28.04.14 01:12:40
Путешествие по Средиземному побережью. Часть 7. Родиаполис, Лимира, Ариканда, Финике. 
Время отдыха: июнь 2013

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДИЗЕМНОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ.
Сезон второй, часть 7. Родиаполис, Лимира, Ариканда, Финике.

Начало путешествия. Анталья: http://www.otzyv.ru/read.php?id=171055
Термессос, пещера Караин: http://www.otzyv.ru/read.php?id=171283
Каньон Гёйнюк, Кемер: http://www.otzyv.ru/read.php?id=171371
Фаселис, Улупынар, Чиралы: http://www.otzyv.ru/read.php?id=171442
Олимпос, Янарташ, Адрасан: http://www.otzyv.ru/read.php?id=171667
Морские прогулки из Адрасана, мыс Гелидония: http://www.otzyv.ru/read.php?id=171874

11 июня.
Встали в 7.00. В 9.00 поехали из Адрасана в сторону Финике. Дорога вьётся серпантином. Открылся прекрасный вид на хребет Бейдаглары. При утреннем солнце снег, местами лежавший на высоких вершинах, окрашен тонами восхода.


По дороге увидели две смотровые площадки с сувенирными магазинчиками и кафе. На автобусах, следовавших в Миры, приехало много русскоязычных туристов. Многие вышли с фотоаппаратами. Мы тоже остановились сфотографировать виды.
Внизу, на берегу широкого залива - город Кумлуджа. Долина вся белая от парников.


Спустились в долину. В городе Кумлуджа сделали остановку, чтобы купить хлеба. Почти напротив магазина, прямо на улице, стоит ликийский саркофаг. Рядом - памятник Ататюрку. Растут высокие пальмы. На уличный фонарь сел аист. Его не пугает шум проезжающих машин.


Поехали к древнему городу Родиаполису, который расположен на склоне холмов, примыкающих с запада к Кумлуджа. Ехать к нему примерно 3 км. по грунтовому горному серпантину. Ехали медленно, дабы не угробить машину, а последние 400 метров решили пройти пешком. Мама с Джаитом остались в машине, а мы стали подниматься к руинам города.


Родиаполис.
Начало городу положили колонисты с острова Родос ещё в VIII веке до нашей эры. Свой новый город они назвали в честь исторической родины. Долгое время античные историки и географы не упоминали поселение в числе значимых торговых или культурных центров, однако ситуация начала меняться в эллинскую эпоху, когда Родиаполис вошёл в состав Ликийского союза. Бурный рост торговли сопровождался невиданным расцветом зодчества, искусства, общественной мысли. Эллинские поселения возникали и росли, сохраняя традиционные и приобретая новые черты. В Родиаполисе, как и во всяком другом городе, был свой акрополь, были свои храмы, своя агора. Именно здесь была заложена первая в Ликийском государстве библиотека и основан первый Асклепион – храм бога здоровья, медицинский университет и больница по совместительству. Приход римлян в Ликию во II веке до нашей эры лишил города Ликийского союза полной независимости, но отнюдь не уменьшил их достатка: многие из них даже продолжали чеканить свою монету. Вместе с легионами в Малую Азию пришли бани, полукруглые амфитеатры, дороги.
Во II веке н.э. в Родиаполисе проживал один из богатейших людей античного мира Опрамой (Opramoas). Это был знаменитый в своё время магистрат, эвергет (с греч. «благодетель») богатый человек, жертвующий большие средства на восстановление городов ликийского союза. Так, к примеру, надпись в театре города Мира говорит, что после землетрясения 141 года нашей эры он был отстроен на деньги эвергета Опрамоя из Родиаполиса. Городские советы (буле) охотно вотировали всякого рода почести благодетелям, которые тешили своё самолюбие, увековечивая их соответствующие постановления. Всех опередил в этом Опрамой, который, получив разрешение поставить себе статую, не только взял на себя расходы на неё, но и оставил после себя надпись в 1900 строк, в которой приводятся все постановления о присуждении ему тех или иных почестей в течение 30 лет (124-153 гг. н.э.). Чтобы сохранять за собой и членами семьи высокое место в полисе, этот честолюбивый человек жертвовал крупные суммы на благоустройство городов и на раздачи продовольствия населению. Как сообщает его надпись, он сделал пожертвования, не считая подачек отдельным лицам и группам: «Ликийскому объединению… 55000 денариев, Патарам… 38000, Тлосу на общественные сооружения… 60000, Олимпосу на устройство торжеств… 12000, Мирам… 22000 (кроме того, возвёл здесь ряд построек), Телмессу… 35000, Ариканде… 10000, и т.д.» (около 30 городов). Не все были довольны чрезмерными почестями, оказываемыми эвергетам, в частности Опрамою. Так, в 138 г. город Ксанф заявил даже протест перед римским правителем Сенекой; дело дошло до Рима, и в 139 г. легат Ликии Корнелий Прокул сообщает, что император дал своё согласие. Рескрипт императора об утверждении общественному деятелю почестей сам по себе был почетным документом, и Опрамой, в похвальной надписи самому себе, приводит семь таких императорских рескриптов в свою пользу. Сами по себе почести были лишь блестящей мишурой, поэтому для благодетелей, каким был Опрамой, важно было напомнить, что он происходит от лиц, некогда занимавших высокие должности, дававшие реальную власть, - должности стратегов, гиппархов, навархов. В римскую эпоху почесть и слава были связаны не столько с должностью, сколько с богатством. Те, кто занимал рядовые должности и не имели средств на щедроты и подарки, вынуждены были смиряться с уничижительной ролью прихлебателей своих богатых сограждан. Опрамой даже учредил фонд в 55000 денариев, проценты с которого должны были идти на раздачи архостам, булевтам и другим должностным лицам «получающим по обычаю».

