14.05.15 12:45:17
УМБРИЯ : ЗЕМЛЯ МОНАСТЫРЕЙ , ХРАМОВ , ЖИВОПИСИ И ВЕРЫ 
Время отдыха: апрель 2015

УМБРИЯ : ЗЕМЛЯ МОНАСТЫРЕЙ, ХРАМОВ, ЖИВОПИСИ И ВЕРЫ



Продолжение ; начало см. http://www.otzyv.ru/read.php?id=185621

Дом , в котором прошло 10 дней жизни .Краткое описание см. в первой части отзыва
http://www.otzyv.ru/read.php?id=185621



Вдали Ассизи .




Дорожка от ворот к дому :


К встрече с Ассизи/Assisi готовился очень тщательно . После всего прочитанного и прочувствованного был некоторый трепет в душе . Хорошо помню свое первое утро после приезда , в которое я пошел в Ассизи. От дома пешком по тропинкам и дорогам между полей и садов . Впереди , на горе медленно и торжественно вырастал почти что священный город – город святого Франциска .Было ощущение чего-то нереально-праздничного.
Дорога к Ассизи :





Что в итоге : впечатления были , чувства – нет . Конечно, место знаковое ( может кто-то подберет более удачное определение .Это не самое подходящее ) и посетить его стоит . Но …Со «святостью» в Ассизи сложно и дело не в незнании мной итальянского . Так , как я готовился к знакомству с городом, не всякий житель Италии будет делать .
Из всего описанного в путеводителях на мой взгляд стоит увидеть базилику , храм Минервы и подняться ради видов в крепость . Рядом с базиликой небольшой музей . Есть интересные работы. Вход бесплатный .
Базилика Святого Франциска :


Храм Минервы :


Крепость :


Джотто . Увидеть хотел , конечно , очень . Все прошло мимо . Пять лет назад мы с женой были в Падуе . Первым делом побежали в капеллу Скровеньи . Настал час сеанса , вошли , взявшись за руки , и молча ходили , вглядывались , впитывали живопись , сотворенную великим мастером 700 лет назад . Вышли . «Ты как ? – Ты знаешь , как-то не очень . – И мне тоже .»
Помнится , перед той поездкой я встретил такую характеристику этих росписей Джотто: « Средневековый комикс » . Возмутился невероятно . А ведь тот автор был … прав . Во фресках Джотто , как в тех , в капелле Скровеньи , так и в этих , в базилике Святого Франциска в Ассизи есть иллюстративность ( в самом хорошем смысле этого слова ) , есть полный набор необходимых сюжетов . Есть наконец мастерство , талант художника, в смысле рисовальщика . Нет одного: горения , ощущения трагедии или хотя бы переживания.
Вид от базилики . В центре снимка , чуть левее перекрестка и в глубь поля любимый домик .


В Умбрии все пропитано духом , делами , памятью о Франциске Ассизском и когда я готовился к командир… к отпуску , мне захотелось понять , почему и сегодня, спустя почти 800 лет, его помнят, чтут и поклоняются .
Внутренний голос подсказывал , что дело , видимо, не в чудесах, пророчествах и т.п. явлениях, а в чем-то другом , более земном, осязаемом и вечном.
Я начал читать о Франциске Ассизском . Первой книгой стало исследование ( размышление , эссе ) Г. Честертона .
« Ги́лберт Кит Че́стертон (англ. Gilbert Keith Chesterton; 29 мая 1874 — 14 июня 1936) — английский христианский мыслитель, журналист и писатель» ( Википедия ) .
В Википедию , уточнить даты жизни Честертона , я полез, уже прочитав его труд, и был очень удивлен, узнав, что он имеет титул «мыслителя», да еще «христианского». Больше об этом труде ничего говорить не стану . Но было еще около десятка работ авторов, для меня абсолютно неизвестных, в которые я потихоньку и начал вчитываться.
Писать о детстве и юности Франциска Ассизского, на мой взгляд , не имеет смысла , так как при желании в них можно увидеть начало жизненного пути кого угодно. Человек многомерен, в нем присутствует , как правило все – вопрос в пропорциях и обстоятельствах и у молодой , еще не сформировавшейся личности , они могут вызвать как отталкивание, так и противоположные чувства и желания .
Что было очень характерно для Франциска , это его истовость , практически фанатизм в служении делу своей жизни . Сказать, что он отдавался ему полностью , весь , значит не сказать ничего . Это было какое-то другое состояние души , граничившее подчас, кажется, даже с безумием . А в основе, видимо, лежала великая совесть, невозможность для него жить как прежде, видя страдания и нищету.
Одной из основных черт поведения Франциска было подаяние . Он помогал очень многим . При этом , будучи сыном богатых родителей , он мог бы это делать , оставаясь в прежнем положении . Но он не смог жить лучше , чем тысячи обделенных . Не смог. И он уходит из дома , порывает с родителями , с прежним кругом .Носит тряпки , обноски ( буквально ) ,живет , Бог знает где , а питается тем, на что нельзя было и смотреть .
Один из его биографов писал , что в обеденное время Франциск ходил по городу с горшочком в руках, собирая в него остатки пищи. « Ему было противно это месиво, но и это отвращение он победил в себе.»
Он не мог жить иначе, пока в мире были голодные .
Еще до своего ухода из мира , Франциск встретил однажды на дороге прокаженного . Он не был бездушен в той, первой своей жизни и помогал этим несчастным , посылая им подаяния , но тут, увидев гноящееся лицо с ввалившимися глазницами , хотел в ужасе ускакать прочь. Но « … он слез с коня , вручил больному монету и поцеловал его руку с онемевшими пальцами , вдыхая смрад разлагающегося тела . Затем вскочил в седло и умчался , не помня себя от жалости и отвращения… Через несколько дней после случившегося Франциск, взяв с собою денег, отправился в приют прокаженных , каждому подал милостыню и поцеловал руку. »
Храм Марии Магдалены , XII век . Рядом с этой церковью размещалась больница для прокаженных , которую посещал Франциск Ассизский :


