09.10.14 11:34:16
Центры областей Черноземья. Прогулка по Воронежу 
Время отдыха: август 2014

УВИДЕТЬ РОССИЮ ЕГО ГЛАЗАМИ

ПРЕДЫДУЩИЕ ОТЗЫВЫ. Продолжаю рассказывать о центрах областей Черноземья. Если на сайте не было рассказов о Курске, а о Белгороде был размещен только один, то о Воронеже их целых три. Галишникова Татьяна (2010), Lissi (2013) и msa (2014). Я ознакомился с ними.
Недостаток отзыва Галишниковой – отсутствие фотографий (с учетом даты публикации легко объяснимый). Хотя мы иногда посещаем с ней один город, но предпочитаем разные методы его познания.
«Знакомство с городом решила начать с краеведческого музея на Плехановской улице. Закрыт! Прошлась пешком к художественному музею им. Крамского. Закрыт! Возмущению моему не было предела. Хорошо, 4 апреля – Пасха, но это же церковный праздник, а не государственный. Погода теплая и солнечная, горожане – взрослые и молодые, с детьми гуляют на улицах и площадях города, а пойти некуда. Хорошо, хоть книжный магазин открыт, там я тщетно пыталась найти книги о Воронежском крае, ни одной! Делать нечего, пришлось опять извлекать пользу. Заняться тем, чем дома, у себя, некогда – шопингом.»
Я же не люблю находиться в помещениях, в музеи пойду, только если поеду в город на неделю. В хорошую погоду не буду сетовать, что некуда пойти, а пойду гулять по улицам. Книг и буклетов в поездках давно не покупал, так как потом в них не заглядывал. К тому же вся информация уже получена дома, в интернете. И шопинг меня не привлекает.
Msa в начале своего отзыва иронизирует: «В чем глубинный смысл компиляции многократно перекопированной информации?». Однако потом обосновывает, что уж в его-то рассказе это будет к месту. Труд обширный, с краеведческим уклоном, с воспроизведением старинных фотографий, посвящен в основном церквям. На любителя, читать мне было скучно. Достаточно упомянуть привычку автора при первом упоминании чего-то каждый раз добавлять фразу «ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ».
Отзыв Lissi я прочитал с удовольствием. Она останавливалась здесь на 4 ночи, неудивительно, что её рассказ самый полный, интересный и полезный. Здесь есть и личные впечатления, и исторические подробности, которые не перегружают повествование. Лучше написать о городе очень трудно.
ПУТЬ ОТ ВОКЗАЛА. Я останавливался только на одну ночь, но хочу указать достойные осмотра объекты. Это делаю для того, чтобы зафиксировать собственный маршрут (иначе всё забудется), и для того, чтобы оказать помощь будущим путешественникам.
Скучного исторического введения об истории города в моем повествовании не будет. Укажу лишь, что город - «Родина воздушно-десантных войск» и «Колыбель военно-морского флота». Здесь родились писатели Кольцов, Бунин, Платонов и Маршак. Ещё Воронеж – один из 15 городов России с населением свыше одного миллиона человек. Это 11-й такой город, в котором я побывал в качестве туриста. Пока не был в Новосибирске, Томске, Ростове-на-Дону и Уфе.
Рассказ я построю в форме прогулки по городу. Её мы начнем с железнодорожного вокзала. Поезд «Москва-Воронеж» прибывает на станцию Воронеж-1. Подавляющее большинство проходящих на юг поездов не заезжает сюда, а следует по городу по левому берегу реки Воронеж. Вокзал небольшой, на фасаде висит рисунок с проектом грядущей реконструкции. Его здание построено в 1954 году по проекту московского архитектора Скаржинского. Со стороны площади установлены скульптуры, как бы усиливающие ритм вертикалей. В 1996 году бетонные фигуры, пришедшие в негодность, были заменены на копии из листовой меди, а герб СССР на здании был заменен на герб Воронежа.

На привокзальной площади стоит памятник генералу армии Черняховскому (скульптор Томский), руководившему боями за освобождение Воронежа. В 1950 году памятник был установлен в Вильнюсе, а в 1993 году, после развала СССР, был перенесен сюда. Кстати, очень давно мы с женой ездили в Вильнюс в свадебное путешествие и видели этот памятник в центре Вильнюса. Когда приехали через несколько лет в независимою Литву – не нашли в центре ни Черняховского, ни Ленина, ни Пушкина.
От привокзальной площади по небольшой улице Мира пройдем к сооружению, называемому в народе «памятник штопору», хотя это памятник ДНК. Скорее всего, он единственный в России. Эта молекула ДНК успела за свою недолгую сорокалетнюю жизнь попутешествовать — когда-то она стояла в Зеленограде и считалась символом Зеленоградского института радиоэлектроники. Но она никак не приживалась в родном городе, в котором её никто не любил, и в итоге её отдали в Воронеж, обменяв на несколько тонн металла. В 2010 году памятник, ни разу не ремонтируемый, начал разваливаться на глазах, и его решили было переплавить, но за него вступились жители Воронежа. Благодаря этому памятник был отремонтирован. Он стоит весьма удачно – гости любят фотографировать, как удивительно в перспективе сочетаются кафедральный собор и этот памятник.

