03.01.14 23:48:36
Петербург:предновогодние выходные 
Время отдыха: 28-30 декабря 2013

Эту поездку мы не планировали, решение было принято совершенно спонтанно в ноябре. Захотелось сделать себе подарок к Новому году. За полчаса были куплены билеты на Сапсан и забронирован отель (как всегда "Невский двор").

Уже в декабре немного огорчил прогноз погоды: на улице стабильный плюс и дожди... А хотелось-то снега... Ну да ладно, зонты нам в руки!

Утренний Сапсан примчал нас практически в ночь: совсем темно, только-только рассветает... Заселившись в отель и перекусив в "Чайной ложке" мы отправились на прогулку. Уже около полудня, но на улицах все еще царят сумерки...


Немного прошлись по Невскому и на углу Литейного залезли в троллейбус, который и доставил нас к отправной точке сегодняшнего маршрута. Далее - только пешком...

Для разминки мы взглянули на небольшой китайский садик - подарок дружественного Шанхая к трехсотлетию Петербурга. Он так и называется "Сад дружбы".

Прямо напротив китайского садика, на углу Литейного проспекта и Кирочной улицы - Дом офицерского собрания. Солидное здание в русском стиле, облицованное фигурным кирпичом, с многочисленными арочками, колонками, кокошниками, башенками.


А теперь мы отправляемся от Литейного проспекта по улице Пестеля. Главная наша цель – Музей прикладного искусства в Соляном переулке. А по дороге посмотрим несколько интересных зданий – петербургские доходные дома.

После отмены крепостного права в Петербург потянулись обедневшие помещики и свободные крестьяне. Население столицы стремительно росло, в городе начался строительный бум. Доходные дома или «дома под жильцов» принимали под свой кров и дворян, и купцов, и чиновников, и мещан. Одни занимали роскошные многокомнатные апартаменты в нижних парадных этажах, другие жили в небольших квартирах этажами повыше. Самые бедные ютились в мансардных комнатах или даже в подвальных помещениях. Стоимость жилья соответственно варьировалась от нескольких рублей до нескольких сотен в месяц. Доходный дом фактически представлял собой срез социальных слоев общества того времени. С.Я.Маршак писал: «Этаж сенатор занимал, этаж – путейский генерал, два этажа – княгиня. Еще повыше – мировой, полковник с матушкой-вдовой, а у него над головой – фотограф в мезонине». Именно в таком «бесконечно-этажном» доме «господин в енотах» искал свою неверную жену, «госпожу в лисьем салопе, в темном бархатном капоре с черной вуалью» (Ф.М.Достоевский, «Чужая жена и муж под кроватью»)

Владельцы доходных домов получали хорошую прибыль. Ходила даже поговорка о том, что иметь доходный дом в Петербурге так же выгодно, как владеть золотыми приисками. Главное, надо было правильно рассчитать вложения в строительство, чтобы потом доход от сдачи внаем с лихвой покрыл издержки. К примеру, известный математик П.Чебышев весьма успешно занимался строительным бизнесом. А вот его коллега, Софья Ковалевская на этом поприще не преуспела. Они с мужем вложили деньги в строительство большого доходного дома с банями на углу Большого проспекта и 9-й линии на Васильевском острове, наняв модного в то время архитектора Павла Сюзора. Но стройка затянулась, расходы росли, супружеская чета Ковалевских не только потеряла весь свой капитал, но и увязла в многочисленных долгах. Скорее всего, последовавшее за всем этим самоубийство мужа Ковалевской связано именно с финансовым крахом семьи...

Про жизнь в Петербурге на рубеже XIX-XX веков можно почитать очень интересную книгу "Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев" (Д.А.Засосов, В.И.Пызин), где описано множество бытовых подробностей городской жизни. По моему мнению, эти записки - совершенно уникальный документ дореволюционной жизни города на Неве. Рекомендую.

На перекрестке Литейного проспекта и улицы Пестеля друг напротив друга стоят сразу два замечательных строения.

Дом номер 27 по Литейному проспекту известен как Дом Мурузи, по имени князя-миллионера Александра Мурузи, растратившего своё состояние на строительстве этого замечательного здания.


Отец Александра, Дмитрий Мурузи - грек на службе у османов, во время русско-турецкой войны 1806-1812 года входил на мирных переговорах в турецкую делегацию, но тайно (получив от Александра I обещание большого вознаграждения ) передавал русским секретные дипломатические сведения, которые помогли добиться выгодного для России мира. Дмитрий Мурузи был изобличен и казнен турками за предательство. Его вдова с пятью детьми перебралась в Кишинев. Российский император выполнил обещание - семья получила земли в Бессарабии, дочерей приняли во фрейлины, сыновей - в Пажеский корпус.