По законам т ого времени прокаженные не могли жить среди здоровых людей, приходить в города и селения . Любой , увидевший прокаженного за пределами лечебницы имел право ударить его. Убийство прокаженного, как правило, оставалось безнаказанным . Людьми они не считались .
А теперь представьте на месте Франциска не себя - не нужно это, а самого доброго, самого милосердного , самого сострадательного из знакомых Вам людей . Причем людей , сострадающих не на словах , а на деле, может быть рисковавших жизнью , здоровьем , отдававших свои деньги . Таких людей в нашей жизни будет немного, но они есть. Сможет кто–то такое?
По-моему это уже даже не сострадание . Это какое-то иное состояние души и совести. Святость ?
Франциск был фанатиком , но только по отношению к себе и его фанатизм странным образом в отличие от приверженцев многих других религий , учений , да и христианства не переходил у него в нетерпимость к инакомыслящим .
Биограф Франциска писал : « Отсутствие фанатизма можно отметить у Франциска и по отношению к другим проявлениям аскетизма . В истории монашества отречение от семьи очень часто принимало дикий характер и вырождалось в какое-то безобразно жестокое отношение к женщине, совершенно несогласное с духом христианства. У Франциска отречение от семейного принципа выразилось так же кротко и снисходительно, как все прочие его отречения. Оно было основано у него не на презрении к браку, а, главным образом, на соображении, что семья слишком поглощает человека и приковывает его к земным заботам …Сердце Франциска было преисполнено любовью… Основанием монашества и у него по-прежнему остается отречение от мира, от земных благ и личного счастия, но это отречение сопровождается не презрением к миру и брезгливым отчуждением от греховного человека, но жалостью к миру и состраданием ко всякой нищете и нуждам человека. Поэтому не бегство из мира должно составлять новую задачу христианского аскета, а наоборот,- возвращение в мир для служения человеку. Поэтому не в безлюдных местах и в темных лесах строятся новые монастыри францисканцев и доминиканцев, а в самых многолюдных кварталах больших городов, где скучивается население, наиболее нуждающееся в телесной помощи и духовной пище… »
Он любил людей и был способен видеть в них только хорошее . Любил весь мир – траву , листья , птиц , зверей , небо , солнце . И происходило это на излете тех лет , которые получили прозвание « темных веков » : веков , безжалостных к человеку , потому что слишком тяжело давалось выживание .Может быть , в том числе и поэтому его проповеди имели такой успех – число последователей Франциска очень скоро стало измеряться тысячами . К концу долгих «темных веков » люди слишком устали от жестокости и им так хотелось добра .
Франциск принципиально не отгораживается от мира – он жил среди людей , рядом с ним, а не за каменными стенами монастырей . Не учить с церковной кафедры быть добрым , а самому быть таким . Видимо , Франциск обладал очень незаурядным ораторским даром . Причем он проповедовал не на латыни , а на родном языке тех , с кем общался .
Современная исследовательница (М.С Самарина) пишет : «Он слушал многих людей, направлявшихся в Рим, которые останавливались на Ассизских перекрестках и привлекал своими речами столько слушателей, сколько не собрали бы проповедники в церквях. Ибо услышать священнослужителя, который с кафедры на пышном латинском языке разъясняет отрывок из Священного Писания - это совсем не то, что услышать человека, бедняка, который говорит об Иисусе и о вечности прямо на улице, простыми жизненными словами. .. Франциск принес новый дух в проповедь. Он и его братья ощущали, как тянутся к ним слушатели. Франциск прекрасно проповедовал, ибо был одарен как поэт и как актер ... Он говорил с тысячей, как с одним другом, и с одним он говорил так же пылко, как говорил с тысячами.»
Самарина сравнивает Франциска Ассизского с Дон – Кихотом .
Представьте христианского священника ( проповедника) , который в наши дни отправляется на Ближний Восток в Исламское государство , где казнят даже американца , принявшего ислам , с предложением неверным обратиться в христианскую веру . Дальше можно ничего и не писать . 800 лет назад примерно такой шаг предпринял Франциск Ассизский . Причем до него никто не пытался обращать мусульман в христианскую веру . Их только убивали . А монахи укрепляли христиан в этом намерении . Есть рассказ о том , как Франциск встречался с султаном , только что одержавшим победу над христианским войском . Этому старинному тексту можно верить , можно сомневаться в его достоверности ( что об этом событии рассказывает другая сторона , кажется , неизвестно), но с Востока Франциск возвратился , не обратив, конечно, сарацин в христианскую веру, но с фирманом султана , дозволявшим ему и его братьям « беспрепятственно проходить через все сарацинские земли , включая Палестину, а кроме того, проходить к Гробу Господню, не платя дани.»
Он скончается 4 октября 1226 г. Через два года после смерти Франциск будет признан святым и сам Папа прибудет в Ассизи, чтобы лично его канонизировать .
Очень коротко и очень точно сказал о Франциске Ассизском А.К. Дживилегов : « Франциск приблизил Бога к человеку, приблизил монашество к обществу, превратил веру в любовь, чувство более близкое и понятное народу. Он не отказался и от аскетизма, но его аскетизм уже иной. То аскетизм перерожденный, смягченный, умеющий понимать человеческую природу и уступать ей, когда нужно; в нем нет ни насилия, ни педантизма…» И еще : «Религия Франциска Ассизского была религией любви, она учила людей любить Бога, ближних, природу, животных…»

Молитва св. Франциска Ассизского

Господи, сделай меня орудием твоего мира;
Там, где ненависть – дай мне сеять любовь;
там, где есть несправедливость - милосердие;
где есть сомнения - веру;
там, где отчаяние - надежду;
там, где темнота - свет;
и где есть печаль - радость.
Сделай так, чтобы я, возможно, не столько искал
чтобы меня утешали, сколько утешал сам;
не столько быть понятым - сколько понимающим;
не стольк о быть любимым - сколько любящим;
ибо в том , что мы получаем,
прощая - мы прощены будем,
и умирая для себя, мы рождаемся для вечной жизни!

Безумец ? Юродивый ? Святой ?

А вот другая молитва, из другого времени :

Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно,
И быть богатым — но не красть, конечно , если так возможно.
Дай бог быть тертым калачом, не сожранным ничьею шайкой,
Ни жертвой быть, ни палачом , ни барином, ни попрошайкой.
Дай бо г поменьше рваных ран, когда идет большая драка.
Дай бог побольше разных стран , не потеряв своей, однако.
Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим.
Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа, пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест — бескрестье мы несем, а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем, Дай бог ну хоть немного Бога!
Дай бог всего, всего, всего и сразу всем — чтоб не обидно...
Дай бог всего, но лишь того, за что потом не станет стыдно.

Это строчки Евгений Евтушенко написал 25 лет назад .

Другое время , другие мольбы. И сразу понимаешь , насколько далеко мы ушли от людей той эпохи, насколько лучше, совершеннее стал наш мир . Я понимаю, сравнение этих текстов некорректно , но ведь обе молитвы идут из глубин души ...
В Ассизи очень много сувенирных магазинов. Все , что в них выставлено , так или иначе связано с Францизском Ассизским . Особенно запомнились зажигалки с изображением Франциска и его сандалии с кожаными ремешками - магнитик на холодильник .