К памятнику ДНК практически примыкает городской Первомайский сад - одно из любимейших мест прогулки горожан. Здесь еще в дореволюционные времена было уютное зеленое место для отдыха. Уже в послевоенные годы здесь разместился цирк-шапито, а позже-панорамный кинотеатр. А в 1998 году в саду был заложен Благовещенский собор. Горожане считают, что их собор - третий по величине в России после московского храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора. От себя добавлю, что таких «третьих» довольно много. В различных источниках такими считаются Крестовоздвиженский собор в Верхотурье, Вознесенский собор в Ельце, Вознесенский собор в Новочеркасске, а из современных построек - Преображенский собор в Хабаровске. Я был внутри, храм действительно высокий.

Рядом с ним – памятник святителю Митрофану, сочетание реалистичной фигуры и условных ангелов по бокам. Открыт в 2003 году, его авторы – супруги Иван Дикунов и Эльза Пак, главные поставщики современных воронежских памятников.

Впрочем, от памятника ДНК можно повернуть и к парку «Орленок». Есть в нем, естественно, и скульптура самого Орленка, но я обращу ваше вынимание на памятник Осипу Мандельштаму (скульптор Лазарь Гадаев, 2008). Кстати, проект памятника участвовал в московском конкурсе на лучший монумент Мандельштаму, но уступил в финале. В Москве, кто видел, установили победивший монумент (только голову). Памятник стоит напротив дома, где Осип Мандельштам жил с женой во время трёхлетней ссылки в Воронеже в 1934—1937 гг. Здесь он писал свои стихи.
Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, -
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож...


ПРОСПЕКТ РЕВОЛЮЦИИ. Из Первомайского сада мы выходим на проспект Революции - центральную улицу города (бывшая Большая Дворянская). Его длина – 2.3 км. Самая интересная архитектура – здесь. Сталинский ампир сочетается с многочисленными дореволюционными зданиями, заботливо восстановленными после войны. Сразу скажу, что я покажу не всё.
Сначала пойдем налево, к началу улицы. В доме № 3 родился Бунин. А вот № 7 – напоминающий русский терем симпатичный голубой дом Земскова, конец 1880-х годов. Напротив - Механико-техническое училище им. Петра Великого, 1909-16 годы.

Примечателен дом 18. В 1952 году на месте разрушенного во время войны здания в стиле конструктивизма было построено здание Управления ЮВЖД в стиле сталинского классицизма. Архитектор как старого, так и нового зданий – Н.Троицкий. Сейчас это визитная карточка города, все им восторгаются, а когда-то оно подвергалось резкой критике. "Построенное на проспекте Революции по проекту архитектора Троицкого 5-этажное здание Управления Юго-Восточной железной дороги имеет 11-этажную башню высотой 70 метров, стоимостью также около 2 млн. рублей. В здании запроектированы 3 декоративные арки и колоннада высотой в 3 этажа." (Из печально известного постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»).


Напротив - Петровский сквер. В нем в 1860 году был установлен памятник Петру I (скульптор А.Е. Шварц). Во время оккупации бронзовая фигура царя была вывезена немцами на переплавку в Германию. После войны по фотографиям и описаниям произведено воссоздание монумента. Сохранены композиция и высота памятника, но Петра I изобразили молодым, каким он приезжал в Воронеж строить флот, а не зрелым монархом, как изначально. Это единственный случай, когда в советское время изготавливали памятник царю! Новый памятник Петру I был установлен в 1956 году (скульптор Гаврилов). Здесь же – скамейки патриотического вида.

Рядом со сквером находится довольно любопытное здание, такая квинтэссенция сплетения имперской и советской застройки, присущей центру Воронежа. Оно было построено как дом казённой палаты в 1786–1787 годах по проекту знаменитого Кваренги, но после Великой Отечественной к нему достроили ещё два этажа. Нынешний вид его меня не впечатлил.
Памятник родившемуся в Воронеже Платонову (1999, скульпторы Дикунов и Пак). Писатель представлен шагающим в развевающемся от ветра пальто. Наверное, держит путь в свой котлован. На левом пилоне начертано его имя, на правом — знаменитая фраза «А без меня народ не полный».

Дом Тулинова. Двухэтажное здание было построено в стиле ампир в 1811—1813 годах. В 1818 и 1820 в этом доме останавливался император Александр I. В 1832 году в доме жил Николай I, приехавший на открытие мощей Святителя Митрофана. В июле 1837 года два дня провел здесь наследник престола, будущий император Александр II вместе с поэтом В. А. Жуковским.

Неподалеку – памятник Митрофану Пятницкому (на фото его фрагмент) и Макдональдс с фонтаном. Перед ним сидели почему-то не посетители кафе, а любители шахмат.

Дом 35. Дом связи, архитектор Гинцберг, 1934. В 1980 году на фасаде здания справа и слева от входа были размещены бетонные горельефы «Почта» и «Космос».

