25.01.15 18:01:12
Литомержице и замок Плосковице. Путешествие из Карловых Вар 
Время отдыха: ноябрь 2014

Маленькие городки Франции, Германии, Испании и Италии, Чехии и Венгрии, Польши и Словакии аутентичные и не очень, трогательные в своей попытке стать туристическими и уже преуспевшие в этом – они всегда будут привлекать туриста, стремящегося отыскать что-то интересное и необычное. Сейчас все чаще мы смотрим в больших городах отдельные достопримечательности, не связывая их воедино и не пытаясь понять душу страны. При космополитизме современных больших городов это и невозможно. Поэтому при попытке понять, какая она та или иная страна, стремишься в маленькие городки, которые не претендуют на звание символа страны, но где живет душа этой самой страны. И пусть они бывают разные: чистые и ухоженные или обветшавшие и заброшенные людьми, но неповторимое обаяние атмосферы традиций, знакомство с неофициальной историей страны, и, наконец, просто тишина, спокойствие и какая-то пронзительная провинциальность, так и тянет вновь и вновь отыскивать их на картах.


В эту мою поездку в Карловы Вары я отыскала такой городок под названием Литомержице. Находится он довольно далеко от Карловых Вар (120км) в Устецком крае. Так получилось, что намечала я поездку в замок Плосковице, ну и размышляла, что бы еще такое интересное посмотреть рядом, и тут мне попались фотографии совершенно очаровательного городка. Так в программе моей поездки возник Литомержице, о чем я ни разу не пожалела. А пожалела только, как всегда, что так мало времени смогла уделить этому по истине замечательному городу, много осталось недосмотренным.


Название города Литомержице часто можно встретить в связи с названием немецкого концентрационного лагеря Терезин, который находился неподалеку. Но это уже совсем другая страшная и памятная история. А вот сам Литомержице живописно расположившийся в месте слияния рек Лабы и Огрже, как-то обойден вниманием большинства туристов, хотя этот древний королевский город имеет свою достойную внимания и непростую историю.


Один из старейших и красивейших городов Чехии родился еще в X веке. Он помнит правителей Пржемысловичей и Вршовцев. Официальное же упоминание о нем, как о королевском городе, относится к 1219 году. Став королевским, Литомержице сразу же занял доминирующее положение среди городов северной Чехии и сохранял его с XIII по XVII век.
На протяжении этих нескольких веков Литомержице процветал, благодаря своему выгодному географическому положению и королевским милостям, дарованным еще Яном Люксембургским и Карлом IV. Каждый купец, который отправлялся в плавание по одной из двух рек и проплывал мимо этого крупного города –порта на Лабе был обязан торговать здесь в течении трех дней. Иногда на этом плавание купца и заканчивалось: жители города были богаты и не скупились на покупки.


Здесь развивались ремесла. По закону «одной мили» только мастера города монопольно торговали за его пределами на расстоянии одной мили. Тогдашняя миля равнялась 10,5 км. А вокруг города, благодаря мягкому климату, раскинулись виноградники и фруктовые сады. На холме Radobýl рядом с городом по приказу Карла IV был разбит особый королевский виноградник. Каждая десятая бочка вина отсылалась к королевскому столу. Производство вина здесь продолжалось вплоть до второй половины XIX века, до того момента, когда оползни разрушили древние виноградники.


Знавал город и тяжелые времена. Во времена Гуситских войн за него храбро сражались чехи под предводительством Яна Жижки. В 1421 году знаменитый полководец отбил Литомержице и присоединил к пражскому союзу гуситов. Рядом с городом Жижка построил свой собственный замок под названием Калих. В 1547 году город стал свидетелем наиболее драматичного периода дворянского чешского восстания. Фердинанд I прибыл в Литомержице 3 июня 1547 года и повелел, чтобы мятежное дворянство лично засвидетельствовало ему верность. Сюда съехалось более 200 представителей дворянских родов. Представителей Праги Фердинанд не принял, что вызвало восстание в Праге, которое было подавлено королевскими наемниками. Затем состоялся королевский суд. По решению этого суда города Чехии оказались в полной королевской власти. Последствия битвы на Белой Горе, а также и тридцатилетней войны тяжело сказались на судьбе большинства чехов-протестантов, проживавших в Литомержице: они вынуждены были бежать из города, оставив налаженный быт, имущество и ремесло. Оставшиеся протестанты были насильственно обращены в католичество. Кроме того, во время войны существенно пострадал и сам город. Он служил базой для пополнения провианта, как своей армии, так и армии противника. Грабежи и разрушения в городе были ужасны. Более половины зданий лежали в руинах.

Постепенно менялся и состав населения: теперь это были в основном немцы. Кроме немцев в город хлынули каменщики, штукатуры, строители, архитекторы из Италии, Испании, Нидерландов, Польши. Город постепенно отстраивается, на смену архитектуре поздней готики и ренессанса приходил стиль барокко. В городе развивалось виноделие и пивоварение. Литомержице активно торговал холстом и шерстью. В 1655 году Литомержице становится еще одним центром римско-католической епархии.


Но новая напасть: война за австрийское наследство настигает город. На сей раз в Литомержице входят войска французского маршала Франсуа Мари де Брольи. Естественно, город опять и грабят, и разрушают. А он через некоторое время упрямо возрождается вновь. Теперь уже Императрица Мария Терезия и ее сын Иосиф II пекутся о благополучии своих подданных и не только о материальном, но и о духовном. Проводится ряд реформ, которые способствуют возрождению чешского языка. Императрица изгоняет из страны орден иезуитов, вводит государственный контроль за гимназиями. Начинается так называемый период «чешского национального возрождения». Литомержице становится первым городом, где преподавание в средней школе ведется на чешском языке. Здесь с 1799 по 1815 год жил и преподавал в гимназии известный чешский поэт и филолог Йозеф Юнгман. Он фактически воссоздал литературный чешский язык.