На окраине Ассизи . Это часовенка ( Cappellina ) San Felicianuccio :



На склоне горы примерно 4 – 5 км от Ассизи находится скит Эре́мо де́лле Ка́рчери ( Eremo delle Carceri) , куда в свое время удалялся от мирской суеты Франциск Ассизский. Сейчас здесь скит , плюс , конечно , сувенирный киоск и парковка. Открыт для посещений ежедневно с 6.30 до 18-19.00 :



Специально ехать не стоит , но если кто-то захочет , то мой совет - возьмите такси . Расстояние около 5 км , шоссе петляет , пешеходная тропа ( я по ней возвращался ) вся в камнях , видов с нее никаких . Такси брал на стоянке автобусов у базилики , обошлось в 15 евро ( минивэн , ехал один ) . Цена на мой взгляд адекватная.
Кстати о такси . В Ассизи пользоваться им пришлось несколько раз . Цены , как правило , завышенные , торговаться бесполезно , таксисты вежливо-нагловаты .
На улицах не раз видел монахов-францисканцев. Молодые ребята . Очень часто с интеллигентными лицами. Рясы у всех очень чистые , незаношенные , отутюженные , новенькие сандалии .
На второй день было Капрезе/ Caprese
Если в поисковике на сайте отзыв.ру набрать слово « капрезе », то выскочит 45 тем , но все они будут про салат , а я вообще-то о другом .
Маленький городок ( 1500 человек ) Caprese в Тоскане навсегда вошел в историю даже не Италии , а человечества . Это родина Микеланджело .
«И вот, под знаменательным и счастливым сочетанием созвездий, в Казентино, у почтенной и благородной жены Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони, происходящего, как говорят, от знатнейшего и древнейшего рода графов Каноссы, в 1474 году1, когда Лодовико исполнял обязанности подеста замков Кьюзи и Капрезе по соседству с Вернийскою скалою, где св. Франциск принял стигматы, в Аретинском епископстве в шестой день марта месяца, в воскресенье, в восьмом часу ночи родился мальчик. Без особых причин, только по внушению свыше, дали ему имя Микеланджело. » Д.Вазари
Городок Caprese сейчас официально называется Caprese Michelangelo . Невысокие горы , буковые , дубовые и каштановые леса . После Микеланджело каштаны самая большая гордость жителей Капрезе . Я это не выдумал – это правда их жизни. В октябре проходит праздник каштанов Люди на него приезжают издалека . Ярмарка , товары местных ремесленников , кулинарные изыски на каштановую тему , грибы и другие дары природы , собранные в окрестных лесах , вино из кувшинов за длинными деревянными столами , тихие солнечные дни итальянской осени . Много ли надо человеку для счастья ?
Церковь Св. Иоанна – там он был крещен :



Родился он в этом самом доме :





Билет 4 евро .Рядом слепки с его работ , скульптуры мастеров ХХ века . Аура . Сувениров нет . Никаких .Как мне объяснили , магазинчик на ремонте …
От Капрезе осталось очень теплое чувство . Запах хвои от местных сосен - пиний , шишки и хвоя под ногами , редкие прохожие, так доброжелательно здоровающиеся с тобой, теплый , солнечный апрельский день …

Сайт www.capresemichelangelo.net





Это был гениальный скульптор. Уже только одна Пьета в соборе Святого Петра в Риме могла прославить его имя. Микеланджело было 23, когда он изваял ее.
Представьте работу с мрамором и посмотрите, сколько изящества , нежности, выразительности в линиях камня, вышедших из-под его резца .
Даже такого определения как «гений» будет для него мало – это был титан. Мощь таланта, мощь разума. Кто помнит имена монархов , пап , повелевавших тогдашним миром, вершивших судьбы народов и континентов ? А имя Микеланджело олицетворение целой эпохи . Помните , «Кто такой Николай I ? – Российский император пушкинской эпохи .»
Современник Микеланджело писал : «И кистью и резцом работал он почти неподражаемо, в его произведениях… столько мастерства, изящества и жизни, что превзошел он – да не будет это сказано никому в обиду – и победил древних…»
Скульптор, причем гениальный, талантливейший художник, выдающийся архитектор. Он был еще и военным инженером, защищал родную Флоренцию. Строил укрепления, рыл подкопы , контрподкопы , расставлял артиллерию и делал это так же талантливо, как и все, за что он брался .
Этот человек ссорился с папами , с которыми не осмеливались ссориться даже монархи , перечил государям , чтобы жить и творить .
« И создал в папском дворце произведение , приводящее весь свет в удивление и восторг .» Асканио Кондиви
В 88 лет, за несколько месяцев до смерти он признался, что ему еще многому надо научиться в искусстве.
« В присутствии друзей и слуг он в полном сознании продиктовал свою последнюю волю . Он завещал « свою душу Богу , а свое тело земле » , пожелав чтобы его похоронили в милой ему Флоренции , куда он жаждал «вернуться хотя бы мертвым .» И ушел … Стоял февраль , было около пяти часов вечера . День угасал .» Ромен Роллан
Когда-то Микеланджело написал слова : « Войти в огонь , в котором я горю .»
Его тело покоится во Флоренции , в монастыре Санта-Кроче.
По дороге в Капрезе было Сансеполькро/Sansepolcro . Честно говоря , сам городок никакой . Но если вам интересна хорошая живопись , заехать стоит , тем более , что это по дороге в Капрезе ( если ехать из Перуджи/Ассизи ) .Двух – трех часов достаточно. Сансеполькро родина выдающегося художника раннего Возрождения Пьеро дела Франческо ( примерно 1420-1492 ) . Здесь он родился , здесь и жил .
«… В туманное утро марта, я шел по улицам Перуджии, чтобы сесть в ранний дилижанс, поддерживающий сообщение умбрийской столицы с городами и деревнями долины верхнего Тибра. Гостиничный слуга, принесший за мной чемодан, снял фуражку, желая доброго путешествия; кучер взял вожжи в руки, и маленькая каретка, почти заполненная тремя-четырьмя сонными фигурами, медленно заколебалась мимо темных стен… Борго Сан Сеполькро, родина Пьеро делла Франческа, было целью этого весеннего путешествия. Маленький городок, обнесенный со всех сторон сохранившейся крепостной стеной, гостеприимен, тих, приветлив. Статуя великого художника возвышается на площади, свидетельствуя, что не забыта память о нем согражданами…»
Павел Павлович Муратов, 1924 год
В центре городка - Duomo ( первая половина XIV века ) Главная его святыня – деревянное распятие VIII-IX веков ( находится в капелле слева от алтаря).


У входа по правой стене фреска «Мадонна с младенцем и святыми» неизвестного мастера ,1385:

Напротив собора небольшое кафе со столиками на улице. Присел на четверть часика . Рядом расположилась пара пенсионеров . Почти каждый , проходивший мимо , считал своим долгом их поприветствовать или остановиться и обсудить что-то животрепещущее . Но недолго : люди все воспитанные .

