04.05.15 19:46:48
Осенняя Корсика, знакомство. 
Время отдыха: ноябрь 2011

Ницца - Корсика.

Посетить этот остров мы давно мечтали. И вот сейчас, оказавшись с "оказией" в Ницце, наконец решились. До него можно добраться двумя путями: самолётом и паромом. Компания Ryanair предлагает более недорогой перелёт из Марселя, но билеты на поезд из Ниццы до Марселя нивелируют выгоду. Через сайт компании Corsica ferries заранее куплены самые экономичные билеты до Бастии (60 евро на двоих в одну сторону), обратно решили плыть из столицы Корсики Аджаччио (Ajaccio). Мы отказались от страховки, шезлонга, пледа, каюты и прочих удобств, согласившись провести пять часов на палубе парома. "Тепло - не замерзнём!" - решили мы, просмотрев прогноз погоды на этот период времени.

Уплатив городской налог по 90 центов с человека за ночь проживания, мы попрощались с дамой на ресепшене. Check out в отеле - 11:00. Отправление парома в 14:30. По пути прогулялись по новым улицам, случайно зашли на неприметный рынок для горожан, цены которого отличались от туристического, где побеседовали с политически настроенным продавцом фруктов. Он поддерживал коммунистов, критиковал капитализм с его стремлением к деньгам и недалёких американцев, обострением отношений между Россией и США. Мы далеки от политики и лишь улыбались на его высказывания. Если бы не подошедший к нему покупатель, его монолог, наверное, мог быть долгим.

Вот и порт, представленный множеством белоснежных яхт и мелкими прогулочными суднами. Проверка при заходе на причал распечатанных с домашнего принтера посадочных билетов. Вскоре подошёл и красавец жёлто-синий паром Mega Express Four с итальянским портом приписки Genova. Началась выгрузка авто- и мототехники из чрева этого монстра величиной с десятиэтажный дом. Транспорт с его открытой кормы съезжает в три ряда. Пеших пассажиров немного - не более шести-семи десятков. После ещё одной проверки билетов дистанционным сканером по эскалатору поднимаемся на пятый этаж, где нам предлагают сдать чемоданы в камеру хранения. Достаём из них тёплые куртки, так как багажное отделение на период следования закрывается. Пытаемся найти верхнюю палубу, но не получается, утыкаемся в каютные отсеки. Замечаем, что многие пассажиры рассаживаются за уютные столики кафе на седьмом этаже. Мы последовали их примеру, не став искать выход на палубу. Здесь тепло, чисто, работают телевизоры, играет музыка, которая вскоре становится навязчивой. В соседнем баре можно заказать напитки и блюда, можно воспользоваться СВЧ-печью. Есть ресторан, магазины, игровая комната для взрослых и детей. На десятом этаже расположен природный солярий и бассейн. Контролёр снова проверяет билеты. На сей раз у владельцев четвероногих питомцев. Для них на пароме предусмотрен вольер для выгула, столовая, комната отдыха, санузел. Наши представления о "езде на палубе" меняются.

С двадцатипятиминутной задержкой прибыли в Бастию - городок на северо-востоке острова. Позади сто восемьдесят километров и пять часов приятного пути. В портовом информационном бюро запаслись картой города и острова, а также узнали местонахождение отеля. На мой вопрос об автобусном маршруте девушка любезно ответила, что уже поздно, они не ходят.
- Но можно воспользоваться такси или прогуляться пешком - десять минут, - любезно продолжила она, - вам вызвать такси?
- Спасибо, мы предпочитаем прогуляться.

На карте она крестиками отметила наш маршрут, и мы распрощались. На часах было 20:30, когда мы вышли из порта. Наш паром выгодно отличался своими размерами от всех остальных строений, Пассажиры растворились в вечерних городских улицах. Кроме них практически никого и не было. Городок уже спал. Лишь в ночном баре завсегдатаи допивали свои напитки. В течение десяти минут мы прошли его поперёк, встретив по пути турбюро, автовокзал, железнодорожный вокзал, стадион, школу, театр и вышли на окраину, где располагался наш отель Best Western. Он относится к сетевым (их в стране почти триста), поэтому качество сервиса стабильное. В нашем было исключение - не работал беспроводной интернет по техническим причинам, но утром неисправность устранили.

Бастия.

Утренняя пробежка с изучением старого города и его пригорода. Город просыпается очевидно рано. В 8:00 жизнь уже бурлит. Спустя тридцать минут мы были за городом. Песчаный пляж манил. Пахло жареными каштанами и хлебом. На острове каштаны - один из экспортируемых продуктов. Так как никого вокруг не было, а мы были не подготовлены, то решили купаться в неглиже. Показалось, что вода теплее, чем в Ницце, или это ощущения обманывают? Вокруг тишина. Дорога осталась далеко вверху. Над морем утренний туман. Сквозь дымку проглядывают маленькие острова. Уходить не хотелось. Но пора. Скоро чек аут. По пути забежали в небольшой магазинчик Spar, чтобы купить продукты на завтрак. Выбор минимальный, цены зашкаливают. Ограничились камамбером с виноградным соком.

