22.10.14 10:27:43
По ту сторону экватора. Золотое кольцо Бразилии - г. Оуру Прету 
Время отдыха: август 2014

Продолжение,
начало http://www.otzyv.ru/read.php?id=180245 - организационные моменты поездки
http://www.otzyv.ru/read.php?id=180474 - начало про Рио де Жанейро
http://www.otzyv.ru/read.php?id=180645 - все еще про Рио де Жанейро
http://www.otzyv.ru/read.php?id=180816 – последняя часть про Рио де Жанейро

CIRCUITO DO OURO, Золотое кольцо Бразилии : город Оуру Прету



«Да, это вам не Рио де Жанейро» - повторила я вслед за Остапом Бендером, глядя на новые для себя пейзажи из окна такси по дороге из аэропорта в отель. Третий раз в моей жизни расхожее выражение было произнесено нужный момент и попало в точку. Но в этой фразе нет абсолютно никакого негатива, просто здесь на самом деле все другое – дома, улицы, люди, пейзажи. Если про Рио я видела документальные фильмы, знала что-то из отзывов и сериалов, то про штат Минас Жераис и его столицу город Белу Оризончи, куда я сейчас прилетела, я не знала практически ничего, только сухие географические и статистические данные из энциклопедии.

Из Рио я летела авиакомпанией ТАМ, полет прошел удачно, без задержек и происшествий. Когда подъезжали к аэропорту Галеао, водитель спросил, какой компанией я лечу и подвез меня к нужному входу. Все рейсы ТАМ, независимо от пункта назначения, регистрировались на стойках с №1 по №20, народу не было совершенно (это я, как обычно, приехала за 3 часа, а бразильцы не парятся по этому поводу), предполетный досмотр проводился вполглаза. Так же не особо придается значение тому, есть ли надпись пункта назначения на том гейте, где уже началась посадка: любезные служащие, очередь из пассажиров, а монитор темный. Догадайся, мол ,сама, куда летим. Зато потом начинается – "...вОу нумеро дойс-дойс-трес-синку… Рафаэль Рибейра, Жозе Гомес, Эрика Оливейра, Хаймунду Пинту… Ульчима шамАда!!" Т.е., для пассажиров рейса 2235 последнее китайское предупреждение. И так непрерывно, около получаса, причем тон диктора очень интересно меняется от сухого официального до слезно-умоляющего - ну придите уже… История повторялась с завидной регулярностью в каждом посещенном мною аэропорту Бразилии.

Что сказать…. Это по нашему, по бразильски)))


Итак, я в городе Белу Оризончи (Belo Horizonte), в переводе с португальского означает "Прекрасный Горизонт". Общепринятое сокращение - "BH" (аббревиатура произносится как "бЭ агА"). Горизонты и правда красивые:



Но первое, что замечаешь и на что обращаешь внимание, это красная земля штата Минас Жераис:



Я сейчас нахожусь на территории штата Минас Жераис (Minas Gerais), что в буквальном переводе означает «Главные Шахты». Думаю, название говорит само за себя – эти земли богаты полезными ископаемыми, в том числе месторождениями золота и бриллиантов, которые так долго искали португальские колонизаторы. Минас Жераис второй по количеству населения и четвёртый по площади штат Бразилии , он не имеет выхода к Атлантическому океану – штат расположен в глубине континента в восточной части Бразильского плоскогорья и это был единственный штат, где я все таки поняла, что в Бразилии зима.



Я планировала остановиться в Белу Оризончи на несколько дней, но моей целью был не столько сам город, хотя прогулка по нему будет и я про нее расскажу, сколько небольшие исторические города штата. Города эти - Оуру Прету, Сан Жоао дель Рей, КонгОньяс, Тирадентис, Диамантина, Мариана – образуют так называемое Circuito do Ouro, бразильское Золотое кольцо. Посетив эти as cidades historicas de Minas, можно запросто перенестись в прошлое, ведь там сохранились не только церкви XVIII века, выполненные в стиле бразильского барокко, но и, образующие полные архитектурные ансамбли, дома, улицы и общественные здания. Собственно, за этим и едут сюда туристы из разных стран.

По факту я успела посетить Оуру Прету, Сан Жоао дель Рей и КонгОньяс. Марианы и Диамантины не было в планах (почему то), а в Тирадентис я не успела из за расписания автобусов. Маршрут мой выглядел примерно так:



В Белу-Оризончи есть большой современный автовокзал (родовиария – rodoviariа), с которого я и отправлялась три дня подряд в маленькие города Бразилии:



Вот здесь расписание междугородних автобусов: http://temonibus.com/rodoviarias/rodoviaria-de-belo-horizonte .

Для собственного удобства отель был выбран именно в районе автовокзала, про отель см. здесь http://www.otzyv.ru/read.php?id=179831

А сейчас экскурс в историю. Без него никак нельзя, он просто необходим для полноты картины.

С момента открытия Бразилии в 1500 году прошло уже почти два века, а португальцы все также топтались на побережье. Огромные территории нового континента так и остаются неизведанными. Португальские короли разочарованы – где золото-бриллианты? Испанцы из своих колоний драгоценный металл кораблями вывозят, рудники их колоний неистощимы, а португальцам неуловимый принц Эль Дорадо свои сказочные богатства все как-то не открывает. А народ из Европы в поисках лучшей доли все прибывает и прибывает, число конкурентов растет. И тут было принято решение, поражающее своей новизной – не попробовать ли разведать те земли, которые лежат в глубине континента? Для этого были организованы военизированные колонны, отряды первопроходцев, которые шли под знаменами. Знамя по-португальски «bandeira» - «бандейра», поэтому участники отрядов назывались бандейрантос. Кстати, в городах Бразилии часто можно встретить памятники, посвященные этим самым пионерам-бандейрантос.