Мы начинаем наш осмотр города.
Первые руины Родиаполиса можно встретить уже рядом с дорогой. Здесь был храм. Видно, что над ним хорошо поработала рука реставратора.



Немного дальше, вдоль дороги, расположен скальный некрополь.


Дошли до седловины. Совершенно безлюдно. Сюда не ездят на экскурсионных автобусах, разве что изредко заезжают самостоятельные туристы такие как мы.


Дальше ступаем по тропе, которую обступил сухой ковыль. Среди колючих кустарников руины римских терм и цистерн.





Поднялись к руинам здания с тремя проходами.



Справа, на внутренней стене в кладке, выделяется светлый камень с частью греческого слова: «…диапол…», вероятно – «Родиаполис».



В этом здании располагалось хранилище для воды.


Неподалёку руины второй городской бани.


Агора.



Центром города считалась территория между театром, агорой и двухэтажной стоей – длинной античной колоннадой.


На центральной улице мы увидели похожие на античные храмы монументальные гробницы с надписями, упоминающими имя Опрамой. Это гробницы родителей Опрамоя. Руины же некогда величественного мавзолея Опрамоя, строения 7 х 7,5 метров из аккуратно высеченных и точно подогнанных каменных блоков, располагаются на площади рядом со сценой открытого театра. К нему мы подойдём позже.



В Родиаполисе меня поразило большое количество и объёмы цистерн для воды. Главным недостатком этого места для поселения было то, что в непосредственной близости так и не удалось найти или даже выкопать источник с чистой пресной водой. Ближайший источник находился лишь в километре от города. Следов акведуков или водопровода обнаружено не было. Именно по этой причине огромное внимание уделялось строительству цистерн, самые большие их которых располагаются под Круглым храмом.





Возможно здесь располагалась библиотека.


Рядом руины ещё одного храма.


За городскими воротами мы обнаружили дорогу на холм акрополя и стали подниматься наверх.



От стен акрополя мало что сохранилось; лежат отдельные камни,- некоторые двухметровой длины, несколько тон весом. При помощи какой техники смогли втащить их на высокий холм? Открытые во время раскопок остатки сторожевой башни подтверждают эллинское происхождение города. Но свой расцвет город пережил в римский период. Большая часть строений, которые еще можно идентифицировать, происходит именно из той эпохи.
После первых раскопок, проведенных здесь в 1892 году австрийскими археологами, о городе Родиаполисе забыли. И лишь мощный лесной пожар, который случился в этой местности в 2000 году, снова открыл густо поросшие руины древнего города. В наше время раскопки возобновились в 2006 году силами Акденизского университета Антальи, при поддержке австрийских археологов. Об этом свидетельствовали оставленные надписи на стендах. Завершились работы в 2012 году.



На самом верху акрополя расположено большое здание базилики с хорошо сохранившейся мозаикой на полу. Сейчас большая часть мозаики прикрыта тканью и засыпана щебнем.




В акрополе также можно увидеть несколько цистерн.


Родиаполис - компактный город. Расположен на нескольких террассах, на высоте 250-350 метров. Его террасы мне напомнили Пергам.


Театр города частично восстановили.


Театр считается парадным примером эвергетизма. Особенно в эллинизме и в период римского господства эвергетизм играл огромную роль, в первую очередь, в городах восточного Средиземноморья. Могучие и богатые члены общинных советов путем основания фондов, проведения соревнований или жертвуя зерно и строя на благо общественности здания и сооружения (бани, театры и акведуки), подчеркивали свои притязания на руководящую роль в соответствующих городах.





Осмотрели мавзолей Опрамоя.




Стены этого монумента были когда-то покрыты надписями благодарности и хвалы.



Прошлись по лестнице ведущей мимо театра к базилике.


Затем спустились на центральную улицу.


На этом наш осмотр города завершился. Единственное, что мы не посмотрели - это одион. Он примыкает к театру сбоку, поэтому его мы не заметили. Но судя по фотографиям из интернета, от него мало что сохранилось, всего несколько рядов.


Поехали смотреть античный город Лимира. Он расположен вблизи деревни Йювалылар района Турунчова, на южном склоне горы Точак, высота которой составляет 1216 метров над уровнем моря. Ехали старой дорогой Кумлуджа-Турунчова, мимо большого некрополя. Зарябило в глазах от количества парников, расположенных вдоль дороги. Крестьяне этой местности, отличающейся плодородными почвами, занимаются выращиванием овощей. Плодородие этих почв связано с тем, что тысячи лет вся эта местность находилась под морскими водами. Лимира же была портовым городом. В настоящее время современные строения переплетаются с памятниками древности, в частности, с античным театром и памятником более позднего, османского периода, обителью дервишеского ордена Бекташи.