Мы выпили кофе в баре ресторана и, позавтракав сыром и оставив вещи в камере хранения отеля, ушли на прогулку по городку. Сегодня предполагался отъезд в столицу острова - город Аяччо. Утренний автобус и поезд уже ушли (в отеле было расписание движения), оставались послеобеденные рейсы. Мы выбрали автобус, так как он отправлялся на полтора часа раньше поезда. Цена на проезд одинаковая - 21 евро.

Городок нам понравился. Двухчасовая прогулка оставила приятные ощущения. И хоть в 12:00 почти все магазины в городе закрываются на длительный обеденный перерыв, мы успели прикупить для себя подарков. В неприметной лавке с дощатыми некрашеными полами и такими же стенами, с плохим освещением, мы наткнулись на то, что давно искали - стильные подсвечники, маслёнку и детский набор от Villeroy&Boch, да ещё с каталожными ценами и последующими скидками. Магазинчик содержали три поколения дам, которые плохо понимали английский (они говорили по-корсикански, по-французски, по-итальянски), поэтому я находил образец желаемого товара, и они из запасников доставали то, что нам было необходимо. Побеседовав о погоде, мы пожелали друг другу удачи.

Городок небольшой - население двенадцать тысяч (второй по величине на Корсике - северная столица острова). Но в нём не чувствуется забитости или провинциальности. Здесь есть магазины по продаже люксовских часов (Rolex, Piaget), есть спортивные магазины, где можно приобрести обувь для горного бега, есть приличные супермаркеты (на окраине). В одном из центрально расположенных Spar мы сделали небольшой шопинг, прикупив местных сыров, колбас, вина, кофе и фруктов. Забегая наперёд, скажу, что не разочаровались ни в чём. Таких сыров на материке нет, а таких колбас даже в эпоху застоя не производили в нашей стране. Надо быть внимательнее при покупке фруктов и овощей, так как цены порой могут быть указаны за штуку.

Очень понравилось гулять в кварталах старого города. Кажется, что некоторые из его домов вот-вот разрушатся от времени, и лишь что-то невидимое изнутри цементирует их стены. Может, это нарочно не делается ремонт фасадов, чтобы привлекать или вызывать жалость у туристов. Впрочем, последних здесь немного, если ни сказать проще - их в этот период практически нет. Поэтому мы чувствовали себя вольготно, выбирая ракурсы для фотографирования, бродя по улочкам цитадели, заходя во всевозможные магазинчики. Контраст с Ниццей разительный. Даже по продаваемым открыткам. Чувствуется, что их делал настоящий мастер. По ним создается первое впечатление об острове. Как мы поняли, главное на острове - это природа, которую никакими храмами, домами, скульптурами не перекрыть.

В городе есть туристическое бюро, в котором нам сказали, что рынок работает только по выходным, а также объяснили, где находится автостанция. Точнее, её здесь нет. Так, обычная парковка на площади перед турбюро, куда подъезжают автобусы. Билеты покупаются у водителей. А вот вокзал в Бастии есть. Там даже можно понаблюдать за эволюцией подвижного состава - своеобразный музей под открытым небом. Поезда ходят по узкоколейке, в одну сторону.

Мы чуть не опоздали к отправлению автобуса, так как оказалось, что нам было чем здесь заняться. Уплатив водителю стоимость проезда, я получил своеобразный билет - вексель, подтверждающий оплату. Пассажиров немного - семь человек. Проехав по пригородам Бастии, автобус углубился в центр острова. Мы думали поспать или почитать, но оказалось, что наблюдать из окна автобуса за меняющимся ландшафтом, причудливыми микрогородами и поселками, пасущимися стадами овец, коз и черных свиней не менее интересно. А уж горы! Ими невозможно не восторгаться. Я не переставая ловил выгодные ракурсы для снимков. Также заметили, что все надписи населённых пунктов дублируются на двух языках: корсиканском и французском. Различия небольшие, как кажется на наш взгляд. Но в центральной части острова государственный язык не уважают, так как названия городов зачёркнуты чёрной краской, или внесены соответствующие исправления. Иногда попадались кузова автомобилей, разрушенные временем и огнём.

Вскоре вечнозеленое лето закончилось, и повеяло осенью, о чём мы догадались по смене колера. Исчезли кактусы и пальмы, появились сосны и дубы. Автобус практически не делал остановок. Лишь на половине пути, в городе Корте часть пассажиров вышла, и один зашел. Когда мы поднялись на самую высокую точку перевала, водитель объявил о паузе: "Десять минут на фото". Затем он собрал свой скарб и перешёл в соседний автобус, следующий в обратном направлении. Произошла своеобразная рокировка, и вниз мы уже ехали с другим водителем. Путь в сто сорок километров мы преодолели за три часа и нисколько не пожалели, что выбрали этот маршрут. Скалы достойны того, чтобы их увидеть. К тому же возникло желание вернуться к ним на более продолжительное время, но в другой раз.

