21.07.15 15:15:40
Из Дюссельдорфа в Амстердам на велосипеде. Часть 2 Леса Брабантщины и болота Зеландии 
Время отдыха: июнь 2014

Начало отзыва http://www.otzyv.ru/read.php?id=187990
Полный трек поездки http://www.gpsies.com/map.do?fileId=vknedajujbheztkf или https://xtrex.ru/file/Uq3W
Курсивом идут комментарии моего друга Дмитрия

Часть 2. Леса Брабантщины и болота Зеландии.



Следующий день нашей поездки виделся мне самым приятным для велопрогулки и эти надежды оправдались. Не доехав на электричке одной станции до Мола (Mol), мы вышли на маленькой станции Бален (Balen). Первым делом зашли в ближайшую бакалею и запаслись продуктами для завтрака. Свежайшая выпечка и сырокопчёности. Наше появление вызвало некоторое оживление у жителей деревни, так как российские велосипедисты ещё очень редки в этой местности. Нашей задачей на этот день было доехать до города Баарле-Нассау (Baarle-Nassau) с отдыхом в бельгийском городке Тюрнхоут (Tournhout). Маршрут до Тюрнхоута намечался вдоль каналов, что весьма порадовало моего друга после холмов Лимбуржья. Я действительно был в предвкушении поездки вдоль каналов. Да и я в этот день отдыхал от обязанностей штурмана. Это был участок национальных маршрутов LF35 и LF5. Единственно что огорчало так только то, что рано или поздно это блаженство должно было закончиться. С погодой как обычно повезло. Утром было не жарко +20 и накрапывал мелкий дождик, днем было не холодно +28 и палило солнце.
Десять километров до озёр Мола пролегали вдоль Альберт-канала, соединяющего Антверпен и Льеж. Это довольно современный канал, строительство которого началось в 1930 году, а полноценная эксплуатация после войны. При строительстве канала учитывалась и оборонительная функция, а с захвата немецкими парашютистами форта Эбен-Эмаэль началось вторжение Германии в Бельгию. На канале есть 6 шлюзов. Кроме транспортной функции канал используется для выработки энергии, для водоснабжения, для регулирования уровня воды в Маасе и Шельде. В связи с удобной логистикой вдоль канала сосредоточено много индустриальных зон, окружающий пейзаж в связи с этим не радовал. Вдоль канала идет широкая велодорожка, по которой в одиночку и группами передвигаются велотуристы, велоспортсмены и просто хорошие люди.

Несмотря на мелкий дождь, мы сварили на спиртовке неплохой кофе и очень хорошо позавтракали. При подъезде к озерам Мола нас накрыло сильным ливнем, так что даже пришлось отсиживаться некоторое время под мостом. Озера Мола очень забавно выглядят на картах, но их изучение пришлось отменить из-за непогоды. К моему большому удивлению я даже нашел русские отзывы по турбазам на этих озерах (Sunparks Kempense Meren)
Но дождь закончился и мы выехал на самый спокойный участок всей нашей поездки – участок канала Dessel-Turnhout-Schoten. Этот канал более старый (строительство 1844-1875г.г.) и как следствие более узкий и мелкий. Вдоль канала растут вековые деревья. Красота и спокойствие непередаваемые. Дорожка идеальная. Этим пользуются велосипедисты и любители трекинга.



В отличие от велодорожек Бенилюкса, где велосипед это просто средство передвижения, в таких местах катаются в основном туристы и атмосфера очень дружественная. Все тебе улыбаются при встрече, приветствуют – классно!
Проехав этот замечательный участок пути протяженностью около 30км , мы оказались в небольшом бельгийском городке Тюрнхоуте, ставшем для нас образцом бельгийской провинции.

Солнце к этому времени уже жарило довольно сильно. На центральной площади кроме мух и нескольких афроевропейских детишек купающихся в фонтане мы никого не обнаружили. Инфоцентр не работал. Церковь Святого Петра была открыта, но безлюдна.

В Тюрнхоуте расположена самая большая в мире компаний по производству игральных карт Cartamundi, но Музей игральных карт тоже оказался закрытым. Бегинаж был открыт и побродив там немного в полном одиночестве мы направились к замку герцогов Брабантских.



Там мы наконец-то обнаружили местных жителей – рядом со рвом окружающем замок мирно посапывали в своих креслах несколько рыбаков. Сам замок снаружи очень понравился, хотя немного удивили железная леди во рву и облако-картошка на кустах. Внутрь вход естественно был закрыт.