Князь Александр Мурузи задумал дом в модном в то время мавританском стиле. Дом сразу привлекает внимание причудливым фасадом с эркерами, балконами, стройными колоннами, подковообразными арками, затейливыми узорами и стилизованными надписями ( по заданию князя для украшения фасада здания в Испании были специально скопированы религиозные арабские изречения). Дом имел водяное отопление, водопровод, канализацию, ванные комнаты и даже фонтаны в холлах. Первый этаж был предусмотрен для дорогих магазинов. Для своей семьи князь Мурузи оборудовал квартиру из 26 комнат с богатым убранством и лестницей из карарского мрамора.

Затраты на строительство такого роскошного здания были огромны и не окупились, в итоге после смерти князя дом был продан. Не помогла даже помощь Александра III, который повелел выдать вдове князя ссуду. Император отметил, впрочем: «Выдача таких ссуд из казначейства неправильна … высочайшее соизволение последовало в виде исключения и не в пример другим, единственно потому, что отец мужа княгини Мурузи воспринял мученическую кончину за интересы России».

Второе интересное здание на этом же перекрестке - огромный доходный дом купцов Тупиковых.


Изумительный обильный декор. Чего здесь только нет: и причудливые орнаменты, и драконы-щитодержатели, и Меркурий – покровитель торговли, и грифоны, держащие герб с кадуцеем и крылатым шлемом Меркурия, и огромные павлины с раскрытыми во всей красе хвостами. Мемориальная доска сообщает, что в этом доме жил и работал С.Я.Маршак.


На противоположной стороне улицы - длинное, приземистое здание с обильной рустовкой. Оно было перестроено для купца Комова в начале XX века, о чем говорит вензель с инициалами купца на центральной части фасада. Дата на верхней надписи относится не к постройке самого дома, это год основания похоронного бюро, принадлежавшего купцу. Видимо, контора по оказанию ритуальных услуг располагалась здесь же, в этом же доме.


Немного странным выглядят одинокая колонка над порталом и разный уровень окон на втором этаже…


А мы продолжаем двигаться по улице Пестеля в сторону Летнего сада... Вот собственный доходный дом архитектора А.Пеля. Довольно аскетичный фасад украшают колонны с грифонами, поддерживающими балконы. Этот дом часто так и называют «Дом с грифонами».


Чуть дальше - просто огроменный доходный дом Ратькова-Рожнова. Пышный декор фасада, эркеры, гигантская арка высотой в 4 этажа придают жилому зданию парадный вид.


Конические обелиски по сторонам арки украшены рельефами с символами тех видов бизнеса, которыми занимался владелец здания: носы пароходов, топор (лесозаготовки), пшеничные колосья (торговля зерном).


Сквозь арку открывается выразительная перспектива главного двора глубиной около 100 метров, организованная четкими рядами эркеров.


Ул.Пестеля, дом 7 - еще один доходный дом, дом Соловейчика. Солидное, темно-серое здание с массивным неоклассическим портиком в 4 этажа. Впечатляет…


Почти в самом конце улицы Пестеля (это по ходу нашего движения, а согласно нумерации домов – как раз в начале…), на углу Соляного переулка стоит Церковь св.Пантелеймона. Прекрасный образец петровского барокко. Церковь была освящена в честь св.Пантелеймона в память о морских победах России в Северной войне (битвы при Гангуте и Гренгаме обе произошли 27 июля, в день св.Пантелеймона). На южной стене церкви – барельеф «Св.Пантелеймон исцеляет слепца» и мраморные мемориальные доски.


Буквально напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, украшенное рельефами победных знамен и силуэтом боевого корабля, огромное, от крыши дома до земли, памятное панно, сооруженное в честь обороны полуострова Ханко (финское название Гангута). Здесь в 1941г. гарнизон советской военно-морской базы защищал вход в Финский залив.
Эта эффектная мемориальная стена-доска видна издалека. Картуш, венчающий стену, выполнен в барочном стиле и удачно сочетается с картушем на апсиде церкви св. Пантелеймона


Музей прикладного искусства
Роскошное здание! Полный восторг!!! Как жаль, что оно расположено в стороне от традиционных туристических маршрутов и так мало гостей Петербурга добираются до него.


Перед входом в музей стоят огромные фонари с симпатичными пухлыми путти, представляющими различные виды художественных ремесел.


У путти-художника кто-то отнял кисточку, осталась только палитра...


Практическая информация: часы работы музея 11.00 – 17.00, кроме воскресенья и понедельника. Стоимость билета – 80 руб., фотосъемка – 200 руб.

Вход в музей - через соседнее здание художественно-промышленной академии имени Штиглица, при которой был создан и поныне существует этот музей. Входите в академию, тетеньке на посту говорите, что вы идете в музей. Она объяснит дорогу: наверх по лестнице, потом направо пройти по коридору и дальше вниз опять на первый этаж... Почему такие сложности? Все очень просто: академия сдала вестибюль музея под художественный магазин, музей пытается таким образом выжить. Зарабатывают и предоставляя интерьеры музея для киносъемок... Буквально недавно видели большой зал с галереей в роли Букингемского дворца в новом фильме "Три мушкетера", снятом Сергеем Жигуновым.

