27.05.14 09:33:06
Флоренция - как много в этом слове. Часть 3 с оффтопием и прощанием. 
Время отдыха: сентябрь 2013

Флоренция - как много в этом слове. Часть 3 с оффтопием и прощанием.



Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя.
А.С. Пушкин

"Флоренция, ты ирис нежный..."
Пропел нам Александр Блок,
И этот стих его чудесный
Возьму-ка я, друзья, в пролог.




В этой своей последней главе я решил собрать все интересные приключения, которые приключились со мной во Флоренции, и о которых я еще не рассказал в первых двух частях. Под словом приключения каждый понимает свое. Один - когда что-то украли или кто-то опоздал на поезд, и очень любопытно, как этот бедолага будет выкручиваться из беды. Другой... Впрочем, ответом на этот вопрос будет мой рассказ.

В один из оставшихся дней я решил навестить блошиный рынок. Обожаю блошиные рынки - у себя в Германии я регулярно их посещаю, и получаю удовольствие, как от купленных мелочей, так и от общения и прогулок. Флорентийский блошиный рынок раскинулся вокруг небольшого озерка около Fortezza da Basso. Такие рынки начинаются, обычно, спозаранку, и я, как все пожилые сеньоры, страдающие бессонницей, явился рано - ровно в 8. Итальянцы, к моему удивлению, и не думали спешить - в отличие от пунктуальных немцев они не спеша раскладывали на обозрение свои вещицы, и я от нетерпения грыз удила.



Надо сказать, что место для mercato delle pulci было выбрано удачно - на фотках видно, как романтично расположились палатки вокруг круглого водоема. Было не жарко, и я получил удовольствие не столько от рынка, сколько от прогулки вокруг его экспонатов. К сожалению, те вещицы, которые мне приглянулись, стоили кучу денег, и, таким образом, они не украсили нашу квартиру. Моя жена преподает балет и танцы, и все время просит меня купить по случаю фарфоровую балеринку. И не просто балерину, а еще и в правильной позе. Эти позы мне пришлось выучить - чего не сделает мужчина для своей единственной женщины, которая танцует. Несмотря на то, что я все время вещаю про высокое искусство, слоников на диванной полочке люблю. Мещанин. Но не во дворянстве, а во Флоренции.



Я уже собрался было уходить, как увидел одного сеньора, который пришел позже, и только раскладывал свои манатки. В числе прочего, у него была одна балеринка, которая выгнулась, вроде, в нужную позу, но не совсем. Тем не менее эта фигурка была бы отличным подарком. На безрыбье. Я как-то бочком подвинулся к продавцу и, указывая на фигурку, спросил: "Quanto costa?" Мужик странно на меня посмотрел и сказал на чистом вологодском: "Русский, что ли? Ну, для земляка скидка - бери за пятнашку." Я так хотел привести жене из Италии подарок - ведь она там одна, со старым больным отцом, а я тут гуляю по Италиям. В общем, купил, завернул в газету, и ушел в город - в тот день мне предстояло много дел, в том числе поход в Уффици. Вот там и разыгралась драма. Я сдал в камеру хранения свою сумку, в которой была завернута фигурка. Из галереи я вышел под таким впечатлением, что начисто забыл о балерине, и когда брал сумку, то неосторожно повернул ее - фигурка выпала, упала на пол и разбилась. Горю моему не было предела. И вовсе не из-за денег, а потому, что милый моему сердцу подарок лежал в руинах у моих ног. Когда первая волна вселенского горя прошла, я начал собирать осколки, и увидел, что их не так много - 3-4 крупных кусочка, остальное - мелкота. Забрезжила надежда воссоздать творение, и я дал себе слово все склеить и подарить. Вы не поверите - через месяц I did it. Сидел ночами, чтобы жена не видела, и скрупулезно, шаг за шагом, клеил, наращивал, подкрашивал. Когда я дарил статуэтку, сердце ёкало - заметит или не заметит. Не заметила, и была очень рада. Уфф!

Поход в Уффици оставил очень сильное впечатление, как всегда от встречи с прекрасным, но об этом я рассказывать не буду, памятуя о предыдущей, 2-й главе о Флоренции, в которой я много места уделил посещению картинной галереи палаццо Питти, и которая, судя по откликам, оставила читателя почти равнодушным. Поэтому расскажу о своем впечатлении от похода в замечательную церковь Санта Мария Новелла.


Капелла Торнабуони - одна из жемчужин церкви Санта Мария Новелла. Двухъярусный фасад, украшенный полихромным мрамором, появился в середине XV века. «Троица» кисти Мазаччо — знаменитая фреска эпохи Раннего Возрождения, известная своим новаторством в вопросе передачи перспективы.

История церкви Санта-Мария-Новелла начиналась с небольшой часовенки посреди вино­градников, которую в IX веке построили на подходах к горо­ду, а в XIII веке передали доминиканцам. Те принялись рас­ширять площадь, чтобы желающим послушать проповедь не было тесно, и теперь эту церковь-красавицу видно издалека.
Сама базилика не очень велика, но поражает гармонией внутреннего пространства и каким-то особым воздушным светом, который льется сквозь стрельчатые окна фантастических витражей. Эта базилика произвела на меня сильное впечатление, во многом, из-за фресок Гирландайо. Я был очарован работой этого мастера, который когда-то открыл тайны ремесла своему гениальному ученику Микельанджело. Говорят, что в числе подмастерьев он также помогал в росписи капеллы.



Что же это был за человек и художник - Доменико ди Томмазо Бигорди, известный, как Гирландайо. Кстати, вы знаете, почему к нему прилепилось это имя? Джорджо Вазари в своём "Жизнеописании Доменико Гирландайо" пишет: "Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носили на голове флорентийские девушки и которые называют гирляндами, за что и получил имя Гирландайо". Если Доменико и учился ремеслу художника, то недолго. Очень важно, что он провёл какое-то время в мастерской Верроккьо, где тогда работали Боттичелли, Перуджино, а позднее Леонардо да Винчи. Эта "лаборатория» живописи", в которой велись бесконечные споры о цвете, динамике и ритме изображения, сыграла большую роль в формировании стиля молодого Гирландайо.
Судьба дала ему всего 44 года жизни, и то, что его имя вошло в анналы мирового искусства, говорит об огромном таланте. Но вот что меня смущает: есть в мире искусства человек, мнение которого я очень ценю, особенно когда речь идет о художниках эпохи Возрождения. Это - знаменитый искусствовед Бернард Беренсон (я рассказывал о нем в одной из глав, посвященных Венеции). Я долго думал, стоит ли приводить его негативное мнение, но в конце концов решился на это - пусть читатель сам решит, на чьей он стороне. Вот мнение Беренсона о Гирландайо:

"Художники, которых я главным образом имею в виду — это Беноццо Гоццоли и Доменико Гирландайо. Хотя их имена редко упоминаются вместе, все же у них много общего. Как живописцы они были посредственны и почти лишены того чувства, которое делает живопись великим искусством. Их истинная привлекательность находится вне чисто духовной сферы, скорее в области жанровой иллюстрации".
Доменико Гирландайо родился тогда, когда наука и живописная техника были значительно более развиты, чем в годы Беноццо. Все, что может помочь художнику в его творческом пути, — владение техникой, прилежание и даже талант, было к услугам Гирландайо. К несчастью, в нем отсутствовала даже тень гениальности. Он постиг осязательную ценность Мазаччо, движение Поллайоло, световые достижения Вероккьо, но умудрился все это так подсластить, что флорентийский филистер* мог бы радостно воскликнуть: «Вот человек, который пишет не хуже великих мастеров, но доставляет мне, наконец, большее удовольствие, чем они!» Пестрые краски, хорошенькие лица, жизненная достоверность, но всегда и на всем печать ординарности; все это привлекательно и временами, следует признаться, восхитительно, но, за исключением нескольких отдельных фигур, не представляет ничего значительного".