Муниципальный музей города Сансеполькро расположен на улице Via Niccolò Aggiunti (9.30-13.00 /14.30-18.00, 6 евро).В музее чуть-чуть Пьеро делла Франческа и немного больше работ других мастеров.
Святая Екатерина , XIV век :



Мадонна , XV век :



В музее самая знаменитая его фреска – «Воскресение Христа» ( 1450-1463).
В специальных работах много написано о светлом , праздничном чувстве , пронизывающем это произведение . Не знаю , не знаю … У меня возникли совсем другие ощущения. Скорбно сжатые губы Христа , его широко раскрытые и твердо смотрящие глаза , знамя в руке и кровь на теле , а у ног спящие глубоким , даже очень глубоким сном воины Христовы . И только где-то вдали действительно светлый , лучезарный пейзаж . По-моему это полотно все-таки несколько об ином : о суровости и жестокости жизни , боли и муке И только потом Вера и Надежда . В этой фреске есть не только талант рисовальщика , но и мысль , и мудрость, и чувство.
Признано , что « … искусство Пьеро делла Франческа заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии и оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы.
Пьеро делла Франческа – один из величайших колористов в истории мирового искусства. Краски в его картинах и фресках чисты, легки, прозрачны и светоносны; насыщенное воздухом пространство словно омыто свежестью
(«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Незабываемые впечатления оставила Перуджа . И не только благодаря своим художественным , историческим и прочим вечным ценностям . Когда уже в Москве, я признался жене , что в Перудже побывал в полиции , она долго , даже очень долго молчала . Слов у нее не было . Ну , не ждала она этого от меня. Я, впрочем, тоже.
Короче говоря , было следующее . Иду по Перудже , время начало третьего , очень хочется есть . На узкой улочке простенький бар , в котором сидят две компании итальянцев , веселые и довольные , что-то уплетают . Вошел , посмотрел , понял , что не выйду отсюда , пока меня не накормят.. Заказал arrosto misto за 10 евро , бокал вина, с удовольствием пообедал ( вкусно ! ) и ... В общем , выяснилось , что я заказывал не бокал , а бутылку вина . Тоже за 10 евро . Впрочем вино было неплохим и его мне были готовы «завернуть». Но я принципиально не хотел платить за то , что не заказывал , да и таскаться по городу еще несколько часов с бутылкой недопитого вина , было как-то ни к чему . Бармен уперся , я тоже и потребовал полицию . Он не хотел , но в конце концов завелся не только я , но и он и вызов полиции состоялся . В ожидании полиции я очень вовремя вспомнил что документов у меня с собой нет . Никаких . Даже в копиях . Обычно я всегда ношу с собой ксерокопию загранпаспорта и визы , а тут , будучи восьмой раз в Италии , расслабился . Все осталось в В&В .Оплатить бутылку невыпитого вина и тихо-мирно уйти было уже невозможно – вызов в полицию прошел, где-то там был зарегистрирован и т.д. . В общем оставалось только ждать стражей порядка. В какой-то момент уже и мне самому стало интересно , а как у них в Италии это бывает . В смысле - задержание полицией . Было любопытно .
Минут через 15 я увидел , как по улочке очень медленно ехала полицейская машина , а экипаж что-то внимательно высматривал . Поняв , что это на встречу со мной , я вышел . Поздоровался , представился “ Russo turisto” , объяснил , что заказывал одно , а деньги берут за другое . Полицейские выслушали меня , переговорили с барменом . Потом попросили у меня документы ( верный друг - жена все это слушала с непередаваемым выражением лица ) . Как смог , объяснил , что с документами . Мужики меня по-отечески пожурили , а затем также по-отечески , мягко и ласково объяснили , что платить все-таки надо . Я не возражал . С моих слов были записаны ФИО , год и дата рождения , место размещения в Италии . Я оплатил недопитое вино и полицейские пошли к машине . Догнав их , я пожал мужикам руки . Затем вернулся в бар , произнес : “ Arrivеderci , signorе “ , а также слово «tripadvisor» . Взгляд бармена стал ненавидящим и затравленным . Я помахал ему рукой и на этом мы расстались .
P.S. Уважаемые читатели ! Я надеюсь , что для такой высокообразованной и высококультурной аудитории , коей являются читатели сайта отзыв.ру , данный эпизод не станет единственным, вызвавшим горячий интерес в моем рассказе. Рассчитываю на понимание.
Возвращаясь к вечному . Перуджа очень интересна . На первом месте для меня там стоят картинная галерея и храм Михаила Архангела /Chiesa di Sant'Angelo.
Плюс , конечно , Palazzo dei Priori ( вторая половина XIII - середина XIV века)




и переулки вокруг, главная улица - Корсо Ваннуччи . Можно минут на 15-20 заглянуть в подземный город – денег за это не попросят , сбегать к капелле Бернардино . Ну, и метро - изящное инженерное творение. И виды , виды …
П.П.Муратов : « … Каждый вечер , в час , когда заходит солнце , скромные горожане Перуджи … созерцают с открытых террас зеленеющее как берилл прозрачное небо , густую синеву влажных долин , торжественный пурпур гор , очерчивающихся золотыми каймами , розовые огни снегов , вспыхивающие , чтобы погаснуть спустя мгновение …Этот вид на Умбрию - самая важная черта Перуджи . . .»






Церковь Михаила Архангела . Это V – VI века н.э. От собора километра два ( как пойдете – по пути столько интересного ). Бесплатный вход .







Одно из зданий университета :



А это напротив :



В переулках у Корсо Ваннуччи :





Подземный город . Туда толпами приводят школьников и устраивают для них мастер-классы . При мне эти мурзики с упоением выпекали пиццу и , по-моему , пытались делать шоколад:





Главным событием в Перудже ( не ехидничайте по поводу приоритетов ) стало для меня посещение картинной галереи . Причем прославленные Пинтуриккьо и Перуджино оставили равнодушным. Перспектива , композиция , краски , тени , полутени, светотени и т.д . – все это прекрасно , но это все-таки техника , средство , а вот с результатом как-то не очень . На мой дилетантский вкус у Перуджино слишком уж сильна заданность в изображении персонажей . Возможно , его произведения много выиграли бы , если бы располагались не в музейных залах , а , например , в дворцовых интерьерах. Как элемент декора .
Зато сколько там было других полотен . Много XIII века , еще больше XIV-го.

"Мадонна с младенцем ", мастер из Сиены , Meo di Guido , 1325 - 1330 годы :



А это вторая половина XV века , Antonio Aquilli , detto Antoniazzo Romano ( 1435 - 1508):



Спелло/Spello – маленький городок минутах в семи езды от Ассизи . В пинакотеку не попал ,храмы не приглянулись . Сам Спелло –город-сад : хороши узенькие средневековые улочки , заставленные большими и маленькими горшками с цветами и всяческой декоративной зеленью .