Училище технического рисования и Музей прикладного искусства были открыты на средства барона Александра Людвиговича Штиглица. Весьма успешный предприниматель, банкир, он выделил изначально на постройку училища миллион рублей, это просто огромная сумма по тем временам! Уже после смерти Штиглица, его зять Александр Половцов, выполняя завещание барона, продолжил обустройство училища, был возведен музей, автор проекта - архитектор Максимилиан Месмахер, он же был и директором училища, любимцем студентов. Музей был своего рода учебно-методическим пособием для будущих художников, здесь можно было наглядно знакомиться с образцами различных стилей в искусстве.

Интерьеры музея прикладного искусства:


Но... В музее не все так красиво, как может показаться на первый взгляд... Следы запущенности и неухоженности видны повсюду. Кроме отвратительного тусклого освещения - пыль на витринах и зеркалах


...а видите стул позади скульптуры? Образца 20-х годов прошлого века, с прорванным дерматином, заляпанным краской... Подобные стулья можно увидеть во многих залах музея...


А состояние большого зала с галереей, где выставлена копия Пергамского алтаря, просто ужасающее! Стеклянный купол не мылся со времен Великой Отечественной, он просто черный, как от копоти... Откровенная грязь и мусор повсюду на полу: куски картона и рваной бумаги, какие-то мятые пакеты!!! Здесь проводятся учебные занятия и никто не озадачивается тем, что прекрасный зал превращен в свалку!!! Понятно, что творческие натуры часто не слишком аккуратны в быту... но зачем же загаживать такую красоту... Не буду выкладывать фото этого безобразия, покажу только небольшой кусочек галереи


Неудивительно, что зал этот посетителям стараются не показывать, он находится в стороне от основных музейных залов. Мы сюда прошли в сопровождении девочки Ксюши - дочери одной из сотрудниц музея. Да еще водили здесь маленькую группу, но не туристов, а сотрудников какого-то музея или аналогичного учебного заведения (судя по разговору). Хоть бы перед визитом коллег прибрались немного...

Даю фото Большого зала из Интернета, вот так он должен выглядеть...


Кроме интереснейших интерьеров в музее была собрана большая коллекция скульптуры, фарфора, стекла, мебели, тканей. Были и оригиналы и копии, специально изготовленные для музея. Сейчас, к сожалению, можно видеть только малую часть коллекций. Множество экспонатов было передано в Эрмитаж и другие музеи.


А это студенты так выражают свою любовь к Сальвадору Дали на мраморных столбиках рядом с входом в академию...


Теперь мы потопали к Фонтанке и по пути обнаружили жилой дом сталинской послевоенной постройки. Основной декор здания расположен в верхней части и напоминает о недавней победе в Великой Отечественной войне. В частности, на медальонах изображены Нарвские триумфальные ворота, через которые возвращались в Ленинград войска, оборонявшие его.


На Фонтанке и Мойке, свободных от туристических теплоходов и катеров, полно упитанных уток. Михайловский замок - приятное яркое цветовое пятно на фоне скучно-серого пейзажа...


После обеда у нас было запланировано посещение новогодней ярмарки в Пассаже.


Так как мы были уже порядком уставшие, то немного побродили среди прилавков с новогодними сувенирами и, купив по стаканчику глинтвейна, присели на скамейку. Тем более, что рядом расставляли стулья и пюпитры музыканты. Скрипичный квартет (совсем молоденькие парнишки) исполнял Боккерини, Моцарта, танго "Por una cabeza". Играли вполне достойно.


Про саму ярмарку сказать особенно и нечего. Стандартный набор банальных новогодних безделушек. Для себя отметила только интересное декоративное панно со знаками зодиака. Панно было исполнено в мозаичной технике с очень оригинальным сочетанием янтаря и перламутра.

На этом программа первого дня была закончена и мы отправились отдыхать в отель.

Следующее утро нас встретило моросящим дождем, пришлось открывать привезенные с собой зонты.


А ведь именно сегодня мы планировали вечером поехать на Пионерскую площадь на ярмарку... Может до вечера небо прояснится?... А пока мы направляемся в

Особняк Румянцева

Практическая информация: часы работы 11.00 - 18.00 ежедневно, кроме среды. Стоимость билета на постоянную экспозицию - 120 руб. Фотосъемка бесплатно.

Особняк Н.П.Румянцева выделяется среди своих соседей на Английской набережной торжественным двенадцатиколонным портиком и горельефом на фронтоне. Примечательно, что прямо напротив этого особняка в октябре 1917 года стояла Аврора...


Граф Николай Петрович Румянцев, чье имя носит особняк, был известным государственным деятелем, он занимал пост министра иностранных дел в годы правления Александра I. За умелые переговоры и подписание мирного договора со шведами, в результате чего к России перешла Финляндия, Румянцев был назначен канцлером. Румянцев был убежденным сторонником дружественных отношений с Францией и в 1812, при известии о выступлении Наполеона против России с Румянцевым даже случился апоплексический удар.

