03.01.15 17:52:11
Дом-музей Ф.И.Шаляпина в Москве 
Время отдыха: 02.01. 2015

Праздники только начались, а уже опять хочется пищи духовной, не все же за столом сидеть:-) чтобы не откладывать дело в долгий в ящик, уже 2 января я отправилась в гости к великому певцу, Федору Ивановичу Шаляпину, на Новинский бульвар. До вчерашнего дня я неоднократно проходила рядом - первый раз еще летом прошлого года, на экскурсии от Москвахода, тогда гуляли по окрестностям м.Баррикадная и заходили во дворик шаляпинского дома. А второй раз совсем недавно, 25 декабря, когда я посетила концерт "Венский рождественский бал" в одном из флигелей особняка. Кстати, здесь часто устраиваются концерты, что и неудивительно.
Итак, нам нужен Новинский бульвар, 25. У музея имеется официальный сайт, который, правда, нужно доработать - http://www.shalyapin-museum.org. Входной билет для взрослых стоит 150 руб., разрешение на фотосъемку - 100 руб. Фотографировать без вспышки и вообще дополнительного освещения, за этим очень строго следят.
Еще не дойдя до самого особняка, вы увидите скульптуру Шаляпина.



Сама усадьба была построена еще в конце XVIII в. В мае 1910 г. ее купил Шаляпин. Был отремонтирован дом, провели телефон, оборудовали котельную. В 1914 г. здесь открылся лазарет для раненых, один из лучших в Москве. А в 1918 г. дом национализировали и заселили аж 16 семей. Однако жена Шаляпина, Иола Игнатьевна, вместе со старшей дочерью певца, Ириной, продолжили здесь жить. Еще тогда они мечтали открыть в этих стенах музей, посвященный Федору Ивановичу. Дело сдвинулось с мертвой точки только в конце 1970-х гг., а 23 сентября 1988 г. музей распахнул свои двери.
Вот фотография реставрации дома, начало 1980-х гг.



А вот как дом выглядит теперь



Во флигеле "Галерея искусств" проходит выставка, посвященная Елене Образцовой. Демонстрируются фотографии, вещи, а также воспроизводятся фрагменты опер с ее участием.



Идем во двор



Американское посольство нависает надо домом:-)



Пройдем внутрь. Экспозиция включает несколько комнат на первом и втором этажах. На втором этаже также находится выставка, рассказывающая про лазарет, размещенный здесь во время Первой мировой войны. Очень познавательно.

Мы входим в первую комнату - комнату Иолы Шаляпиной, первой жены певца. Время здесь как будто застыло. Да и неудивительно, ведь все вещи, представленные здесь - подлинные.

Портрет Иолы Игнатьевны, выполненный в Париже ее сыном Борисом.





Рисунок В.Серова, запечатлевшего молодую Иолу, ожидающую близнецов Татьяну и Федора, 1905 г.



Федор и Иола, фотография 1896 г. Они познакомились в Нижнем Новгороде, во время гастролей Частной русской оперы С.Мамонтова, а венчались 27 июля 1898 г. Свадебный флердоранж на венчальных свечах.



Дивный столик.



Картина, изображающая Аю-Даг, Шаляпин любил Крым. В этом мы солидарны:-)



Секретер Иолы Шаляпиной и шкаф, в зеркало которого любил смотреться Федор Шаляпин, готовясь к спектаклям.



Переходим в столовую. Шаляпины были очень гостеприимны и за их столом часто собирались писатели, художники, поэты, музыканты.



По воспоминаниям Ирины Шаляпиной, "беседы начинались обычно с политики, искусства и заканчивались шутками и анекдотами". Так, часто приходил Константин Коровин, чьими работами можно полюбоваться в столовой и не только.



Из столовой мы попадаем в Зеленую гостиную.




Федор Иванович часто минуя Зеленую гостиную, сразу направлялся к себе в кабинет.