Но самое большое впечатление от городка ( краснею от такого признания , но истина дороже ) от ресторанчика Porto Venere ( расположен в переулках около одноименных городских ворот ) . Ребята , как там кормят и как обслуживают ! Да еще терраса в тени в жаркий полдень и с видами . Короче говоря , поезжайте в Спелло, не пожалеете . А по дороге в ресторанчик загляните в какой-нибудь музей или , может быть ,даже церковь . А то ведь неудобно будет. Приятного аппетита!




Монтефалько/Montefalco – город на Соколиной горе . Монтефалько знаменит своей живописью и своим вином . Самые знаменитые вина Умбрии делают здесь. Кстати , по оценкам специалистов Умбрия становится все более интересной в плане винного туризма . Теперь о живописи. Рядом с главной площадью в бывшей церкви Святого Франциска , расписанной в XV веке несколькими мастерами , сейчас музей живописи , а примерно в 1,5 км от городка монастырь с храмом Сан-Фортунато , также вошедший в историю живописи Умбрии.
«Отсюда пошла умбрийская живопись . В 1450 году флорентийский художник Беноццо Гоццоли … попал в этот тихий горный городок и , оставаясь здесь около трех лет , исполнил целый ряд работ в церквях Св. Фортунато и Св. Франческо . В эти годы Монтефалько сделалось как бы художественной школой для всей Умбрии . » П. Муратов
«… Веселый , легкий и праздничный флорентийский художник …» - так П. Муратов назовет Беноццо Гоццоли .
…На другой день , в прозрачное тихое утро мы ушли пешком из Монтефалько по направлению к Беванье . Прощание наше с синьорой Моричи , хозяйкой тихой деревенской гостиницы , было дружеским и трогательным . Ни в какой другой стране не приобретаешь и не оставляешь столько друзей , как в Италии .
Это не я, это Павел Павлович Муратов. 100 лет назад.
Но ехать в Монтефалько, как мне кажется , стоит только истинным любителям живописи .
Ассизи расположено на отроге горы Монте Субазио / Monte Subasio. Еще дома , проштудировав изданный в Мюнхене и купленный в Вене пару лет назад путеводитель по пешему туризму в Умбрии , я захотел в горы над Ассизи и наконец в жаркий солнечный день …-го апреля 2015 года это намерение стало сбываться . Каких-либо достопамятностей наверху нет , но есть панорамы , приятное после недели странствий безлюдье и прохлада . По дороге на одной из лесных развилок встретил слегка заплутавших мужа и жену . Оказались немцы , которым я , пользуясь немецким путеводителем и немецкой же картой для пешего туризма помог найти путь . Когда выяснилось кто я и откуда , то они долго веселились и потом часть пути мы шли вместе , помогая друг другу и подкармливая нового товарища на привалах.
Справа от креста Ассизи , а левее-Санта-Мария-дельи-Анджели :







Терни/Terni У Терни есть серьезный положительный момент : транспортное расположение . И один очень серьезный недостаток : это крупный промышленный город . Старины в нем после бомбардировок англо-американской авиацией немного . И , конечно , для к меня посещению была обязательна базилика Святого Валентина . Нашел сайт , из информации на котором было не очень понятно , когда же она открыта для посетителей-туристов. Написал письмо непосредственно в храм. Ответ пришел мгновенно - через три часа . В очень любезном тексте было написано , что мне нужно заранее сообщить о времени моего посещения , количестве спутников и тогда для меня откроют храм , магазин , проведут экскурсию - в скобках указывалась стоимость . Могут разместить на ночлег - в скобках цены , а также накормить- также с указанием цены . Указывалось время богослужений. Мне подобная заботливость как-то не очень понравилась . Подумав, я написал еще одно письмо , где просил сообщить , как все-таки бывает открыт храм между службами . Ответ тоже пришел очень быстро . Правда , в нем уже не было обращений ко мне как к «дорогому» и «уважаемому », не было даже моего имени и никаких в конце «cordiali saluti» и хотя бы «до свидания». Коротко и сухо сообщалось , что от меня ждут e-mail с указанием времени .
В общем я все-таки нашел в интернете информацию и выяснил , что базилика открыта с 6.30 и до окончания вечерней службы ( с перерывом с 12.00 до 15.30 ) .Посетил ее без предварительных уведомлений, проблем не возникло. Было это в будний день около 16-17 часов . Перед храмом немаленькая парковка , в самой церкви не нашел ни одного человека , хотел поставить свечку ( в смысле « включить» ) – деньги опустились, свеча не зажглась , чего-то памятного , хотя бы клочка бумажки в виде буклета , иконки также не нашлось . В общем решайте, стоит ли туда идти наудачу или имеет смысл предварительно им писать . И стоит ли идти вообще . Базилика к вашему искреннему чувству к любимому человеку не добавит ничего . Она существует не для этого .У меня по совокупности с перепиской впечатление от этого храма любви осталось не очень приятное . К сожалению.
www.sanvalentinoternibasilica.it
www.sanvalentinoterni.it



В Терни я жил в небольшой , приятной гостинице «Residence Bizzoni»
Рекомендую невзыскательным путешественникам. Расположена минутах в пяти ходьбы от старого центра . До вокзала примерно 1,7 км , до базилики Святого Валентина около 2 км. У меня окна выходили на парк . Вечером , примерно с половины седьмого парк наполнялся людьми : групповой фитнесс с тренером на лужайке , часика этак на два , бег трусцой в одиночку и парами , прогуливающиеся/сидящие на лавочках пенсионеры , группки тусующейся молодежи . Все негромко и пристойно . Мне даже нравилось наблюдать за всем этим после трудового дня .У гостиницы своя парковка во дворе. Номер : кухонька с посудомоечной машиной , таблетками для нее , посудой , микроволновкой , холодильником , ухватами для посуды , кухонными полотенцами . Кофеварки не было . Пара бутылочек ( 0,5 л ) воды , пакетик холодного чая с «лимоном» , пепси . Гостиная , спальня . В туалетной комнате душевая кабинка, унитаз , биде , стиральная машинка тоже с таблетками , куча мыла , шампуней , полотенец, фен . Утюг. В номере очень много шкафов , ящиков , полочек . Причем номер у меня был «picolo». Очень чисто . Тихо. Персонал внимательный . Работают два брата и их отец. Плюс горничная . Завтрак итальянский , т.е. без нарезок и прочих излишеств . В пяти минутах ходьбы супермаркет . Цена – 39 ( тридцать девять ) евро . Бронировал на букинге, но за полгода. Ближе к дате приезда цены подрастали .
На второй день пребывания в Терни у меня по дороге к автовокзалу сломалась сумка : из гнезда выскочил металлический штырек , которым крепится ремень . Дойдя до автовокзала, я присел на скамейку и попытался отремонтировать испортившееся имущество . Крутил , смотрел , прикидывал. Рядом на лавочке пожилая синьора и какая-то девушка лет 30 , оживленно с ней болтающая . Вдруг девушка с воплем “ Scusi , подскакивает ко мне , “ выхватывает из моих рук сумку , делает несколько молниеносных движений и … сумка готова к походам . Все на месте. Причем девушка проделала все это , не прекращая оживленной болтовни с пожилой синьорой . Общий смех,. Радостнее всех смеялся я . Правда, уже в горах сумка через пять минут ходьбы сломалась снова . Все-таки нужна была шайбочка . На обратном пути,. идя по полям к городку Арроне, я присел отдохнуть на строительные блоки у какого-то домика. Вскоре из дома вышел парень лет 35 . Я улыбнулся , извинился за сидение на чужом имуществе , тот махнул рукой , мол , ничего страшного и открыл соседнюю дверь , в которую я увидел мастерскую с инструментами и различным имуществом , среди которого наверняка лежали и шайбы . В общем, мне все отремонтировали , хотя попыхтеть нам обоим, несмотря на наличие инструмента и оборудования, пришлось изрядно. Парень оказался румыном . Деньги брать он отказался категорически.
Во время странствий по Умбрии нередко , даже в глухих городках слышалась украинская речь : продавцы , официанты , горничные в своей другой , сломавшейся жизни – инженер-кораблестроитель , врач-педиатр , учительница.