Кроме государственной и политической деятельности Румянцев также активно покровительствовал мореплаванию: участвовал в разработке планов и снаряжении первой российской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского, уже полностью на свои личные средства он снарядил вторую кругосветную экспедицию на корабле «Рюрик».

Румянцев собрал большую коллекцию различных древностей, которые после смерти Румянцева мог совершенно бесплатно увидеть любой желающий в открывшемся в особняке первом публичном музее России. В дальнейшем эти музейные коллекции разошлись по разным музеям, а собрание старинных книг и рукописей положило начало Российской государственной библиотеке.

Фасад и интерьеры особняка, которые мы видим сейчас, приобрели свой вид в 80-х годах XIX века при перестройке здания зодчим Степановым для Зинаиды Богарне, супруги герцога Лейхтенбергского, правнука Жозефины и внука Николая I.
Войдя в особняк, мы попадаем в небольшой вестибюль и через арку с грифонами поднимаемся по мраморной лестнице на второй этаж.


Здесь нас встречает портрет знаменитого домовладельца - графа Н.П.Румянцева


Из интерьеров работы арх.Степанова сейчас можно видеть парадную лестницу, восточную гостиную с огромным зеркалом, большую гостиную,белый зал и дубовую лестницу.

Парадную лестницу мы с Вами уже увидели. Восточная гостиная, замыкающая анфиладу парадных залов вдоль набережной Невы, знаменита прежде всего громадным зеркалом во всю стену. Оно было установлено здесь при последних владельцах особняка, ранее на этом месте висел старинный гобелен. Это зеркало считается самым большим в Петербурге и изготовлено единым листом. Говорят, чтобы установить это зеркало, была даже разобрана часть внешней стены, иначе его невозможно было внести в особняк.


В белом танцевальном зале сейчас расположена временная выставка "100 лет на службе флоту. Российский морской регистр судоходства". Сам зал весь белый, монохромный. Но с очень красивой лепниной и кесонным потолком.


Дубовая лестница в три этажа с большим верхним световым плафоном. Очень скрипучая, но очень красивая...


Большая гостиная - центральный зал в парадной анфиладе. Для его устройства архитектор Степанов объединил две комнаты, убрав при этом несущую стену. Но пришлось поставить в гостиной две колонны искусственного мрамора, они выполняют не только декоративную функцию, но и поддерживают потолок. Этот зал удивляет изумительно тонкой работы витиеватыми лепными украшениями на широком фризе "вкусного" ягодного цвета и нежной розово-персиковой цветовой гаммой пилястр и колонн с белоснежными мраморными декоративными барельефами.


Фото большой гостиной взяты мной из интернета, т.к. сейчас в этом зале проходит выставка "Царство флоры" и фотографировать категорически запрещено.

Выставка «Царство Флоры. Голландская и фламандская живопись XVII века» включена в программу «перекрестного» года России и Нидерландов. На выставке представлена коллекция цветочных натюрмортов кисти голландских и фламандских живописцев XVII - начала XVIII вв. из собрания арт-галереи «Модус Вивенди».

Впервые натюрморт появился как самостоятельный жанр живописи именно Голландии и Фландрии XVII века. Цветочный натюрморт был особо популярен. Наверное, это можно объяснить большой любовью фламандцев и голландцев к цветоводству и садоводству. Цветочные композиции создавались не только для эстетического восприятия. В основе цветочных натюрмортов лежал иносказательный, религиозный или нравоучительный смысл. Каждый цветок в композиции имел свое символическое значение.

Мы не устояли перед искушением и воспользовались тем, что смотрительницу отвлек каким-то вопросом другой посетитель. Успели сделать один снимок...


Яркие цветы на черном фоне... Неужели наши жостовские мастера заимствовали идею у голландцев?...

Кроме парадных залов второго этажа есть еще несколько комнат на первом этаже слева от парадной лестницы... И если проявить заинтересованность и настойчивость, то там можно взглянуть на мавританскую гостиную (от нее сохранился только яркий резной потолок),

дубовый кабинет


и еще один небольшой кабинет с роскошной резной мебелью.


Как видно из фото, кабинетец этот с антикварной мебелью используется кем-то из сотрудников музея по прямому назначению этого помещения. А в бывшей мавританской гостиной - офис по организации групповых экскурсий...

Особняк Румянцева является одним из филиалов Музея истории Санкт-Петербурга и здесь расположены еще две большие экспозиции: на третьем этаже - "НЭП. Образ города и человека" и на втором этаже - "Ленинград в годы Великой Отечественной войны". Обе экспозиции достойны Вашего внимания, особенно это будет полезным увидеть детям и молодежи.


Про трагические дни блокады Ленинграда нельзя забывать даже в новогодние праздники...


