13.01.15 08:28:59
Санкт-Петербург: неформально-романтический вояж (18-22 июня 2014). Часть 1Оценка: 5+
Время отдыха: 18-22 июня 2014

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: НЕФОРМАЛЬНО-РОМАНТИЧЕСКИЙ ВОЯЖ
18 – 22 июня 2014



Цель поездки – Санкт-Петербург.
Дата поездки – 18 – 22 июня 2014.
Бюджет поездки – примерно 13150 руб. (на двоих).


Все-таки, надо сделать поездки в Санкт-Петербург традиционно ежегодными. Поскольку этот магический город непрестанно манит к себе. И, как мне кажется, я ему тоже интересна, ибо господин Петербург так гостеприимно откликнулся на мое тогда еще смутное желание посетить его. Идея поездки сформировалась спонтанно, и, вместе с тем, предсказуемо. Весной я наконец-то дописала свой рассказ о путешествии в Выборг двухгодичной давности, а вскоре на глаза мне попались два увлекательных материала о топ-местах города Петра: http://www.otzyv.ru/read.php?id=171421 и http://www.otzyv.ru/read.php?id=172668.

Впрочем, вместо осмотра самых популярных достопримечательностей, с коими мы уже успели ознакомиться в ходе двух наших предыдущих поездок (как с экскурсией, так и самостоятельно), пришла в мою сумасбродную голову идея организовать тематический вояж. Ведь не секрет, что Питер – не только культурная столица, но и цитадель русского рока. И пусть к нему я отношусь прохладно, предпочитая более экстремальные направления рок-музыки, названия групп «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Чиж и Ко», «Алиса» знакомы с детства. Ну, а обожаемые «П.Т.В.П.», «Кукрыниксы» и канувшие уже в лету легендарные «Король и Шут» – и подавно моя тема. Решено, мы едем изучать неформальный Санкт-Петербург, тот самый, что жизненно нарисовали нам музыканты знаковых для рок-тусовки групп в забойной песенке «Питер – рок-н-ролл». Ну, а чтобы разбавить брутальную тему, было решено добавить капельку романтики. Ведь только ради белых ночей, теплоходных прогулок и чарующего зрелища разведения мостов надо непременно побывать в Санкт-Петербурге.

Времени у нас немного – с дорогой вместе 5 июньских дней. Покупаем билеты: Ярославль – Санкт-Петербург, на 18.06.2014, время отправления в 23.53, прибытие – на следующий день, в 12.43 (не очень удобно, так как полдня теряем, но что делать). Обратно уезжаем 21.06.2014, в 18.18. Вагон – естественно, № 13 (причем, туда и обратно), места – самые дешевые, сидячие, цена вопроса – 670,80 руб./чел. в одну сторону. И что-то мне подсказывает, что это очень по-панковски xD.

А еще Питер – это совершенно какой-то мистический город. Вот так, строили мы планы, все расписывали, а приехали – все смешалось: маршруты, время. И уже Санкт-Петербург вносил свои корректировки временем ли, погодой. И самое интересное, что все выходило правильно, будто город сам решал, что и когда нам суждено увидеть.

Используемые сайты: Википедия, группа Вконтакте «Это Питер, детка! [Типичный Питер]»: https://vk.com/piter, http://www.hellopiter.ru, http://strana.ru, http://www.discovery-tourizm.ru, http://www.etovidel.net, http://spb.sutochno.ru, http://www.loftprojectetagi.ru, http://www.clubkamchatka.ru.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ

Я хочу с мостами картинку,
Разводимыми над Невою.
Может, даже попасть на квартирник
Или просто гулять с тобою

По проспекту, стрелой пронзающему
Декорации пышных фасадов.
Стоит только выйти с вокзала,
Чтоб в тебе, захлебнувшись, растаять.

Невский! Мой неразлучный Невский!
Слишком долго со мной разлученный.
Ты, воспетый в стихах и песнях,
Снова смотришь, в меня влюбленный.

Я в ночах твоих белых укроюсь
И пройдусь по твоим подворотням.
Ты меня к Петроградской ревнуешь.
Я тебя – к Дворцовой – сегодня.

Под твоим вечно пасмурным небом
Часто рифы и рифмы ломались.
Ты столицей бы рока не был,
Если б петь о свободе боялись.

Город! Мой неформальный Питер!
Я пишу для тебя эти строки.
Скоро, скоро, с тобой увидимся,
И ты все мне расскажешь о роке :).

22.04.2014.




ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В Питер вы можете приехать на сколько угодно дней, и по каким угодно делам. Главное – это зонтик и удобная обувь. Потому что питерская погода – явление легендарное и непредсказуемое, и даже если вы приехали в Питер на 2 часа, обязательно один из них окажется дождливым. Ну, а питерские расстояния – отдельная песня. Тем более что по городу надо непременно ходить – много и долго. Только так вы познаете его настоящую сущность. Обратила внимание в метро, что многие молодые люди носят кеды. Пожалуй, это лучшая обувь для Питера!

Как мне показалось, лучше пользоваться метро – простым и понятным. Наземный транспорт нудно стоит в пробках. Видели также забавные автобусы по европейскому образцу: покупаешь билет, катаешься в свое удовольствие целый день, выходишь на интересных остановках, гуляешь и заходишь в транспорт снова. Цена вопроса – рублей 600. По такому же принципу работает фирма, предлагающая обзорную теплоходную экскурсию. Для тех, кто в Питере впервые или не очень хорошо знает город – весьма неплохой вариант.

Ну, и остановлюсь на такой деликатной теме, как WC, поскольку в любом большом городе это может стать большой проблемой. Конечно, у всех основных достопримечательностей в центре стоят синие кабинки, но цены там необоснованно кусаются. Видимо, можно забежать в любое сетевое кафе, но лично мне сделать это не позволяет не то совесть, не то воспитание. Посему делюсь выцепленными на одном форуме бесплатными местами и парочкой собственных.

ТРК «Галерея» на площади Восстания, что рядом с Московским вокзалом. Место, выручавшее нас неоднократно, незаменимо, если вам необходимо ждать поезд несколько часов.

«Лофт-проект «Этажи» на Лиговском проспекте, дом 74. По сути, тоже не далеко от Московского вокзала. Так как здесь находится хостел и всевозможные пространства – выставки вполне можно воспользоваться общим (но весьма чистым и ухоженным) санузлом.

В Гостином дворе на 1 этаже, если заходить с Невского проспекта (указатели в наличии).

Если решите посетить клуб-музей «Котельная «Камчатка» на Петроградской стороне, то можно найти удобства и там, пройдя в заднюю комнатку, где стоит диванчик Цоя.

На теплоходе, совершающем прогулки с выходом в Финский залив, тоже есть WC.

Еще в день проведения праздника «Алые паруса» видели мы такие забавные ширмы-кабинки, исключительно для «М», на подобие тех, что я видела в материалах о поездках по Европе. Но рассчитывать на них в иные дни, видимо, особо не стоит.

В общем, удачи и приятной поездки :)!


ПИТЕР – РОК-Н-РОЛЛ

«Я слушаю рок не потому, что это модно – а потому, что мне это нравится».

Все-таки, прав мой друг, говоря: «Странно, что абсолютно все «твои фишки» кто-то придумал раньше тебя...». Только мне пришла в голову «небанальная» идея устроить вояж по знаковым рок-местам Питера, как оказалось, что городские агентства уже давно устраивают подобные экскурсии. Но мы-то легких путей не ищем, мы хотим все организовать сами, благо информации в Инете навалом. И вот, изучив матчасть, я выстраиваю свой маршрут по питерским рок-местам, по которым предложу прогуляться и вам. Будет ли интересно – не знаю, но небанально и познавательно – это точно!
(Вход в подворотню, ведущую в рок-магазин "Castle Rock")

Рок-магазин «Castle Rock». Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский просп., д. 47, телефон 8 (812) 322-65-68, сайт: http://www.castlerock.ru, группа Вконтакте https://vk.com/club35051, время работы: ежедневно, без обеда и выходных, 9.00–22.00.