И эти отряды начали осваивать новые земли. Штат Минас Жераис тогда еще не имел своего современного названия, его горы и дикие леса хранили тайны сокровищ. Но золото все-таки нашли. В 1698 году один из отрядов бандейрантос долго плутал по густым лесам. Португальцы сделали привал на берегу ручья под самым гребнем горы, которую индейцы называли Трипуи. Один из воинов зачерпнул из ручья воду, а в ведре оказалось несколько странных, тяжелых камушков. Воин решил, что это кварц и продал их одному из товарищей. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем из под черной корки окисла железа, покрывающей самородок, блеснет золото – кто-то догадается разломить камушек.

И был дан старт золотой лихорадке. Золотая жила звала и манила. Чиновники оставляли должности, монахи бежали из монастырей, солдаты дезертировали из армии – все, словно безумные, любыми путями добирались до вожделенной земли.

Уже через год около двугорбой горы Итаколоми (на одном из индейских языков означает "Камень с ребенком") вырос поселок, а в 1712 году произошло официальное основание города, который получил название Вила-Рика-ди-Носса-Сеньора-ду-Пилар-ди-Альбукерке или просто Вила Рика — «Богатый город». И это был единственный город Бразилии, который в начале XVIII века знала Португалия и вся остальная Европа. В 1720 году официально учреждена капитания (так тогда называлась административная единица колониальной Бразилии) под названием Минас Жераис, а Вила Рика стала ее столицей. Край оказался на самом деле сказочно богат - одна только шахта Конго-Соко давала в день до пятнадцати килограммов золота! За сто лет, прошедшие находки первого золота, из Бразилии вывезли этого металла больше, чем из испанских колоний за двести.

Капитания Минас Жераис из захолустья превратилась в одну из богатых и важных областей страны, обойдя многие города побережья. Прежняя столица страны — Салвадор — медленно увядала, а на небосклоне всходила еще одна новая звезда – богатеющий портовый город Сан-Себастьян Рио де Жанейро. Спустя несколько десятилетий, в 1763 году, Рио де Жанейро станет столицей страны, а пока это всего лишь порт, через который Вила Рика вывозит свое золото и драгоценности в Португалию.


Но Минас Жераис был знаменит не только золотом. В 1729 году здесь были обнаружены значительные месторождения алмазов, которые до этого в ограниченном количестве поступали в Европу из Индии. Также здесь находят изумруды и высокосортные магнетиты.

А еще в этих недрах есть апатит!! Этот минерал добывают и в моем родном городе (Кировск Мурманской области), поэтому когда я в сувенирном магазине наткнулась на вот такую палетку, то моей радости не было границ:



Только произносится слово «апатит» как «апачИте».

Остальные камни мне тоже до боли знакомы, изделиями из них завалены все наши сувенирные магазины. Раз в год в городе Апатиты устраивается выставка-продажа «Каменный цветок», на которой можно и полюбоваться красивыми штучными изделиями и купить какой-нибудь ширпотреб себе на радость. Выставка проводится давно, с 1993 года, и все эти колечки-сережки-брошки из тингуаита, амазонита, яшмы или аметиста уже не вызывают былой радости. Но то дОма, а то на другом конце земли: я гематит за приличный камень то не считала, а тут купила себе бусики и сережки из «эмачИте» - так произнесла название камня «hematita» продавщица по имени Жу.

Что-то я отвлеклась. В 1756 году в Вила Рика проживало 75 000 человек. Это был один из самых больших городов колонии. Здесь строились новые дома и храмы, возникали промышленные предприятия и шахты, была даже открыта школа по изучению минералогии. По словам Игоря Фесуненко, советского корреспондента, многие годы работавшего в Бразилии, штат Минас Жераис можно считать бразильским Суздалем, потому что здесь родилась Бразилия.

В 1875 году Вила Рика сменила название на Оуру Прету — «Ouro Preto» («Черное золото»). Все давно привыкли к этому уже словосочетанию, которое обычно обозначает нефть. Но она здесь ни при чем. Думаю, что название подразумевает огромные запасы гематита и железных руд. Хотя, могу и ошибаться. Внятной и убедительной версии я не нашла.

Еще одной страницей истории Оуру Прету станет борьба за независимость от португальской короны, но и про Инконфиденсию я подробно расскажу когда мы доберемся до КонгОньяса.



Именно Оуру Прету стоял в моей экскурсионной программе под номером один, и как самый туристически раскрученный город, и как ближе всех расположенный к Белу Оризончи.

На автовокзале Белу Оризончи есть туристический киоск. Милые девушки с удовольствием подскажут вам необходимую информацию и помогут во всем, но владеют они только португальским и испанским. Хотя, чтобы выяснить какой автокомпанией ехать в Оуру Прету, хватило и моего португальского. Тут же мне дали путеводитель, в который была вложена карта Белу Оризончи и Оуру Прету. Путеводитель показался мне до боли знакомым – именно его я нашла на сайте http://www.belohorizonte.mg.gov.br/bh-primeira-vista/guias-turisticos , тщательно изучила в нужных мне разделах и распечатала некоторые страницы. Это главный туристический портал штата, здесь много нужной информации. Помимо путеводителя, я еще распечатал карту Белу Оризончи, правда, по частям, на листах А4.

