01.12.14 11:14:18
В Вену за Рубенсом, или Вена без банальностей 
Время отдыха: ноябрь 2014

ВСТУПЛЕНИЕ. Иногда достаточно самой малости, чтобы собраться в путешествие. Недавно в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, проходила выставка с длинным названием «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» (20 июня -19 октября 2014). Классическую живопись я люблю и поэтому был на выставке три раза. Сначала со старшим сыном, потом с женой, а в сентябре с младшим сыном. Всего к нам привезли 55 картин, из них 19 принадлежало Рубенсу. Я восхищался его шедеврами. Когда выставка закончилась, я решил, что надо бы съездить в Вену, посмотреть недосмотренное. Ведь хотя Рубенс жил в Нидерландах, наиболее полные его собрания находятся не там, а в Вене и Мадриде. Да и вообще, сколько прекрасных картин находится в Вене! «Там сны Бетховена воспели фрески Климта, там Брюгель написал зимы портрет, там Альбертина в недрах лабиринта хранит незабываемый букет…»
Известно, что Вена – один из популярных у туристов городов. Решил поехать в ноябре, когда, как мне казалось, основной поток уже спал, а рождественские ярмарки ещё не открылись. Приехав, убедился, что толпы туристов в городе есть всегда. По крайней мере, в туристических местах точно. Если вы хотите приехать туда, где нет туристов из Азии, то вам на другую планету! Ну и русских хватает, несмотря ни на какие санкции и курс евро.


Некоторые считают, что в ноябре ездить некомфортно из-за того, что рано темнеет. Солнце вставало в 7 часов, а заходило в 16:20. Замечу, завтрак в гостинице был с 6:30. Ходить 12 часов я не могу. Светлого времени суток мне вполне хватало, чтобы нагуляться по городу, а после 17 часов отдыхать.
Перед поездкой решил почитать турфорумы. Постоянно задаваемый и самый животрепещущий вопрос на них: «Что посмотреть в Вене за два дня?». По популярности с ним может сравниться лишь другой: «Что посмотреть в Вене за один день?». Возможно, современным путешественникам некогда готовиться к поездке, и некогда рассматривать города. Побыли два дня – и хватит, пора двигаться дальше. Я же забронировал пребывание в течение шести полных дней. Когда узнал, что от Вены близко до Братиславы, решил на один день съездить туда. (Рассказ о поездке в Братиславу http://www.otzyv.ru/read.php?id=181932). На Вену у меня осталось пять дней. Стал изучать, что стоит посмотреть, и поразился. Оказывается, всё интересное увидеть за пять дней просто невозможно!
Мой рассказ будет длинным. Чтобы вы не тратили понапрасну ваше время, предупреждаю: мой рассказ не рекомендуется читать тем, кто ещё не был в Вене. Здесь не будет ни советов, как добраться от аэропорта до гостиницы и какой проездной купить, ни указания мест выгодного шопинга, ни впечатлений от кафе и ресторанов. Хочу обойтись без банальностей. Поэтому здесь не будет главных достопримечательностей - Шёнбрунна, Хофбурга, Бельведера, Собора Святого Стефана. Не будет Карлскирхе и Вотивкирхе, Альбертины и Сецессиона, памятников Штраусу и Марии Терезии, зданий Парламента и Ратуши, построек Хундертвассера и Вагнера и прочих тысячи раз до меня описанных объектов. Рекомендую вам известный путеводитель по Вене Михаила Шварца (http://venagid.ru/) и полезный сайт гида Екатерины Горовой (http://austriaforyou.ru/).
Не рекомендую читать мой рассказ также «знатокам» Вены, имеющим привычку приходить в комментарии, и поучать авторов, что они смотрели не то и не так. При этом они сами, часто посещая город, отзывы о нём не пишут. Максимум того, что могут сообщить эти господа, что там-то начались дорожные работы. Они покритикуют и меня за то, что я не сделал в Вене ряд обязательных, по их мнению, вещей. Не посетил «Захер», хотя примерно половина посетивших задается вопросом: «Захер мы пошли в этот Захер?». Не поднимался по ступенькам на собор Святого Стефана, не был на спектакле в Опере, не осматривал посуду Сисси в Хофбурге, не стоял у «Поцелуя» Климта. Значит, автор Вены совсем не видел! Однако программу поездки я составлял только для себя, и только на пять дней.
Сколько всего написано о Вене мастерами художественного слова! «Ах, друзья мои тунгусы, если бы вы знали, как хороша Вена! Ее нельзя сравнить ни с одним из тех городов, какие я видел в своей жизни. Улицы широкие, изящно вымощенные, масса бульваров и скверов, дома все 6- и 7-этажные, а магазины - это не магазины, а сплошное головокружение, мечта! Одних галстухов в окнах миллиарды! Какие изумительные вещи из бронзы, фарфора, кожи! Церкви громадные, но они не давят своею громадою, а ласкают глаза, потому что кажется, что они сотканы из кружев». Какие слова можно найти после Антона Павловича? Разве что попытать написать о том, что он не видел и видеть не мог. Хотя я знаю, что обо всех объектах, о которые я пишу, на сайте уже упоминали, хотя о некоторых – очень редко.
Кроме фотографий одной картины Веласкеса и трёх – Рубенса, взятых из интернета, все остальные сделаны автором. В отличие от отзывов других, ни одно фото не подверглось редактированию. Не убирались провода, не выпрямлялся горизонт, не менялись цвета и так далее. Здесь информация, а не реклама.
Не буду никому советовать: «Это надо смотреть обязательно!» или «Без этого вы не сможете узнать город!». Опишу, что увидел в Вене я. Начну, как водится, с отеля.
ГОСТИНИЦА. Гостиница в пределах Внутреннего города стоит дорого. К тому же сомнительная радость, открывая окна, дышать продуктами жизнедеятельности лошадей! Мои требования к венской гостинице: сетевая, четырехзвездная, имеет оценку букинга не менее 8, расположена поблизости от метро. Я остановился в отеле Austria Trend Hotel Ananas Wien, расположенном прямо у выхода из метро Pilgramgasse, недалеко от популярного рынка Нашмаркт. На мой выбор повлияла оставленная летом 2014 гостем из России оценка на букинге: «Читал отзывы перед выбором, в том числе на TripAdvisor. Не обращайте внимания на отзывы сделанные до 2014 года, сейчас это другой, обновленный отель».