Аяччио.

Основной центр нашего пребывания на Корсике. Вся транспортная инфраструктура этого города сосредоточена в одном месте. Порт, автовокзал, железнодорожный вокзал. Это удобно. Выйдя из автобуса, мы направились в современное здание порта, где у информатора обзавелись картой города, острова и расписанием необходимого нам автобусного маршрута N 5. Мы успевали на последний автобус в 19:10, который следовал до апарт-отеля Calanques. Немного осмотрелись, пока искали автобусную остановку. Есть муниципальное казино, за которым площадь, фонтан и бронзовый Наполеон на лошади в окружении свиты. У императора на голове сияющий золотом лавровый венок и подросток на шее, который, не стесняясь, меняет позы под гогот друзей снизу. Зашел в супермаркет за водой и продуктами на завтрак. Покупатель, стоящий впереди, пропустил меня, так как у него было больше покупок. "Мерси, месье!" - ответил ему за столь необычный жест внимания.

Купив билеты у водителя (по одному евро), мы отправились в путь. Ехать недолго - семь километров. Отель находится на Кровавой улице, которая является прибрежным шоссе и заканчивается у одноименных островов - iles Sanguinaires (они так названы потому, что на закате окрашиваются в красный цвет, хотя я не заметил такого эффекта). Возможно, что название имело второй смысл.

Автобус привычно останавливался только по требованию пассажиров, и мы опасались пропустить свою остановку. Водитель не понял моего произношения отеля, так как я никак не отвыкну проговаривать все слоги. Но, прочитав написанное мною название в блокноте, пообещал остановить в нужном месте.

Вот и наш отель. На ресепшене туговато с английским. Дама путает французские, итальянские и английские слова. Что поделать! Оплатив четыре ночи сразу, мы получили ключи. В отеле сейчас сезонная скидка - 56%, которая продлится до 29 апреля следующего года (за исключением Рождества). Завтрак включён в стоимость, но за полотенца необходимо доплачивать 10 евро (бесплатно одно на двоих). Как выяснилось позже, депозит, который с нас взяли во время бронирования через интернет в виде стоимости одной ночи проживания, нам пришлось выбивать из отеля на протяжении двух месяцев.


Номер у нас двухкомнатный. Есть двуспальная кровать и раскладывающийся диван. Миникухня с посудой, холодильник, СВЧ, электроплита, телевизор и главное - терраса с видом на море, до которого двадцать шагов. Так близко к водной стихии мы ещё не жили. Не терпелось приготовить ужин, зажечь свечи (на Корсике мы, наконец, смогли купить спички по разумным ценам) и насладиться его величием, запахом и шумом прибоя.

Аяччио _день 1.

Утренняя пробежка начата непривычно рано, из-за того что завтрак продолжается до 10:00. В 7:30, по пути встречая рассвет, мы отправились по Кровавому шоссе по направлению к Кровавым островам. Может на корсиканском языке это звучит менее кровожадно, не знаю. Ночью прошёл освежающий дождик, и дышалось очень легко. Осенние цветы в сочетании со всевозможными голосеменными растениями придавали особый аромат. Беспокойное море радовало своей неповторимостью. Возле островов дорога упиралась в генуэзскую башню - Parata, которая раньше служила фортификационным сооружением, а сейчас несёт эстетическую функцию. Они и сейчас разбросаны по всему периметру острова. Вокруг неё непонятное поле, на котором выращивают, как мне показалось, мирт, но вот для чего? Каждый куст был окружён сетчатой изгородью синего цвета и имел подпорку. Вокруг трудились фермеры, удаляя электрокосами сорняки (на следующий день в винном отделе мы встретили ликёры из мирта, а также проспиртованные ягоды, его добавляют в качестве ароматизатора в соль, сахар). Возле башни мы развернулись в обратный путь.

Часовая пробежка закончилась купанием. Море было теплее, чем на Лазурном берегу. Видимо из-за многочисленных бухт.
Завтрак нас порадовал. В Испании и континентальной Франции мы обычно бронировали отели без завтрака, а здесь это входило в стоимость - приятное исключение. Мы были не очень похожи на отдыхающих из отеля: мокрые, взъерошенные, в тайцах, и официантка уточнила у нас, в каком номере мы остановились.

В сегодняшних планах - знакомство со столицей острова. Городок небольшой - шестьдесят тысяч населения, и особенных сюрпризов мы от него не ожидали. Прогулялись по пешеходной улице Фош, названной в честь кардинала - дяди Наполеона Бонапарта. На улице множество сувенирной продукции. Предпочтение отдают гербу острова - чернокожему мавру с налобной белой повязкой, а также стилизованному изображению карты острова, напоминающей профиль индейца. Но мавр встречается чаще. Он есть даже на автомобильных номерах. Очень много складных ножей, не сувенирного вида. Ну и также много лавок, специализирующихся на "Сделано в Корсике".