В Оуру Прету я ехала автокомпанией Passaro Verde – «ПАссару ВЕрджи» («Зеленая птица»). Билет можно купить и заранее, и в день отправления. У этой автокомпании можно рассчитаться и наличными деньгами, и банковской картой. Поскольку автобусы и в Оуру Прету и обратно ходят с периодичностью раз в час, то я решила не брать заранее обратный билет, т.к. не совсем могла представить по времени, сколько у меня займет обзор города и прогулка. Стоимость билета около 27 реалов в одну сторону (около 430 рублей), время в пути от Белу Оризончи до Оуру Прету около 2 - 2,5 часов. Билеты продаются строго на определенное время, опоздал – покупай по новой. «Туда» я выехала автобусом в 07-00, «обратно» уехала на автобусе в 15-00. Пяти часов мне хватило, чтобы нагуляться.

Автобусный парк – полный восторг. Если сравнить ту колымагу, на которой я 7 (!) часов ехала из Петербурга в Пушкинские горы, с этим чудесным автобусом, то становится неловко за наших бизнесменов:



В автобусе туалет, кондиционер, чистые неполоманные и непродавленные сиденья, расстояния между креслами такие, что если впереди сидящий на полную катушку откидывается, то сидящему сзади это абсолютно не мешает.

Перед поездкой в Бразилию я тщательно планировала программу пребывания в каждом из городов, а также составляла маршруты прогулок по этим городам. Для планирования однодневных поездок мне нужны были координаты автовокзалов, чтобы знать, откуда начинается осмотр того же Оуру Прету и куда я должна вернуться к назначенному времени отправления автобуса обратно, в Белу Оризончи. И вот тут я столкнулась с трудностями в использовании карты Гугл (google.ru ) . Если при планировании перемещений по Рио проблем с гугловской картой не возникло, то объекты других, менее известных городов Бразилии , на этой карте порой или вовсе отсутствовали или их названия и координаты были даны с ошибками. Так случилось с автовокзалом в Оуру Прету. Адрес терминала родовиарии - Rua Padre Rolim 661, MG, 35400-000. (вот на этом сайте можно узнать все адреса автобусных терминалов Бразилии http://www.rodoviaria.net) Когда я вводила этот адрес на карте, то попадала в какое-то непонятное место, где, при панорамном обзоре, ничего похожего на автовокзал не наблюдалось и в помине. И от этого якобы автовокзала до нужной мне точки начала осмотра города – площади Тирадентис - по времени идти пешком 1 час 22 минуты. Иду человечком в нужном мне направлении и , пройдя довольно большое расстояние …. натыкаюсь на родовиарию:



Находится она около церкви Igreja Sao Francisco de Paula ( это может служить ориентиром для поиска по карте ), что всего в 15 минутах ходьбы от праса Тирадентис, а это ну никак не 1 час 22 минуты!!

И таких «косяков» будет еще несколько, расскажу, когда доберусь собственно до описания тех маршрутов.

Итак, Белу Оризончи, раннее утро, я вышла из отеля и бодро зашагала в сторону родовиарии. Через пару минут я поняла, что не совсем правильно оделась – народ вокруг меня был в кроссовках, джинсах и в курках (порой даже в теплых кожаных – зима все-таки), а я уже начинала мерзнуть на ветру в легких брючках и тунике из хлопка.



Обувь у меня тоже была неправильная, но об этом я узнаю у же в Оуру Прету. Пришлось достать из сумки намотать на шею большой палантин, который – о,ужас! – совершенно не подходил по цветовой гамме к моему наряду, и вприпрыжку бежать к автобусу. В автобусе тепло, в салоне всего человек шесть, виды из окна радуют, настроение отличное – чувствую себя первопроходцем))):



И вот он, Оуру Прету! Расположенный в долине, окруженной зелеными горами, этот город удивительно фотогеничен!



Когда разбирала фотографии, то поняла, что несколько раз, стоя на одном и том же месте я снимала, снимала, снимала один и тот же пейзаж – настолько было красиво и не хотелось уходить. Поэтому не судите строго, если вдруг где-то повторится уже виденный кадр.

Специалисты по истории архитектуры считают, что на южноамериканском континенте нет другого, столь хорошо сохранившегося до наших дней архитектурного ансамбля XVIII века. Когда золотая лихорадка пошла на спад, развитие Оуру Прету остановилось, и город навсегда остался в том времени, он как бы законсервировался. Не удивительно, что Оуру Прету в 1980 году был включен в список ЮНЕСКО.

Выхожу на площадь Тирадентис:



Площадь маленькая, как игрушечная. И дома на ней такие же, чистенькие и аккуратные. А в домах этих магазинчики и сувенирные лавки, мимо которых ооочень сложно пройти:



На площади почти нет народу, только несколько человек пьют свой утренний кофе, да местные гиды слоняются в ожидании жертвы. И тут появляюсь я))). Гиды, ускоренным шагом, начинают движение в мою сторону. «Португез? Эспаньол?» - интересуются гиды, прикидывая, на каком языке вести экскурсию. И тут я, всего двумя словами, лишаю их заработка: «СомЕнчи хУссу!» - «Somente russo» («Только русский)». Гиды озадаченно расходятся (видимо, таких клиентов у них еще не было), а я, довольная тем, что никто не будет нарушать мое уединение, посылаю им вслед мысленное пожелание – учите русский, господа, мы скоро придем))).

Площадь Тирадентиса это главная площадь города. Она расположена на холме Morro de Santa Quitéria (Санта Китерия) и названа в честь Тирадентиса, национального героя Бразилии. О нем я уже несколько раз упоминала в отзывах о Рио де Жанейро, буду рассказывать еще. Тирадентис был схвачен и казнен через повешение в Рио де Жанейро, а здесь, в Оуру Прету, в центре этой небольшой площади, была выставлена на всеобщее обозрение голова четвертованного Тирадентиса.


