15.12.13 17:37:46
Венгрия. Дьёр. До Будапешта и Вены рукой подать. 
Время отдыха: 17.06.2013

ВЕНГРИЯ. ДЬЁР. ДО БУДАПЕШТА И ВЕНЫ РУКОЙ ПОДАТЬ

ЧАСТЬ 1


Экскурсионная программа-максимум по Венгрии была составлена задолго до поездки. Кроме прочего, она включила однодневную экскурсию в аббатство Паннонхалма и в город Дьёр. Хотелось бы предупредить об одном лингвистическом нюансе. Название города ДЬЁР, но почему-то наш русский язык поворачивается так, что в конце слова многие добавляют еще один звук "д", а это уже будет на венгерском мужское имя Дьёрд, Так что пользуйтесь географическим названием осторожнее, чтобы не попасть в двусмысленную ситуацию. Двенадцатичасовая поездка с обедом в ресторане обошлась в 75 евро.
Город Дьёр по венгерским меркам относится к большим, крупным городам, он также входит в шестерку значительных городов страны. Его население составляет примерно 130000 человек, а это один из важных факторов при определении масштаба города. Безусловно, принимается во внимание и промышленное производство, а в Дьёре выпускается всемирно известная марка машин "Ауди". Обращается внимание на наличие и степень сохранности культурных памятников, а уж их-то городу не занимать. Именно благодаря им, в город едут и едут туристы. В русском языке бытует пословица "Что ни город, то норов". Население любого города может иметь какие-то индивидуальные черты, но ведь и сам город, как среда обитания тысяч людей, тоже имеет что-то отличительное. Дьёр в туристических рекламных буклетах позиционируется как "город балконов", они его визитная карточка. Ими гордятся жители и любуются туристы. Каждый балкон оформлен на свой художественный лад. Мне бросилась в глаза и другая особенность, которая относится не только к городу, но и к Венгрии в целом. В прошлом году в отзыве, посвященном Хевизу, я обратила внимание, что в начале улиц этого маленького городка стоят небольшие скульптурные памятники, посвященные тем историческим лицам, чьи имена носят сами улицы. Это было особенностью, придуманной жителями или городскими властями. В Дьёре нашли свой подход к этой проблеме, свой почерк или стиль. На площади имени Иштвана Сечени на доме укреплено керамическое панно с именем этого человека. Подобные панно с именами, например, Ференца Листа, можно встретить на других улицах города. Получается, что этот город не случайно получил европейскую премию за сохранение культурно-исторических памятников. У Хевиза другая европейская премия - как самому цветущему городу. Думаю, что большинство венгерских городов заслуживает самых разных и оригинальный премий европейского сообщества. В Дьёре живут современной жизнью десятки тысяч людей, но они знают и помнят, что ЗЕМЛЯ, по которой они ступают, их земля - это настоящая древняя история. Сначала ее населяли КЕЛЬТСКИЕ племена, на смену им пришли РИМЛЯНЕ, и вот уже второе тысячелетие она принадлежит мадьярам. Благодаря раскопкам, в этой земле находят удивительные артефакты. Но обо всем этом расскажем по порядку...

ГУЛЯЕМ ПО ГОРОДУ И ВНИМАЕМ ГИДУ


После посещения аббатства и короткого переезда мы оказались в Дьёре. Пешеходная прогулка по городу была вторым пунктом экскурсии. Началась она с центральной площади города, которая носит имя Иштвана Сечени. Он входит в тройку венгерских любимцев, вместе с Фештетичами и Эстерхази. Я бы рискнула уподобить эту троицу состоятельных меценатов и просветителей, служителей прогресса тройке из журнала "Forbs", если бы он выходил в 18-19 веках. Свое состояние они использовали на благо Отечества, особо не задумываясь над тем, на что они тратят свои законные средства. Но это - отступление от маршрута.
Вот такая, правда, не мозаичная, а кафельная, мемориальная доска с портретом графа Сечени украшает один из домов на площади. Любят венгерские ремесленники работать и с металлом, бронзой. Необычный макет площади привлекает внимание туристов, и по нему, как по карте, можно показать планировку архитектурного ансамбля. Украшен макет знаковыми лицами и предметами для страны и города. Сечени добился громадного вклада в технический прогресс Венгрии, в чем можно убедиться, глядя на барельеф шестеренки. Европа уже давно живет по законам доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Макет демонстрирует надписи, сделанные с помощью азбуки Брайля для незрячих. Также в Дьёре приняты и "говорящие" остановки для незрячих. Гид привлекла наше внимание к одной из них и объяснила, в чем здесь дело.