Расположение отличное: две остановки на метро до станции Karlsplatz. Номера отремонтированные и чистые, сантехника новая. Обычный набор отеля такого уровня: телевизор, холодильник, кондиционер, сейф, фен. Конечно, бесплатный Wi-Fi, сигнал в номере хороший. Уборка ежедневная. В службе размещения я взял бесплатную карту Вены на русском языке, которой активно пользовался. Близко от отеля – магазин сети Billa.

Есть особенности отеля, которые мне были безразличны, но кому-то они не понравятся. Во-первых, это большой отель (522 номера). Во-вторых, персонал службы размещения говорит на немецком и английском, но не говорит на русском. В третьих, среди 40 каналов телевидения нет русскоязычных.
В стоимость входил завтрак (шведский стол). Выбор не очень большой, каждый день одно и то же, но я хорошо наедался. Из горячего был только омлет. Также были выпечка, различные сорта хлеба, колбас, сыров, помидоры, огурцы, ассорти из фруктов, йогурты, кофе, соки, чай.
Окна моего номера выходили во двор, было тихо. Явный минус номера один - душ! Створки кабины пропускали воду на пол в ванную. Лужу приходилось прибирать каждый раз после приема водных процедур. Но плюсы отеля (расположение, комфорт, сервис) намного перевешивали этот минус.
Неподалеку от гостиницы - Церковь Святого Йозефа, возведенная в 1769 году. Именно здесь отпевали Шуберта.

РУССКАЯ ВЕНА. Русская Вена – это не только русская речь на венских улицах. Во время прогулок по городу моя страна постоянно напоминала о себе. Звездой Альфреда Шнитке, афишами оперы «Хованщина», балета «Ромео и Джульетта», и даже драмы «Москва –Петушки».

Русские жили в Австрии с давних времён. В XIX веке здесь был построен большой каменный храм - Собор святителя Николая Чудотворца (Russisch-Orthodoxe Kathedrale zum Heiligen Nikolaus). Архитектор Григорий Котов решил построить собор русско-византийской архитектуры: с пятью главами и шестым куполом над звонницей, с кокошниками в основании глав, с галереей и многоцветной наружной декорацией. Храм был освящен в 1899 году. В 1914 в связи с войной он был закрыт, а в 1927 здание передали советскому постпредству. Только в 1946 году, после взятия Вены, храм возвратили Русской православной церкви.
Когда мы пришли к собору во второй половине дня, он был уже закрыт. Мы позвонили, и его любезно открыли для нас. Фотографировать внутри запрещено. Осмотрели, оставили пожертвование Святому Николаю, покровителю путешественников.

Вы знаете, что может быть общего у Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина, Льва Троцкого, Иосипа Броз Тито и Зигмунда Фрейда? Оказывается - место жительства: в 1913 году все они жили в Вене, совсем недалеко друг от друга. Теоретически могли встретиться. (http://www.bbc.co.uk/russian/society/2013/04/130418_vienna_hitler_stalin)
Недалеко от дворца Шёнбрунн, на одном из домов находится мемориальная доска, посвященная Сталину. Здесь он жил несколько недель, здесь писал книгу "Марксизм и национальный вопрос». Дом пережил две мировые войны и уцелел. Сейчас здесь расположен пансион. Можно забронировать место и пожить в сталинском доме, если кому-то интересно!

Доска была открыта в 1949 году, к 70-летию Сталина. Дом сейчас ремонтируется. Интересно, что стало с доской – сняли её австрийцы или оставили? Вижу, она на месте. Чтобы сфотографировать её поближе, мне пришлось игнорировать запреты и лезть за ограждение. В отзывах на сайте о ней упомянули лишь двое, saavv(2009) и viktorio(2013).

Трудно быть в Вене и не заметить памятник советским воинам. Дата его открытия - 19 августа 1945 года, всего лишь через четыре месяца после взятия города. Дело в том, что принципиальное политическое решение о сооружении памятников-символов в центре обеих столиц поверженного Третьего Рейха было принято Сталиным заранее, ещё до взятия Берлина и Вены. Казалось бы, это не первоочередная задача победителей. Но это оказалось мудрым политическим решением. Ещё в Ялте Австрия и Германия были поделены на союзнические зоны, но никто не знал, что будет через несколько лет. Оккупация рейха - не навсегда, войска союзников когда-то уйдут. Но они уйдут, оставив свои символы как напоминание о том, кто победил. Давно уже нет на земле вдохновителя монумента Сталина. Нет и страны, ставившей памятник - Советского Союза. А памятники в Берлине и Вене стоят. Можно их игнорировать, можно переписывать учебники, можно даже устраивать провокации, но памятники - символы стоят.
Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай
Тот цветущий и поющий яркий май.
Вихри венцев в русском вальсе сквозь года
Помнит сердце, не забудет никогда!

На высоком узком постаменте - фигура советского воина со знаменем. Одной рукой воин поддерживает знамя, другой - герб СССР. Памятник не всем нравится, некоторые считают его «убогим». Я не согласен. Да, он подчёркнуто советский, и наверно, дисгармонирует с окружением, но не убогий. Пришли победители и воздвигли памятник в своем стиле. Тот, который сочли нужным.


Хочу отметить две неочевидные вещи. Во-первых, неподписанные стихи на одной из граней монумента принадлежат автору текста советского и российского Гимнов Сергею Михалкову. Причем эти стихи построены так, чтобы их можно было пропеть на музыку Александрова.
Во-вторых, если внимательно посмотреть на герб СССР, то видно, что он с ошибкой. Лент не 16, как должно было быть в 1945 году, а 17. Почему так – не знаю. Упоминания и объяснения в интернете я не нашел.

Много мест в Вене связано и с событиями, происходивших после Второй мировой. В 1961 году в Большой галерее во Дворце Шенбрунн встретились руководители сверхдержав Кеннеди и Хрущев.

