14.02.14 12:32:06
Открывая Ворота Солнца.... 
Время отдыха: конец января - начало февраля 2014



Надо сказать, роман с горнолыжной Францией у меня как-то не складывался. Единственный наш выезд в Мерибель ознаменовался практически непрекращающимися снегопадами, в результате чего мы так и не смогли по сути понять, что такое «3 долины». Но не может же такое длиться вечно! И вот на первые студенческие каникулы сына решили вдвоем еще раз попытать счастья во Франции. Ехать снова в 3Д при наличии еще как минимум трех мегазон катания не хотелось. Выбор конкретно этой поездки в пользу Порт дю Солей (ПДС) был обусловлен, главным образом, двумя факторами. Во-первых, авиабилеты: от жадности максимально использовать выходные дни были куплены недорогие билеты Swiss до Женевы – туда с вылетом в пятницу вечером, и обратно – на вечерний рейс в воскресенье (через неделю). Траснсфер из Женевы до основных центров ПДС – Морзина и Авориаза – менее полутора часов против минимум 3,5 до Арков и Валь д'Изера. Если ехать в них, то пришлось бы озаботиться промежуточной ночевкой на пути туда, да и в завершающий день пришлось бы сильно ограничить катание. А так — по сути 9 полноценных дней. И второе соображение: Эспас Килли и Парадиски — высокогорные регионы, катание в них в меньшей степени зависит от сроков поездки. А в конце января по немалая вероятность поймать хороший снег везде, в том числе и в более низком ПДС, поэтому окончательно решили: едем в Порт дю Солей (или Ворота Солнца).
Теперь встал выбор: Морзин или Авориаз (буду называть его по привычке так, хотя французы последнюю «з» не произносят; вообще в дальнейшем постараюсь писать названия кириллицей, насколько мне позволяет мой французский. Если не позволяет - то перейду на латиницу). Итак, Морзин или Авориаз? Думаю, этот вопрос возникает у каждого, едущего в ПДС. Попробую высказать свои соображения. Во-первых, в Авориазе совсем мало отелей, 99% - это многоэтажные и многоквартирные резиденции. А они сдаются только на неделю. Ни один из моих запросов на наши кривые даты (с пятницы по воскресенье) к успеху не привел. Либо с субботы по субботу, либо (изредка) с воскресенья по воскресенье. В Морзине же много как апартаментов, так и отелей. И если апарты в своем отказе на кривые сроки были так же единодушны, то из отелей у меня был выбор. В общем, если вы едете на кривые даты, то скорее всего, с Авориазом не получится. И второе соображение. Конечно, выражаясь физическим языком, «центр масс» ПДС — это Авориаз. Если у вас приоритет — разнообразное катание, то наверное, лучше сюда. Реальный ски-ин и ски-аут из всех резиденций. Архитектура — конечно, на любителя, но в стильности Аво отказать сложно.



Огромные деревянные исполины, стоящие на плато и сторожащие вход в ущелье. А между ними снуют сани, запряженные лошадьми, звенят колокольчики (автомобильного движения в городе нет). Мне, если честно, запало в душу. Но вот с апре-ски там как-то не очень. Если вам нужна послелыжная тусовка — тогда Морзин.

МОРЗИН
Морзин — настоящая альпийская деревня.



Даже не деревня, а целый город. Как всегда в Альпах, вытянутый вдоль долины. При этом он совсем немаленький и в «поперечном сечении», а кроме того, расположен на нескольких уровнях. В общем, настоящий трехмерный город, со своей многомерной жизнью. Основной контингент туристов - местные и ... так скажем, англоязычные. Я долго был уверен, что это англичане. Но как-то увидел объявление о праздновании … дня Австралии в Морзине. Поначалу счел это шуткой, пока не увидел на нашем отеле австралийский флаг. Потом разговорились в ресторане с пожилой супружеской парой - оказалось, из Мельбурна. В общем, далеко не каждый, кто говорит в Морзине по-английски, - англичанин. Такая англоязычность курорта имеет по крайней мере 2 плюса: во-первых, русская речь почти не слышна. И во-вторых, местный обслуживающий персонал прекрасно говорит по-английски. Так что если проблемы с френчем, сюда можно ехать спокойно.
Кстати, о пожилой супружеской паре. Раньше считал, что "синьорские" ски-пассы (для тех, кому за 65) - это некая дань уважения к людям старшего возраста, не имеющая большого практического спроса. Так вот в Морзине впервые увидел такое количество "синьоров" и "синьор". Хотелось иногда пошутить, типа палки им, наверное, важнее, чем лыжи... Но при взгляде на то, как они бодро рассекают по красным, желание шутить пропадало, а оставалось только уважение.
Наверное, надо сказать про выбор места дислокации в Морзине, от которого в таком большом городе зависит очень многое. Город имеет 2 «полюса жизни». Один — общественно-политический. Мэрия, церковь, главный супермаркет внизу. Рядом с ним на площади по средам проходит местная ярмарка.