Как найти: находится напротив станции метро «Площадь Восстания»; выйти из здания Московского вокзала, повернуть налево, пересечь Лиговский проспект, завернув в подворотню с вывеской магазина, пройти через две арки, оклеенные плакатами.

«Здесь миллионы идей и тысячи мнений,
Здесь все мои друзья и каждый первый – гений.
Здесь на всех хватит количества муз,
Здесь рождаются звезды, пополняя собой Большой Питерский Блюз»
(группа «Пилот», «Большой питерский блюз»).



Это заведение питерские неформалы называют ласково – «Кастыль». Открытый в 1993 году, «Castle Rock» стал первым рок-магазином в СССР. Это был своеобразный вызов Западу и собственной уже умирающей системе: в новом строящемся государстве есть место честной и свободной музыке. Естественно, эпатажный магазин в свое время пытались закрыть: уж слишком доставляли беспокойство представители нонконформистских субкультур. Но, к счастью, отстояли: в Питере и без того уже немало утерянных рок-достопримечательностей.

По сути, в «Castle Rock» можно приобрести не только рок-атрибутику, диски с записями любимых групп и билеты на рок-концерты. Рок-магазин можно рассматривать в качестве своеобразного мини-музея, ведь в его стенах собрана уникальная коллекция истории современной рок-музыки.

Также здесь проходят автограф-сессии и можно даже встретить рок-музыкантов. Впрочем, пример устройства при магазине некой тусовки известен нам со времен «Sex Pistols». Помните, небезызвестный Малкольм Макларен собрал скандальную панк-группу, рушащую все устои консервативной Англии, из шпаны, посещавшей его магазин.

У нас в Ярославле тоже есть рок-магазины: «Муза», специализирующаяся на около музыкальной теме, куда я периодически бегаю покупать билеты на концерты, и «Неформаркет», где, собственно, предлагают различную антуражную атрибутику. Но до старейшего питерского магаза им, конечно, далеко.

Мы, нырнув в славные питерские подворотни, обклеенные афишами с анонсами рок-концертов, оказываемся в типичном проходном дворике. Тумба с названием магазина, колоритные плакаты, граффити «Цой – Кино», стена, увешанная фотографиями и строчками из песен Горшка, тусующиеся неформалы – вы не пройдете мимо. «Castle Rock» находится в двух подвалах. В первом, по словам продавцов, собран настоящий олд-скульчик, во втором – товары для модников. Осматривая витрины, мы как бы приобщаемся к питерской рок-культуре. А лично я влюбилась в этот магаз крепко и на всю жизнь, да я бы осталась жить в этом потрясающем местечке, вот как мне понравился «Castle Rock»!

Конечно же, ассортимент магазина впечатляет! Различная рок-атрибутика, одежда, диски, музыкальные инструменты, аксессуары, да и брутально обыгранный интерьер создают замечательную атмосферу. Весьма разнообразная коллекция обуви – увидела даже стилы 27 размера, а вообще ботинки здесь шьют на заказ.

Богатый выбор футболок с символикой рок-групп, косух – в последний день не удержалась и купила-таки очередную куртку за 3000 руб. И еще футболку с Горшком – ну, это было обязательно!

Понравились различные игровые комплекты – ведьмаческие, эротичные.

Немало места уделено собственно рок-культуре: есть уголок памяти Горшка с фотографиями и цветами, плащом, в котором выступал Михаил, стенды с отпечатками рук рок-кумиров, автографы музыкантов.

В общем, «Castle Rock» – это рай для неформалов, одно из наиболее ярких впечатлений от Питера!


Арт-центр «Пушкинская, 10» и улица Джона Леннона («Тhe Beatles»). Адрес: Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, д. 10, телефон: 7 (812) 764-53-71, время работы: среда – воскресенье 15.00–19.00, суббота – вернисажный день, понедельник, вторник – выходной, посещение выставок – бесплатное.

Как найти: находится напротив станции метро «Площадь Восстания»; проход – со стороны Лиговского проспекта, надо завернуть в подворотню красивого красного дома с башенками № 53. Чтобы увидеть улицу Джона Леннона, надо войти в проходную арт-центра «Пушкинская, 10» и спуститься по ступенькам во дворик.

«И если Бог дал тебе талант писать на стенах в сортире,
В Питере ты художник в андеграундном стиле»
(группа «Пилот», «Большой питерский блюз»).


История арт-центра началась в начале все тех же 90-х, когда андеграундные художники и музыканты устроили в полуразрушенном доме сквот (это самовольно захваченное бесхозное помещение). Впрочем, неформальной творческой интеллигенции впоследствии все-таки удалось узаконить свое пристанище, вот так и появился арт-центр. У этой организации есть несколько интереснейших проектов: здесь работают независимые художники, проводятся концерты экспериментальной музыки.
(В подворотне этого дома - вход на Пушкинскую, 10, где находится арт-центр и ул. Джона Леннона)

Но нас, конечно, интересует не отмеченная на официальных картах города улица Джона Леннона. Ее идейный вдохновитель и создатель – питерский битломан Коля Васин, собравший уникальную коллекцию, посвященную группе «The Beatles».

Пересказывать историю покорившей весь мир легендарной ливерпульской четверки я не буду. Напомню лишь, что эти англичане еще до «Sex Pistols» доказали, что рок-н-ролл – это наше все. Группа просуществовала 10 лет, с 1960 по 1970 гг., и давно уже по праву считается классикой рок-музыки. Наверное, даже последний гопник хоть раз в жизни танцевал на дискотеке под проникновенную «Yesterday». Что касается Джона Леннона, то музыкант счастливо знаменит своей женитьбой на художнице-авангардистке Йоко Оно и печально – тем, что был убит в 1980 году неким сумасшедшим американцем. Как-то мой друг сказал циничную, но справедливую фразу: «Чтобы стать знаменитым, надо умереть».

Пройдя через маленькую песочного цвета проходную арт-центра, похожую на скворечник, и спустившись в крошечный дворик к симпатичной питерской подворотне с нарисованной смешной лодкой, мне хочется напевать: «Yellow submarine». Над аркой солнечно-желтого дома, подворотня которого ожидаемо увешана афишами и плакатами рок-кумиров, рассматриваем барельеф с портретами «битлов». Название улицы тоже присутствует, а вот указывающая вверх стрелка слегка озадачивает. Хотя, видимо, так и должно быть: улица Джона Леннона ведет в небеса :).

Здесь же соседствуют таблички с фамилиями людей, творивших в этих стенах, и бюст Пушкина. И пусть история «Тhe Beatles» началась и закончилась еще до моего рождения, я ощущаю свою причастность к великой легенде рок-н-ролла, без которой во многом была бы не мыслима современная рок-музыка.


«Сайгон». Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., д. 49.

Как найти: идти от станции метро «Площадь Восстания» (Московский вокзал) по Невскому проспекту до пересечения с Владимирским проспектом, здание располагается на углу перекрестка, ориентир – вывеска гостиницы «Radisson SAS Royal hotel».

«Я помню, что завтра меня ждет несколько встреч,
И кофе в известном кафе согреет меня»
(группа «Кино», «Ночь»).


В далеком 1964 г. при одном пафосном тогда еще ленинградском ресторане «Москва» открылось безымянное кафе, получившее народное название «Подмосковье». Однако его вскоре облюбовали представители будущего андеграунда. Сюда не редко захаживали В. Цой, Б. Гребенщиков, К. Кинчев, Ю. Шевчук, чтобы выпить ставший легендарным «маленький двойной кофе», аромат которого мы можем ощутить в строчках песен представителей русского рока. Кстати, в «Сайгон» нередко захаживал и Всеволод Гаккель, виолончелист группы «Аквариум», более известный как основатель легендарного рок-клуба «TaMtAm», о котором мы обязательно еще поговорим.

