначалась для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка. Кроме того она была приходом для императорской семьи. Как и многие церкви, большую часть советского периода собор был закрыт. Многое пережив, в 1991 году храм вернулся к Русской Православной Церкви.




По живописной тропинке вышел на Фермскую дорогу …




Оставив за спиной Белую башню, через несколько минут оказался у Ратной палаты.



Государева Ратная палата строилась в те же годы и в том же стиле, что и Фёдоровский городок. Первоначально в палате собирались поместить музей истории русских войн, но после начала Первой мировой войны было решено создавать экспозицию, посвящённую начавшейся войне. Особое внимание уделили воинам, ставшим георгиевскими кавалерами. Для увековечения памяти героев создали специальную портретную галерею. Музей открылся после Февральской революции 1917 года, но в задуманном виде проработал всего один год. После закрытия музея часть экспонатов были переданы в различные государственные хранилища, но очень многое пропало или было уничтожено. Только после передачи здания Ратной палаты в ведение ГМЗ «Царское село» (2010 год) началось возрождение музея. В год 100-летия начала Первой мировой войны музей «Россия в Великой войне» открыл двери для посетителей, став единственным «специализированным» музеем, посвящённым войне вековой давности.

Узнав в 2014 году об открытии музея, взял его себе «на заметку», но запланировал для посещения только в эту поездку. «Домашняя подготовка» к осмотру музея заключалась в прочтении интерактивной книги «Великая война», которую подготовили специалисты музея. Книга представляет собой бесплатное приложение для планшета iPad ( https://itunes.apple.com/ru/app/velikaa-vojna/id827670849?mt=8 ), включающее кроме текста множество иллюстраций и видеоматериалов (к сожалению, владельцы android-планшетов остались не у дел). За счёт визуальной составляющей объём памяти для приложения оказался немаленьким – 1 ГБ. Поскольку никогда серьёзно не интересовался историей Первой мировой войны, имел о ней фрагментарные представления. Двухчасовой просмотр книги позволил систематизировать информацию и здорово пригодился при осмотре экспозиции музея, за что авторам большая благодарность.

Оплачивая билет в музей (300 руб.), узнал, что через какое-то время начнётся экскурсия, к которой можно будет присоединиться. Чувствуя себя уже достаточно «подкованным», решил самостоятельно осмотреть экспонаты в спокойной обстановке. Сразу скажу, что при создании музейной экспозиции использовались современные технологии. Первым делом обратил внимание на сенсорные экраны, позволяющие получить информацию, подобно изложенной в книге «Великая война». Не знаю насколько материалы отличаются, но «общее ядро» просматривается чётко. Понравилось, что практически все экспонаты пронумерованы, и рядом с ними приводится двуязычная «расшифровка» увиденного. Ну а теперь фоторепортаж …

Под куполом помещения, где сосредоточена основная часть экспозиции, раскинул крылья биплан «Nieuport-17». Знакомые по материалам Гражданской войны (как пелось в Марше Будённого «Мы – красные кавалеристы, …») шлем и шинель с изначальной атрибутикой.



В режиме реального времени «печатается» телеграмма германского императора Вильгельма II «царственному брату» императору российскому Николаю II. А на стене высвечивается плакат, оповещающий о «превращении» Санкт-Петербурга в Петроград.



Пистолеты, револьверы …



Российский императорский флот. Казаки.



По бокам от Императорского стяга портреты георгиевских кавалеров, дальше экспозиции «Красный крест. Медицина в годы войны» и «Военное духовенство в Великой войне». Пара сенсорных экранов для удобства использования «спустились» со стен, став «столами». Оказалось, что нынешний мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин может гордиться своим дедом – георгиевским кавалером.




Орден Георгиевский крест широко известен, но была ещё и Георгиевская медаль, которая могла вручаться совершившим подвиги гражданским лицам. Обе награды имели четыре степени. Медаль была учреждена в 1913 году. В том же году орден, ведущий свою историю с 1769 года, сменил своё официальное название «Орден Святого Георгия» на «Георгиевский крест». До изменения статута ордена награды 1-й и 2-й степени имели два знака отличия – крест и звезду. Интересно, что во время правления Николая I кавалеры ордена, исповедующие «иную веру», начали получать кресты, где изображение Святого Георгия был заменено на двуглавого орла. Полный Георгиевский кавалер (или как было ранее принято называть Кавалер полного Георгиевского банта) до 1913 года был обладателем ордена четырёх степеней, а с момента учреждения медали подразумевалось получение уже восьми наград (ордена и медали всех степеней).




В музее попытались реконструировать обстановку кабинета Николая II в могилёвской Ставке Верховного главнокомандующего. Заслуживает уважения решение императора возглавить армию после тяжёлых поражений 1915 года. Не обладая полководческим даром, Николай II не допустил ошибки своего предшественника на посту главнокомандующего (великого князя Николая Николаевича), доверив фактическое командование армией талантливому профессионалу, занявшему должность начальника штаба, генералу Михаилу Васильевичу Алексееву.



