14.08.15 09:28:37
Абидос и Дендера с Тез-Тур 
Организатор: Tez TourОценка оператору: 4
Время отдыха: 05 мая 2015 г.

Мы отдыхали в Сафаге, в отеле Imperial Shams Abu Soma 5* в мае 2015.
Близость Сафаги к началу шоссе в сторону Нила - стала прекрасным поводом сьездить на экскурсию на осмотр древних храмов Египта.
Причем хотелось посмотреть что-то по настоящему редкое и интересное, и чтоб не было больших толп туристов. Нечто неизведанное...

«Восстань, как Озирис…
ты чист перед Новолунием…
ты, который встает и не знает усталости,
ты, живущий в Абидосе»
(«Тексты пирамид», Речение 437).

Вот в Абидос нам и нужно!
Находили мы и сайты с частными экскурсиями из Хургады, но не находили там поездки в Абидос. Может плохо искали, но вроде бы частники не ездят теперь в Абидос из-за проверок на дорогах. Мнения были также в отзывах высказаны, что с 1 мая из-за жары ехать в сторону Нила или в Каир – нельзя.
Список экскурсий из Сафаги от Тройки–ТезТура мы заранее скачали из Интернета, на месте изменений не было. Из дальних экскурсий на Нил предлагались: Луксор (без храма Рамзеса III, с посещением музея папируса и алебастровой фабрики - 95$), : Супер Луксор (с храмом Хатхор в Дендере, с храмом Рамзеса III в Мединат Абу, без папируса и фабрики - 120$), Дендера-Абидос (только по вторникам 95$), в Асуан (двухдневная 200$). Мы выбрали Дендера-Абидос, со скидкой выходило по 90$.
В общем мы, поразмыслив, поехали в Дендеру-Абидос с ТезТуром.
В фирменном ТезТуровском микроавтобусе Toyota Coaster на 17 мест было нас 11 пассажиров, гид местный от ТезТура и два сменяемых водителя.
В связи с большой длительностью экскурсии, включенным 3G и GPS в мобильном, и большим количеством фотографий – оказалось необходимо иметь либо второй заряженный комплект аккумуляторов и в смартфон и в фотоаппарат, либо внешний аккумулятор Power Bank.
График нашего перемещения в экскурсионный день был такой.
Подъем по звонку телефона в 5 утра,

вид с балкона в это время просто шикарный, а в 5:30 мы ожидали автобус и получали сухой паек, потом рассаживались в микроавтобусе и в 6 утра поехали.
Нашу квитанцию на экскурсию правда

забрал сразу гид (как всегда) и никаких документов больше у нас не осталось. Наверное это неправильно. Входные билеты в каждый храм - гид покупал на месте сам, и раздавал - они были по 40 фунтов с человека.
Купленные заранее 3 бутылки по 1,5 л воды брали с собой на двоих - и всю выпили, было +36 град. в Абидосе.
Красиво утром в горах, нежарко,

дорога хорошая, строятся еще параллельные дороги, для улучшения безопасности движения.
В 7 утра мы проехали первый пункт полицейского контроля.

И сразу после этого были на промежуточной остановке в горах в кафе, на полпути Сафага-Кена.

Там останавливались все Тез-Туровские автобусы. Позавтракали пайками, напитки можно купить, туалет бесплатный для Тез-Тура. Дети бедуинов водят осликов и козленка, выпрашивают туристические пайки или мелочь. Мама их бедуинка - была закутана полностью, только тяжелым взглядом из щели одежды недобро коротко взглядывала на нас.
В 7:30 поехали дальше и в 8:30 доехали до города Кена, центр провинции (мухафазы) Кена, тут часть автобусов, ехавших с нами по шоссе свернула налево – в Луксор, а мы последовательно через два моста – сначала через железную дорогу

и потом через Нил попали на левый, западный берег Нила в пригород Кены - в Дендеру.
Город Кена довольно большой (200 тыс. жителей), мосты через Нил, железнодорожный узел, есть текстильная фабрика и сахарный завод, университет. В мухафазе Кена – 3 млн. жителей.
С 8:40 до 10:00 осматривали Храм Хатхор (можно фотографировать), потом ждали отставших (там платный туалет - 1 LE с человека, и киоски сувениров). Потом вернулись на автобусе на правый берег Нила и неспешно поехали через кучу деревень по неширокому шоссе

Каир-Асуан на север. В 11:00 дозаправили наш автобус в деревне Дишна,

посмотрели на местных детей, идущих из школы, они с полным изумлением смотрели на нас, как на инопланетян. В 12:00 пересекли Нил по ирригационной плотине

(видны шлюзы для кораблей) в местечке Наг-Хаммади – и снова на левый берег. Пост местного ГАИ -

