09.02.14 18:13:53
В поисках испанской Бритонии, или На крайний север Иберийского полуострова, часть I 
Время отдыха: январь 2014

Наверное, по смыслу было бы правильнее поставить между двумя частями заголовка не "или", а "и", так как каждая из них - полноправная составляющая нашего путешествия, историческая и природно-географическая. А с другой стороны, эти части удачно дополнили друг друга, сплелись, образовав полноценный маршрут, да и Бритонию мы действительно искали на крайнем севере Испании.
Эта поездка изначально задумывалась как тематическая, т.е. мы не просто ехали полюбоваться достопримечательностями (хотя это, конечно, тоже:)), посещенные нами места были связаны именем определенной исторической личности или общей цепью исторических событий.
А началось с того, что в статье об одном галисийском шедевре нам встретилось упоминание о Бретани (Bretoña) и Бритонии (Britonia) в Испании. В Испании? Британия в смысле Британcкой империи - да, Бретань во Франции - тоже понятно. Но в Испании? Интересно! Будем разбираться. Итак:
Британия - римская провинция, название которой произошло от названия кельтских племен бриттов, составлявших коренное население опять же Британских островов. Как известно, с упадком империи началось вторжение варваров на земли Римских провинций. На долю Британии пришлось нашествие англо-саксов, которые повели себя жестоко, истребив большую часть местного населения. Оставшиеся же отошли на западные территории (нынешние Шотландия, Уэллс) или покинули острова, отправившись на материк. Большинство из них осело на полуострове Арморика (французская Бретань), а часть отправилась еще дальше, к берегам сегодняшней Испании.
Здесь переселенцы рассредоточились по северному побережью от западной Галисии до восточной Астурии, при этом наиболее многочисленная группа осела в районе треугольника Viveiro-Ribadeo-Mondoñedo, названном Бритония. Здесь была основана столица Bretoña, ставшая центром епископата. Бретонские епископы активно участвовали в жизни христианской церкви вестготского государства, остались сведения об их присутствии на поместных соборах Толедо, Браги, Луго и Овьедо.
Недалеко от побережья в VI в.был основан монастырь Máximo, позже переименованный в San Martín de Mondoñedo. О нем и пойдет речь дальше, так как от процветающей некогда столицы сегодня осталось только название, сохранившееся в имени церкви XVIII в. Santa María de Bretoña в галисийском местечке A Pastoriza.


О значении и высоком престиже монастыря в VI-XII вв. свидетельствуют многочисленные захоронения знати на его территории.
Особенно возросло значение обители после того, как, спасаясь от мусульманских набегов, туда перебрался епископ Думский (Dumio - сейчас территория Португалии). Именно ему монастырь обязан cвоим переименованием: епископ просто взял и перенес на свою новую резиденцию название прежней - так Máximo превратился в San Martín, или San Martiño, как называют его галисийцы. Дальше - больше. В X веке викинги разрушили столицу бретонцев, город Bretoña. А его епископу удалось бежать и укрыться... там же, в монастыре . Таким образом, Mondoñedo становится столицей двойного епископата!

San Martiño de Mondoñedo (Ориентиры: Foz-5 км, Lugo-75 км, Santiago de Compostela - 150 км).

Базилика, носящая имя монастыря, - единственная постройка, сохранившаяся от первоначального комплекса сооружений. Единственная, зато какая!






Величие и размеры церкви ошеломляют, особенно учитывая время постройки - X-XII вв. Издалека, да и вблизи это сооружение больше напоминает средневековую крепость! Мощные контрфорсы придают ей такую весомость! И как контрастный штрих - легкие полукружья арок, украшенных шахматным рисунком, на апсидах.


Фасад аскетичен. В оформлении портала использованы две пары колонн, они выполнены в разное время и из разного материала: пара внешних - из местного камня в XII веке, а внутренние, мраморные - наследие самой первой постройки VI века.