Ученые располагают некоторыми сведениями касательно истории Лимиры. Из письмен, имеющихся на мраморных глыбах, мы узнаем, что город был основан, по меньшей мере, не позднее пятого века до нашей эры. Часть надписей повествует о ликийском царе Перикле (4 в. до н.э.). Есть упоминания о том, что Лимира при Перикле была главным городом среди прочих в Ликии. Своё красивое название город получил от лувийского слова «Лиамура», что означает «Мать солнца, луны, и света». Специалисты Археологического музея Аланьи придерживаются мнения, что именно здесь, в Лимире, в древние времена был своеобразный центр, где поклонялись Святой Матери Солнца.

В начале 4 в. до н.э. город переживал расцвет. Перикл, который правил восточной частью Ликии, сделал Лимиру столицей Ликийского союза, пытаясь противостоять персидскому завоеванию. Однако город всё-таки попал под влияние персов. С приходом Александра Македонского (333 г. до н.э.), город избавился от персидского господства и перешёл в руки Неарха – одного из полководцев Александра. От него – к Антигону, от Антигона – к Лисимаху, а затем уже к династии египетских царей Птолемеев, которые правили Лимирой до 197 г. до н.э.. Затем город был завоёван сирийским царём Антиохом III. После битвы при Магнезии город отошёл к Родосу. Недовольные ликийцы не раз поднимали бунт против родосцев, чем и воспользовались римляне, которые в 167 г. до н.э. захватили город.

Здесь умер римский военачальник Гай Юлий Цезарь Випсаниан, урождённый Гай Випсаний Агрипп (20 г. до н.э – 21 февраля 4 г. н.э.) — внук и приёмный сын Октавиана Августа, один из наиболее вероятных наследников власти Августа.
Август считал Гая наиболее вероятным своим преемником и готовил его к тому, чтобы тот смог принять всю полноту его власти. В 1 году до н.э. Гай, в ранге проконсула, отправился на восток в Армению, которую захватили парфяне. В провинции вступил в должность консула и принял командование армией. Под угрозой римских легионов парфяне покинули Армению. Во 2 году Гай встретился с парфянским царём Фраатом IV на острове реки Евфрат, где был подписан мирный договор между Римом и Парфией. По этому договору Армения признавалась буферным государством между двумя империями. Гай посадил на армянский трон мидянина Ариобарзана, однако вскоре тот погиб. В Армении началась смута, и тогда Гай двинул свои легионы против армян. Недалеко от Артагеры он был ранен копьём предателя Аддуя. Рана оказалась серьёзной. Гай сложил с себя все полномочия и отправился в Рим. В феврале 4 года н.э., не вполне ещё оправившийся от раны, возвращаясь в Рим, он закончил свой жизненный путь здесь, в Лимире.

В 141 г. н.э. город был разрушен сильным землетрясением. Восстановление Лимиры произошло благодаря покровительству мецената Опрамоя, того самого, гробницу которого мы видели в Родиаполисе. На его деньги (20000 динаров) был заново отстроен и театр города.
Главным божеством в Лимире был Зевс. В честь него проводились спортивные соревнования, олимпиады. На монетах этого города была выгравировано изображение атрибута Зевса - молнии. В эпоху Византийской империи город Лимира стал епископским центром, но после набегов арабов в 6-8 столетиях, город был покинут жителями и его существование практически сошло на нет.

Мы осмотрели театр, рядом с которым теперь проложена дорога. Сохранились галереи. От скене остался лишь фундамент.






На вершине горы находился акрополь (верхний город), окруженный стенами. На его территории лежат руины монастыря.


По склонам гор располагаются высеченные в скалах гробницы. Некоторые из них особенно отличаются своеобразными рельефными и скульптурными украшениями, а также надписями на ликийском языке. К сожалению мы не располагали временем обследовать их все, решили подняться только к саркофагу Ксантабура (4 в. до н.э.), который хорошо был виден с дороги, справа от театра. Но подняться к нему не так уж просто. Взбирались по крутому склону сквозь гранатовые деревья. Местами склон бы скалистый вперемешку с колючей травой. Сам саркофаг стоит на высоком постаменте, на его стенах имеются красивые рельефные изображения.
Первая фотография из интернета.


Чуть ниже вершины, внимательно всмотревшись, я смог увидеть высокий светлый цоколь – фундамент Героона Перикла.
Подниматься к гробнице Перикла мы не стали – отчетливой тропинки мы не смогли разглядеть. Да и кроме цоколя мы ничего, вероятно, не увидели бы.
Фотография из интернета.