"Посмотрим на его знаменитые фрески в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Прежде всего они настолько не декоративны, что, несмотря на тон и поверхность, приданные им четырехсотлетней давностью, они все еще выглядят, как «живые картины», рядами вставленные в стену. Кроме того, все композиции перегружены, подобно страницам иллюстрированной газеты".
*Филистер — презрительное название человека с узкими взглядами; самодовольный мещанин, невежественный обыватель; человек без духовных потребностей, который не ценит искусство, не разделяет связанных с ним эстетических или духовных ценностей.


Внизу слева - фреска "Изгнание Иоакима из Храма". В правой части фрески — известный групповой портрет семьи художника — Давид и Доменико Гирландайо (смотрит на зрителя), их отец Томмазо (между ними) и шурин Бастиано Майнарди.

Сложно разобраться во всем этом, но ясно одно - если Беренсон, признанный знаток живописи Ренессанса, утверждает такое, значит, мы недостаточно понимаем в искусстве фрески или наш художественный вкус недостаточно развит. Под мы я подразумеваю себя и всех тех, кому нравится творчество Беноццо Гоццоли и Доменико Гирландайо (пусть за это меня назовут филистером). Однако, при прочтении следующего абзаца Беренсона становится легче на душе и радостно за нашего любимца Гирландайо: "Тем не менее другие картины Гирландайо, такие, как его «Поклонение волхвов» в Уффици, обладает бесспорным очарованием; поднимаясь над уровнем посредственности, он проявляет подлинный талант в портретах, а во фреске «Святой Франциск воскрешает ребенка из семьи Сассетти» (в церкви Санта Тринита во Флоренции) достигает почти гениальности".

Мы еще поговорим о фреске «Святой Франциск воскрешает ребенка из семьи Сассетти», когда отправимся в церковь Санта Тринита. А пока - мы в базилике Санта Мария Новелла. Я чувствовал себя замечательно в этом храме. Вся торцевая часть церкви - капеллы Торнабуони, Строцци и Гонди и Гадди - издали выглядят, как шкатулки с сокровищами. Особенно прекрасна капелла, у которой несколько имен - Большая капелла, капелла Маджоре или Торнабуони. Принцип, по которому строилась капелла, известен давно. Впереди - мраморный алтарь, позади Фрески. Но в капелле Торнабуони есть еще один элемент - высокие, от пола до потолка, витражные окна, которые создают капелле непередаваемую наполненность светом. Все вместе - и бронзовое распятие Джамболоньи, висящее над алтарем, и фрески, и окна - нет, это не передать словами - это надо видеть.


Справа от алтаря есть еще одна чудесная капелла Строцци, которую расписывал Филиппино Липпи, сын францисканца Филиппо Липпи. Именно в этой капелле в один прекрасный день 1348 года собрались семь дам и трое молодых людей, "все разумные и родовитые, красивые, добрых нравов и сдержанно-приветливые" – так начался "Декамерон" Боккаччо.


Капелла Гадди - одна из жемчужин в ожерелье церкви Санта Мария Новелла. В ней все прекрасно - прекрасен и свод капеллы, выполненный Алессандро Аллори. Замечательная алтарная картина "Чудо Иисуса" кисти Аньоло Бронзино.


Слева от Большой капеллы находится капелла Гонди, где хранится деревянное "Распятие" Филиппо Брунеллески. Внутренний дворик базилики, который чрезвычайно гармонировал с общим антуражем базилики.

В капелле Гонди я долго стоял перед "Распятием" Брунеллески, пытаясь вникнуть в суть предмета. Я понимал, что все распятия ваялись по определенному канону церкви, но тем не менее мне было неясно одно - Христос изображался на кресте без всякого намека на мучения, которые по идее он должен испытывать. Даже несмотря на божественное происхождение Христос не должен быть мускулистым, полным сил, мужчиной, позирующий для рекламной акции. Чем хороша Пьетта Микельанджело - там мы видим по-настоящему мертвого человека в образе Иисуса Христа. В связи с этим распятие Брунеллески отличается от других собратьев в лучшую сторону. Впрочем, за его купол флорентийского собора я готов простить ему... А что простить, собственно? Он в любой работе был титаном.

Мои раздумья прервала стайка руссо туристо-облико морале под управлением полной, уверенной в себе экскурсоводихи, и голосом, который она напрасно пыталась сделать потише, прошелестела на всю безмолвную доселе церковь, что... В общем, не буду пересказывать всю ее речь, однако, кое-что интересное она рассказала:
"Когда Брунеллески впервые увидел деревянное "Распятие" своего друга Донателло, то сразу же бросил короткую фразу: "Крестьянин на кресте". Донателло, почувствовав себя уязвленным, ответил: "Если бы делать дело было так же легко, как судить о нем, тогда мой Христос показался бы тебе Христом, а не мужиком; поэтому возьми-ка кусок дерева и попробуй сам". Филиппо, не говоря ни слова, вернулся домой и принялся тайком от всех за работу над распятием. После долгих месяцев он довел свою работу до совершенства, и однажды утром пригласил Донато к себе позавтракать. Филиппо под благовидным предлогом отослал друга с продуктами к себе на квартиру. "Иди домой и подожди меня там, я сейчас вернусь". В доме Донато увидел распятие, которое было настолько совершенно, что юноша от восхищения выронил все продукты. Наконец, в дом вернулся хозяин и со смехом произнес: "Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал?" — "Что до меня, — отвечал Донато, — то скажу, что тебе дано делать святых, а мне — мужиков".
В отеле я посмотрел распятие Донателло - да, действительно, облик Христа у Брунеллески куда святее. Единственное, чем, на мой взгляд, лучше Донателло - у него Христос не обнажен. Я - далеко не ханжа, но считаю это правильным.

Не надо быть большим провидцем, чтобы предположить, куда я поспешил после святой Марии Новеллы - конечно, в Санта Триниту. Я горел желанием увидеть фреску, которую сам Беренсон при всем его скептическом отношению к Гирландайо назвал "почти гениальной". Когда я увидел «Святой Франциск воскрешает ребенка из семьи Сассетти», то окончательно понял, что я - полный профан в искусстве фрески. То, что мне нравится, не имеет большой художественной ценности, а то, что нет, то - да. Из этого я сделал вывод - поменьше опирайся на мнение других, пусть даже это будет знаменитый Беренсон, и получай удовольствие. И когда я посмотрел на картину чуть ниже "фрески Беренсона", то увидел чудо. Алтарная картина "Поклонение пастухов" превзошла все мои ожидания - это был настоящий шедевр. Я рад за Гирландайо еще и потому, что он был, судя по описаниям Вазари, очень добрым человеком, за что снискал любовь окружающих. Впрочем, Джорджо Вазари почти обо всех художниках отзывался с большой теплотой, что говорит, прежде всего, о добром нраве самого автора.


По мнению Беренсона во фреске "Святой Франциск воскрешает ребенка из семьи Сассетти" Гирландайо достигает "почти гениальности". Алтарная картина "Поклонение пастухов" кисти Доменико Гирландайо (третий справа - сам художник).