там уже имеет укрепления и бронетранспортер. У Наг-Хаммади и основная железная дорога переходит на левый берег Нила. Потом ехали по дорогам вдоль каналов. Сначала параллельно Нилу на север по Al Saed Morsy Osman El Aaref Road. А далее въехали в следующую мухафазу – Сохаг и повернули от Нила к горам, на запад, по Sheikh Ahmed Morsi Osman El Aref Road.
В мухафазе Сохаг тоже 3 млн. жителей. В каждой деревне по всему пути от Кены и особенно от Наг-Хаммади останавливали и записывали номера автомобиля в журнал автоматчиками – 30 раз всего проверили, наверное. По пути видели снос тракторами незаконно построенных домов с участием армии и тысячи недовольных местных жителей. Кругом поля и люди в три погибели обрабатывают сахарный тростник, вывозят урожай вручную или на небольших тракторах. В Наг-Эль-Харджах нам выдали бригаду автоматчиков и машину сопровождения, и мы уже ехали с ними и с включенной сиреной до Абидоса (поселок El-Araba El-Madfuna). Вдоль этой последней дороги стоят довольно бедные жилища и много полицейских участков, нас сопровождающая бригада полицейских как бы, передавала из рук в руки следующей бригаде. Обычные машины для такси там почти не встречались (общественного транспорта тоже нет), в качестве такси там мотороллеры «тук-туки».
Мы с огромным интересом разглядывали местных жителей, сама поездка по деревням показала нам настоящую жизнь египтян.
Экскурсия по храму Сети-I с 13:00 до 14:00 (можно фотографировать, но без вспышки, поэтому неплохо иметь штатив), осмотр затопленного храма Осирийон снаружи – 10 минут, пешком до раскопок храма Рамсеса II (по нашей просьбе, иначе бы не сходили) - 8 мин. туда, 5 мин. осмотр сбоку с холма, и 8 мин. обратно, осмотр храма Сети самостоятельно – до 14:30. Все это в сопровождении автоматчика и местного арабского гида-историка, на все вопросы он отвечал через переводчика.
Потом был хороший обед: рис с мясом, или курицей, или рыбой и еще овощи и фрукты, причем овощи и фрукты были намного вкуснее, чем в отеле (обед организован в одном из домов местным жителем) с 15:00 до 15:30, вода в бутылке каждому бесплатно, а чай и кока-кола - платно. После обеда мы подъехали к полицейскому участку у входа в храм Сети и там нам снова выдали машину сопровождения и бригаду из трех полицйских – сопровождение до Наг-Эль-Харджах.
А оттуда обратно мы через Наг-Эль-Гуминии свернули сразу направо через дворы и ямы (и через контрольный пункт) на новое и незагруженное шоссе, идущее по пустыне - Giza-Luxor (левый берег Нила), и быстро домчались до Кены в 16:40.
Прогулка по Нилу на катере - 25 мин, до 17:20, это была одна из самых запоминающихся и приятных частей поездки. Вечер, спала жара, садится солнце, неспешно течет чистейший голубой Нил, с диких островов рядом с нами взлетают аисты.

Это вид примерно из-под автодорожного дендерского моста на север, вдали виден железнодорожный мост, справа - парк в Кене (наподобие "парка культуры и отдыха"), слева - острова с аистами.
Потом выезд из Кены в сторону Сафаги. Дорога через горы – в темноте, водитель немного лихачил.
Остановка в придорожном кафе на полдороге с 18:30 до 19:00,

это как раз наш автобусик, а прибыли к себе в отель в Сафаге в 20:00.
При поездке на экскурсии нужно представлять предварительно, как бы список того, что нужно увидеть в каждой точке осмотра, иначе экскурсовод проведет вас мимо. Да и описание объектов, дату постройки и схему помещений – тоже нужно представлять себе заранее. Какие короны (пшент - короны Верхнего Нила и Нижнего Нила) и знаки (урей, анх) носили фараоны. А также - таблицу царствования фараонов по династиям.
Например почитать кратко можно: http://www.egyptology.ru/index.htm .
И еще изданные у нас переводы книг: Кристиан Жак, «В стране фараонов»; Маргарет Мюррей «Египетские храмы. Жилища таинственных богов».
Неплохо бы примерно представлять себе, кто такие боги Ра (бог-творец физического мира), он же - Атум (Атун) и Птах (бог-творец, наполняющий материю Духом).
Дети Атума и одновременно супруги - Шу и Тефнут.
Двое детей у Шу и Тефнут - Геб и жена его (и сестра) Нут.
Четверо детей Геба и Нут: Сет и его жена Нефтида, Осирис и его жена Исида.
Сын Исиды - Хор (Гор), жена Хора - Хатхор, прочие боги - Анубис, Тот, Маат, Бес и др.
В одной из главных легенд бог-создатель Атум начал создавать мир «из ничего», и родил двоих детей, а они пошли гулять по недостроенному миру и заблудились.
«В полном отчаянии Атум вырвал свое Око
и послал его на поиски детей Шу и Тефнут.
Потом Атум создал новое Око,
поместил его в свою пустую глазницу.
Вернувшись, Старый Глаз в обиде превратился в кобру,
Атум успокоил его и поместил себе на лоб.
С тех пор Солнечное Око (урей)
в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги,
а потом и фараоны»
- из книги М.П. Згурской «Древний Египет».
Еще краткая видеолекция:

«Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида» - из легенд Египта.
Подробнейшие прекрасные фотографии различных храмов и гробниц Египта можно посмотреть у kairoinfo4u на
https://www.flickr.com/photos/manna4u/albums

Храм богини Хатхор в Дендере
Это был первый храм – и поразил нас больше, наверное были еще неуставшие и, плюс – это храм с полностью уцелевшей крышей и отреставрированным потолком. Но построен он сравнительно недавно – не такой древний, поэтому изображения на стенах и потолке там считаются не такими ценными. Подробно храм описан в статье Никонова:
http://newhoros.narod.ru/dender.htm
или в книге Розмари Кларк "Священные традиции Древнего Египта", Москва, 2002.
Очень подробно, срисован каждый сантиметр стен - в монографии Auguste Mariette "Dendérah: description générale du grand temple de cette ville", 1870, доступна онлайн (4 основных тома + 2 дополнительных)
http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/mariette1870ga
Святилища Хатхор, богини материнства, красоты, радости и удовольствий, существовали в Дендере с додинастических времен, однако сохранившийся храм Хатхор – начал строиться в I в. до н.э. последними фараонами из греков (Птолемеями), строился 200 лет, и закончен римскими императорами, новыми хозяевами Египта уже в 1 в. н.э.Строительство велось с целью утвердить законность власти иноземных правителей Египта, поэтому храм старательно повторяет древнеегипетские образцы.
Перед храмом раньше была мощеная дорога, сохранилась входная арка -

- первые прекрасные изображения посетители видят на ней, во двор и сам двор. Справа от арки

во дворе – сначала почти целый древнеримский храм рождения с красивыми колоннами вокруг в виде цветков лотоса. Далее стоят развалины: раннехристианского храма, далее старого храма рождения и дома паломников, чуть дальше – священное озеро, теперь уже безводное, но заросшее пальмами. Слева - выставлены сохранившиеся скульптуры,

например статуя бога веселья - Бэса.
Вход в храм с севера (храмы в Египте ориентированы входами к Нилу, и, обычно входы с востока) – это из за поворота Нила в Кенской излучине. Скульптурные элементы храма (головы Хатхор и др.) и изображения на стенах были повреждены ранними христианами, которые камнями все это пытались разбить, а потолок и стены христиане коптильными кострами нарочно пытались закоптить.

план храма Хатхор из путеводителя "From Luxor to Aswan" от http://www.charlesmiller.co.uk/fla/templans/dendera.htm
Более древний храм с центральным святилищем, построенный при Птолемеях (эллинистический период) – находится как бы внутри и южнее новейших построек.
Боковые стены, восточная и западная, в основном были декорированы в правление римского императора Августа.
Самая свежая пристройка к храму – это входной 1-ый большой гипостильный (со столбами, поддерживавшим крышу) зал (или пронаос)

был построен уже после правления Августа. Эта часть храма сооружена в эпоху Тиберия, в 34-35 гг. н.э. В этом самом красивом зале все свободное место стен, потолка и 24-х колонн (считая и входные колонны) украшено цветными изображениями, текстами и рельефами.

Внутренние размеры этого 1-го зала 36,5х17 метров. Примерная высота колонн, украшенных наверху каждая четырьмя скульптурами лица Хатхор – 15 м, диаметр – 2,9 метра.
Рельефы на стенах запечатлели римских императоров от Августа до Нерона, выказывающих уважение египетским богам.
Плафон пронаоса - голубого цвета с изображением астрономических символов и украшен по карнизу именем Тиберия. Все изображения потолка наполнены множественными тайными астрономическими смыслами – это и расчет параметров дня и ночи, и расчет месяцев и дней года, явлений природы. На крайних плитах потолка – два самых известных изображения. Это созвездия северной и южной частей небосвода – два «линейных зодиака», каждый как бы обнимает богиня неба Нут, поглощающая своим ртом солнце на условном западе (вдали от входа) и рождающая солнце возле своих ног – это восток, у входа. Слева от входа дальняя часть;

и слева от входа ближняя часть ко входу:

- здесь возле диска солнца видна маленькая лодочка с змейкой.
Лодочки рядом с телом Нут изображены для расчета годового календаря. 36 больших лодок (18 на левой крайней плите потолка и 18 на правой крайней плите потолка) везут 360 дней года по 10 в каждой лодке. А маленькая лодочка в углу (где рядом с ногами Нут, лучи рождающегося солнца освещают лицо), везущая змейку, она везет последние 5—6 дней года. Каждая лодочка-десятидневка снабжена пометками о том, какие природные явления произойдут в эти дни.
Справа от входа дальняя часть:

и справа от входа ближняя к входу часть:

- здесь богиня Нут рождает солнце на востоке в виде жука скарабея.
Тут каждый из нас искал свой знак зодиака. Рельефы на двух промежуточных панелях потолка посвящены циклу смены дня и ночи, а на двух центральных — движению Солнца и Луны.