Во внешнем облике храма преобладают черты романского стиля. Мы с удовольствием ходили и рассматривали фигурные консоли. Их здесь много и, по счастью, большинство из них хорошо сохранилось. Любимое развлечение - абстрагировавшись от романского символизма, придумывать название забавным средневековым изображениям:
Молчаливый диалог


Превращения Шарикова


Любовь. И больше ничего.


Чтобы попасть внутрь храма, нужно заранее звонить хранительнице ключей и договариваться о визите (тел. 670-852-278). Очень часто на севере Испании сельские церкви стоят закрытыми, открываясь только на часы службы раз в неделю. Но, как правило, запасной ключ хранится в одном из соседних домов, и можно попросить, чтобы открыли. Здесь же ключница живет в нескольких километрах и приезжает по туристическому зову на добровольных началах. Спасибо ей большое!
Потрясение от интерьера храма еще большее, чем от его внешнего вида.



Высота, вертикаль, объемы - все указывает на то, что это было очень значимое место. Громадные полукруглые арки не просто дают проход между нефами, они зрительно расширяют пространство. Ближе к алтарной части находятся очень интересные капители, которые мы изучали по фотографиям перед поездкой.

"Притча о Богатом и Лазаре"
“Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях, и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его..."



Символ греха - женщина, вскармливающая грудью двух жаб. Рядом с ней изображен орел - символ Иоанна-Евангелиста. Возможно, в этой сцене он представляет посланника Господа, призванного напомнить людям о неотвратимости наказания Божьего.


Чудища откусывают грешникам головы: так изображалось наказание за греховные помыслы.


Евангельский сюжет о танце Саломеи и казни Иоанна Крестителя:
"Во время же *празднования* дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей..."

На левой фотографии - Саломея с распущенными волосами кружится в танце, на правой - на столе уже стоит блюдо с головой Предтечи.

Есть в San Martiño и вполне бытовые сценки. А может, нам просто не удалось расшифровать скрытый средневековый смысл сюжета.


Еще один раритет, хранящийся здесь, - старинное ретабло XI в. Это редкий вид алтаря, по-научному он называется антипендиум и представляет собой каменную плиту с барельефами .


Главный сюжет посвящен Иисусу Благословляющему, он изображен сидящим на троне в круге, который держат с двух сторон два ангела. Одно из изображений антипендиума - Агнец Божий, символ жертвенности - повторен на тимпане фасада.


Еще один элемент, повторяющийся снаружи и внутри храма - хрисмон, знак Господа, его древняя монограмма, образованная наложением одной на другую двух букв Х и Р из греческого алфавита, соответствующих буквам из имени Христа. Альфа и омега справа и слева означают бесконечность Бога: "Я есть начало и конец..." Хрисмон - это символ победы: духа над плотью, бессмертия над смертью.



Что касается антипендиума, его композиция наполнена множеством скрытых значений, толкование которых скорее предмет научной статьи, чем простого отзыва. Поэтому скажем лишь, что основное содержание ретабло - изображение церковной иерархии и роли церкви в обществе того времени. А ключ к расшифровке - в деталях одежды персонажей, их позах, т.д.
Интересно, что ретабло и почти все капители выполнены в едином стиле и приписываются руке одного и того же мастера, неизвестного маэстро из Mondoñedo. Его стиль очень характерен - фигуры выглядят немного уплощенными и угловатыми. Например, на следующей фотографии - капитель, кажется, единственная в San Martiño, которая выпадает из особенного стиля этого храма. Она выполнена другим художником, и изображение здесь более традиционно, выпукло и объемно.


После учреждения в San Martiño епископской кафедры в 867 г. и до начала XII в. монастырь испытал период расцвета. Помимо собора, были возведены резиденция епископа, монастырские службы, клуатр, дом приора. Последний сохранился по сегодняшний день, правда в более поздней вариации, и в нем планируется разместить музей, будущие экспонаты которого уже дожидаются своего часа. Это в основном предметы, обнаруженные во время археологических раскопок, проведенных на территории монастыря. Одна из находок - каменный саркофаг VI века - выставлена сейчас прямо в храме.