Героон Перикла был открыт немецкими и австрийскими археологами в 1969 году. В ходе раскопок были обнаружены фрагменты погребального сооружения-здания, имеющего вход с южной стороны, воздвигнутого на краю искусственной террасы над городом, чуть ниже акрополя Лимиры. В 1976 году археолог Йорген Боркхардт, руководящий в тот год раскопками, датировал гробницу 370-360 гг. до н.э. Он заключил, что гробница вызывает ассоциации с Афинами эпохи Перикла. Перикл из Лимиры, похоже, имел особые контакты с Афинами. Археолог Тревер Брайс полагал, что этот правитель подражал афинскому лидеру, так что даже присвоил себе греческое имя. Иначе рассматривает вопрос о происхождении его имени Энтони Кин, считая, что имя Перикл было дано при рождении, поскольку родители его имели тесные контакты с Афинами и с афинскими семьями (возможно с семьёй самого Перикла Алкмеонида), и были, возможно, проксенами афинян. Таким образом, Перикл через семью с раннего возраста впитал в себя афинскую культуру, и эта глубокая связь сохранялась даже несмотря на дальнейшие афино-ликийские конфликты. Однако такой вариант событий, как верно отмечает Кин, возможен был лишь в том случае, если Перикл родился до 430 г. до н.э., поскольку едва ли он мог быть назван в честь афинского стратега после вторжения афинян в Ликию в начале Пелопонесской войны.
Археологи сделали вывод, что образцами для лимирской гробницы Перикла послужили Эрехтейон, вернее, его южный портик с девушками-кариатидами и храм Афины-Ники у южного крыла Пропилей афинского акрополя.
С середины VI в. до н.э. Ликия находилась под властью персов и представляла собой ряд династических государств, в которых власть принадлежала местным аристократам, зависимых от ахеменидского двора. Она управлялась местными династами и их ставленниками в отдельных ликийских городах. Этот период в истории Ликии принято называть династическим. Одним из самых известных династов был Гергис (лик. Керига), который согласно его надписи, сохранившейся в Ксанфе, воевал на стороне персов и Тиссаферна, подавляя восстание карийского династа Аморга. Тогда как в восточной части Ликии в IV в. до н.э. правил царь Перикл, который, утвердившись в городе Лимира, принимал участие в Великом восстании сатрапов против персов. Вне зависимости от политической направленности ликийские династы питали особую привязанность к греческой культуре.
Но у ликийцев не доходило дело до слепого подражания. Лимирская гробница отличается от афинских аналогов: в отличие от Эрехтейона, кариатид не шесть, а четыре на каждом фасаде. Они выстроены в линию, их изображение более статично, нежели дев Эрехтейона, которые кажутся, выходящей из здания группой, готовой составить процессию, шествующую к Парфенону. Лимирские кариатиды неподвижны и обособленны, каждая из них стоит на отдельной высокой базе. Сам же храм Кариатид с колоннами в виде женских фигур стоял на высоком цоколе. Сейчас фрагменты рельефных украшений склепа Перикла выставлены в Музее Антальи. (источник: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2013_2(1)/33.pdf)


Теперь мы идём осматривать нижний город, разделённый на две части речкой Лимирос.


Пройдя театр, заметили за ограждением руины римской бани.


Чуть дальше, где лучше всего сохранинись фрагменты городских стен Византийской эпохи, вход в город.


Среди нижних развалин привлекает внимание Птолемайон, построенный в честь Птолемея II Филадельфа и его жены и одновременно сестры Арсинои. Именно из-за женитьбы на собственной сестре царь Египта и получил свое прозвище Филадельф – «любящий сестру».


Ещё в этой части города, как выяснилось позже, стоял Кенотаф, того самого Гая Цезаря, приемного сына Августа, умершего в Лимире. Но мы к нему не подошли, посчитав руины за остатки городских стен. Фотография Кенотафа взята из интернета.


Кенота́ф (др. –греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) — надгробный памятник, он не содержит останков покойного, это своего рода символическая могила. Кенотаф служил для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов: вероятно, жители Лимиры считали привилегией для себя совершать подобные ритуалы в честь полюбившегося им мужа.

Османская могила.


С другой стороны Птолемайона из под стен течёт прозрачная вода. Русло её умащено древними мраморными плитами сохранившимися от древней колонной улицы города. В воде лежат руины церкви Птолемайона. Группа мальчишек шумно резвится у освежающей воды.


К ним, через проход между стенами, выехал на мопеде подросток лет 13-ти.



Перешли через речку Лимирос на вторую половину города. Здесь увидели реконструкцию ликийского храма из дерева. Некоторые ликийские гробницы подражали свойственным Ликии деревянным строениям. По типу деревянного ликийского здания высекали гробницы в скале, с такими же дверями, в каменных выступах которых можно разглядеть имитацию конструкций из брусьев.





Подошли к живописно лежачему камню с высеченным барельефом на растительные мотивы.



От строений в этой части города практически ничего не сохранилось. А ведь когда-то тут были епископский дворец, базилика, баня.






Вышли за городские стены к руинам османского комплекса Kafi Baba. Стоит пара гробниц. У воды отдыхают местные жители. Подобно тому, как Родиаполис поразил количеством цистерн, но отсутствием воды, настолько поразила Лимира обилием воды и источниками. В древности было здесь, вероятно, много купален. Усталые от полуденного зноя, люди охлаждали себя в водах холодных источников. Находиться рядом с водой – уже облегчение.


Когда мы уже уезжали, заметили на вершине холма величественные гробницы. Сфотографировать не удалось, поэтому фотография из интернета.


Мы едем в Ариканду. Дорога вела вверх по ущелью в сторону города Эльмалы.


У села Ариф, в 32 км. от Финике, прямо у дороги стоит пара ликийских гробниц, здесь же, у поворота на Ариканду, вдоль трассы, расположен базар. Мы остановились у базара.
С высоких скал льёт ледяные струи водопад. Над водопадом видны участки рукотворных каменных стен. Мы сели за столик, чтобы под тенью густолиственных деревьев, в холодном облаке рокочущего водопада, поесть арбуз. Джаит разрезал арбуз и отошёл – ему стало холодно. И вот что ещё: в его глазах была тревога - он никак не мог припомнить, куда он положил свои очки. Пошёл искать в машине… и не мог найти.
Мама решила остаться внизу, а мы поехали на машине по дороге, поднимающейся вверх прямо от водопада, в древний город Ариканда. Город расположен в километре от трассы.