На потолке первая справа от входа панель: Око Ра. В виде Ока-Ра - полный лунный диск и за ним - поклоняющийся ему бог Тот замыкают последовательность из 14 дней растущей Луны (у каждого дня - свое божество). А это первая слева панель потолка

На стенах — имена и изображения Калигулы, Клавдия и Нерона, у входа в храм — имена Домициана и Траяна. Над центральным проходом изображен ряд летящих грифов и крылатых дисков,

которые отделяют левую часть потолка, представляющую южную сторону неба, от правой, посвященной ночи. Почти первозданный вид этих изображений — заслуга французского археолога Сильвии Ковиль с командой из 50 специалистов.

Пять лет (с 2006 по 2011 год), балансируя на лесах, энтузиасты сантиметр за сантиметром очищали потолочные плиты от грязи и копоти.
Далее идет 6 колонный малый гипостильный зал (Зал Явлений Богини)

и далее по центру – первый вестибюль (Зал Подношений - из него ведут 2 лестницы на крышу), второй вестибюль (Зал Божественного Цикла), последним - Центральное Святилище. В центральном святилище хранилась ладья богини Хатхор, а на стенах святилища изображены как правители, вручающие подарки богам, так и несколько изображений ладьи Хатхор.

Концы ладьи имеют вид полукруга, над которым возвышается голова Исиды с диском Солнца.
Вокруг Святилища -

кольцевой коридор Таинств с рядом служебных камер. В малом гипостильном зале по 3 камеры с каждой стороны (для хранения жертвоприношений и приготовления благовоний), свет и воздух попадают через отверстия в потолке. Из кольцевого коридора, который освещается боковыми окнами в крыше, - к наружной стене идут входы в камеры, где хранились предметы богослужений. Они имеют разнообразные названия, например Комната Пламени, Трон Ра, Союз Двух Земель, Открытый Двор (с освещением) с Часовней Чистого Места. В некоторых из этих комнатах был либо раздвижной пол из плит, либо вынимаемый камень в стене - и открывались проходы в секретные крипты (помещения, вырубленные в толще стен), где хранились особо ценные предметы, и на стенах изображены подробности обрядов. Все наружные стены храма содержали секретные крипты в 3 этажа друг над другом.

Для примера - план секретных крипт ниже уровня пола. Из книги A.Mariette "Dendérah: description générale du grand temple de cette ville (Band 3)"
Например из дальней правой сдвоенной камеры «Комната Трона Ра»

можно заползти вниз в самую известную крипту №4

с изображениями на ее стенах - «Лампы Дендеры», напоминающими или современный лазер, или газоразрядный светильник с изоляторами под ним,

Увы, перевод текстов на стенах не оставляет камня на камне от теории о "лампах фараонов". Змея из цветка лотоса - это рождение бога Харсомтуса, сына Хатхор. А изображения на стенах комнаты лишь описывают золотые статуэтки богов, которые когда-то хранились в этой кладовой,
а также обьясняют, видимо для самих служителей культа -

- особенности надевания тяжеленного огромного обрядового ожерелья на статую Хатхор. Весь храм построен из песчаника, но для достижения высокого качества изображения рельефа в этой крипте №4 - в южную стену на уровне фигур помещен блок известняка прекрасного качества, что и позволило скульптору вырезать все мелкие детали. А из смежной с «Комната Трона» - угловой «Комнаты Ра» - есть 2 входа в крипты №8 и №6. В толще задней, южной стены находятся (на всю ее длину) три секретные крипты друг над другом. Крипта №4 - ниже уровня пола, аналогичная крипта №5 – на уровне пола, крипта №6 – 2 входа на высоте 4м над полом. Всего секретных крипт найдено 14 (их них 11 – с изображениями), и еще одна – во дворе. Мы посетили только крипту №4.
Лестницы сделаны в толще боковых стен — одна (прямая) на востоке,

другая (винтовая) на западе

— вели на крышу храма. Крыша храма трехуровневая, на нижнем уровне крыши более древнего храма располагались над боковыми стенами две трехзальных часовни, связанные с культом Осириса, и еще ритуальная беседка в юго-западном углу крыши. В среднем зале часовни над восточной стеной

находится на потолке знаменитый «Круглый дендерский зодиак», вернее его копия. Это карта звёзд в проекции на плоскости, которая показывает 12 созвездий зодиакального пояса (которые формируют 36 деканов по 10 дней каждый), и планеты. Оригинал зодиака вывезен в Париж, сейчас в Лувре (а с 1822 по 1922г находился в Национальной библиотеке).

Наружные боковые поверхности храма также украшены изображениями богов и царей.
Снаружи задней части храма, на его южной стене - два больших зеркально одинаковых барельефа. Там - ближе к краям - изображение последней царицы независимого Египта - Клеопатры (с символом власти – кругом на голове), вместе с сыном Цезарионом (от Цезаря). По периметру храма из стен выступают красивые водостоки (с крыши) в виде львиных голов.