По одной из версий свое название забегаловка получила с легкой руки стража порядка. «Здесь вам не Сайгон!» – ругался «человек в погонах», когда в зале пытались закурить. Видимо, столица Южного Вьетнама представлялась ему неким аналогом ада, ну, или при атеистическом воспитании – крайней степенью беспредела. Окончательно «Сайгон» был закрыт в марте 1989 года, сейчас здесь до безобразия пафосная гостиница «Radisson SAS Royal hotel». Но неповторимый дух питерского андеграунда, да и желание увидеть культовое кафе, стены которого наверняка помнят и долгие разговоры, и нонконформистские настроения, и протестные стихи, до сих пор влекут неформалов со всех уголков страны. Ну, и, конечно, нас, в том числе.

Здание бывшего «Сайгона» очень красиво и аристократично. Вот они вечные питерские противоречия! Монументальный розовый дом в 4 этажа, декорированный лепниной, бесспорно, служит украшением Невского проспекта. Но непреодолимо хочется заглянуть в высокие окна первого этажа в призрачной надежде разглядеть тени прошлого. И пусть пафосные интерьеры восторгают далеких от андеграунда гостей отеля, для меня это здание теперь навсегда будет неформальским «Сайгоном». Кстати, не случайно мы приехали в Питер в 2014 году: у «Сайгона» нынче юбилей – 50 лет со дня открытия кафе :).


Эльфийский садик. Адрес: Санкт-Петербург, во дворе ул. Стремянной, д. 9, Дмитровский сквер.

Как найти: свернуть с Невского проспекта на Владимирский проспект, обогнув угол здания бывшего «Сайгона» (гостиницы «Radisson SAS Royal hotel»), идти по улице Стремянной до пересечения с Дмитровским переулком, ориентир – большое раскидистое дерево.

«Ты видишь эти тени, детка,
Это – Питер – рок-н-ролл»
(совместная работа нескольких коллективов, «Питер – рок-н-ролл»).


Это еще одно прелестное питерское местечко, олицетворяющее сказку русского рока. Свое название сквер получил не от лесных длинноухих существ, скрывающихся с арбалетами за стволами вековых деревьев в зачарованных чащах. Впрочем, один мой знакомый Dunmer очень уважает рок-музыку – по всей видимости, этот андеграундный жанр просто обязаны слушать все темные эльфы xD.

В 70–80 гг. прошлого столетия здесь, во дворе кафе «Эльф», любили собираться представители питерской неформальной тусовки. Сюда летом приходили завсегдатаи «Сайгона», а выступающие в Ленинградском рок-клубе музыканты затаривались в кафе «Эльф» дешевеньким портвейном. Здесь также читали стихи непризнанные поэты, исполняли теплыми вечерами под гитару старые и новые песни будущие рок-знаменитости и так и оставшиеся неизвестными любители. Энтузиасты установили в Эльфийском садике антуражный указатель к культовым рок-местам Санкт-Петербурга: «Сайгон», «Рок-клуб», «Гастрит», «Казань». А еще этот зеленый пятачок среди каменного мегаполиса чудом удалось отстоять, когда на территорию посягалась какая-то ушлая фирма-застройщик. Какие молодцы эти неизвестные мне люди: сохранили тенистый сквер и памятное рок-место! Конечно, кафе «Эльф» давно не существует, но поговаривают, что иногда здесь можно встретить неформалов.

Мы заглянули в Эльфийский садик, посидели на лавочке, представив, как Виктор Цой исполнял здесь свою знаменитую «Перемен». Уголок оказался уютным сквериком – пятачком с детской площадкой и клумбой. И если раньше здесь тусовались неформалы, то сейчас гуляют мамы с колясками. Но исписанные стены и тот самый указатель к знаковым рок-местам живо напоминают, что сюда до сих пор наведывается кое-кто из андеграундной тусовки. Так, например, увидели мы двух ребят, ехавших на нашем поезде, потом встречали их у «Сайгона» и на Рубинштейна, 13. А еще зашла в скверик покурить весьма колоритная девушка в неформальном прикиде, которая любезно предложила сфотографировать нас с мужем. Впрочем, тех самых «перемен» этому уютному дворику мы желать не будем – пусть живет память о лучших временах питерского рока.


Ленинградский рок-клуб. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 13.

Как найти: свернуть с Невского проспекта на улицу Рубинштейна, идти по ней прямо до искомого здания, ориентир – вывеска театра «Зазеркалье».

«Санкт-Петербург, колокольный звон,
На Рубинштейна, 13 я был второй раз рожден»
(группа «Пилот», «Большой питерский блюз»).


Все-таки, ничего не происходит зря, и многое в нашей жизни предопределено. У меня по спине побежали мурашки, когда я прочитала, что легендарный ЛРК был основан в год моего рождения, а именно – 7 марта 1981 года. Рок-клуб – это была больше организация, чем место, где собирались просто потусить. Сюда принимали избранных, здесь проводились конкурсы и награждения дипломами. Ну, а приятным бонусом, видимо, выступал концертный зал. Впрочем, в тоталитарном государстве сама возможность играть независимую, «не идейную» музыку была уже большим шагом вперед. Если верить многочисленным интернетовским легендам, деятельность ЛРК крепко курировалась пресловутыми гэбистами, которые негласно присутствовали на концертах и подвергали цензуре тексты песен и самиздата. Ну, да, кстати, и в «Сайгоне» якобы комитетчики сидели. То ли среди «людей в черном» случались умные граждане, то ли рождающийся русский рок не был таким уж протестным, а в стенах ЛРК формировались рок-группы, впоследствии ставшие примером для подражания. Здесь состоялся дебют группы «Кино», выступали Борис Гребенщиков, «Алиса», «Пикник», «ДДТ», Саша Башлачев. И, что уж совсем непостижимо – членом ЛРК в свое время был «первый советский панк» Андрей Свин Панов, бодро встряхивающий загнивающий коммунизм своей ломающей все стереотипы и моральные устои группой с говорящим названием «Автоматические удовлетворители». Во как!

И пусть под присмотром системы, с сомнительными критериями отбора (ведь многим талантливым и протестным вход в ЛРК был заказан), со всеми этими нафталиновыми принципами «дипломов» и «лауреатов», с ограниченностью информированности (билеты зачастую раздавались лишь участникам групп и их близким друзьям) зал на Рубинштейна, 13 (чувствуете, даже номер дома наш, неформальский!) рождал и взращивал новых, свободных хотя бы в творчестве людей.

Знаете, я много читала о ЛРК. Да и сама после прочтения интернетовских статей думала: ну, какую музыку можно играть под четким руководством государства? Не только тогда, но и сейчас. Вот, например, организовал наш ярославский департамент по делам молодежи рок-фестиваль «3 медведя». Понятно, что пригласили группы, играющие что-то типа лайтового поп-рока. Но ведь дали же им шанс попасть на большую сцену. Конечно, сейчас при наличии множества площадок коллективам легче привлечь к себе внимание – был бы талант или хотя бы эпатаж. Но ведь кому-то и такие (государственные) фесты – большая помощь. Вот и выходит, что о политике ЛРК можно спорить до бесконечности, но его роль в становлении андеграундной субкультуры неоспорима.

ЛРК, изжив себя, как организация и не выдержав конкуренции в среде новых коммерческих отношений, был закрыт в начале 90-х годов. В здании на Рубинштейна, 13 теперь располагается театр «Зазеркалье». Куда, собственно, мы и пришли. Посмотреть, вспомнить (что, в принципе, помнить не можем), отдать, так сказать, дань уважения… русскому року (не хочется вешать нелицеприятные ярлыки). Так вот, чтобы не говорили, ЛРК – это наше наследие, которое надо, если не любить, то хотя бы относиться с должным уважением.

Здание на Рубинштейна, 13 оказалось типичным питерским доходным домом – длинным четырехэтажным особняком розоватого цвета, торжественным и очень нарядным. Смотря на него, сложно было представить, что когда-то его пафосные залы сотрясали гитарные рифы. Но в этом, видимо, и есть особенность питерского андеграунда – протестного и вместе с тем высококультурного, очень умного и по-своему красивого, сочетающего в себе бунтарскую атмосферу подворотен и утонченный стиль аристократии. А, знаете, мне на мгновение захотелось переуступить порог театра с говорящим названием «Зазеркалье», вдруг подобно Алисе я смогла бы попасть в далекие времена расцвета ЛРК :)?