Оставив нас у кассы, Джаит вернулся на машине назад. Мы спросили у кассира, сколько займёт у нас времени, чтобы осмотреть древний город. Кассир ответил: «Если быстро ходить – 2 часа, медленно - 5 часов». Мы со Светой решили выбрать средний вариант. Будем ходить быстрее, но так, чтобы посмотреть всё, если это возможно.

Первые достоверные сведения о городе Ариканда относятся к 5 в. до н.э. Ариканда некоторое время находилась под правлением персов. Правление персов не было слишком жёстким, так как сводилось, главным образом, к сбору дани. Персы позволяли ликийским династиям управлять городами и не подавляли ликийскую культуру, язык и традиции. Экономика и торговля в Ариканде процветала и получила развитие письменность. О благополучии Ариканды свидетельствует обильный выпуск монет в этот период. Здесь были найдены одни из самых древних ликийских монет, датируемые 5 в. до н.э. В трудах древнегреческого историка Арриана сообщается, что часть армии Александра Великого проходила мимо Ариканды в 334 году до н.э. Таким образом, город перешёл под власть Александра Македонского. В 295-197 г.г. до н.э. Ариканда, как и вся Ликия, находилась под властью Птолемеев. Люди, населяющие Ариканду, любили роскошь и были расточительны, из-за этого увязли в долгах огромных размеров. Антиох в 197 году до н.э., борясь за влияние в Ликии с Птолемеями, воспользовался затруднительным положением города, пообещал простить все долги. Во 2-м веке до н.э. Ариканда присоединилась к Ликийскому союзу и получила 1 голос в «парламенте» Ликийской Лиги. Именно тогда город и достиг наибольшего расцвета. В конце 2-го века до н.э. город перешёл под управление римлян. Совершая поездку по этому региону, этот город мог посетить во 2 веке н.э. император Адриан.
Землетрясение 141 года н.э. сильно разрушило город. Опрамой из Родиаполиса оказал финансовую помощь Ариканде, выделив средства на восстановление зданий. Очередное землетрясение, произошедшее 5 августа 240 года, нанесло огромный ущерб городу, и римский император Гордиан III оказал городу существенную финансовую помощь. Он же позволил всем городам ликийского союза, включая Ариканду, чеканить собственные монеты. Ариканда пережила период расцвета и во времена господства Византийской империи. В конце 4 века н.э. жители Ариканды приняли христианство.
После сильнейшего землетрясения в 5 веке н.э. большинство жителей покинули город, и переселились на территорию, граничащую с местоположением современного поселка Чаталлар. Окончательный упадок города начался примерно в девятом веке. В 11 веке в Ликии появились турецкие кочевые племена.
В 1830 году английский исследователь-путешественник Чарльз Феллоуз посетил деревню Ариф и обнаружил неподалёку от неё руины Ариканды. С 1971 года в Ариканде ведутся археологические раскопки.

Название города «Арукаванда/Аруваванда» обозначало «народ, владеющий местом жервоприношений». Имя городу дала ближайшая река Ариканда (у древних греков — Арикандос, современное турецкое название — Aykiriçay). Суффикс "анда" в лувийском языке конца 3-го тысячелетия до н.э. обозначало (объект среди высоких скал). Самые ранние находки - монеты и черепки - относятся примерно к 5 веку до н.э.

Ариканда – уникальный город Ликии, расположенный в живописном ущелье, построенный на пяти террасах, простирающихся на полтора километра с запада на восток вдоль холма Шахинкая (Şahinkaya — Соколиная скала). Город располагается на высоте 650-900 метров над уровнем моря. Перепад высоты от руин сторожевой башни на верху холма до самых нижних строений составляет 350 м.

В Ариканде основными богами, которым здесь поклонялись, были: Аполлон, Гермес, Асклепий, Немезида, Артемида Элевтера, а также анатолийский покровитель лошадей Какасбос, и горный бог Сомондей.

Осмотр города мы начали с нижних террас на которых расположены бани, базилика, восточный некрополь...
Первое, что обратило наше внимание – рельеф со львом.


Рядом, под навесом, великолепные мозаичные полы базилики.




Чуть выше, возможно продолжение базилики. Здесь также есть мазаика на полу.




Террасой ниже - площадь с фонтаном и стоа, в окружении коммерческих зданий.



Здесь также можно увидеть мозаичные полы.


Рядом с площадью ходил смотритель и Света спросила у него, где находятся малые бани.
- Какой вам нужно хамам? – с улыбкой ответил смотритель и показал рукой, - выбирайте любой.
Поблизости находились руины одной из бань (вторая половина 3 века. н.э).



Грандиозные развалины больших терм с арками (Ариканда знаменита двумя комплексами бань, самых больших в Ликии), со спортивными залами, находятся на первой снизу террасе под монументальными гробницами.