Ряд домов по четной стороне (№ 42-48) в 1880-1890-е гг. принадлежал крупнейшему воронежскому промышленнику, потомственному почетному гражданину, городскому голове Д.Г. Самофалову. Он использовал их в качестве «доходных домов». Среди них - здание бывшей гостиницы «Центральная» (№ 42/44, 1879 год). Формы здания с поднятыми элементами фронтонов достаточно сложные, украшения стен похожи на узоры русских вышивок или кружев. Гостиница чем-то напоминает сказочный терем.

Дом 43 - Гостиница "Бристоль" купцов А.Г. Просвиркина и М.Н. Литвинова в стиле модерн, 1909-10 гг. После Великой Отечественной войны академик архитектуры из самой Москвы Л. В. Руднев расценил стиль дома как "антихудожественное" проявление "разнузданного характера упаднической эпохи". Дом стал восстанавливать архитектор Г. В. Здебчинский. Ему с трудом удалось отстоять былой внешний облик здания; помогло ещё отсутствие средств на глобальную перестройку. Сейчас здесь размещаются офисы различных фирм.

Дом 50 - Кукольный театр "Шут". Перестроен в 1980-х гг. из Дома художественной самодеятельности профсоюзов. Архитекторы Н.Топоев и В.Фролов. Полагаю, для 1980-х архитектура очень необычная. Большие часы на стене – действующие.

Дом напротив кукольного театра.

Перед театром установлен памятник герою повести воронежца Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» псу Биму (1998, скульпторы Дикунов и Пак). Бим отлит в металле сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И дети нежно гладят его, словно он живой.

Кинотеатр «Пролетарий» состоит из двух частей – старой и новой. Старое здание кинотеатра — четырёхэтажное сооружение в стиле неоклассицизма. Полуколонны, балконы, барельефы, арочные проёмы и скульптурные изображения шести муз на четвёртом этаже. Старое здание было построено в 1914—1917 годах и на то время оно было самым крупным зданием в центре города. Изначальное название очень мило — синематограф «Увечный воин». В 1966—1969 годах к старому зданию с угла пристроен новый полукруглый корпус.

Ну и наконец -- знаменитый "Утюжок", именуемый так в народе ещё с дореволюционных времён. Построен в 1930-34 гг. в стиле конструктивизма. Архитектор А.И. Попов-Шаман. Разрушен в войну, реконструирован в 1955-57 гг. архитектором В.С. Левицким.

Следующее здание по ходу нашего движения – филармония (имеет адрес площади). История здания с двумя сфинксами-грифонами на фасаде начинается в 1908 году, когда почетные граждане Типцевы (Николай, Аркадий, Вера и Петр, все Петровичи) открыли второй в городе «электротеатр» «Тауматограф». Семь лет спустя кинотеатр расширили: появилась пристройка с грифонами, которая стала композиционным центром здания. Сменили и название на более понятное обывателям — «Кино».

ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА. Центральная площадь Воронежа ожидаемо носит имя Ленина. Надо сказать, что после войны существовала идея архитектора Л. В. Руднева по созданию общественного здания примерно в 18 этажей наподобие сталинских высоток в Москве. Его общая высота со шпилем должна была составить 103 метра, что в полтора раза больше, чем высота здания ЮВЖД. На шпиле должна была разместиться звезда. Здание планировалось построить многоярусным, сужающимся с высотой. Но вместо башни построили 7-этажное здание, ныне занимаемое областной администрацией. Первоначально, конечно, обком КПСС, 1953-59 гг. архитектор Миронов. Перед зданием – обязательный памятник Ленину. На руке довоенного памятника фашисты вешали людей. После войны поставили новый (1950, скульптор Томский).

Далее на площади - театр оперы и балета (1961). Если в любом советском городе был памятник Ленину, то в новой России идет к обязательности триады – Пушкин, Петр с Февронией и Высоцкий. Всё это в Воронеже уже поставили. В сквере у театра Пушкин (1999, снова Дикунов и Пак), документов, подтверждающих его пребывание в городе, нет.

На площади - областной совет профсоюзов, бывшая гостиница "Воронеж" (1940, архитектор Миронов, восстановлена в 1951 им же, надстроена и увенчана шпилем с курантами в 1986). На шпиле – парусник, символизирующий славу города как родины российского ВМФ.

На площадь Ленина выходит Кольцовский сквер. Памятник Кольцову меня не впечатлил, а вот фонтан понравился.

С площади Ленина хорошо видна Городская администрация на Плехановской. Ранее -- Волжско-камский банк (1915, архитектор М.Н. Замятнин).

Я обратил внимание и на соседнее здание того же архитектора в стиле модерн.

Неподалеку, в сквере на Плехановской - памятник воронежцу Ивану Бунину (1995, скульптор А. Бурганов). Писатель изображен присевшим на поваленное дерево. По словам скульптора, писатель изображен во время расставания с Россией, переживает тревогу и одновременно надежду, а льнущая к ногам собака — символ уходящего дворянства, символ одиночества. Надо сказать, что из всех местных литераторов Бунин менее всего связан с городом. Он прожил здесь первые три года и больше сюда не приезжал. Близко от памятника Бунину - моя гостиница «Воронеж».