Храм в Клитунно/ CLITUNNO между Сполето и Треви . Почти все историки согласны, что храм начал строиться как языческий в IV веке и заканчивался как христианский в VII . Внутри остатки фресок VII века. Памятник ЮНЕСКО . Говорят , сам великий Андреа Палладио приезжал изучать этот храм – настолько совершенны его пропорции . Средние и прочие века храм пережил без повреждений .
На сайте коммуны Campello sul Clitunno есть расписание работы . Мы приехали в субботу в обозначенное время . Храм был закрыт . Подойти к нему так , чтобы полюбоваться фасадом невозможно – плотная средневековая застройка . На фотографиях все , что удалось увидеть ...http://www.comune.campello.pg.it/mediacenter/FE/home.aspx
http://www.campelloweb.com/





Сполето/Spoleto Из всех увиденных мною в этот отпуск городов Умбрии , Сполето тот , куда хочется возвращаться . Мне он показался самым культурным городом Умбрии . Как выяснилось , некоторые жители Сполето считают также . Самое большое для меня событие в Сполето – это B&B L,Aura, расположенный в самом центре города . B&B я нашел на букинге .Забронировал сначала на два дня , но потом увеличил срок пребывания до четырех . В принципе он скромный , но : хозяйки .Это чудо, а не девушки , Как они мне помогли ! Я, конечно , и сам бы все посмотрел , до всех мест бы добрался , но как они заботились и помогали ! В общем так : если вы приехали знакомиться с культурой Умбрии , то варианта лучше не существует . Только надо быть людьми , а не …

Площадь , на которой ( слева ) расположен B&B . Дому около 500 лет . Окна выходят во двор :



Терасса :




Вид из моего окошка :


Просто Сполето :



Главная улица субботним вечером :



Теперь по порядку . О Сполето , как и всей Умбрии я прочитал не один путеводитель и отзыв . Посетив город, хочу сказать , что на мой вкус « самое-самое» в нем это : базилика Сан-Сальваторе на окраине Сполето , собор и старый город( просто бродить ) . Ну, и конечно , Rocca c мостом . Ни в одном из музеев Сполето я не был . После того , что я увидел в безвестных деревенских храмах Вальнерины , посещение музеев было просто невозможно . Но об этом чуть дальше .
Церковь Христа Спасителя (Chiesa di San Salvatore) Храм построен в IV – V веках. Повторяю еще раз : в четвертом – пятом веках нашей эры . Это самый древний храм Сполето. В апсиде правого нефа фрески 15 века. С 2011 это памятник ЮНЕСКО . Посещать можно с 9 до 12 и с 15 до 18.00 .Бесплатно.












Нужно было идти , а я все стоял и гладил где-то шершавую , где-то гладкую , совершенно ровную поверхность этих колонн и никак не мог уйти . V век , пятый …
Церковь San Sabino , XII век ; от вокзала 2,5 км . Такси 15 евро в оба конца с ожиданием ..
Вошел в храм. Помощник священника готовил его к утренней службе . Я поздоровался , попросил разрешения посмотреть церковь и сделать пару снимков . Возражений не было , у меня только доброжелательно поинтересовались , кто я . – “ Russo turisto “ – “Russo? ” - он тут же пожал мне руку , а затем повел показывать храм , крипту и рассказывать обо всем , что позволял языковой барьер . Перед прощанием перекрестил и пожелал всего доброго . Спасибо ему .
Базилика Сан-Сабино :







По дороге к храму Сан_Сальваторе справа будет монастырь Сан Понциано (Chiesa di San Ponziano) . Ему около 1000 лет , церковь XII века . Интерьер ее малоинтересен , но там есть крипта с росписями XIV – XV веков . В крипту можно пройти , но нужно попросить кого-нибудь , чтобы открыли .
Службы : пон – суб 8.00 , воскресенье – 8.30
Сейчас монастырь используется в качестве приюта и места отдыха для паломников.
Сан - Понциано :


















ъ

Собор , 12 век. Открыт для посетителей : 08.30-12.30 и 15.30-19.00 . Собор оказался намного больше , чем он представлялся на фотографиях . И неожиданно изящнее . Конечно , главное в соборе это росписи алтарной части . Глядя на них, без всяких путеводителей понимаешь , что они сделаны рукой мастера .






Честно говоря , я немного побаивался идти к ним : было слишком много прочитано об этих работах и действительность могла не дотянуть до уровня ожиданий . Не бойтесь . По-моему они еще лучше .
Громоздятся горы , толпятся люди , кипение , бурление жизни. Мощные кипящие краски , которые могут быть и очень нежными. И его Мадонна . Она стоит очень скромно , но , кажется , что от ее фигуры , лица исходит что-то , что заполняет собой все пространство росписи.