Конечно авиация во время Первой мировой войны ещё не играла значительной роли в боевых столкновениях, но многие функции (воздушную разведку, корректировку огня артиллерии, …) уже выполняла. На стенде посвящённым русской авиации увидел неожиданный экспонат – «сковороду-блинницу», приютившую авиационные очки. Поясняющая надпись гласила: «Перед вылетом сковорода данного типа подкладывалась на сиденье самолёта, чтобы защитить лётчика от выстрелов с земли». Кроме того получил реальное представление о «стрелках», использовавшихся для метания с аэропланов и дирижаблей. Ранее думал, что они были подобны арбалетным болтам, т.е. имели длину порядка 30-40 сантиметров. Оказалось, что авиационные «стрелки» были длиной примерно в 10 см.



Пара кадров на тему авто: проекция фотографии бронеавтомобиля с экипажами и реальный «железный конь» – автомобиль «Ford T» (такие машины служили в штабах русской армии), выставленный в Малой круглой башне.



Галерея георгиевских кавалеров …



В Большой круглой башне размещена завершающая часть экспозиции – «Быт солдат и офицеров в годы Великой войны». Здесь меня «догнала» экскурсия, которую то больше, то меньше опережал в своих перемещениях по музею. Притомившийся посетитель может в башне посидеть за планшетом, листая электронную книгу. Бодрого же туриста ждёт внутренний двор, где можно устроить фотосессию у пары орудий или настоящего броневика.







Чтобы вернуться к вестибюлю, надо в обратном порядке миновать осмотренные башни и галереи. Никто не будет вас подгонять. Так что, прослушав экскурсию, можно задержаться у вызвавших интерес экспонатов. Получив в гардеробе сданную на хранение сумку, в кассе, по совместительству выполняющей функции сувенирного киоска, приобрёл на память буклет «Ратная палата» (цена вопроса – 100 рублей). Покинув музей, обошёл вокруг здания. Затем, перейдя через Фермскую дорогу, «нырнул» в Александровский парк.




У дороги установлен указатель, напоминающий проходящим, откуда / куда они путь держат. Решив не игнорировать навигационную информацию, вышел к Белой башне. Взгляд, брошенный вверх, убедил, что и на смотровой площадке бывают люди. Проведённые «на ногах» 3 часа уже давали о себе знать, стимулируя выбрать место для отдыха. Отправился к «разведанной» накануне куртине «Грибок».



На подходе к куртине заморосил дождик. Остро пожалел, что здесь нет строения, соответствующего названию местности. Было бы весьма неплохо спрятаться от непогоды под широкой шляпкой. За неимением лучшего устроился под зонтом на деревянной скамье. Дождь начал усиливаться и следующие полчаса провёл в ожидании, когда же он прекратится или хотя бы стихнет. Такое время наверно хорошо для медитации, но мысли беспокойно возвращались к срывающейся фотопрогулке, мешая получать от жизни удовольствие. Наконец показалось, что можно двигаться дальше. Оставив за собой кружок относительно сухого пространства, вышел к Большому Китайскому мосту. Сделав под защитой зонтика несколько снимков, направился к входу в Екатерининский парк.



Гордо предъявив свой «многоразовый билет», миновал охрану парка. Когда по Рамповой аллее подходил к Гранитной террасе на небесах решили, что земля уже достаточно полита. Зонтик в сумку и процесс фотографирования лишается отягчающих обстоятельств. Прошедший дождь привнёс два фотобонуса. Во-первых, разогнал большинство посетителей, упростив доступ к популярным объектам. Во-вторых, оставил после себя эффектные капельки воды на статуях и придал блеска каменным поверхностям. К бывшим в фокусе внимания накануне Венерам (Капуанской и Медицейской) добавились Артемида и Нимфа. Когда спустился к подножию террасы, сквозь тучи стало проглядывать солнце, и пейзажи заиграли новыми красками.





Спускаясь к Большому озеру, не забыл заглянуть к «Девушке с кувшином». Гранитную пристань охраняют крепкие ребята – «Боргезский боец» и «Дискоболец». Боец выглядит несколько странно, но если представить, что в вытянутой вперёд руке он держит щит, а в другой руке сжимает меч, всё «становится на место». Двигаясь вдоль берега, наслаждаешься «дальними видами», где ключевую роль играют рукотворные объекты – Чесменская колонна, Турецкая баня, Адмиралтейство, павильон Грот.








Непривычно пустынная Камеронова галерея. По бокам лестницы статуи Геркулеса и Флоры. Солнце осветило не только открытую часть галереи, но и заглянуло внутрь застеклённой центральной части. Из сделанных крупных планов бюстов, оставил два пришедших из мира древнего Рима – реальное историческое лицо (Гай Юлий Цезарь) и божество из мифов (Бахус). Для «обоснования» выбора придумал логическую цепочку, «связавшую» диктатора и бога виноделия: Гай Юлий Цезарь – салат «Цезарь» – застолье – вино – Бахус. :-)






Солнечные лучи «обнажают» суть окружающего мира. Кто-то рад свету, кто-то прячется в тени. При съёмке Фрейлинского садика с верхотуры галереи обнаружилось замаскировавшееся зелёное чудо-юдо.



Когда до момента закрытия Фрейлинского садика оставалось меньше 15 минут, поспешил спуститься вниз, чтобы успеть сделать «кружок» среди цветочных клумб.



Заключительный участок маршрута по Екатерининскому парку пролёг по его регулярной части. Два пруда-близнеца в безветрянную погоду «подрабатывают» зеркалами. Геракл и аллегорическая «Воинская доблесть» провожают взглядом группки туристов, двигающихся к Эрмитажу. Небо над Екатерининским дворцом наконец-то лишилось серой однородности.