Одно из колоритных мест - это центральный рынок, расположенный возле порта. Когда мы пришли к нему, продавцы уже собирали свой товар в фургоны. На часах 12:30. Тем не менее, мы успели купить фруктов, овощей по привлекательным, нежели в магазинах ценам. Также на рынке печется различная снедь, что наполняет его аппетитным ароматом. Есть дегустационные ряды вин. Не смогли мы обойти стороной сыры и колбасы. При покупке сыров их предлагают попробовать, оттенив вкус белым виноградом. Тут же в отделе при вас продавец может бесплатно упаковать товар в толстый полиэтилен под вакуумом, для чего есть специальная портативная машинка. К оплате принимают также банковские карточки и чеки. Последнее я видел только в кино. При покупке двух-трёх единиц товара хозяин делает неплохие скидки, плюс выбранная мною палка копченой колбасы была положена в пакет, как презент. Сдачу они округляют, как правило, тоже в сторону покупателя (на 5-50 центов) Английский они не понимают, но хорошо разбираются в психологии ремесла "купи-продай", и этого достаточно, чтобы общаться без слов. Совершать покупки на корсиканском рынке - это колоссальное удовольствие. Улыбки, скидки, подарки и доброжелательность. Мы ещё дважды захаживали на него и никогда не уходили с пустыми руками. Удивили цены на рыбу и морепродукты. Наверное, на Корсике установлен своеобразный акциз на дары моря. Дорада стоит 20-25 евро за килограмм, что почти в пять раз выше материковой Испании. Так же, наверное, завышены цены на клементины (3,5-4 евро) и виноград (4-5 евро). В качестве альтернативы встречаются промоакции в супермаркетах.

После рынка посетили центральное туристическое агентство, где нас повторно снабдили картами города и окрестностей, ответив на вопросы о достопримечательностях, дали карту пеших маршрутов по городу (их три). Знакомство с городом продолжили с музея кардинала Феш, где собрана, как уверяют, одна из самых больших коллекций итальянских живописцев (вторая после Лувра). Боттичелли, Тициан, Басси - фамилии, которые на слуху даже у не искушённых искусством людей. Четыре этажа полотен мы обошли за час. Турагент рекомендовали дом-музей Наполеона, расположенный, как нам показалось, в отеле: "hotel ville" было написано на входе. Но потом выяснилось, что это муниципалитет. Вход в наполеоновские пенаты стоил 2,5 евро, что неоправданно дорого за осмотр двух комнат.

Так как больше музеев нам не хотелось (осталось ещё парочка), то мы решили прогуляться по второму маршруту, чтобы посмотреть на начало горного маршрута в сторону нашего отеля Calanques. Но, придя к цели, не смогли удержаться от того, чтобы не пройтись. Горы манили своей непредсказуемостью. Надя поначалу сомневалась, так как мы сегодня были не готовы карабкаться по камням, преодолевать водные преграды, но потом я убедил её идеей встретить закат. Да и трасса оказалась несложной - чуть ниже среднего (6/10 было написано на табличке). Продолжительность четыре - пять часов. Должны успеть на заказанную в отеле на 20:00 сауну.

Тропинка везде была промаркирована двумя цветами: синим и жёлтым, что соответствовало двум трассам. В пути встречались любители прогулок и пробежек, а на земле - следы от протекторов горных велосипедов. Идти было несложно. Полоса зарослей опунций и оливковых деревьев сменилась на земляничные рощи. Так в Никитском ботаническом саду называют земляничное дерево, ярко-алые плоды которого напоминают собой одноимённые ягоды. Здесь они, правда, покрупнее. Неядовитые, но и малосъедобные (травянистые). Временами встречаются остатки крепости, древних поселений (корсиканской эпохе 9 000 лет) и причудливые скалы. Также открываются захватывающие виды на город и залив. Я шёл и представлял себя на тренировке перед GR-20 (один из самых сложных европейских маршрутов, представленный 150 километрами горных переходов по корсиканским скалам). Временами мы путались с указателями, но без труда находили нужный маршрут. Через два с половиной часа мы, довольные своим экспромтом, спустились к нашему Кровавому шоссе. Теперь действительно можно погреться в сауне. Стоимость посещения 5 евро на человека в час. Но, похоже, что кроме нас она никого не интересовала. Турецкий хамам не работал, но и финского аналога было более чем достаточно, чтобы получить удовольствие. Здесь располагался тренажёрный зал, кабинеты массажа, солярий.

Портиччио.

