09.05.14 09:09:37
Венеция - этот город воды и мостов. Часть 3.Оценка: 5+
Время отдыха: сентябрь 2013

Венеция - этот город воды и мостов. Часть 3.



Глава 3 и последняя.

Я желаю написать портрет,
Достаю свой старенький мольберт,
Краски, кисти, и карандаши,
Добавляю часть моей души...


Эти строчки, которые являются началом небольшой поэмы, я сочинил лет этак 25 тому назад, когда активно писал картины как художник-любитель. Я привел их лишь для того, чтобы настроить вас, дорогие читатели, на живописную волну. И самые проницательные догадались, что путь наш лежит в картинную галерею Академии. Я уже побывал в этой святая святых венецианского искусства, и мой новый поход был более целенаправленный: я знал, где находятся полотна моих любимых художников.

Немного истории. Создание музея восходит к 1750 году, когда Сенат по инициативе Джованни Пьяцетты учредил Венецианскую академию изящных искусств (L'Accademia di Belle Arti di Venezia) — школу живописи, скульптуры и архитектуры. Ее цель — сделать Венецию одним из центров художественного образования в Италии, наравне с Римом, Флоренцией, Миланом и Болоньей. В начале XIX века Галереи были преобразованы из художественной школы в музей и стали постепенно увеличивать свои фонды. Сейчас мы, посетители Музея Академии, можем наслаждаться работами таких великих мастеров, как Джованни Беллини, Витторе Карпаччо, Джорджоне, Лоренцо Лотто, Веронезе, Тициан, Тинторетто, Джованни Батиста Тьеполо, Каналетто, Бернардо Беллотто, Бернардо Строци, Андреа Мантенья и многих других. Забегая вперед, скажу, что я увидел ряд потрясающих по силе полотен. Но давайте обо всем по порядку.


Ничем не примечательная стена музея, но на ней висят три замечательные картины Тинторетто. «Чудо св. Марка» кисти Тинторетто - первая монументальная работа художника, принесшая ему широкую известность.

Тинторетто. «Чудо святого Марка».
Еще мальчиком Якопо Робусти поступил учеником в мастерскую Тициана, но будучи прямым и честным, он заявил через месяц "учебы", что пришел учиться мастерству, а не мыть кисти за других. Он ушел, но всю жизнь не переставал благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в большей степени, чем Микеланджело.
Создание картины «Чудо св. Марка» было тем рубежом, которым закончился начальный период становления молодого Тинторетто как художника. После этой работы все признали в нем мастера первой величины. Даже великий Тициан понял - пришло время потесниться.

О чем же эта картина? Юноша, исповедующий христианскую веру, раздет и брошен язычниками на плиты мостовой. По приказанию судьи он подвергается мучениям, но стремительно слетающий с небес святой Марк совершает чудо: молоты, палки, мечи разбиваются о приобретшее волшебную неуязвимость тело мученика, и с испуганным удивлением склоняется группа палачей и зрителей над его распростертым телом. Очень красивая сказка. И великолепное живописное воплощение!


"Пир в доме Левия" Паоло Веронезе. Справа от Христа художник написал апостола, который считается автопортретом художника.

Веронезе. "Пир в доме Левия".
История создания этой картины весьма любопытна. Во время пожара 1571 года в трапезной церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана «Тайная вечеря». Чтобы заменить сгоревшее полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с тем же названием. Очевидно, художник был смелым человеком, так как в своей работе он резко отошел от религиозных канонов и не побоялся кары святой инквизиции. Вместо традиционного сюжета "Тайной вечери" - последнего ужина Христа с апостолами - он изобразил веселый пир: между колоннами расположились гости, которые по мнению художника вполне могли присутствовать на "Тайной вечере", слуги с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавры, воины с алебардами, дети и даже собаки, ожидающие остатки пиршества. Это было неслыханное нарушение основ религиозного учения, и Веронезе предстал перед трибуналом. Честно говоря, ответы художника, а заседание было запротоколировано, кажутся мне наивными. В частности, на вопрос: "Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?", живописец ответил: "Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине осталось некоторое пространство, я украсил его вымышленными фигурами. Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает...".

Приговор суда был на удивление мягок: художник должен «исправить» картину в течение трёх месяцев за собственный счёт. Веронезе мог бы участвовать в КВН - настолько находчиво подошёл он к решению проблемы. Он не стал ничего менять в картине, а пошел от обратного: изменил название — вместо "Тайной вечери" сделал надпись на балке балюстрады: "Левий дал пир для Господа", чтобы у Святой инквизиции больше не было сомнений. "И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними..." - говорится в "Евангелии от Луки".
И это еще не вся история. В XVII веке картина сильно пострадала во время пожара — для того, чтобы вынести из огня полотно, его разрезали на три части и замочили в воде. Полотно реставрировали в 1827 году. В настоящее время краски потускнели и картина не производит того впечатления, которое, вероятно, производила на современников до несчастья.
Вы заметили, что в смысле повреждений особенно не везет "Тайным вечерям" - вспомните "Cenacolo Vinciano" Леонардо из Винчи и "Cenacolo" Тициана в церкви Сан Заниполо. Что-то здесь не чисто - наверное Иуда, уже на том свете, опять продался за 30 - нет, в связи с инфляцией - за 150 сребренников (шекелей, сиклей или тетрадрахм).