18 лет спустя в Хофбурге целовались Брежнев и Картер. Но это, как говорится, совсем другая история.
ОПЕРА. Ни мне, ни жене опера как жанр не нравится и в Москве мы на неё не ходим. В любом другом городе мира тоже не пойдем. Я бы не останавливался на этой очевидной вещи, если бы не большое количество мифов, насаждаемых вокруг Венской оперы. Почему-то считается, что туристы, приезжающие в Вену, обязательно должны посетить её. «Быть в Вене и не сходить на представление в венскую оперу можно лишь в одном случае – если опера закрыта». – написал на сайте один из таких «знатоков». Не хочется даже спорить.
Если мы с женой идем в театр, то стараемся делать это в выходной, чтобы перед посещением отдохнуть. Я не представляю, как бы я пошел в Венскую оперу вечером, днем находившись по городу. Тем более, что туристы зачастую покупают не очень хорошие (стоячие) места и трудом дотягивают до антракта. Для них является откровением и то, что действие в опере может идти больше часа, и то, что поют на зарубежном языке. Полагаю, чтобы опера вызывала восторг, её надо много слушать, разбираться и понимать, а не идти неподготовленным.
Мы с женой любим смотреть балет. Например, в сезоне 2013/2014 мы шесть раз ходили в Большой театр, а также смотрели балеты в МАМТ. Ходили не на классику – она уже просмотрена, а на новые постановки Большого («Онегин», «Марко Спада», «Дама с камелиями», «Укрощение строптивой»), на гастроли Парижской Оперы и Лондонского королевского балета. Однако для меня Вена – явно не тот город, в котором стоит смотреть балет. Всё же ограничиваться внешним осмотром Оперы мне не хотелось. Расписание экскурсий по зданию есть в интернете, оно также вывешено у театра. Следует побеспокоиться заранее, чтобы четко определить день. Например, во время моей поездки в понедельник, вторник, четверг и пятницу экскурсий не было. Они проводились в среду, на русском языке – лишь одна, в 14 часов. Я думал, что не удастся купить билет, будет много туристов, но мои опасения оказались напрасны. Стоимость экскурсии 7.50 евро, длительность 50 минут, на ней было около 30 человек. Мы осмотрели зрительный зал, фойе, сцену, другие помещения.



Экскурсовод сообщила, что горожане невзлюбили архитектуру здания. Когда к критике присоединился император, один из архитекторов покончил жизнь самоубийством, а другой умер от сердечного приступа спустя месяц после открытия. Можете меня критиковать, но я полагаю, что рациональное зерно в этой критике есть – от здания и интерьеров я ожидал явно большего. Роскоши, на мой взгляд, не видно, зато есть современные вставки.

От экскурсовода я узнал, что билеты следует покупать в кассе, а вот люди в костюмах Моцарта, наперебой предлагающие билеты перед театром, никакого отношения к нему не имеют. Они могут продать билеты в другой театр или вообще фальшивые!
Экскурсию без магазина некоторые считают неполноценной. Вот и наша закончилась в магазине, расположенном в здании Оперы. Кстати, посетив в октябре 2014 года премьеру «Легенды о любви», мы убедились, что подобный магазин появился и в Большом театре.
КЛИМТ. У Вены три супергероя. Сисси, Моцарт и художник Климт. Портреты Сисси, Моцарта и «Поцелуй» Климта можно увидеть повсюду, и за пять дней они мне порядком поднадоели. Может быть, поэтому я не пошел смотреть, как в действительности выглядит знаменитая картина, сделав в своей поездке акцент на классической живописи.

Это не значит, что мы с женой не любим Климта. Любим, причем любовь эта давняя. В Советском Союзе его альбомов не издавали. Я купил первый цветной альбом небольшого формата, изданный в нашей стране (издательство СПИКА, 1995). На обложке царственная Адель Блох-Бауэр заламывала руки на роскошном золотом фоне. Кстати, это единственная женщина, чьи портреты он писал дважды. Когда много лет спустя я купил толстый том Констанса Ньето Юста «Густав Климт – живописец души», Адель снова смотрела на меня с футляра и с обложки тома. Вот эту картину я бы пошел смотреть не задумываясь, независимо от количества размещённых в городе копий. Но в жизни случается и то, чего случиться никак не может. Адель не дождалась меня в Вене, неожиданно уехав за океан.
Климта и Вену связывает многое, и можно было все пять дней искать в городе его следы. Но на это не было времени. Ограничусь показом росписей молодого Климта в парусах свода Художественно-исторического музея. Ему нет тридцати, вся его слава ещё впереди.

ПАРКИ. Вена славится многочисленными парками, расположенными в самом центре города. Они хорошо известны, и я о них промолчу. Ведь если немного удалиться от центра, можно обнаружить множество других замечательных уголков, в которых я с удовольствием гулял.
Тюркеншанцпарк (Türkenschanzpark) является одним из крупнейших парков Вены. Как раз на этом месте в 1683 году укрепились скрывающиеся от приближающихся австрийских войск турки. Прекрасный парк в английском стиле был построен в 1874—1878 годах на месте турецких земляных укреплений, порохового погреба, ветряных мельниц и песчаных карьеров. Здесь находится Паулинская смотровая башня, которую открыл в 1888 году Император Франц Иосиф I. Здесь же высажено большое количество экзотических растений. Большинство из них подписаны, как в ботаническом саду. Есть и такой древний туалет. Многие жители при мне бегали, наматывая круги по парку.



Территория между районами Флорисдорф, Данауштадт и центром Вены в начале 1960-х годов использовалась в качестве городской свалки. Власти решили убрать свалку и облагородить территорию. На расчищенном участке возник великолепный Дунайский парк (Donaupark). Парк открылся в 1964 году, открытие приурочили к Международной садовой выставке. После успеха этого мероприятия территория перешла в распоряжение жителей и гостей города.



Ввиду большого успеха первой «Венской международной садовой выставки» 1964 года, которая проходила в Дунайском парке, муниципальный совет Вены решил провести похожую выставку через десять лет, в 1974. Местом её проведения был выбран юго-восточный склон холма Лааерберг, лежащий в 10-м округе. Венская международная садовая выставка 1974 года превзошла все ожидания. Её посетили около 2,6 миллионов человек. В конце года её преобразовали в Курпарк Оберлаа (Kurpark Oberlaa). Здесь очень красивые ландшафты! Можно найти уютные поляны с шезлонгами для отдыха.



СМОТРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ. Полагаю, если вы хотите увидеть панорамы Вены, то лучшего места, чем Дунайская башня (Donauturm) не найти. Башня в центре Дунайского парка, высота которой 252 м, уже 50 лет считается самым высоким сооружением города. Более того, сооружение входит в десятку самых посещаемых достопримечательностей Вены. Скоростные лифты поднимаются на высоту 150 метров за 35 секунд. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Вену и окрестности.



Вена является чуть не единственным городом – миллионером, в черте которого расположены виноградники. В конце 19-го округа расположен небольшой пригород - деревня Каленберг, рядом с которой находятся две горы – Каленберг (Kahlenberg) и Леопольдсберг (Leopoldsberg). Полные сил молодые люди могут идти туда пешком среди виноградников, держа направление на телевышку. Я же поехал туда на автобусе. Сначала вышел на остановке Кобенцль (Am Cobenzl). Её трудно пропустить: здесь находится гигантский паркинг с гостиницей.