Маленький городок, с населением в три тысячи человек, известный своим пляжем с белым песком и удивительной бухтой. После пробежки, купания и завтрака решено отправиться к нему. На сайте посмотрели расписание автобусов. Три рейса в день: утром, в полдень и вечером, туда-обратно. Кроме того я читал на русскоязычном французском сайте о тамошних пешеходных маршрутах, заканчивающихся в пещерах со сталактитами. Да и по удалённости он находится недалеко от нас - километров пять - семь, как мне показалось. Прикупив на рынке сыра и яблок, мы отправились на автостанцию. Вскоре подошёл и наш автобус с надписью "Casanova". Десяток пассажиров - местные жители, внешне напоминающие корсиканцев. Сухопарые, невысокого роста, смуглые лица, простая одежда. Многие везут из города продукты. Купили у водителя билеты по 3 евро. Он понимал мой итальянский и поинтересовался "в одну ли нам сторону?".

В 12:30 мы были в Портиччио. Ещё при подъезде заметили большой продуктовый магазин, напоминающий рыночек. Купили здесь каштанов, две бутылки сартеновского вина (город Сартен является мафиозной столицей острова и производит, как говорят, лучшие вина), а также маленькую бутылку Cap Corse - национальный напиток из группы аперитивов. Прошлись по чистейшему пляжу. С третьей попытки нашли туристический офис, но оказался закрытым. Перерыв с 12:00 до 14:00. Делать нечего. Купание, обед (кофе, сыр, и аперитив). Море здесь действительно очень красивое, особенно подводный мир. Пожалел, что не захватил с собой очки. Сыр - продукт, который может быть и закуской, и десертом, и самостоятельным блюдом, особенно если этот сыр сделан на Корсике. А вот Кап Корс нам не понравился. Мы прочитали состав жидкости: овощной сок, вино, сахар, карамель, четырнадцать процентов спирта. Сомнительно.

Тем временем в школе начались уроки физкультуры. Сегодня они проходили на пляже. Школьников обучали навыкам управления яхтами, маленькие прототипы которых дети доставали из ангаров. Также заметили на здании школы стенды для скалолазания и площадки для игры в теннис. Наверное, это актуальнее, чем прыжки через коня, которые мне в жизни пока так и не пригодились.

В 14:00 открылись двери туристического офиса, где нам подарили несколько карт, описание маршрутов на английском языке. Здесь же был хот спот Wi-Fi. Интернет-кафе на острове мы не видели, очевидно, из-за минимального присутствия мигрантов, а вот точки беспроводного доступа встречались.

Девушка, поинтересовавшись наличием машины, предложила нам пеший маршрут, заканчивающийся у кладбища, но при этом дала описание маршрута с руинами. "Туда-обратно у вас должно получиться два - два с половиной часа". Прикинули, что обычно заявленное время необходимо делить на два, взгрустнули от такой нагрузки и дефицита ожидаемых впечатлений. Маршрут проходил по шоссе, что тоже не придавало интриги. Вскоре появилось кладбище, представленное фамильными склепами в виде небольших прямоугольной формы домов с крестами на остроконечных черепичных крышах. Нас оно мало интересовало, так как такое же было на промежуточной автобусной остановке Cretes в Аяччио. Некоторые склепы располагались даже среди объектов туристической инфраструктуры. Асфальт закончился. Наверху маячил археологический объект в виде генуэзской башенки. Да и жёлтые стрелки уходили куда-то в лес, в котором начинался национальный парк. Решили, что кладбище - это, видимо, промежуточный этап маршрута, и следовало двигаться дальше. Идти стало труднее и разнообразнее. Тропа была проложена по засохшему сезонному руслу горного ручья, и необходимо было прилагать усилия, чтобы преодолевать разнообразные валуны. Окружающая растительность также мало напоминала собой вчерашний аячинский лес. Под ногами - своеобразный аналог подснежников - дикие цикламены, пробивающиеся через осеннюю листву. Периодические густые заросли, называемые на острове маки, чередующиеся с реликтовыми подлесками и всё теми же земляничными деревьями. Также заметны следы диких кабанов в виде разрыхленной почвы. Сейчас сезон желудей, и мясо местного кабана считается наиболее вкусным. Вскоре послышались выстрелы, и под ногами стали встречаться капсюли охотничьих патронов. Кабан нам сегодня не страшен, а вот охотники! Народу на тропе не было - сезон прошёл. Поэтому мы прибавили шаг и вздохнули с облегчением, когда вышли к фермерскому пастбищу, на котором паслись овцы. Через два с небольшим часа мы вышли на шоссе к одиноко стоящему дому. Возле него никаких археологически ценных объектов не было, за исключением полуразрушенной башни-сарая, приспособленной под стоянку ярко-зелёного джипа и уборочной техники. Наши жёлтые маркеры исчезли, появились синие. Имеющиеся карты не давали представления о том, какой маршрут мы прошли. Идти дальше к открывающимся горным вершинам и нетронутой цивилизацией природе? Но как затем выбираться? Сделав пятиминутный привал, утолив голод яблоками и сладким Кап Корсом, мы отправились в обратный путь. Время поджимало. Автобусы на Корсике обычно приходят на промежуточные остановки раньше обычного. Через полтора часа почти бега мы были на месте. Но пятнадцатиминутный запас и последующее десятиминутное ожидание ни к чему не привели. Расписание на остановке отсутствовало. В 18:00 отправились пешком.