Когда говорят об особенности венецианской школы, то главное слово - краски и колорит. Почему венецианская школа такая красочная в отличие, скажем, от флорентийской? Если в последней упор делался на рисунок и форму, то в первой - на колорит и свет. Искусствоведы считают, что такая манера живописи пришла от Антонелло да Мессина - его творчество представляет собой сплав итальянских и нидерландских стилей. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка. В 1475—1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где подружился с Джованни Беллини, Карпаччо и Монтенья, в известной мере перенявшими у него красочную живописную технику. Постепенно колорит стал отличительной чертой венецианской школы. И это еще не все. Пытливые американские умы, исследуя венецианскую живопись, обнаружили, что в составе красок применялось толченое стекло, которое давало необыкновенный эффект распространения и наполнения светом. Потрясающе!

Если мы от истории венецианской живописи перейдем с самой живописи, то сильнейшее впечатление на меня произвел основоположник и патриарх венецианской школы Джованни Беллини. Тот самый, кто перенял колористическую манеру живописи у да Мессина. Беллиниевские Мадонны входят в тебя не сразу - надо постоять и проникнуться. А если это произойдет, то беда - ты весь во власти этих целомудренных дам. Они скромны и человечны, в них столько женственности и умиротворённости. Но что говорить - посмотрите сами.


Две картины Джованни Беллини - "Святое собеседование" (слева) и "Мадонна с младенцем и со святыми".

Многочисленные Мадонны Беллини с годами постепенно обретали классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Картины эти создавались не для церковного интерьера, а для дома, для семьи. Картина «Святое собеседование» имеет особое значение - она является продолжением и развитием творческой линии мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других венецианских мастеров. На картине можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонн, объединённых молчанием и священными мыслями. Давайте также постоим, помолчим, подумаем. Может быть, и на нас снизойдет такая же умиротворённость.


Джованни Беллини "Мадонна со святыми". Алтарь церкви Сан-Джоббе. Как великолепно пишет Беллини полунагое тело святого Себастьяна.

Коль мы обратили внимание на святого Себастьяна, не задались ли вы вопросом, почему он дважды пронзен стрелой? Расскажу для тех, кто не знает. История такова: этот римский легионер, принявший запретное при императоре Диоклетиане христианство, был казнен дважды. Сперва его расстреляли из луков, но раны не были смертельными, и вдова Ирина выходила его. Затем мученика забросали камнями, и уже насмерть. Существует несколько прекрасных работ со святым Себастьяном, пронзенным стрелами - в частности, картины Тициана (Эрмитаж) и Андреа Мантенья (Лувр).

У меня в планах было немного поговорить о полотнах других художников, но я чувствую, что утомил вас. Поэтому покажу еще несколько понравившихся мне работ, и пойдем (поплывем) по Венеции дальше.


Картины Витторио Карпаччо, посвященные жизни св. Урсулы. Написаны они были для братства Св. Урсулы, основанного в 1300 году.


Знаменитая «Гроза» Джорджоне. "Пир в доме Симона" Бернардо Строцци. На картину справа я объявляю конкурс - кто первым назовет мне название и имя автора, получит звание знатока венецианской живописи итальянского форума.


"Нашествие змей" Джованни Баттиста Тьеполо.

Безусловное открытие для меня - Джованни Баттиста Тьеполо. Конечно, я видел его работы и раньше, но в Академии он меня в хорошем смысле удивил. Я люблю такую манеру - богатство фантазии и декоративный размах с особым, венецианским колоритом и светоносностью. Сразу чувствуется последователь моего любимого Веронезе. Жаль, что некоторые фрагменты картины плохо сохранились.

Когда я вышел на свет божий после картин Академии, то в первый момент растерялся. Мир живописи действует на меня как хороший футбольный матч - ты в состоянии полуневменяемости, не можешь сразу отойти от волнения и эйфории. Я сел на остановке вапоретто и огляделся. Передо мной открывался чудесный вид, когда солнце освещает воды канала, образую солнечную дорожку, и как всегда, величественная Салюте очерчивает горизонт своим привычным, красивым силуэтом.


Чудесный вид, когда величественная Салюте очерчивает горизонт своим привычным, красивым силуэтом в свете солнечных лучей.