В следующей комнате Федор Иванович любил отдыхать. Сейчас здесь представлены дары, которые в разное время передали музею дети Шаляпина.



В частности, тут находятся работы Бориса Шаляпина. Его автопортрет:



Небольшая комната-кладовка:-)символизирует, по всей видимости, переезды семьи Шаляпиных



Далее - Белый (концертный) зал, в котором и сейчас можно насладиться великолепной музыкой. А когда-то Шаляпин репетировал здесь с Рахманиновым...



Бильярдная



Поднимаемся на второй этаж. Здесь расположены залы, в которых рассказывается про дары, преподнесенные поклонниками Федору Ивановичу, про награды и почести. Сам он был не тщеславен, а на родине не забывали про его т.н.низкое происхождение (он был родом из крестьян). Зато слава его была всенародной, чем пользовались разные коммерсанты. "Брокар и Ко" выпускали шаляпинский одеколон и духи (бутылочка одеколона также имеется в экспозиции). А еще были игральные карты с изображением Шаляпина, гребешки, сигареты и даже обои! Кондитерская Филиппова продавала шоколадные наборы и карамель с портретами певца.



В другом зале демонстрируются костюмы к спектаклям Шаляпина. В работе над одним из одеяний участвовал Николай Рерих. А на стенах комнаты можно увидеть эскизы декораций в исполнении Коровина и Билибина.



И последняя зала повествует о лазарете на 15 мест, открытом в доме певца 8 октября 1914 г. Федор Иванович отдал под лазарет и свой дом в Петербурге. Лазареты предназначались только для нижних чинов и попасть сюда считалось за счастье. Содержал оба лазарета Федор Иванович на свои личные средства, за ранеными ухаживали в т.ч и его дети. А сам он часто беседовал с ранеными и пел им песни. На выставке "Белый цветок милосердия" представлены вещи Шаляпина, предметы военного быта, плакаты тех лет...



Вот такой получилась прогулка по дому-музею Ф.И.Шаляпина. Приходите сюда, не пожалеете!

 Сообщить модератору



Спасибо за прогулку по музею)

Помимо того, что Федор Иванович Шаляпин был великим певцом, он еще и неплохо готовил - у него есть авторские блюда, вошедшие в кулинарные книги.

Есть вклад и в лингвистику - Шаляпину принадлежит слово судьбоносный.
Лонни, спасибо! Подозревала, что Шаляпин был разносторонней личностью, но не думала, что настолько:-)
Пожалуйста)
А его сын, Федор Федорович Шаляпин, был довольно известным голливудским актером.
Чтобы не сравнивали с великим отцом, взял псевдоним Шалин, укоротив фамилию.

Я даже в известных боевиках 90-х его фамилию встречала в титрах - там ведь всех указывают, даже кто в небольшом эпизоде снялся.
Шаляпин... Только вчера пошла на "Ёлки 1914" и все последние полчаса проплакала ( как и большинство дам в зале ) , особенно когда там пел Фёдор Иванович, помогая детям собрать деньги на лекарство больной маме... Интересно, на самом деле был такой эпизод ?
За отзыв спасибо, очень душевно !
Цитата:

особенно когда там пел Фёдор Иванович, помогая детям собрать деньги на лекарство больной маме... Интересно, на самом деле был такой эпизод ?


Вот не знаю конкретно насчет этого случая, но в благотворительных концертах Ф.И. Шаляпин бесплатно не участвовал.
Сразу обговаривал сумму за любое выступление.
Считал, что любой труд должен оплачиваться.

Вероятно, здесь виновато отчасти его крестьянское происхождение, к тому же, в отличие, например, от какого-нибудь певца дворянского происхождения, для которого певческое искусство было хобби, поддерживаемое доходами с родительской усадьбы, Шаляпин "сделал себя сам", self-made.

Ничего просто так ему не давалось.