На одном из углов замка мы обнаружили весь местный бомонд – за столиками пивнушки восседало человек 15-20. Они потягивали вкусное пиво из красивых бокалов. При нашем появлении все замолчали и долго-долго нас разглядывали. Больше всего поразило использование местными кустов вокруг замка в качестве туалета. Это точно!

Немного отдохнув и подкрепившись лягушками в китайском ресторане мы продолжили свой путь на север - опять в Нидерланды. По пути попалась деревянная башня, с которой можно оглядеть леса и болота Брабантщины. 15 километров ровной и прямой велодорожки через леса вели нас к заветной цели.



А целью нашей был небольшой городок Баарле-Нассау (Baarle-Nassau), он же Баарле-Хертог(Baarle-Hertog). Чтобы понять, где это находится, надо взглянуть на карту Нидерландов. В нижней её части между Бредой и Тильбургом вы увидите непонятную кляксу. Но это не ошибка типографии, это - Баарле-Насау. Кляксу эту я заметил очень-очень давно на уроках географии и все эти годы мне хотелось её рассмотреть поближе. Баарле-Хертог это бельгийский анклав в Нидерландах. Внутри этого бельгийского анклава имеются нидерландские анклавы Баарле-Нассау. Граница имеет сложнейшую конфигурацию и разделяет всё, что только можно разделить. Пройти 100 метров по улице и при этом 5 раз пересечь границу вполне обыденное явление для этого места. Граница используется в качестве разделительной полосы на автодорогах, а иногда идет по середине полосы так, что левые колеса едут в Бельгии, а правые Нидерландах. В доме с тремя подъездами средняя дверь может быть нидерландской, а боковые двери бельгийскими. Как проходит граница внутри дома остаётся только догадываться. Граница проходит внутри кафе и магазинов. Удивительный городок!



Баарле запомнился не только границами, но и местными жителями. Такой экспрессии и эмоций в адрес Обамы и янки, как от продавца в табачном магазине я не встречал нигде в Европе. Хотя поведение его вообще было очень забавным – очевидно после посещения нидерландской части деревни. :)) После ужина с пивом мы поболели с местными за гонщиков на Гран-При Канада. В меню марки пива не были указаны, а весь пивной раздел состоял из beer, double, triple, quadruple, trapista. Я заказал траписту. Им оказалось самое известное трапистское пиво Westmalle из расположенного недалеко монастыря. На десерт были бельгийские вафли и кофе.
Несмотря на такую экзотику, основным видом деятельности местных жителей является сельское хозяйство. Именно здесь в Брабанте мы полной грудью вдохнули Запах Голландии, и именно здесь он имел все мыслимые и немыслимые степени остроты и крепости. Всё время нашего пребывания в окружающих полях что-то сажалось, косилось, удобрялось, а трактор был самым распространенным видом транспорта наравне с велосипедом.
Отелей в поселке нет, да и в мои планы входило максимально разнообразить наши ночлеги. Поэтому ночевать мы остановились в частном секторе по системе B&B - Kelpiebrink https://www.bedandbreakfast.nl/bed-and-breakfast-nl/baarle-nassau/kelpiebrink/5706/ . Это типичный большой сельский дом. В одном крыле живет хозяйка и её дети, а другое сдается. Для велосипедов есть сарай. От центра деревни дом расположен далеко и без велосипеда поход туда занимает много времени и сил. Особенно после 54,5 км нашего дневного велопробега.



В нашем распоряжении была огромная гостиная с кожаными диванами, кухня, две спальни с душевыми. Хозяйка из моей переписки знала о нашем маршруте и огорчилась, что мы не говорим по-английски. Основным её хобби, а скорее всего и источником дохода является разведение собак породы австралийский келпи. В доме проживает 13 собак, но мы их не только не увидели, но даже и не услышали. Рядом с домом есть большая площадка для их тренировок.


Утром нас ждал плотный завтрак, пожелания счастливой дороги и успехов в изучении английского языка.
Дальнейшие 25км нашего пути пролегали через леса и поля Брабанта в Бреду (Breda).