Затем осмотрели некрополь. Залезли в гробницу храмового типа. Подиум-цоколь очень высокий (это характерно для ликийской архитектуры). Чтобы войти внутрь сооружения, мне пришлось подтягиваться на руках, а затем подтягивать за руки Свету, чтобы втащить её наверх. Сохранились основания двух колонн коринфского ордера, поддерживающих некогда фронтон.







Гробниц много разного типа, большинство из них датируются 2 веком н.э.









А этот саркофаг тоже должен быть где-то здесь, но его мы не видели. Фотография из интернета.


Теперь идём на верхние террасы города.


На третьей террасе расположена государственная агора и здание одеона. С трёх сторон агору окружал портик, полы которого были украшены мозаикой (4 в. н.э). Остатки фундамента в центре агоры, вероятно, принадлежали маленькому храму Тюхе.


С агоры открываются очень красивые виды.


Одеон (II в. н.э.). В древности это было очень красивое сооружение, внутри и снаружи украшенное пышными декорациями. На внешней стороне находился, приблизительно на 1 м. над дверью, кассетный фриз. Каждая кассета содержала изображения масок и различных богов. В середине фриза был размещён в науральную величину портрет императора Адриана. Оркестр одеона был выложен прямоу­гольными плитами, а стены, до уровня ярусов, были облицованы цветными мраморными плитами.
Изначально подобные заведения предназначались для проведения состязаний между певцами и музыкантами, но впоследствии стали использоваться как места для собраний и прочих общественных мероприятий.



Поднялись выше. Четвертую снизу террасу занимает театр. На этом уровне город имеет ширину не более 300 м, его восточной границей служит ручей Башгёз, крупнейший из трёх источников пресной воды в Ариканде.

Театр построен в греческом стиле (1 г. до н.э.-1 г. н.э.) Реставрировался во 2 и 3 веке. В 6 в. н.э. театр перестали использовать, возможно, из-за завоевания арабов. Театр состоит из двадцати рядов сидений, которые поделены на семь секторов. Подножия скамеек для зрителей, у проходов, напоминают львиные лапы, но без четкой прорисовки. Скене сохранилось неплохо. На самом верху, в районе последних двух рядов, можно разлечить надписи, выполненные греческим алфавитом.








Позади театра находится стена с высокой террасой, на которой размещён стадион. Мы поднялись по ступенькам наверх.


Вид сверху на театр.



Стадион.
Длина стадиона 117 метров, что гораздо короче, чем стандартный стадион того времени. Стадион был построен в эллинистический период и впоследствии отремонтирован римлянами во 2 в. н.э. Трибуны находятся только на одной стороне беговой дорожки. Неплохо сохранилось 4-5 рядов посадочных мест. (Так, например, в Приене, сохранились лишь отдельные камни).



Слева от зрительских мест сооружение с нишами. Оно было построено гораздо раньше стадиона. Найденный в здании при раскопках медальон указал на то, что здесь, по всей видимости, было священное место язычников, где проводились различные обряды поклонения богам. Вероятно изначально здание занимало чуть ли не всю террасу, но при строительстве стадиона, его потеснили. Археологи нашли здесь амфору со скелетом ребенка – очевидно жертвоприношение языческим богам. В раннюю византийскую эпоху тела умерших младенцев помещались в амфоры, а те, в свою очередь, в ниши. Таким образом, умерший младенец передавался богам в соответствии с повериями язычников. Это могло быть, наверное, не позднее 4-го столетия н.э., поскольку с 4-го столетия город был уже под существенным влиянием христианства. Тогда христианами Ариканды была написана жалоба, адресованная императору Максимину, (который был врагом христианства), с просьбой прекратить разврат неверующих. Вскоре город становится одним из религиозных центров того времени.


От стадиона спустились на террасу ниже, и по ступенькам с западной стороны театра поднялись к большой торговой агоре. В античные времена здесь располагался ряд магазинов, всего 12. Вдоль них тянулась длинная стоа.



Вид сверху на нижние террасы и на торговую агору.


Рядом с агорой есть цистерна. Где-то не подалёку руины священного дома Sebasteion, но мы его не увидели. Чуть выше - булевтерий.


В булевтерии собиралась городская знать и решались важные государственные вопросы. Руины этого строения занимают склон горы, ряды сидений были вырезаны прямо в скале.


Справа от булевтерия - руины храма Гелиоса.


К руинам смотровой башни мы не пошли. Отсюда тоже открываются неплохие виды. Внизу дорога Финике-Эльмалы.


Мы стали спускаться. Шли мимо руин, которые мы не смогли идентифицировать.



Вышли к храму посвящённому императору Траяну. Храм Траянеум находится на второй снизу террасе.


Чуть ниже ряд из шести комнат общественных туалетов (латрина).


Западнее храма, расположены виллы, к которым мы не пошли. Выше храма Траянеума - нимфериум (фонтан). Над ним, выше террасой, находится баня. Мы поднялись к нимфериуму. Сохранились две его боковые стены с нишами. В нишах некогда стояли статуи. Задняя стена его – естественная скала.


Затем мы спустились вниз. Уже на выходе осмотрели ещё одну баню Naltepesi (холм Подкова).


Первоначально холм был зарезервирован для монументальной могилы Hermaios, одного из ликийских губернаторов. После распада памятника, в восточной части была построена среднего размера баня, с западной - мастерская кузнеца. Баня, судя по архитектуре, была красива, а мастерская довольно примитивна. Оба здания были опустошены при пожаре.