Кстати, его мать умерла в нищете - оставив родительский дом подростком, отношений с родителями он не поддерживал.

ИМХО эпизод в фильме - фантазия и создание мифа.

Не совсем точно написала о Федоре Федоровиче Шаляпине - псевдоним он указывал, когда снимался в тех фильмах, в которых, как он считал, если бы не деньги, сниматься не стоило бы.
Какая дискуссия развернулась... Меня тоже тронул этот эпизод в "Елках". И даже если это миф, то миф красивый, тем более для новогоднего фильма:-)
Большое спасибо за интересный рассказ!
VERELENA, спасибо, что зашли в гости!
Бывшая жена Ф.И. Шаляпина Иола Игнатьевна (так она стала зваться в России) приходилась внучкой Джузеппе Гарибальди.
Можно я еще одну статью к портрету добавлю?

Спасибо.
Цитата:


Поесть, попить я так люблю…

(Бетховен. Песня «Сурок»)



Толк в еде и хорошем вине знали многие музыканты и композиторы. Известно, что Россини достиг в поварском искусстве немалых высот. Глубоким знатоком отменных вин был Джузеппе Верди, неизменно заказывавший к своему столу вино кьянти фирмы Руффино, которая бережно хранит в своих архивах письмо, подписанное собственноручно великим маэстро. Письмо это датировано 13 февраля 1882 года.

В тот же день еще одному, правда - будущему, поклоннику кьянти, русскому певцу Федору Шаляпину, едва исполнилось девять лет, и он понятия тогда не имел, кем в этой жизни уготовано ему стать. Впереди его ожидали годы скитаний и нищеты, на смену которым пришли ранний успех и всероссийская слава. Он быстро завоевал и всемирную известность, встав в один ряд с самыми выдающимися звездами оперной сцены. В России же ему не было равных.

Утверждать шаляпинскую гениальность в оперном искусстве - значит ломиться в открытую дверь. Но природа одарила его и другими талантами: незаурядный художник, рисовальщик-карикатурист, скульптор, выдающийся оперный режиссер. Шаляпин умел играть на скрипке, виолончели; когда требовали обстоятельства, вставал и за дирижерский пульт. Был он удивительным рассказчиком, написал две биографические книги, немало рассказов, фельетонов, стихотворений, и поэтому не зря один из его ближайших друзей, композитор Сергей Рахманинов, заметил: «Беспредельный, феноменальный талант во всем, за что ни берется».

Обильная литература о великом певце позволяет прийти к выводу, что Шаляпин обладал и еще одним даром (хотя, может быть, и не в такой степени, как Россини): он знал толк в еде, хорошем застолье и тонких винах, что дано, как известно, далеко не каждому. Самым же удивительным является то, что гастрономический вкус Шаляпина, не получившего никакого формального образования, кроме четырех классов начальной школы, развивался, как и почти все его таланты, под влиянием друзей, знакомых и вообще каждого, с кем сводила его судьба.

Вышедший из народных глубин, Шаляпин любил простые рецепты русской кухни. Будучи на гастролях в Нижнем Новгороде и едва познакомившись там с художником Коровиным, он тащит своего нового знакомого в трактир угощать ухой с калачом, приговаривая: «У нас-то, брат; на Волге жрать умеют! У бурлаков я ел стерляжью уху в два навара... Такой вот Витте (в те годы - министр финансов, а позже председатель Совета министров, официально открывавший Нижегородскую выставку в 1896 году. - И.Д.) и все, которые с ним, в орденах, лентах, такой, брат, ухи не едали!». И, еще не доехав до трактира, останавливает разносчика пирогов и угощает Коровина горячими пирожками с рыбой и вязигой.

Интересно, кто сейчас помнит, что такое вязига? В ожеговском «Словаре русского языка» такого слова «не стояло», и лишь в «Толковом словаре» В.И. Даля отыскалось определение старинного русского яства: «Вязига ж. сухожилье из красной рыбы, связки, лежащие вдоль всего хребта; она особ. идет вареная в пироги».