«Казань». Адрес: Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2.

Как найти: идти по Невскому проспекту до Казанского собора, лужайка перед ним – и есть искомое место.

«Здесь легко спутать небо с землею,
Ангелов и зверей»
(группа «Пилот», «Питер»).


«Казанью» по-свойски называли в среде еще ленинградских неформалов лужок – площадку перед Казанским собором. Отсюда, собственно, и название. Ну, что, посмотрим на это знакомое уже нам (да и многим) местечко не через призму глянцевого путеводителя, а нашим, неформальским, взглядом? Если верить «дядьке Интернету», до сих по на «Казани» можно увидеть представителей андеграунда. Вот и влечет к себе местных и иногородних неформалов знаменитая «Казань». Раньше здесь на лужке вольготно отдыхали длинноволосые хиппи и провокационные панки. А вот теперь, разве что мы xD.

А местечко это действительно славное: зеленые газончики, веселый фонтанчик, голубое небо беспечно улыбается многочисленным туристам. Не удержавшись, схулиганила: сфотографировалась, сидя на мягкой травке. Вездесущие питерские «Екатерина» с «Петром» предложили сфоткаться с ними. Посмеялись. Да впору мне предлагать им сделать памятный снимок со мной, ибо в тот день мы с мужем были единственными неформалами на «Казани». Или, может, не в тот время мы пришли?


Арт-салон «Невский, 24» и Музей Русского Рока. Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., д. 24, телефон: 8 (812) 571-59-75, группа арт-салона Вконтакте: https://vk.com/artsalon.nevskiy24 (музея: http://vk.com/muzei_russkogo_roka), время работы: вторник – воскресенье 12.00–06.00.

Как найти: вход с улицы Малой Конюшенной, д. 9, на которую надо свернуть с Невского проспекта, пройти через арку налево, зайти в первую парадную, подняться на лифте на 5 этаж, спуститься на полпролета вниз.

«И мотаясь в плацкартных вагонах по стране
Ты все время будешь думать, как там погода в Питере?»
(группа «Пилот», «Большой питерский блюз»).


Собственно, для людей, приближенных к неформальной культуре и богеме, это место будет интересно само по себе. В арт-салоне проводят тематические выставки, творческие встречи и вечера, концерты и даже организовываются авторские экскурсии, в том числе «Неформальный Питер». В 2014 году с 31 мая по 31 августа (далее – ежегодно и даже вроде как постоянно) при арт-центре можно было посетить Музей Русского Рока (цена билетов: 100 руб. – взрослый и 50 рублей – для детей до 16 лет). В 3 небольших комнатах были представлены различные экспонаты из частных коллекций, так или иначе связанные с рок-культурой, которыми любезно поделились с арт-центром приближенные к неформальной тусовке люди: музыканты и друзья известных и не очень групп, фотографы и работники ЛРК.

В музей, конечно, хотелось попасть, мы его даже нашли и зашли, но, к сожалению, что-то там у них проводилось, посему нам предложили прийти в другое время. Как водится, в «другое время» не получилось, посему будет причина еще раз приехать в Питер. Но вот ради чего следует посетить арт-центр «Невский, 24» – так это из-за лифта в той самой первой парадной. Да и парадная, надо сказать, сразу настраивает на рок-волну. Жуткая такая парадная, с узкой крутой лесенкой и просто потрясающим аттракционом, коим выступает убитый лифт – со скрежетом поднимающийся на еле живых тросах, причем все это прекрасно видно через дико-зеленую сетку – шахту лифта. Распашные деревянные створки, открывающиеся вручную, кабина вся обклеена ретро-плакатами, короче, такого доисторического чуда я еще не видывала! Поначалу зажмурила глаза и наотрез отказалась переступать порог этого монстра – у меня вообще паническая боязнь лифтов. Но потом подумала: неужели я упущу шанс покататься на настоящем старинном лифте питерского дома?! В общем, в первые секунд 5 глаза не открывала, потом даже понравилось :). В итоге, что зашли мы в арт-центр «Невский, 24», я не пожалела: уже ради лифта стоило здесь побывать.


«TaMtAm». Адрес: Санкт-Петербург, Малый проспект Васильевского острова, д. 49.

Как найти: идти по Университетской набережной, свернуть на 16-ю линию и идти прямо до перекрестка с Малым проспектом Васильевского острова; ориентир – вывеска – «Театр сатиры на Васильевском».

«Здесь рок-звездою может стать дворник
Вполне»
(группа «Пилот», «Питер»).

«TaMtAm» был основан в 1991 году бывшим виолончелистом группы «Аквариум» Всеволодом Гаккелем на базе «Молодежного центра» на Васильевском острове. Главной идеей нового клуба было полное противопоставление его умирающему ЛРК, то есть группы из так называемой эпохи русского рока априори не могли выступать на его сцене. Основанный по принципу зарубежных рок-клубов (например, нью-йоркского «CBGB`s») «TaMtAm» выступал не в качестве организации, коей, по сути, являлся ЛРК, а был именно концертной площадкой. Причем, довольно камерной, поскольку андеграунду жизненно необходимо существовать именно в подполье. «Небольшой театральный зал с большим фойе и маленьким кафе на первом этаже» – таким должно было стать идеальное пристанище для рок-поколения новой волны, по мнению Всеволода Гаккеля.

Первоначально в «TaMtAm`е» выступали любые неформальные коллективы разной степени талантливости и играющие все, что угодно, кроме русского рока, как правило, молодые, креативные и немного сумасшедшие. Место быстро облюбовали городские панки, и со временем стиль клуба стал приобретать вполне определенные черты.

Ориентиром стала группа «Нож для фрау Мюллер», играющая тогда еще диковинный хардкор. Вокалист Тима Земляникин, сидя спиной к залу, рычал нечто нечленораздельное в микрофон, и агрессивный этот протест, совершенная непохожесть на других, естественно, не могли оставить равнодушными никого. Лидер другой любимой группы Всеволода Гаккеля «Химера» начинал свое выступление с того, что на глазах у публики мыл голову и так и пел с залитым шампунем лицом или не хуже Сида Вишеса полосовал себя лезвием до крови. «TaMtAm» стал единственной площадкой, куда пускали тогда еще не известную группу «Король и Шут» с одетым в косуху поверх пижамы Князем и вечно угашенным Горшком. Также здесь выступали и зарубежные рок-группы.

Как ни странно, порядок в клубе поддерживали менты, обитающие в общежитии этажом выше. Руководство пыталось продавать пиво (им же поначалу расплачивались с выступающими группами), хотя без лицензии это было незаконно, но разрешения Гаккелю питерские власти упорно не давали. Появились первые барыги и начались первые наезды криминальных структур. Помимо панков в «TaMtAm» захаживали немногочисленные скинхеды (тогда же в сортире появились свастики), бандиты и обычные торчки, которые все вместе устраивали традиционные драки. В итоге интерьеры клуба стали весьма антуражными и ломающими всякие представления о месте для проведения культурных программ. В «TaMtAm`е» постоянно тусовались странные личности, здесь жили представители андеграунда, превращая его в некое подобие сквота или коммуны. Но вместе с тем в его стены уже прочно просочились наркотики, сюда приходили не с целью послушать хорошую музыку. Царили сумасшедшие 90-е, когда «кислота» стоила дешевле водки. Закончилось все вполне ожидаемо: рейдами наркоконтроля, омоновскими облавами и закрытием «TaMtAm`а» в 1996 году под предлогом продажи здания некой коммерческой фирме. Сейчас в помещениях бывшего культового рок-клуба размещается «Театр сатиры на Васильевском».