Памятная табличка на доме, где жил Юнгман.




Он автор первого романа на чешском языке, и автор первых переводов на родной язык Мильтона, Гете, Шатобриана и даже «Слова о полку Игореве», а также основатель первого научного журнала на чешском. Главный труд всей его жизни - это немецко-чешский словарь на 120000 слов.


Постепенно уходят в прошлое тяжелые времена, и в XIX веке начинается бурное городское строительство. Отпадает надобность в оборонительных городских стенах и парканах. Город смело перешагивает за их многовековую границу, частично разрушив и снеся эти оборонительные сооружения. В Литомержице появляются здания в стиле классицизм, реконструируется мост через Лабу, к городу подходит железная дорога, на улицах появилось газовое освещение. Однако, утратив свой статус крупнейшего города в Северной Богемии в середине XVII века, город так и не восстановил его. Он перестал быть грузовым портом. Эти функции взяли на себя соседние города Ловосице и Усти-над-Лабем.


Странная судьба города быть последним оплотом существующей в нем власти: как в свое время он стал одним из последних гуситских городов, так оставался последним городом в Немецкой Богемии, который удерживали сепаратисты вплоть до декабря 1918 года, когда в него вошли чехословацкие войска. С провозглашением независимой Чехословацкой республики в городе вновь началось возрождение чешской культуры. В 1919 году открыли первую чешскую городскую школу и гимназию. Город переживает период бурного строительства. На сей раз север и запад города застраивается многоквартирными домами и виллами. Но недолго город оставался чешским. В 1938 году по Мюнхенскому соглашению Чехословакия отдает Германии Судетскую область, к которой относятся Литомержице. Опять меняется состав населения города: уходят чехи, приходят немцы. 10 сентября 1938 года было подписано Мюнхенское соглашение, а 10 октября в Литомержице уже входят немецкие войска.


Страшные страницы истории города связаны с созданием концентрационного лагеря Терезин, да и в самом Литомержице был создан шталаг, заключенные которого работали на подземных заводах Рихард рядом с городом. С поиском этого завода после освобождения Литомержице от гитлеровцев связано немало легенд. А принимала участие в его поиске знаменитая советская разведчица Мария Фортус (помните фильм «Салют Мария» и «Альба Регия»? Прототип героинь – Мария Фортус.)
Литомержице был освобожден 10 мая 1945 года бронетанковым корпусом майора Шелудченко. После войны немцев депортировали, а чешское население вернулось в город. И Литомержице зажил обычной жизнью других чешских городов.


Может быть, я слишком подробно написала об истории в сущности небольшого всего-то 25000 жителей, городка. Но в истории этого города с небольшими вариациями отразилась история любого города Богемии.
Сейчас Литомержице тихий на удивление ухоженный городок, известный на всю страну своими сельскохозяйственными выставками «Огород Чехии».
Давайте пройдемся по его совершенно пустым в день нашего приезда и оттого каким-то нарочито театральным улочкам и площадям. Наверное, как и всякий город Чехии, весной и летом он более привлекателен, но нам достался такой немного сумрачный и настороженный, а потому нетуристический город.


Смотреть его мы начали со старейшего храма города Кафедрального собора Святого Стефана.
Оставив машину у главной площади города – Mírové náměstí, мы спросили дорогу к храму. Надеялись попасть внутрь, но не случилось. Конечно, нужно собор смотреть вблизи




Но истинная его красота, на мой взгляд, открывается со стороны городских стен.






На Домском холме, который первоначально назывался горой Святого Стефана, до современного здания уже существовал собор: романская базилика XI века, позднее перестроенная в готический собор. Современная барочная постройка датируется шестидесятыми годами XVII столетия. Такой величественный храм был просто необходим для утверждения католичества в мятежном гуситском городе.
Строили собор итальянские архитекторы. В связи со строительством упоминаются три известных итальянских архитектора, которые много создали в Чехии – это Бернард Спинетта, Доменико Орси и Джулио Броджио. В результате получилась трехнефная базилика. Фасад собора четок и строг. Его украшают статуи Святого Стефана, Святого Феликса и Святого Викторина.




Над главным входом герб епископа-основателя Максимилиана Рудольфа Шлейница.



На фасаде герб еще одного епископа Гуго Франтишека из Кенигсеггу, который в начале XVIII века провел капитальную реставрацию собора и начал строительство отдельно стоящей башни, соединенной с храмом красивой аркой.

К сожалению храм оказался закрыт. А так хотелось посмотреть знаменитые интерьеры, сохранившиеся с XVII века и дополненные более поздним пышным рококо. Вот что удалось сфотографировать через стекла входной двери.



Здесь видно главный алтарь и шесть боковых часовен. В соборе находятся картины известного художника XVII века Карела Шкреты. Сам Шкрета был протестантом и бежал из Чехии. Впоследствии вернулся на родину и вынужден был принять католичество.

Дом каноника был построен одновременно с собором. Но значительно перестроен уже в конце XIX века в стиле арт-нуво. Сейчас служит административным зданием епархии.







Рядом здание консистории



Построено в стиле барокко во первой половине XVIII века. Архитектор Октавио Броджио. На фасаде здания статуя Яна Непомуцкого.

Через арку, которая соединяет башню с собором выходим к Резиденции епископа



Ну что можно разглядеть поверх глухой стены и закрытых ворот. Здание резиденции строил Джулио Броджио в конце XVII века. Видно, что это двухэтажное здание, видимо повернутое фасадом к реке. Из описания следует, что дворец имеет обширную библиотеку и тронный зал с уникальной потолочной живописью.





Рядом с резиденцией расположилась часовня Иоанна Крестителя.