- Как далеко до Аяччио? - спросила Надя.
- Думаю, километров пять-семь... автобус шёл минут двадцать. Должны успеть на семичасовый автобус до Каланка, если будем торопиться.

Вскоре подошли к стационарной остановке, на которой висело расписание. Оно отличалось от варианта, прочитанного в интернете и увиденного мною на двери автобуса. Никаких вечерних рейсов там не значилось. Идти было не скучно. Наблюдали краски морского заката, сравнивая их с сегодняшним рассветом. Вскоре вышли на автостраду, перед которой висели запрещающие знаки с изображением велосипеда и пешехода. Скорость машин здесь достигала 100 км в час. Нельзя так нельзя. Оштрафовать могут или в полицию забрать. К тому же везде видеокамеры-контроллеры поставлены. Но вскоре нашему движению по обочине пришел конец. Вначале на нас напал французский бульдог, выбежавший на охрану своего дома, а затем обочина дороги перестала существовать и перешла в ров с водой в окружении хвойных растений. Поэтому мы пошли по узкой полоске сантиметров двадцать. Мимо проносились фуры и автобусы, обдувая воздушным потоком. Стемнело. Через час пути появилась табличка "Ajaccio 10 km". Это разрушило наши надежды не только на автобус до отеля, но и до промежуточной остановки Кретес. Запасы продуктов есть, из питья, правда, только сладкий аперитив, но на улице и не жарко.

На подходе к городу несколько раз наблюдали патрульную полицейскую машину. Уж не нас ли отслеживают? Ночная столица встречает нас ещё неглубоким сном. Магазины уже закрыты (они работают до 20:00), но в кафе ещё остались последние посетители. Сделав короткий привал на городской набережной, мы тронулись дальше. По моим подсчётам у нас сегодня выходил своеобразный пешеходный марафон - пятьдесят километров, из которых - треть по горам. Стали напоминать о себе коленные суставы, ныла спина. Ноги как-то уже автоматически переставлялись. Если утром мы планировали завтрашний маршрут где-нибудь в Корте или Вивазвоне по следам GR-20, то сейчас мысль была одна - дойти до отеля.
За тридцать метров до резиденции возле нас притормозил белый фургон без окон с двумя корсиканцами.
- Вас подвезти? - очевидно, предложили они.
- Нет, спасибо, мы уже почти пришли, - ответил я им на английском.

Аяччио_день перед отъездом.

Накануне вечером мы просмотрели в интернете ещё раз расписание движения поездов и автобусов. Шансов куда-нибудь выехать на общественном транспорте без ночёвки нет. Поэтому утром, ограничившись купанием, мы ушли в город. Наш отдых был настолько плотный, что времени прогуляться по магазинам не оставалось. С почты отправили открытки. На рынке сделали стратегический запас сыров, колбасы, копчёного мяса. Также прикупили фундука, миндаля, каштанов, фруктов и продегустировали клементины. Посетили два супермаркета: Carrefour и Mr.Big, где также много корсиканского. Мёд, варенье, каштановая паста, каштановая мука (12 евро килограмм), колбасы, сыры, вина, виски, ликёры, масла, кофе. Также интересен консервированный баночный суп с изображением карты острова. Много продуктов представлено акциями, что выходило сравнительно недорого (яблоки по 90 центов, манго, ананас по 99 центов за штуку, артишок по 2 евро за букет из семи штук, хамон 12 евро). Как правило, акционный товар неместного происхождения, о чём указано на этикетках.

На главной улице, названной в честь первого императора Франции, посетили семейный спортивный магазинчик, где обновили себе гардероб преимущественно товарами от французского производителя Salomon. Так как в отпуске не было времени для посещения парикмахерской, то решил посетить её на Корсике. Благо, что атмосфера и время располагали к этому. Привычных московских "стрижка по записи" нет. Цены везде одинаковые 20-23 евро за мужскую с мытьём и укладкой. Поэтому мы решили зайти в первую попавшуюся, к тому же до окончания обеда в спортивном магазине оставалось ещё тридцать минут.

Мастер знала лишь пару слов на английском. Для облегчения она принесла книгу с образцами стрижек, где я выбрал себе вариант затылка, висков и пробора. Я пожалел, что не засек секундомер, когда я сел к ней в кресло. В то же время, наблюдая, как лихо орудует она то ножницами, то машинкой, я опасался за свои уши.
- С вас двадцать три евро, месье, - сказала, улыбаясь мадам, пробивая мне кассовый чек, спустя, менее пятнадцати минут, от начала нашего с ней общения.
- Мерси, мадам. Оревуар...
У нас есть ещё время, чтобы выпить кофе, пока откроется с обеда заинтересовавший нас магазинчик.