Почему закрыли «TaMtAm»? По словам Всеволода Гаккеля, «клуб сделал свое дело», по Питеру открылось множество таких заведений и необходимость в «пионере» отпала. Но как можно закрыть клуб, приносящий людям радость, позволяющий группам исполнять интересную музыку, а посетителям отдыхать на замечательных концертах?! У нас в Ярославле тоже закрыли клуб «Авангард». И теперь мы ютимся по различным площадкам, не очень подготовленным для рок-концертов. И это совсем не значит, что «Гард» «сделал свое дело». Как и «TaMtAm». Там бы еще много чего могли замутить. Но…

«TaMtAm» сгубили наркотики. Как и многих музыкантов, выступавших на его сцене. Организаторы во главе с Всеволодом Гаккелем (веганом, кстати) не умели остановить этот хаос. Не знали, как? Надо было бы весь клуб оклеить плакатами с перечеркнутым растением и надписями «No drugs!». А в «TaMtAm» приходили, чтобы «вмазаться» прямо в сортире, и на сцену выходили в лучшем случае пьяными. Царящий в стенах клуба «дух свободы», приправленный идеями анархии, посетители путали с понятием «вседозволенности».

«TaMtAm», безусловно, вывел многих музыкантов на совершенно новый уровень. Но, если вдуматься, что случилось с рок-героями, поднимавшими клуб «на уши» – «золотом поколении» «TaMtAm`а»? Эдик Рэдт, лидер группы «Химера», повесился на чердаке, не выдержав то ли груза наркотиков, то ли собственных противоречий, вступив тем самым в печально известный «Клуб 27». Тима Земляникин из группы «Нож для Фрау Мюллер», на которую и равнялся Всеволод Гаккель, выбирая исполнителей для своего клуба, стал законченным наркоманом, а потом вдруг подался в православие. «Король и Шут», конечно, собирали стадионы, были хэдлайнерами многих фестов и вообще с лихвой хлебнули пресловутой популярности, но и Горшок в роковом 2013 году погиб от передоза. Пожалуй, остались лишь «П.Т.В.П.», протестными, каждый раз не похожими на предыдущие альбомами доказывающие, что есть в этой стране панк-рок. Мне кажется, что Леха Никонов – единственное связующее звено поколения «TaMtAm`а» и сегодняшнего времени. Или я плохо знаю матчасть :).

Значение Ленинградского рок-клуба и «TaMtAm`а» в становлении и развитии советской и российской рок-тусовки переоценить сложно. И если первый допустил саму мысль о возможности играть рок-музыку на территории тогдашнего еще Союза, то второй раздвинул границы этой самой неформатной музыки, открыв различные ее грани и жанры. И как бы ни говорил Всеволод Гаккель, что «если не было бы ЛРК, то было бы что-то другое», но именно заведение на Рубинштейна, 13 открыло дорогу даже не пресловутому русскому року, а вообще всему андеграундному движению.

Я никогда не была поклонницей русского рока. Сейчас понимаю, что, как выразился Всеволод Гаккель, «русский рок – это глубокомысленные тексты под скучный аккомпанемент». И еще, потому что в мою юность он был слишком… доступен. То есть про панков, готов, металлистов мало кто слышал, а вот названия «Чиж и Ко», «Алиса», «Наутилус» были у всех на слуху. Их песни крутили на радио, продавали на кассетах, и оттого их… совсем не хотелось. А хотелось (в силу юношеского максимализма – о, мои 5 лет совершенно невменяемой юности!) чего-то запретного, нелегального, подпольного. Того, что спустя много лет я буду называть красивым словом «андеграунд».

Песни со смыслом. Вот, что отличает рок-музыку от попсы. Причем, он, этот смысл, может быть на поверхности или скрываться под вуалью психоделики. Но он одинаково будет понятен для тех, кто хоть немного умеет думать. Подача – эпатаж, вокал – зачастую агрессивный, музыка – зубодробильная, ведь в рок-музыке главное не умение играть, а желание. Цель – встряхнуть, заставить задуматься. Я слушаю рок не потому, что это модно – а потому, что мне это нравится.

Наверное, посещение бывшего «TaMtAm`а» было самой бредовой идеей. Ну, ладно, культовые рок-места в центре Питера или легендарная «Камчатка». Но тащиться (да еще и пешком!) через весь Васильевский остров ради того, чтобы увидеть на 2 минуты здание? Но для меня это было важным. Четырехэтажный кофейного цвета дом уже ожидаемо оказался монументальным и сдержанно красивым, с совершенно обычными окнами, да и еще с решетками на первом этаже. Как и в здании на Рубинштейна, 13, по иронии судьбы, теперь здесь располагался театр. Изначально противоположные, оба рок-клуба закончили одинаково. Я постояла на противоположной стороне, разглядывая через поток машин окна бывшего «TaMtAm`а».

А, вообще, было бы неплохо вообразить, что вот в этом зале на сцене стоит Эдик Рэдт, как вытаскивают на сцену Леху Никонова и суют в руки микрофон: «Пой!», как затягивается сигаретой в баре пьяный в стельку Горшок. Но нет. Никаких галлюцинаций – я против наркотиков. Пусть будет лишь память.


Плутая по улочкам Васильевского острова, не могла не сунуть свой любопытный нос в одну из подворотен, тех самых, «с кошачьим запахом», коими знаменит Питер, и которые, словно магические тоннели, ведут в проходные дворы. Низкая гулкая арка с кажущимися влажными каменными плитами под ногами, разрисованными побеленными стенами, а в конце – ступеньки, ведущие к свету белого дня обычного питерского дворика или… в другую реальность? Как тут не вспомнить строчки из песни «Продавец кошмаров» группы «Король и Шут»: «Подворотня моя как театр для меня...».



Клуб-музей «Камчатка». Адрес: Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 15, телефон: 7-921-987-23-13, 7-921-856-1679, сайт: http://www.clubkamchatka.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/club_muzei_kamchatka, время работы: ежедневно, с 15.00 (летом – с 12.00), посещение, фото-, видеосъемка – бесплатные, на концерты необходимо купить входной билет.

Как найти: Петроградская сторона, станция метро «Спортивная», собственно, идти по улице Блохина, завернуть во двор дома 15.

«Это странное место Камчатка,
Это сладкое слово «Камчатка»
(группа «Кино», «Камчатка»).

«Камчатка» – народное название угольной котельной, прославившейся тем, что здесь в 1986–1988 годах работал лидер группы «Кино» Виктор Цой. Помимо собственно работы кочегаром, Цой писал здесь песни, и постепенно вокруг маленького подвальчика собралась рок-тусовка. Кто-то приходил работать, как, например, Александр Башлачев (помните его проникновенное «Время колокольчиков»?), кто-то, чтобы просто пообщаться, послушать хорошую музыку, попеть жизненные песни.

Паломничество к стенам котельной началось сразу же после гибели Цоя. А в 1999 году после закрытия котельной здесь организовали клуб-музей, где можно увидеть личные вещи Виктора, побывать на рок-концерте или просто попить пивка в баре, погружаясь в ту самую атмосферу, в которой когда-то работал лидер легендарной группы «Кино».

Я прохладно отношусь к русскому року, но песни Виктора Цоя всегда затрагивали самые потаенные струнки души. Может, потому что неосознанно чувствовалась в них искренность, не прикрытая ярлыком «глубинного смысла». Как признавался сам Цой, его «Алюминиевые огурцы» – это сплошная фонетика, игра звуков, «попытка полного разрушения реальности» и нечего здесь искать скрытую подоплеку. Да и знаменитая «Перемен» вовсе не задумывалась, как «гимн перестройки», как ее воспринимали сторонники разваливающегося Союза. А кто не пел во дворе под гитару песни «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце»? А уж «Мама-Анархия» давно распевается на любом панк-концерте. Кажется, с творчеством группы «Кино» я знакома с детства, да что там – всю жизнь! Слушала еще на кассетах вместе с будущим мужем – поклонником Цоя. Вот для него, собственно, я и задумала визит в «Камчатку».

Гулкий темный двор высокого пятиэтажного дома, в подвале которого и размещается бывшая котельная, встретил нас разрисованными граффити и исписанными признаниями стенами. Строчки из песен, надписи «Кино» и «Цой жив», рисунки, а по названиям городов можно было бы изучать географию этой страны. У низенького входа в подвал увидели мемориальную доску с портретом Цоя и хиленькими цветочками.