В 2007 году была начата реставрация фресок, которые датируются XV-XVI вв.




В ходе работ под слоем побелки были обнаружены неизвестные ранее росписи, относящиеся к XII в., т.е. самые ранние из сохранившихся в Галисии. Они выполнены на сюжеты Ветхого и Нового Завета. К сожалению, из-за экономического кризиса восстановительные работы были приостановлены на неопределенное время. Но даже в таком, слегка размытом состоянии фрески производят сильное впечатление.
Успение Богородицы(в центре) и древо Иессеево (справа)


Прямо возле собора находится водный источник, который называется "Башмачным" ("Fuente de la zapata"). По преданию, один из аббатов, Gonzalo, бросил свой башмак, и из того места, куда тот упал, начала бить струя воды.


Вообще, из 15 епископов San Martíño, самым известным был San Rosendo, ушедший с поста здешнего аббата и епископа "на повышение" архиепископом Сантьяго де Компостела. Но самым любимым и почитаемым был упомянутый San Gonzalo. С его именем связана еще одна легенда, относящаяся ко времени нашествия норманнов на территорию северной Галисии. В те дни, когда вражеские корабли подходили к берегам Бритонии, San Gonzalo, уже старенький и больной, возглавил процессию из монахов и простого люда, которая направилась на самую высокую скалу побережья в районе нынешнего города Foz (сейчас там стоит часовня). В руках у San Gonzalo было большое распятие, шел он в простой монашеской тунике и босиком. Поскольку сил у пожилого аббата было очень мало, ему приходилось часто отдыхать. В минуты отдыха San Gonzalo падал на колени и простирал к небу распятие. Увидев такое усердие и услышав столь горячую молитву, Господь поднял страшный шторм на море. И каждый раз, когда San Gonzalo становился на колени, несколько вражеских кораблей накрывало гигантской волной. В конце концов аббат обнаружил, что от эскадры норманнов осталось всего несколько небольших кораблей, которые уже не представляли угрозы. И тогда Господь успокоил море, чтобы уцелевшие в буре смогли вернуться домой, рассказать о страшном Божьем наказании и навсегда оставить планы завоевания этих земель.
В San Martiño хранится гробница аббата Gonzalo, и как реликвии почитаются вещи Святого, извлеченные из нее: перстень с любопытной надписью: "Не хочу, чтобы меня продали или подарили", и посох с рукоятью в виде спирали.


В начале XII века Папа Римский Пасхалий II распорядился прекратить практику монастыря San Martín, по которой один человек занимал два поста - епископа и аббата. Кафедра епископа была перенесена в городок Villamayor de Brea, который отныне стал называться Mondoñedo, чтобы не было путаницы. Зато много путаницы это внесло в нынешнюю туристическую жизнь. Как нам рассказала ключница, бывает, что туристы едут в город Mondoñedo, осматривают его собор и уезжают, пребывая в полной уверенности, что были в San Martiño! Так что Вы, дорогие путешественники, имейте в виду, что эти два пункта расположены в 25 км друг от друга, а базилика San Martín de Mondoñedo находится совсем не в Mondoñedo!
После перевода епископской кафедры монастырь зажил спокойной тихой жизнью обычной сельской обители. В его истории были и августинцы, и францисканцы. Продолжительное время здесь действовал госпиталь для паломников. Но потихоньку строения ветшали. В конце XIX века San Martiño оказался в настолько плачевном сотоянии, что встал вопрос о том, а не лучше ли было бы его вовсе снести. Однако оставили и отреставрировали. Только для дополнительной опоры пришлось соорудить те самые гигантские контрфорсы, которые оказались так к лицу старому храму.
Сегодня о былом значении монастыря почти забыто. И только удивительная базилика свидетельствует нам о его большом прошлом.
Ну а мы отправляемся в новую епископскую резиденцию - город Mondoñedo.
По дороге фотографируем традиционную галисийскую хозяйственную постройку - hórreo.