Вечером мы приготовили блинов, сварили испанских мидий в испанском вине (1,5 литра - 1,20 евро) и собрали вещи. Завтра выход в 6:00. Первый автобус в воскресенье отходит в 9:30. Также решили рассчитаться на ресепшене. На отзывах бывших постояльцев отеля содержалась неприятная информация о том, что здесь взимают дополнительную плату за уборку (35 евро), пользование кухней, к тому же на сайте написано о платных завтраках. Да и перед заселением в номер нам выдали своеобразную опись имущества из тридцати пунктов (посуда, вешалки, ванные принадлежности) с двумя колонками "прибытие" и "выселение". Поэтому добросовестно просчитав весь инвентарь и заполнив графы, мы, вооружившись ноутбуком для перевода французских слов, подошли на ресепшен. Нашему удивлению не было предела, когда нас попросили доплатить лишь за пользование сауной, а на инвентарную ведомость даже не взглянули.

Аяччио-Ницца-Канны.


Выйдя в тёмную ночь (дорога освещалась фонарями), мы настроились на семикилометровый маршрут. Два чемодана, два рюкзака. Не спеша за полтора часа дойдём. Но вторая машина (пикап), проехавшая мимо нас, остановилась. Водитель, практически ничего не спрашивая, предложил нам свою помощь. Английский он знал, наверное, лучше всех из тех, с кем нам довелось общаться на острове. Рассказал, что работает уборщиком (действительно в багажном отсеке, где я сидел на чемоданах, лежали лопата с метлой), расспросил нас о России (мы были для него первыми русскими), поинтересовался впечатлением об острове. Мы сказали, что Корсика - это тот остров, куда хочется вернуться, где жизнь, несмотря на вторжение цивилизации, осталась очень натуральной и самобытной. Также рассказали о своих походах по горам и о том, что хотелось бы через два-три года попробовать пройти GR-20.

Через пятнадцать минут мы были у современного здания порта, на входе в который висят таблички о запрете проходить с пистолетами, автоматами и осколочными гранатами. Двери в зал ожидания ещё закрыты. Замечаем движение на рынке. Ставшие уже знакомыми продавцы приветливо улыбаются, здороваются с нами. Немного сыра про запас, немного колбаски для сувениров - и можно попить кофе в рыночном кафе, которое видимо, открылось ещё до 6:00.

За тридцать минут до отправления началась посадка. Котролёров удовлетворяют не только распечатанные билеты, но и изображение посадочного талона на экране мобильного телефона. Из чрева парома выгружается автотранспорт. Многие авто приехали с велосипедами, скутерами, кто-то привёз с собой каяки и моторные лодки, несколько десятков гоночных машин, раскрашенных в яркие краски - этаких своеобразных аналогов горбатому "Запорожцу", только с двумя дверьми. Интересно, потянут ли их моторы корсиканские вершины?

Уезжаем из Корсики с сожалением. Горы, пустыни, фермы по разведению устриц, земляничные леса и города, не похожие друг на друга. Мы лишь немного приоткрыли для себя эту увлекательную книгу, наполненную неведомой нам жизнью. Сумеем ли понять и дочитать, - время покажет.

Шестичасовое плавание прошло незаметно. Экипаж парома в виде дамы-проводницы развлекал наш зал игрой на рояле, исполнявшей классические композиции. Была небольшая качка, но на таком "крейсере" она практически не ощущалась.

Ницца встречает осенней погодой. Кажется, что за прошедшую неделю лето сбежало из неё. Отдыхающие плотной толпой в демисезонных куртках и плащах прогуливаются по Английской набережной. Исчезли купающиеся в море и загорающие на гальке. Лишь отдельные парочки, расположившись на скамейках, ловят осенние лучи ультрафиолета на свои лица. Некоторые из них стали знакомыми за четыре дня пребывания в Ницце. Они вахтами дежурят на вокзале, набережной, возле банкоматов в ожидании вашей доброты или рассеянности. Вот и сейчас, собравшись впятером на "знаковом месте" у Оперного пляжа, подстелив под себя картонные коробки, они распивают розовое вино, закусывая багетом. Многим из них, наверное, не понять, почему белые стремятся окрасить свою кожу в чёрный цвет, бесполезно тратя столько своего времени и средств на эти процедуры.

Спустя сорок минут мы были у своего отеля Citadines, где у нас забронированы апартаменты на три ночи. Пожалуй, одно из немногих заведений, к которому у нас не было претензий. Комфортно, продуманно, по-домашнему уютно. Пообедав на солнечной террасе, выходящей в тихий зелёный двор, мы почувствовали вкус другой Ниццы. Той, которая была, наверное, и пятьдесят, и сто лет назад. Уезжать не хотелось, но в сегодняшних планах была поездка в Канны.