Вверх идет улица с барами-ресторанами, которая через пару-тройку сотен метров приводит ко второму полюсу — туристическому. Это турофис. Метров в 100 в одну сторону — подъемник СуперМорзин в сторону Авориаза. Столько же в другую — подъемники на Пленей в сторону Ле Же. Соответственно, между подъемниками метров 200, можно пешком или на паровозике, который иногда заменяют маленьким автобусом.
Казалось бы, здесь все симметрично, и все равно где селиться. На самом деле не совсем так. Как мне показалось, идеальное место все же около Пленей. Все дело в том, что есть несколько путей из Морзина в Авориаз. Про один я уже сказал — кабинки СуперМорзин, потом еще на двух креселках Zore и Proclou с небольшим переездом на лыжах между ними. Второй — сесть у Пленея на скибас «А» до Продан (Les Prodains), ходит в часы пик раз в 10 минут. Он подвозит прямо ко входу на очень комфортный подъемник «Продан-экспресс», идущий в Авориаз. Этот путь немного быстрее и удобнее первого, правда привозит он в Авориаз чуть ниже, чем в первом случае. Поэтому, если вы намылились в сторону Шатель, то придется еще подняться на прикольном подъемнике Tour, идущем прямо рядом с окнами резиденций Авориаза.



В общем, живя рядом с Пленей, вы имеете удобный доступ к обеим зонам катания, без пеших переходов. Еще не совсем понимая этого, и выбирая между отелями рядом с СуперМорзином и Пленеем, я сделал выбор в пользу «Трамплина», расположенного прямо рядом с кабинками на Пленей, и надо сказать, угадал. Про отель подробно здесь: http://www.otzyv.ru/read.php?id=170939

КАТАНИЕ
Порт дю Солей — если кто не знает, франко-швейцарская зона, объединяющая 12 городков и деревень — 7 французских и 5 швейцарских, с заявленными 650 км трасс. Но полноценное ски-сафари через все 12 станций невозможно. Во-первых, 3 французских станции – St-Jean d'Aulps, Abondance и Chapelle d'Abondance обособлены, и добраться до них можно либо на машине, либо на скибасе. Остается 9. Но и их объехать, не снимая лыж, тоже не получится, иногда придется совершать либо пешие прогулки, либо небольшие переезды на скибасе или паровозике.
«Центром масс» всего ПДС, как я уже сказал, можно считать Авориаз. Пространство вокруг него можно грубо разделить на 3 части: «французская» зона Морзин- Ле Же, «смешанная» зона Шатель — Торгон — Моржэн, и «швейцарская» зона Ле Крозе — Шампери — Шампуссан — Моржэн. Две последние зоны смыкаются в Моржэне (швейцарский городок, не путать с Морзином), переход между ними в одном направлении возможен пешком, в другом — на ски-басе. Скибасом необходимо будет воспользоваться в любом случае при переездах в Шатель из Линги и обратно. Пешие прогулки необходимы также в самой Шатели, чтобы дойти от автобуса до подъемника Super Chatel, в Морзине (чтоб попасть в зону Ле Же) и в самом Ле Же (чтоб попасть в сектор Мон Шери). В двух последних случаях можно воспользоваться паровозиком. Вот такая вкратце география.
Скибасы бесплатны - по крайней мере, сколько мы ни ездили, вопрос оплаты не возникал ни разу, ни у лыжников, ни у местных, которые ими тоже активно пользуются. Скипассы никто не спрашивал.
Как всегда в большом регионе, возникает вопрос распределения катальных дней. Мы решили плясать от погоды. То есть в плохую кататься в «домашней» зоне Морзин — Ле Же, в хорошую — ехать через Авориаз в 2 другие зоны. В принципе этот подход кажется верным, это же нам подтвердили и ребята из отеля: в плохую погоду (снег, туман, облака) в районе Авориаза — самого высокого из всех курортов ПДС - видимость может быть нулевая (что мы однажды все-таки испытали на себе). В такую погоду действительно лучше спускаться пониже — или к Ле Же, или, если из Авориаза, то наверное, в сторону Линдаре — Плейн-Дранс - Пре Ля Жу — Линга. Там пониже, чем в Швейцарии, и по идее вероятность попасть в туман и облака там меньше. Но этот принцип в итоге привел к тому, что в солнечную погоду в Ле Же мы так и не покатались: из 9 дней было 3 снежных, 3 солнечных и 3 «переменно-облачных», скорее даже пасмурных. Потрясающие виды с вершин над Морзином и с Мон Шери оказались практически черно-белыми.