Здесь я хотел бы сделать небольшое отступление и рассказать вот о чем. Алтарную картину Гирландайо в церкви Санта Тринита даже в официальных источниках называют по-разному - и "Поклонение волхвов", и "Рождество Христово". На самом деле это - "Поклонение пастухов", и об этом отличии я сейчас коротко расскажу.
"Поклонение пастухов". Первыми, кому ангел возвестил о рождении младенца Иисуса Христа, были простые люди – пастухи, такие же простые, как праотец Авраам. И они с радостью пришли, чтобы увидеть это чудо – сияющего Младенца, и принесли с собой простейшие дары. В этой связи "Поклонение пастухов" - лишь часть общей темы "Рождество Христово".

"Поклонение волхвов" - гораздо более распространенный сюжет. После пастухов согласно евангелию по Матфею пришли волхвы. Кто они такие? Это восточные мудрецы, или скажем так, люди, причастные к восточным культам и пришедшие с востока. Волхвов привела Вифлеемская звезда, которая вспыхнула, предвосхищая появление Бога-младенца. Волхвы приносят дары, и эти дары тоже полны глубокого символизма. Они приносят золото – как знак поклонения Христу, они приносят ладан, как знак божественной природы Иисуса Христа, и третьим даром является миро – благовоние, которое возвещает искупительную жертву Христа. Часто сцена поклонения волхвов включалась в реальную картину современной художнику жизни. Например, Беноццо Гоццоли и Сандро Ботичелли изобразили в сцене "Поклонение волхвов" многих знаменитых людей, не забыв запечатлеть и себя, родимого.

Обещал не интересоваться мнением знатоков, но я не могу не дать слово Леонардо да Винчи. По его мнению, художники, расписывающие церкви ярусами, делают это неправильно - "они изображают один сюжет в одном ряду со своим пейзажем и зданиями, затем поднимаются на другую высоту и изображают другой сюжет, изменяя точку зрения первого ряда, затем третий и четвертый, так что одна и та же стена видна сделанной с четырех точек зрения, что является высшей глупостью подобных мастеров". Художник не учитывал, что при значительной высоте небольшой по площади капеллы живопись можно охватить взглядом только при заметном отдалении, причем в поле зрения попадает не одна сцена, а вся стена целиком. Эта стена с ярусами фрескок не составляет композиционного целого, ибо кажется, по меткому выражению Леонардо, "мелочной лавкой со своими квадратными ящичками".
В капелле Торнабуони "мелочная лавка со своими ящичками" не мешала моему восприятию, а в Санта Тринита было иначе. А может быть, причина заключалась в том, что алтарное полотно "Поклонение пастухов" настолько давит на психику своим совершенством, что все остальное меркнет. Ведь известно, что все познается в сравнении.

Было когда-то у нашего народа развлечение - проехаться по Ленинским местам. Как известно, Ленин жил в прекрасных городах Европы, так что я был бы не против. А если серьезно, то мне захотелось проехаться по местам, где творил художник Гирландайо и посмотреть его "Тайные Вечери". Сказано - сделано. Меня ждала церковь и монастырь Сан Марко, где кроме работы нашего героя было полно других "граненых и неграненых алмазов".
Что-то у нас получается поход по церковным, а не по Ленинским местам. В советское время за это не погладили бы.


Замечательная базилика Сан Марко и табличка на двери для самых любознательных.

Прежде чем мы пройдем в трапезную к Тайной вечере, посмотрим на другие шедевры церкви. Вообще говоря, Сан Марко — общее название комплекса, состоящего из церкви Св. Марка и женского монастыря, в настоящее время превращённого в музей. Нынешний вид церковь приобрела, когда в 1437 году Козимо Медичи I передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо его реконструкцию. Настоятелем Сан Марко был доминиканский священник Савонарола. Сохранилась и доступна для посещения келья, в которой он жил, а также его портрет, выполненный его приверженцем Фра Бартоломео, но я настолько не переношу этого святошу, который способствовал уничтожению огромного числа шедевров эпохи Возрождения, что эту тему мы пропустим.


"Диспут о непорочном зачатии" Джованни Антонио Сольяни. "Пророк Исайя" кисти Фра Бартоломео. «Видение святого Фомы Аквинского» кисти Санти ди Тито.

За исключением Фра Бартоломео, остальные имена художников, что представлены выше, мне ничего не говорили. Но мастерство картин было настолько высоко, что я навел справки. Флорентиец Санти ди Тито был вначале маньеристом, а затем полностью поменял свой стиль: четкие контуры, тщательно выписанные детали, строгая композиция - такой стиль получил название "контрманьеризм", иногда он называется "протокараваджизм". Глядя на такие работы понимаешь, что искусство Караваджо выросло не на пустом месте.
Что касается Джованни Антонио Сольяни, то это не единственная его работа в церкви Сан Марко - в Большой Трапезной он написал фреску "Чудесный ужин Святого Доменика", которая мне в отличие от его "Диспута" не приглянулась.

Теперь путь к Тайной вечере был открыт. Скажу сразу - мне понравилась работа Гирландайо. До этого я видел, правда, немного подобных картин, поэтому мне не с чем было сравнивать.


"Тайная вечеря" Доменико Гирландайо (находится в трапезной церкви Сан Марко).

Мне кажется, что все "Тайные Вечери" проходят проверку лакмусовой бумагой, которой служит фреска Леонардо да Винчи на ту же тему, и даже в плачевном состоянии она доминирует на "рынке Тайных вечерь". Когда я увидел работу Леонардо да Винчи в Милане полгода спустя, то понял, что композиционно работа да Винчи гораздо сильнее. Нет статики как у Гирландайо, все фигуры в движении, идет обмен мнениями, и нет равнодушных. Весь облик Христа говорит о том, что он опечален изменой, но принимает достойно удар судьбы. Задний фон ничем не занят, чтобы не отвлекать внимание зрителя от главного. Все скупо и по-христиански.

На фреске Гирландайо каждый переживает самостоятельно слова, сказанные Христом. Иоанн вообще заснул - так его "усыпили" слова Христа о том, что кто-то их них предаст его. Лишь взгляды апостолов показывают их отношение к происходящему. Петр и другие участники "банкета" вперились взглядом в Иуду, сидящего напротив, как бы спрашивая и, в какой-то степени, обвиняя его. Гирландайо не прочь понравиться зрителю - на фреске растения, птицы и другая живность, а каждому из апостолов полагается, оказывается, определенное количество вишен. Леонардо же ограничивается необходимым. Он уверен, что драматическая напряженность в картине заставит зрителя забыть о занимательных деталях.

Кроме всего, фреска Гирландайо композиционно очень схожа с "Вечерей" работы Андреа дель Кастаньо, о которой пишет в "Образах Италии" Павел Муратов. Мне кажется, влияние дель Кастаньо на "Вечерю" Гирландайо достаточно велико.
Не могу не добавить следующее - "Вечеря" Гирландайо в свою очередь оказала большое влияние на Леонардо, который видел ее незадолго до того, как покинуть Флоренцию. Несомненно, она сыграла определенную роль в том, что "Тайная вечеря" самого Леонардо да Винчи стала в свое время шедевром фресковой живописи.
Все так сложно и запутано, но крайне интересно.

Площадь Сан Марко хороша тем, что является отправной точкой для трех прекрасных музеев - Академии, базилики Сан Марко и монастыря с тем же названием, превращенного в музей. Вот в музей Сан Марко я предлагаю нам отправиться. Каждый, кто мало-мальски знаком с Флоренцией, знает, что санмарковский музей - вотчина знаменитого монаха Фра Беато Анджелико. Конечно, помещения монастыря украшены также работами Фра Бартоломео, Гирландайо и Гоццоли, но все же центром притяжения являются фрески фра Анджелико.


Посетители оказываются на некоторое время вольными монахами монастыря, и могут гулять по коридору от кельи к келье (хорошо, что их не видит Савонарола). Внутренний дворик монастыря - сколько он повидал на своем веку.