После прочтения книги Артуро Переса-Реверте «Испанская ярость» и просмотра фильма «Алатристе» этот город очень интересовал моего товарища. Утром погода была прекрасная. Это был выходной день (понедельник после Троицы) и навстречу нам толпой ехали на пикник жители Бреды. В основном с детьми. Для их перевозки велосипеды оснащены всевозможными колясками и прицепами. И все такие счастливые, что даже стало немного грустно.





В самой Бреде нам не очень повезло с погодой (было дождливо), но очень повезло с культурной программой. В этот день Бреда праздновала Nassaudag
в честь дома Оранских, сыгравших важнейшую роль в истории Нидерландов. Весь город был заполнен людьми в исторических костюмах, повсюду разыгрывались сценки, маршировали отряды мушкетеров, отбивали дробь барабанщики.




Было шумно и интересно. В честь праздника был открыт вход в военную академию, расположенную в замке Бреды, где играл военный оркестр. Кажется где-то чем-то угощали. Правда нам халява не попалась. В соборе устроили выставку-продажу всевозможного hand made. Там же в Бреде какие-то наркодилеры пытались втюхать нам какую-то дрянь.



Следующий участок до Берген-Оп-Зома (Bergen-op-Zoom) намечался непростым с учетом километража и особенностей навигатора. Бумажной картой мы так и не обзавелись, но имели схематичную карту автодорог Брабанта. На неё и ориентировались при выборе направления движения. Погода была серая и дождливая. Был вариант доехать на электричке, но простых путей мы не искали. Дорога наша пролегала через Северный Брабант – одну из самых сельскохозяйственных провинций Нидерландов. Раньше весь Брабант был покрыт лесом, что отражается в названиях многих брабантских городов (Bosch – лес), но после проведенной в 20-ом веке мелиорации провинция сильно преобразилась, хотя лесов всё равно ещё осталось много. Когда я писал своим голландским знакомым, что мы поедем через Брабант, то они очень удивлялись – «Через Брабант? Зачем?! Что там смотреть?» Там же в Брабанте состоялись наши первые познания голландского языка, в связи с чем мы приобрели неистребимый брабантский акцент. Там же - в Брабанте - нам начали попадаться люди, не имеющие никакого представления об английском языке. Абсолютно никакого. Дорога шла через леса, поля, деревушки, фермы. В одном месте нам встретился автомат по продаже изумительно вкусной свежей клубники.

В Розендале (Roosendaal) дождь усилился и нам пришлось полчаса отсиживаться под деревом. Местные же при этом продолжали передвигаться на велосипедах, полностью игнорируя непогоду. Безразличие голландцев к непогоде очень впечатляет. Вот так по дремучим лесам Брабанта мы преодолели 46 км, увеличив свой дневной пробег до 72,5 километров.
Город Берген-Оп-Зом - самый западный брабантский город и переводится как «Гора на Зом». Назвать эту местность Brabantse Wal (Брабантская Стена), а этот холм высотой 20 метров Bergen (гора) могли только голландцы, но это действительно был последний подъем на нашем пути в Амстердам. Город старый, с богатой историей и оставил у нас очень приятные впечатления. Правда, въезжая в город с востока нам пришлось проехать несколько кварталов невзрачных панелек. Приехали мы поздно – в 18:00 – поэтому все магазины и кафе были закрыты. Двери китайского ресторана закрыли перед самым нашим носом. Со словами: Гоу хоум,гоу хоум!!! Но к счастью в центре мы все-таки нашли итальянский ресторан, где вкусно и недорого поправили свой энергетический баланс. Изумительной пастой болоньезе и другими итальянскими кушаньями. Ресторанчик очень колоритный: его содержит одна итальянская семья, где заправилой- старая женщина, вероятно мать этого семейства. В центре города расположен оригинальный собор Святой Гертруды, именуемый в народе «перечница». Строить его начали с размахом, когда город процветал, заложив большое основание, но потом времена изменились не в лучшую сторону и достраивать его пришлось очень скромной башенкой наверху(Peperbus). Есть в городе и другие интересные здания.



В Берген-Оп-Зоме мы останавливались в частной гостинице B&B Stad en Wal. На целых две ночи!!! Отель принадлежит семье Харри и Йонск. Г-жа Йонск держит финансы и руководство всем и вся, а Харри счастливо хлопочет под её чутким управлением по хозяйству. Именно он заразил нас своим ужасным брабантским акцентом. В доме все чисто. Сдаются две комнаты наверху и одна внизу. Для всех постояльцев утром Харри накрывает завтрак на кухне. На второй этаж идет фирменная голландская лестница – узкая и крутая. Впечатления от гостиницы остались приятные. Велосипеды мы ставили в гараж.