После высокого искусства давайте поговорим о чем-то более приземленном. Например, о сваях. И не о сваях, на которых стоят все дома, площади, церкви и люди в Венеции, а о специальных швартовых, причальных или гондольных сваях. Видите, я даже не могу точно подобрать название этой сваи, потому что в нашем лексиконе они, по-моему, никак не называются. А мне кажется, эти простые, деревянные бревна - это я любя их так назвал - стОят того, чтобы сказать о них пару слов.



В древней Венеции сваи изготавливали и забивали в грунт вручную. Занятие это было очень трудоемкое. Для того чтобы изготовить при помощи топора сотни свай (а под некоторые здания их требовалось тысячи), перевести их по воде к месту постройки, вбить в почву, требовалось множество рабочих рук и огромный труд. Мне, инженеру с 40-летним стажем, до сих пор непонятно, как полторы тысячи лет назад вбивали 10 метровую сваю в твердое дно венецианской лагуны вручную. А десять, сто, тысячу, сто тысяч свай? Немыслимо!



В двенадцатитомной истории Венеции, написанной в XVII веке известным итальянским историком Тентори, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города - пермскими карагаями». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках.
В начале XIX века часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет. Все это прекрасно, но для меня остается тайной, как в Венеции более тысячи лет назад узнали, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Впрочем, тайны тем и хороши, чтобы их разгадывать.



Теперь, когда нам уже кое-что известно о сваях, мы можем перекинуть мостик на наши швартовые или гондольные сваи. Я уверен, что дерзко торчащие из воды и разнообразные по форме, цвету, длине, полоскам и прочее, сваи являются важной составляющей венецианского ландшафта. Без них было бы скучно.
А кто знает, сколько причальных свай в Венеции? Более 90 000. Впечатляет!



Интересно, что в Венеции периода расцвета каждая знатная семья в городе имела свои особые швартовые сваи, которые отличались по цвету и форме полосок. Кроме того, эти семьи имели, выражаясь современным языком, частные парковки, которыми кроме них имели право пользоваться друзья и гости. Привилегии аристократии. А как же без этого.



Помните, я писал о скульптуре Марка Куинна «Беременная Элисон Лаппер». Вы спросите, какое отношение имеет это "чудо" к венецианским сваям? Как ни странно, имеет. Дело в том, что суперстатуя XXI века "осчастливила" нас своим появлением в Венеции потому, что входила в программу 55-го венецианского биеннале. На том же биеннале-веронале в павильоне России посетители могли наблюдать еще одно доказательство болезни нашего общества - проект "Пустые зоны" художника-концептуалиста Андрея Монастырского.


Проект "Пустые зоны" представляет архив деятельности художника-концептуалиста Андрея Монастырского и находится в павильоне России на 55-м венецианском биеннале (фото из газеты Коммерсант).

Судя по откликам, равнодушной она не оставляет никого: некоторые считают, что это и есть отражение загадочной и непостижимой русской души. Интересно, что сказал бы Федор Тютчев - автор "Умом Россию не понять...". Самые проницательные утверждают, что инсталляция "несет в себе контекст потенциальной социальной угрозы" - в этой части, по периметру главного зала павильона, как раз и стоят нары, а в центре, на круге с надписью "11" - настоящие венецианские сваи весом 250 килограмм каждая, закрепленные настоящей цепью. Считается, что экспозиции отражает время, место и среду, а также “состояние умов всего нашего общества”. Без комментариев.

И последнее замечание о наших сваях. Известная венецианская компания Palimar специализируется на производстве швартовых свай. Ее основная задача - заменить стареющие деревянные сваи на специальные, пластмассовые. Сложная технология позволяет создавать необыкновенно прочные и устойчивые к сложным условиям, пластмассовые сваи на основе смолы, которые невероятно похожи по форме и цвету на традиционные деревянные и гармонично вписываются в венецианский ландшафт.

Скажем Caio гондольным сваям и пойдем дальше. Любой гость Венеции, путешествуя пешком по городу, так или иначе, гуляет по венецианским каналам - от мостика к мостику, и почти всюду опытный глаз фотографа увидит достойный кадр для своей фототеки. Венеция соткана из таких пейзажей, и это - одна из причин любви к этому городу. Я предлагаю нам отправиться в небольшой вояж по каналам Венеции.
Однажды, гуляя так, наобум, мне пришли на ум такие строчки

Я брожу по мостам и каналам
Той Венеции, что мне мила -
Я люблю ее зданий порталы,
И гондОлы плескание весла.


Посмотрите на фотку выше слева. Видите знаменитые венецианские окна? Особенно они хороши на моем любимом палаццо Джустиниани. Не знаю, почему, но сразу вспоминаются строчки Цветаевой "Вот опять окно...".