УЛИЦА ОРДЖОНИКИДЗЕ. Если пройти от гостиницы «Воронеж» по улице Орджоникидзе, то на углу улицы Карла Маркса мы увидим знаменитый Каменный мост. Он был построен в 1826 году, до того все мосты в Воронеже были деревянными. Ограда и светильники 1985 года. Вот романтическое предание давних времен:
"Когда-то, в 19 веке, благородные девицы находили здесь женихов. Рядом находился Александринский приют, где девушки благородного происхождения, оставшиеся волею судьбы без родителей, находились на попечении государства до совершеннолетия. По легенде в день выпуска на мосту собирались молодые люди и ждали, пока возлюбленные выйдут к ним. Если молодой человек нравился девушке, она приводила его в приют, где получала благословение на брак. Приданое ей обеспечивал город.".

Теперь в городе есть традиция – через Каменный мост женихи переносят невест.

Здесь же новобрачные вешают свои замки. А вот здание Александринского приюта с башней и шпилем с парусником.

Чуть подальше видна Воскресенская церковь (1768).


Продолжая движение по улице Орджоникидзе, мы выходим на Советскую площадь. Здесь расположены Покровский собор (1833-41 годы, колокольня 1791 года). В советское время он был антирелигиозным музеем, потом выставкой трофейной техники, а в 1948 снова открыт как храм.

Рядом современное здание концертного зала, на фасаде которого мне запомнились интересные скульптуры.


На Советскую площадь выходит и короткая улица Алексеевского. Туда надо заглянуть, чтобы увидеть дом архитектора Замятнина (1913). Семья архитектора занимала один этаж, два других сдавались внаем. Под балконом второго этажа помещен самый необычный элемент декора - большая скульптура совы (символ семейного благополучия). Сейчас дом не в очень хорошем состоянии.


СЕВЕР ГОРОДА. От гостиницы «Воронеж» просто добраться и до улицы Лизюкова. Надо выйти на Плехановскую, сесть там в автобус и ехать по Московскому проспекту на север города. Замечу, что на проспекте расположена Церковь-часовня «Взыскание погибших». Она посвящена воинам, погибшим при исполнении воинского долга в различных «горячих точках» нашей планеты.


Также на Московском проспекте вы увидите красную пирамиду «Воронеж – город воинской славы». Этот неоднозначный памятник называют «Могилой неизвестного Хеопса».

На улице Лизюкова я собирался посмотреть памятник Котенку с улицы Лизюкова, герою советского мультфильма. Помните? "Как красива наша саванна с высоты птичьего полета". "Но лучше, чем Воронеж, нет города нигде". После того, как было принято решение увековечить героя мультфильма, был проведен детский конкурс на лучший проект памятника. Победила в нем 16-летняя Ирина Поварова. По ее проекту супруги Дикунов и Пак и сотворили композицию. Памятник открыт в 2003 году. Соглашусь с Lissi: «Почему-то он на удивление нефотогеничен: на фото кажется, что ничего особенного, а вблизи очень приятный и забавный. Народная тропа к нему не зарастает, приходят и семьи с детьми, и вполне себе взрослые и серьезные люди».

Недалеко от памятника Котенку стоит новый православный комплекс – церковь Ксении Петербургской, часовня, церковь Александра Невского.



Рядом с храмами, на территории рынка - памятник «Продавец и покупатель» (2009). Он выполнен из бетона и покрыт краской, бронзовый смотрелся бы лучше. Как достопримечательность города попал даже на сайт tripadvisor.

А вообще этот район зеленый.

АДМИРАЛТЕЙКА. Я не упомянул, что город стоит на обеих берегах реки Воронеж. Правый берег при этом очень крутой, и центральная часть города отрезана от воды склонами и оврагами. Здесь вы найдете массу кривоколенных, узких улочек, круто спускающихся к набережной, соединённых между собой тропинками и лесенками, В закоулках частного сектора можно найти всё – от изб до коттеджей. Застройка тут настолько хаотичная и настолько плотная, что нередко возникает ощущение, будто ты где-нибудь в кавказском ауле. Но среди домиков возвышаются прекрасные храмы, с площадок которых открываются великолепные виды на водохранилище. Полагаю, только ради этого стоит приехать в Воронеж!


На берегу есть некий облагороженный участок, называемый Адмиралтейкой. Когда-то здесь были верфи Петра I, а ныне -- мемориальный ансамбль, открытый в 1996 году, в центре которого - стилизованная Ростральная колонна. В этом году добавилась копия первого линейного корабля России «Гото Предестинация», в которой будет открыт музей.

Здесь же - памятник архитектуры эпохи Петра - Успенская Адмиралтейская церковь (1696). Она изначально принадлежала верфям, и использовалась для освящения кораблей. Ныне – один из самых самый интересных храмов в Воронеже, она колоритна и приятна.

Можно посмотреть на левый берег, на котором я не был.

Виды с площади мне чем-то напомнили Черноморское побережье.