Абидос. Храм Сети I, Осирийон и Храм Рамсеса II.
«Иди к воде
и двигайся вверх к Тинитскому ному
и обогни в бесплотном виде Абидос,
который божества даровали тебе,
и пусть лестница в Дуат
откроется перед тобой».
Текст из расшифровки Абидосских текстов по книге Алана Элфорда «Путь Феникса. Тайны забытой цивилизации», Москва, 2007.
Дуат – это загробный мир.
Раскопал первым храм Сети I - Auguste Ferdinand Mariette в 1860 г. Почитать подробно про Храм Сети I можно:
http://ancient.gerodot.ru/topics/persons/egypt/seti1/seti05.htm
Или: http://victorsolkin.livejournal.com/432716.html?thread=5623116
Только что издана новая книга Виктора Солкина "АБИДОС: Ступени к бессмертию".
Основной вклад в подготовку монографии "The Temple of King Sethos I at Abydos, Volume I-IV" своими рисунками внесла с 1928 г. по 1933 г. - Amice Mary Calverley, теперь эта книга доступна для всех на сайте Чикагского Университета -
https://oi.uchicago.edu/sites/oi.uchicago.edu/files/uploads/shared/docs/sethos1.pdf
Сама местность вокруг Абидоса с первых династий фараонов - считалась ритуальной, Абидос – это центр культа Осириса, бога загробного мира. Тут как бы начало пути в загробный мир, тут и места захоронений первых фараонов Египта, и святилища. Вся земля состоит из смеси песка и керамических обломков, которым 1000-5000 лет, это от кувшинов, в которых египтяне приносили жертвоприношения. Это было подобие Мекки у мусульман – каждый египтянин должен был в жизни совершить поездку в Абидос.
К сожалению, не сохранились – древняя дорога к храму Сети I от Нила, грандиозная двойная лестница, первый пилон с двумя огромными статуями Сети, первый двор с колонным Залом Аудиенций, за ним второй пилон с 14 нишами со статуями Сети.
От всего этого сохранились лишь три великолепные скульптурные головы царя. Второй двор,

уже перед храмом – есть, но полуразрушен.
Сам храм Сети I (построен около 1290 год до н.э.) и раскрашенные рельефные изображения на стенах сохранились хорошо.

Храм имеет неглубокий фундамент, покоящийся просто на песке. Храм направлен входом на северо-восток и имеет форму буквы Г, более не повторяющуюся ни в одном храме. И Рамсес I, и его сын Сети I были фараонами не по наследству, а выходцами из военоначальников. Поэтому, все в храме посвящено созданию легенды о их божественном происхождения. На огромных настенных барельефах Сети (второй гипостильный зал и святилища) или Рамсеса II (снаружи, и первый гипостильный зал) - они изображены как дарящим дары всем богам поочередно, так и принимающим дары, а также панибратски касающимися богов рукой. Храм был завершен уже сыном Сети – фараоном Рамсесом II Великим.
Часть потолка первого гипостильного зала и верхние части 12-ти колонн входного портика (отстоящих от стены с входом), высотой 7,6 м (квадратного сечения) были разрушены,

и современные египтяне для сохранности в 1952 году просто изготовили бетонными недостающие потолок, верх колонн портика и верх входной стены. На каждой из четырех плоскостей столбов портика сохранились замечательно выполненные рельефные изображения Рамсеса II (изготовлены уже после смерти Сети) в объятиях богов и богинь.
В первый гипостильный зал первоначально проектировалось 7 входов.

План храма Сети I от kairoinfo4u на www.flickr.com/photos/manna4u/15573358849
Окончательно это выглядит как стена с одним центральным входом. На 24 колонны первого гипостильного зала (52х11 м) опираются архитравы – мощные прямоугольные блоки весом с десяток тонн каждый, которые поддерживают непосредственно блоки крыши храма. Эти архитравы украшены высеченными на довольно значительную глубину иероглифами и символами, образующими разные надписи и изображения. На потолочной балке сразу слева от центрального прохода находится известный в среде египетских фантазеров картуш, в составе изображений и иероглифов которого, человеку с воображением хорошо видны изображения «вертолета»,

«подводной лодки» и гибрида самолета с летающей тарелкой. Говорят, что это просто ошибка резчика. Возле этого места обычно сидит местный человек, который неподготовленным туристам покажет это «за денежку». Потолок украшен изображениями коршунов богини Нехбет, крылья которых защищают священное место.
В стенах зала есть ниши, возможно для статуй. Три уцелевших головы от статуй Сети I - в такой нише.

Голова царя украшена короной "пшент", это 2 соединенные короны - красный «дешрет» правителей Нижнего Египта (наружный невысокий цилиндр) и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта (белый высокий конус в центре). Спереди на пшент укрепен урей — стилизованное изображение египетской богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта.
Большая часть рисунков 1-го зала – это врезанные вглубь стен малораскрашенные

упрощенные изображения Рамсеса II вместе с богами.
Намного более интересны изображения во втором, внутреннем гипостильном зале. Этот зал и 7 святилищ закончили и раскрасили еще при жизни Сети I. У входа в зал 24 колонны в форме бутонов папируса поддерживают потолок. Полы дальней (западной) части зала поднимаются на 55 см выше; на образовавшемся возвышении воздвигнуты еще 12 колонн с круглыми стволами.
Bосхитительны композиции на северной (правой) стене второго зала, но в связи со смертью Сети – часть изображений остались нераскрашены. Нижняя сцена на востоке этой стены, наверное, одна из самых известных:

Сети преподносит маленькую статуэтку Маат (богини истины) Осирису. Надпись рядом гласит: “Приношение Истины Владыке Истины”. Складывается ощущение, что складки его льняного одеяния, высеченного в известняке, окажутся мягкими на ощупь. Короткий военный передник, столь популярный среди царей - Рамессидов, едва прикрывает колени Сети. На голове фараона – "военная" (или "голубая") корона хепреш. Фараонов Нового царства часто изображали с короной хепреш.
Дальняя (западная) стена внутреннего гипостильного (второго) зала прорезана семью проходами в святилища, в 6-ти простенках этой стены есть небольшие ниши с изображениями,

например простенок №5 из 6 простенков, если считать слева направо
или простенок 4-й слева, где -

Сети сидит на коленях у богини Исиды!
а также замечательные рисунки - на всей поверхности этой огромной стены.
Лучшие абидосские барельефы находятся в святилищах.
Семь святилищ храма посвящены семи божествам. Центральное святилище - посвящено богу Амону,

здесь изображен Сети, дарящий подарки Амону.
Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора -

это входы в них.
Слева в двух святилищах почитались Ра-Хорахте и Птах; последнее, левое святилище предназначалось для отправления заупокойного культа самого Сети. Здесь также почитались все обожествлённые цари-предки Сети. В каждом святилище раньше находились священная золотая ладья и статуя бога, а также в конце была ложная дверь, через которую по поверью из тонкого мира в храм проникал дух божества. Сейчас каждую ладью можно видеть в виде рисунка на стенах соответствующих святилищ.

Прекрасна ладья Осириса, на дальней части правой стены святилища Осириса,

Сети угощает напитком Осириса на ближней части правой стены, а это

- дальняя часть левой стены святилища Осириса, описание магического ритуала почитания Осириса.
Главное, для чего был предназначен храм - возрождение культа Осириса, в целом он весь посвящён Осирису.
Потолки в святилищах выполнены в виде сводов, вырезанных в потолочных плитах, с отверстиями в плитах для освещения солнечным светом.

Это потолок святилища Осириса.
Дальняя стена святилища Осириса отличается от остальных: вместо “ложной двери” (как в других святилищах) здесь расположен массивный дверной проем, ведущий в более тайные внутренние залы и святилища, известные как “Осирический комплекс”. Древний свиток папируса, сегодня хранящийся в Лондоне, в Британском музее, подробно описывает ритуал вызывания духов предков, для которого и предназначались тайные залы. Ритуал призван посредством магических действий вновь открыть «врата неба», чтобы духи праведных предков явились во тьме храма, получили свои жертвоприношения и в обмен даровали потомкам, живущим на земле, благополучие. Комплекс начинается прямоугольным залом с 10 колоннами, налево - сильно поврежденный с 4-мя колоннами «Зал Статуй» (где все рельефные композиции были посвящены таинственному зачатию Хора, сына Осириса и Исиды), направо - входы в

три сохранившихся часовни (своевременно замурованными жрецами). Дальняя малая часовня -
Исиды,

здесь Сети делает воскурения ладана перед Осирисом, за которым стоит Исида.
Ближе – средняя часовня - это малая часовня «Сети в образе Осириса» (т.е. умершего)

здесь на левой стене Сети в короне Осириса (т.е. в мире мертвых) получает

символы жизни и благополучия из рук бога Анубиса. А справа -

Хор омывает мумифицированного Осириса-Сети священной водой из строенного золотого сосуда хес. В руках царя скипетр и плеть, на голове – сложнейшая корона, в основу которой лег высокий головной убор Амона-Ра: на ступообразной основе установлены рога быка, поддерживающие солнечный диск и два соколиных пера; две пары уреев, также увенчанных перьями и солнечными дисками, выползают со вторых, горизонтальных бараньих рогов. Перед царем на прямоугольной подставке стоят четыре духа, сыновья Хора. Луч света бьет прямо на это изображение из отверстие в потолке.
Самая ближняя из малых часовен – Хора. За тремя часовнями в правом дальнем углу здания находится секретная замурованная двухэтажная комната с колоннами. Она без изображений, и без дверей, и без окон.
Нам более всего понравились изображения в святилищах Амона и Осириса, и еще внутри дальних залов комплекса Осириса. Замечательно выглядят 3 малых дальние часовни справа.
В левой стене 2-го гипостильного зала в ее конце есть еще две двери. Дальняя ведет в зал Сокара (мемфисского бога мертвых) и Нефертума (мемфисского бога растительности с головой льва), здесь на правой (северной) стене -

Сети преподносит сокологоловому Сокару мясо быка и орикса, посвящает ему светильники на высоких подставках.
Далее проход из этого зала - в часовни: правая Сокара-Птаха, а левая Нефертума.
В часовне Сокара-Птаха находятся на противоположных боковых стенах два изображения по известной легенде о воскрешении Осириса.
На северной стене сцена показывает Осириса, оживленного Исидой на одну ночь для зачатия Хора. Бог (только что собранный из 14 частей, разбросанных Сетом по всему Египту) возлежит на ложе, и, словно только что пробудившись, подносит к лицу левую руку, правой сжимая фаллос (эта часть была утеряна, но изготовлена из глины Исидой).