Надеюсь, вы получили удовольствие. А следующей нашей темой будет церковь Сан-Заниполо или Санти Джованни э Паоло. Ее можно занести в немногочисленный список церквей Венеции, которые мне, поклоннику римских базилик, понравились больше других. Площадь перед церковью - кампо Санти-Джованни э Паоло - полюбилась мне сразу: я провел в ее окружении достаточно времени. Украшение площади - величественный памятник кондотьеру Коллеоне, спасшего Венецианскую республику. Коллеоне завещал огромное состояние городу при условии, что ему поставят памятник возле Сан Марко (но не уточнил, что имеет в виду Piazza San Marco). Так как на площади Сан Марко всегда было запрещено ставить памятники, а сумма завещания была велика, то власти пошли на хитрость. Возле базилики Санти Джованни э Паоло находится скуола Гранде Сан Марко, и памятник в исполнение договора был установлен напротив неё (я думаю, что могучий дух Коллеоне не обиделся). Автором монумента является Андреа Вероккьо, учитель Леонардо да Винчи.


В сентябре 2013 года церковь Сан-Заниполо была в строительных лесах, поэтому показать собор во всей красе я не могу. Величественный памятник кондотьеру Коллеоне вознесся на кампо Санти-Джованни э Паоло.

Маленькие магазинчики вокруг собора порадовали меня своими демократическими ценами и разнообразием, и я купил там, помню, магнитик на память. Но главное - это, конечно, храм. Короткая справка: современное здание собора было построено в 1430 году и посвящено христианским мученикам Иоанну и Павлу. В церкви находится большое количество произведений искусства. Кроме того, собор является своеобразным пантеоном Венеции - в нём погребены 18 венецианских дожей и множество знаменитых людей.

"Не счесть алмазов в каменных пещерах" - немного перефразируя эти прекрасные строки, их можно смело адресовать церкви Сан-Заниполо, поразившей меня обилием замечательных творений. В первую очередь я искал и нашел моего Веронезе - вот они, потрясающие картины капеллы дель Розарио - "Поклонение пастухов", "Успение" и "Благовещение".


"Успение" Паоло Веронезе. В отличие от свода церкви Сан Себастьян, эта работа Веронезе в капелле дель Розарио просто восхитила меня. В церкви Сан-Заниполо можно изучать такой предмет, как консоли и балки, но в те времена умели расписывать даже такие прозаические конструкции.

Что касается капеллы (часовни) дель Розарио, то ее судьба была не очень счастливой. Капелла была освещена в честь победоносной для Венецианской республики битвы при Лепанто, состоявшейся в день, когда отмечался праздник Божией Матери Розарии - он и дал название капелле. Это была прекрасная капелла, богатая произведениями искусства. В ночь на 16 августа 1867 года капелла была полностью уничтожена пожаром, в том числе позолоченный деревянный потолок, расписанный Якопо Тинторетто, Джакомо Пальма Младшим и Леандро Корона вместе с 34 картинами тех же авторов, а также Франческо Бассано, Доменико Тинторетто, Джованни Сонса и других. По несчастной случайности на тот момент в часовне временно находились «Мученичество святого Петра» Тициана и «Мадонна» Джованни Беллини, которые тоже были утеряны.
Слава богу, что картины Веронезе "Поклонение пастухов", "Успение" и "Благовещение" тогда находились в церкви Санта-Мария делл’Умилита; в 1838 году они были перемещены в венскую галерею, а в 1919 году возвращены в Венецию и помещены здесь, в капелле дель Розарио.


"Св. Доминик во славе" кисти Джованни Джамбати́ста Пьяцетта.

Единственная в творчестве отличного венецианского мастера начала XVIII века Джованни Пьяцетты - помните, он инициировал создание Академии художеств - декоративная работа была им создана для церкви С. Джованни в Паоло. Это плафон с изображением св. Доминика во славе. Он был написан на холсте и потом укреплен на потолке. Отличная работа!
Джованни Пьяцетта родился в семье резчика по дереву и мрамору Джакомо Пьяцетты. К этой информации можно отнестись с прохладцей, но я не советую это делать. Ведь работу папы, Джакомо Пьяцетты, тоже можно отнести к великим творениям собора. Какая филигранная работа!


Две боковые стены в капелле дель Розарио облицованы деревянным алтарем работы Джакомо Пьяцетты.

Я больше не буду утомлять вас, дорогие читатели, описанием все красот собора, но очень советую тем, кто там еще не был, сходить и посчитать "алмазы в этой каменной пещере". А теперь - несколько интересных надгробий, и пойдем дальше.