Надо же, Галисия и Астурия - две соседние области, а какая разная архитектура одних и тех же построек. Для сравнения - астурийский hórreo.


В 5 км от Mondoñedo находятся самые большие в Галисии карстовые пещеры "Cueva del rey Cintolo" со сталактитами, сталагмитами, подземной речкой и озером, общей протяженностью 7,5 км! Их посещение не входило в наши планы. Однако не могу удержаться, чтобы не рассказать красивую легенду о происхождении этих пещер.
Давным-давно, задолго до того, как был основан город Mondoñedo, стоял в местечке Brea большой и красивый замок, хозяином которого был король Cintolo. У короля была единственная дочь по имени Manfada, славившаяся далеко за пределами королевства красотой и добротой. Эти ее добродетели, а также огромное богатство отца привлекали в замок много численных претендентов на руку и сердце. Женихи были знатны и состоятельны, но в каждом из них принцессу отпугивало то, что все они достигли своего положения обманом, коварством, жестокими убийствами и кровавыми расправами (что, в общем-то, было вполне естественным в эпоху средневековья). Девушка, видимо, была тонкой и ранимой натурой и хотела видеть в своем спутнике столь же утонченную душу и возвышенные помыслы. И, конечно, вскоре такой благородный рыцарь появился на пороге королевского замка. Это был молодой граф Hollvrudet, который, хоть и владел виртуозно холодным оружием, но, как говорится, больше из любви к искусству, а не человекоубийства ради. И принцесса, и ее отец были очарованы графом. И король начал подумывать о возможной свадьбе своей любимицы. Как вдруг... Вдруг под стенами замка появился еще один жених, король Tuba de Oretón. Он пришел с войском и встал лагерем под окнами принцессы, развернув флаги и огласив окрестности Brea звуками десятков труб. Tuba не собирался разводить церемонии и добиваться расположения невесты. Нет, он сразу отправил ее отцу ультиматум, извещая о том, что если ворота замка не будут немедленно распахнуты , он возьмет его приступом и увезет принцессу силой.
Король Сintolo был немало напуган , зато не растерялся граф Hollvrudet, он решил вызвать соперника на поединок, один на один. Tuba был тучен и, мягко говоря, немолод. Получив письмо с вызовом , он тут же смекнул, что в честном бою с молодым и ловким противником ему рассчитывать не на что. Поэтому пришлось призвать на помощь свой особый дар: дело в том, что, помимо прочих "добродетелей", Tuba был еще и колдуном. Поэтому "со товарищи" срочно приступил к делу, и едва благородный Hollvrudet выехал из ворот, раздался страшный гром, сотрясший окрестности. Земля задрожала, и стены замка Brea обрушились, погребя под собой большинство обитателей.
А что же юноша? Он-таки настиг и заколол шпагой ненавистного колдуна. А потом вернулся к месту, где стоял замок, но обнаружил там только гигантский провал, в котором исчезла его любимая. Hollvrudet спустился вниз,поблуждал по подземным коридорам,однако кроме змей, сов и пауков ничего живого отыскать не смог...
Рассказывают, что принцесса Manfada по сей день удерживается в пещерном лабиринте одним из колдунов-друзей короля Tuba, и что ровно в полночь этот колдун выпускает девушку на волю, но лишь на короткое время, которое та использует на поиски своего жениха. А чуть только злой надсмотрщик увидит кого-нибудь поблизости, как тут же утаскивает принцессу обратно в пещеру.
Продолжение следует.
До встречи в Mondoñedo!