Движемся по Маховой улице, названной так в честь чешского поэта-романтика Карела Гинека Махи.



А вот и дом, где некоторое время жил, а позже и умер поэт. Здесь же расположен и его мемориальный музей.






Поэт прожил всего 26 лет и умер накануне своей свадьбы. При жизни была издана всего одна его поэма под названием «Май». В то время она не имела особого успеха. Позже произведения поэта нашли признание среди соотечественников. Маха был похоронен на литомержицком кладбище, но в 1939 году тело эксгумировали и захоронили в Праге. Поэту поставлен памятник в Петршинском парке города чешской столицы.


Возвращаемся в центр города к его главной площади по улицам Jarosova, Michalska, Domska.
Улицы пусты. Такое впечатление, что движешься в сказочной декорации. Дома кругом хорошо отреставрированы. Они поразительно индивидуальны, каждый представляет самобытное художественное произведение.
Ну возьмем, к примеру, вот этот






В нем находится Галерея изобразительного искусства Северной Богемии.
Посмотрите какой нарядный домик. Первоначально здесь существовала постройка в готическом стиле. Позднее соответственно духу времени в 1569 году итальянский архитектор Амброзио Балии по прозвищу «Влах», который много строил в городе для богатых бюргеров, выстроил ренессансный жилой дом. В 1730 году, опять же сообразуясь с архитектурной модой того времени, Октавио Броджио перестроил дом в стиле барокко. Здесь жили богатые государственные люди. В пятидесятых годах прошлого столетия дом подновили и стали использовать уже, как государственное учреждение. Искусствовед Отакар Воточек собрал под крышей этого дома произведения чешских скульпторов и художников с XIII века и до наших дней.
Не удержусь и покажу фото еще нескольких домов Михальской и Домской улиц














Михальска (Michalska), улица приводит нас в самый центр города на бывшую рыночную, а теперь Мировую площадь (Mírové náměstí). В интернете я встречала перевод названия, как площадь Мира. Но мне кажется, что, учитывая историю этой площади, где собирался народ, то бишь «мир», все-таки будет уместнее называть ее Мировой площадью. Я задала этот вопрос Наталье (natalie@astrain.cz), и она подтвердила правильность моих рассуждений.


В субботний день поздней хмурой осени площадь практически пуста. И если бы не припаркованные вокруг нее в достаточном количестве автомобили, то чувство, что ты каким-то образом переместился в другое время захватило бы тебя целиком. Ощущение какой-то ирреальности и так постоянно преследовало меня в этом городе. Народу практически никого, тихо и сумрачно, транспорта тоже никакого, а дома нарядные красивые, полные чувства собственного достоинства и значимости обступают тебя со всех сторон и рассказывают об ушедшей эпохе, рельефно и верно воплощая в себе черты этой самой эпохи.





На площади обязательный чумной столб, установленный в благодарность за преодоление эпидемии этой страшной болезни в 1681 году. В верхней части колонны статуя Девы Марии, а ниже статуи Св. Роха, Св. Себастьяна, Св. Варфоломея и Св. Франциска. Это копии, которые заменили работы скульптора Китзингера из Дечина в 1992 году.




Самым значимым домом на Мировой площади является дом-чаша или дом «Kalich» или дом «Pod Bani», т.е «Дом-Купол»
Это своеобразный символ города Литомержице.






Действительно где вы еще видели постройку с такой необычной башней в виде чаши?
Этот голубовато-серый дом был построен в готическом стиле в начале XVI века. Спустя полвека готику сменил ренессанс, и архитектор Амброзио Балии начал перестройку дома. К сожалению, архитектор умер так и не доведя перестройку до конца, и ей занимались уже без его участия вплоть до 1584 года. Дом строила богатая литомержицкая винодельческая семья Mrázům из Милешовки. Поэтому-то знаменитый купол был выстроен в виде чаши. Дом перестраивался вплоть до 1834 года. Но знаменитую башню-чашу так и не тронули, а наоборот восстановили после того, как в нее попала молния. Одно время здесь заседал городской совет, и каждый советник сидел напротив одного из восьми окон башни. При этом двери в башню запиралась и не открывалась до вынесения советом решения по определенному вопросу. Позднее башню стали рассматривать, как гуситский символ чаши. Но это скорее дань историческим событиям, чем первоначальным замыслам. Мы и теперь любуемся необычным домом, который когда-то построил богатый винодел, чья фантазия продолжает жить в веках и удивлять нас своей самобытностью. В летнее время можно подняться на башню и из ее старинных окон посмотреть на современный город Литомержице.
Рядом еще один знаменитый дом под названием «У черного орла»





Изображения орла на доме нет. Поэтому не очень понятно, почему он получил такое название, видимо когда-то орел все-таки существовал. Дом строился в XIV веке для богатого гражданина Дионисия Гоузка из Adlersburku. Предположительно дом был деревянный. Во время пожара 1537 года он сгорел. Амброзио Балли строит на этом месте каменный дом. Строительство завершено в 1564 году. На свет появился красивый ренессансный дом, который дожил до наших дней. Достойный, чтобы принимать королевских особ. Здесь побывал император Максимилиан II. А после битвы у Белой горы, когда дом перешел в собственность одного из полководцев Валленштейна Шимона Петера Аулика из Тршебенице, и Фердинанд III. Последний даже выдал своеобразную охранную грамоту дому. На боковом фасаде воспроизведена надпись: «Сальва Guarda».





Первоначально она была вырезана из камня и находилась на главном фасаде дома. Эта вневременная королевская привилегия защищала дом от грабежей и разрушений. Ведь в ходе тридцатилетней войны шведы хорошо пограбили и разрушили Литомержице. Но дом выжил и вот он перед нами с прекрасным сграффито, на котором изображены сцены из Книги Бытия, замечательным резным фронтоном и сложным красивым орнаментом. Сграффито было раскрыто при реставрации дома уже в середине XX века. Видимо, жизнь все-таки потрепала этот дом, несмотря на «охранную грамоту», и прекрасные сграффито Амвросия Балли были в свое время попросту заштукатурены. Но теперь эта красота опять заняла достойное место.