Спустившись по щербатым ступенькам, почувствовали, как в нос ударил одуряющий запах затхлости и алкоголя, но в целом заведение оказалось весьма антуражным. Полутемный зал в бордовых тонах, под потолком которого извивались трубы коммуникаций в блестящей обмотке, оказался достаточно большим, чтобы вместить барную стойку, длинные деревянные столы с лавками и даже уголок с инструментами и колонками – некое подобие сцены. Стоит ли говорить, что в клубе крутили исключительно песни группы «Кино», их было слышно еще у входа в подвал.

Стены украшали многочисленные плакаты, афиши, календари, рисунки, журнальные и газетные вырезки, и, конечно же, фотографии, причем не только Цоя, но и других рок-кумиров эпохи, например, Янки Дягилевой, Александра Башлачева и многих других.

Увидели мы и ту самую гитару Виктора, на которой он играл свои душевные песни. Интересно выглядела реконструкция топки с лопаткой, в которую Цой подбрасывал уголек, с забавной размашистой надписью «Камчатка».

В дальней крошечной комнатке на фоне многочисленных фотографий увидели мы легендарный диванчик Цоя, оставшийся с прежних времен, обитый коричневым дерматином и до жути убитый. Именно на нем предпочитал сидеть Виктор, играть на гитаре, сочинять песни и стихи. По традиции обязательно надо на нем посидеть (а, может, и полежать), особенно людям творческим, чтобы получить частичку таланта рок-кумира. Что мы, собственно, и сделали.

В этой же комнатке можно увидеть рукописный график передачи смен с подписями Виктора Цоя, работал он в котельной сутки через трое, прямо как мой муж. В общем, атмосфера воссоздана практически полностью!

Как ни странно, в достаточно ранний для рок-тусовки час в клубе-музее обитал народ. Отличительная черта подобных заведений – отсутствие каких-либо правил, все очень просто, по-свойски. Люди пили пиво, общались, знакомились, фотографировались, рассматривали интерьеры. Как нам показалось, клуб служил неким подобием бара-пивнушки, куда стекались местные и приезжие неформалы. Причем, последних было куда больше. Я познакомилась с чуваком из Караганды, который почему-то счел своим долгом провести мне мини-экскурсию по клубу-музею, рассказывал, несмотря на весьма нетрезвый вид, кстати, довольно интересно. Он же и сфотографировал нас с мужем на диванчике Цоя (что-то везет нам на фотографов-неформалов xD).

Пиво, надо сказать, как и прочий алкогольный ассортимент, было не дешево. Посему ничего мы брать не стали, просто осмотрели импровизированную экспозицию, прониклись, так сказать, общей атмосферой, приобщились к рок-музыке той эпохи, почтили память Цоя. А вообще, конечно же, сюда надо приходить на концерт, думаю, это было бы интересно. Так что, в «Камчатку» надо непременно вернуться!

Время неумолимо идет вперед, и на смену рожденному в питерских подворотнях русскому року, представленному такими корифеями, как группы «Аквариум», «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ», «Чиж и Ко», «АукцЫон», приходят новые музыкальные направления и молодые коллективы. Это, впрочем, не значит, что все старое должно быть забыто. Наоборот, многие вышедшие из Ленинградского рок-клуба исполнители стали классикой: кто-то еще продолжает выступать, а некоторые превратились в легенду, как Виктор Цой, Александр Башлачев, Свин и его «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк».

90–2000-е годы подарили нам целый ряд интереснейших питерских рок-групп, названия которых можно часто встретить на культовых фестивалях и афишах любого города: «П.Т.В.П.», «Пилот», «Кукрыниксы», «Animal ДжаZ», «Торба-на-круче», «Бригадный подряд». Не выступают уже, к сожалению, мои любимые панки «Король и Шут», альтернативщики «Amatory».

Я не знаю, что будут играть через 10 лет, как изменятся музыкальные вкусы. Но многолетняя история развития рок-музыки в этой стране доказала, что покуда хотя бы небольшой группе людей будет интересна хорошая, правильная, осмысленная музыка, пока главными в жизни будут слова «свобода» и «независимость», «справедливость» и «честность» – будет жить российский андеграунд.



Discount Bar «KillFish». Сайт: http://killfish.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/killfishbar.

Это сеть питерских баров, разбросанных по все стране. Только в северной столице их 24! Есть и в центре, и на окраинах. Например, мы зашли в тот, что находится по адресу: Санкт-Петербург, просп. Энгельса, д. 113, корп. 1, телефон: +7 (812) 448-08-00, добавочный 163. Это практически напротив станции метро «Озерки», время работы – ежедневно, 12.00–3.00. Есть европейская и японская кухня, алкоголь.

Собственно, почему мы выбрали именно этот бар? Дело в том, что в славные времена, продлившиеся чуть меньше года, когда заведение питерской сети существовало и в нашем Ярославле, «KillFish» позиционировался как место, «где есть дешевое пиво и ставят рок-музыку». Соответственно, и собирала «Килька», как ласково окрестили ее ярославцы, под своими темными сводами неформалов всевозможных мастей. По конец там начали даже проводить бесплатные концерты местных рок-групп. Мы с мужем, стати, тоже неоднократно сидели в сизом облаке сигаретного дыма, слушали музыку и ели роллы, к которым я и пристрастилась в «KillFish». Но по туманной причине сие сказочное местечко было закрыто, по этому поводу даже какой-то тухленький концертик замутили в тогда еще дышащем «Авангарде» и с глубоким вздохом сожаления вынесли вердикт: «Килька» сыграла значительную роль в развитии ярославской рок-тусовки!». В общем, приехать в Питер и пройти мимо «KillFish» я, разумеется, не смогла, благо дисконтные карты были с собой.

«Килька» на «Озерках» располагалась по традиции в просторном подвале. Интерьер выдержан в общей для всех баров стилистике: серо-бордовые стены, темно-красные диванчики, приглушенный свет. И, естественно, ненавязчивая, очень приятная иностранная рок-музыка.

Заказали по бокалу фирменного пива «Killfish Discount Beer» (77 руб./0,5 л), уютно посидели и поностальгировали. Уж не знаю, можно ли питерские «Кильки» отнести к рок-местам, но пусть будет :).



Культурный центр «Лофт-проект «Этажи». Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский просп., д. 74, телефон: (812) 458-50-05, сайт: http://www.loftprojectetagi.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/roofwithview, время работы: ежедневно, 9.00–21.00.

Как найти: от Московского вокзала идти по Лиговскому проспекту, нырнуть в ворота, зайти в пятиэтажное здание и в свое удовольствие гулять по этажам.

Культурный центр расположен в здании бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте и является одним из «крупнейших выставочных пространств в Санкт-Петербурге». Здесь есть галереи современного искусства, так называемые выставочные пространства, хостел, кафе, проводятся лекции, кинопоказы, мастер-классы, концерты, организуются различные экспозиции. В общем, все для творческих, креативных людей с нестандартным мышлением, куда, в общем-то, можно отнести и неформалов.

Впрочем, побывать в культурном центре мы хотели из-за нового открытого пространства «Крыша», позиционируемого как «парк в небе». Крыша бывшего хлебозавода находится на уровне 6 этажа (высота – 27 метров) и имеет площадь 1200 кв.м. Вход стоит 250 руб. (оплачивать на ресепшн 5 этажа). Однако с 9.00 до 11.00 по крыше можно гулять совершенно бесплатно! Надо ли говорить, что утром нашего последнего в Питере дня мы встали пораньше, спешно собрались и рванули в город. Надо сказать, что даже успели.

Поднявшись по лестнице и миновав небольшой побеленный чердак с барной стойкой, мы оказались на типичной питерской крыше, причем, вполне благоустроенной. На огромном пространстве оборудованы деревянные настилы и лесенки с перилами, стояли забавные тумбы-катушки и стулья.

Но, главным, конечно, был открывающийся с крыши вид. В этот день погода снова начала портиться, и распластавшийся под угрожающими черными тучами город предстал перед нами во всей своей извечно хмурой красе.

Внизу шумела неугомонная лента Лиговского, блестел предгрозовым золотом купол Исаакиевского собора, многочисленные питерские крыши казались затаившимися перед надвигающейся стихией.