Перед дворцом выделяются две белые женские фигуры – «Мир» и «Великолепие».



Покидая Екатерининский парк, помнил о своём «долге» перед Большим Китайским «братом» (в смысле «мостом»). Подозревая, что сессия под дождём вряд ли получилась удачной, решил сделать дубль в благоприятных условиях. Подходя к нужному месту, стал свидетелем события под рефреном «съезжались гости во дворец». Что и кто отмечал в Екатерининском дворце, закрытом на «спецобслуживание» – «это науке неизвестно», хотя некий плакат с надписью «Петербургский нефтяной терминал» присутствовал. Перед распахнутыми воротами, ведущими к дворцу, остановился чёрный лимузин. Высадив солидного господина, через некоторое время автомобиль «отчалил». Поскольку хотел заснять вид на дворец без «автопомехи», своим фотоаппаратом несколько минут нервировал габаритных мужчин в чёрных костюмах, отодвинувших на второй план штатную охрану парка. Видать приняли меня за «папарацци» … После отбытия механической «кареты», охрана потеряла ко мне интерес. У «парадного подъезда» остался только молодой человек, готовый представиться толи Пушкиным, толи его лицейским приятелем.



Большой Китайский мост смотрелся значительно «веселее», хотя вид сидящего «квартета» нисколько не изменился. Застывшие «китайцы» не замахивались на вселенскую работу атлантов, но фонари в руках удерживали твёрдо. Парк постепенно погружался в сумерки. Заключительные кадры сделал у обелиска «Борцам за Великий Октябрь».





Суббота (19 сентября)

Первая половина дня ушла на сборы и переезд из Пушкина в Санкт-Петербург. Перед тем, как покинуть отель «Охотничья Усадьба», зафиксировал на память убранство своего номера, отличительной чертой которого была «дубовая» мебель. Увесистый интерьер был изготовлен может быть и не из собственно дуба, но из толстых деревянных досок точно – ДСП здесь и «не пахло». Главной «изюминкой» оформления посчитал люстру. Думается, так мог изваять увиденное НЛО древний славянин …



Дорога до отеля в Санкт-Петербурге была зеркальным отражением той, что была, когда добирался до отеля в Пушкине. Автобус, электричка, метро – суммарно 102 рубля. Новым местом базирования стала Гороховая улица, дом на отрезке между Мойкой и каналом Грибоедова. После обустройства в отеле выбрался на прогулку. План простой: сначала – Исаакиевский собор, далее по обстоятельствам. На подходе к Синему мосту расчехлил фотоаппарат. Такой ракурс вмещает в один кадр и мост, и собор, и памятник Николаю I, и отель «Астория». Чтобы попасть к памятнику, не нарушая правила дорожного движения, пришлось сделать полукруг вокруг Исаакиевской площади.



Памятник Николаю I установили на площади в 1859 году. Хотя проект памятника разработал Огюст Монферран, он стал результатом коллективного творчества. Автор статуи – Пётр Карлович Клодт, которому особенно удавались изображения лошадей (обычно первым делом вспоминаются статуи покорения коня на Аничковом мосту). Пьедестал украшали Роберт Карлович Залеман и Николай Александрович Рамазанов. Прообразами для четырёх символических женских фигур стали жена и дочери императора. Четыре барельефа рассказывают о памятных событиях правления Николая I, на одном из снимков последнее по хронологии под названием «Открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году».




После осмотра памятника … «Кто шагает дружно в ряд?» Пройдя через Исаакиевский сквер, вышел к собору.




Входы (как в сам собор, так и для подъёма на колоннаду) находятся на южной стороне собора, обращённой к скверу. Думал как «продвинутый» турист, купить билеты в одном из автоматов, размещённых рядом с входами. Работало только два «железных кассира» и к каждому была очередь из 5-7 человек. Понаблюдав минуту, как очередной потенциальный экскурсант мучительно «общается» с «бесчуственной железякой», решил посмотреть наблюдается ли ажиотаж у обычных касс, расположенных ближе к Адмиралтейскому проспекту. Оказалось, что работает несколько касс и очередей практически нет. Подошёл к первому освободившемуся окошку. Купив билеты и на колоннаду, и в собор, получил рекомендацию по порядку осмотра: в первую очередь подняться на колоннаду, а во-вторых посетить собор. Рекомендации совпали с планом, что польстило самолюбию. Билеты обошлись в 150 (колоннада) и 250 (собор) рублей. Кстати с 18:00 начинает действовать «вечерний» тариф – 300 и 400 рублей соответственно.

Поднимаясь по винтовой лестнице на колоннаду, попытался «не гнать лошадей» и решил сделать пару остановок, чтобы перевести дух. Во время первой паузы меня догнала, но не обошла пара «восходителей». Затормозив десятком ступеней ниже, молодой человек поинтересовался у своей спутницы, сможет ли она продолжить подъём. После сожалеющего вздоха девушка дала отрицательный ответ, причина которого «лежала на поверхности». Пешком на 43-метровую высоту в туфлях на высоком каблуке – это какой-то мазохизм.

На колоннаде народа было предостаточно. Не сразу удавалось найти место у ограждения, чтобы беспрепятственно заниматься фотосъёмкой. В результате сделал два неспешных круга, чтобы сделать снимки во все стороны света. Приведённые ниже кадры, расположил не в хронологическом, а в логической последовательности, соответствующей обзору «против часовой стрелки».