Уже будучи солистом Императорской оперы, оказался Шаляпин однажды в Ярославле, опять-таки с Коровиным. В ожидании парохода друзья зашли в ресторан, где заказали белугу с хреном и зернистую икру. На коробке с икрой было написано «Колганов. Москва», что ужасно разозлило Шалялина: как могли на Волге, где эту икру добывали, подавать ее, расфасованную в Москве. И он увел Коровина на берег Волги к одной из рыбных лавок. «Лавочник по приказанию Шаляпина, - вспоминал Коровин, - взял ножик, вытер о фартук и вытянул осетра изо льда. Осетр открывал рот. Лавочник бросил его на стол и полоснул ножом по животу. Показалась икра. Лавочник выгреб ее ложкой в миску, поставил миску и соль в бураке перед Шаляпиным и подал калачи. Шаляпин щепотью посолил икру в миске и сказал: - Ешь, вот это настоящая. Мы ели зернистую икру с калачом.

- Это не белужья, - говорил Шаляпин, откусывая калач. - Настоящая-то, ведь, белужья, зернистая.

Подружившись в Нижнем Новгороде с Горьким, Шаляпин не раз отправлялся с ним в Кунавино «кушать пельмени, любимое наше северное блюдо», как вспоминал он много лет спустя. Шаляпин, по свидетельству Коровина, «мог постоянно есть. Он был богатырского сложения». Впоследствии эта способность Шаляпина не раз поражала его зарубежных коллег и импресарио. Один из них вспоминал, как однажды после концерта Шаляпин в одиночку расправлялся с двумя индейками, запивая еду шампанским из двух бутылок. Сол Юрок, импресарио Шаляпина в 20-х годах, описывал в своих мемуарах пир, который закатил в 1921 году для Шаляпина владелец ресторана «Подземелье замка» (Castle Cave) Бардуш в ознаменование возвращения певца в Америку после пятнадцатилетнего отсутствия, особо подчеркивая поглощенные тогда Шаляпиным три или четыре дюжины устриц и невероятных размеров кусок мяса.

С известностью и славой пришла к Шаляпину и обязанность бывать на официальных обедах как в частных домах, так и в знаменитых, а порою и в фешенебельных ресторанах. «Княгиня Тенишева, - писал Коровин, - приглашала Шаляпина к себе, и князь усердно угощал его роскошными обедами и розовым шампанским, приговаривая:

- Пейте. Все вздор.

И оба усердно выпивали».

Не обходилось без анекдотов. Сам Шаляпин рассказывал, как однажды за обедом, после рыбы, он налил себе красного вина. «Врубель сидел рядом... У Мамонтова был обед, еще Витте тогда был за столом. Он вдруг отнял у меня вино и налил мне белого. И сказал: «В Англии вас бы никогда не сделали лордом. Надо уметь есть и пить, а не быть коровой. С вами сидеть неприятно рядом»... Но он был прав, я теперь это только понял. Да, Врубель был барин...»

Зерна врубелевского «воспитания» падали на благодатную почву: еще живя в России, Шаляпин начал ценить хорошее вино, а поселившись в Париже, стал коллекционировать редкие вина и достиг в этой области таких высот, что и спустя много лет после смерти Шаляпина итальянский журнал «Три сольди», рекламируя кьянти фирмы Руффино, ссылался на шаляпинский авторитет.

В архиве ЦГАЛИ хранятся меню обедов с участием Шаляпина. Каких деликатесов там только нет! И селедка с гарниром a la Pecelecere, и равиоли по-румынски а-ля Дворищев, и эстамат из рябчиков кармен, и спаржа с голландским и польским соусами, и... и т.д. А в одном из старинных и самых дорогих ресторанов Парижа «Серебряная башня» («Tour D'Argent»), славящегося приготовлением руанских уток, где каждой подаваемой гостям утке, со дня основания этого ресторана, присваивали очередной номер, под номером 104752 значится утка, приготовленная для Шаляпина в 1929 году.