Сейчас в доме находится отель, как и в XIX веке, когда этот отель был одним из первых отельных комплексов в Центральной Европе. Интересная встреча произошла здесь в 1887 году. Патриот и национальный герой Филиппин Хосе Рисаль, который боролся за независимость своей страны от испанского владычества встретился с известным чешским этнографом и историком Фердинандом Блюментритом. В Литомержице Блюментирт был директором средней технологической школы. Он перевел книги Рисаля на немецкий язык. Двух выдающихся людей связывала дружба до самой казни филиппинского патриота. В память о посещении города в Литомержице установлено два бюста Хосе Рисалю. Один под аркадами отеля «У черного орла», а второй непосредственно в городе на паркане его имени.



А на Филиппинах в названиях улиц, железнодорожных станций и даже рынка увековечено имя Фердинанда Блюментрита

Как я уже писала на доме «У черного орла» мы этого самого орла не обнаружили, зато он преспокойно пребывает на фронтоне другого дома на этой же площади.





Дом охраняется, как памятник культуры Чешской республики.
Особенно любопытен лепной орел в окружении двух настоящих ласточкиных гнезд.


Дом «Пяти дев» - замечательное произведение Октавио Броджио. Архитектор возвел его в первой половине XVIII века для одного из самых богатых бюргеров города. Изящные пилястры, две симметричные улитки на фронтоне, лепные украшения в виде листьев мастер объединил в одну гармоничную картину, в которой «спрятал» пять девичьих головок. При желании их можно отыскать





Почти все дома на этой необыкновенной площади зарегистрированы, как памятники культурного наследия Чешской республики.
Некоторые из них имеют свои названия, например, как этот

«Дом у ангела»



Или «Дом белого коня»



Он такой с красными наличниками

или дом «У северной звезды»




есть просто безымянные дома, но какие красивые!



Есть дома в стиле «модерн» уже начала прошлого века





Как-то они очень удачно соседствуют с барокко.



А есть главный дом на главной площади – это дом старой Ратуши



Первое здание ратуши было в готическом стиле. Точная дата строительства и автор не известны, однако упоминание о ней встречается в документах 1397 года.
Пожар 1537 года практически уничтожил здание. Новая ратуша в своем ренессансном обличии появилась в 1539 году.
Рядом со зданием ратуши можно увидеть вот такой интересный столб со скульптурой. Эта скульптура зовется Роланд. Роланд считался средневековым символом торговли. Раньше он стоял на рынке на берегу Эльбы. Рынок закрыли, оригинальную скульптуру отправили в музей в ратушу. А здесь разместили копию.



Под статуей, как пишут размещен так называемый «литомержицкий локоть» - средневековая мера длины. Но я ее там не нашла и решила, что вот он на стене




Эту старую ратушу чуть было не уничтожили. Случилась беда: в 1916 году грунтовые воды подмыли фундамент здания, и средняя его часть рухнула. Городские власти стали склоняться к мысли разобрать ратушу. Тем более, что, как ратуша она уже к тому времени не использовалась. Но все-таки пожалели такую белоснежную красоту. Восстановили и открыли здесь музей.


Когда смотришь на площадь Mírové náměstí, то среди прекрасных зданий барокко взгляд притягивает белая высокая башня с часами. Вот она рядом со зданием старой ратуши.



Эта башня принадлежит старейшей церкви города - храму Всех Святых. Первоначальная романская церковь существовала здесь с первой половины XII века. До середины XIV века она была частью фортификационных сооружений. Церковь перестраивали сообразно со сменой архитектурных стилей. Сначала она была готической, затем Джулио Броджио перестроил ее в стиле барокко. Появилась прекрасная белая башня с часами. Архитектор Октавио Броджио тоже позднее принимал участие в реконструкции церкви. Оба они отец и сын Броджио похоронены в этом храме.
Необыкновенно красивый храм. Какая-то вневременная мудрая красота. Он совершенен своими пропорциями. Архитектурные элементы лаконичны и благородны. Жаль, что окружающие здания не дают возможности сфотографировать его полностью. Ну уж как могла.








Интерьеры фотографировали через стекло закрытой двери.





В оформлении интерьеров принимал участие известный немецкий художник позднего барокко Ян Петр Молитор (Иоганн Питер Миллер). Молитором художник стал после того, как перешел в католичество. Некоторые его работы есть в Праге.
Рядом на Иезуитской улице находится еще одна замечательная постройка Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы







Барочная церковь, которую построил Октавио Броджио в 1701-1703 годах для ордена Иезуитов. В XIII на этом месте стояла церковь Девы Марии, и при ней больница. В первой половине XVII века в город пришли иезуиты. И появилась замечательная барочная церковь с двумя стройными башнями, обрамляющими вход в нее. Ах как жаль, что нам не удалось даже заглянуть в этот храм. Судя по фото в интернете там замечательные потолочные росписи Иоганна Хейбеля. Но грянула реформа императора Иосифа II, иезуиты были окончательно изгнаны, а в стенах храма в 1773 году в лучших традициях был организован склад городской пивоварни. Храм возродили в 1810 году. Сначала в нем размещался католический колледж, затем в 1818 году построили для колледжа новое здание, а храм вновь освятили. После Второй мировой войны храм упразднили. В костеле находились поочередно столярные мастерские, городской архив. С 1992 года церковь передана под выставочные площади Северочешской галерее изобразительных искусств.