Исида помогает ему поднять голову, а божественная суть еще не зачатого Хора стоит в ногах ложа Осириса. Под ложем стоят фигурки четырех Сыновей Хора и изображения царя. Рядом восседает богиня Нут, изображенная в виде богини Таурт -

беременной самки гиппопотама, охранительницы детей и женщин. Она сидит на корточках и держит в руках огромный нож для уничтожения злых духов.
На южной стене сцена мистического зачатия Хора, аналогичная сохранившейся в центральном святилище Зала статуй: Исида в человеческом облике протягивает руки к ложу, на котором лежит Осирис.

В изголовье и изножье ложа две соколицы защтищают тело бога. А уже в виде соколицы Исида парит над фаллосом Осириса, зачиная своего сына. Здесь же, у ног отца стоит и сам Хор. Под ложем Осириса восседает бог Тот, богиня Мут, изображенная в виде урея и обезьяна Ифет.
Вторая боковая дверь во 2-ом гипостильном зале (поближе к входу в зал) - в Царскую галерею, и далее - в боковую служебную Г-образную часть храма.
В Царской галерее находится знаменитый Абидосский царский список: 76 картушей-имён царей предков. Сам Сети I и его сын Рамсес II изображены

поклоняющимся этим картушам. Этот список начинается с первого царя I династии Менеса, завершаясь именем правящего фараона. Открытие этого списка сильно помогло ученым в определении последовательности исторических событий во всех династиях древнего Египта.
Есть в этой боковой части храма зал с лестницей, которая ведет на крышу храма и составляет часть системы коридоров и лестниц, по которым жрец мог пройти из одной части храма в другую, не проходя перед святая святых.
Из середины “Царской галереи” храма Сети I проход с лестницей идет к задней части комплекса и к выходу во двор – к Осирийону. На стене этого прохода: царь (Рамсес II) накинул лассо на рога мчащегося быка,

а наследный принц Аменхерхепешеф, бегущий впереди отца, схватил быка за хвост.
Заметны различия в технике вырубания изображений – лучшая, более древняя часть изображений (при Сети I) - выпуклая, а стена вокруг заглублена инструментом. Более поздние изображения (при Рамсесе II) изготовлены упрощенно – в плоской стене вырезаны контуры изображения в виде углублений.

За храмом Сети (на оси храма Сети I ) - сразу находится полузатопленный кенотаф (ритуальная гробница без тела) Осириса - Осирийон. Их основные стены находятся приблизительно в 3,5 м друг от друга. Но кенотаф примерно на 10 м ниже большого храма.
Все здание сложено из громадных монолитных блоков гранита.

Камень тщательно обработан, блоки пригнаны друг к другу без всякого зазора и без использования раствора. Центральная часть здания – остров, имеет две колоннады из десяти прямоугольных столбов серого гранита. Поперечное сечение каждой такой колонны представляет собой квадрат со стороной 2,5 метра, высота колонны — около 4 метров. То есть вес каждого подобного монолита составляет примерно 65 тонн.

По кладке из огромным каменных блоков - это сооружение относят к 5-й династии, а по барельефам – ко времени Сети и его сына Рамсеса II (19-я династия). Скорее всего это переделанный древний храм, возможно даже, что вода там и при создании должна была быть вокруг центрального острова. Сейчас там плавают сомы.

Северо-западнее расположен храм Рамсеса II Великого, правившего Египтом 66 лет (с 20-летнего возраста), на стенах которого изображена битва при Кадеше. В этом храме был найден еще один Царский Список, хранящийся ныне в Британском музее. Потолок, плафоны, колонны, верхние части стен – все разрушено примерно 100 лет тому назад современными жителями. Стоимость осмотра этого храма, как и Осирийона включена в стоимость входного билета в Храм Сети I. Если вы пожелали его осмотреть, то без охранника с автоматом это невозможно. Вам выдадут охранника, и тот отведет вас сначала к ключнику, потом они оба отведут вас до храма, отопрут его, и будут ожидать у входа все время, пока вы осматриваете храм. Мы внутрь котлована с раскопками храма мы не спускались, осматривали – только сбоку сверху холма.

Справа от нас был запертый вход в храм (с северо-востока).

Юго-западнее от храма Сети, ближе к горам (тоже на оси храма Сети I, так было задумано)- находится некрополь Умм эль-Кааб («мать горшков»), это могилы всех фараонов первой династии Египта, засыпанные подобно Осириону – как песком, так и множеством черепков от кувшинов с жертвоприношениями египтян богам, и Осирису, в основном. Историк Манефон называет период правления двух первых династий «Тинитским периодом», возможно, подразумевая, что часть царей и цариц этих времен совершали свое «восхождение» в небеса в Абидосе. Знесь находится и захоронение фараона Ден (2800 год до н.э.) – первого царя «земель тростника» и «пчелы» – то есть верхнего и нижнего Египта. В нашу экскурсию посещение Умм эль-Кааб не входило.