Я уже рассказывал, что вокруг кампо Санти-Джованни э Паоло много магазинчиков, и это навело меня на мысль пройтись по витринам некоторых интересных лавочек Венеции. Обожаю глазеть на витрины. Особенно, меня манят изделия из фарфора и керамики (сколько же я на них нагляделся в Тоскане и Амальфи), акварельки, красивые безделушки, интересные магнитики и всякая подобная мелочь. Может показаться, что это недостойно кисти художника, но нет - красивая безделушка радует глаз ничуть не меньше, чем некоторые картины. Главное - в отличие от дворца ты можешь увести ее домой, и по прошествии времени вспоминать, где и когда купил эту радость.

Первый магазин, куда мы зайдем - очень красивые платья под старину или театральные наряды. Читатели могут заподозрить во мне представителя сексуальных меньшинств, но успокойтесь - я сделал эти снимки для своей жены. Она преподает танцы для детей и взрослых, и ее всегда интересуют подобного рода наряды. Мне, как художнику-любителю, было тоже любопытно взглянуть на эти творения.



Не угадаю тайну маски,
В тени каналов и мостов,
Венеции трепетные краски,
Мне видятся и снятся вновь.


Эти строки пришли мне на ум, когда я в первый раз зашел в лавку карнавальной атрибутики недалеко от Сан Марко. Потом я много раз любовался этими вещицами, и однажды решил купить венецианских клоунов. Они меня чем-то подкупили. Вон они стоят на полке, и я знаю, что они родом из Венеции.





Я страстно люблю всех животных, и особенно, собак. С этой бордер-колли по кличке Моцарелла (сокращенно - Релла) мы сразу подружились, и я несколько раз приносил ей лакомство (с разрешения ее милой хозяйки).


Женские сумочки меня, как правило, не интересует, но с такой живописью - очень.

Плотно уставленное на витринах венецианское стекло не смотрится - ему тесно и нужен простор. Но интересы лавчонки превыше всего.

Магнитики бывают очень интересные, и я обязательно нахожу в каждом городе что-то не избитое и нетривиальное. Венецианское мурановское стекло - от него не отвести глаз.

Любой путешественник за несколько дней пребывания в Венеции обязательно неоднократно побывает в сердце светлейшей - на площади и пьяцетте святого Марка. Я - не исключение.

На площади святого Марка
Шумит веселая толпа,
Куда меня под сенью арки
Ведет туристская тропа.




Темнела сумеречно арка,
не слыша эхо тех страстей,
на площади Святого Марка
опять засилье голубей.

А. Кожейкин


Эту фотку с голубями и патиной я отношу к своим фотографическим удачам.


Пала д’Оро — алтарный образ, установленный у главного алтаря базилики Сан Марко. Золотой алтарь изготовлен из позолоченного серебра, украшенного двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.


Величественный вид на мозаику центрального нефа и апостолов в базилике Сан Марко.


Ажурная вязь каменных узоров - я могу подолгу стоять и смотреть на это прекрасное творение рук человеческих.

...Блестит на площади Сан Марко:
Как сон, поднявшийся из волн,
Златой и синей мозаикой
Сияет византийский храм...
Ужели правда был я там?


Мне особенно нравятся заключительные строчки стихотворения С. Соловьева. "Ужели правда был я там?" - прямо не верится. Но фотки - мое вещественное доказательство.

В первой главе я дал одно обязательство, не выполнить которое мне не позволяет моя сущность - рассказывать в каждой из трех венецианских глав о пейзажисте, воспевшим с наилучшей стороны (на мой взгляд) красоту Венецию. Мы уже говорили о Рубенсе Санторо и Джоне Сардженте. Теперь пришла очередь рассказать об очень большом, но многим неизвестном художнике Питере Элленшоу (Peter Ellenshaw). Предваряя рассказ о нем, посмотрите два его венецианских пейзажа:



Самостоятельно научившись рисовать, копируя работы старых мастеров, Элленшоу в конце концов пришел к единственному художнику, которого он знал — первопроходцу в жанре рисованных декораций и художнику спецэффектов Перси Дею. Вскоре работы Питера привлекли внимание Уолта Диснея, и тот пригласил Элленшоу на работу художника декораций для его первых игровых фильмов, съемка которых проходила в Англии.

Когда мы говорим, что Питер Элленшоу был великим художником спецэффектов, мы должны расшифровать понятие "спецэффекты в живописи". В отличие от видеоспецэффектов, которые похоронили голливудское художественное кино, в живописн все несколько иначе. Иногда вместо того, чтобы строить дорогостоящий пейзаж или ехать на натуру снимать закат или рассвет, а также, когда необходимо создать загадочный, несуществующий пейзаж, гораздо проще... эти пейзажи нарисовать. И тогда продюсеры нанимают особого художника – matte painter – который создает свои живописные полотна для киноиндустрии. Что же такое - matte painting?