На осмотр всех экспозиций у нас ушло два часа. Выйдя из особняка, мы по подземному переходу под площадью Труда направились к Конногвардейскому бульвару... Здесь под землей целый торговый ряд, под стеклянной пирамидой - новогоднее украшение.


О засыпанном Адмиралтейском канале напоминает мемориальная доска в кирпичной арке


Пройдя по пустынному бульвару до поворота в Почтамтский переулок, рассматриваем особняк князя Кочубея. Знаменитый «Дом с маврами». Мраморные соотечественники Отелло мокнут под дождем...


Прекрасный образец итальянского ренессанса, элегантного флорентийского палаццо. Кстати, князь сначала настаивал на более скромном фасаде, он хотел потратить деньги на роскошное внутреннее убранство. Но архитектор Боссе сумел убедить Кочубея, что его особняк должен быть прекрасен как внутри, так и снаружи. Попасть внутрь особняка можно только с экскурсией. Расписание экскурсий по парадным залам особняка можно уточнить на сайте http://kpalace.ru. Есть и другой вариант: купить экскурсию у турфирмы. Например, у «Прогулок по Петербургу» на сайте я видела такие экскурсии даже дешевле, чем в самом особняке – 580 руб. против 800 руб.

А теперь пришло время подумать и о хлебе насущном... Благо, что совсем недалеко, через Мойку, есть неплохое местечко, где очень уютно, кормят вкусно и недорого - трактир "Сеновал". Это никоим образом не реклама, вдруг кому-то пригодится адресок...

После обеда, мы отправились на Большую Морскую, 38. Здесь в Выставочном центре Союза художников 28-29 декабря работала новогодняя ярмарка "Christmas Madewish Market". Были представлены довольно интересные дизайнерские вещи: одежда, забавные вязаные шапочки, шарфики в технике батик, различные сувениры, бижутерия. Мне очень понравились необычные украшения из поделочных камней и бусин в обрамлении сутажной ленты, так на словах особо и не объяснишь... А снимать авторские изделия у меня даже и мысли не возникло. Еще глянулись кулоны и серьги, собранные из кусочков битого фарфора. А купили мы красивую елочную гирлянду ручной работы.

Когда мы выбрались с выставки на улицу, уже стемнело. Дождь не прекращался, ни о какой ярмарке на Пионерской площади не могло быть и речи, не та погода... И мы отправились домой, ну то есть в отель конечно же... Дождливый вечер скоротали в компании чашки чая и телевизора...

Свой третий выходной день в Питере мы, несмотря на продолжавшийся дождь, посвятили главной новогодней ярмарке на Пионерской площади и прогулке от Дворцовой площади до храма Спаса на Крови.

Выйдя из отеля, мы тут же обнаружили забавного котика на припаркованном автомобиле


Так как было еще достаточно темно и до открытия ярмарки было время, мы решили зайти на улицу Рубинштейна во дворик дома № 4. Найти это место очень просто, нужно войти в арку под надписью "Нотариус". Здесь во дворе есть несколько интересных мозаик, которыми декорированы слепые окна на стене дома. Ангелы, корабли...


Далее мы потопали пешочком по Владимирскому, а потом по Загородному проспекту. Среди многочисленных автомобилей вдруг обнаружился вот такой раритет, "Победу" продают за 760 тыс.руб...


При переходе Загородного проспекта напротив Пионерской площади неожиданно обнаруживаем вот такой интересный образчик модерна... Доходный дом Мусиных-Пушкиных. Необычный портал-эркер над угловым входом - это же лицо или карнавальная маска, кому как покажется... Вот же брови, глаза - два окна, нос и рот- вход в дом...


Ну вот мы уже и перед входом на ярмарку, она только что открылась, но посетители уже есть...


Вместе со всеми мы пошли вдоль торговых рядов. Вот домики стран-гостей ярмарки: Испания - сувенирка с эмблемой ФК Барселона, оливки и оливковое масло, хамом и чорисо, ну и паэлья само собой...


Швейцария предлагала множество мягких новогодних игрушек в красно-белых цветах флага Швейцарии... Великобритания представила исключительно выпечку, ну и чай конечно...


Австрийцы для привлечения покупателей привезли забавные батончики колбасы в форме поросят, люди брали довольно активно. А вот у индийского павильона с их традиционными благовониями и специями - пусто!


Латвия, Украина и Венгрия зазывали гостей отведать блюда национальной кухни: тушеная капуста, борщ с пампушками и вареники, гуляш... Голодным не останешься... Заодно здесь предлагались венгерская паприка в праздничной упаковке, рижские шпроты, валяные шерстяные черевички...


Вот уж кто отличился, так это шведы... И кто же это додумался продавать белые махровые отельные тапки?...


США выставили на продажу самые известные свои национальные символы: "великие и ужасные" хот-доги, яблоки (в карамели) и яблочные пироги...