Первый «вектор» на Дворцовую площадь с Александровской колонной. На площади «замутили» сцену для очередного концерта. В этот раз под эгидой зелёного «Мегафона».



Второй «вектор» – Адмиралтейство, Петропавловская крепость.



Третий «вектор» на Сенатскую площадь, университет (СПбГУ).



Четвёртый «вектор» – здания Сената и Синода, занимаемые ныне Конституционным судом и Президентской библиотекой.



Пятый «вектор» упирается вдалеке в гавани порта.
Шестой «вектор» – Никольский морской собор, отель «Азимут».
Седьмой «вектор» к Троице-Измайловскому собору.




Восьмой «вектор» – Исаакиевская площадь, Мариинский дворец.




Символично получилось, что количество «векторов» совпало с количеством направлений, получаемых после дополнительного разбиения основных сторон света (С, св, В, юв, …). Не нуждающиеся в привязке к местности «ближние» виды сгруппировал в отдельный блок …



По сравнению с подъёмом спуск с колоннады проходит «со свистом». Выходы (и с колоннады, и из собора) находятся на северной стороне собора, обращённой к Александровскому саду. Возвращаясь к входу в собор, сделал несколько кадров, подчёркивающих монументальность сооружения.



Входящих в собор одиночных посетителей любезно приглашают подождать формирования очередной сборной группы для проведения экскурсии. Уставшие после подъёма на колоннаду туристы могут отдохнуть на скамейках. Обычно желающим послушать экскурсовода не приходится долго ждать, т.к. «ручеёк» одиночек в дневное время, как правило, не иссякает. Поскольку со стандартной экскурсией собор уже осматривал, выбрал режим «свободного плавания».

Богатство убранства храма вместе с его колоссальными размерами впечатляет …




Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, известный нам как Огюст Монферран – архитектор собора, ставшего делом всей его жизни. Оригинален бюст Монферрана (скульптор – Антонио Фолетти), созданный из пород камней, использовавшихся при отделке собора.
От первой Исаакиевской церкви до современного собора …
Модели сделаны из дерева в 1/166 натуральной величины. «Предшественники» изготовлены в начале XXI века. Миниатюра нынешнего здания, выполненная Максимом Салиным в 1835-1846 годах, стояла в кабинете Монферрана и использовалась в качестве наглядного материала при строительстве собора.



Отступление третье (анекдот)
Когда рассматривал деревянные модели, из глубин подсознания «всплыл» анекдот советских времён:
Лекция для колхозников.
- Товарищи колхозники. Перед вами череп Александра Македонского, где ему 7 лет. А вот этот череп, где ему 25 лет. И, наконец, череп умершего Александра Македонского. Вопросы есть?
- Да, есть. Скажите, пожалуйста, как может быть у одного человека три черепа?
- А вы, простите, кто?
- Дачник.
- Прошу вас покинуть помещение. На объявлении было ясно написано: «Лекция для колхозников».


«Дорога» к храму, проложенная для современного юного поколения …



Отступление четвёртое (о сувенирах)
Исаакиевский собор находится под юрисдикцией соответствующего музея, а посему неудивительно, что внутри здания находится несколько сувенирных киосков. Кроме того обнаружил пару автоматов, выдающих желающим в обмен на денежные купюры памятные монеты (на одной стороне изображён собор, на другой – голубь и надпись «любви и мира»). За 50-рублёвую ассигнацию Банка России можно получить одну монету, за 100-рублёвую – две. Решив, что одной «маловато будет», скормил механическому торговцу бумажку с изображением московского Большого театра. После нажатия кнопки «1» с функцией «дай монету» автомат с радостным звоном выбросил в лоток металлический кругляш. Достав монету, в недоумении уставился на партнёра по товарно-денежным отношениям. А где спрашивается вторая монета? После недолгого размышления нажал другую кнопку, промаркированную символом «2». Автомат послушно повторил процедуру выдачи монеты, оставив при себе мнение о сообразительности некого покупателя. Почему-то вспомнился эпизод из комедийного фильма «Особенности национальной рыбалки», где один из героев, находясь на военном судне, искал возможности напиться воды. Не восприняв морского юмора, он нажал кнопки с подписями «с газом» и «без газа». Обе запущенные ракеты успешно поразили учебные цели …


Проведя в соборе почти час, вышел на улицу. Было желание и силы ещё погулять по городу, но «планов громадьё» испортил дождь. Прикрываясь зонтиком, сделал несколько кадров на Сенатской площади, а затем отправился в отель …




Воскресенье (20 сентября)

Для традиционного посещения Петергофа выбор стоял между воскресеньем и понедельником. Поскольку погодные сайты давали прогноз на рабочий день значительно «страшнее», отправился на «встречу с фонтанами» в выходной день. Второй год подряд осенью приобретаю через сайт http://speterburg.biglion.ru/ скидочные купоны для покупки билетов на «метеор» (в Петергоф и обратно) от компании «Астра Марин» ( http://www.boattrip.ru/excursions_petergof/ ). Один билет обошёлся в 400 рублей (50 – купон, 350 – билет со скидкой), соответственно дорога туда и обратно – 800 рублей.

По пути на Дворцовую пристань не преминул заглянуть в Александровский сад, чтобы сфотографировать здание Главного Адмиралтейства.