Честно говоря, я не большой поклонник фресковой живописи знаменитого монаха, но когда я оказался в одиночестве в одной из келей, то погрузился в материал, и это помогло мне кое-что почувствовать. Во всяком случае, я уходил с хорошим настроением, и две фрески - "Мадонна теней" и "Поклонение волхвов" - меня очень впечатлили.


Две работы фра Анджелико понравились мне больше остальных - "Мадонна теней" (слева) и "Поклонение волхвов".

А теперь мы сделаем ход конем или финт ушами - в любом случае вы будете очень удивлены резким поворотом событий. Дело в том, что я футбольный болельщик со стажем, который вслух произнести страшно - более 50 лет я болею за московский Спартак и сборные СССР и России. Когда я собирался во Флоренцию, то знал, что в эти дни состоится матч Фиорентины и Ювентуса, но стоимость билетов on line зашкаливала за 100 евро, и не оставляла мне шансов на покупку такого дорогого билета. Так получилось, что в тот воскресный день я ездил в Сиену, и на обратном пути возникла идея все же прийти на стадион, побыть рядом и надеяться на чудо. Матч проводился вечером, и я успел только ко второму тайму. Стадион потряс меня своей тишиной - я думал, что он будет бурлить, как вулкан. Билетер объяснил мне, что Фиорентина проигрывает со счетом 0:2. Попытка пройти, пустив пыль в глаза или дать десятку, не удалась, и я загрустил. Начался второй тайм, но ситуация не менялась. Я уже было решил двинуть обратно, помятуя о том, что разочарованные тиффози могут быть страшны в гневе. Но тут боги услышали мои молитвы - от трибун отделился пожилой сеньор, который очень торопился и явно покидал стадион. Я бросился к нему и на английском попросил билет. Он спросил - откуда я. Русский. Тогда он вытащил билет и сказал, что не хотел отдавать билет болельщику Ювентуса, а русскому, болеющему за "фиалок", всегда пожалуйста. И он не взял никаких денег.


Флорентийский стадион Артемио Франки. Внимание: на трибуне - болельщики "фиалок" (Фиорентины).

Я не верил своему счастью. Билетер, который до этого сочувствовал мне, но не мог ничем помочь, с радостью открыл ворота. Наверное, я побил мировой рекорд на 400 метров для пожилых сеньоров. Я влетел на трибуну, радость моя не знала предела, но похоже, я был единственным на всей трибуне, который сиял как самовар. Уныние царило на стадионе - мы проигрывали, и шла уже 65-я минута игры. Но очевидно, футбольный бог не ограничился в тот день одним подарком - я должен был принести "фиалкам" удачу. И точно - не успел я появиться, как дали пенальти, и Фиорентина сократила разницу в счете - 1:2. Трибуны начали заводиться, от уныния не осталось и следа. Началось знаменитое пение итальянских тиффози. Я не знал куда смотреть - на поле или на трибуны. Дальше стали происходить события, от которых стадион заревел как бык при виде хорошенькой коровы. Фиорентина начала забивать голы - 2:2, 3:2 и наконец, за 5 минут до конца матча - 4:2. Стадион сошел с ума. Невозможно передать словами, что творилось на трибунах. Люди кричали, пели, братались - весь стадион стал одним бушующим котлом. Меня схватил в охапку какой-то гигант, и подняв в воздух, сделал два оборота, прогнувшись. До сих пор я не могу поверить тому, что тогда пережил. Ради таких мгновений хочется жить. Это был кусочек самого настоящего счастья. Не потому, что я был ревностным болельщиком местного клуба, а потому, что нечасто люди проявляют такие положительные эмоции, и показывают, что человек человеку все-таки друг и брат. Удивительно, что я почти не делал фоток - было не до этого. Нет, не зря я ездил во Флоренцию - к шедеврам искусства прибавился шедевр футбольного братства.

После этого эмоционального рассказа нужно немного успокоиться, а значит пришла пора снова вспомнить об искусстве. Мы отправимся в музей, где находятся шедевры скульптуры - в музей Барджелло. Чем только не служило здание музея в свон время - в Средние века там располагалась резиденция городского совета, затем — тюрьма и казарма. Потом полиция. И лишь с середины XIX века здание было отдано под музей скульптуры.


С 1865 года здание было превращено в национальный музей Барджелло, где экспонируются сокровища итальянской скульптуры XIV — XVII веков.

Не могу не сказать о том, что по строгости надзора над запретом на фотографирование, музей Барджелло может сравниться с галерей Боргезе. Поэтому, фотографии экспонатов музея стоили мне большого труда.
В музее Барджелло находятся несколько скульптур, на которые я мечтал взглянуть. Прежде всего, это Вакх или Бахус Микельанджело. Нет смысла повторять, насколько высок мой пиетет к этому гениальному художнику. Но если быть до конца откровенным, то Вакх меня не восхитил. Конечно, это великое творение, и не надо быть знатоком. чтобы это понять. Но такого впечатления, как от Давида и Пьетты, я и близко не получил. Наверное, это невозможно, ведь не каждый день рождаются шедевры даже у Микельанджело.



Но другое творение Микельанджело очень тронуло мою душу. Я имею в виду тондо Питти. Какая небесная красота матери и ребенка и какая непосредственность поз обоих - такое впечатление, что это застывший кадр кинохроники. Очарование усиливается тем, что голове Марии тесно в рамках тондо, и она прорывается вверх - наружу, к воздуху. На тондо Питти задний фон дан местами насечками, и это великолепно подчеркивает выразительность самих фигур. Потом я узнал, что есть такой прием, который называется "non finito" - неоконченность произведения, когда создается впечатление, что тондо не завершено, не полностью отполировано. Лицо Марии, такое целомудренное и живое, такое прекрасное и притягательное, кажется сделаным не из холодного мрамора, а из живой ткани. В ней чувствуется, цитирую "возвышенная естественность, которая усиливается в Non-finito неотполированной мраморной поверхностью тела". Изумительно.


"Тондо Питти" работы Микельанджело в музее Барджелло. В Марии чувствуется "возвышенная естественность, которая усиливается в Non-finito неотполированной мраморной поверхностью тела".

На очереди был зал Давидов - Донателло и Верроккьо. Не открою тайны, если скажу, что "Давид" Донателло - первое изображение обнаженного человеческого тела в скульптуре эпохи Возрождения. В Средние века обнаженная фигура, как нечто греховное, была практически исключена из сферы искусства, а после донателловского "Давида" это стало неотъемлемой частью нового искусства Ренессанса. В этом и во многом другом Донателло был одним из реформаторов Ренессанса. Я все время говорю, что все познается в сравнении. Сейчас мы можем сравнивать двух совершенно разных Давидов, но нельзя забывать, что Донателло сделал своего Давида намного раньше Микельанджело. Когда смотришь на юного Давида, ловишь себя на мысли, что перед нами не библейский герой эпоса, а чудный, красивый, молодой человек с длинными волосами и дивной фигурой, и что-то не верится, что этот симпатичный, не атлетичного телосложения юнец мог победить огромного Голиафа. Он скорее похож на Нарцисса, который надел шляпу и встал в позу, чтобы мы смогли полюбоваться его красотой и сделать пару фоток. В то же время он самоуглублен и погружен в размышления. Может быть он еще раз переживает ход поединка, и радуется в душе, что остался жив. Или размышляет, к какой даме он отправится зализывать раны. Эта недосказанность и подкупает нас в скульптурах великих мастеров. Конечно, можно углубиться в историю искусства и научно понять - почему Донателло сделал именно такого Давида, но что-то не хочется. Мы смотрим на статую и получаем собственное представление от творения. А что творение это гениально - тут не может быть никаких сомнений.