Хочу привести небольшой фрагмент из книги Олег Игнатьева, посвященной жизни и смерти Тирадентиса: «…В ту же секунду палач толкнул его с возвышения. Все было кончено. Собравшиеся на площади издали единый крик, моментально заглушённый сигналами кларнетов и барабанной дробью. А затем бывший каторжник, сменивший профессию преступника на должность палача, Жеронимо Капитаниа выполнил свою грязную обязанность, четвертовав согласно приговору тело Тирадентиса…..
……На другой день после казни отряд солдат выехал по направлению к Вила-Рике и 21 мая прибыл в столицу капитании Минас. Солдаты сопровождали палача Жеролимо Капитаниа, везшего в кожаном мешке с солью голову Тирадентиса…..
…..Виконт Барбасена приказал организовать празднество по случаю второй казни прапорщика – установлению головы Тирадентиса на высоком шесте в центре Вила-Рики. ….день и ночь часовые несли караульную службу у высокого шеста. И все же однажды ночью голову Тирадентиса похитили, и, несмотря на все усилия Барбасены, виновные так и не отыскались»


Жуткую казнь национального героя изобразил на своей картине «Tiradentes esquartejado» («Четвертованный Тирадентис) Педру Америку, бразильский художник , о котором я уже упоминала в предыдущих отзывах (фото из интернета) :



После провозглашения в Бразилии республики в 1889 году Тирадентис был признан национальным героем, день его казни, 21 апреля, с 1890-го года объявлен национальным праздником и выходным днем. А на том месте, где была поднята на шесте голова Тирадентиса, был сооружен монумент с фигурой Жоакина Жозе да Силва Шавьера.

В этом бывшем здании тюрьмы Вила Рики, напротив памятника Тирадентису, сейчас открыт музей, посвященный освободительному движению Инконфиденсиа минейра



Слово «минейро» или «минейра» будет часто встречаться в этом краю. Это слово означает принадлежность к штату, это все, что есть или живет в Минас Жераис. Мужчина будет называться минейро, а женщина, соответственно, минейра.



От центральной площади в разные стороны разбегаются живописные мощеные улочки.



При попытке прогуляться, я поняла, что обувь у меня неправильная. Покрытие улочек выглядят вот так:



То есть, узенькие тротуары представляют собой отполированные то ли мраморные то ли гранитные плиты, по которым совершенно невозможно спускаться вниз – ты просто скользишь, как зимой на непосыпанной песком горке. А по центру дороги также невозможно идти легко и непринужденно, так как там грубые торчащие во все стороны куски камня.



Короче, мои босоножки – плоская подошва и пять ремешков – оказались очень и очень малопригодны для перемещения по городу. Если при подъеме еще можно себе было позволить глазеть по сторонам, то при спуске смотреть нужно было только под ноги. Поэтому мой совет – никаких босоножек и хаваяносов (это местные себе могут позволить. т.к. ходят в них с рождения), только закрытая нескользящая обувь, хорошо фиксированная на ноге. Но я кроссовок не ношу, закрытую обувь в отпуск не беру, поэтому продолжила ковылять по городу в том, что есть. Пару раз очень сильно споткнулась и повредила подошву босоножки, пришлось потом, в конце поездки, переобуваться, чтобы любимая обувь не развалилась до конца.

От Праса Тирадентис рукой подать до самой главной достопримечательности города – церкви Святого Франциска Ассизского (Igreja Sao Francisco de Assis).



И вот тут я сделаю еще одно историческое отступление и расскажу о самом известном бразильском скульпторе и архитекторе XVIII века, который навсегда вошел в историю под именем Алейжадинью (Aleijadinho), что в переводе означает «маленький калека». Но это прозвище он получит позже, когда болезнь настигнет мастера, настоящее же имя его - Антонио Франсиско Лисбоа,

Итак, золотая лихорадка манит и зовет в капитанию Минас Жераис авантюристов и романтиков, искателей приключений и промотавших свое состояние отпрысков богатых семейств. Каюты кораблей, идущих из Португалии, забиты до отказа, но не только охотниками за золотом – слуги господни, священники всех мастей и орденов (иезуиты, францисканцы, бенедиктинцы…) тоже спешат на новые земли, спешат организовать свою общину, свой монастырь, построить новые храмы. Едут в колонию и простые работяги, которым не повезло на родине: художники, каменщики и строители – там, за океаном их труд будет востребован как никогда.

И вот на одном из кораблей в Бразилию прибывает плотник из Лиссабона, некий Мануэль Франсиско да Коста Лисбоа. Почему он отправился в такой далекий путь, неизвестно. Может, с работой стало плохо, а может, португальская страсть к путешествиям толкнула этого человека в такой далекий и опасный путь. Этот человек - отец того самого Алейжадинью, про которого мой рассказ. Мануэль Франсиско прибыл в страну в 1724 году и сразу отправился в капитанию Минас Жераис с очередным отрядом бандейрантос. Там он зарекомендовал себя как искусный архитектор и строитель, а поскольку в заказах не было недостатка ( строительство в Вила Рике шло полным ходом), его материальное положение улучшилось, и он даже позволил себе купить одновременно четырёх рабов. В 1730 от одной из купленных рабынь по имени Мария Изабель у него родился сын. Сына он назвал Антонио Франсиско Лисбоа (несмотря на то, что мальчик родился в 1730, он был записан в книгу только в 1738 году, тогда такой порядок регистрации был в порядке вещей). Сын свободного человека и рабыни должен стать рабом. Но в день крещения своего наследника Мануэль Франсиско подписал грамоту, дарующую ему волю, что вполне допускалось законами того времени. Потом португалец женится на свободной женщине, у него родятся еще дети, но этот мальчик, первенец, будет талантливей и успешней всех остальных.