Автором этих фресок был очень известный в ту эпоху Филиппо Липпи из Флоренции (1406–1469 ). Его высоко ценили Медичи , полотна Липпи дарились Папе .Этот художник учил искусству живописи Сандро Боттичелли , а лучшие семейства Флоренции приобретали его работы . Несколько картин Липпи можно увидеть в галерее Уффици.
Филиппо ди Липпи родился в 1406 году. К живописи , искусству он буквально прорывался . Рос без родителей, воспитывался в монастыре , считался тупым и неспособным : не мог выучить ни псалмы , ни молитвы. Только рисовал при всяком удобном случае . Мальчишку били , оставляли без еды , а он все равно рисовал: углем на стене, прутиком на земле .
Его биограф рассказывает : « … как-то раз Филиппо раздобыл цветную глину и разукрасил весь монастырский двор . Братья-кармелиты были уверены, что теперь-то уж точно настоятель прибьет маленького негодяя , но вот что странно – отец-настоятель два часа , не меньше , все ходил по двору и внимательно подолгу разглядывал каждый рисунок . Особенно его потряс сюжет , на котором сам папа вручал отцу-настоятелю монастырский устав кармелитов . О наказании и речи быть не могло. По приказу отца-настоятеля Филиппо купили красок и дали задание – срисовывать фрески . »
Фрески были сотворены рукой Мазаччо , который и стал заочно учителем для юного художника .
Мазаччо не прожил и 28 лет, но это был человек, развернувший флорентийскую, а вместе с ней и итальянскую , живопись к Возрождению . Он был первым . И по его фрескам Липпи учился быть художником . Учился без учителя .
Его манера письма будет, конечно , меняться.
Спустя века специалисты – искусствоведы напишут о « лиризме и просветленной задушевности , эмоциональной выразительности контурных линий, изысканности цветовой гаммы , поэтической сказочности.» Скажут много слов о поэтической натуре Липпи , безмятежном спокойствии и совершенной красоте образов , рожденных его кистью , которые художник не поднимал к небу, а спускал небо к ним , на землю, чтобы сделать его человеческим. Его картины « светлы и праздничны».
И все будет правильно .
Но Липпи жил не только живописью, была ведь еще и просто жизнь.
У Павла Павловича Муратова в главе , посвященной его странствиям по Умбрии , я встретил несколько фраз « … о судьбе монаха , умевшего быть героем любовных историй и превосходным живописцем . Авантюра монаха-художника стала прекрасной новеллой , которую рассказала история и которую записал Вазари . От нее до сих пор веет неистощимой любовью к жизни , до сих пор в ней светится улыбка хорошенькой монахини Лукреции Бутти , до сих пор в ней звучит смех мудрого и милостивого Козимо». ( Медичи – Н.С.)
С этих строчек Муратова все и завертелось . Я понял , что должен узнать все. Проникновение в мир создателя неповторимых художественных образов было полно неожиданных открытий .
Вино и женщины – ради этого и этим только жил творец и … монах . Заказчицы , случайные женщины и просто девки – всем находилось место в широкой и страстной душе Липпи. Женщинам даже нравилось, что он – монах. А Филиппо обожал этих прелестниц. Он был искренне уверен , что именно они вдохновляют его на творчество.
Знаменитые меценаты , ценители искусства Медичи с какого-то времени , делая заказы Липпи , перестали платить ему деньги … пока он не выполнит заказ . Его держали взаперти во дворце , никуда не выпускали , там же он спал , ему приносили туда еду, все необходимое для работы и … не выпускали из покоев . Но однажды художник убежал , разорвав простынь и связав из нее веревку. Искали его несколько дней . Впрочем , где искать , было понятно : в борделях .
Говорят , что грозный властитель Флоренции Козимо Медичи, узнав об этой истории, хохотал до слез.
Монах – сластолюбец – так еще называли Липпи . Работая как живописец в одном из женских монастырей , куда его пригласили как порядочного человека , он влюбляется без памяти в молодую монахиню , а она влюбляется в него . Они бегут из монастыря , скрываются . Вскоре у них рождается сын . А ведь его невенчанная жена – монахиня , а он монах и ему 50.
По-моему, здесь будет очень уместно процитировать классика марксизма-ленинизма по имени Фридрих Энгельс , который когда-то сказал , что люди , основавшие современное господство буржуазии , были кем угодно, только не людьми буржуазно- ограниченными . Правда , говорил он это несколько по иному поводу, но классики тем и хороши, что их можно цитировать всегда и везде и почти все будет правильно.
Медичи заступается за художника перед Папой и тот прощает Липпи . Прощает все : соблазнение монашенки , бегство, сожительство , рождение ребенка , наконец он избавляет Липпи от монашеского сана , объяснив , что сутана сковывала творчество художника . А чуть позднее Папа признает действительным и его брак .
Так он жил .
В галерее Уффици хранится полотно Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
Как написано в одной искусствоведческой работе , « … на полотне мы видим молодую флорентийку, очаровательную, нежную женщину, преданную мать. .. Эта картина поражает своей трогательностью , нежностью и удивительной искренностью…»
Это жена Липпи Лукреция с их малышом .
В одном мудром искусствоведческой исследовании есть такие слова : «Вот этот поклонник женской красоты и сделал следующий шаг итальянской живописи. Он создал обвеянный поэзией, окруженный ореолом неувядаемой, но совершенно реальной красоты образ женщины. Его мадонны, его ангелы - все это живые, нежные, прелестные женские фигуры: счастливые матери, влюбленные, мечтательные девушки, девочки-подростки … Только человек, так бесконечно любивший женщин, мог совершить этот переворот.»
«Его кистью водит Бог, а не дьявол», - произнесет Пий II, прощая монаха .
Через год Липпи уедет в Сполето . Там, в кафедральном соборе он будет писать фрески на сюжеты из жизни Девы Марии . Работал над ними до последних минут жизни 8 октября 1469 года.
На его надгробии в правой части трансепта собора города Сполето выбьют строчки :
«Здесь я покоюсь , Филипп, живописец, навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах…»



Спустя 550 лет люди приезжают в Сполето и приходят в собор. Приходят , чтобы увидеть рожденные им образы . Так он творил. Этим он нам и дорог. Это вечное.

Продолжение следует

Прощальный взгляд на Сполето :


Отредактировано автором: 14.05.15 12:53:10Сообщить модератору



Николай, спасибо большое за красивое напоминание о любимой Умбрии :) Жалко, что у вас так вышло с Ассизи :( Если соберетесь еще в Италию - рекомендую Ла Верну http://www.rutraveller.ru/place/3934 Там находится монастырь, связанный с жизнью Св. Франциска (именно там он получил стигматы). Тихо, спокойно, красиво, туристов немного. А еще много прекрасной майолики или как ее называют в Италии - делла Роббиа.
Спасибо. Очень интересный и необычный рассказ.
Цитата:

впечатления были , чувства – нет


Да, заметил, что частенько, предвкушаешь, готовишься где-то и к чему-то даже с придыханием, а "пробивает" совсем не там и не от того, чего ждешь. Совсем по иному поводу, в ином месте и нежданно. Мы Ассизи пропустили - может и зря. Так как к нему вообще не готовились и не собирались туда, может по этой причине и сложилось бы что-то.
ГаннУшка [без регистрации] [14.05.15 18:02:29]   IP: 85.198.120.*
Цитата:

Пять лет назад мы с женой были в Падуе . Первым делом побежали в капеллу Скровеньи . Настал час сеанса , вошли , взявшись за руки , и молча ходили , вглядывались , впитывали живопись , сотворенную великим мастером 700 лет назад . Вышли . «Ты как ? – Ты знаешь , как-то не очень . – И мне тоже .»