Но зато швейцарские красоты нам открылись в полной мере.
Не буду утомлять подробным описанием нашего катания в каждый из 8 катальных дней (один день делали перерыв). Если коротко, то 3 из них провели в зоне Морзин — Ле Же, один катались в Авориазе, один — доехали через Шатель до Торгона, один — осваивали «швейцарские» закоулки вокруг Шампери, еще один катались полдня в Ле Крозе, полдня - «внизу» в Линдаре — Пре Ля Жу. Наконец, в один из дней совершили местную «кругосветку» Авориаз — Линга — Шатель — Моржэн — Шампуссан — Ле Крозе — Авориаз.
Есть много классных и подробных отчетов признанных мэтров о катании в ПДС. Я же поделюсь отдельными наблюдениями, которые, как мне кажется, могут быть полезными при планировании катания в разных зонах.
1. Зона Морзин - Ле Же. Легко обкатывается за один день (например, по часовой стрелке от Ньона до РостА), включая отдельно стоящую гору Мон Шери. Мон Шери – безусловно, обязательна к посещению, очень желательно в хорошую погоду. Красоты оттуда неимоверные. Единственный серьезный минус – очень старые и медленные подъемники. Интересные спуски «по ту сторону» ПДС – красный и 2 черных, один ратраченный, другой бугристый. Чтоб попасть в Мон Шери, нужно скатиться из сектора Шаванн в Ле Же максимально правее, проехать как можно дальше, отстегнуться, и пройти метров 200 пешком между домами, ориентируясь на кабинки Мон Шери (их видно). Можно также доехать на паровозике, остановка – под основными подъемниками Ле Же.
Высоты над Морзином – прежде всего Ньон и Шамосье – тоже стоят того, чтобы на них подняться – не только из-за красивых видов, но и из-за хороших длинных спусков, при том, что в целом ПДС длиной спусков, прямо скажем, не балует. Катание же над собственно Ле Же (сектор Шаванн) показалось каким-то суетливым, многолюдным и не очень интересным. Да и исторический бугель Boule de Gomme, похоже, все-таки заменили. Теперь он ничем не отличается от двух своих собратьев.

2. Зона Ле Крозе. Как-то не получалось нам подолгу задерживаться там, то заезжали в нее на излете катания в Авориазе, то на пути в Шампери. Но что запомнилось – это новые, скоростные и удобные креселки. Особенно при сравнении с остальными подъемниками на швейцарской части. Ну и, конечно, знаменитая «швейцарская стена». Она начинается с вершины Шаванетт, как бы на границе зон Авориаза и Ле Крозе, и идет под одноименной креселкой.



Подняться к ней со стороны Авориаза можно либо на 2х бугелях Шаванетт, либо на креселке Les Choucas - и чуть-чуть вверх на лыжах. Честно скажу, спуститься духу не хватило. Мы и так небольшие любители бугров, а тут…
Но в Ле Крозе есть не только ад в виде "швейцарской стены". Есть еще самый настоящий рай. И не простой, а большой - Grand Paradise. Пускают туда не всех и не всегда. Самая очевидная дорога в рай начинается рядом с подъемником Планщо (чуть ниже). Но при нас она представляла собой совсем неприглядное зрелище, с залысинами до земли в самом начале. Видно было несколько коричневых лыжных следов длиной метров 50, а дальше - целина. "На рай непохоже", - решили мы и покатили обратно. И вскоре на развилке увидели указатель: "Ripalle/Gr.Paradise". Оказывается, в рай ведут 2 дороги! Пейзаж действительно потрясающий, никакая самая широкоугольная и широкоформатная камера не передаст и малой толики красот.