Бронзовая скульптура "Давид" работы Донателло.

В лице "Давида" работы Верроккьо, учителя Леонардо да Винчи, мы получили еще одного юного героя. Многое, что я сказал о "Давиде" Донателло, имеет отношение и к этому его собрату, хотя они совершенно разные. Просто каждый художник видит своего Давида, и то, что мы имеем эталон в лице творения Микельанджело, мне лично мешает объективно оценить работы других скульпторов.
Верроккьо как художник и скульптор был незаурядной личностью. Его мастерская была центром художественной жизни Флоренции конца XV столетия. Он был главным скульптором Медичи, а это тогда много значило. Блистательный рисовальщик, ваятель и ювелир, он в совершенстве знал человеческое тело, передавал его с реалистической точностью и одновременно изысканно утончённо. То, что он придал своему Давиду изящество и аристократизм, очевидно, отвечало вкусам той эпохи.


Зал Давидов - Донателло и Верроккьо. "Давид" работы Верроккьо.


Фарфор и керамика в музее Барджелло - настоящие произведения высокого искусства.

Я уже рассказывал о знаменитой семейной династии итальянских скульпторов делла Роббиа, впервые применивших технику цветной майолики в рельефах и круглой скульптуре. В музее Барджелло я еще раз полюбовался на творения этих великолепных майолистов - главы семьи и зачинателя дела Луки делла Роббиа и его племянника, приемного сына и ученика Андреа делла Роббиа. Современники считали Луку одним из величайших новаторов XV века. Его процветающая мастерская была унаследована Андреа, который продолжал создавать скульптуры из майолики, и используя те же сюжеты, ввел более широкий спектр цветов.


Тондо Cappuccini работы Луки делла Робиа. Бюст мальчика работы Андреа делла Роббиа.

А ещё в башне дворца Барджелло находится колокол, звон которого раздается лишь по исключительному поводу. В двадцатом столетии флорентийцы слышали его звон всего лишь дважды: в 1945 году он известил об окончании Второй мировой войны и в 1966 году – во время большого наводнения.
А сейчас несколько флорентийских фотозарисовок.


Для многих флорентинцев просмотреть свежую утреннюю газету за чашечкой кофе - это святое.


Витрины с керамикой, раскрашенной тосканскими пейзажами, я не пропускал.

Я старался проложить свой маршрут по городу так, чтобы чаще проходить мимо флорентийского собора. Пять минут любования заряжали меня до следующего раза.

Кто устоит перед такой красотой?

Прогуливаясь вокруг дома Данте я вкусил всю прелесть старины, которую флорентийцы с такой любовью к своим гениальным сынам сохраняют и берегут.

Было бы не логично, если бы мы не посетили еще одно гирландайевское место - я имею в виду церковь Оньиссанти, в недрах которой скрылось от людских глаз, но не от нашего внимания еще одна "Тайная Вечеря" Гирдандайо. Эта "Вечеря" понравилась мне больше, и главным образом потому, что апостолы были не так статичны, и вели себя более оживленно. Даже Иоанн не спал, а только собрался прилечь. Понравилось также то, что не было сияний над головами апостолов. Но в целом впечатление было аналогично санмарковскому.
Вообще-то, церковь Всех Святых известна не только знаменитой фреской Гирландайо. Она была семейной церковью известного флорентийского аристократического рода Веспуччи, к которому принадлежал знаменитый путешественник Америго Веспуччи.


Церковь Оньиссанти во Флоренции. "Тайная Вечеря" Гирдандайо. Вид на алтарную стену.

На фасаде церкви Оньиссанти можно увидеть прекрасное творение Луки делла Роббиа и прекрасный каменный герб.

С церковью Оньиссанти связана история, похожая на легенду, но столь прекрасная, что мне не терпится ее рассказать. Постоянной моделью Боттичелли была Симонетта Веспуччи. Не было во Флоренции женщины прекраснее - в нее были влюблены все, в том числе брат Лоренцо Медичи, Джулиано. Говорят, что он был ее счастливым любовником, но мне в это не верится. Замужняя женщина в ту эпоху не могла открыто стать любовницей другого мужчины - за это рубили голову. Ответ на этот вопрос не знает никто, но как бы то ни было, Джулиано был безумно влюблен в нее. Флорентийцы любили этого жизнерадостного красавца и называли его "Принцем юности". Он был превосходным наездником и фехтовальщиком, и то, что он бился под знаменем, на котором сияла Симонетта, привлекло к нему сердца многих зрителей. Все свои победы он посвящал "Несравненной" - так стали ее называть. Джостра (турнир рыцарей) 1475 года вошла в анналы Флоренции, и победы Джулиано на этом турнире и прелесть Симонетты поэт Полициано воспел в поэме "Стансы на джостру". Боттичелли начал писать свою «Весну», почти буквально следуя строкам Полициано: "Убор на ней цветами и травой расписан...".


"Мадонна делла Мизерикордия" (портрет семьи Веспуччи) кисти Гирландайо. Надгробный камень Сандро Боттичелли в церкви Оньиссанти (на надгробии - фамилия отца Мариани Филипепи).

Сама Симонетта никогда не увидела этой картины. Она умерла от чахотки в возрасте двадцати трех лет. Ровно через два года после ее смерти, день в день, погиб Джулиано Медичи. В историю Флоренции эта кровавая драма вошла как "заговор Пацци" - в церкви Санта Мария дель Фьоре молодой красавец Джулиано был заколот заговорщиками, которых тайно поддерживал папа Сикст IV. Обе эти трагедии, как громом, поразили Флоренцию, и Симонетта с Джулиано стали героями легенды. Но больше других был потрясен Боттичелли. Симонетта, даже не замечавшая скромного художника, была для него идеалом красоты, и многие женские образы им были списаны с Симонетты Веспуччи. Спустя много лет Боттичелли завещал похоронить себя у ног прекрасной Симонетты. Завещание было исполнено: в Оньиссанти можно увидеть надгробный камень с круглой сине-белой плитой и надписью на латыни.
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте. Может быть символично, что портрет семьи Веспуччи "Мадонна делла Мизерикордия" написал молодой Доменико Гирландайо. Нет, не зря этот вдохновенный художник стал героем нашей последней главы о Флоренции.

Что ж, дорогие читатели, как не велика в своих шедеврах Флоренция, но всему приходит конец. Пришел он и моему путешествию по этому прекрасному городу. При общении с форумчанами я понял, что не всем нравится Флоренция как город. Возможно, она не так ярка, как Венеция или Рим, но поверьте, она достойна нашей любви. А для тех, кто не испытал еще это чувство, я советую снова побывать в этом чудном городе и вкусить его прелести.
В репертуаре прекрасного итальянского певца Пупо есть песня, в которой он пересказывает мою мысль:

Raggio di sole arriva il nuovo giorno,
Gente che va giurandoti un ritorno.
Perché a Firenze sulla mia parola,
Non vedi niente in una volta sola...

Луч солнца дарит новый день всем,
Кто обещал сюда вернуться.
Потому что Флоренция, поверьте мне,
Никому не откроется с первого раза...

Вечером своего последнего дня во Флоренции я прощался с городом. Я шел по его улицам и площадям, которые стали мне близкими и родными. Я старался запомнить каждый поворот или арку, не говоря уж о дворцах и церквях. Я погулял еще раз в Ольтрарно, прошелся вокруг дома Данте и вкусил всю прелесть старины, которую флорентийцы с такой любовью к своим гениальным сынам сохраняют и берегут. Мне было хорошо, я бы гулял и гулял... Но суровая реальность в виде лёгенького билетика на самолет давила тяжелым грузом. Прощай Флоренция, прощайте великие творения. Вы вселяете гордость за человека-творца. Спасибо вам за это.