Matte Painting — так называют крупномасштабные рисованные изображения, используемые в кинематографе, на телевидении и в производстве компьютерных игр для создания иллюзии окружающей среды. Главная задача специалистов по Matte Painting состоит в фотореалистичности получившихся изображений, с тем, чтобы они органично сочетались с натурными съёмками.
Первое в истории применение Matte Painting произошло в 1907 году, когда в ходе съёмок фильма «Калифорнийские Миссии» оператор Норман Доун решил, что потрескавшиеся здания миссионерских резиденций следует "облагородить" с помощью рисунков на стекле. Эта методика получила название Glass Shot («кадр со стеклом»).

Питер Элленшоу был мастером в жанре Matte Painting. В 1960 он получил «Оскар» за свои картины к фильму «Мэри Поппинс» - помните, Джулия Робертс летает по небу, а внизу город, нарисованный Элленшоу. Сейчас мало, кто догадывается, что большая часть живописных видов «Унесенных ветром» – это в прямом смысле живописные полотна. Для этого фильма было сделано более сотни картин, воссоздающих не только само поместье Скарлетт О`Хары, но и виды американского юга тех времен.
Сейчас искусство matte paintings делается на компьютере - художники рисуют на графических планшетах. Эти цифровые полотна помещаются в 3D модель, позволяя отрендерить сцену сразу с задником. Я неплохо знаю этот предмет, так как в Германии много лет работал техническим дизайнером, и специализировался также на фото и видеоредактировании.

Питер Элленшоу проработал с Уолтом Диснеем более 35 лет, и участвовал в создании десятков фильмов. В 1993 году он был официально отмечен как "Дисней легенда" на юбилейной церемонии под председательством генерального директора Рой Е. Диснея. Книга «Элленшоу под стеклом» не является техническим трактатом по рисованным декорациям, а скорее личные мемуары, хотя, честно говоря, я ее пока не читал. На YouTube вы можете найти массу видео с просветительскими передачами Питера Элленшоу. В заключение еще две работы мастера, посвященные Венеции:



Так как это моя последняя глава о Венеции - все фотки на стол. Сегодня мы увидим фотографии, которые нельзя отнести к какой-то определенной теме. Это просто зарисовки


Никогда не думал, что обшарпанный фасад венецианского дома выглядит так романтично и с шармом.


На набережной неисцелимых такие шлюзы на дверях домов жизненно необходимы - иначе затопит и унесет в открытое море.


Водоросли - они тоже живые, им также хочется погреться на солнышке.

На верёвках — простыни,
Высоко над улицей,
Высоко над улицей
Вдруг взлетят, надуются.

Агния Барто.


Проблема сушки белья в Венеции не решена по сей день.


Чудесные пейзажи Венеции. Слева - вид на остров Лидо. Справа - величественный силуэт церкви Салюте виден отовсюду. Что бы Венеция без нее делала?


Переправиться через Большой канал на трагетто - единственный способ для неимущих прокатиться на гондоле. А кто здесь неимущий? Я.

И вот, наконец, наступило время прощаться с моей красавицей Венецией. Хоть и древней, со следами увядания, слегка осевшей в грунт, так как костыли, которые она носила до сих пор, ее уже плохо держат, но кто даст ей 1500 лет - от силы 250. Это тот случай, когда старушка может казаться красавицей еще тыщу лет. И если бы я произносил тост на свадьбе, я бы пожелал невесте вечную жизнь без всякого погружения. На радость всем нам. Горько!

А если серьезно, то в последний вечер в Венеции я сильно загрустил. Я боюсь, что это было мое первое и последнее свидание. Свидание с городом, который я отождествлял с живым существом. Венеция заставляла меня грустить и радоваться, быть счастливым и бесконечно усталым. Она кормила меня мороженым и креветками, а еще пиццей, пастой и прочими явствами. Она дала мне возможность видеть великие шедевры. Она одарила меня византийской красотой, и я оказался у нее в плену. Я плыл по ее каналам, и не мог налюбоваться на ее дворцы. А песня гондольера у площади Сан Марко - я не забуду ее никогда.
Мои слова похожи на панегирик, но я ничуть не преувеличиваю.


Где-то далеко вдали канала виден яркий свет и видны люди.


"Мой" ресторан под мостом Академии гудел от оживленных бесед.


Я шел по "своей" набережной, когда Венеция уже оделась в вечерние одежды.

Не хотелось в последний день так рано идти домой. И я сделал то же, что в первый день - уже в сумерках я сел в вапоретто. Трамвайчик лихо нёсся сквозь темноту навстречу далекой лагуне, и морские брызги летели мне в лицо. Я хотел, чтобы мое свидание с Венецией никогда не кончалось...

Как выстрел крики гондольеров,
В ночи гулянье до утра,
И коллонады бельведеров,
И уезжать уже пора.


Ciao Venezia! Ci vediamo a Firenze.