Сама трасса довольно смешная, начинается как неплохая красная, а продолжается долгим пологим лесным траверсом. Чтоб попасть в рай, надо сначала поработать!

3. Торгон и окрестности. Несколько лет назад, будучи в Монтре и гуляя по Шильонскому замку, видели горы на другой стороне Женевского озера, и даже, как показалось, катающихся там человечков. Думали - мираж. Оказывается, нет. В этот раз мы сами стали этими самыми человечками.
Чтобы попасть в Торгон, нужно спуститься через Линдаре - Плейн Дранс в Лингу и сесть на скибас "С". Он быстро доходит до центра Шатели, там делает остановку минут на 15, и идет далеьше. На этой остановке в наш автобус села огромная собака, и я мигом вспомнил название места, где нужно выходить - Барбоссин. Точнее, это сектор Барбоссин, а подъемник - Пти Шатель. Почти все, кто не вышел в центре, выходят здесь. Дальше все понятно, по указателям на Торгон, пока с вершины Жоретт, наконец. не покажется... Женевское озеро (Лак Леман) и Шильонский замок.



Сам спуск в Торгон, где мы превратились в тех самых маленьких человечков, видных из Монтре, мне не очень понравился - трасса была ну совсем плохая (о подготовке трасс я еще скажу).
Если уж доехали до Торгона, то не поленитесь на обратном пути подтянуться на бугелях в сторону Шапель д'Абонданс. Потому что в эту Шапель (сразу как-то переименованную нами в Жапель) вряд ли вы когда-нибудь еще доедете. Настоящая Жапель мира. Собственно, спуститься на лыжах туда и сейчас не получится (только на гондоле), но карвинговые поля там просто классные.
И еще. По пути обратно в Шатель постарайтесь проехать про трассе Лак Леман. Она вполне соответствует названию, и виды оттуда просто потрясающие.

4. Шатель. Честно говоря, катание там ничем особо не запомнилось. Есть 2 основные зоны - Барбоссин (Пти Шатель), о которой шла речь выше, и Супер Шатель. Подъемник Супер Шатель расположен практически в центре Шатели, от Линги можно доехать либо на автобусе "С" (как я сказал выше, он там делает большую промежуточную остановку), либо на часто ходящем автобусе "А", но в этом случае надо убедиться, что он идет именно в Шатель (Centre). Это написано на табло автобуса, можно уточнить у шофера. "А" в отличие от "С" идет с остановками, но центр города с церковью проехать невозможно. К подъемнику Супер Шатель от церкви ведет дорожка вверх мимо ресторанчиков, метров 150. Обратно в Лингу остановки "А" и "С" по разные стороны от шательской церкви.

5. Моржэн, Шампуссан и кругосветка. Собственно, для чего я так подробно описал автобусное движение Шатели - чтоб было понятнее, как проехать местную "кругосветку". На карте склонов, лежащей у касс подъемников, есть 2 варианта - "по" и "против" часовой стрелки. В принципе, чем-то напоминает "Селлу Ронду". В обоих случаях участок Линга- Супер Шатель (или наоборот) нужно преодолеть на скибасе (об этом выше). Ну, и еще один разрыв - в Моржэне. Если ехать по часовой стрелке (из Шатели), то можно на лыжах спуститься по дорожке почти к церкви, ориентируясь на ее шпиль.



Далее - всего 100 метров через дорогу - и на креселку. Если же ехать обратно, то спустившись к той же креселке, нужно сесть у церкви на скибас и доехать через весь Моржэн до креселки Ле Корбо. Пешком там неблизко.
В принципе путь всей кругосветки несложный, чередование синих и красных трасс, есть несколько бугелей, к одному из которых (от Супер Шатели) надо немного потопать вверх на лыжах. Мы, стартовав из Морзина примерно в 9:15, уже к двум были почти дома и сели обедать в Ле Брошо (почему мы предпочитали обедать во Франции, а не в Швейцарии, говорить, я думаю не нужно). И это при том, что пару раз мы не отказали себе в удовольствии повторно прокатиться по понравившимся трассам, а также немного потормозили у знаменитой "стеклянной" церкви в Шампуссане.