От церкви Благовещения вниз к берегу Лабы ведет массивная каменная лестница, называемая «иезуитской». Она была построена в 1820 году. Ее своеобразным продолжением является мост через Лабу.







На Иезуитской улице почти на против Церкви Благовещения находится еще один примечательный дом U Hroznu (у винограда). Дом построил Амвросий Балли в 1556 году. А вот и виноград – символ дома и фреска Божией Матери в картуше между первым и вторым этажом.







А еще один любопытный объект на этой улице так и не был мной идентифицирован.





Что это? Остатки какой-то церковной постройки?

В городе Литомержице есть театр.





Собственно, театральную культуру принесли в город иезуиты. В иезуитском колледже была построена театральная сцена. И уже с середины XVII века жители города могли посмотреть настоящие драматические спектакли. В 1821 году этот театр упразднили. А город решил построить свой собственный новый театр. Так в 1822 году для его строительства был выделен кредит, который театр постепенно вернул, когда в нем начали давать спектакли. Архитектор Йозеф Гаубе постарался вписать театр в окружающую архитектурную среду, и появилось здание, которое не нарушало сложившийся ансамбль окружающих построек. Это сейчас оно смотрится таким маленьким и неказистым. Но хочется выразить глубокую благодарность властям города, что они, несмотря на реконструкции и реставрации, сохранили первоначальный исторический вид здания. И мы можем видеть, как выглядел театр XIX века в небольшом чешском городе. С 1945 года он носит имя Карла Гинека Махи.



Давно уже город шагнул далеко за границы своего исторического центра. Но небольшая часть городских стен и парканов сохранилась в довольно приличном состоянии. Сегодняшний периметр стен составляет около 1800 метров. Первоначально в стенах было четверо ворот: Восточные, Южные, Западные и Северные. Все они разрушены в середине XIX века.





И даже сохранилась часть укрепленного замка. Правда непонятно, что все-таки сохранилось. Скорее всего построилось вновь и ввелось в эксплуатацию, как выставочный зал с 2011 года. В основном здесь проходят лекции и экскурсии, которые знакомят с историей развития виноделия в чешском крае. В специальных винных погребах можно продегустировать вино и купить его.





Что касается подвалов и подземных ходов, то их великое множество под городом. Общая протяженность их составляет около трех километров. Проводятся специальные экскурсии. Но к просмотру открыта лишь малая часть всего 336 метров.
Так как туристическое бюро было закрыто, то пришлось гулять по городу без определенной цели. И отправились мы после Мировой площади куда глаза глядят, скажем направо. А кругом дома, дома такие красивые и разнообразные. Например, эти







Вот здание Министерство обороны Чешской Республики, ВУСС Литомержице.





Как Вам оно? Не хуже, чем здание министерства в столице.


А вот здание псевдоренессанса. Было построено в 1906 году, как средняя школа для мальчиков, инженером строителем Адольфом Лобелем. Сейчас средняя школа имени Божены Немцовой. Знаете такую чешскую писательницу? Многим она знакома по сказке «Три орешка для золушки». В детстве у меня была замечательно изданная «Золотая книга сказок» Божены Немцовой. Эта знаменитая чешская писательница известна не только своими сказками, но также рассказами и повестями, некоторые из которых экранизированы.






В этом городе можно говорить о литомержицком модерне. Вот улица Palachova с прекрасными зданиями начала XX века в стиле модерн.
























Здесь в квартирах этих красивых зданий, наверное, не раз звучала фраза, обращенная к прекрасной чешке: «Пойди, надень шляпу и погуляем в парке. Сегодня чудесный день». И женщина изящно подняв руки кверху, надевала модную шляпку, не спеша закрепляла ее специальной булавкой и отправлялась в парк вместе со своим спутником. Почему-то именно в этом совершенно пустом городе, именно в этот хмурый ветреный день так остро вдруг почувствовалось, что здания хранят память о той ушедшей эпохе, когда они были так к месту, так соответствовали той моде, тому образу жизни. И невозможно стало вдруг представить, что сейчас из подъезда любого из них выйдет женщина совсем даже не в шляпе, а в джинсах и сапогах и пойдет гулять все в тот же парк.


А в парке рядом стоит уже довольно современный монумент воину-освободителю, как напоминание о самой страшной мировой войне.



Так получилось путешествие в архитектурном времени от средневекового центра с постройками барокко через улицы с постройками модерн начала XX века закончившееся у памятника уже нашему современнику. Такой вот богемский город, основанный чехами, обжитый немцами, отстроенный итальянцами.



Любопытный, загадочный, красивый город Литомержице.
Чем загадочный? А вот своими жителями. Проживал здесь в конце XVIII и начале XIX века интересный художник Иоганн Грусс. Собственно, художником он был посредственным. Но прославился тем, что реставрировал Дюрера. Его знаменитую картину «Праздник четок», которая находится в Национальной галерее Праги. Бытовало мнение, что художник переписал чуть ли не половину знаменитого полотна, что Мадонна получила на картине лицо его дочери. Но вроде бы современные реставраторы отказались от этой мысли, да и дочери у художника, как выяснилось, никакой не было. Но знаменитую дюреровскую муху, своеобразный автограф художника, Грусс с коленей Мадонны убрал.


В Литомержице в 1877 году родился художник фантаст, один из основоположников сюрреалистического метода в изобразительном искусстве Альфред Кубин. Человек со странной биографией и с не менее странными картинами и иллюстрациями. Интересно, что в 1938 году в творчестве этого художника неожиданно появился образ Сталина. В своей графической работе Кубин изображает демонстрацию на Красной площади и присутствовавшего на ней Сталина. В Москве художник никогда не был и Сталина не видел.


В городе родился жил и работал в начале XVI века создатель знаменитого литомержицкого алтаря. Имя его неизвестно, но творение бессмертно.