ГРАФФИТИ. Воронежцы отслеживают судьбу одного городского граффити. Началось с того, что местный художник Denis Gramm по заказу инженера Александра Федунова нарисовал на улице Хользунова портрет девушки Александра, Лиды. Место для граффити было выбрано не случайно - окна Лиды выходят на портрет. В мае 2014 года вандалы оставили на рисунке росчерк "Идол". Но уже через неделю группа «Стрит-арт и граффити города Воронежа» сверху на росчерк нарисовала девушке солнцезащитные очки, стараясь выдержать стиль автора. Художник и заказчик остались довольны тем, как уличные художники поправили его работу.
Кстати, молодые люди (он сейчас живет в Москве, она из Воронежа) долго ссорились, мирились и наконец расстались. Сейчас Александр живет в Москве. Но в очередной приезд Александра в Воронеж он и Denis Gramm дополнили граффити. Рядом с портретом «хорошей девочки Лиды» появился портрет самого Александра.
Впрочем, Лида не общается с Александром. Ночью, когда велись работы, с художникам подошла полиция. После разговора их забирать не стали. История получила неожиданное продолжение – на другой улице Denis Gramm по заказу полицейского нарисовал портрет его жены…

Хороших граффити в городе много, сюда можно ехать только для их осмотра. Как в Москве, здесь приглашают мастеров из других городов. Вот узнаваемый стиль Ромы Remo из Серпухова.

Нижегородец Андрей Оленев, «Кладоискатель». Полусказочный, полуфантастический персонаж в мрачноватых красках, с измененными пропорциями – фирменный стиль 19-летнего автора.

Работа Petro (Петр Герасименко) из подмосковного Жуковского, лауреата московской премии «Уличный вклад» в номинации «Художник года». Вот что он говорит: «Конкретной темы тут нет, здесь я делаю упор на абстрактную композицию в шрифтовом исполнении. Я почти не рисую персонажей, в них все понятно, посмотрел и все: ну цветок и цветок, красиво. А абстракция бесконечна для воображения». Во время работы горожане щедро давали ему советы, как рисовать. Как-то его даже забрали в полицию. Местных полицейских не смутило, что «вандал» средь бела дня подогнал автовышку, выставил огромное количество краски и взялся расписывать целый фасад. Разрешающих документов у него с собой не было, пришлось немного посидеть в отделении.

ПАМЯТНИКИ. Кроме упомянутых мной по тексту, покажу еще немного. Вот «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», или «Памятник Чупа-чупсу».

Памятник Петру и Февронии во внутреннем дворе церкви Митрофана, епископа Воронежского, на Митрофаниевском источнике в Воронеже. Открыт в июле 2014 года.

Памятник Высоцкому (2009) — один из тех, к которым в городе относятся неоднозначно. Дело в том, что певец никогда в Воронеже не был, не посвящал городу песен и не выступал даже поблизости с концертами. К тому же горожан смущает место установки памятника — рядом с институтом физкультуры, что кажется не очень логичным всякому, кто знаком с биографией известного певца и актёра. Автором памятника стал воронежский скульптор Максим Дикунов, сын скульпторов Ивана Дикунова и Эльзы Пак.

Памятник студенту и профессору (2011, скульптор Владимир Петрихин). Скульптурная композиция, по замыслу авторов, символизирует процесс передачи знаний. Она представляет собой две фигуры - профессора за рабочим столом и одного из учеников, который пришёл к нему на экзамен. В руках у юноши - свернутый в рулон лист ватмана. Есть и третий стул - для желающих послушать, о чем они говорят. Прототипом «бронзового профессора» стал известный воронежский архитектор Николай Троицкий.

В 2008 году в Воронеже появилась скульптура одинокой девушки, сидящей на стуле. Особенность этой незамысловатой композиции в том, что она приглашает к размышлениям. Во всей этой застывшей фигуре с устремленным вдаль взглядом есть что-то недосказанное. Она и сидит как-то боком, держась за спинку, словно присела на минутку, и во всей этой застывшей позе, полной ожидания, чувствуется напряжение. Она явно кого-то ждет, но кого? Кто этот незнакомец, для которого стоит рядом свободный стул с небрежно накинутым на спинку пиджаком?

«Незнакомка» стала первой в городе представительницей городской скульптуры. А ее автор, Юрий Астапченко, считает, что такие городские скульптуры, не несущие смысловую нагрузку, должны украшать все города и чем их больше, тем лучше. Они могут удивлять, шокировать, веселить, но не оставлять равнодушными. Это не инициатива города - скульптура сделана по частному заказу владельца расположенного рядом интерьер-бутика.
МОЗАИКА. Ещё несколько городских видов. Крутая улица недалеко от гостиницы

Введенская церковь на улице Освобождения Труда (1780). Здесь был крещен Бунин.

Арсенал. На самом деле это не арсенал вовсе, а цех суконной фабрики Гардениных XVIII века. В советское время к нему пристроили портик, и получился такой вот интересный исторический объект - арсенал. В нем теперь музей.

Доходный дом титулярного советника Клигмана (1909) - одно из немногих зданий города, построенных в стиле модерн. Оно имеет ряд черт, сходных с гостиницей «Бристоль».

Строящаяся Рождественская церковь на улице Свободы.

Улица со странным названием Среднемосковская. Здания XIX века с башенками, бывшая гостиница Воищева и бывшая гостиница «Гранд-отель».

Вообще дом с башней – характерный элемент городской архитектуры.