Спустились пешком к водопаду. Мама встречала нас черешней, купленной за 3 лиры за килограмм. Поехали назад по ущелью, но вместо направления на портовый город Финике, мы свернули в сторону города Кумлуджа. Джаит надеялся найти очки. Остановились напротив магазина, где он на пути к Родиаполису покупал хлеб. Он часто носил футляр с очками в руке и думал, что мог оставить очки в магазине. Их там не оказалось. Мог ли кто-нибудь забрать? Джаит дал о себе сведения в полицию, оставив телефон на тот случай, если обнаружится пропажа. Уж слишком дорогие были очки и долго изготовлялись по индивидуальному заказу.
Возвратились до смотровой площадки, где мы останавливались утром. Магазин был закрыт. Около него ни одного автобуса: экскурсионные автобусы давно уже вернулись в свои отправные пункты.
Горы окрасились закатом. Темнело. К краю смотровой площадки, где могли быть оставлены очки с футляром, не подпускают две привязанные цепью злые собаки. Собаки, ошейники которых цепью соединялись при помощи кольца к кабелю, имели относительную свободу действия. Приблизишься – вцепятся зубами. Кабель, по которому скользит кольцо с цепью, не сильно натянут. Мы пытались подходить с разных концов, но стоит приблизиться, - собака, бросившись стрелой, натянет кабель тетивой и, вытянувшись струной, кажется, так и вцепится зубами. Возникало неприятное чувство, что ты служишь для собак неким раздражающим фактором. Неприятное ощущение и оттого, что сами же дразним на свою беду собак. Но мы думали, что если есть сторож, то, будучи привлечён лаем собак, он выйдет. Но никто не выходил. Я смотрел на бордюр, где могли быть очки, - ничего не мог разглядеть. Джаит, надеясь видно на мои быстрые ноги, предложил пробежать мимо собак, пока будет, в свою очередь, отвлекать их с другой стороны. В удачу мало верилось, да и что-то подсказывало – футляра с очками там нет.
К счастью, наконец, появился сторож. Просили его, рассчитывая на простую человеческую любезность, посмотреть, не там ли наша пропажа, но он наотрез отказал: приезжайте, мол, завтра, и смотрите. Нам пришлось развернуться и уехать.
Нам нужно было ехать до города Финике вдоль залива ещё километров 30. Город Финике, административный центр одноимённого района, расположен в 110 километрах от Антальи. Этот небольшой городок, с населением не более 12 тысяч человек, известен с давних времён как центр выращивания цитрусовых. Финике известен своими мандаринами. Об этом говорил нам и памятник мандарину, повстречавшийся на одном из перекрёстков. Апельсин присутствует на муниципальном гербе города Финике. Хотя история Финике насчитывает почти две с половиной тысячи лет, место древних построек заняли современные городские здания.
Недалеко от города Финике в Турции находится фабрика по переработке оникса. В переводе с греческого название камня означает "ноготь". Оникс - полудрагоценный камень. С давних времен этому камню приписывают лечебные и магические свойства. Считается, что он лечит нервные заболевания и притягивает удачу.

Когда подъезжали к городу Финике, наступали сумерки. Надо было быстро найти отель. Когда на перекрестке поравнялся с нашей машиной молодой парень на мотоцикле, Джаит спросил его, не знает ли он, где есть пансион. Парень тут же сказал, чтобы мы подождали, пока он спросит. Оставив мотоцикл прямо на улице, он вошёл в дверь ближайшего магазина (кажется, там продавали спиртное). Через стеклянные стены было видно, как продавец, характерно жестикулируя, что-то подробно ему объясняет. Мотоциклист вышел и стал нам показывать, где расположены три отеля. Надо отметить, у кого бы Джаит не спрашивал, каждый вопрошаемый, - будь он на велосипеде, на машине или пешком, - старался услышать вопрос, рассказать, помочь, напрячь свою память, что-то припомнить. И никто не отмалчивался, не отмахивался, говоря: «Я не знаю. Спросите другого». Но, даже, если бы не знал, как этот мотоциклист, он сам отыщет того, кто знает. Правда, бывало, что давали неправильное направление, иногда и прямо противоположное, но и в таком случае в «нелюбезности» упрекнуть было нельзя.
Нашли отель "Engin", 30 лир на человека с завтраком (без завтрака – 25 лир). Отель находится в центре города, напротив парка Ататюрка.



Обедали (вернее ужинали) в ресторане "Petek" через дорогу. Двенадцать лир – набор блюд, но пишут в качестве рекламы: салат в придачу, приправы, чай, кофе, лаваш. Выбрали ресторан, где людей было больше. Сели за стол. За соседним столом двое иностранцев пьют чай с молоком. С ресторана вид на стоящие на якоре яхты в заливе портового города Финике. Известно, что в Финике находится самая большая на всём турецком побережье марина, здесь одновременно швартуются более 350 яхт. Принесли большой лаваш на большом блюде, который вызвал бурное наше удивление, но… оказался совсем пустой. И на четверых человек немножечко салата, два кусочка масла, два сыра. На маленьких тарелочках кисловатый майонез, приправа – на другой тарелочке. Зелень горькая, как полынь-трава, похожая на листья хрена. Заказывали рыбу, морского окуня (леврек). К столику подошёл сам повар и сказал, что «леврек» нет, но есть «мезгит». На вопрос, вкусная ли рыба, он ответил: «Вкусная, её возьмите». Принесли филе рыбы мезгит. Рыба оказалась совершенно невкусной. И только из-за того, что целый день почти ничего не ели, она не была нами отвергнута. Для себя сделали вывод, что обедать лучше у частников, - там лучше готовят, (соседи-завсегдатаи иначе не поймут), и не стоит заходить в рестораны - люкс, предназначенные для иностранцев.