Вот и я не прониклась. А там же, рядом, в музее меня "зацепила" Мария Магдалена, не знаю, кто художник. В красных тонах, как вчера нарисована, а на самом деле три или четыре века назад.
sov_a , за Ла Верну спасибо . Не были и даже не слышали . Внес в закладки .
Цитата:

А еще много прекрасной майолики или как ее называют в Италии - делла Роббиа.

-хотел немного уточнить : Андреа делла Роббиа - это итальянский мастер , работавший в XV веке в этой технике . Его работы есть в музее в Сансеполькро.
Холлмер, спасибо . А Ассизи ,в котором как-то ничего "не проняло"... Но внутри меня оно там было . А это , наверное , самое главное .Так ведь ?
Ганнушка, поезжайте в Умбрию . Там в горах , в безвестных сельских храмах такая живопись ! Я до сих пор не могу прийти в себя . Пытаюсь сейчас все это как-то положить на бумагу- впечатлений еще на целый отзыв - но не знаю , что выйдет.
Tanya20 [без регистрации] [14.05.15 20:10:39]   IP: 82.145.208.*
Спасибо!Господи,где на всю Италию жизни взять?!))
Tanya20Вы меня растрогали почти до слез . Ведь в Умбрии осталось недосмотренного еще недели на четыре . Я совершенно серьезно .
Спасибо большое, за Капрезе и Микеланджелоа, за Филиппо Липпи.
Базилика Сан-Сальваторе...Мне тоже всегда хочется прикоснуться к таким местам, потрогать, почувствовать энергетику...
О Ла Верне Генри Мортон пишет немного в книге "От Милана до Рима".
Терпеливо буду ждать следующих рассказов.
Nailia , спасибо за обещание
Цитата:

Терпеливо...ждать

. Надеюсь в среду - четверг выложить . Материала очень - очень много , пытаюсь с ним как-то совладать .
А в долину Аосты мы прошлой осенью тоже собирались , я даже отели на букинге забронировал, но в конечном итоге победили "Замки северной Италии" с Болоньей , Джузеппе Верди и Суворовым .Но мечта остается , так что ,наверное , буду Вас просить меня проконсультировать .
Олег Тогоев [без регистрации] [16.05.15 19:28:40]   IP: 188.123.231.*
Николай, ты как всегда обстоятелен в описаниях и в высшей степени интересен. Спасибо тебе огромное. Прочтя это описание и подобные им другие твои описания, в очередной раз понимаешь, насколько прекрасен мир и сколько еще не увидено.
Продолжай в том же духе, дай Бог тебе удачи.
А я пытаюсь теперь после Ваших рассказов совладать со своими умбрийскими воспоминаниями) Была почти во всех описываемых городках, но видела совершенно другие места. Ваши рассказы побуждают открывать книги. И Мортона перечитала, и Джозуэ Кардуччи вспомнила "Alle fonti del Clitumno" (перевода только на русский нигде не нашла в инете). А "Генералиссимус Суворов" Леонтия Раковского так и стоял бы на книжной полке если бы ни Вы. СПАСИБО!
У меня в этом апреле были планы посетить места Джузеппе Верди, взяв за основу Ваш отзыв,но из-за прохладной погоды планы изменились. Зато съездили в замок Фенис.
С удовольствием расскажу все, что знаю. Когда отвечаю на вопросы, то сама узнаю много нового и интересного.
Nailia, спасибо . Пока я еще весь в Умбрии - настолько сильный заряд получен. Даже читать не могу ничего серьезного - не идет . А в Пьемонте и долине Аоста планировали пожить дней пять в B&B как раз около замка Фенис , потом дня четыре в Бард,е с его замком , плюс нашел жилье в окрестностях Турина ( минут 10 до вокзала на поезде ) , а оттуда ездить по маленьким городкам. Да вот , то замки и Джузеппе Верди , и Суворов , то Умбрия с ее святыми , художниками и живописью .
Последнюю часть отзыва заканчиваю . Там будет о росписях в почти неизвестных храмах Умбрии, стоящих в ее безлюдных горных селениях . Самые сильные впечатления в этом отпуске у меня именно от них .
Спасибо еще раз и хороших Вам поездок !
Прекрасно Вас понимаю.
Подождем пока улягутся впечатления, а потом обязательно вернемся к Долине Аоста и Пьемонту.
Именно эти места (от Пьемонта до Фениса)я достаточно хорошо изучила.
Творческих успехов!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1УМБРИЯ : ЗЕМЛЯ МОНАСТЫРЕЙ , ХРАМОВ , ЖИВОПИСИ И ВЕРЫ. ВАЛЬНЕРИНА - НЕИЗВЕСТНЫЙ КРАЙ УМБРИИ
2Край земли - Соловки
3ВЕНА : АПРЕЛЬ 2015 . ПАМЯТНИК ПОБЕДЕ. НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ ПО УМБРИИ.
4Ближнее Подмосковье. Монастырь, храмы, усадьба
5Тайны Барселоны...-2 (Готический квартал,монастырь Педральбес, гиганты и кастельеры, скаты и модерн)
6Дворец культуры ЗИЛ и Симонов монастырь. Смешение эпох и архитектурных стилей.
7Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая). Ч.3
Италия
Отели в Италии
Отели Лидо ди Фонди
Отели Лимоне-суль-Гарда
Пизонье
Помпеи
Погода в Италии
Детский отдых
Рейтинг отелей:
43.Savoia & Jolanda 5+
44.Appartamenti Mori 5+
45.Palazzo Bembo 5+
46.Tre Vecchi 5+
47.San Giorgio 5+
48.Europa 5+
49.Bucaneve 5+
лучшие отели Италии
Фото отелей:
484.Berna, Италия [7]
485.Hotel Le Boulevard, Италия [7]
486.Ca Doge, Италия [7]
487.Home Storie di Design, Италия [7]
488.Garni Dr. Senoner, Италия [7]
489.B&B Everest, Италия [7]
490.Hotel Palme, Италия [7]
Популярные отели:
1562.Cala di Lepre отзывы
1563.Palazzo Dogana Resort отзывы
1564.Cicerone Roma отзывы
1565.Residence Brezza di Mare отзывы
1566.Villa Margherita отзывы
1567.Giorgina отзывы
1568.Albergo Castello отзывы
Отзывы по отелям:
421.Италия, Novo Hotel Rossi [2]
422.Италия, Fedora [2]
423.Италия, Milton [2]
424.Италия, Villa Luisa [2]
425.Италия, Miramare e Castello [2]
426.Италия, Gradisca [2]
427.Италия, Sole Mio [2]