6. Линдаре, Ардан (Ardent), Пре ля Жу, Линга. Как-то не получалось рассматривать этот регион как самостоятельный для катания. Тоже, скорее как перевалочный пункт на пути в Шатель. В основном недлинные красные трассы. Как контраст - длинный, очень приятный, вполне себе "спортивный" спуск в Лингу.
Ардан - на самом деле, "запасной" выход в Морзин. Мы им никогда не пользовались, но если поджимает время, а вы доехали только до Линдаре, то можно спуститься в Ардан по синей пологой трассе и сесть на "оранжевый" автобус до Морзина. Понятно, что так же можно и стартовать из Морзина. Но все же я бы рассматривал этот вариант именно как запасной - основные подъемники в сторону Авориаза-Морзина закрываются позже остальных, и если вы доехали до Линдаре, то наверняка успеете подняться до Авориаза на Prolays и далее спуститься Морзин.
Да и вообще как-то создалось впечатление, что этот район – Линдаре–Плейн Дранс - прежде всего не зоны катания, а огромные фуд-корты, состоящие из нескольких примыкающих друг к другу кафешек. В первый день по дурости заехали туда, после чего зареклись больше этого не делать.

7. Еда на горе. Единственный наш опыт обеда на фуд-корте в Линдаре был неудачным. Огромные толпы, очереди по полчаса, весьма посредственная и дорогая еда. Можно ориентироваться хотя бы по цене глинтвейна – 4,50 евро (при обычной 3,20 – 3,50). Гораздо приятнее было обедать в обычных горных ресторанчиках. Цена на еду - может, и такая же, но гораздо приятнее, да еще можно попросить «De l’eau» - бесплатный графин с водой. Ниже напишу несколько мест, которые мне запомнились – может кому-то пригодится (по себе знаю, насколько хорошо иметь такую информацию перед поездкой).
Повторюсь, в Швейцарии мы не обедали ни разу, местные ценники (даже с учетом того, что франк дешевле евро) нас не привлекли.
В качестве альтернативы фуд-кортам предложу 2 варианта в том же районе. Первый – не доезжая Линдаре, свернуть в Ле Брошо. Там рядом 2 ресторанчика. Мы как-то выбрали «Абрикотин», и нам понравилось. Единственно – не очень понравились их Пля дю жур – блюдо дня, цена на которое чуть ниже цены на остальные блюда. Остальное все – очень вкусно, особенно омлетики (открыли для себя их как новое блюдо для обеда на горе), да и обслуживание нормальное, несмотря на ряд негативных отзывов на Трипадвайзоре.
Второе запомнившееся место – это Линга, ресторан в одном здании с отелем, прямо у нижней станции кабинок. Ресторан – самообслуживание, выбираешь блюдо, пробиваешь его на кассе, тебе дают талончик с названием блюда, идешь получать на раздачу. Знакомая с детства технология. Но все реально вкусно, огромные порции, и очень дешево по французским меркам, блюдо дня – 11 евро, спагетти – 7. Процентов на 30 дешевле, чем в остальных местах. Была даже идея еще раз специально доехать туда, чтоб пообедать, но как-то не сложилось.
В зоне Морзин – Ле Же запомнилось 2 места.
Одно – со знаком минус. Это – видимо, единственная харчевня на Мон Шери, «Большая медведица». Монополия делает свое черное дело, цены неимоверные – глинтвейн побил свой максимум : 5 евро.
Понравилось же место внизу подъемника Шарнья (Charniaz), называется Ле Гран Пре. Система там чем-то похожа на линговскую: занимаешь столик, за стойкой по меню заказываешь и оплачиваешь еду и напитки, и ждешь, пока официант на французском и английском языке не выкрикнет номер твоего чека. Все вкусно и, как показалось, чуть дешевле, чем в других местах.
Больше особо нигде ничего не запомнилось. Общее впечатление – дорого (конечно, в сравнении, например, с Италией, а не Швейцарией). Супа-гуляша, выручавшего нас и в Австрии, и в Италии, не видел нигде, не французское это блюдо. Местные супы и жиже, и дороже. О еде «на земле» напишу далее.