Регионы России предлагали дары природы: мед, варенья и соленья...


а также изделия ручной работы: пуховые варежки и носки, изделия из дерева и бересты...


Кроме этого множество сувениров...


и сладостей...


Для детей была обустроена зона каруселей, можно зайти в гости в дом к деду Морозу


И взрослые и дети могут покататься на коньках. Предлагаются напрокат яркие такие, апельсинового цвета...


Сцена возведена для выступлений различных коллективов. Сейчас еще рано, на экране просто показывают мультики...


Кстати про сцену... Сегодня в 13.00 в программе ярмарки было заявлено выступление Николая Валуева: новогоднее поздравление и изготовление сувенирной подковы. Мы-то думали, что вот сейчас посмотрим, как богатырь Коля будет голыми руками железо гнуть... Не тут-то было! Ничего не случилось... Коля так и не появился, на сцене - полная тишина...

А вот рядышком со сценой мастер-кузнец действительно ковал железяки


Прихватив себе в подарок немецкий марципан, милого деревянного расписного котика и прикольный керамический магнит с надписью "Сытость - не порок!" (он же просто создан для металлического ящика, набитого продуктами, к которым так и тянутся наши неуемные ручонки...), мы отправились на Дворцовую площадь.

На удивление, ажиотажа здесь не наблюдается, людей совсем немного


Обойдя со всех сторон главную елочку Петербурга, мы направились на Певческий мост. Он был специально построен к открытию Александровской колонны, по нему проходили на Дворцовую площадь войска, участвовавшие в параде.

Впереди видим здание, которое сразу узнают все, кто смотрел фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». Певческая капелла «исполняла роль» театра, в котором когда-то до революции пела бабушка главной героини. Только рядом с ажурной решеткой специально для съемок установили двух львов (первая примета заветного места с кладом) , а напротив, непосредственно на Певческом мосту – фонтан (вторая примета).

Певческая капелла была перестроена арх.Леонтием Бенуа. Это целый комплекс зданий с несколькими внутренними дворами. Кроме центрального здания с концертным залом в проекте сразу предусматривалось возведение учебный корпусов, собственной электростанции, бани, лазарета, квартир для сотрудников, кладовых, хранилищ для нот.

Боковые флигели выглядят довольно скромно, ничем особенно не выделяясь в линии домов по набережной Мойки. А вот главное здание с императорским павильоном по центру сразу привлекает взгляд виртуозной декоративной отделкой в стиле Людовика XVI. Лепнина очень изящная. Тут и шалуны-путти с различными музыкальными инструментами, и многочисленные гирлянды, и герб Российской империи. Императорский павильон в сентябре 1941г. был полностью разрушен во время бомбежки. К счастью, сейчас об этой утрате ничто не напоминает, все восстановлено.


Дальше мы направились через дворы капеллы в сторону Большой Конюшенной, а там уже поворачиваем направо к Невскому. И тут наше внимание привлекает небольшой особнячок - дом Сомова, Б.Конюшенная, 15. Довольно обычный дом с фамильным гербом домовладельца по центру фасада. Но не гербом нас заинтересовал этот дом. На фасаде странным образом соседствуют лепные атрибуты искусства и… подвешенные вниз головой бараны, поддерживающие сандрики над двумя боковыми окнами третьего этажа. И если присутствие лир и палитры еще можно объяснить (например, пристрастием домовладельца к музыке и живописи), то причем тут бараны?... Загадка…


Дождь в это время разошелся не на шутку, пришлось срочно спрятаться в ДЛТ. Побродив минут пять среди новогодних безделушек в центре зала, мы короткой перебежкой добрались до соседней пышечной. Пройти мимо нам было никак нельзя, доча моя советские времена не застала и очень хотела попробовать пончиков времен брежневского застоя… Ее резюме: заведение вполне приличное, хоть и скромное, пончики вкусные, цикориевый кофе с молоком в принципе тоже не худший вариант, а цены ее просто насмешили... Еще вместе посмеялись над реакцией иностранцев, которые с искренним удивлением рассматривали нарезанные листочки бумаги, выложенные вместо салфеток...

Слопав пончики, мы воспользовались проходным двором и вышли на Малую Конюшенную. Здесь поглазели на старинный метеорологический павильон, шведскую церковь и доходный дом при церкви.


Отсюда наш путь лежал к храму

Спас на Крови

Сегодня мы решили изучить его изнутри, в теплое время года все как-то ходили вокруг храма... А ведь внутри храм представляет собой огромную мозаику площадью более 7 тысяч квадратных метров. Мозаика Спаса на Крови считается одной из крупнейших в Европе. И дело не только в размерах мозаики, она просто изумительная по красоте! Плюс роскошные полы разноцветного итальянского мрамора, киоты из яшмы, родонита и порфира, резной иконостас из мрамора различных оттенков: от красно-коричневого до почти белоснежного, сень над местом ранения императора тоже вырезана из различных сортов яшмы.