Если руанская утка, поданная Шаляпину, стала частью истории кулинарии, то с курицей в городе Колумбусе (штат Огайо) несколькими годами позже произошел очередной анекдотический случай, описанный певцом в фельетоне «Сочельник в Коломбосе». Он появился в парижской газете «Последние новости» за 25 декабря 1931 года и уже несколько раз перепечатан в современной периодике. «В дни концертов, готовясь к священной жертве, - писал Шаляпин, - я не обедаю. Зато после концерта у меня сильное желание поесть. Вызвал я метрдотеля, который оказался черным, и говорю ему:

- Пожалуйста, мой друг, приготовьте мне к ужину суп с курицей.

И видя, что тот не понимает (не ведали, видимо, еще в то время в глубинке Америки, что за зверь такой - «chicken soup». - И.Д.), сам и объяснил, как готовить этот суп:

- Возьмите хорошую курицу, положите ее в мармит, посолите, налейте воды, положите лучку и порея и варите. Только подайте горячо».

Предвкушая славный Сочельник, который он собирался отпраздновать, и курицу с бульоном, Шаляпин Припас «драгоценный шкалик с добрым виски» - ведь в Америке тогда царил «сухой закон» - и приготовился к торжеству. Изумлению его не было предела, когда распахнулась дверь, и шестеро лакеев во главе с метрдотелем внесли огромный плоский серебряный поднос. «В совершеннейшей симметрии, - пишет Шаляпин, - на подносе разложены изумительной скульптуры картошечки, лук, порей. В центре, как некий властелин на троне из сухарей, одиноко возлежал чудесно зажаренный, но маленький цыпленок, а по всему подносу плоско разлилась от края до края тонким слоем янтарная жидкость». «Это мой бульон, это моя курица!» - с ужасом подумал я...

-Варвары! варвары, - закричала моя душа. - Варвары! Что вы сделали с моим Сочельником?..»

Надо обладать поистине артистической душой, чтобы так красочно описать в общем-то обычную курицу. Восторги Шаляпина по поводу еды не остались не замеченными современниками, и когда через год после его смерти, в 1939 году, в Нью-Йорке была выпущена поваренная книга «Достойно короля» («Fit for a King»), в ней, наряду с рецептами других знаменитостей, ну хотя бы шефа Диа из отеля «Ритц-Карл», вошли двенадцать рецептов русской кухни, которые, как указано в подзаголовке, «смаковал великий певец». Назовем некоторые из них: рыбная солянка, заливное из рыбы, голубцы, пирожки с мясом, вареники, гурьевская каша, пасха. Между прочим, несколько лет назад мне довелось отведать пасху, приготовленную именно по этому рецепту внучкой Шаляпина Ириной Борисовной, и со всей ответственностью могу сказать, что сравниться с нею не может никакой cheese cake.

Если порыться в многочисленных воспоминаниях, то отыщутся десятки примеров того, что любил, с кем, где и как ел, сколько и чего мог выпить Шаляпин (кстати, последняя тема заслуживает отдельного разговора, к которому следует вернуться, ибо немало баек и выдумок бродит по свету о шаляпинском «пьянстве»), но я не пишу курсовую работу для «калинарного техникума», поэтому расскажу еще лишь два эпизода.

Во время великопостных гастролей в опере Зимина в Москве была объявлена «Русалка» с участием Шаляпина. В семь часов вечера в квартире дирижера спектакля Е.Е. Плотникова раздался телефонный звонок, и секретарь Шаляпина просил передать, что «Федор Иванович скушал четыре тарелки лапши за обедом и петь не может». Когда сын дирижера лет десять спустя напомнил об этом случае Шаляпину, тот сказал: «Ну и безобразие! Бить было некому, а и хороша, наверное, лапша-то была, не в пример этим бульончикам. Да, немало надо было ее отведать, чтобы диафрагма отказалась действовать».