Воронеж строится.

Действующие автоматы с газировкой – «изюминка» города.

«Зачем елку выбрасывать, она на следующий год сгодится!»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. От Москвы до Воронежа по железной дороге 583 километра. Чтобы его посетить, не требуется много времени. Я поехал в город вечером в пятницу и вернулся утром в понедельник. Выбрал гостиницу «Воронеж» в центре города, у площади Ленина.

Это один из отелей Воронежской сети «Мир гостиниц». Одноместный номер обычный, ж/к телевизор, холодильник, кондиционер. Вход в номер по карте. В коридоре стоял кулер с водой. Завтрак (шведский стол) входит в стоимость, никаких изысков нет, но я наелся. Есть скидка на выходные. Однако при выезде из номера в 18 часов дополнительно берут за половину суток, а не за четверть, как в других отелях. Других замечаний нет.

В городе есть бесплатные автобусы «народных маршрутов». У них к номеру приписана буква «н», ходят примерно через полчаса, есть расписание. Транспорт в городе ходит и по ночам, но в это время проезд дороже в полтора раза. Некогда широко распространенный трамвай под предлогом борьбы с пробками полностью ликвидирован 15 апреля 2009 года. В результате Воронеж стал самым крупным городом в России и Европе, в котором отсутствует городской рельсовый транспорт.

Адмиралтейка – это в каком-то смысле тупик, здесь нет общественного транспорта, из неё надо выбираться. Путь один – только наверх.
Для обеда рекомендую «Хуторок». Это кафе быстрого питания с самообслуживанием в подвале кинотеатра «Пролетарий» на проспекте Революции.
Я давно уже не покупаю в качестве сувениров ничего, кроме магнитов и продуктов. И здесь приобрел конфеты местной кондитерской фабрики. Её фирменный магазин находится на улице Кольцовская, 40. Купил «Песни Кольцова», «Воронежские» и «Вечерний Воронеж». Заметьте, у одного сорта – разные обертки.

СРАВНЕНИЕ. В заключение приведу цитату из путеводителя. «К столице российского Черноземья городу Воронеж можно смело применять банальнейшую фразу «город контрастов». Город, где отсутствует яркая старина типа кремля, древних соборов и музеев, компенсирует это необычностью рельефа и вытекающей из этого архитектурной и ландшафтной эклектикой». (Россия. Путеводитель. Эксмо, 2013).
Одни туристы любят сравнивать разные посещенные города, другие считают, что это лишено смысла. Я могу сравнивать свои впечатления от посещений, но при выполнении определенных условий. Я должен посетить города в какой-то определенный промежуток (например, в течение одного года), чувствовать себя в них одинаково хорошо, иметь примерно равные погодные условия (без дождя или холода), обязательно переночевать в них и т.д.
Так вот, из десятка областных центров России, посещенных в 2014 году, самое приятное впечатление у меня оставил Воронеж. Я не рассчитывал увидеть там настолько много интересного и был приятно удивлен. Кстати, город не исчерпывается проспектом Революции, там осталось еще много неосмотренного. Если учесть, что в Воронежской области есть Рамонь, Дивногорье, Белогорье и Костомарово, то могу рекомендовать поездку в город и область всем тем, кого привлекают поездки по нашей стране.

Отредактировано автором: 09.10.14 17:15:12Сообщить модератору



Спасибо за отзыв Василий!
Как-то некрасиво с вашей стороны вставлять в свой отзыв фрагменты других рассказов от разных авторов и подвергать их критике
Цитата:

Я же не люблю находиться в помещениях, в музеи пойду, только если поеду в город на неделю. В хорошую погоду не буду сетовать, что некуда пойти, а пойду гулять по улицам. Книг и буклетов в поездках давно не покупал, так как потом в них не заглядывал. К тому же вся информация уже получена дома, в интернете. И шопинг меня не привлекает.


Пожалуйста любИте на здоровье то, что вам любится и не примеряйте на себя интересы других. Не раз замечала, что вы бываете некорректны и даже бестактны. Наверное правильней писать свои комментарии в отзыве автора, а не в своем опусе в качестве эпиграфа.
Галишникова Татьяна, благодарю за внимание к отзыву. Я с удовольствием читаю ваши рассказы о поездках по России.
Пожалуйста, читайте внимательно. Почему-то вам повсюду мерещится критика.
Цитата:

Хотя мы иногда посещаем с ней один город, но предпочитаем разные методы его познания.


Где здесь критика? Это констатация факта. Чтобы "разные методы" были понятны, я вставил фрагмент вашего рассказа.
Цитата:

Я же не люблю находиться в помещениях, в музеи пойду, только если поеду в город на неделю. В хорошую погоду не буду сетовать, что некуда пойти, а пойду гулять по улицам. Книг и буклетов в поездках давно не покупал, так как потом в них не заглядывал. К тому же вся информация уже получена дома, в интернете. И шопинг меня не привлекает.


Где здесь критика? Я описываю собственные методы. Каждый познает город по-своему. Нет утверждения, что я делаю что-то лучше других, что другим путешественникам надо делать только так, как я. Присутствует лишь самокритика: в музеи не хожу.
Цитата:

Не раз замечала, что вы бываете некорректны и даже бестактны.