Осмотрел окрестности, потом снова сел на автобус, который прибыл в Каленберг, на высоту 484 м. Туристы толпой направились в хойригеры, а я пошел на смотровую. Но не стал задерживаться и здесь. Гора Леопольсдсберг находится чуть дальше, это конечная остановка автобуса. Она ниже, людей здесь куда меньше, но вот парадокс – виды с неё лучше! Панорама с горы открывается великолепная, в трёх направлениях. Видно большую часть правого берега Дуная, левый берег, посёлки с северной стороны, всё русло реки в черте Вены, Дунайский остров. Чтобы солнце не светило прямо на вас, желательно приехать сюда попозже. Добавлю, что и на Каленберге, и на Леопольдсберге есть старинные храмы.


ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Kunsthistorisches Museum, он же – Музей истории искусств. По версии сайта TripAdvisor, из 420 развлечений Вены именно он занимает первое место. Поэтому, хоть это и банальность, я не могу обойти его в своем рассказе.

Великолепное здание было построено специально для музея. Здесь есть кафе, в залах в изобилии расставлены мягкие диваны. Походил по залам, устал, посидел на диване, поел в кафе, пошел смотреть дальше. Входной билет стоит 14 евро. Можно взять аудиогид, в том числе на русском. В немецком и английском вариантах описано более 800 экспонатов, в русском - чуть более 100. Я прекрасно обошелся без аудиогида, взяв лишь небольшой бесплатный буклет по музею на русском языке. Кстати, здесь можно купить книгу о музее на русском языке (19.90 евро). Фотографировать в залах можно, но без вспышки.


Как гласит информация в музее, этаж, на котором расположена художественная галерея, является первым! Кто-то в отзывах называет его вторым, а кто-то – третьим. Шедевров в залах достаточно, назову лишь семь художников. Здесь проходила выставка Веласкеса, открывшаяся 28 октября. Фотографирование на ней запрещено. Поэтому моих фотографий портретов инфанты Маргариты в различных платьях, постоянно находящихся в экспозиции Венского музея, не будет. Самые известные полотна из приехавших «Принц Балтазар Карлос на лошади» (Прадо, Мадрид) и «Венера с зеркалом» (Национальная галерея, Лондон).

Меня очаровал живописец XVI века Арчимбольдо, его необычные картины-аллегории, составленные из цветов и фруктов. Здесь их шесть, причем две гостят.

Рафаэль. «Мадонна в зелени».

Картины Питера Брейгеля Старшего.


Дюрер. «Портрет императора Максимилиана», «Портрет молодой венецианки».

Вермеер. «Мастерская художника».

И конечно, самый разный Рубенс.


Остановлюсь на двух шедеврах.
«Шубка» - один из портретов юной второй жены художника. Рубенс подарил его жене с условием не передавать в чужие руки. Черная, подбитая мехом шубка, ниспадая с левого плеча, образует фон для обнаженной фигуры и добавляет мотив движения, который придает картине особое изящество. Полная нежности, любящая и радостная Елена.

«Автопортрет». Художник выбрал жанр парадного портрета, чтобы подчеркнуть свое высокое положение в обществе, которого он добился только благодаря себе. Он работал левой рукой, пальцы правой уже не могли шевелиться, но здесь он исполнен уверенности и элегантности. Ему больше шестидесяти. Глубокий взгляд с искренней печалью.

Посмотрев художественную галерею, я спустился в Кунсткамеру (Kunstkammer, в прямом переводе – зал искусств). Долгое время эта часть экспозиции музея была закрыта, с 2002 по 2012 год она подвергалась реставрации и восстановлению. Открыта она была лишь в марте 2013 года.
На выставке Веласкеса толпились зрители, в залах с постоянной живописной экспозицией зрителей было немного, а здесь я вообще бродил в гордом одиночестве. Но если я хорошо знал, какими картинами знаменит музей, то содержимое кунсткамеры оказалась для меня полной неожиданностью. Покажу лишь четыре экспоната. Кристоф Маухер, «Апофеоз императора Леопольда I» (1700). Композиция создана на основе классического сочетания черного дерева и слоновой кости.

Петер Йозеф Фонсон и Якоб ван дер Донк. Столовый сервиз герцога Карла Александра Лотарингского (1755).

Ганс Якоб Бахман. Часы «Диана, сидящая на спине кентавра».

Главный экспонат коллекции - золотая солонка Франциска I работы Бенвенуто Челлини «Saliera» (Сальера), созданная в середине XVI века.

Это аллегорическое представление мира. Бога Океана несут морские кони, рядом находится корабль, а богиня Земли восседает на слоне, сбоку от нее видна миниатюрная триумфальная арка. Этот предмет не был бы настоящим экспонатом Кунсткамеры, если бы он при этом не имел практического назначения, присущего столовому прибору: в кораблике есть место для соли, а откинув крышу триумфальной арки на шарнирах, туда можно насыпать перец. Есть здесь и эротический элемент: обнаженные мужчина и женщина помещены напротив друг друга, их ноги переплетены, их ложе вполне может напомнить спальню, а облик скорее напоминает живых людей, чем каких-то мифологических существ.
ОБЛИК ГОРОДА. Вена долго была столицей империи Габсбургов. Отсюда и шик построек, и ширина бульваров, и громадные комплексы дворцов. Грандиозные постройки не дают забыть о великом прошлом. В начале ХХ века с населением 1.3 млн человек Вена занимала 4 место в Европе, после Лондона, Парижа и Берлина. После Первой мировой войны, повлёкшей за собой окончательный развал империи, население города сократилось почти на четверть и расти перестало. Напомню, что самый крупный город Европы теперь Москва, Санкт-Петербург занимает четвертое место, а Вена – лишь 15-е, с населением 1.7 млн человек. Гуляя по городу, я заметил, что даже здания постройки ХХ века отличаются собственными элементами украшения.


Памятник архитектуры ХХ века, Карл-Маркс-Хоф (Karl-Marx-Hof) — один из самых известных муниципальных жилых домов в Вене. Дом был построен в 1927—1930 годах, его длина составляет 1100 м. Говорят, что он протянулся на четыре остановки трамвая. Дом стал символом «Красной Вены» – эпохи правления социал-демократов и строительства коммунального жилья (1919-1934 гг.) Главный вход комплекса украшен большими арками и четырьмя керамическими фигурами.