Антонио Франсиско подрос и начал обучаться ремеслу скульптора и архитектора в мастерской отца . Сначала просто таскал за отцом инструменты, потом начал выполнять несложные поручения. И в один прекрасный день Мануэль обнаружил, что сын-подросток уже режет по дереву лучше его самого! Из ученика мальчик превратился в помощника. Антонио был отправлен совершенствовать свои навыки в школу в Вила Рике,где его наставниками были известные мастера той эпохи.

Отец получал заказы, сын помогал. Когда Мануэль в 1765 году был нанят для изготовления алтаря в церкви Igreja Matriz de Nossa Senhora da Conceição в городе КонгОньясе (туда я еще поеду), то Антонио поручается оформить фасад церкви – вырезать детали для оформления главной двери. И это будет его первая работа юного скульптора с местным камнем, с pedra sabão (мыльный камень) – педра сабон (про камень – чуть позже)

Два года спустя, в 1767 году, Мануэль умирает, и 37-летний Антонио Франсиско официально становится Мастером, причем ведущим мастером капитании. Он уже зарекомендовал себя как высококлассный специалист, и заказы сыплются на него со всех сторон. И вот поступает заказ на большую работу для Братства святого Франциска (Irmandade de São Francisco) – необходимо спроектировать и построить Igreja São Francisco de Assis. С этого момента начинается путь к славе и богатству.


Считается, что этот храм полностью выполнен Антонио Франсиско, он выступил и в роли архитектора и роли строителя и в роли декоратора. Эта церковь станет подлинным шедевром бразильского барокко.



Я уже упомянула, что Оуру Прету туристически раскрученный город, множество туристов едет сюда любоваться бразильским барокко и архитектурой этого старинного городка. А это значит, что вход в большинство церквей платный. Мало того что платный, так еще и нельзя фотографировать. И запрет на съемку (может быть, и абсолютно обоснованный) ничем не компенсируется – ни единого киоска с открытками или книгами около тех церквей, где нельзя снимать. Вход в церковь Св. Франциска 10 реалов (160 рублей), съемка запрещена, я возмущена отсутствием возможности купить открытку.



Уже гораздо позже, гуляя по сувенирным лавкам, я найду пару открыток.



Вся церковь как будто не сделана из камня, а вылеплена из волшебного чего-то. Она легкая и воздушная, светлая и радостная. Много деревянной позолоченной резьбы, декора, раскрашенных фигур святых, цветов.Очень красивый деревянный расписной потолок, это работа Мастера Athaide, сюжет - Успение Богородицы (Assunção de Nossa Senhora), Мадонна в окружении ангелов возносится на небеса.



Имя мастера впервые прочитала в книге на португальском языке, которую купила в Сан Жоао дель Рей, поэтому не знаю, как правильно перевести на русский язык.

При церкви небольшой музей. Фотографировать опять же нельзя, хожу от экспоната к экспонату с ручкой и блокнотом, чем, по-моему, шокирую местных смотрителей. Из интересного – портрет, на котором, по всем предположениям историков, изображен сам Алейжадинью. Это копия, оригинал хранится в Белу Оризончи в Museu Mineiro:



А также здесь несколько его работ: деревянное распятие; фигура льва, используемая при для поддержки гроба во время отпевания; композиция, где св. Франциск преклоняет колена перед распятием – фигура св. Франциска сделана из дерева, но голова, руки и ступни ног имеют подвижное соединение с основой, глаза у святого из настоящего стекла; голова Святой Франциска, выполненная из окрашенного мыльного камня ( «pedra sabão» – «педра сабон»).

Теперь про мыльный камень. Это легко поддающийся обработке минерал, обычно серого цвета, но несмотря на свою мягкость, педра сабон является долговечным материалом, используемым в строительстве и оформлении зданий . Из него выполнен весь декор местных церквей, из него вырезаются различные изделия, начиная от больших статуй и кончая мелким сувенирным ширпотребом. Около уже осмотренной мною церкви São Francisco de Assis расположен большой сувенирный рынок, на котором изделий из мыльного камня на любой вкус и кошелек. То, что камень мягкий, мне подтверждает продавщица: по моей просьбе на шкатулке она специальным инструментом написала Оuro Рreto, MG, Вrasil 2014.



Еще не удержалась и купила каменные стопочки и Святого Франциска, тоже из мыльного камня:



У меня был четкий план прогулки по городу, но когда я туда попала, то поняла, что историческая часть города не такая уж и большая и поэтому начала гулять без всякого плана, просто бродила по городу.



На каждом шагу постоянные напоминания о богатых недрах этого края – вот такой огромные аметисты:



Камни, из которых выложена мостовая, тоже с претензией на приличную родословную - затоптанные кварцы все равно иногда сверкают на солнце:



Улицы становятся все круче и корявей, туристы пыхтят все громче:




Ноги уже устали, поэтому нужно передохнуть и перекусить, тем более что я нашла ресторан self service с местной кухней.



Здесь все гораздо проще, чем в Рио де Жанейро и, как мне показалось, вкусней. Мне очень понравилась курица в каком-то соусе из местных специй и трав:




Очень демократичное место, много местных жителей – как раз было время обеда, туристов я как-то не обнаружила.



Пообедав, довольная и наевшаяся, выхожу из ресторана и вдруг слышу позади себя: «Moça! Moça!» (т.е. «моса» - «девочка», насколько я помню). Я не реагирую. Оклик повторяется. Я скосила глаза вправо-влево – нет тут никаких мос, только я. Но так как я уже давно вышла из категории «девочка», то продолжаю не реагировать. Тем более что еще пару дней назад, в Рио де Жанейро, ко мне обращались весьма уважительно - «dona». Но тут меня догоняет молодой человек, лет 20-ти с небольшим, и уже конкретно обращается ко мне – moça. Выяснилось, что я забыла показать чек об оплате на выходе из заведения.