На следующее утро, оставив вещи в гостинице, мы налегке отправились в провинцию Зеландия – Zeeland – «море-земля». Эта провинция давно меня притягивала по непонятным причинам. Может из-за названия, может из-за истории, может из-за своей неразрывной связи с водой. В интернете очень мало туристических отзывов по этой части Нидерландов, хотя на мой взгляд она заслуживает большего. http://www.vvvzeeland.nl/nl/ Это прекрасные песчаные пляжи со множеством кемпингов, старинные города, фермы по разведению мидий и устриц, заповедник Восточная Шельда, удивительные инженерные гидросооружения. Большая часть провинции находится ниже уровня моря и является устьем больших европейских рек Рейн, Маас, Шельда. Иностранных туристов мы не заметили, английский был далеко не везде, но много отдыхающих голландцев.
От Берген-оп-Зома до столицы Зеландии Миддельбурга (Middelburg) мы ехали на электричке. Здесь не обошлось без небольшого приключения. Изучая перед поездкой в интернете вопрос покупки билетов, я нашел информацию, что на вокзале Берген-оп-Зома есть кассы. В реальности кассы оказались закрыты на ремонт, а возможно и просто навсегда. Автомат отказался принимать российские карточки, монет в количестве 32 евро у нас не оказалось. Пришлось ехать без билетов. 56 км пути электричка проехала за 45 минут и уже перед самым выходом в Миддельбурге в вагон зашли контролеры. На ломаном английском мы объяснили им ситуацию, попутно обвинив Барака Обаму в блокировке наших карт, потом немного поболтали о политике, о России, о Европе, о Нидерландах, о нашей поездке. Штрафовать нас не стали, взяли только деньги за проезд и провоз велосипедов. Конечной остановкой электрички является Флиссинген (Vlissingen), откуда на пароме через Западную Шельду можно добраться до Фландрии.


Города Зеландии мне показались внешне старше остальных городов Нидерландов. Есть в их архитектуре что-то более древнее. Миддельбург был хорош. Готические башни соборов и церквей, гербы с зеландским львом "luctor et emergo", все насыщено каким-то достоинством.







Погуляв по городу, испив кофе с местной аутентичной булочной и посетив памятник в память об аварии на АЭС, мы направили свои колеса в сторону плотины Oosterscheldekering.








Эта плотина является самым крупным сооружением Проекта Дельта Deltawerken http://www.deltawerken.com/ . Она перегораживает устье реки Восточная Шельда протяженностью 9 км. Сооружение Проекта Дельта началось в конце 60-х после ужасного наводнения 1953 года, унесшего много жизней и нанесшего огромный экономический ущерб . Основной задачей Проекта было обеспечить защиту от поступления воды из Северного моря в дельту. Изначально планировалось полностью перекрыть Восточную Шельду и даже успели насыпали 4 километра островов по середине реки.




Но экологи и рыбаки помешали этому и был выбран вариант с 62 регулируемыми затворами высотой 30-40 метров и весом до 18000 тонн каждая, через которые морская вода поступает в реку и не дает ей опресниться. Да! –именно так – Северное море впадает в реку Восточная Шельда! Я ничего подобного в мире не нашёл. "Hier gaan over het tij: de maan, de wind en wij" – «Здесь идут вспять луна, ветер и мы» - написано на памятном камне. Проект Дельта относится к семи современным чудесам света.


При подъезде к дамбе солнечная прохладная погода сменилась на прохладную погоду с мелким дождем. Было не жарко: +18. Не доезжая плотины можно подняться на дамбу откуда собственными глазами убедиться, что уровень воды в реке Восточная Шельда ниже уровня Северного моря, а окружающая реку земли провинции Зеландия находится еще ниже, чем река. Именно здесь можно воочию убедиться что 30% Нидерландов находятся ниже уровня моря. Когда мы добрались до конца Oosterscheldekering погода совсем испортилась – лил дождь и дул ветер. Попытка срезать путь на пароме до Цирикзее не увенчалась успехом – в июне паром не работает.