8. Нумерация трасс. И тут все не просто. Что касается обозначения направлений - все здорово, заблудиться очень трудно, почти на каждом перекрестке стоит указатель. А вот понять, на какой ты трассе, непросто. На столбиках крупно написаны цифры и мелко - какие-то буквы. Так вот, названия трасс написаны именно этими мелкими буквами, которые с расстояния почти не видны. Цифры же - это своеобразные "верстовые столбы", идущие от начала трассы к ее концу в обратном порядке. Едешь по какому-нибудь приторно-сладкому "Абрикотину", и думаешь - когда же это безобразие кончится...

9. Возвращение из Авориаза в Морзин. Не могу сказать, что этот вопрос суперпринципиальный, и тем не менее, когда один раз мы промахнулись, и пришлось ехать на скибасе вместо того, чтобы еще часок покататься - было немного обидно. Как это ни удивительно, обратно из Авориаза в Морзин, есть тоже 2 пути. Первый - более спортивный, которым мы, как правило, возвращались: подняться на любом подъемнике из Линдаре, или на подъемнике "Тур" из нижней части Авориаза. Далее главное - не поддаться искушению прокатиться через город по "Бульвару лыжников", и держаться после спуска к Авориазу правее, в районе учебного плато нырнуть в тоннель (кажется, второй), держась указатель на Морзин, спуститься по трассе Проклу и подняться на длинной креселке Seraussaix. Далее можно прилично потолкаться палками на очень пологой Tetras, переходящей в приятную Zore. Нарезаешь и напеваешь: "На Zore голоса зовуут... меня...".
А можно, спрыгнув с креселки Seraussaix и не желая толкаться палками, поехать вниз, подтянуться на бугеле - и снова выехать на Zore, вкатывающую прямо в кабинки СуперМорзина.
Второй путь из Авориаза - все-таки не отказать себе в удовольствии спуститься через Авориаз в потоке лыжников по бульвару их имени, и продолжать свой путь либо на "Продан экспрессе", либо по трассе под его кабинками. Внизу лучше не прозевать поворот направо к нижней станции кабинок, где конечная автобуса "А". Впрочем, если прозеваете - ничего страшного нет, доезжаете до дороги, и напротив - следующая остановка того же скибаса "А". Если время поджимает или сильно устали - этот путь, конечно, проще. Спустился, сел в автобус - и через 20 минут ты на Пленее. Начинается апре-ски.

АПРЕ-СКИ.
С этой точки зрения курорт очень понравился. Очень здорово отдыхать большими компаниями – куча баров, ресторанов, где можно заказать традиционные блюда на несколько человек типа фондю или раклета. Впервые увидел реальную работу местного турофиса, раньше считал его чисто «справочным» заведением. А тут – почти каждый день по вечерам организуются развлечения. Понедельник – типа знакомство, угощают горячим шоколадом с сыром. Вторник – шоу инструкторов на Пленей, где показывают эволюцию техники и горнолыжных костюмов за прошедший век.



Среда - в течение дня какой-то «квест», поиск спрятанных вещей на трассах в домашней зоне Морзина. Четверг – сначала «лазерный пейнтбол» рядом с турофисом (за 25 минут взмокли так, как никогда на горе). А потом - ночное катание с 20 до 22-45, годится любой ски-пасс или можно купить специальный за 5 евро. Всего одна небольшая освещенная трасса, довольно лысая, но все равно прикольно – кататься над ночным городом:



Днем, если не катаешься, можно сходить на ферму и сыроварню. В общем, морзинской коммуне – большой респект.