РОдный! Какая я тебе моса? Если бы я начала еще в школе, то ты вполне мог быть моим старшим сыном. Но все разъяснилось само собой. Если в Португалии к девушке обращаются «menina», то в Бразилии - «moça». А слово «menina» в Бразилии будет как раз обозначать «девочка». Так что я самая что ни на есть бразильская моса))). Вот так все запутано.

В городе большое количество церквей и все они выполнены в стиле барокко. Я гуляла от храма к храму, пытаясь запомнить названия. Они все такие красивые…

Igreja Nossa Senhora da Conceição оказалась закрытой:



А вот в церковь Igreja Nossa Senhora do Carmo попасть удалось, но опять же за деньги (вход 3 реала, около 50 рублей) :



Фотографировать нельзя, но немного пофлиртовав с охранником получаю разрешение на один кадр))) :



Церковь построена между 1766 и 1776 по проекту уже упомянутого выше Мануэля Франсиско Лисбоа, а его сын, Антонио, после смерти отца внес кое-какие изменения в первоначальный проект и оформил декор этой церкви.

Во всех церквях, которые я посетила, я обратила внимание на полы. Обычно в церкви пол сделан из каменных плит, а здесь, а Оуру Прету, полы деревянные. И везде очень красивые расписные потолки. При церкви небольшой музей, где выставлена мебель и различные предметы интерьера в стиле барокко и рококо.

Хотела зайти в Igreja Nossa Senhora do Pilar, но опять нужно покупать билет, а касса где-то не рядом с церковью, нужно ее найти….. Не пошла... Наверное, зря - если верить путеводителю,то все интерьеры церкви выполнены из дорогостоящего кедрового дерева, которое покрыто сусальным золотом (его потратили 434 кг):



Зато в небольшом церковном магазинчике увидела старую знакомую – Санта Лючию:



Когда то я рассказывала про нее, про ее историю и про то, почему она держит на подносе свои глаза.

Еще один шедевр бразильского барокко - Igreja Nossa Senhora do Rosario:



Такая хорошенькая))). Вся такая округлая и женственная… Внутри тоже очень красиво, все расписное и нарядное.

Я была переполнена впечатлениями и решила что на сегодня уже хватит, пора возвращаться в отель. Так как мой маршрут передвижений по городу был абсолютно произвольным, то пришлось ориентироваться на местности и сверяться с картой, чтобы определить, где родовиария. Ориентиром мне как раз и послужила церковь Igreja Sao Francisco de Paula :



К ней, поднимаясь на высокий холм, я карабкалась изо всех сил. Подошва на правой босоножке как-то раздвоилась и расслоилась от постоянных спотыканий, поэтому я упорно шла наверх, чтобы присесть где-нибудь и переобуться (сменную обувь я всегда беру с собой в дальние прогулки – мало ли что). И вот я поднимаюсь по крутому склону, слева какой-то забор, справа кусты и панорамный вид на город, вокруг ни души. И вдруг я слышу мужские голоса, причем это явно подростки, человека три, так точно. Я их слышу (они где-то впереди за поворотом), они меня не видят. В воспаленном мозгу запуганной туристки сразу возникло «Опасность! Опасность!», причем большими красными мигающими буквами. Не останавливаясь, начинаю на ходу вспоминать, где у меня ценные вещи: деньги под одеждой, на карте ничего нет, смартфон… Судорожно вытаскиваю смартфон из сумки и запихиваю туда, куда любая женщина спрячет ценную вещь - в декольте. Тут я опять спотыкаюсь и опять той самой несчастной правой босоножкой и происходит то, что происходит – непроизвольно у меня вырвалось нецензурное слово. Громко.

Голоса за поворотом стихли.

Ну все, меня обнаружили. Отступать поздно, да и некуда. Остается только задрать нос и наглой походкой продолжить путь.

Не знаю, что подумали подростки (их действительно было трое), когда придурковатая иностранка с прямоугольной левой грудью (там смартфон), с куском ткани, нелепо обмотанным вокруг шеи, вздергивающая при ходьбе правую ногу вверх почти до прямого угла, прошла мимо них, но они не издали ни звука - ни когда я шла сквозь них, ни когда удалилась на значительное расстояние.

Моя сегодняшняя прогулка закончилась, следующим городом Золотого кольца будет Сан Жоао дель Рей, о нем в следующей части отзыва. А в послеследующей продолжу рассказ об Алейжадинью и о его болезни и расскажу о поездке в КонгОньяс.

продолжение следует...

Продолжение см. http://www.otzyv.ru/read.php?id=181216

Отредактировано автором: 22.10.14 12:45:26Сообщить модератору



Мария, спасибо огромное! Очень и очень интересный рассказа!
Цитата:

Камни, из которых выложена мостовая, тоже с претензией на приличную родословную - затоптанные кварцы все равно иногда сверкают на солнце:


Богатства, в прямом смысле, лежат под ногами)))
Церкви очень напомнили Португалию и, как мне кажется, Вы настолько влюблены в эту страну, что уже освоили её язык и отважились исследовать её бывшие колонии. Далее будет Мозамбик и Ангола? Я бы с удовольствием слетала в Макао.
Цитата:

Церкви очень напомнили Португалию

- очень и очень похожи. Это легко объяснимо - строители то были выходцами из Европы, вот и строили то,что видели уже ранее. Хотя сам Алейжадинью не был в Европе ни разу, но , во первых, он учился у отца, выходца из Португалии, а во вторых, он общался с другими мастерами, которые выезжали в Европу и привозили оттуда зарисовки и эскизы увиденного.