Отредактировано автором: 10.05.14 21:43:29Сообщить модератору



Цитата:

бордель-колли


Извините, бордер-колли - border collie. За собаку обидно. )))
Фото хорошие, спасибо. Чем снимали, если не секрет? Неужели везде разрешают снимать, в том числе и картины7
NEX 5. Снимать разрешают не везде.
чем хороши ваши отзывы - здесь каждый найдет что-то для себя ))
и умный, и дурак, и кому улыбнуться хочется, и кому погрустить ))
Цитата:

чем хороши ваши отзывы - здесь каждый найдет что-то для себя ))
и умный, и дурак, и кому улыбнуться хочется, и кому погрустить ))


Спасибо, Calaf, Вы умница. Лучше не скажешь.
Точно. Я боюсь Италии, но благодаря Вашим отзывам потихоньку заражаюсь. Huchting, Вы видите в путешествии только интересное Вам, не замечая суеты. Аж завидно. Я хоть и не почитательница любимой Вами эпохи живописи, однако с удовольствием "гуляю" с Вами по музеям. Отдельное спасибо за новых для меня живописцев. Буду знакомиться с ними ближе))). Спасибо за Ваш слог, увлеченность и фотографий. Особо понравилось первое фото в первом "Венецианском отзыве".
Цитата:

Спасибо за Ваш слог, увлеченность и фотографии.


А Вам спасибо за то, что Вы мне всегда ставите спасибки (простите за тафтологию). Я заметил, и очень рад.
Цитата:

Я хоть и не почитательница любимой Вами эпохи живописи, однако с удовольствием "гуляю" с Вами по музеям.


Вот это я не понимаю. По письму видно, что Вы человек незаурядный и со вкусом, а не любите Ренессанс. Неужели Вы так молоды?
Цитата:

Прекрасная публикация


Спасибо, Кели, Вы настоящий друг - всегда поддержите.
Huchting, а Вам в юности не нравилась эпоха Возрождения? Мне кажется, те преподаватели, которые, учили нас изобразительному искусству, привили, внушили нам то, что любо им. Когда мы были пластилином, они лепили из нас, что хотели))).
Цитата:

Huchting, а Вам в юности не нравилась эпоха Возрождения?


Честно говоря, я в юности вообще плохо знал слово Ренессанс. Не забывайте, у нас юность проходила в разных условиях. И потом, я в юности был немного шалопаем. Представьте, я учился игре на виолончели, и одновременно играл в волейбол на приличном уровне. Потом были другие увлечения, свойственому молодому человеку 60-х годов. Живопись меня тогда не интересовала. Я начал писать маслом после женнитьбы, и поездки в Петродворец. Там меня проняло, я и десять лет писал как проклятый. Участвовал в выставках, завоевывал призы. Тогда и пришла любовь к эпохе Возрождения. А как же иначе - это же гении, титаны. Чего они только не натворили. И потом, были богатые меценаты, которые по своему культурному уровню стояли очень высоко, и которые все это поддерживали. Например, во Флоренции - Медичи. Папы тоже постарались, чтобы после них остались чудеса. Это все необыкновенно интересно.
То, что Вы говорите, бесспорно. Титаны, прорыв в живописи, глупо не согласиться. Я могу стоять и смотреть на любое из полотен, поражаясь мастерству того или иного художника данного периода. Но, чтобы душу цепляло, такого, к сожалению, нет. Вы только не ругайтесь, но вот не нравится зализанность картин, а нравится лохматость мазков импрессионистов хоть наших, хоть французских.

А жизнь у Вас интересно складывается. Не скажете, что в Петродворце конкретно тогда сподвигло вас на увлечение живописью? Неужели Вас никто не учил? Копировали кого-нибудь?
Цитата:

скажете, что в Петродворце конкретно тогда сподвигло вас на увлечение живописью? Неужели Вас никто не учил? Копировали кого-нибудь?


Вы знаете, это был порыв, связанный с рождением сына, влиянием на меня искусства зодчества и живописи - точно не знаю.
Конечно, я начал с копий, и старался добиться схожести. Но чем больше я живописал, тем яснее мне становилось, что без техники и громадного труда хорошим художником не станешь. И постепенно я бросил. Но картины того времени висят, и люди не верят, что их автор - я. Зато, я приобщился к живописи и полюбил ее. Вот Вам и вся незамысловатая история.
Что касается импрессионистов, я их тоже любил, но когда эти полотна стоят рядом, Вы сразу увидите разницу. Разницу в пользу полотен старых мастеров. ИМХО.
Я знаю что за картина загадана, но не скажу т. к. никакой я не знаток венецианской живописи

А как вам Джорджоне?
Цитата:

Я знаю что за картина загадана, но не скажу т. к. никакой я не знаток венецианской живописи


Ну. Кели, выкладывайте. До Вас никто не разгадал эту загадку.
Цитата:

А как вам Джорджоне?