Для меня же понятие "апре-ски" - это прежде всего, места, где можно недорого и вкусно поесть, а также водный центр, где можно отмокнуть и восстановиться после катания. Про еду в Морзине скажу чуть дальше, сейчас - про аквацентры.
Собственно, до аквацентра в Морзине мы так и не дошли. Находится он недалеко от подъемника СуперМорзин, и зимой представляет собой крытый большой бассейн, с небольшим отделением для всяких водных развлекушек, а также спа-зону с саунами и хамамами. Наверное, живи мы рядом, дошли бы, а так при наличии сауны и хамама в отеле - не сложилось.
Зато мы посетили Аквариаз - аквацентр в Авориазе. В свободный от катания день сели на уже упомянутый автобус "А" до Продана, там поднялись на Продан-экспрессе, и оказались в Авориазе. Далее - все не так просто. Авориаз - город не только без машин, но и почти без пешеходов - только на лыжах. Чтобы добраться от Продан-экспресса до Аквариаза, нужно сначала по левой трассе аккуратно, за ограждением трассы, подняться метров 100 вверх до дома с белыми балконами. В нем есть общественный лифт, на котором надо подняться, и еще пройти метров 100 влево-вверх.
Работает Аквариаз с 14 часов, после 16 набегает уже приличная толпа. Такой мини-аквапарк, с ленивой речкой, одной горкой, скалой, по краю которой можно попытаться пройти и спрыгнуть на канат, детской зоной и бассейнами со всякими гидромассажами и джакузями. Одна джакузина на улице - очень здорово: лежишь, смотришь на горы, а на тебя смотрят лыжники, проезжающие мимо на подъемнике... Красота!



Ну и, наконец, пару слов о морзинском общепите. Если честно, то везде дорого. По крайней мере есть чем сравнивать: месяцем ранее были в Мадонне-ди-Кампильо, считающейся вторым по "крутизне" после Кортины д'Ампеццо горнолыжным курортом Италии. Не скажу, что там было дешево, но там были места, где можно было взять пиццу за 7-8 евро, второе блюдо за 15, или огромную порцию "mixed grill" на двоих за 20 с небольшим. Так вот, в ресторанах Морзина пиццы стартуют с 11-12 евро, а вторые блюда - с 20. Понятно, что по московским меркам это, может, и не так дорого, но после Мадонны - как-то немного поразило. А ведь Морзин - далеко не Куршевель. В общем, тезис о том, что Франция - недешевая горнолыжная страна, подтвердился еще раз.
По традиции дам наводку на несколько понравившихся нам мест.
Прежде всего, это - "L'Etale". Самое первое заведение на улочке ресторанов на пути от Пленея к Турофису. Прекрасное обслуживание, все очень вкусно, особо выделю потрясающий луковый суп. Всегда много народа, для компаний - однозначно надо резервировать заранее. В первый вечер нам места так и не нашлось, пришлось идти в соседнюю "Ремиз". Там попроще, но тоже неплохо. Еще были в Le Tyrolien - за бензоколонкой. Рядом рекомендованный многими "Le Grillon".
В другой части города - между церковью и супермаркетом - есть рекомендованный Трипадвайзором "Clin d'Oeil". Там тоже неплохо и не очень дорого, свиные ребрышки были сочными, правда на мой вкус, немного пресноватыми. Это же, кстати, относится и к стейкам, которые мы пробовали в разных местах. Хотя с другой стороны, наверное, они такими и должны быть.
Стейки, кстати, единственное местное мясное блюдо в категории "до 20 евро". Еще в эту категорию попадает, конечно, пицца - здесь она тоже с местным колоритом, а именно - повышенным вниманием к сырной составляющей, из-за чего кажется особенно сочной.
Наконец, в эту же категорию попадает местный "специалитет" тартифлет - савойское блюдо, представляющее собой сырную запеканку из картофеля, бекона и разных других наполнителей. Честное слово, очень вкусно и сытно, советую попробовать. Но дешево поесть все равно не удастся!

В общем, резюмируя впечатления, скажу так. Очень понравилась общая атмосфера - демократичная, и какая-то не по-французски сердечная - по крайней мере, в Мерибеле так уютно я себя не чувствовал. Возможности для самого разного катания в Порт дю Солей просто безграничны. Особенно, как показалось, для фрирайда, как «между елочек», так и просто по бескрайним невспаханным полям. Для любителей же трассового катания, опять же лично на мой взгляд, эта зона — конечно, хороша, но скажем так, не идеальна. Немного длинных спусков, да и вообще заявленная общая длина спусков - 650 км, даже если вычесть обособленные зоны, кажется сильно завышенной. Не понравилась подготовка трасс. Конечно, можно списать на теплую зиму и недостаток снега, но как-то после не самой высокогорной и снежной Мадонны, где трассы просто вылизаны, ПДС поразил обилием бугров на синих и красных трассах и почти отсутствием "вельвета". Нигде не видел так часто ломающихся подъемников, редкая поездка на креселке была безостановочной. И тем не менее, Порт дю Солей поражает своими размерами. Только ради того, чтобы это увидеть, сюда стоит приехать. Если этот опус кому-то поможет открыть для себя этот пока еще не так популярный у нас регион, буду очень рад.