Оставалось только крутить педали. А местность вокруг расстилалась живописнейшая – Национальный парк Oosterschelde – дикие нетронутые болота – ни кустика, только ряска, лягушки и 15км велодорожки до ближайшего человеческого жилья под проливным дождем. Именно здесь можно представить себе как бы выглядели «Низинные земли» - Nederland - если бы там не завёлся человек. Навстречу попадались только фермерские дети, возвращавшиеся после уроков из города Зирикзее. Каждые 100м этого участка пути надолго врезались в нашу память.



В город Зирикзее (Zierikzee) мы приехали голодные и промерзшие. Бросив велосипеды, пошли искать пропитание. Так как провинция Зеландия известна своими фермами мидий и устриц, то мне естественно захотелось побаловать себя этими гадами. Зайдя в ресторан на главной площади, я заказал себе ведро мидий и пиво. Размер ведра XL. Товарищ тоже замахнулся на ведро L, но съев пару мидий понял, что это не его тема и заказал стейк. Таким образом, мне досталось два ведра мидий, а официантам интересное зрелище. Дождик закончился, выглянуло солнце, местная детвора залезла в канал купаться (на улице +18!). Город мне очень-очень понравился. Своими стенами, башнями, улочками.



Зирикзее получил городские права в 13-ом веке и у него очень богатая история. Город объявлен заповедником, в нём 568 исторических памятника, самый известный из которых собор Sint-Lievensmonstertoren – точная копия собора Sint-Romboutskathedraal в Мехелене. Попадая в город, сразу же ощущаешь, что это город-крепость. Особенно впечатлили трое сохранившихся городских ворот. С удовольствием бы приехал еще туда.




После этого мы направились на электричку в Гус (Goes). Но по пути нас ждало еще одно чудо голландской инженерии – мост ZeelandBrug через Восточную Шельду – самый длинный на время его постройки мост в Европе. Общая протяженность моста составляет 5,5км, по мосту идет автотрасса и велодорожка. Посередине моста берега теряются в дымке - вокруг только вода и паруса яхт на Восточной Шельде.


От Гуса мы благополучно проехали 37км на электричке в Берген-оп-Зом. Общий велопробег за этот непростой день составил 72 км.
Следующий день решено было сделать разгрузочным. После завтрака и прощаний с Харри и Йонск нас ждали 50 км на электричке до Дордрехта – самого южного города Рандстада.


Фотоальбом http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=4496:39638
Отредактировано автором: 22.07.15 09:15:45Сообщить модератору



Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Из Дюссельдорфа в Амстердам на велосипеде. Часть 1 Наахен-Наахен и горы Лимбуржья
2Из Дюссельдорфа в Амстердам на велосипеде. Часть3 «Каменные джунгли» Рандстада и пустоши Хруне Харта
3Летнее путешествие по Карелии на машине. Часть 2. Петрозаводск и окрестности
4Через Грузию и Турцию в Грецию на автомобиле. Часть 2. Стамбул
5Путешествие с детьми из Германии в Италию через Альпы (часть 2. Италия)
6Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург вплавь. Часть 2. Туристическая.
7Теплая осень на Лазурном. Часть 2: Массив Эстерель и остров Сен Маргерит. Морские прогулки из Канн
Нидерланды
Нидерланды: отели
Отели Нордвейка
Отели Роттердама
Зандам
Погода в Нидерландах
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
50.Bastion Hotel Amsterdam Centrum-Zuidwest 5-
51.Hermitage Hotel 5-
52.Ibis Leiden Centre 4+
53.Hampton by Hilton Amsterdam Airport Schiphol 4+
54.Ramenas City Centre 4+
55.Lloyd Hotel & Cultural Embassy 4+
56.Asterisk 4+
лучшие отели Нидерландов
Фото отелей:
57.De Lantaerne, Голландия [1]
58.Park Plaza Vondelpark, Голландия [1]
59.Hotel De Koopermoolen, Голландия [1]
60.Kap, Голландия [1]
61.Lake Land, Голландия [1]
Популярные отели:
1.Estherea отзывы
2.France Hotel отзывы
3.Rho Hotel отзывы
4.Die Port van Cleve отзывы
5.The Convent Hotel Amsterdam отзывы
6.Mercure Aan de Amstel отзывы
7.Multatuli отзывы
Отзывы по отелям:
106.Голландия, Nadia [1]
107.Голландия, Movenpick Amsterdam City Centre [1]
108.Голландия, Ibis Amsterdam City Stopera [1]
109.Голландия, Lake Land [1]