Здесь в Государственных региональных архивах находится так называема Литомержицкая библия Bible litoměřicko-třeboňská, созданная для мастера Монетного двора Петра Zmrzlík из Svojšín . Датируется 1409-1414 годом.


И жаль, ах как жаль, что удалось посмотреть так мало в Литомержице, что достался сумрачный осенний день, что буквально все, начиная от музеев и заканчивая кафе было закрыто. А так хотелось подняться на башню дома Калиха и оттуда еще раз глянуть на всю эту литомержицкую красоту, а главное еще и еще неспешно побродить по таким красивым улочкам, поахать над красотами внутреннего убранства храмов, постоять на берегу реки, да мало ли чем интересны можно было заняться в этом необычном городе. Но это все бывает летом в туристический сезон. Зато в этот самый сезон тебе не удастся остаться один на один с городом. Так что выбирайте.


Всего в каких-нибудь шести километрах от Литомержице находится красивый барочный замок Плосковице. Он смотрится таким красивым на фотографиях у меня в книге о чешских замках. Действительность оказалась куда менее привлекательной, чем картинка. Белоснежный замок довольно пошарпанный снаружи закрыт на реставрацию. Кругом стройка, и по ней, как куры бродят павлины.



Их здесь множество.





Детишки, которые гуляют в парке, их подкармливают.




Но это ничего. Если в такой хмурый осенний день к Вам прилетят маленькие крылатые феи воображения, то можно постараться не заметить ни разрушительных следов, которые оставляет время на стенах изящного старинного замка, ни унылости окружающего осеннего парка. Как и большинство чешских замков он закрыт для посещения в зимний период. Поэтому к Вашим услугам только осмотр замкового парка и здания замка снаружи.


У плосковицкого замка есть свои легенды и истории. Они связаны с именами довольно известных личностей.


Конечно, сложно представить, что на месте замковой барочной постройки много веков назад существовал традиционный замок-крепость. Но именно с него все и начиналось.

Итак, первый замок, построенный здесь госпитальерами Ордена святого Иоанна Иерусалимского в 1188 году, давно исчез. Но осталась прекрасная сказка-легенда про рыцаря Далибора. Она живет в опере Бедржиха Сметаны, которая так и называется «Далибор», в стихах чешского поэта Йозефа Венцинга, в рассказах пражских гидов, показывающих Пражский град.

В 1496 году Плосковице принадлежал дворянину Адаму из Драгониц. Не выдержав притеснения со стороны господина, крестьяне поместья поднимают мятеж, побеждают в нем и заставляют раненого Адама подписать документ, по которому они вместе со всем плосковицким владением переходят в собственность благородного рыцаря Далибора из Kozojedy. – защитника простого народа. Оправившись от ран, Адам подает жалобу королю Вацлаву II. По приказу короля Далибор был схвачен и заточен в одну из башен в Пражском граде, которая впоследствии получила название «Далиборка». Предание гласит, что узник попросил принести ему скрипку и научился играть на ней так, что окрестные жители стали собираться под башней, чтобы послушать чудесную игру заключенного. Но однажды они не услышали привычной музыки: в это утро Далибор был казнен.

http://tisamsebegid.ru/sites/default/files/resize/fotopraha/bashnya-daliborka-2-193x245.jpg

фото из интернета

Красивый барочный замок появился здесь в куртуазном XVIII веке. При этом старый замок снесли существенно позже. Так и стояли они рядом, соединенные переходом, средневековый мощный красавец с толстыми стенами и узкими зарешеченными окнами и новый легкий белоснежный замок – праздник.

Правда, не принес этот новый замок своей создательнице Анне Марии Франциске Саксен-Лауенбургской долгожданного счастья. Старшая из дочерей герцога Саксен-Лауенбургского Юлиуса Франца женщина решительная, поучаствовавшая в борьбе за власть со своей младшей сестрой Сибиллой, она не стала противится настоятельной просьбе императора Леопольда I сочетаться вторым браком с Джаном Гастоне Тосканским, сыном Козимо Медичи III.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Giangastone_de%27_Medic...»

фото из википедии

Брак оказался неудачным. Слишком не схожими по характеру оказались супруги: властная, грубоватая Анна Мария, любившая верховую езду и охоту и склонный к меланхолии и созерцательности изнеженный Жан Гастон, злоупотреблявший к тому же алкоголем и неравнодушный к мальчикам. Через 10 месяцев такой деревенской «идиллии» муж сбежал в Прагу, а в 1708 году произошел окончательный разрыв, несмотря на все усилия пражского архиепископа помирить супругов и уговорить Анну Марию переехать с мужем во Флоренцию. Бывшая герцогиня Саксен-Лауенбургская наотрез отказалась от переезда из-за боязни быть отравленной на родине Медичи, обозвав Жана Гастона на очередных переговорах с архиепископом «полным импотентом».


И вот такая не очень романтичная будущая великая герцогиня Тосканская употребила всю свою энергию и немалые средства на строительство одного из самых романтичных замков Чехии. К сожалению, почти не осталось документов, рассказывающих о тех, кто строил этот замок. Эти документы тщательно уничтожались: по каким-то своим соображениям Анна Мария не хотела, чтобы современники знали, во что обходилось строительство столь прекрасного замка и создание не менее прекрасного парка. Конечно, прежде всего, замок строился сообразно существующей тогда моде. Он возводился в стиле барокко и должен был представлять строение, в котором сочетались элементы итальянской и китайской архитектуры. Строили долго и дорого. Разбивали декоративные сады и террасы, создавали статуи и гроты, оборудовали фонтаны и пруды. Образцом служил ни больше ни меньше, как Малый Версаль Андре Ленотра. Анна Мария лично контролировала строительство, в которое было вложен более миллиона золотых гульденов. Так как практически все документы были уничтожены, то об архитекторе можно говорить только предположительно. Считают, что это был Килиан Игнац Динценхофер – придворный архитектор Карла VI. По этой же причине дата строительства замка тоже приблизительна с 1720-1725 гг.