И она пришла. С порывами ветра, вырывающими из рук зонтик, с ледяным дождем, внезапно превратившимся в колючий град. Моментально мы промокли до нитки и поспешили укрыться на чердаке. Уходить не хотелось – ведь мы в полной мере не насладились прогулкой по крыше.

И словно вознаграждая нас за терпение, капризная питерская погода сменила гнев на милость. Ливень закончился также внезапно, как и начался. Сквозь расступающуюся броню грозовых туч выглянуло ласковое солнце. Город предстал перед нами умытым и свежим, дохнув в лицо легкой прохладой.

Блестели мокрые от дождя крыши, сверкал в лучах солнца Лиговский, танцевали, радуясь победе над непогодой, купола храмов. Извечные серые питерские краски заиграли калейдоскопом дождливо-солнечных оттенков: жемчужных, фиолетовых, бирюзовых, муаровых, персиковых, золотистых. Разгуливающийся день вновь приглашал нас в вояж на небо.

Мы с удовольствием еще раз прогулялись по крыше, пытаясь дотронуться до неба кончиками пальцев, полюбовались солнечными панорамами летнего утреннего города. Таким мы и хотели запомнить его, разумеется, до следующей нашей встречи.

Прогулка по крыше поставила логичную и красивую точку в нашем неформальном вояже. Город, все 3 дня испытывающий наши ноги динамичными проспектами и бесконечными улицами, сейчас лежал практически у наших ног.


Наверное, просматривая фотографии, многие будут в недоумении: ничего себе поездка в культурную столицу – одни подворотни, подвалы да чердаки. Но, как мне кажется, именно так, через призму грязного рок-н-ролла, звучащего на подпольных концертах и нелегальных квартирниках, через осмысление истины, рождавшейся в подъездах и сквотах, мы смогли лучше узнать Питер. Мы увидели всю свободолюбивую, откровенную и бунтарскую сущность – душу города, где рок-н-ролл всегда жив.
(Под впечатлением от лофт-проекта "Этажи" - вот такая инсталляция со стулом xD)


Романтическое продолжение (часть 2) следует...

Фотоальбом http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=31140:34730
Отредактировано автором: 13.01.15 08:29:59Сообщить модератору



Цитата:

Что касается Джона Леннона, то музыкант счастливо знаменит своей женитьбой на художнице-авангардистке Йоко Оно


Прежде чем делать такие заявления, нужно хорошо знать предмет.
За отличные фото и нужные адреса - спасибо)
Спасибо, очень познавательно!
Цитата:

Ну, а питерские расстояния – отдельная песня.


Какая? Спойте!
Если можно - одно уточнение, по поводу "Казани". Ни хиппи, ни панки вольготно лежать на лужке не могли - по определению, это было и есть "низзя" ( и это, ИМХО, правильно). Тусовка собиралась на колоннаде собора - между рядами колонн. Сейчас проход туда закрыли и тоже правильно сделали. Там рядом еще были "труба", "климат".
Был бы я помоложе - мог бы много написать на эту тему, т.к. в 90 - е годы прочел сотни лекций в самых разнообразных аудиториях на темы истории рок - музыки и того, что тогда называлось "неформальные молодежные объединения". Горжусь тем, что бывал на первых рок - фестивалях, слушал живых Цоя, Курехина, Майка Науменко, Гребенщикова и т.д. и т.п.
А так, автору спасибо, тема найдет своих благодарных читателей.
Всем спасибо за внимание :)

yulyashka, я не претендую на доскональное знание материала, более того - буду лишь благодарна за поправки, дополнения. Адреса - да, сама искала, хотелось поточнее указать всю необходимую информацию.
РоманТИК, пожалуйста, рада, что было интересно.
Bagessa, Питер - большой город, и для нас, провинциалов, привыкших к игрушечным расстояниям маленьких городков, которые можно часа за 2-3 обойти, пешеходные прогулки по Санкт-Петербургу вылились в тяжкие испытания для но :)).

Алексей Смирнов, Вам - отдельная благодарность. Ваши с братом рассказы, в общем-то, и помогли организовать эту поездку. За уточнения - спасибо, я согласна с Вами полностью. Когда решила сделать темой поездки рок-музыку, читала некоторые материалы, так прониклась атмосферой 80-90-х, что жалела, что не застала те времена. Такими романтичными, свободными, немного безумными они мне казались :).
Цитата:

Был бы я помоложе - мог бы много написать на эту тему, т.к. в 90 - е годы прочел сотни лекций в самых разнообразных аудиториях на темы истории рок - музыки и того, что тогда называлось "неформальные молодежные объединения".

Алексей, я кажется уже обращалась к Вам с просьбой рассказать о неформальном Петербурге. Именно потому, что Вы - участник событий, житель прекрасного города, Вы владеете информацией и отлично знаете Санкт-Петербург. Прочитать Ваши рассказы на данную тематику мне бы очень и очень хотелось!
Цитата:

Горжусь тем, что бывал на первых рок - фестивалях, слушал живых Цоя, Курехина, Майка Науменко, Гребенщикова и т.д. и т.п.

Тут есть чем гордиться, это так здорово!
Цитата:

А так, автору спасибо, тема найдет своих благодарных читателей.

Спасибо Вам, хотя - тема специфическая. Но вдруг кому-то будет интересно, как и мне.
Цитата:

хотя - тема специфическая. Но вдруг кому-то будет интересно, как и мне.


Интересно не то слово, сам был непосредственным свидетелем и отчасти участником питерского рок-движения на рубеже 80-90-х, хотя еще в школе учился.
Ваш отзыв это что-то.
Стащил в избранное. Адреса, как бальзам на душу...
Спасибище!
А я отдельное "спасибо" скажу Эне за прогулку по крышам! Были в Питере на днях, но погода не способствовала. В будущем залезу обязательно!
Отлично написано.
Я хоть и не большой поклонник андеграунда, но с удовольствием прочитал и узнал ранее неизвестные мне места родного города.
Спасибо за замечательный отзыв.
По поводу того, что в Рок - клубе были "дипломы" и "лауреаты" - они вынуждены были действовать по существующим тогда "правилам" и огромная заслуга в том, что Рок - клуб, постоянно балансируя, все - таки не падал, президента клуба - Николая Михайлова, который умел находить общий язык и с гэбистами и с музыкантами. И неизвестно с кем было труднее :) Подавляющее большинство музыкантов было полными "придурками" (без обид) в смысле ответственности и понимания того, с каким трудом все происходит и организуется для них же самих.
Кстати, Эна, если не читали, найдите книгу участника группы "Санкт - Петербург" Владимира Рекшана "Кайф полный".
Хороший, душевный, неформальный такой отзыв. Молодец. Конечно, при желании можно было бы написать еще столько же, тем более нам с братом, "старым битломанам". Так получилось, что я побывал в Ливерпуле и прошел по всем битловским местам даже раньше, чем сам Коля Васин и однажды даже с гордостью ему об этом рассказал и показал всякие слайды тех мест.
Цитата:

Если верить многочисленным интернетовским легендам, деятельность ЛРК крепко курировалась пресловутыми гэбистами, которые негласно присутствовали на концертах и подвергали цензуре тексты песен и самиздата