А сейчас небольшое оффтопие. Этой главой о Флоренции "закончен труд, завещанный" мне, грешному, от моих друзей и знакомых. За последние пять недель я написал 15 больших глав о Риме, Венеции и Флоренции и получил много добрых слов от читателей. Но по мере написания этих глав я стал сильно сомневаться в себе, и жалеть о том, что вообще взялся не за свой труд. И однажды ночью, когда в очередной раз я размышлял об этом, ко мне явился виртуальный читатель, я бы назвал его читатель-скептик, у нас состоялся диалог, и вот его краткий пересказ:

Huchting: "Понимаешь, я задумал написать нечто житейски информативное, исторически насыщенное, фактически достоверное, более духовное, чем материальное, изложенное по-возможности кратко и при этом эмоционально, хорошим русским слогом, и с юмором. Я думал, что мои отзывы не похожи на сочинения типа "У обрыва сижу на краю, и что вижу, про то и пою" с картинками. Я думал, что..."

Читатель-скептик: "Хватит, кому интересно, что ты думал? Читатель видит результат твоего труда, а не сидит с тобой в обнимку ночи напролет, переживая заново твои маршруты и проливая крокодиловы слезы о счастливых днях в Италии. В чем причина твоих сомнений и огорчений? Мало читателей оставили свои спасибки? Что, что? Примерно на 1000 просмотров - 10 спасиб? Вот добрый читатель пошел. Скажи сам спасибо, что хоть 10 получил. Была бы моя воля, и пяти тебе много. 2-3 благодарности - самое оно. Так, чтобы графа не пустовала".

Huchting, не отвлекайтесь, пожалуйста! :) К перу и бумаге! :)

Огромное Вам спасибо - ничего, равнозначного Вашим сочинениям, я здесь не читала.

Потрясающие фотографии! Просто шедевр!


Читатель-скептик: "Слушай, что ты так привязался к этим спасибкам? Что? Благодарность читателя - это критерий и оценка твоей работы? Так я тебе скажу - хреново написал, если люди забывают спасибку оставить. На хороший рассказ не забывают. Вишь, сколько отзывов на этом форуме с целой авоськой этих спасибок. У тебя их действительно не очень. Так что, не суетись и не парься - никудышный получился из тебя писатель. Не Гоголь ты.
Давай рассуждать: Ты думал, что читатель увидит огонь твоей души, а он, судя по спасибкам, увидел еле тлеющую спичку, да и то уже порядочно обгоревшую. Твой восторг от увиденного никому не нужен, он лишь помеха для нашего серьезного и практичного читателя, который не приемлет ахи да охи. А с живописью ты прямо всех затрахал, прости меня, господи. Ах, Рафаэль, ах, Микельанджело! Да знаем мы и того и другого, нас этим не проймешь. Да, красиво, но не могёт уже душа, ну куды ж столько красоты? Твои вирши тоже не очень - ну в общем, не Пушкин.
Чего еще ты там настрочил? Ах - про Венецию, ах - про Флоренцию, ах - про Рим. Ну и что, другие тоже пишут. И вообще, кто хочет взлететь, тот может сильно упасть. Не про тебя ли это? Так что, сверчок, знай свой шесток".

В отзыве не хватает приключения! Внесение в отзыв дорожных приключений делает его более жизненным и интересным. Чтецам становится ясно, что человек явился из поездки, а не просто сочинение пишет.

Я прошу прощения, что вмешиваюсь. Может быть, не хватает скандальности и нескольких преднамеренных ошибок?


Читатель-скептик: "Ну что ты опять мямлишь? Читатели хвалят, говорят, что хорошо написал? Не верь, здесь так принято - просто люди попались воспитанные. А другие, небось, кроют, чем попало - дескать, опять время на ерунду потратил, нет, чтобы что-нибудь скандальное или приключенческое накропал. Ну, например, кто-то залез в твою сумку на площади Сан Марко и что-то украл - глядь, а в сумке пусто. Ну и погоня, полицейские, посольство - типа, сидит наш бедный путешественник Huchting (Хухтинг) на улице, денег на гостиницу нет, билеты украли, льет дождь и капают слезы. Вот это сюжет, это нам очень. Главное, достоверно: сразу видно - не слямзил. А то, тянет за хвост свои истории, высосанные из пальца. Ну, прям, сочинение 5 класса на тему: "Как я провел лето". И за эти псевдолитературные прибамбасы он еще чего-то хочет. Во, пошли люди".
Цитата:

За редким исключением, отзывы по Италии читать, мягко говоря, проблематично - пишет, кто во что горазд, в меру своей образованности и эрудиции, и не всегда это бывает "Ох-х-х-х-х!". Вот у Вас как раз "Ох-х-х-х-х!", отличное, изумительное повествование. Спасибо!


Читатель-скептик: "Ты что, еще не ушел? Я думал, что навек отбил у тебя охоту писать что-нибудь, окромя как в туалете. Что? Хочешь поблагодарить своего верного читателя? Ой, какие мы благородные. Ну давай, валяй, благодари. Но учти одно: здесь главное - читатель. Как он "кликнет", так и будет. И тебе спасибо, и тебе пожалуйста - все в одном флаконе.
А как ты озаглавишь эти строчки? Это же чистое оффтопие, чтоб мне век мамы не видать. Как? Эпилог?"

Huchting: "Да, эпилог. И как приложение к эпилогу - прекрасные высказывания моих верных читателей:"
Цитата:

чем хороши ваши отзывы - здесь каждый найдет что-то для себя ))
и умный, и дурак, и кому улыбнуться хочется, и кому погрустить ))


Цитата:

Huchting, умоляю не задерживать с продолжением Вашего эссе! В Вашем лице Венеция получила великолепного её почитателя и певца, я же слушала Ваш рассказ, "раскрыв рот" от удивления! Благодарю за уроки!


Цитата:

Очень красивый отзыв, тонкий и прочувствованный. Просто поэзия в прозе. Читала и наслаждалась, что случается довольно редко.


Цитата:

О! Это не отзыв - это пир духа! Такое редкое удовольствие от Вашего рассказа! Спасибо! Теперь на досуге буду читать все Ваши предыдущие рассказы :)


Цитата:

Huchting, Вы погружаете в среду. Если бы нам так читали лекции... Ах! Грешна, никогда не мечтала побывать в Италии, и уж не помню, почему начала читать ваши рассказы, но теперь хочу))).


Цитата:

Скажу однозначно и безоговорочно: продолжайте писАть! Таких отзывов, как Ваши, мало, и они очень нужны.


Цитата:

Неужели вы иссякли? Молю, продолжайте :)


Цитата:

С удовольствием прочитала все 5 Ваших рассказов. И все пять занесла в Избранное. Ваш Рим такой интересный...


Цитата:

О Вашем возрасте может говорить только Ваша грамотная письменная речь, которая становится всё более и более редким событием на любом форуме...


Цитата:

Еще раз (после ваших римских рассказов) поймала себя на грустной мысли, что не посчастливилось встретиться с таким замечательным гидом-рассказчиком.


Цитата:

Huchting, спасибо, что порадовали нас очередным ярким рассказом. Вы очень интересно передаёте своё понимание живописи. Фото, как всегда, у Вас получились отличные. Ждём продолжения...


Цитата:

Уважаемый Huching!!! Читая Ваши произведения, буквально зажигаюсь Италией!!!


Цитата:

Спасибо, это прекрасное путешествие. Фотографии отличные, это ваш фирменный стиль.