Наверное, строительство необыкновенного замка, а потом и жизнь в нем вплоть до 1741 года принесло Анне Марии какое-то удовлетворение, неизвестно принесло ли счастье. Знаю, что позднее она перестраивала еще один замок на приобретенных ею землях. Это замок в Гостивице (Hostivice). Вот такая энергичная женщина была. Своего супруга Великого герцога Тосканского она больше никогда в жизни не видела, пережила его на 4 года и скончалась здесь же: в центральной усадьбе поместья в городе Закупы.

Замок получился замечательным. Недаром его сделал своей летней резиденцией, отрекшийся от престола австрийский император Фердинанд I. При Фердинанде Плосковице перестраивают. Замок приобретает тот вид, который сохранился и поныне. Авторами его нового облика были чешские архитекторы и строители того времени Ян Бельский и Йозеф Покорный.







Известный чешский живописец-романтик Йозеф Матей Навратил занимался росписью интерьеров.

Ну росписи, к сожалению, увидеть не удалось, а удалось сфотографировать через стекла лишь вот такие интерьеры






Почти 20 лет Фердинанд наслаждался пребыванием в Плосковицах. Здесь он с удовольствием предавался занятиям своей любимой ботаникой, даже занимался сельским хозяйством. И было где. Парк Плосковиц занимает территорию в 8 гектаров. Он разделяется дворцом на южную и северную часть. Здесь есть фонтаны, пруды.






Сохранилось некое подобие беседки. Когда-то это были ворота, но после того, как сзади его закрыли стенкой, получилась беседка.



Читала, что есть даже искусственные пещеры-гроты, вход в которые находится на первом этаже дворца и охраняется статуи атлантов.



В гротах была создана уникальная система каскадных фонтанов.


А это какое-то необыкновенное дерево - павловния войлочная - привезенное из Китая




Племянник Фердинанда Франц Иосиф, унаследовавший все владения после смерти дяди в том числе и Плосковице имением не интересовался. Из замка ушел тот дух романтизма, который заставляет замок жить.


В начале XX началась трудовая жизнь Плосковице. На землях, принадлежащих замку, в 1918 году обосновался совхоз. Правда сам замок, слава богу, не превратили ни в склад, ни в зернохранилище. Некоторое время он служил резиденцией министра иностранных дел. После 1938 года здание было отдано национально-политической академии Напола. В 1945 году замок вновь возвращен государству. С 1952 года Плосковице находится под охраной Национального Департамента охраны памятников старины Чехии. Замок ремонтируют и в 1962 году открывают для посещения.
В замке я обнаружила 3 герба. К сожалению, я не смогла найти кому из владельцев они принадлежат. Но можно догадаться, что, например, этот



принадлежит формальному владельцу замка Великому герцогу тосканскому Медичи. На нем горошины-пилюли, которые обязательно включал герб рода Медичи.


Этот герб, включающий в себя изображение коронованного двухвостого льва, свидетельствует о своей принадлежности к чешскому дворянству.



А вот про этот ничего сказать не могу


В интернете нашла лишь фотографию растения из замкового парка. Мне кажется напоминает растение, изображенное на гербе.

http://czland.net/wp-content/uploads/2012/01/park1.jpg

Замок Плосковице много снимали в художественных фильмах и даже в клипах. Наиболее известен фильм Милоша Формана «Амадей».


Осенний короткий день подходил к концу. Надо было возвращаться в Карловы Вары. 120 километров - приличное расстояние. Поэтому нам вполне хватило времени обсудить увиденное и посетовать, что так мало удается увидеть чешской красоты, что нет организованных поездок по стране в это время года. Ну что же, будем использовать любую малую возможность, чтобы наслаждаться тем волшебством, которое может показать нам Чехия, организовывать поездки самостоятельно

Отредактировано автором: 04.04.15 15:48:14Сообщить модератору



Спасибо большое за интересный рассказ!
А можно поподробнее - как добирались из Карловых Вар?
Цитата:

А можно поподробнее - как добирались из Карловых Вар?



Добиралась на машине. К сожалению, в этот раз Анатолий, с которым я обычно езжу не смог со мной поехать. Подошла к уличному турагентству, там молодой человек зазывал на экскурсии. Поговорили. Он нашел мне человека, который отвез по запланированному маршруту. В этот раз нас было двое таких желающих. Поэтому сумма оказалась вполне вменяемая на двоих и водитель-гид очень приятный в общении.
С уважением
Познавательно. Увлекательно. Подробно. Интересно. Решил прочитать по диагонали,увлёкся,в итоге прочитал с начала до конца. Спасибо.
Цитата:

Божены Немцовой. Знаете такую чешскую писательницу?


С ней и её творчеством познакомился после изучения 500 кроновой купюры.)
Замечательная экскурсия!
Дом "У черного орла" своим цветом напомнил Черную каменницу Львова на площади Ринок
VS, Ирина Смирнова, спасибо
С уважением
Цитата:

Познавательно. Увлекательно. Подробно. Интересно. Решил прочитать по диагонали,увлёкся,в итоге прочитал с начала до конца.


Мне всегда непонятно, когда в отзывах пишут подобно, мол мне город не открылся, мы его не увидели. Писали бы сразу - не захотели. Погода, да, может помешать, не дать, могут быть еще какие-либо чрезвычайные обстоятельства, но просто на ровном месте - не верю)
Спасибо Вам большое за интересную экскурсию, за такой тщательный подход к написанию рассказа. Спасибо.
Цитата:

Поэтому при попытке понять, какая она та или иная страна, стремишься в маленькие городки, которые не претендуют на звание символа страны, но где живет душа этой самой страны. И пусть они бывают разные: чистые и ухоженные или обветшавшие и заброшенные людьми, но неповторимое обаяние атмосферы традиций, знакомство с неофициальной историей страны, и, наконец, просто тишина, спокойствие и какая-то пронзительная провинциальность, так и тянет вновь и вновь отыскивать их на картах.