Отредактировано автором: 10.02.14 22:51:04Сообщить модератору



espana, спасибо огромное!
Такие потрясающие места и пишите Вы очень интересно.
Но как всегда на самом интересном месте "Продолжение следует."))
Спасибо))ждем продолжения!
Эли,
спасибо Вам за добрые слова и за Ваш интерес.
Действительно, места в этот раз оказались даже более интересными и впечатляющими, чем ожидалось. В отношении того, о чем написано в этой части, очень разительным оказался контраст между увиденным: небольшие деревеньки, огороды, поля со стадами на километры вокруг - эдакая буколика, и вдруг среди всей этой сельской идиллии такой храм, украсивший бы любую средневековую столицу!
=ПВК= ,
Спасибо и Вам за внимание!
Обещаю не тянуть с продолжением!
Спасибо, espana! Какой ник у Вас "говорящий":)
С большим интересом рассмотрела вместе с Вами все детали базилики. Сама бы вряд ли обратила на них столь пристальное внимание, а внутрь вообще бы не попала: откуда знать, что надо ключик попросить?:)
В этот раз вы тоже останавливались в парадорах?
Испания легла на душу с первой же поездки. Очень хочется на север - в Галисию, Астурию, Кантабрию... А ещё в страну басков.
Тоже жду продолжения...:)
Нат_Хор , очень рада встрече с Вами!
Спасибо за отклик, Ваш интерес для меня вдвойне приятен!
В этот раз останавливались не в парадоре: ближайший к намеченным к посещению городкам, в Ribadeo, не мог похвастаться многовековой историей. Поэтому отель выбрали по рекомендации знакомых и не пожалели. Чего стоил один такой вид утром с балкона:

Цитата:

Испания легла на душу с первой же поездки. Очень хочется на север - в Галисию, Астурию, Кантабрию


Бальзам на душу... Если соберетесь, черкните в личку, может, увидимся?
Спасибо большое. Замечательный рассказ . А какая интересная базилика и расшифровка скульптурных сюжетов! Прочитала с удовольствием. Интересны и легенды. Тоже жду продолжения.
С уважением
Я тоже буду очень рада очному знакомству:)
А какое лучше время Вы бы посоветовали для поездок по северу?
Спасибо за интересный рассказ!:)
А будут ли в последующих частях так сказать "бытовые" подробности? Про особенности жизни местных, праздники, гастрономию? (про оррео очень любопытно, спасибо)
Или это будут исключительно архитектурные рассказы?
Ирина, большое спасибо и Вам за похвалу!
Легенды в этом путешествии дали, наверное, бóльшую часть информации: конечно, есть основополагающие даты, составляющие каркас этой истории. Но то, что позволило нам прочувствовать дух эпохи, - это все "преданья старины глубокой" и визуальные впечатления.
Благодарю Вас за Ваши подмосковный очерки, время от времени возвращаюсь к ним, перечитываю. Подмосковные усадьбы - это любимое.
Нат_Хор ,
мне больше всего нравятся апрель и сентябрь. Но только если нет дождей, тут уж нужно, чтобы повезло:) В апреле все цветет, деревья молодой зеленью покрываются. А в сентябре еще лето продолжается, бархатный сезон. Но в непогоду можно угодить в любом месяце, все-таки здесь нет устойчивых сезонов, как в других частях Испании.
Как-будто сама там побывала! Такой интересный рассказ и красивые легенды!!! Как неожиданно увидеть в соборе не помпезность и золото, а доступные для понимания простого люда скульптуры с библейскими сюжетами.
Первый раз увидела horreo. Если я правильно поняла, это что-то типа наших дачных беседок?)))
Спасибо за рассказ, espana!
SiempreSol, спасибо за отклик!
Это путешествие получилось с исторической направленностью. Хотя праздники в этом регионе интересные. Мы на них не попадали, т.к. были не в сезон. Самые известные два - San Lucas, старинная ярмарка с 800-летней традицией, летом, и Rapa das bestas, осенью. Последний, наверное, может Вас заинтересовать, зная Ваш интерес к корриде. Посмотреть можно здесь:
http://www.rapadasbestas.es/?q=gl/node/46

Цитата:

про оррео очень любопытно


На севере очень интересная этнография. Часто открываю для себя в поездках что-то новое в этой области. Например, не так давно сфотографировала вот такое сооружение, panera-сороконожка:
ИК, рада приветствовать Вас!
Большое спасибо за внимание и добрые слова, очень приятно!