Подземный переход в центре. Например, здесь можно узнать, сколько венских шницелей съели в городе с начала года, и изумиться нескончаемой длине числа пи.

Многие считают, что красавица Вена является образцом стиля и бережного отношения к архитектурному наследию. Вот что мне удалось разыскать. В имперской Вене существовала мощная архитектурная школа, со своими традициями. В 1914 году в городе было пять основных красивых вокзалов. Ещё в 1945 году все они были в удовлетворительном, восстанавливаемом, а то и в хорошем состоянии. И все они до исчезли до 1974 года, не пощадили ни один. Это вовсе не следствие Второй Мировой, а следствие рыночного отношения к «отжившему свое». Париж сохранил пять из шести своих действующих вокзалов в исторических зданиях; Москва сохранила восемь из девяти; Петербург - четыре из пяти исторических зданий. Сложно представить, чтобы такие знаковые шедевры модерна, как Витебский в Санкт-Петербурге или Ярославский в Москве, снесли. А вот в Вене подобное сделали!
В исторической части города сохранилось много старинных зданий. При этом построено и немало современных, не вписывающихся, на мой взгляд, в облик города. Все видели это сооружение недалеко от Собора Святого Стефана.

А такое здание расположено как раз напротив Венской оперы. Такие примеры можно продолжить.

Вандальные надписи можно увидеть в самом центре.

А ещё здесь обожают повсюду лепить наклейки.

МУЗЕЙ МАДАМ ТЮССО. Возможно, кто-то отнесет его к банальностям. Но на сайте из нескольких сотен отзывов только в семи упомянуто о его посещении, не размещено ни одной фотографии, так что я поделюсь информацией. Цена билета немалая - 20.50 евро. Я покупал билет по интернету с 30% скидкой за 14.35 евро. Представлено около 80 восковых фигур.
Я пошел в этот музей не для того, чтобы снова увидеть Одри Хепберн и Леди Гага, а чтобы посмотреть на персонажей австрийской истории.

Мои ожидания оправдались. Вот с чего начинается музей. Знакомые все лица!

Дальше - Шиндлер, который «список», и Франк, которая «дневник».

Этот человек мне хорошо знаком, он был очень известен в дни моей молодости. Но я не уверен, что его быстро опознают молодые. Меня удивили черные усы.

Политики, композиторы, деятели искусства, даже психоаналитик!




А дальше пошли какие-то неизвестные мне австрийские и немецкие артисты и спортсмены.

ГРАФФИТИ. Прогуливаясь по набережной Дунайского канала, я увидел множество граффити. Некоторые художники рисовали, две работы показались мне интересными. Поговорил с авторами, оказалось, парень из Польши, а девушка из Испании. Пригласил их в Москву, пусть приезжают и рисуют, у нас тут много легальных и нелегальных стен. Рассказал им о поддержке уличного искусства Правительством Москвы.


Я и погулял хорошо, и граффити посмотрел. Сделал выборку двадцати наиболее интересных, с моей точки зрения, работ. К сожалению, зарубежных авторов я знаю плохо. Впрочем, опознал две работы 2013 года Fintan Magee. Кстати, отметившегося отличным рисунком на Рождественке в Москве.

Венский художник Manuel Murel в 2013 году нарисовал двух людей, занимающихся армрестлингом. Справа он изобразил себя.

Венский художник Найчос (Nychos).

Вот две хорошие работы, замеченные моим знакомым на канале еще в ноябре 2013 года.

Остальные граффити пойдут как неопознанные.





НЕОБЫЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Все знают, что Вена – город памятников, их здесь сотни. Но я покажу совсем не те, фото которых постоянно мелькают в отзывах. Перед поездкой я задал на форуме по Австрии вопрос о необычных памятниках Вены. Благодарю за участие в обсуждении Julija Schlapsi, mein schatz, Андрея Смирнова.
Поясню, что значит «необычные». Если вы приедете в Самару или Йошкар-Олу, то уже у железнодорожных вокзалов найдете памятники киногероям. Оказалось, что в Вене, как и в Праге, памятников киногероям и литературным героям нет. Нет также памятников животным, подобным памятникам Лайке в Москве или Хатико в Токио. Покажу львов, везущих Марка Антония. Этот памятник временно поставили в 1901 году около Сецессиона. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Есть животные в фонтанах, например, пингвины в городском парке. Их, бедных, из-за расположенного неподалеку золотого Штрауса практически никто не замечает.

Видел я современные (абстрактные) скульптуры, но ничего примечательного среди них не нашел. А вот памятников «неожиданным иностранцам» в городе достаточно, покажу некоторые.
Узнаете? Трудно не узнать. Дар городу Вене от Правительства Москвы, 1999 год, скульптор Юрий Орехов. Удивительно, что подарили не работу Церетели!

Бюст украинского писателя Ивана Франко (1999). Кстати, здесь, в Вене, он учился.

Первый в Европе памятник деятелю азербайджанской культуры. Композитор Узеир Гаджибеков (2006). В Баку в ответ поставили памятник Моцарту.

Первый в Европе памятник кубинскому революционеру Че Геваре (2008). Поставили ли в Гаване памятник Моцарту, мне неизвестно.

Вообще американцев здесь хватает. Покажу Сальвадора Альенде и Хосе Марти, есть и другие.

Как и в Праге, здесь стоит Шри Чинмой.

Мраморный бюст принцессы Дианы (2013). По-моему, автор её состарил.

Зачем в Вене нефтяная вышка? Я решил, что этот памятник – подарок российской нефтяной компании. Оказалось, действительно подарок, но из Венесуэлы.

«В Вене нас встретил юный путешественник» - написала в отзыве на сайте одна туристка. Увы, путешествовать ребенку пришлось не своей воле. Это мемориал английскому обществу, принявшему еврейских детей из Австрии во время Второй мировой войны. Подобные памятники есть в Лондоне, Берлине, Праге.

Памятник украинским казакам был торжественно открыт в сентябре 2003 года, когда Вена отмечала 320-ю годовщину освобождения от турецкой осады. Он установлен по инициативе посольства Украины в Австрии. Ведь украинцы, воевавшие в составе польского войска и отдельной казацкой армии, внесли свой вклад в победу над турками. Бронзовый памятник изображает фигуру казака, сидящего на камне, вдали – лошадь. Авторы - украинские скульпторы Владимир Чепелик и его сын Алексей Чепелик. Наверняка кто-то помнит их памятник Николаю Яковченко в Киеве (сидит на скамье, с собакой) или «Место встречи изменить нельзя» там же.