Ирина, большое спасибо!
Какой симпатичный этот Литомержице! Никогда не слышала о нем!
Немного австрийский Клагенфурт напоминает. Что неудивительно, наверное.
Цитата:

в книге о чешских замках

Пардон, что за книга?
Ира38, Танюша,спасибо

Цитата:

Мне всегда непонятно, когда в отзывах пишут подобно, мол мне город не открылся, мы его не увидели



Как-то у меня так никогда не случалось. Все города, в которых я побывала, мне нравятся. Согласна, что любой город интересен, просто надо постараться его увидеть.

Цитата:

Немного австрийский Клагенфурт напоминает. Что неудивительно, наверное.



Да, история.

Цитата:

Пардон, что за книга?



Да, вобщем-то книжонка неказистая. Правда, иллюстрации красивые, да и много замков собрано в месте. Текст написан Наталией Маковкой и Мирославом Трчка. Называется "Крепости и замки. Исторические города. Чешская республика.

С уважением
Чудесный городок, люблю по таким бродить. И, впрямь, ощущение, что декорации выстроены, а съёмки ещё не начались. Люди-то где?? Унесла в избранное: а вдруг случится быть поблизости? Попробую найти девичьи головки... :)
Ирина, спасибо, с удовольствием прочитала.
Цитата:

Называется "Крепости и замки. Исторические города. Чешская республика.

А можете посмотреть ISBN? А то как-то эти авторы с трудом гуглятся...
Цитата:

с трудом гуглятся...

так издание конца 90-х похоже.
В Krajská knihovna Františka Bartoše ve Zlíně вроде есть, видел? Правда там автор только М.Трчка указан.

P.S. Хотя не, есть переиздания 2000-х. Но и правда как-то мало инфы.
Цитата:

В Krajská knihovna Františka Bartoše ve Zlíně вроде есть, видел?

Ну в Злин в библиотеку я точно не поеду :)
Тем более она там только k půjčení domů, а ke studiu v knihovně нет :)
Так, смотрю все, что в сей книге есть про издателей. Года издания нет, ISBN тоже нет.
А есть следующее:
издатель: Атика Ческе Будейовице и еще адрес почты: atika-cb@volny cz. Больше помочь ничем не могу. Покупала я ее в одном из замков. Но информации очень мало, и она не точна. Единственно, что удобно, что замки указаны на карте, ну и информация о них собрана в одном месте.

Наташа, спасибо. Попробуйте найти головки : они все разные.

С уважением
У меня сложилось впечатление, что вот на этом сайте http://www.zamky-hrady.cz/ представлена примерно та же информация, что и в книге.
Цитата:

Так, смотрю все, что в сей книге есть про издателей.

Спасибо.
Цитата:

У меня сложилось впечатление, что вот на этом сайте http://www.zamky-hrady.cz/ представлена примерно та же информация, что и в книге.

Бесспорно. Но я бумажные носители информации больше люблю :)
На сайте http://www.zamky-hrady.cz/ этой информации даже поболе будет, и она точнее.
Бумажные носители тоже люблю больше. Я еще в Локте давно купила карту с замками и градами. На обороте карты краткое описание, и гербы знатных владельцев замков и градов. Она более подробна. Там много чего есть, чего нет в книге и на сайте.
С уважением
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Жатец, Лоуни, Постолопорти и замки. Путешествие из Карловых Вар
2Пасхальная Европа: из Карловых Вар в Бамберг и Регенсбург
3Из Карловых Вар в Регенсбург и Мюнхен, или как меня подвели немецкие железные дороги
4Путешествия Pug`a. Въезд Pug`a и Джерома К. Джерома в Карловы Вары. 1900 год.
5Поездки из Карловых Вар. Ч.3. Хеб
6Карловы Вары, Ambiente 4*
7Путешествие из Москвы в Астрахань и обратно на теплоходе Н.А. Некрасов компании ИНФОФЛОТ. 08.2017г.
Отдых в Чехии
Отели Чехии
Отели Брно
Отели Гаррахова
Брно
Карловы Вары
Погода в Чехии
Туры на Новый год
Рейтинг отелей:
155.Jurys Inn Prague 5
156.Brezina Pension 5
157.Askania 5
158.Boscolo Prague 5
159.Holiday Inn Prague Airport 5
160.Ubytovani Zamecke Schody 5
161.City Crown 5
лучшие отели Чехии
Фото отелей:
190.Orea Spa Hotel Bohemia, Чехия [9]
191.Sibelius, Чехия [9]
192.Hilton Prague Old Town, Чехия [9]
193.Ehrlich, Чехия [9]
194.Crowne Plaza Prague Castle, Чехия [9]
195.Balkan, Чехия [8]
196.Design Metropol Hotel Prague, Чехия [8]
Популярные отели:
211.St. Petersburg отзывы
212.Assenzio отзывы
213.Taurus отзывы
214.Bona Serva отзывы
215.Crowne Plaza Prague отзывы
216.Hilton Prague Old Town отзывы
217.Royal Esprit отзывы
Отзывы по отелям:
442.Чехия, Raffaello [1]
443.Чехия, U Semika [1]
444.Чехия, Zderaz Apartments [1]
445.Чехия, The Golden Wheel (U Zlateho Kola) [1]
446.Чехия, Embassy Prague [1]
447.Чехия, La Boutique [1]
448.Чехия, Ventana [1]