Это переход на личности, то есть нарушение правил сайта. Прошу давать замечания к тексту.
Цитата:

Наверное правильней писать свои комментарии в отзыве автора, а не в своем опусе в качестве эпиграфа.


Прочтите внимательно. Комментариев в качестве эпиграфа в моем отзыве нет.
Василий описывайте и познавайте сколько хотите, но не надо приводить меня и рассматривать мои действия сквозь лупу.
Цитата:

Транспорт в городе ходит и по ночам,


Сильное заявление.))) Хотя то, что после 22-00 проезд в 1,5 раза дороже - правда.
А иногда и днем в некоторых направленияж тоже *ходит*.
И бесплатные маршруты все еще есть, только спросили бы, как часто воронежцы ими пользуются. Наш 14 Н осенью кажется видела разок, но может это было и летом. В 2014 проехать на нем не удалось пока. В прошлом, кажется, 1 раз ехала, или это в 2012 было?
А еще рядом с Воронежем Костенки. И Хреновое в Бобровском районе. Но это вот только то, что сразу вспоминается.
viritnik, вы из Воронежа? Если да, можно вас попросить расширить свои комментарии - с чем вы согласны в отзыве, с чем нет. Мой рассказ - это ведь взгляд гостя. Взгляд хозяина тоже интересен
Цитата:

только спросили бы, как часто воронежцы ими пользуются


Сам факт наличия удивляет. Даже я один раз проехал, хотя в основном пешком ходил.
DonnaBellaMare [без регистрации] [09.10.14 13:52:58]   IP: 195.218.247.*
Цитата:

Дом 43 - Гостиница "Бристоль"

Цитата:

Среди них - здание бывшей гостиницы «Центральная» (№ 42/44, 1879 год).


Небольшая неточность. Гостиница "Центральная" как раз была в доме № 43, где сейчас "Бристоль". И да, с транспортом после 21-00 большие проблемы. А отзыв, красивый, спасибо.
Василий, как-то Вы всколыхнули сообщество своим отзывом - и то не так и то неправда. А мне отзыв понравился - подробно и наглядно. Насчет запретов на цитирование - есть здесь одна авторша - она копирайт ставит в конце своих опусов в которых бессовестно цитирует путеводители без ссылки на них и думает что это ее спасет. Так что - "нет у вас методов против Кости Сапрыкина" (С).
Спасибо за интересные отзывы - сам в эти города уже вряд ли поеду, а посмотреть, оказывается, есть на что.
Цитата:

Небольшая неточность. Гостиница "Центральная" как раз была в доме № 43, где сейчас "Бристоль".


DonnaBellaMare, не согласен. Читайте http://www.pokurortam.ru/12110718229613/
Дом 43 - Сначала гостиница называлась "Бристоль", в советское время "Центральная", теперь вернули первоначальное название.Так что у меня всё верно.
Андрей Смирнов, благодарю за интерес к отзыву и поддержку возможности цитирования.
DonnaBellaMare [без регистрации] [09.10.14 15:14:54]   IP: 195.218.247.*
Цитата:

Дом 43 - Сначала гостиница называлась "Бристоль", в советское время "Центральная", теперь вернули первоначальное название


Так и я о том же. Хотя, может быть, я что-то не так поняла.
Цитата:

Ряд домов по четной стороне (№ 42-48) в 1880-1890-е гг. принадлежал крупнейшему воронежскому промышленнику, потомственному почетному гражданину, городскому голове Д.Г. Самофалову. Он использовал их в качестве «доходных домов». Среди них - здание бывшей гостиницы «Центральная» (№ 42/44, 1879 год).


Цитата:

Дом 43 - Гостиница "Бристоль" купцов А.Г. Просвиркина и М.Н. Литвинова в стиле модерн, 1909-10 гг.


Еще раз спасибо за замечательный отзыв о моем городе. Кстати, фигуры на Театре кукол и фронтоне концертного зала - тоже работа Дикунова и Пак.
Цитата:

шопинг меня не привлекает.


а я люблю, особенно белье, простите, в Германии-дешево и качественно, у нас пободное-дороже, как будто-то на рынке все покупать?
Цитата:

Сам факт наличия удивляет.


а у нас нет городского транспорта, как такового (муниципального), и к этим *народным* маршрутам отношусь (и не только я), как деньгам, которые осваивают.
Цитата:

И да, с транспортом после 21-00 большие проблемы.