В апреле 2013 года на Леопольдсберг был установлен ещё один памятник казакам работы тех же скульпторов. Оба памятника мне очень понравились.

МУЗЕЙ ЛИХТЕНШТЕЙН. Мое желание съездить в Вену возникло из-за того, что я посмотрел в Москве картины Музея Лихтенштейн. Княжеской семье Лихтенштейн до сих пор принадлежат в Вене два дворца в престижных районах, Городской дворец в первом районе и Садовый дворец в девятом районе. Произведения искусства эта династия начала собирать еще в XVI веке. Та часть коллекции, которая выставлена на обозрение, впервые была открыта в венском Садовом Дворце Лихтенштейн в 1807 году. В связи с войной в 1938 году музей закрыли, а все ценности перевезли в столицу государства Лихтенштейн, Вадуц. Долгое время они были недоступны посетителям. Только после восшествия на престол князя Ханса-Адама II фон Лихтенштейн в 1989 году положение начало меняться. В итоге, Музей Лихтенштейн (Liechtenstein Museum) был открыт в Вене лишь в марте 2004 года в Садовом дворце (Gartenpalais Liechtenstein) на Fürstengasse. Из путеводителя: «Благодаря большому разнообразию картин, скульптур, предметов мебели, фарфора и гобеленов в сочетании с архитектурой Садового дворца князя Лихтенштейна создается приятная и благородная атмосфера семейной коллекции. Здесь хранятся полотна Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Лукаса Кранаха Старшего, Франса Хальса, Рафаэля».
Князь считал, что коллекция сможет составить конкуренцию другим музеям и скоро число посетителей достигнет 300 тысяч в год. Однако оно не поднималось выше 45 тысяч. Поэтому с января 2012 года князь принял решение закрыть дворец для свободного доступа. Сейчас это самый недоступный музей Вены. Теперь коллекция открывается для посещений лишь два раза в месяц и лишь для тех, кто заранее забронировал экскурсию. Стоимость посещения Садового дворца 20 евро, Городского – 25 евро. Комбинированный билет – 38 евро, я заказал его. Экскурсия проводится только на немецком языке.
Перед посещением решил посмотрел отзывы на сайте, их практически нет. Анна Н (2006), ОльгаО (2010) и Элли2(2011) ограничились упоминанием слова «Лихтенштейн». Немного о музее в Садовом дворце написала лишь Quimera (2012).
К назначенному времени я подошел к Садовому дворцу.

Кстати, вокруг дворца находится прелестный парк, где гуляли мамы с детьми. Я встал ждать открытия дверей дворца вместе с другими счастливчиками. Когда нас пустили внутрь, мою фамилию нашли в списках и вручили мне билет. Фотографировать можно было только в фойе первого этажа. Во время экскурсии - нельзя, за этим следил специальный охранник. Я исхитрился и с первого этажа сфотографировал часть пололка на втором.

На первом этаже выставлена уникальная позолоченная карета, выполненная в стиле рококо. Созданная для князя Йозефа Венцеля фон Лихтенштейна (1696-1772), карета чудом пережила все события французской революции.

Здесь у меня была возможность восхититься самым дорогим предметом мебели в мире - кабинетным бюро «Бадминтон». Оно было заказано во Флоренции в 1726 году во время The Grand Tour – «Большого тура» молодого князя Бофорского по Франции и Италии. Но только после долгих шести лет создания заказ прибыл в Англию и был установлен в фамильной резиденции герцогов Бофорских – поместье Бадминтон (Badminton). Бюро представляет собой массивную конструкцию: почти 4 метра в высоту и 2,3 метра в ширину. Оно выполнено из черного дерева, а десять его ящиков - из кедра. В качестве инкрустирующего материала были выбраны различные декоративные камни – яшма, малахит, лазурит. В 2004 году это бюро было продано на аукционе Кристи (Christie's) за 36 миллионов долларов.
Все картины выставлены на втором этаже. В показе участвуют около 300 работ из 1500, находящихся в коллекции. Так это частный дворец, то никаких табличек под картинами нет. Впрочем, Арчимбольдо, Ван Дейка, Рубенса и некоторых других я опознал сразу. Нам сказали, что недавно полотна вывозили в Москву, перед этим был большой тур в Азию. Картины из Москвы уже вернулись, и я снова посмотрел на Клару Серену. Это старшая дочь Рубенса от брака с Изабеллой Брант, она показана на картине в возрасте примерно пяти лет. В 12 лет она умерла.

Наряду с дочерью Рубенс написал и своих сыновей от Изабеллы, Альберта и Николаса.

В коллекции есть полотна, которые никогда не путешествуют. Среди них и «Венера перед зеркалом». Картина написана на двух соединенных вместе досках, и любая транспортировка может обернуться для Венеры драмой.

Экскурсия в Садовом дворце продолжалась 1 час 10 минут. Я получил громадное удовольствие от прекрасного музея. Сев на трамвай, я поехал на Bankgasse, в городской дворец (Stadtpalais Liechtenstein). Этот дворец считается первой значимой постройкой в стиле высокого барокко в Вене (1705). При авианалётах Второй Мировой он получил повреждения. Финансовое положение владельцев не позволило восстановить его сразу, первые ремонтные работы начались только в 1974 году. В 2009-2013 годах прошла новая реставрация, и лишь с мая 2013 года дворец стал доступен для экскурсий.

В Садовом дворце нас было около 20 человек, при входе угощали вином, одежду мы сдавали в гардероб, можно было взять бесплатные проспекты, до экскурсии мы свободно ходили по первому этажу, и вообще была какая-то семейная атмосфера. В Городском вином не угощали, бесплатных проспектов и свободного хождения не было, одежду надо было самому положить в шкафчик и закрыть на ключ. Зато здесь собралось человек 60, которых разделили на две группы.
Из путеводителя: «В двухэтажном дворце располагается самая роскошная барочная лестница Вены. Репрезентативные апартаменты с барочной лепниной, интерьером в стиле неороккоко, оригинальной мебелью, шелковыми обоями и деревянным паркетом работы Михаеля Тонета, представляют собой гармоничное стилевое единство».
Этот дворец меня слегка разочаровал. Поначалу он чем-то напомнил Шёнбрунн. После нескольких комнат вся роскошь улетучилась. Представьте себе покрашенные стены, на которых изредка висят картины австрийских и немецких художников. При всей их привлекательности, художников уровня Ван Дейка тут не было. За нами тоже ходила смотрительница, следившая, чтобы никто не фотографировал. Но кому-то стало плохо, и за то время, пока она отводила женщину к выходу, я успел сделать несколько кадров.