Цитата:

Huchting, вы обязательно пишите, ваши рассказы очень интересны, хорошо читаются и "возбуждают желание", они - живые, а не академическая лекция. Ваш подход - выбрать одну, две детали и раскрыть их - оправдывает себя. Я вдруг тоже это поняла - надо заинтересовать слушателя, где-то копнуть по-глубже, но без занудства, присущего лекторам. Вам это удается, молодец!


Цитата:

У Вас получилось! На 150 процентов! Почему-то никогда не грезила Венецией, хотя умом понимала, что надо там побывать. А сейчас смотрю на фотографии, и безумно хочется оказаться прямо "здесь" и прямо сейчас. Ваши фотографии очень живые, как живые статуи на улицах итальянских городов.


Цитата:

Спасибо большое, Huchting, за эту прогулку. Я поймала себя на мысли, что Ваши рассказы привносят в душу восторг и вдохновение, как если бы я сама встретилась с этими шедеврами, прогулялась по Флоренции.


Цитата:

Та ну шо же вы, какое прощание? )) На форуме исключительная нехватка интересных персонажей, а сегодня удивительный день прям. Я вот, например, вашим слогом сегодня буквально насладился :)






Вот и пришло время прощаться. Мне непросто это сделать, ведь за последние пять недель я буквально сроднился с некоторыми форумчанами, которые тепло отнеслись к моему труду. Я получил от вас, дорогие друзья, столько добрейших слов, что не могу без волнения их перечитывать.

И последнее. Мы - итальянский форум, и это звучит гордо. Ведь нет другой такой страны (кроме нашей родины, конечно), которая была бы столь прекрасной. В своих 15 главах я в меру сил и способностей старался пропеть гимн этой чудесной стране с громким именем - Италия. Я сделал это, чтобы те форумчане или гости форума, которые еще не были на родине Данте и Микельанджело, влюбились в изящный сапожок в Средиземном море и стали преданными поклонниками этой страны.

Спасибо всем за внимание и терпение! Спасибо всем, кто поддерживал меня в эти дни своим добрым отношением и словом! Спасибо тем, кто оставил свои маленькие, но такие желанные спасибки! Спасибо всем, кто занес мои отзывы в свое Избранное - значит мы с Вами еще встретимся!
Спасибко большое-пребольшое! :))

Искренне любите Италию, и она ответит Вам взаимностью.

И я кричу в восторге, не таясь,
(За что мне этот дар фортуны?) -
Италия – ты тронула, смеясь,
Души моей таинственные струны.


Arrivederci!

Отредактировано автором: 27.05.14 12:59:14Сообщить модератору



Цитата:

"Флоренция, ты ирис нежный..."

Боже мой, какая красота!..
Уважаемый Huchting, с огромным удвольствие прочитала ваш новый рассказ. В восторге от вашего оффтопия. Для меня по этой части неподражаемым и неповторимым был и есть Михалыч.Но и вы ни в чем не уступаете.
Скажу честно, искусство пропускала. Здорово повеселили:
Цитата:

А с живописью ты прямо всех затрахал, прости меня, господи. Ах, Рафаэль, ах, Микельанджело! Да знаем мы и того и другого, нас этим не проймешь. Да, красиво, но не могёт уже душа, ну куды ж столько красоты? Твои вирши тоже не очень - ну в общем, не Пушкин.
Чего еще ты там настрочил? Ах - про Венецию, ах - про Флоренцию, ах - про Рим. Ну и что, другие тоже пишут. И вообще, кто хочет взлететь, тот может сильно упасть. Не про тебя ли это? Так что, сверчок, знай свой шесток".


Мне больше нравятся настроенческие жанровые рассказы. Про все остальное читаю в путеводителях.
Эпизод с балериной просто блеск! А уж про "фиалок"! Всегда говорю, к своей мечте надо стремиться во что бы то ни стало, даже если нет никаких надежд. Действительно, чудо какое-то с вами случилось и к тому же, вы приносите удачу, видимо, футболисты сразу это почувствовали.
Потрясающий рассказ, огромное спасибо!
Цитата:

Потрясающий рассказ, огромное спасибо!


Спасибо, милая Татьяна.
Цитата:

Мне больше нравятся настроенческие жанровые рассказы. Про все остальное читаю в путеводителях.


Жанровые настроенческие рассказы писать трудно, для этого нужны талант, настроение и интересные темы. И то, и другое, и третье - в большом дефиците.
Нюша [без регистрации] [27.05.14 10:58:24]   IP: 93.120.157.*
Большое спасибо! Для меня Италия -это жизнь,только в апреле была в Венеции,Риме,Флоренции и сейчас опять иду сдавать документы на визу. Собираюсь почти на 2месяца,буду опять в этих городах и еще море,Генуя,Милан,Верона,Пиза и много чего.В ваших рассказах я нахожу вдохновение на новую поездку в Италию.Была во многих странах,но всегда тянет только туда.
История Джулиано и Симонетты затронула до глубины души,про тондо Питти не слышала,теперь знаю!
Цитата:

Huchting (Хухтинг)

-а я я Вас называла Хачтинг-на англицкий манер))

Цитата:

Спасибо всем за внимание и терпение! Спасибо всем, кто поддерживал меня в эти дни своим добрым отношением и словом! Спасибо тем, кто оставил свои маленькие, но такие желанные спасибки! Спасибо всем, кто занес мои отзывы в свое Избранное - значит мы с Вами еще встретимся!
Спасибко большое-пребольшое! :))



А нам грустно прощаться с эпохой Ваших отзывов на этом форуме.
По оригинальности повествования вряд ли тут на форуме есть кто-то сравнимый с вами, Huchting

Мнение Бернарда Беренсона о Гирландаио я бы разделила :) А Да Винчи не зря назван гением :)

Диалог о "крестьянине на кресте" я читала в какой-то книге, кажется, даже помню в какой.

Давид Верроккьо в музее Барджело меня восхитил, теперь отношусь к этому художнику куда с большим любопытством, чем до того.
Цитата:

По оригинальности повествования вряд ли тут на форуме есть кто-то сравнимый с вами, Huchting


Спасибо, Кели, на итальянском форуме Вы всегда были и будете моей "крестной мамой". Я очень рад, что Вам понравилось.
С одной стороны, жаль, что закончился мой отзыв, о многотрудности которого не догадывается ни одна живая душа. С другой стороны, за эти 5 недель я всколыхнул такие воспоминания и такие пласты истории и искусства Италии (в отзыве виден только кусочек айсберга), что жаль с этим расставаться. В любом случае, эти записки и комментарии к ним будут мне греть душу, когда станет тяжко жить.
Цитата:

Большое спасибо! В ваших рассказах я нахожу вдохновение на новую поездку в Италию.


Спасибо, милая Нина, на добром слове. Для этого я и исписал столько страниц...
Цитата:

А нам грустно прощаться с эпохой Ваших отзывов на этом форуме.


Спасибо, Татьяна, ничего - придут на мое место новые бойцы. Свято место пусто не бывает.
Спасибо огромное за Ваши рассказы!
Цитата:

Спасибо огромное за Ваши рассказы!