По этому поводу позволю себе лирическое отступление. Мы как-то организовали у себя в институте концерт "Аквариума". В песне "Иванов" у них есть такие слова : "Он живет на Петроградской в коммунальном коридоре между кухней и уборной, а уборная всегда полным-полна". У нас же Гребенщиков заменил слово "уборная" на слово "прихожая". Я после концерта его спросил - почему? На что он популярно объяснил, что концерт этот ОФИЦИАЛЬНЫЙ по линии рок-клуба и они ОФИЦИАЛЬНО получили за него рублей 30 (и еще 150 неофициально от нас в конверте). Поэтому и версия такая... Так что самоцензурой они и сами успешно занимались.
Ну, если еще что вспомню - добавлю. А так - спасибо.
Спасибо за великолепный отзыв! Очень интересно посмотреть на свой город с такой точки зрения.
Хотя я сама далека от "неформальной" темы, но прочитала с удовольствием.
Особо отмечу информативность отзыва с точки зрения как что найти. За виды с крыш отдельное спасибо.
Надежда [без регистрации] [13.01.15 15:42:27]   IP: 178.214.38.*
Отличный рассказ! Приятно, что есть такие же фанаты Питера, как присутствующие на форуме. Добавлю, что в мой визит в любимый город в 1-ых числах июля 2014 года, нам предложили в турбюро экскурсию " по крышам". Мы отказались из-за недостатка времени. У нас на это время уже была заказана другая экскурсия. "Купились" на экскурсию " аномальные места". Оказались разочарованы. Молодой человек экскурсовод как-то не вдохновил. По сравнению с И.Г.Сергиевской и ее Аномальной Москвой никак... P.s. А по поводу бесплатных WC совершенно неожиданно оказались на пристани около пристани метеоров в Петергофе!
На всякий случай хочу предупредить читающих, что любые предлагаемые экскурсии по крышам незаконны и опасны. Мало того, что вас могут забрать в полицию, так, к сожалению, был смертельный случай падения с мокрой крыши одного из "экскурсантов" пару лет назад. Включайте ум.
В прошлом году губернатор озаботился идеей создания безопасного официального маршрута, точнее - смотровой площадки, но, все благополучно умерло.
Олег Ф., всегда пожалуйста :), очень приятно, что рассказ оказался информативным и полезным, хотя, конечно, это далеко не все культовые места. И еще здорово встретить единомышленников :))
Sergusha, я помню, что Вам нравятся небанальные маршруты, а что касается пространства "Крыша" - была уверена, что Вы оцените это место. Я, кстати, сама узнала о нем примерно за неделю до поездки, и сразу же загорелась желанием побывать. А вообще лофт-проект "Этажи" весьма занимательное местечко, и концерты там проводят (на той же крыше, например), и выставки, и мастер-классы. А "Крыша", кстати, и зимой открыта. Так что будете в Питере - загляните, Вам понравится :).
yar1, и Вам - спасибо. А ведь всегда интересно открывать для себя что-то новое :).
Янат, для меня всегда важно мнение именно жителей города. Да, хотелось написать что-то вроде путеводителя, краткого, конечно. Адреса найти не трудно, но вот подсказки - как дойти полезны. А виды с крыши меня пленили еще и тем, что за время прогулки мы видели и тучи, и ливень, и солнце :)
Надежда, приятно, что Вам понравился рассказ. Я тоже слышала о подобных экскурсиях. Когда узнала об "Этажах" очень загорелась этой темой. Оказывается, даже у нас в Ярославле экскурсии по крышам устраивают! Конечно, питерские крыши - это совершенно особенный мир. А к вопросу безопасности и легальности - в "Этажах" выдают что-то вроде билетов с инструкцией и предупреждениями.
Цитата:

В прошлом году губернатор озаботился идеей создания безопасного официального маршрута, точнее - смотровой площадки, но, все благополучно умерло.

Алексей, жаль, хорошая ведь идея! Хотя, может, она все-таки воплотилась в жизнь, если создали этот лофт-проект?
Алексей,
Цитата:

По поводу того, что в Рок - клубе были "дипломы" и "лауреаты" - они вынуждены были действовать по существующим тогда "правилам"

Да, я когда читала о ЛРК, была крайне впечатлена, что такое было вообще возможным при существующем режиме. Сам факт, что такое объединение создали и поддерживали, уже достоин уважения и восхищения!
Цитата:

Подавляющее большинство музыкантов было полными "придурками"

- это да, и сейчас так бывает. Просто теперь больше возможностей в плане концертных площадок. А за наметку про книгу - большое спасибо, обязательно прочитаю!

Андрей, и Вам огромное спасибо за приятную оценку.
Цитата:

Молодец. Конечно, при желании можно было бы написать еще столько же, тем более нам с братом, "старым битломанам"

- можно и нужно было бы больше написать, эта лишь та небольшая часть, что укладывалась в наше короткое путешествие (надо было еще на романтику время оставить :)). А я уже просила написать нечто подобное, было бы очень интересно прочитать Ваше видение рок-Питера, тем более, с темой этой Вы знакомы, как понимаю, не по наслышке. За историю с концертом "Аквариума" - отдельное спасибо, я вообще к БГ отношусь с уважением.
Цитата:

Ну, если еще что вспомню - добавлю.

Обязательно добавляйте! И, все-таки, может Вы с братом напишите свою историю :)?
Супер! Спасибо за то, что, читая, ещё раз вспомнила некоторые адреса моей молодости:)) Пока есть такие увлечённые люди, как вы, рок будет жить!:)
Цитата:

А вообще лофт-проект "Этажи" весьма занимательное местечко, и концерты там проводят (на той же крыше, например), и выставки, и мастер-классы.

Там даже свадебные фото сессии проводят - очень красиво:)
Цитата:

может, она все-таки воплотилась в жизнь, если создали этот лофт-проект?

Лофт - это частный проект.
Эна, вряд ли сейчас уже раскручусь на тему рок - музыки - драйв пропал :) У меня сейчас другие задумки в процессе :)
Такие оборудованные площадки, как в "Этажах" есть, например, в гостинице "3 Моста" на Мойке - тут был отзыв с отличными фотографиями. А вот "экскурсии", это Вас просто выводят на какую - то крышу, на которую у "организаторов" есть выход, без страховки, без ничего. Хотя, вообще - то, все выходы должны быть заперты на замок. 2 наши безрассудные (ИМХО) форумчанки как - то летом выбрались на крышу одного из домов на канале Грибоедова и рассказали здесь об этом. Я лично такого не одобряю, но это взрослые люди.
Цитата:

2 наши безрассудные (ИМХО) форумчанки как - то летом выбрались на крышу одного из домов на канале Грибоедова и рассказали здесь об этом.

кто? где? когда?
У нас тоже есть кафе на крыше, но это не то... Вот питерские крыши - это да. И просто залезть было бы интересно.
Алексей, спасибо! Отзыв Зафирки про три Моста видела. Но люблю подиковатее) Я взрослая.
Эна, мы не очень тут наследили?) Извините
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Санкт-Петербург: неформально-романтический вояж (18-22 июня 2014). Часть 2
2Сборный тур "Весь Санкт-Петербург за 14 дней", туроператор "Верса", июля 2014
3Адлер: возвращение в лето (18 – 28 октября 2010). Часть 1
4Еще 50 мест и событий, которые надо посмотреть в Санкт-Петербурге. В любой сезон
5Санкт-Петербург ЛЕДЯНОЙ ЕЖ: зимняя поездка в мятежный1921 Кронштадт и форты
6Круиз "Северные столицы Европы из Санкт-Петербурга" на " Royal Princess". июнь 2014.
7январь, Санкт-Петербург
Отдых в России
Россия: отели
Отели Сочи
Отели Старой Руссы
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Погода в России
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
379.Два капитана 5
380.Горная Резиденция апарт-отель 5
381.Горный санаторий 5
382.Петровка Лофт 5
383.Давыдов 5
384.Золотая миля 5
385.Никонов Отель 5
лучшие отели России
Фото отелей:
15.Bridge Resort, Россия [126]
16.Гранд Отель Жемчужина, Россия [121]
17.Яхонты Авантель Истра, Россия [120]
18.Яхонты Ногинск, Россия [120]
19.Южное Взморье санаторий, Россия [116]
20.Родина санаторий, Россия [114]
21.Сочи Парк Клуб Отель, Россия [109]
Популярные отели:
1646.Казантель отзывы
1647.Moscow Holiday Hotel отзывы
1648.им.Ворошилова отзывы
1649.Мельница отзывы
1650.Бристоль отзывы
1651.Голден Плаза отзывы
1652.Ракурс отзывы
Отзывы по отелям:
1044.Россия, Solo Sokos Hotel Palace Bridge [2]
1045.Россия, Золотое озеро туристический комплекс [2]
1046.Россия. Остальное, Спасская [2]
1047.Россия, Немецкий клуб [2]
1048.Россия, Русь санаторий [2]
1049.Россия, У Эрмитажа мини-гостиница [2]
1050.Россия, Глория [2]