Длительность экскурсии – полтора часа. К счастью, она завершилась тремя роскошными залами.

СУВЕНИРЫ. Уже давно я не покупаю в поездках никаких сувениров из тех, что только занимают дома место и собирают пыль. Если вы покупаете магниты, то рекомендую пройти от Дома Хундертвассера к набережной. Цены там недорогие, за два евро можно купить тот же самый магнит, который в центре продается за пять. То, что я привез из Вены, было вполне традиционно. Шоколадный ликёр Mozart Gold, конфеты Mozart Kugeln, вафли Männer с розовым фоном и шоколад Milka. Обычно лучшие цены на всё это в магазинах Billa. В ноябре в аэропорту была акция на ликёр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Если турист начинает читать отзывы о Вене, то замечает, что восхищающиеся городом авторы перебегают из одного музея в другой, да еще успевают отметиться на спектакле в Опере. Но ведь не все любят смотреть бесконечные картины, скульптуры и тому подобное. Отсюда и возникают сомнения – ехать или не ехать? А если ехать, то на два дня или одного хватит?


На мой взгляд, любому туристу надо чётко понимать, что нужно именно ему. Не требуется ни с кем соревноваться ни в количестве посмотренных музеев, ни в количестве потраченных денег. Кому–то надо сразу отправляться в Альбертину и к Стефану, кому –то в Захер и Оперу. А кому-то, может быть, надо, проснувшись, не торопясь позавтракать с венцами в непафосном кафе. Просто посмотреть по сторонам, не следуя почасовому плану. Просто гулять и любоваться одним из красивейших городов, не сравнивая музеи, соборы и ярмарки с какими-то другими и не раздавая субъективные оценки.
Я смотрел и центр города, так что пяти дней мне оказалось мало.

 Сообщить модератору



Цитата:

Я смотрел и центр города, так что пяти дней мне оказалось мало.



Согласна. нам тоже 5 дней маловато было!
Классные фотографии в транспорте...жизнь...

Цитата:

Меня очаровал живописец XVI века Арчимбольдо, его необычные картины-аллегории, составленные из цветов и фруктов. Здесь их шесть, причем две гостят.



А мы их смотрели в Бельведере.
Спасибо! Живой, интересный отзыв.
Была в Вене один день и набегом она мне совсем не понравилась. Теперь все чаще задумываюсь - надо повторить, но уже никуда не спеша.
[Была в Вене один день и набегом она мне совсем не понравилась]
А она набегом никому не нравится. Это уже закономерность. Всем моим знакомым, кто был день или два - не понравилось.

А мне недели было мало. Но я еще и по пригородам покаталась.
Цитата:

Ну и русских хватает, несмотря ни на какие санкции и курс евро

Смотрю, что и вас тоже он не останавливает! ) Это очень хорошо, потому что кто еще бы показал нам Вену не банальную ).
Цитата:

Почему-то считается, что туристы, приезжающие в Вену, обязательно должны посетить её. «Быть в Вене и не сходить на представление в венскую оперу можно лишь в одном случае – если опера закрыта». – написал на сайте один из таких «знатоков».

Что ж, считайте, что вы сходили )))
Цитата:

Меня очаровал живописец XVI века Арчимбольдо, его необычные картины-аллегории, составленные из цветов и фруктов. Здесь их шесть, причем две гостят.


Ах вот он, знакомец! Значит, все же в Лувре оригиналы?

В оперу я бы все же сходила, но это я. Вполне допускаю, что это вовсе не обязательно.
Ох, когда же я доберусь все таки до Вены... Пока была там только поездом. Вот были свободные позапрошлые выходные, и я их на Милан разменяла ). Долго выбирала между Веной и Миланом, но предрождественский Милан взял верх!

А Вена у вас, Василий, и вправду, не банальная ). Спасибо!
Василий, спасибо за интересный отзыв! Мало кто может рассказать о неизбитых местах.
Цитата:

Постоянно задаваемый и самый животрепещущий вопрос на них: «Что посмотреть в Вене за два дня?». По популярность с ним может сравниться лишь другой: «Что посмотреть в Вене за один день?».

Ну, зачем Вы так-то? Тех, кто едет в Вену на 5-7 дней, тоже хватает.
Цитата:

Поэтому с января 2012 года князь принял решение закрыть дворец для свободного доступа. Сейчас это самый недоступный музей Вены. Теперь коллекция открывается для посещений лишь два раза в месяц и лишь для тех, кто заранее забронировал экскурсию

Жалко. Насколько заранее Вы бронировали посещение?
Спасибо за рассказ и за собственное мнение.
Очень хочется в Вену, но теперь многие города будем смотреть по фотографиям на Отзыве.
Евро уже 65. Очень расстраиваюсь.
Цитата:

Насколько заранее Вы бронировали посещение?

Я уже посмотрела на сайте музея, даты экскурсий прописаны надолго вперед. Но для моей поездки получается неудобно. к сожалению.
НАстя Данилова, Anna2411, Jelena2014, ОлесяБ, Luna_T, Loria, благодарю за комментарии.
Цитата:

Значит, все же в Лувре оригиналы?


Мы были в этих музеях практически одновременно. Посмотрел интернет. Дает две картины "Лето", в Париже и в Вене, в деталях они отличаются. Еще одну картину с вашего фото Лувра я тоже видел в Вене.
Цитата:

Насколько заранее Вы бронировали посещение?


За месяц. Во дворце уже был буклет со всеми датами посещений в 2015 году. Желаю вам интересной поездки!
Был там в сентябре, в Альбертину привезли Моне и многое другое, в Бельведере вообще супервыставка (Пётр Авен привёз свою коллекцию). В Захер, грешен, сходил) Понравился только эстерхази.

Василий, спасибо)
Цитата:

Еще одну картину с вашего фото Лувра я тоже видел в Вене.