Билеты удалось купить за 10 минут до отправления судна в Петергоф. Начинают опадать листья – падает спрос …

Как «бывалый» пассажир «метеора» на маршруте «Санкт-Петербург – Петергоф» после прибытия к месту назначения покинул судно в первых рядах, чтобы потратить меньше времени на покупку билета в Нижний парк (выходной день – 400 руб.). После прохождения турникетов основная масса туристов направляется вдоль канала к Большому дворцу. Мне же сначала хотелось посетить западную часть парка. «Приманкой» послужил каскад «Золотая гора», который только-только открылся после реставрации. Свернув направо с асфальта на песок, двинулся по берегу Финского залива. Который год обхожу павильон «Эрмитаж» стороной. Когда-нибудь настанет день, когда решусь форсировать ров, чтобы взять «место уединения» приступом. :-)




Поднявшись на Марлинский вал, с удовольствием убедился, что работает не только каскад, но и примыкающие к нему фонтаны. Издали «Золотая гора» смотрелась празднично – благородный блеск металла и снежная белизна камня. Привлекала взгляд и морская панорама. При использовании зум-объектива в длиннофокусном варианте был хорошо виден Кронштадт, где выделялся знакомый купол Морского собора.




Спустившись с противоположного конца вала, продолжил свой поход на запад. Я знал, какой точки на местности хотел достичь. Можно сказать, что эту точку задал в своём комментарии к прошлогоднему отзыву Алексей Смирнов, написав «… Жаль, что Вы, видимо, не прошли за дворец Марли и не увидели там необычный памятник - "Петр I держит на руках будущего императора Людовика XV" …» ( http://www.otzyv.ru/read.php?id=176154#1128520 ). Вот и памятник, теперь можно обратно …



Большой популярностью у детей пользуется памятный знак в виде якоря и штурвала. Как узнал впоследствии, так ознаменовали «начало возрождения территории Купеческой гавани, где с 1898 года базировался порт “Императорского морского Невского яхт-клуба”». Привёл цитату из текста на металлическом свитке, являвшимся частью памятника. Куда он «испарился» – дело тёмное. Немного странно смотрится кафельный постамент брутальной морской композиции. Как будто волшебным образом материализовавшиеся мальчишеские мечты перенеслись из ванной комнаты на берег залива.
Экспонат под прозрачным колпаком был официально представлен как «Луговой парк. Пергола Розового павильона. Герма. Фрагмент». Вариант для вольного представления – «Голова профессора Доуэля после омолаживающего взгляда медузы Горгоны». :-)



С запада подходы к дворцу Марли находятся под присмотром Афины Джустиниани. Последний рубеж перед дворцом – Секторальные пруды.



Обогнув дворец Марли, вышел на берег одноимённого пруда. На подступах к каскаду «Золотая гора» расположены две «водные линии». Первый ряд образуют миниатюрные фонтаны-клоши с тритонами, второй – дуэт мощных Менажерных фонтанов.




При осмотре «Золотой горы» испытывал смешанные чувства. С одной стороны каскад выглядит ярко и своими свежим видом радует глаз, с другой – вызывает ощущение какой-то ненатуральности, как гутарили в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» – «Говорят, царь – ненастоящий!» Помня какой «Золотая гора» была до реставрации, стал лучше понимать людей считающих, что Летний сад в Санкт-Петербурге «стал не тот». Спустившись с лестницы, сделал «неправильный» кадр, где с отрицанием осени выступило «голое» дерево, олицетворяя зиму на летнем пейзаже. Восприняв это, как намёк о вреде впадать в крайности, смирился с нынешним обликом каскада.





От Марлинского пруда прямиком к Львиному каскаду.




С берега Песочного пруда, давшего приют Китовому фонтану, уже видны золотые купола Гербового и Церковного корпусов Большого дворца. Фигура Нимфы в углу цветочного партера скоро совсем затеряется на фоне желтеющих листьев.



Фотографии, сделанные около Большого каскада, разделились на «до и после». «Водоразделом» выступил дождь, почти полчаса поливавший Нижний парк. Стояние под зонтом у стены дворца напомнило подобную ситуацию в Александровском парке на пару дней раньше. Матч между парками по вынужденному безделью с точки зрения комфорта закончился вничью «1:1». Город Пушкин «забил мяч» с помощью «скамейки запасных», на которой можно было посидеть, а Петергоф отыгрался благодаря красивой картине, открывавшейся перед глазами. Удивило большое количество туристов, пренебрегших индивидуальными средствами защиты от дождя …
А теперь галерея снимков, так сказать «От Самсона до Самсона» с персоналиями: Волхов, Боец Боргезе, Венера Медицейская, Пандора, Персей.





Партеры без цветов выглядят бледновато, заставляя сосредоточиться на «игре» главных героев – фонтанов.



По дороге к Римским фонтанам и каскаду «Шахматная гора» сфотографировал любимое дерево, строго выполняющее правило «зимой и летом одним цветом». После открытия западной «горы», восточная перестала выглядеть «младшим братом», успев чуть-чуть подёрнуться налётом старины.