Если честно, то Гроза разочаровала. Живьем эта картина не тронула. Репродукции лучше. Я долго стоял и вглядывался, стараясь отыскать что-то скрытое, что не сразу поймешь. Но нет, не мое. Также не понравилось другое его полотно - Христос несущий крест. Последняя работа приписывается не то Джорджоне, не то Тициану, но от этого она для меня лучше не стала. К тому же плохо сохранилась.
Цитата:

без техники и громадного труда хорошим художником не станешь.Зато, я приобщился к живописи и полюбил ее.


А мне кажется, что Ваши фотографии - почти живопись, особенно эти:
Нина! [без регистрации] [11.05.14 07:22:45]   IP: 89.207.73.*
Huchting!!!Где обилечивают на гондолюную переправу???Действует ли проездной от вапоретты? Одни и те же гондолы катают для прогулки и для переправы или как их отличать ?
Цитата:

А мне кажется, что Ваши фотографии - почти живопись, особенно эти:


Все правильно, Леночка, Вы абсолютно правы. Ведь как ведет себя художник, подбирая мотив для пейзажа? Он сразу оценивает композицию, подмечает ниансы - каков свет, цветовая гамма, что на переднем плане, что - на заднем и массу другого. И вот этот оценивающий взгляд художника очень помогает в фотографии. Ведь в чем-то художник и фотограф похожи - они оба пишут картину.
Мне особенно нравится правый снимок - это, извините за нескромность, фотошедевр. И я очень рад, что вы это подметили.
Цитата:

Где обилечивают на гондолюную переправу??? Действует ли проездной от вапоретты? Одни и те же гондолы катают для прогулки и для переправы или как их отличать?


На Большом канале есть несколько станций трагетто (одну из них - S.Samuele - я указал в данной главе), они показаны на картах. Проездной на вапоретто не распространяется на трагетто - вообще, гондольное хозяйство не имеет никакого отношения к водному общественному траспорту Венеции.
Билет на трагетто стоит 2 евро в один конец. Переправа проходит быстро - 2-3 минуты - люди, как правило, стоят, если нет большой волны и, соответственно, качки, но можно и присесть.
Гондолы для трагетто ничем не отличаются от обычных гондол. Гондольеры на трагетто – это гребцы, которые работают на трагетто в ожидании, когда освободится место в «профсоюзе четырехсот». Ждать приходится долго…
Уважаемая Лена, есть ли у Вас объяснение, почему эта моя 3-я глава о Венеции вызвала такой вялый резонанс у читателей (во всяком случае, гораздо меньший, чем первая)?
2-3 минуты на трагетто это со швартовкой и посадкой-высадкой :)
Сама поездка длится секунд 20
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Венеция - этот город воды и мостов.
2Венеция - этот город воды и мостов.
3Маленькое путешествие в Неаполь и окрестности. Часть 3. Обаяние Неаполем
4В страну золотого руна через Анатолийское плоскогорье и Понт. Часть 3. Самсун, Гиресун.
5Таиланд без пляжей и моря. Часть 3. Мае Хонг Сон – Мае Сот
6Итальянские озерные зарисовки. Комо и Гарда. Часть 3. Гарда. Милан. Дорога домой-Берлин.
7Калейдоскоп Каталонии или Барселона и окрестности.Часть 3.Окрестности.
Отдых в Италии
Италия: отели
Отели Гарды
Отели Гаэты
Перуджа
Пезаро
Погода в Италии
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
288.Locanda Del Ghetto 5
289.Casanova 5
290.Colombina 5
291.Concordia 5
292.Locanda Vivaldi 5
293.Ai Due Principi 5
294.Metropole 5
лучшие отели Италии
Фото отелей:
239.Bergamo Inn 43, Италия [12]
240.Les Chambres de la Place, Италия [12]
241.L'Oasi Castiglione, Италия [12]
242.Astor, Италия [12]
243.Hotel & Residenza San Maurizio, Италия [12]
244.Colombo, Италия [12]
245.Columbus, Италия [12]
Популярные отели:
1156.Costa Azzurra отзывы
1157.Complex Setar отзывы
1158.Mercure Crystal Palace отзывы
1159.Residence Monteverde отзывы
1160.Armonia All’Opera отзывы
1161.Best Western Antares Hotel Concorde отзывы
1162.La Piazzetta Guesthouse отзывы
Отзывы по отелям:
1394.Италия, Residenza La Campana [1]
1395.Италия, Montresor Hotel Palace [1]
1396.Италия, Rose Garden Palace [1]
1397.Италия, Stetteneck [1]
1398.Италия, Amendola Fiera [1]
1399.Италия, Jolanda [1]
1400.Италия, Romae [1]