Макаронные изделия не оставляли Шаляпина равнодушным и на родине этого блюда. Будучи как-то в миланском ресторане «Санта Лючия», он не только попросил записать ему по-итальянски (которым Шаляпин владел свободно) рецепт устричного соуса к макаронам, но и перевел на русский язык рецепт второго, неаполитанского, соуса, который собственноручно записал на обороте листка. Этот рецепт случайно обнаружил в бумагах своего покойного мужа Бориса Шаляпина, сына певцы, г-жа Хелча Шаляпина, и когда в минувшем сентябре, возвращаясь из отпуска, мы с женой навестили ее, рецепт этот со свидетельством сына Шаляпина, удостоверяющим руку отца, был подарен мне. Таким образом, я стал обладателем автографов сразу двух Шаляпиных. Надпись гласит (с сохранением орфографии): «Рецепт к неаполитанскому соусу для спагетти, написанный рукой Федора Ив.Шаляпина. Подтверждаю - Boris Chaliapin». А вниманию тех, кого не пугает: «жуткое» слово «холестерол», я предлагаю шаляпинский рецепт (с сохранением орфографии):

Соус Неаполитанский для одного кило спагетти:

100 г сала свиного (топленое)

90 г томат (пюре)

- луковица

- немного (м.б.ложку) базилика (трава)

1) Растопить сало (в кастрюле)

2) Положить в сало рубленый лук

Как только лук будет румяным, туда же бросить томат и траву базилика, а также воды столько, сколько может разбавить все в меру. Все это нужно оставить на маленькой огне целый час. Если соус сделается все таки очень густ, то прибавить еще теплой воды. 22 минуты, прежде чем готов соус, нужно бросить шпагетти в кипящую воду.

Шаляпин так увлекся соусом, что не только название его пишет, переделывая на русский лад итальянское слово «Наполи» - Неаполь, но и слово «спагетти» написал в конце на неаполитанском диалекте, через «ш». Но все это мелочи, и если вам по душе шаляпинский рецепт, запивайте это блюдо вином кьянти Руффино, которое, если верить журналу «Три сольди», было любимым вином Шаляпина.
Иосиф ДАРСКИЙ
http://www.c-cafe.ru/days/bio/20/002_20.php

Ingunn, большое спасибо за отзыв!
Интересно, а чем его родители не устроили, что он им не помогал?
Цитата:

Интересно, а чем его родители не устроили, что он им не помогал?



Цитата:

Мать Шаляпина Евдокия Михайловна закончила свои дни в нищете, просила милостыню. Где её могила – неизвестно,
отец умер в больнице в Вятской губернии. Так сложилось, что после отъезда из дома Ф. Шаляпин почти не виделся с родителями, лишь однажды посетив отца в больнице.
С сыном Шаляпина – голливудским актёром Фёдором Фёдоровичем руководитель Казанского общества любителей творчества певца Альфия Тутаева встречалась в Риме в 1995 году. Он хотел посетить Казань, но не успел.
http://www.kazan.aif.ru/culture/person/86132


Шаляпин прошел "мои университеты" почти как Горький - мальчиком у сапожника и у других мастеровых слободки. Вероятно, родители не воспринимали, мягко говоря, его талант и стремление к пению и сцене.
Цитата:

Катался я как-то зимой на деревянном коньке на площади в Казани. Стояла там великолепная старинная церковь св. Варлаама. Смерз. Хотелось согреться, и с этим мирским намерением я вошел в церковь. Шла вечерняя или всенощная. И тут услышал я, как поет хор. В первый раз в жизни я услышал стройный напев, составленный из разных голосов. И пели они не просто в унисон или в терцию, как я пел с моей матерью, а звуки были скомбинированы в отличном гармоническом порядке. (Я бы, конечно, не мог тогда так это понять и объяснить словами, но такое у меня получилось бессловесное впечатление.) Это было для меня изумительно и чудесно. Когда я подошел поближе к клиросу, то я, к моему удивлению, увидел впереди стоящих мальчиков такого же приблизительно возраста, как я сам. Мальчики эти держали перед собой какую-то загадочно разграфленную бумагу и, заглядывая в нее, выводили голосами приятнейшие звуки. Я разинул от удивления рот. Послушал, послушал и задумчивый пошел домой. Поют ровесники, такие же малыши, как я. Почему бы и мне не петь в хору? Может быть, и я бы мог голосом выводить стройные звуки. Надоел я дома этими звуками до смерти всем, а главным образом матери. У меня был дискант!


Федор Иванович Шаляпин. Маска и душа
http://az.lib.ru/s/shaljapin_f_i/text_0040.shtml

Может, здесь найдете ответ на свой вопрос.
Спасибо , у меня есть эта книга-самому стыдно, что до сих пор не прочитал.
Лонни, спасибо за дополнения, Вы существенно расширили мой отчет. Вы, наверно, можете водить экскурсии по шаляпинским местам:-) Очень интересно было узнать столько фактов о Шаляпине. Непростая судьба, что и говорить. Гений! Сколько усилий надо было было приложить, чтобы не только выбиться в люди, но и заслужить право выступать на лучших сценах мира. А сколько таких талантов сгинуло, не успев раскрыться...

Sima-K, благодарю, что прочли!
Цитата:

Вы, наверно, можете водить экскурсии по шаляпинским местам:-)


Спасибо:)
Я вожу, только по шопеновским:)
Цитата:

Я вожу, только по шопеновским:)



Да, я уже изучила Ваш профиль:-)
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1История одного дома. Особняк Бергов - Посольство Италии в Москве
2Самолетом и автобусом в Европу. Часть 7. Парижские парки и церкви.
3Москва. "Музей воды" и...
4Леголенд и Копенгаген в мае 2013 с ребенком (много фото).
5И вновь ночной Москвы преображенья… Снова в город с «Выходом в город». Весенний сезон начался.
6До Тбилиси и Батуми и обратно до Москвы... Части 1 и 2.
7Таллин и Рига в другие времена.
Россия
Отели России
Отели Гороховца
Отели Горячего Ключа
Гусь-Хрустальный
Хабаровск
Погода в России
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
1058.Атлантида мини-отель 4
1059.Гончаровъ 4
1060.Коммерсант 4
1061.Парус 4
1062.Южная 4
1063.Best Western Plus Centre Hotel 4
1064.Французский вторник 4
лучшие отели России
Фото отелей:
43.Репино Cronwell Park Отель, Россия [77]
44.Бархатные сезоны - Екатерининский квартал, Россия [77]
45.Песочная Бухта, Россия [75]
46.Мышкино подворье, Россия [74]
47.Имеретинский апарт-отель, Россия [72]
48.Солярис загородный клуб, Россия [72]
49.Ателика Гранд Прибой, Россия [72]
Популярные отели:
1891.Midland Sheremetyevo отзывы
1892.Бисерово загородный клуб отзывы
1893.Селигер дом отдыха отзывы
1894.Аврора Центральная мини-гостиница отзывы
1895.Ирина отзывы
1896.Восход туристско-оздоровительный комплекс отзывы
1897.Крымские Дачи пансионат отзывы
Отзывы по отелям:
1583.Россия, MariLand база отдыха [1]
1584.Россия, Давыдов [1]
1585.Россия, Домино [1]
1586.Россия, Южный пансионат [1]
1587.Россия, Дивный СПА-отель [1]
1588.Россия, Фазотрон - С [1]
1589.Россия, Жемчуг частный отель [1]