Побывав у одного памятника Петру I, посчитал правильным засвидетельствовать своё почтение и другому. За внимание посетителей парка памятник не смог тягаться с музыкальной группой, устроившей концерт. Здесь туристы превратились в меломанов и стали публикой, повернувшейся к бронзовому императору … спиной. Несколько политкорректных представителей Поднебесной заняли положение, чтобы никого не обидеть. «Верность императору» сохранили только двое ребятишек, по очереди пытавшихся закинуть монетку наверх постамента, чтобы обеспечить себе возвращение в будущем.



Водные «лучи» фонтана «Солнце», борясь с земным притяжением, доказывали окружающим, что круг является наилучшей геометрической фигурой.




Мини-радугами, расцвечивающими струи фонтанов в солнечные дни, уже трудно удивить. А вот настоящую большую радугу в Петергофе застал впервые. Жаль лишь, что вышел на берег залива, когда цвета небесной дуги потускнели.




Монплезирский сад поддержал своё «цветочное реноме».




Открывающийся с террасы дворца «Монплезир» вид завораживает не только морского владыку Нептуна.



Пора было двигаться к пристани. Шагая по дороге вдоль Морского канала, можно было любоваться панорами как на востоке, так и на западе.



На подходе к причалу …




За полчаса «метеор» на своих подводных крыльях перенёс в центр Санкт-Петербурга. Спрятавшееся за облаками солнце перед тем, как скрыться за горизонтом, всё-таки смогло эффектно подсветить небеса. День завершился краткой прогулкой по Дворцовой площади и Александровскому саду. Грозно смотрелись крупные планы:
- триумфальная колесница с крылатой богиней Никой над аркой Главного штаба,
- «Адмиралтейская игла» с корабликом.





Понедельник (21 сентября)

Понедельник – день тяжёлый. Эта простая житейская мудрость известна каждому работающему человеку. А как себя покажет первый день недели, примерив рубашку заключительного целого дня турпоездки? Маршрут фотопрогулки, к сожалению, не был завизирован «наверху». По слухам от метеорологов в «небесной канцелярии» решили «дождю – быть», а чтобы не утруждать себя конкретикой, время не огласили. Поэтому где и когда пойдёт дождь, не было достоверно известно. И тут уж как повезёт …

Незаметно покинув отель, до первого пункта маршрута добрался, не привлекая внимания. Только когда скрывать свои фотоцели стало невозможно, достал из сумки фотоаппарат. Уф-ф-ф, съёмка у Казанского собора прошла без помех, т.е. без осадков. Хотя тут скорее заслуга «конторы», подогнавшей к зданию кран. Вряд ли они стали бы «корячиться», не получив информации из достоверного источника.




Почти дошёл до второго пункта маршрута (собора «Спас на крови»), когда ответственные лица приоткрыли кран для полива. Полноценно спрятаться под кронами деревьев Михайловского сада не удалось. Пришлось для дополнительной маскировки достать зонт и под ним продолжить прогулку, прикидываясь, что просто вышел подышать свежим воздухом. В саду пару раз делал снимки, зафиксировав вил Мойки от павильона Росси и Михайловский замок.



Поняв, что надо сбить со следа возможных наблюдателей, отправился на конспиративную явку, в помещениях которой ни разу не был. В окнах Михайловского замка не заметил горшков с цветами, значит, какое-то время можно было провести в нём. Чтобы соответствовать легенде, как обычный турист за 170 рублей приобрёл билет, сохранив его после прохождения контроля для отчётности. Поскольку почти все посетители фотографировали окружающую обстановку, чтобы не выделяться на их фоне занялся тем же. Часть сделанных кадров прилагаю …

Изучив макет замка, совершил променад по Парадной лестнице. Возлежащую даму не признал, а приютившиеся в нишах показались смутно знакомыми.




В парадных залах размещена постоянная экспозиция портретов царственных особ, относящихся к династии Романовых. Представлены как миниатюры, так и большие холсты. Не забыто и монументальное искусство. Бюсты в основном выполнены из камня, но встречаются и бронзовые. Кроме того здесь представлена реальная церковная утварь. Корона же «прислала» свой виртуальный дубликат.






Из Общего столового зала виден Летний сад. Бесконечное пространство в зеркалах затягивает …
На собранном из 16 мониторов большом экране в небольшом лекционном зале можно посмотреть видеофильмы, рассказывающие о Михайловском замке.




Быстро прошёлся по выставке «Светский лубок. Конец XVIII - начало XX века» и экспозиции «Открытый фонд скульптуры». Жанр «светского лубка» совсем не впечатлил, а осматривать представленное фондом лучше с экскурсией. Заинтересовали скульптуры из «старого» Летнего сада. Понимаешь, что они из «того времени».

Перед тем как покинуть здание дворца, подошёл к автомату, продающему памятные монеты. Был разочарован, когда вместо шифровки, получил монету, соответствующую рекламному изображению. Вход/выход в музей устроен в полутёмной арке, соединяющей внутренний двор с внешним миром. Атмосфера этого места видимо должна помочь проникнуться зловещей репутацией замка. «Павел, бедный Павел» … Мм-да-а, а дождь то продолжает моросить.



Обогнув замок, зашёл во внешний двор, обращённый к Летнему саду. Обычно туда не попасть, а пока здесь развернулся проект «Книжные аллеи» вход свободный. Книги, спрятанные под навесами, были в наличии, а читатели и покупатели – нет. Дождь всех разогнал. Лестница замка бдительно охраняется. Хотя, похоже, с этой стороны тоже можно попасть внутрь здания. Привычную пару древнеримскому Геркулесу составляет Флора.