Опять у нас нет мелочи для автоматов, опять очередь в кассы, опять опаздываем на поезд, опять подвыпившие нагловатые нелегалы стреляют мелочь. Почти тридцать минут осматриваем привокзальный квартал. Безрадостно как-то от снующих безработных, которые изменили облик аристократического города-курорта, приблизив его к среднеафриканскому уровню и сопутствующим реквизитам. Сложно будет скоро справляться с ними с учётом приближающегося кризиса.

За тридцать минут мы доехали до Канн. Заметил, что большинство пассажиров из африканских кварталов также любят путешествовать, выбирая себе курорт по душе. При этом, очевидно, что за проезд они не платят. Зачем? Государство богатое, хватит на всех. А контролёров в поездах мы не встречали. В пути "любовались" открывающимися видами. Сероватая морская гладь, узкая полоска суши для отдыха, сразу за которой начинается шоссе и железнодорожная магистраль. За ними плотная жилая застройка и минимум зелени. Кто выдумал этот миф о чудном береге? Наверное, это сродни финансовой пирамиде, когда кто-то вложил средства в её основание и подписывает других поступить также. Хотя, может, когда-то это и было красиво. Человек способен изменить природу до неузнаваемости.

Сойдя с поезда, направились к набережной Канн. В порту сотни разнокалиберных яхт. Кажется, что они здесь припаркованы на зимовку, так как выбраться из такого столпотворения невозможно, чтобы не потревожить соседей. Немного подмёрзнув, прошлись по жилым кварталам. Точнее жилыми их назвать можно лишь условно. Почти все окна в домах плотно закрыты ставнями. Лишь в отдельных присутствует жизнь. Сезон закончился, хозяева уехали. На улицах также безлюдно. Лишь на переливающейся цветами радуги от искусственного освещения набережной Круазет неспешно гуляет народ.
Канны готовятся принимать большую двадцатку. К этому событию повсюду установлены двухметровые макеты конфет, стилизованные под флаги государств-участниц саммита.

Набережная выделяется лоском, шиком и гламуром благодаря расположенным на ней магазинам известных мировых брендов моды. "Гуччи", "Хермес", "Шанель", "Прада", "Лоро Пиано" сияют ночной подсветкой вперемешку с отелями "Карлтон", "Маджестик", ресторанами, казино и домом кино. Несколько грустно становится от этой неприкрытой роскоши, которая контрастирует с сидящими на паперти моды нищими, просящими подаяние. Через два часа мы отправились в кажущийся провинциальным город Ниццу.

Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.
Осенняя Корсика, знакомство.

Фотоальбом http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=107178:37311
 Сообщить модератору



Я тут подсчитал, Вы говорите 2.5 евро дорого за 2 комнаты, а как Вам 600 руб за 4 ? В одном из питерских закрытых дворцов.
Наташа [без регистрации] [05.05.15 15:21:08]   IP: 82.208.100.*
Спасибо за отзыв очень красиво и интересно ,хотелось тоже побывать на Корсике .Летом неделю жили в Каннах, все мечтали о ней, но время слишком мало, надо специально туда собираться, как минимум на неделю.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Осенние выходные в Польше. Первое знакомство.
2Лион в марте, первое знакомство, выезды в Женеву, Дижон, Вьен
3Короткое знакомство с зимним Крымом
4Случайное приятное знакомство с Оба
5Псков. Осенняя фотопрогулка …
6Там, где Левитан написал «Золотую осень
7Знакомство с Плёсом
Отдых во Франции
Отели Франции
Отели Лазурного Берега
Отели Лангедок-Руссильона
Ла-Боль
Амьен
Погода во Франции
Туры на Новый год
Рейтинг отелей:
148.Europe Saint Severin 5
149.Timhotel Place d’Italie – Butte aux Cailles 5
150.Suite Novotel Cannes Centre 5
151.Derby Garibaldi 5
152.Regina 5
153.Hotel de Londres 5
154.Le Grand Chalet 5
лучшие отели Франции
Фото отелей:
36.Privilege Hotel Mermoz, Франция [16]
37.Novotel Suites Gare Lille Europe, Франция [16]
38.Hotel Relais Saint Jean Troyes, Франция [16]
39.Atlanta Frochot, Франция [16]
40.Jeff, Франция [15]
41.Modern Hotel Montmartre, Франция [15]
42.Quality Suites Nice La Malmaison, Франция [15]
Популярные отели:
414.Novotel Paris Les Halles отзывы
415.L'Escale отзывы
416.Opera Franklin отзывы
417.Novotel Paris Porte d'Italie отзывы
418.Le Placide отзывы
419.Atlantique отзывы
420.Ibis Styles Lyon la Part Dieu отзывы
Отзывы по отелям:
372.Франция, Aquabella [1]
373.Франция, Kyriad Prestige Toulon-La Seyne sur Mer-Centre Por [1]
374.Франция, Adagio Paris Bercy [1]
375.Франция, Hotel des Tuileries [1]
376.Франция, Quality Suites Nice La Malmaison [1]
377.Франция, Hotel Odyssey by Elegancia [1]
378.Франция, Residence Mercure Le Scenario [1]