Продолжение: Часть 8. Демре-Мира-Каш-Kекова-Капуташ. http://www.otzyv.ru/read.php?id=174826

Фотоальбом http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=98035:26577
Отредактировано автором: 29.04.14 21:21:51Сообщить модератору



Какие виды из древнего города! Как они умели выбрать место, меня это всегда больше всего поражает - Фаселис, Кносс, Камирос...
Фотографии чудесные, я даже почувствовала запах опавшей хвои, нагретой солнцем! Как я люблю такие места - посидеть в тишине на камне, почувствовать энергию, дух ушедшего города. Спасибо, теперь я знаю, зачем мне надо вернуться в Турцию :))
Лимира, нам ее назвали Лимрой, была, а про остальное даже не слышала( Очень-очень-очень.
Спасибо. И за фотографии, и за историческую справку, очень интересно.
Н-да, древние города Турции - неисчерпаемы!
А какие мозаики, ведь мы в большинстве своём знаем только про Олимпос.
Ариканда - просто чудо. Сколько же вы в ней пробыли в результате? 3 или 5 часов? Как дорога от побережья до нее, не слишком сложная? Сколько примерно ехать?
Цитата:

я даже почувствовала запах опавшей хвои, нагретой солнцем!


Аналогично! Отзыв, заставляющий просто погрузиться в атмосферу Турции.
Спасибо всем.:)
LeLeLena, дорога до Ариканды отличная, от Финике ехать примерно 30 км. На осмотр города у нас ушло 3 часа. Гуляли бы дольше, если бы нас не ждали.
Ax, как же там хорошо!
Спасибо за подробный ответ. Вот уже составила все маршруты, а вы тут новый соблазн подкинули. Да какой! Плакал наш "оллинклюзив")))
Maskara, Вы своими путешествиями и отчетами разбиваете в пух и прах два самых часто встречающихся тезиса про Турцию :)
1) В Турции смотреть нечего.
2) Чтобы понравилась Турция, нужно правильно выбирать отель.
Спасибо Светлана Вам и Вашему брату за работу,я даже и не слышала о подобных местах,думала в Кемерщине смотреть больше нечего,а вы так порадовали,да чего же удивительна Турция,осенью обязательно все посмотрим,кстати там везде вход платный? если помните напишите цену,еще раз спасибо
Marsianka, вы даже не представляете сколько в Турции есть удивительных мест, о которых многие даже не подозревают.)
Melani, в Родиаполис и Лимиру вход свободный, в Ариканду - 5 лир.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Путешествие по Средиземному побережью. Часть 7. Аланья.
2Путешествие по Средиземному побережью. Часть 6. Морские прогулки из Адрасана, мыс Гелидония.
3Путешествие по Средиземному побережью. Часть 6. Анамур.
4Путешествие по Средиземному побережью. Часть 5. Силифке и достопримечательности по дороге в Анамур.
5Путешествие по Средиземному побережью. Часть 4. Замки Кызкалеси. Путешествие в "Рай" и "Ад".
6Путешествие по Средиземному побережью. Часть 3. От Мерсина до Кызкалеси. Поездка в Узунджабурч.
7Путешествие по Средиземному побережью. Часть 2. Тарсус-Мерсин.
Турция
Отели Турции
Отели Евренсеки
Отели Измира
Месудие
Муданья
Погода в Турции
Туры Новый год
Рейтинг отелей:
673.Ozkaymak Marina Anex 4+
674.TTH Pegasos Tropical 4+
675.Venus 4+
676.Ova Resort 4+
677.Pink Palace 4+
678.Sentido VON Resort 4+
679.Fame Residence Lara 4+
лучшие отели Турции
Фото отелей:
400.Larissa Hotel, Турция [86]
401.Beltur, Турция [86]
402.Larissa Holiday Beach Club, Турция [86]
403.Selectum Luxury Resort Belek, Турция [85]
404.Club Mermaid Village, Турция [85]
405.Club Sun Heaven, Турция [85]
406.Larissa Beach Club, Турция [84]
Популярные отели:
512.Britannia Hotel & Villas отзывы
513.Emir Beach Hotel отзывы
514.Drop Hotel отзывы
515.Alkoclar Adakule отзывы
516.Club Tarhan Beach Hotel отзывы
517.Galeri Resort отзывы
518.Adalya Elite Lara отзывы
Отзывы по отелям:
155.Турция, Ozkaymak Alaaddin [78]
156.Турция, Titanic Beach Lara [78]
157.Турция, Fame Residence Lara [78]
158.Турция, Club Bayar Beach [78]
159.Турция, Limak Arcadia Golf & Sport Resort [78]
160.Турция, PrimaSol Serra Gardens [78]
161.Турция, Turquoise Resort Hotel & SPA [77]