Отредактировано автором: 14.02.14 13:20:17Сообщить модератору



Как всегда информативно! Замечательный рассказ.
Сравнение с Мадонной я понял, вообще после "прожитых лет" какой вывод по странам??? Где больше всего нравится?
Мне вот больше не хочется во Францию.
Цитата:

после "прожитых лет" какой вывод по странам??? Где больше всего нравится?



Сложный вопрос...
Душой очень комфортно в Италии...
Но там уже был много где... А во Франции и в Австрии много необкатанного. Так что думаю, в следующий раз куда-то туда.
Цитата:

в Австрии много необкатанного. Так что думаю, в следующий раз куда-то туда.


В Австрии, на Новый год, ну очень многолюдно - это минус. И Высоких, доступных курортов не так много. Или так сказать, я был почти везде, а хочется что-то "Нового". Вот смотрю на Обертауерн, но это только катание.
Да, низкий сезон в Австрии в 2015 году с 06 Января. А вот во Франции можно уже по сниженной цене всю неделю откатать с 03 по 10
Цитата:

Да, низкий сезон в Австрии в 2015 году с 06 Января. А вот во Франции можно уже по сниженной цене всю неделю откатать с 03 по 10



Тоже начали ловить билеты в Мюних или Женеву. А откуда инфа про низкий сезон во Франции с 3 января?
Я запросил цены в Обертауерне и мне прислали прайс, где черным по белому цены до 06 Января и с 06 Января, при этом разница существенная.
Цитата:

Тоже начали ловить билеты в Мюних или Женеву.


Я в этом году купил билеты в Женеву. Потом они пустили новые рейсы. И за три дня до поездки, а это было 28 декабря, билет в Женеву на Свисс стоил 15 000 рублей туда-сюда (обратно смотрел 10 января).
Мы так надолго не можем, смотрим с 1-3 по 10-11. Купим - начнем искать размещение в зависимости от того, куда будут билеты.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Кавказский забег. #7 Отсюда Кавказ открывается взору... КМВ. Железноводск - Пятигорск - Кисловодск.
2Затерянные в Андах ... или так ли сложен Inca trail
3Рождественско-новогодняя неделя в Польше. Часть 1. КРАКОВ (начало). ВЕЛИЧКА. ОСВЕНЦИМ.
4Зимняя Прага от нелюбителя зимы, или зимний пражский фотодневник.
5ЧЕЛЯБИНСКИЙ МАРШРУТ.
6Западное побережье Крыма, Оленевка
7Пятигорск, Санаторий им. М.Ю. Лермонтова
Отдых во Франции
Отели во Франции
Отели Шарантона-ле-Пон
Отели Шартра
Морзин
Валь-Сени
Погода во Франции
Горнолыжные курорты
Рейтинг отелей:
393.Hibiscus Republique 4
394.Hotel Ideal 4
395.Le Pera 4
396.Cardinal 4
397.Malte Opera 4
398.Batignolles Villiers 4
399.Villa Boheme 4
лучшие отели Франции
Фото отелей:
134.Residence Le Grand Chalet des Pistes, Франция [8]
135.Les appartements du Koifhus, Франция [8]
136.Auberge Les Gorges du Loup, Франция [8]
137.Arc de Triomphe Paris Sofitel Demeure Hotels, Франция [8]
138.Corail, Франция [8]
139.Hotel Silky by HappyCulture, Франция [8]
140.Hotel du Louvre, Франция [7]
Популярные отели:
197.Home Moderne отзывы
198.Azur отзывы
199.Pullman Paris Montparnasse отзывы
200.East Hotel отзывы
201.Residence Les Gobelins отзывы
202.Saint Martin отзывы
203.Ile de France Opera отзывы
Отзывы по отелям:
225.Франция, De Nemours [1]
226.Франция, Residence Archeboc - CIS Immobilier [1]
227.Франция, Le Viking [1]
228.Франция, Les Degres de Notre Dame [1]
229.Франция, K+K Hotel Cayre [1]
230.Франция, Novotel Centre Les Halles [1]
231.Франция, Vacances Bleues Royal Westminster [1]