И Вам спасибо, Маша 1972 года рождения. Угадал?
В одном из отзывов о Риме Вы спрашивали, почему при большом количестве читающих так мало откликов. По моему мнению, для того, чтобы вступить с Вами в диалог, нужно обладать такой же эрудицией и восхитительной способностью к изложению. Читаем - и молчим из восхищения и уважения. Я только догадываюсь, какой труд стоит за легкостью слога.
Меня восхищает Ваша память, и удручает собственная забывчивость. Удивительные фотографии. Я когда вижу что-то красивое, восхитительное или необычное, разеваю рот - и забываю обо всем, тем более о необходимости сделать фото. Потом страдаю и жалею. И к вопросу о моей плохой памяти: в отзыве "9 дней одного года. Часть 5" Вы писали о церкви Сан-Иньяцио. Кажется, именно в этой церкви хранятся мощи великого инквизитора кардинала Роберто Беллармина, того самого, который отправил на костер Джордано Бруно, участвовал в суде над Галилеем? Меня больше всего поразило даже не то, что он канонизирован церковью, а то, что верующие поклоняются ему, ставят свечи, о чем то просят. Видела это своими глазами. Не понимаю, как можно считать святым и праведным человека, который отправил на смерть невинного?
Собираюсь на 3 дня в Рим и на 1 во Флоренцию. Скачаю Ваши рассказы, буду ходить с ними и благодарить Вас.
Спасибо.
Цитата:

В одном из отзывов о Риме Вы спрашивали, почему при большом количестве читающих так мало откликов. По моему мнению, для того, чтобы вступить с Вами в диалог, нужно обладать такой же эрудицией и восхитительной способностью к изложению. Читаем - и молчим из восхищения и уважения. Я только догадываюсь, какой труд стоит за легкостью слога.


Я Вас уверяю, мы все одинаковы в своей любви к культуре Италии. Не нужно скромничать - я уверен, каждый видит свою Италию, каждый подмечает что-то свое, и это очень интересно при обмене мнениями.
Цитата:

Скачаю Ваши рассказы, буду ходить с ними и благодарить Вас. Спасибо.


Вот это для меня величайшая похвала. Спасибо, Римма. Кстати, имя Римма так и создано для Рима. :))
Huchting, большое спасибо за цикл Ваших рассказов. Я прочитала только про Рим. Остальные просмотрела и оставила пока.На потом. Когда вернусь из своей поездки и буду с грустью вспоминать Италию и мечтать о следующей встрече с ней. И вот тогда я прочту все, что Вы написали и о Венеции, и о Флоренции, и опять же о Риме. И я буду ждать Ваших новых рассказов из новых путешествий!
Цитата:

И я буду ждать Ваших новых рассказов из новых путешествий!


Ваше имя, Аленочка, говорит о Вашем добром характере. И Ваши строчки подтверждают это. Спасибо.
Уважаемый Huchting!
Как грустно с вами прощаться!Говорю совершенно искренне, простите, что забывала ставить "спасибки", настолько захватывали ваши рассказы.
Цитата:

для того, чтобы вступить с Вами в диалог, нужно обладать такой же эрудицией и восхитительной способностью к изложению. Читаем - и молчим из восхищения и уважения.



+100 согласно абсолютно.
И все же так жаль... Возвращайтесь!
Цитата:

Как грустно с вами прощаться! Говорю совершенно искренне, простите, что забывала ставить "спасибки", настолько захватывали ваши рассказы.


Честно говоря, такая "забывчивость" меня сильно огорчает. Я рассказываю здесь о высоком, духовном, но это не значит, что для меня все материальное - пустой звук. Многие говорят - мы почти никогда не оставляем спасибок, для нас это не имеет значение. Но это имеет значение для автора. Это - награда за труд. Не единственная, но тоже важная.
Все обхожу Ваш отзыв стороной, прощание оттягиваю. Ни одного слова не прочитала, только фото посмотрела, а на них просто взрыв всевозможных красок! Жду вечера, как свидания. Когда всех уложу, сразу к Вам))).
Цитата:

Когда всех уложу, сразу к Вам))).


Как романтично - мы встремся вечером при свечах...:))
Цитата:

Жанровые настроенческие рассказы писать трудно, для этого нужны талант, настроение и интересные темы. И то, и другое, и третье - в большом дефиците.


Huchting, но он у вас несомненно присутствует. А иакже и настроение. А чем неинтересная тема про статуэтку или футбол?
Цитата:

простите, что забывала ставить "спасибки", настолько захватывали ваши рассказы.


Цитата:

Честно говоря, такая "забывчивость" меня сильно огорчает. Я рассказываю здесь о высоком, духовном, но это не значит, что для меня все материальное - пустой звук. Многие говорят - мы почти никогда не оставляем спасибок, для нас это не имеет значение. Но это имеет значение для автора. Это - награда за труд. Не единственная, но тоже важная.



Цитата:

В чем причина твоих сомнений и огорчений? Мало читателей оставили свои спасибки? Что, что? Примерно на 1000 просмотров - 10 спасиб? Вот добрый читатель пошел.


Не огорчайтесь, Huchting! И не придавайте слишком большое значение количеству спасибок. Некторые считают, что важнее комментарий, чем лайк. А кто-то наоборот. Хорошо, когда они есть. У многих элементарно не хватает времени, чтобы его прочитать, некоторым просто лень. Главное, что ваш рассказ вызвал интерес и не оставил равнодушным.
Цитата:

И не придавайте слишком большое значение количеству спасибок. Некоторые считают, что важнее комментарий, чем лайк. А кто-то наоборот. Хорошо, когда они есть. У многих элементарно не хвататет времени, чтобы его прочитать, некоторым просто лень. Главное, что ваш рассказ вызвал интерес, хорошо, что не оставил равнодушным.


Понимаете, мне не понятно, где я на этом форуме среди пишуших отзывы - в самом низу или чуть повыше. Это не тщеславие. Это попытка автора после огромного труда понять - что получилось, каков результат, что дальше.
Цитата:

Жанровые настроенческие рассказы писать трудно, для этого нужны талант, настроение и интересные темы. И то, и другое, и третье - в большом дефиците.
Huchting, но он у вас несомненно присутствует. А также и настроение. А чем неинтересная тема про статуэтку или футбол?


Когда в отзыве на 100 страниц получает похвалу тема про статуэтку и футбол на полстраницы, это означает, что все остальное написано неважно. Но это я так, ворчу.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Флоренция - как много в этом слове. Часть 2.
2Флоренция - как много в этом слове. Часть 1.
3Иран. Как много в этом звуке... Часть 1. Язд, Шираз и Персеполис
4Иран. Как много в этом звуке... Часть 2. Исфахан и Тегеран
5Израиль, как много в этом слове для сердца русского сплелось. С координатами GPRS.
6"Крым-как много в этом слове для сердца моего слилось"
7Ялта - как много в этом звуке...(осень 2013-самостоятельно)
Отдых в Италии
Италия: отели
Отели Формии
Отели Фриули-Венеции-Джулии
Пескассероли
Пескьера-дель-Гарда
Погода в Италии
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
974.Abano Ritz 4+
975.Acacia Resort 4+
976.Serena 4+
977.Cervo 4+
978.Europe 4+
979.Albergo Miramonti 4+
980.Hotel Vittoria & Orlandini 4+
лучшие отели Италии
Фото отелей:
666.Dei Cavalieri, Италия [4]
667.Luzzatti, Италия [4]
668.Siena, Италия [4]
669.Martelli, Италия [4]
670.Demo, Италия [4]
671.Elite, Италия [4]
672.Antiche Mura, Италия [4]
Популярные отели:
1240.Becher отзывы
1241.Mamma Ciccia отзывы
1242.Donatello отзывы
1243.Cannamele Resort отзывы
1244.Oriente отзывы
1245.La Quartina отзывы
1246.Panorama отзывы
Отзывы по отелям:
1030.Италия, Mulino di Firenze [1]
1031.Италия, 7 Inn Spanish Steps [1]
1032.Италия, Accademia [1]
1033.Италия, Cristallo [1]
1034.Италия, Luzzatti [1]
1035.Италия, Ambienthotel PrimaLuna [1]
1036.Италия, Verdi [1]