Само созерцания множества прекрасных древних фресок постепенно приводит либо к восторгу у понимающих о чем речь (это египтологи: или историки, или знатоки-любители ), либо к усталости и отупению от множества информации, свалившейся на неподготовленного туриста. В храмах довольно пыльно и летают птицы. Но всё же в жару, путешествие в кондиционированном автобусе и осмотр прохладных храмов – переносится легче, чем хождение в выжженной пустынной местности (Луксор, долина Царей).
Образование экскурсовода (он из местных работников Тез-Тур) видимо среднее, да и скорость осмотра слишком высока, но нужно отдать экскурсоводу должное – основные «точки» осмотра он показал. Хотелось бы конечно от экскурсовода - подготовительной лекции перед каждым храмом еще во время пути, с кратким введением в историю как Египта и фараонов так и истории создания храмов.
В городе Кена - есть единственный светофор (наверное), и он на выезде в сторону Сафаги. Мы там прямо припарковались в конце поездки, и гид убежал куда-то. Пришел сразу конечно солидный полицейский - спрашивать, что за дела в неположенном месте. На что ему водитель объяснил, что мол это - русские туристы. И этим вопрос исчерпался...
А гид прикупил, оказывается, для каждого из нас по мороженому, мол - "презент" от фирмы!
Конечно, на тщательный осмотр с фотографированием каждого храма - нужен был бы целый день. Но все равно - все оказалось очень интересно, поедем еще.

Будь свободна душа,
Но меня не лишай
Легких крыльев,
Ведь кажется мне,
Будто я египтянин,
И со мною и Солнце и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс, что стоит за спиной.
("Египтянин", группа Пикник)

Фотоальбом http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=82823:40245
Отредактировано автором: 15.08.15 10:49:19Сообщить модератору



Спасибо за такую подробную информацию. Перед экскурсией обязательно прочту ваш отзыв еще раз! )
Очень интересно, спасибо!
Буду читать ещё раз, такое количество информации трудно сразу усвоить:)
"Нашу квитанцию на экскурсию правда забрал сразу гид (как всегда) и никаких документов больше у нас не осталось. Наверное это неправильно."... Думаю - тоже. Теперь целая тема\вопрос Тезтуру : агитируют все ТО -не берите экскурсии на улице, только у нас .У нас все ОК ,надежно ...и тд...и тп. Тогда ЗАЧЕМ забирали квитанцию ?! Что у туриста останется на руках в случае , не дай бог. аварии или еще чего-то плохого ?! Шишь с маслом ! Никаких доказательств?! Обсудим ?А вообще-то замечательная поездка, тоже думал сюда поехать при поездке в Хургаду.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Абидос и Дендера - индивидуальное путешествие
2В Малайзию и Сингапур с Индиго Тур
3Итальянская классика Хит от Римини с Тез Тур
4Экскурсионный тур - Тез тур/ Данко Трэвел, принимающая сторона Гартур
5Сиде, Ali Bey Club HV-1
6отзыв о Тез-Тур (ужасный оператор стал)
7Автобусный тур по Европе с ИНТЕРС Тур R 1.2: ПАРИЖ-БЕРЛИН-ПРАГА с 16 по 24 ноября 2013 г
Отдых в Египте
Египет: отели
Отели Сома Бея
Отели Табы
Сома Бей
Таба
Погода в Египте
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
218.Regency Plaza Aqua Park & Spa Resort 4
219.Shores Aloha (ех Aloha Club & Resort) 4
220.LTI-Tropicana Grand Azure Resort 4-
221.Morgana Azur Taba 4-
222.Charmillion Club Aqua Park 4-
223.Labranda Tower Bay 4-
224.Jolie Beach Resort 4-
лучшие отели Египта
Фото отелей:
365.Princess Club, Египет [16]
366.Dive Inn Resort, Египет [16]
367.Helnan Palestine, Египет [16]
368.Helnan Taba Bay, Египет [16]
369.Presidential, Египет [15]
370.Sharm Life, Египет [15]
371.Sun Rise, Египет [15]
Популярные отели:
134.Sheraton Sharm отзывы
135.Sol Y Mar Makadi Sun отзывы
136.Iberotel Makadi Beach отзывы
137.Meraki Resort отзывы
138.Magic Life Sharm el Sheikh Imperial отзывы
139.Moevenpick Sharm El Sheikh Naama Bay отзывы
140.Pensee Royal Garden отзывы
Отзывы по отелям:
113.Египет, Gafy Resort [80]
114.Египет, Domina Coral Bay Harem [79]
115.Египет, Sentido Mamlouk Palace Resort [79]
116.Египет, Reef Oasis Blue Bay [78]
117.Египет, Reemyvera Beach [77]
118.Египет, Fayrouz Resort Sharm El Sheikh [76]
119.Египет, Palm Beach Resort [75]