Что тут долго говорить, надо просто видеть эту красоту!


Ну а дальше - обед (недалеко от храма, во "Фрикадельках"), по Невскому в сторону отеля (забрать багаж), по дороге зайти в Елисеевский купить макаруны ( ох, и вкусные же эти кругляшки...), и на вокзал...

Петербург будет встречать Новый год без нас. Уже все готово к празднику...


С НОВЫМ ГОДОМ !!!
И пусть он будет удачным и счастливым для всех !!!

Отредактировано автором: 03.01.14 23:54:07Сообщить модератору



Спасибо, отличный рассказ!
С удовольствием прочитала, кое-что для себя отметила. Завтра навестим особняк Кочубея.
Кстати в Питере на НГ, да и по сей день сухо, отличная погода))
siesta заведение на Б.Конюшенной называется "Пышечная" и продают там ПЫШКИ. В этом его коренное отличие от Москвы. ПОНЧИКИ там :)
Вы серьезно подготовились к прогулке. А насчет времени года - увы, в 11 утра еще темно, в 15 часов уже темно. Все остальное время - сумерки.
Как много Вы знаете! Спасибо за рассказ!
Цитата:

Откровенная грязь и мусор повсюду на полу: куски картона и рваной бумаги, какие-то мятые пакеты!!! Здесь проводятся учебные занятия и никто не озадачивается тем, что прекрасный зал превращен в свалку!!! Понятно, что творческие натуры часто не слишком аккуратны в быту... но зачем же загаживать такую красоту... Не буду выкладывать фото этого безобразия,


siesta, Вы как будто лично мне надавали пощечин :) На самом деле всё просто объясняется. Видимо, только что прошла очередная ярмарка "Мир камня": продают изделия из камней, амулеты и др...Этот большой зал уже несколько лет сдают для неё в аренду... Столы и витрины, наверно, уже увезли или разнесли по аудиториям, а мусор- упаковочный материал- должны были убрать. Просто Вы попали в такую минутку...И ребята студенты там себя очень солидно ведут: ни громких разговоров, ни разболтанности...И с каким благоговением они относятся к "альма-матер" я видела, поверьте мне на слово (кисточку у ребёнка спёрли прохожие, уверена:) Так что "обвинения" совсем не по адресу :)
Купол грязный, согласна :) Но! Штиглиц давно умер, меценатов как-то особенно не находится. И учебному заведению трудно изыскать немалые, как я предполагаю, средства на ремонт :)
Присоединяюсь к уже поблагодарившим- спасибо за Ваш отчет! :)
Алексей, прошу прощения за московские словечки, употребленные в отзыве про Петербург (Ваш зоркий взгляд все заметит:) Вы абсолютно правы насчет московских пончиков и петербургских пышек. А еще есть подъезд и парадная, бордюр и поребрик... Ну что же, мы все немного разные.

Юлечка, мне очень неловко, что моя оценка состояния, в котором находится Музей прикладного искусства, высказанная мною публично, причинила Вам боль... Поверьте, что и я написала это не для того, чтобы просто обругать... Мне страшно обидно за то, что в нашей стране многие памятники культуры откровенно гибнут от недостатка финансирования, да и просто от равнодушия тех чиновников, в ведении которых они находятся!
siesta, спасибо! Очень интересно! Прочитала внимательно и буду еще перечитывать! Восхищаюсь Вашими знаниями, особенно, если учесть, что
Цитата:

Эту поездку мы не планировали, решение было принято совершенно спонтанно


Пусть и Вашей семье Новый год принесет много счастливых моментов и интересных путешествий!
С уважением
P.S. Сейчас задумалась: моя бабушка, коренная москвичка, которая в Питере бывала лишь с экскурсией, всегда говорила про подъезд - "у нас в парадном". Может, в нашем лексиконе это слово изменилось не так давно? А про московские и питерские лексические отличия вспомнились еще батон и булка:))
Да, поездку мы заранее не планировали, но непосредственно перед поездкой конечно же набросали себе приблизительный план и маршруты. Мы всегда заранее собираем по крупинкам интересную информацию, которая может пригодиться нам в следующих поездках. Раскрою маленький секрет, мою технологию подготовки к поездкам: у меня сформированы папки файлов по странам и городам, которые нам интересны для посещения. Где-то что-то прочитали (источник информации может быть любой - книга, интернет, периодика), что-то увидели в телепередаче, качаем и потом просматриваем много документальных фильмов, что-то узнаем из общения со знакомыми... Так вот, особо интересные и важные моменты копятся в соответствующем файле. А перед поездкой остается только выбрать нужное в данный момент и составить план поездки. Вот такой своеобразный конструктор для туриста... Ну и естественно, перед поездкой нужно перепроверить практическую информацию по графикам работы тех мест, которые вошли в план, уточнить транспортную информацию и т.п.
Siesta, Ваша метода прекрасна! Стесняюсь спросить, а Вы читали статьи Алексея Смирнова на этом сайте? Они значительно облегчают подготовку туристов к поездке в Петербург и могут занять достойное место в Ваших Х-файлах:). Кликните на его НИК.
Цитата:

Даю фото Большого зала из Интернета, вот так он должен выглядеть...