+100, есть иаршрутки которые ходят ну более или менее, а есть... Зимой транспортная проблема становится еще заметнее.
Внимательнее прочитать времени нет. Но удивило (и правда переименовали, интернет смотрела специально), что рядом с храмом Ксении Петербургской стоит церковь Александра Невского. Это была проста часовня. А маленькую - даже не знаю как назвать, фигурирует как часовня - построили недавно для вертепа, собственно там рождественнский вертеп и находился.
Не люблю я новострой, не храмы, так помещения... Но все ИМХО.
Когда читал про уничтожение трамвая, даже вздрогнул, читал эту страшную историю, кстати, она повторилась в Архангельске, когда полностью убрали трамвай, Вы знаете, бывая за границей , диву даешься, как бережно относятся к трамваю в Вене, Праге, Женеве, Бремене. У нас все не как у людей.
DonnaBellaMare, в доме 42/44 до революции была гостиница "Центральная". Вот "Старый Воронеж/Гостиницы и отели дореволюционного Воронежа". Смотрите http://lastvrn.ru/gostinicy-dorevolyucionnogo-voronezha.html
Так что у меня всё верно написано.
viritnik, будет время, прочтите пожалуйста внимательно. DonnaBellaMare отзыв понравился, а вам? Мнение воронежцев мне интересно.
Цитата:

Когда читал про уничтожение трамвая, даже вздрогнул,


Leshenka, да, ужасно. "У нас собственный путь!"
Воронеж - не туристический город. Нет там городского транспорта и это всем давно понятно. Что касается трамвая, то его там уже не возрадить. Следующий кандидат на "убийство" трамвая - Тверь. Им Москва хорошие ходовые трамваи по цене металлолома предлагала - Таганрог купил, а Твери не нужно!
Василий, спасибо. Какая красивая застройка в Воронеже! И сам город получился у Вас нарядный и праздничный. Радостно.
С уважением
Василий П - хорошее у вас получилось знакомство. И отзыыв хороший. Но мне показалось странным - с Никитиеым вы так и не *переселись* - и памятник не увидели и Библиотеку Никитинскую тоже.
От вас узнала, что
Цитата:

красную пирамиду «Воронеж – город воинской славы». Этот неоднозначный памятник называют «Могилой неизвестного Хеопса».


пирамиду так называют, может из-за памятника Славы, который рядом или из-за кафе с эдакими названиями? Про площадь красных фонарей - знаю название, а вот «Могилой неизвестного Хеопса» - только от вас.
viritnik, благодарю за положительную оценку.
Цитата:

с Никитиеым вы так и не *переселись* - и памятник не увидели и Библиотеку Никитинскую тоже.


Никитин, видимо? Конечно, видел. Не затронуло - не написал, это мой отзыв, сам выбираю объекты. Вот про граффити пишу.
О прозвище пирамиды прочитал в путеводителе. При мне местные пальцем на нее не показывали и так не называли.
Извините, не поняла, к чему в начале приведен критический обзор отзывов других авторов, если речь идет о личных впечатлениях о конкретном городе. Согласна с Татьяной Галишниковой, это несколько некорректно и неэтично.
Если любители трамваев не знают, то мировым рекордсменом по трамваям был Петербург. Например, на пересечении Среднего пр. ВО и 8-9 линий работала самая сложная в мире трамвайная развязка - с любого из направлений можно было поехать по 3-м остальным. Сейчас ее демонтировали и вообще при прошлой губерматери трамваям в центре была объявлена война. Сейчас потихоньку возвращают - но уже не железные сараи , а новейшие поезда с выходом на обе стороны и с двумя кабинами.
Lissi, Вы это называете критическим обзором?
Цитата:

Отзыв Lissi я прочитал с удовольствием. Она останавливалась здесь на 4 ночи, неудивительно, что её рассказ самый полный, интересный и полезный. Здесь есть и личные впечатления, и исторические подробности, которые не перегружают повествование. Лучше написать о городе очень трудно.

Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Центры областей Черноземья. Прогулка по Белгороду
2Центры областей Черноземья. Прогулка по Тамбову
3Центры областей Черноземья. Прогулка по Курску
4Майские прогулки по историческим местам Воронежа
5Прогулка по Липецку
6Суздаль Русского Юга. Прогулки по Ельцу.
7День, которого у меня не было. Прогулка по историческому центру Валенсии.
Россия
Отели в России
Отели Рузского р-на
Отели Рыбачего
Головинка
Голубицкая
Погода в России
Отдых дети
Рейтинг отелей:
785.Экспресс отель & хостел 4+
786.Русское море 4+
787.Волга-Волга 4+
788.Элиста 4+
789.Inn Villa D'Angelo 4+
790.У фонтана 4+
791.Modern History 4+
лучшие отели России
Фото отелей:
1212.Sky Hostel Sheremetyevo, Россия [2]
1213.Петровский, Россия [2]
1214.Петро Палас Отель, Россия [2]
1215.Отдых пансионат, Россия [2]
1216.Интурист, Россия. Остальное [2]
1217.Васильевский двор мини-отель, Россия [2]
1218.Де Ла Мапа, Россия [2]
Популярные отели:
918.Park Inn от Radisson Аэропорт Пулково отзывы
919.Солнечный пансионат отзывы
920.Чайка санаторий отзывы
921.Элинг-люкс мини-гостиница отзывы
922.Карагай санаторий отзывы
923.Россия отзывы
924.Виктория Палас отзывы
Отзывы по отелям:
316.Россия, Монино санаторий [8]
317.Россия, Невский маяк [8]
318.Россия, Спутник [8]
319.Россия, Старинная Анапа санаторий [8]
320.Россия, Медвежий угол [8]
321.Россия, Гелиос Отель [8]
322.Россия, Ibis Kazan Centre [8]