Это какую - любопытно?
Спасибо за отзыв!
Обожаю Вену! Надеюсь скоро вновь с ней увидеться. :))
Спасибо за фото из жизни. Очень понравилась последняя, с детишками. )
Добрый день ! О том,что описано и пережевано не раз , Вы написали действительно свежо и по-новому.И даже удивили.Я имею в виду памятную доску с именем И.В. Сталина - не знали и не слышали .
Отдельное спасибо за слова о памятнике на Schwarzenbergerplatz. Ну , а имя Брейгеля , причем не искаженное , а упомянутое так,как положено , т.е. "Питер Брейгель-старший " , это почти событие ( не для Вас , конечно ). В основном в отзывах о Вене пишут все-таки не о Брейгеле , хотя его коллекция в Вене "самая-самая" в мире.
Я так растрогался , потому что Музей изобразительных искусств в Вене - одно из наших любимых мест в этом городе,как и Брейгель ( "Питер" и "Старший" ) .
Текст очень хорошо структурирован, хороший язык . Ну , и ,конечно ,эрудиция автора.
Почти не сомневаюсь , что Вы это читали , но на всякий случай : очень интересные очерки об Австро-Венгрии есть у Марка Алданова : "Бург", "Кронпринц Рудольф ", "Сараевское убийство". На мой вкус , ехать без них в Австрию ( или не читать после возвращения ) хуже , чем преступление .
Кстати , а когда следующие отзывы ?
Василий, спасибо за интересный рассказ по Вене. Действительно, у Вас много небанальных мест.
А музей Истории Искусств, хоть и раскрученное место, но, согласна, было бы оплошностью пройти мимо него :)
Как всегда, интересно, подробно и небанально. Особенно - про граффити. Не знаю других людей, кто бы стал их специально искать и фотографировать.
robertyumen, ИринаК, Николай С., Anad, Андрей Смирнов, благодарю за комментарии.
robertyumen, а в ноябре в Альбертине была выставка Миро.
ОлесяБ, помимо двух картин "Лето", в Париже и Вене есть и две картины "Зима"
Цитата:

Обожаю Вену! Надеюсь скоро вновь с ней увидеться.


И вам интересной поездки! Я был в Вене впервые. Многое не осмотрено, но ведь в мире столько разных мест!
Цитата:

памятную доску с именем И.В. Сталина - не знали и не слышали


Я не первооткрыватель. Даже в отзывах на сайте была два раза.
Цитата:

Кстати , а когда следующие отзывы ?


Наверное, нескоро:). Но если вам понравилось, тогда прочтите предыдущие:) Рекомендую о Ханты-Мансийске, Йошкар-Оле, Праге.
Цитата:

было бы оплошностью пройти мимо него


Именно так! Тем более, ехал за Рубенсом.
Цитата:

Не знаю других людей, кто бы стал их специально искать и фотографировать.


Спасибо за добрые слова. но они в центре, на канале, друг за другом, никаких поисков не требуется. Это в Москве езжу по разным точкам
У вас есть согласие всех тех людей из отзыва на фотографирование? Согласие родителей?
Мне бы, например, сильно не понравилось, чтобы мое фото, сделанное неизвестным мне человеком, а тем более фото членов моей семьи, "гуляло" по интернету, пусть даже в сегменте другой страны.
Цитата:

Однако для меня Вена – явно не тот город, в котором стоит смотреть балет.


Так и не поняла, почему...
Цитата:

Мне бы, например, сильно не понравилось, чтобы мое фото, сделанное неизвестным мне человеком, а тем более фото членов моей семьи, "гуляло" по интернету, пусть даже в сегменте другой страны.



Их сейчас миллионы так гуляют) За одну минуту в мире делается больше снимков, чем за весь прошлый век.. кто ж это остановит?)
Цитата:

Так и не поняла, почему...


Низкий уровень Венского балета, по сравнению с Большим театром, Театром Станиславского, Мариинским и даже Новосибирским. Эти театры я хорошо знаю, много раз видел. Венский балет не видел, но узнавал у тех зрителей, мнению которых я доверяю.
Цитата:

На мой взгляд, любому туристу надо чётко понимать, что нужно именно ему. Не требуется ни с кем соревноваться ни в количестве посмотренных музеев, ни в количестве потраченных денег. Кому–то надо сразу отправляться в Альбертину и к Стефану, кому –то в Захер и Оперу. А кому-то, может быть, надо, проснувшись, не торопясь позавтракать с венцами в непафосном кафе. Просто посмотреть по сторонам, не следуя почасовому плану. Просто гулять и любоваться одним из красивейших городов, не сравнивая музеи, соборы и ярмарки с какими-то другими и не раздавая субъективные оценки.


золотые слова! отдыхом надо наслаждаться и получать удовольствие.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1В Вену за Вагнером и Климтом, или Вена без банальностей-2
2В погоне за мечтой или Чинкве Терре ранней весной
3Почти вся Литва за неделю, или Любят ли русских в Прибалтике:)(Вильнюс, Каунас, Паланга и не только)
4Мой путеводитель Будапешт-Вена-Братислава. Часть 2: Вена
58 дней в Гоа за 300 долларов, или Гоанские страшилки – мифы и реальность
6Отдых-лайт или в Египет за 13000 рублей
7В Рим за 28 евро, или две стыковки - короткая и длинная.
Отдых в Австрии
Австрия: отели
Отели Форарльберга
Отели Фушль-ам-Зее
Зельден
Зелль
Погода в Австрии
Новогодние туры
Рейтинг отелей:
211.Erzherzog Rainer 5-
212.Appartement Pension 700m zum Ring 5-
213.Assmair 5-
214.Osterreichischer Hof 5-
215.Courtyard Vienna Schoenbrunn 5-
216.Innsbruck 5-
217.Am Opernring 5-
лучшие отели Австрии
Фото отелей:
106.Viennart, Австрия [6]
107.Urania, Австрия [6]
108.Der Salzburger Hof, Австрия [6]
109.Quellenhotel Heiltherme Bad Waltersdorf, Австрия [6]
110.Hotel Pension Dormium, Австрия [6]
111.Senator, Австрия [6]
112.Academia, Австрия [6]
Популярные отели:
78.Starlight Suiten Renngasse отзывы
79.Norica отзывы
80.Regina отзывы
81.Am Parkring отзывы
82.Innsbruck отзывы
83.Graf Stadion отзывы
84.Kramerwirt отзывы
Отзывы по отелям:
162.Австрия, Villa Hirschen [2]
163.Австрия, DO & CO [2]
164.Австрия, Academia [2]
165.Австрия, Alpha [2]
166.Австрия, Hotel Pension Kaffeemuehle [2]
167.Австрия, Korotan [2]
168.Австрия, Johann Strauss [2]