Цитата:

Первый раз увидела horreo



Horreo (и его разновидность panera) - это традиционная постройка хозяйственного назначения, здесь хранится урожай, инвентарь, т.д. Бывает, что хозяева так облагораживают резьбой, орнаментом эти, в общем-то, сарайчики по своей сути, что превращают их в настоящее украшение участков и произведения искусства.
Цитата:

эти, в общем-то, сарайчики по своей сути, что превращают их в настоящее украшение участков и произведения искусства.


Вот уж точно! И очень необычно))) Спасибо за разъяснения, теперь буду знать.
Огромное спасибо) занесла в Избранное, буду внимательно изучать)
ИК,
действительно, необычная для нас архитектура. Те horreos, что попроще и "поразвалюшистей" ассоциируются с избушками на курьих ножках из русских сказок:)
Nik_Jr,
спасибо и Вам! Буду рада, если покажется интересным!
Цитата:

про оррео очень любопытно


На всякий случай - он Оррео (hórreo), а не оррЕо, как написано у автора. :)
Владимир Ларин, спасибо за внимание к деталям!
Вечером буду у компьютера, где технически есть возможность поставить ударение, обязательно поправлю.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1В поисках испанской Бритонии, или На крайний север Иберийского полуострова, часть II
2В поисках испанской Бритонии, или На крайний север Иберийского полуострова, часть III
3На крайнем севере Италии: Валле-д’Аоста, прогулки в горах и долинах (Конье, Пила, Морже, Леверонье)
4На крайнем севере Италии: горный регион Валле-д’Аоста (Аоста, Курмайор, подъем на Монблан)
5"В поисках капитана Немо": экскурсия на подводную лодку.
6Если долго, долго, долго…или в поисках Бонифация: Ч.1. ЮАР (Кейптаун, Саби Сэндс и Парк Крюгера)
7Весенняя Чехия: в поисках волшебства. Часть 3 - Южная Богемия
Испания
Отели в Испании
Отели Санта-Понсы
Отели Санта-Сусанны
Порто-Колом
Порто-Кристо
Погода в Испании
Туры на Новый год
Рейтинг отелей:
1107.Barcelo Pueblo Park 3+
1108.Asturias 3+
1109.Best Western Hotel Carlos V 3+
1110.Los Tamarindos Aparthotel 3+
1111.Don Juan Center 3+
1112.Mora 3+
1113.Marinada Aparthotel 3+
лучшие отели Испании
Фото отелей:
36.Atlantis by Atbcn, Испания [49]
37.Hesperia Playa Dorada, Испания [48]
38.Sol Sun Beach, Испания [48]
39.Guitart Central Park, Испания [48]
40.MedPlaya Hotel Calypso, Испания [48]
41.Mare Nostrum Cleopatra Palace, Испания [48]
42.Indalo Park, Испания [48]
Популярные отели:
127.Four Elements Suites отзывы
128.Best San Diego отзывы
129.Cala Ferrera отзывы
130.Benikaktus отзывы
131.Sol Sun Beach отзывы
132.Pineda Palace отзывы
133.Iberostar Playa de Muro отзывы
Отзывы по отелям:
806.Испания, Feelathome Poblenou Beach Apartments [1]
807.Испания, Insotel Club Tarida Beach [1]
808.Испания, Hostal Magnolia [1]
809.Испания, Barcelo Fuerteventura Thalasso Spa [1]
810.Испания, Torre Del Mar [1]
811.Испания, Eurostars Bcn Design [1]
812.Испания, Ran de Mar Apartments [1]