Любовь к Португалии перешла уже в ту стадию, когда все связанное с этой страной воспринимается как само собой разумеющееся, как ко мне относящееся по умолчанию, т.е. чувства поутихли. Но утихнув, они дали толчок к развитию других интересов. И так получается, что после самой Португалии я поехала по колониям - Кабо Верде, Бразилия... В Макао мне тоже хочется, как и Вам, но хорошо бы все совместить с поездкой в Китай вообще. Интересно, они собираются нам визы отменять или нет?

Про Мозамбик и Анголу не думала, думала о другой стране, но теперь в Африке эбола... Не хочется искушать судьбу.

А язык еще учить и учить и учить...

Спасибо за интерес к рассказу!
Мозамбик и Анголу отложим))), а в Макао очень даже реально.
Цитата:

Интересно, они собираются нам визы отменять или нет?


Боюсь, что проблему нам создадут не визы, а курс валюты(((. Я уже запланировала Китай на март, но что-то мне подсказывает, что опять ничего не сложится.
Цитата:

проблему нам создадут не визы, а курс валюты

- ужас что творится... Я сижу и тихо радуюсь, что евро и доллар так не росли в августе, когда я в Бразилии рассчитывалась рублевой картой. А сейчас даже и не знаю, планировать что-то или нет.

Цитата:

Я уже запланировала Китай на март

- если куплены все авиабилеты, то УЖЕ сложится. Вот еще стоимость отелей знАчимую часть бюджета поездки съедают, их бы как-то оплатить. Так не угадаешь - курс будет расти или остановится
Меня терзают смутные сомнения, что курс будет только расти, а это значит, что и цены на всё станут неподъёмными и путешествиям - КОНЕЦ.
Пока времени почитать нет, пробежалась по фото. Бразилию не увидела. Увидела Протугалию. Грустно :(.
Спасибо за очередную главу рассказа.
Цитата:

Церкви очень напомнили Португалию


Мне тоже.
Цитата:

А сейчас даже и не знаю, планировать что-то или нет.


Планировать однозначно! Вообще-то я оптимистка, но не исключаю вариант, что дальше будет ещё хуже. Поэтому пока есть возможность, надо планировать поездки и осуществлять их! Чего и желаю всем и себе.
Цитата:

Вообще-то я оптимистка, но не исключаю вариант, что дальше будет ещё хуже.

- ну да, я тоже стараюсь о плохом не думать. Поживем увидим, тем более,что до следующего отпуска еще очень долго

Цитата:

Бразилию не увидела. Увидела Протугалию. Грустно :(.

- да не грустите))). Бразилия была португальской колонией, поэтому неудивительно, что португальцы строили храмы так же как и у себя на родине в ту эпоху. В городах же не будут жить в индейских жилищах. Придет мода на классицизм - и здесь тоже будут строить в этом стиле: некоторые районы Белу Оризончи ни дать ни взять Петербург, только пальмы повыдергать и тополя посадить))).

И есть у меня вопрос - а Бразилия в Вашем представлении какая? Какой ее обобщенный образ (если он есть)?Спрашиваю безо всякой иронии или подвоха, мне на самом деле интересно. У меня ДО поездки обобщенный образ Бразилии был где-то на уровне открыточных видов Рио де Жанейро, при этом везде непрерывно танцуют полуголые бразильянки. И когда я увидела другие города, то была сильно удивлена. Сейчас мое представление изменилось, хотя до сих пор не могу называть городскими кварталами то, что в моем представлении промзона (это я о некоторых городах Бразилии)
Мария, спасибо, очень интересно! Увидим теперь Вашими глазами, есть ли жизнь вне Рио-де-Жанейро и какая она.:)
Городок очень понравился, действительно похож на Португалию, не только церкви, другие дома тоже. А про тюрьму вначале подумала, что это ратуша - красивая очень.
А сколько же Вы летели из Рио до Белу Оризончи? Вроде бы там недалеко, а поезда не ходят?
Цитата:

И есть у меня вопрос - а Бразилия в Вашем представлении какая? Какой ее обобщенный образ (если он есть

Мария, вот не видела Ваш вопрос еще, а уже написала выше - никакого представления о Бразилии нет. Ну или как в сериалах показывают - современные виды крупных городов, на окраинах либо лачужки, либо виллы.:) Что есть где-то исторические города, не думала.
Цитата:

А сколько же Вы летели из Рио до Белу Оризончи? Вроде бы там недалеко, а поезда не ходят?

- лететь недалеко и недолго, час с небольшим, если мне память не изменяет, стоимость билета была около 1500 рублей. А с поездами, как я поняла из всего прочитанного до поездки, у их в стране напряженно. То ли недостаточно разветвленная сеть дорог, то ли еще что-то, но при перемещении между городами в основном рассматриваются автобус, личный транспорт или самолет.
Если бы я повторила маршрут Рио - Белу Оризончи, то сейчас попробовала бы выбрать автобус, это 7-8 часов в дороге. Это не намного дешевле (цена автобусного билета, в зависимости от выбранной компании, типа автобуса и времени выезда, может варьироваться от 60 реалов до 145 - это от 1000 руб до 2500),но просто покататься))). А если выбрать отели недалеко от автовокзала, так еще и на такси можно сэкономить
Цитата:

сейчас попробовала бы выбрать автобус, это 7-8 часов в дороге.

Долго, я думала, меньше.
Наверное, еще и остановки по пути делает. Да, быстренько как-то не получается))). Зато есть шанс в окно посмотреть)))
Цитата:

а Бразилия в Вашем представлении какая?


Можно я отвечу? В моём представлении Бразилия - это джунгли Амазонки с питонами и крокодилами. А еще - это страна, где много диких обезьян))) и плантаторов с сигарами в зубах. Страна, где все пьют ароматный кофе и танцуют самбу с румбой)))
Ирина, зачот))) Красиво получилось!! Я тоже, пожалуй, к открыточным видам Рио добавлю еще и Амазонку.