Сделав в непривычном ракурсе снимки Летнего сада и Пантелеймоновского моста, перебрался на другой берег Мойки.



Несмотря на турникеты, вход в Летний сад бесплатен. В Карпиевом пруду прописана пара лебедей. При взгляде на белоснежных птиц не возникает вопроса «Пара?», т.к. ответ очевиден.



До сего момента деревья сада остались верны его имени, не желая менять зелёную окраску. В аскетичное двуцветие дорожек и насаждений временно добавили синевы рекламные плакаты теннисного турнира. Двигаясь по аллее некоторое время, не мог понять, куда делись местные фонтаны. Только когда разглядел впереди «туннель» беседки (на французский манер названной «берсо»), сообразил, что начал движение в сторону Невы не по Главной аллее.



Дождик прекратился, настроение приподнялось. Искусственная «накачка» с помощью шпионских фантазий потеряла смысл, оставив место чистому созерцанию. Продолжая путь по Школьной аллее, вышел к самой жизнерадостной скульптурной группе сада, образованной неунывающими музами. Талия, Эвтерпа, Терпсихора – прошу любить и жаловать.



Получив заряд положительных эмоций, перешёл к фонтанам на Главной аллее. В воскресенье не добрался до фонтана «Пирамида» в восточной части Нижнего парка Петергофа. Здесь же представлен его «макет», не претендующий на особые лавры.

На площадке Добродетелей «пересёкся» с организованной группой. Просвещение школьников началось у статуи «Милосердия», где женщина выводила пером «формулу» своего чувства, продолжилось у «Правосудия». За юным поколением внимательно наблюдал лев, придерживаемый «Искренностью». Почитывающий книгу баснописец Иван Андреевич Крылов, изредка бросая взгляды на «Истину», будто сверял правильность написанного.




Шкиперская площадка служит перекрёстком для боскетов. Спуртовавший от фонтана ребёнок явно хочет финишировать в «Птичьем дворе». «Менажерийный пруд» с беседкой хорош для примирения после ссоры. Остановившись перед скульптурой «Архитектуры», понял, кого мне напоминала одна из дам на Парадной лестнице Михайловского замка. В боскете «Крестовое гульбище» с постамента фонтана-колокола на посетителей сада взирает «Нереида». Прижатое к груди яблоко наводит на размышления …




Фонтаны на Главной аллее поодиночке мало эффектны, но когда они выстраиваются в линию, получившийся «коллектив» становится весьма выразительным.



Вошедших в сад со стороны Невы, встречают «Слава» и Минерва, сжимающая в руке копьё. В образе римской богини мудрости любили изображать императрицу Екатерину II. «Слава» же, опираясь на обелиск, держит в руке лавровый венок. Признал в ней вторую «незнакомку» из Михайловского замка.
Когда собираясь посетить Парадный партер, начал поворачивать налево, ко мне рванулся охранник, до этого момента спокойно прогуливавшийся у турникета. В недоумении «притормозил» – ведь ничего не нарушал. А подбежавший охранник культурно поинтересовался, сколько сейчас времени. Проинформировав представителя службы порядка, призадумался о целой профессии, попадающей под категорию «счастливые часов не наблюдают». Ведь увидев у меня часы на руке, человек заданным вопросом усугубил риск лишиться такого великолепного блага … :-)
Вполне логично, что в Парадном партере находится фонтан «Коронный» – самый помпезный источник воды в Летнем саду.



Миновав возможно подпортившего себе карму охранника, покинул Летний сад. Вдоль знаменитой ограды сада двинулся по направлению к Троицкому мосту.




В первоначальном плане прогулки собирался перейти по Троицкому мосту Неву, пройтись по Петропавловской крепости, постоять на стрелке Васильевского острова и вернуться по Дворцовому мосту на материк. Увы, «5*П» (Посещение Последнего Пристанища Павла Первого) «съело» лимит светлого времени суток. Свой кусочек прикарманила и пасмурная погода. В результате «на автомате» бессовестно срезал немаленькую дугу маршрута, превратив её в банальную прямую. Вперёд, по Дворцовой набережной …
Кораблики в конце сентября продолжали бегать по Неве, только количество пассажиров значительно уменьшилось.






Напоследок мысль неоригинальная, но прочувствованная на своём опыте. Дождливая погода придумана для того, чтобы легче было расставаться с Санкт-Петербургом …


Примечание
Цена билетов – это цена, заплаченная мной (взрослым человеком, гражданином РФ) в сентябре 2015 года.


P.S. Для любителей статистики – километраж «пешком» (по дням):
16 сентября – 8 км
17 сентября – 11 км
18 сентября – 9 км
19 сентября – 5 км
20 сентября – 9 км
21 сентября – 8 км
Итого: 50 км – однако «круглое» число …

Отредактировано автором: 22.10.15 11:53:59Сообщить модератору



Вопрос - в Пушкине по паркам на велосипеде можно передвигаться?
Похоже, Вам еще не скоро надоест к нам ездить :) С удовольствием всегда смотрю фотографии в Ваших отзывах. Вот про памятник Пушкину у Египетских ворот и не знал :( Надо будет собраться и посчитать, сколько же их у нас всего?
Скажу банальность - приезжайте еще :)
Цитата:

Вопрос - в Пушкине по паркам на велосипеде можно передвигаться?