надо же, только что увидела в новых мушкетерах интерьеры большого зала музея, он там "играет" интерьеры замка герцога Бекенгема.
Вот прям сейчас на экране опять.
Там уже и Выборг был и Александрия рядом с Готической капеллой и Гатчинский парк. А где же еще снимать? Раньше был Львов и Таллин.
Цитата:

а Вы читали статьи Алексея Смирнова на этом сайте?


Андрей, конечно же... И статьи все прочитаны (особенно понравилась про дома с изюминками), форум стараемся регулярно просматривать, да и отзывы у Вас с братом всегда очень интересные, познавательные. Спасибо!

Цитата:

надо же, только что увидела в новых мушкетерах интерьеры большого зала музея, он там "играет" интерьеры замка герцога Бекенгема.


Ага, несколько сцен там было снято
А еще узнается готический кабинет в особняке Кельха - кабинет кардинала Ришелье, присмотритесь...
даже неохота уже присматриваться. Фильм ниже среднего, обидно даже. У Жигунова были удачные проекты.
Цитата:

Там уже и Выборг был и Александрия рядом с Готической капеллой и Гатчинский парк.


ага, увидела я.
Это точно. А мы видели односерийный укороченный вариант, вот где полный бред... Просто из коротких эпизодов слепили полуторачасовой фильм, так там даже и понять ничего толком невозможно, если не знать заранее содержание.
я очень мало смотрю наше новое кино, и уж тем более совсем редко попадается что-то удачное.

Здесь явно главная роль не удалась (( Вроде другие актеры есть хорошие, но все как-то не смотрится.

Композитор хороший, а здесь музыка какая-то тягомотная получилась...

Короче, жалко, но ерунда вышла.
potifg [без регистрации] [06.01.14 17:21:25]   IP: 78.25.121.*
Спасибо Изумительно написано и с любовью к Питеру
Обалденно-интересный и информативный отзыв ! Зачиталась... Эх, что же мы не поехали встречать НГ в Петербург !!! Не прощу себе, а ведь так хотелось. Погода сбила, едрить её налево :)
Цитата:

"Сытость - не порок!"

Слабое утешение для вечнохудеющих :)
Цитата:

Он так и называется "Сад дружбы".

Цитата:

А пока мы направляемся в Особняк Румянцева


Вот эти два пункта уже три раза ( !!! ) значились в нашем плане походов по Петербургу, но мы так туда и не выбрались. Огромное Вам спасибо за отличнейший рассказ не только об этих местах, но и о многом-многом другом. Замечательно !!
Замечательное путешествие - яркое и интересное, не смотря на погоду!

Очень много для себя почерпнула в Вашем отзыве -Спасибо!
Спасибо! Чуть не пропустила такой красивый и полезный отзыв!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Санкт-Петербург. Апрель. Выходные в двух исторических зданиях
2Санкт-Петербург на выходные.
3В Санкт-Петербург на выходные
4Санкт - Петербург. Прогулка выходного дня: Сергиевка.
5Коломна. Как-то в выходной перед Новым годом.
6Блистательный Санкт-Петербург /Воспоминания/
7Праздничный Санкт-Петербург. День ВМФ. Жара …
Отдых в России
Россия: отели
Отели Костомукши
Отели Костромы
Свердловская область
Светлогорск
Погода в России
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
85.Аист база отдыха 5+
86.Кичкинэ 5+
87.Мотель М7 5+
88.На речке гостевой дом 5+
89.Фламинго частный пансионат 5+
90.Авеста-Парк (пансионат) 5+
91.Royal Falke Resort 5+
лучшие отели России
Фото отелей:
701.Владимирский хуторок, Россия [10]
702.Лесной Городок пансионат, Россия [9]
703.Пушкино (санаторий), Россия [9]
704.им. Фрунзе санаторий, Россия [9]
705.Маршал, Россия [9]
706.Поляна Сказок, Россия [9]
707.Феличи гостевой дом, Россия [9]
Популярные отели:
638.Золотой пляж туристско-оздоровительный комплекс отзывы
639.Shelestoff отзывы
640.Санаторий Центросоюза отзывы
641.Плаза санаторий отзывы
642.Домбай отзывы
643.Лесной санаторий отзывы
644.Дюльбер санаторий отзывы
Отзывы по отелям:
316.Россия, Монино санаторий [8]
317.Россия, Невский маяк [8]
318.Россия, Спутник [8]
319.Россия, Медвежий угол [8]
320.Россия, Старинная Анапа санаторий [8]
321.Россия, Гелиос Отель [8]
322.Россия, Ibis Kazan Centre [8]