Цитата:

Что есть где-то исторические города, не думала

- у меня это тоже как-то выпало из общей картины, хотя, если рассуждать логически, что-то историческое должно быть в каждой стране или городе.
Цитата:

а Бразилия в Вашем представлении какая?
Можно я отвечу? В моём представлении Бразилия - это джунгли Амазонки с питонами и крокодилами.


Опередили :) Для меня Бразилия - это Амазонка прежде всего. Река, у которой не видно берегов. А на берега лучше не соваться :). И много-много... нет, не диких обезьян (говорят, в оригинале было "много бразильских орехов"), а много кофе. А ещё Рио-де-Жанейро, белые штаны и карнавал. Но никак не "португальские" города.
Цитата:

Бразилия была португальской колонией, поэтому неудивительно, что португальцы строили храмы так же как и у себя на родине


Как говорит мой сын в таком случае "Спасибо, кэп".

Цитата:

а Бразилия в Вашем представлении какая?


Примерно, как у ИК :). Стандратный образ "футбол + карнавал". В своей жизни была знакома только с одним бразильцем. Он про свою страну говорил с иронией "у нас есть только футбол и обезьяны" и ещё "у нас культ тела" (в смысле, что тело должно быть красивым, потому что всё время летом все ходят полуголые :).

Если без шуток, то дело не в том какая она в моём представлении, а в том, что я читаю отзыв, чтобы понять что там интересного, стоит ли ехать за тысячи километров. Вот пока для себя из Ваших отзывов ничего призывного не нахожу. Зачем мне копия Европы? Бразилия для меня интересна необыкновенной природой (джунгли, Амазонка, водопады) и остатками индейской культуры, то есть тем, что я в Евпропе найти не смогу. А ещё один португальский городок за океаном мне не нужен. Потому и грустно. Это лично моё. Не к тому, что для всех остальных те же приоритеты. НО, надеюсь, что в Вашем маршруте будет не только копия Португалии.

Да, кстати, прочитала и Бразилию так и не увидела :). За отзывы всё равно большое спасибо! Интересно, но пока такая Бразилия не манит.
Цитата:

Река, у которой не видно берегов

- реально не видно!! Я когда летела в Манаус утренним рейсом, специально выбрала место около окна, чтобы реку сверху увидеть.

А белый штаны, которые грезились Остапу Бендеру, в повседневной жизни можно увидеть у тех, кто занимается капоэйрой, или в особые дни у тех, кто участвует в обрядах посвященных богине по имени ЙеманжА. Все остальные в обычные дни ходят в шортах)))
Цитата:

А белые штаны в повседневной жизни можно увидеть у тех, кто занимается капоэйрой


Как у моего сына :). Он занимается капоэйрой. И вот музыка и ритм, который есть в капоэйре, вообще не напоминает Португалию. Это африканские и индейские ритмы. Они вдохновляют и завораживают. Для меня - это Бразилия. Я когда хожу к нему на роду, так и хочется махнуть в Бразилию :). А ещё Бразилия - это босса-нова и песни Антониу Жобим.
Цитата:

"Спасибо, кэп".

- нэма за що

Цитата:

Бразилия для меня интересна необыкновенной природой (джунгли, Амазонка, водопады) и остатками индейской культуры, то есть тем, что я в Европе найти не смогу

- тогда я Вас разочарую - водопадов не будет, ночевки в сельве не будет, поиска заброшенных цивилизаций с рюкзаком за плечами и мачете в руках тоже .

Цитата:

но пока такая Бразилия не манит.

- но она есть! И это тоже часть большой страны.
Цитата:

И вот музыка и ритм, который есть в капоэйре, вообще не напоминает Португалию. Это африканские и индейские ритмы.

- а почему капоэйра должна напоминать Португалию? Про смесь культур я уже писала в какой-то из предыдущих частей, когда касалась истории бразильского народа
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1По ту сторону экватора. Золотое кольцо Бразилии - г. Сан Жоао дель Рей
2По ту сторону экватора. Золотое кольцо Бразилии - г. Конгоньяс
3По ту сторону экватора. Жерикоакоара - деревня на берегу океана
4По ту сторону экватора. Манаус - столица Амазонии
5По ту сторону экватора. Большая прогулка по Бразилиа
6По ту сторону экватора. Небольшая прогулка по г. Белу Оризончи
7По ту сторону экватора
Отдых в Бразилии
Бразилия: отели
Отели Рио-де-Жанейро
Отели Сан-Паулу
Жерикоакоара
Манаус
Туры Новый год
Рейтинг отелей:
1.Windsor Atlantica 5+
2.Atlantis Copacabana 4+
3.Fasano Rio De Janeiro 4
лучшие отели Бразилии
Фото отелей:
1.Praia Mansa Suite Hotel, Бразилия [35]
2.Rio Claro, Бразилия [30]
3.Sao Bento, Бразилия [27]
4.Go Inn Manaus, Бразилия [25]
5.Amuarama, Бразилия [19]
6.Saint Moritz Hplus Express, Бразилия [17]
Популярные отели:
8.Royalty Copacabana отзывы
9.Saint Moritz Hplus Express отзывы
10.Atlantis Copacabana отзывы
11.Sao Bento отзывы
12.Fasano Rio De Janeiro отзывы
13.Rio Claro отзывы
Отзывы по отелям:
1.Бразилия, Windsor Martinique [1]
2.Бразилия, Fasano Rio De Janeiro [1]
3.Бразилия, Atlantis Copacabana [1]
4.Бразилия, Royalty Copacabana [1]
5.Бразилия, Estanplaza Ibirapuera [1]
6.Бразилия, Orla Copacabana [1]
7.Бразилия, Windsor Atlantica [1]