в Екатерининском и Александровском парках нельзя, как и на скутерах, мотоциклах, лыжах и т.д.
Замечательно, почитала с удовольствием))) Фото - сказка!
Спасибо большое! Как же прекрасен Питер и его окрестности! Город, который не устанешь посещать никогда!
И снова - замечательно. Чувствуется, что Вы и к поездкам готовитесь и к написанию отзыва - много полезной информации. Так держать!
Цитата:

В год 100-летия начала Первой мировой войны музей «Россия в Великой войне» открыл двери для посетителей, став единственным «специализированным» музеем, посвящённым войне вековой давности.



Спасибо, что рассказал про музей, не знала про него.
Наша тема.
НАстя Данилова Вы просто забыли:) Вот в этом отзыве есть Ваш комментарий об этом музее :)
http://www.otzyv.ru/read.php?id=179318#pagetop
Фотографии замечательные, будто сама по аллеям прогулялась! И нового много узнала, хотя и бывала в этих парках, и путеводители разные почитывала. Спасибо, SergL Питер и пригороды - это такая концентрация красоты, что все охватить просто невозможно. Как же хорошо по городу гулять - хочешь по улицам ходи, хочешь - с воды любуйся, и погреться/перекусить всегда есть где. В общем вечный праздник для туриста.
Алексей спасибо, что напомнили.
Так много интересных мест, что и не упомнить.
Боже мой, какая красотища! Никогда не была в Питере осенью, вижу, надо восполнить.
Большое спасибо за интересный рассказ и потрясающие фотографии!
Цитата:

Вопрос - в Пушкине по паркам на велосипеде можно передвигаться?


Алексей Смирнов уже ответил на вопрос. Немного уточню ситуацию. В «Правилах посещения», размещённых сейчас на сайте ( http://www.tzar.ru/info/restrictions ), указано, что среди прочего ЗАПРЕЩАЕТСЯ «Езда на велосипедах в Екатерининском и Александровском парках». Если не ошибаюсь, то раньше на Александровский парк это запрещение не распространялось. По факту велосипедистов в Александровском парке встречал, что при наличии неохраняемых входов неудивительно. Возможно, даже не все законопослушные граждане знают об ужесточении правил посещения парка.

Цитата:

Похоже, Вам еще не скоро надоест к нам ездить :)


Верно подмечено :-)

Благодарю за положительные отклики. Надеюсь, что «фотопрогулки» у меня продолжатся, с последующими «отчётами» …

Интересно, а сейчас в пригородных парках листва ещё держится?
Сейчас уже "пышное природы увядание" и многое опало, хотя сильных ветров не было, так что много чего и осталось. Вид из моего окна на парк Сосновка - великолепный. Боюсь, к выходным станет намного хуже и погода испортится.
Вот так было пару недель назад в ЦПКиО и Павловске.
Спасибо за подробнейшую питерскую фотолетопись! Приятно вдали от него из ранее братской страны У. увидеть родной город:)
XomaNN страна, надеюсь, осталась братской и братья рано или поздно очнутся.
Алексей Смирнов, спасибо за фотографии. Надеюсь, что листва на деревьях ещё какое-то время продержится ...
Благодарю Вас! Получила от Вашего путешествия "кусочек" Радости для души,узнала и увидела много нового, и так захотелось опять приехать в Любимый Питер)))
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1«Золотое ожерелье» Санкт-Петербурга. Пять дней осени. День второй – Пушкин (Царское село) …
2Автобусная экскурсия «Тула – город мастеров»
3Санкт-Петербург, Петергоф. «День ВМФ» плюс-минус день.
4Возвращение поэта в Царское Село
5Первые апрельские выходные – пешком по центру Санкт-Петербурга, автобусом в Гатчину.
6Санкт-Петербург в феврале (часть 1)
7Санкт- Петербург в конце апреля. Это был странный сон....
Отдых в России
Отели в России
Отели Сестрорецка
Отели Симеиза
Ульяновск
Ульяновская область
Погода в России
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
1415.Альянс Гринвуд Отель 3
1416.Фортуна 3
1417.Русская изба 3
1418.Маре Неро 3
1419.Иволга база отдыха 3
1420.Кемпински Гранд Отель Геленджик 3
1421.Мини-отель на Шмидта 3
лучшие отели России
Фото отелей:
309.Центральный военный детский санаторий, Россия [24]
310.Губерния, Россия [24]
311.Санкт-Петербург, Россия [24]
312.Алексеевская усадьба, Россия [24]
313.Лесная опушка санаторий, Россия [24]
314.Анни пансионат, Россия [23]
315.Юность пансионат, Россия [23]
Популярные отели:
176.Катунь санаторий отзывы
177.АМАКС Золотое кольцо отзывы
178.Лесные угодья сафари парк отзывы
179.Санаторий им.Цюрупы отзывы
180.Суздаль отзывы
181.Парус санаторий отзывы
182.Бархатные сезоны - Русский дом отзывы
Отзывы по отелям:
1898.Россия, Frant Hotel на Нефтяном [1]
1899.Россия, Golden Hills [1]
1900.Россия, Капля Моря [1]
1901.Россия, Родина пансионат [1]
1902.Россия, Руна [1]
1903.Россия, Старые друзья пансионат [1]
1904.Россия, Лидваль [1]