Особый шарм городу придают запоминающиеся кованые вывески-штандарты на магазинах, мастерских. Дальше их будет еще больше, только успевай вертеть головой по сторонам да щелкать аппаратом, если палящее полуденное солнце не будет мешать. Теперь можно оглядеться на площади, ибо она того заслуживает. В центре внимания сразу же оказывается белоснежный, с двумя стройными башнями, монастырь иезуитов. Они поселились в Дьёре в 1627г. Вскоре была построена их первая церковь, спустя сорок лет уже стояли монастырь и школа. Башни церкви относятся к более позднему времени, к 18в. После распада иезуитского ордена здания перешли в собственность ордена бенедиктинцев. Внутреннее убранство, как и многое в Дьёре, выполнено в стиле раннего барокко. Сама площадь вымощена светлыми, похоже мраморными плитами. Мирские занятия горожан и их чад легко и просто уживаются с возвышенным духовным настроем тех, кто направляет свои стопы в храм. Молодежь пересекает площадь на "великах", дети охлаждаются в струях фонтана, вырывающегося прямо из-под ног. В самом центре возвышается колонна, посвященная Деве Марии. Она была воздвигнута в память освобождения Буды от турок. Святая Дева Мария - покровительница венгерского государства, поэтому ее голова увенчана венгерской короной. "Поймать" ее в кадр в полный рост в разгар солнечного дня почти невозможно, разве что с тыла.



Возле городской ратуши мы не побывали, но не включить ее фотографию рядом со снимками на площади Иштвана Сечени я не могла. Это не просто административный центр города, но и удивительно красивое здание, особенно в обрамлении цветущих кустарников.



В периметре площади находятся и другие любопытные здания. Музей с всевидящим масонским оком на фронтоне, с флюгером на коньке крыши. Роскошь, да и только! А уж барочный фасад с великолепными наличниками, с завитками лепнины, со статуями в нишах, с вазонами, с орнаментальными капителями, поддерживающими типичный для Дьёра балкон-эркер,- вот сколько всего перечислила - требует пристального разглядывания и искреннего восхищения. Это дом господина Аббата, или Апатур. В нем расположились богатейшие экспозиции из частных коллекций по истории города Дьёра и его окрестностей, по истории медицины, изобразительное и прикладное искусство, венгерские почтовые марки (филателисты, берите себе на заметку!). Рядом с музеем, с правой стороны, пристроился также прекрасно декорированный двухэтажный дом со своим флюгером и по-разному оформленными окнами первого и второго этажей. Между ними можно заметить улочку-щелочку. Такие улицы были типичными для Венгрии, когда она вела длительные войны, пытаясь освободиться от турецкого ига. Это была военная тактика, чтобы лишить противников обзора территории, где ведутся военные действия.



На угловом доме мы видим прикрепленный к стене высохший ствол дерева. Этот туристический объект носит название "Дом с железным пеньком". Что-то подобное мне уже встречалось в центре Вены, но там столб был забран плексигласовым круглым футляром. И комментарий к нему был сделан такой. Кузнецы, овладевшие профессией в столичном городе Австрии, уезжая, должны были твердой и умелой рукой вбить гвоздь в "Железный столб". Думаю, что столичные традиции докатились до другой части империи, до Венгрии, и в Дьёре появилось дерево с железным пеньком. Только предание может передаваться с незначительными вариациями. Гид сказала, что этот пенек в 19 веке, украшенный забитыми железными гвоздями, был эмблемой находящегося рядом бакалейного магазина. Непонятно одно: как бакалейные товары связаны с гвоздями.
Здесь же находится памятник человеку по имени Ромер Флорис, который заслужил звание отца венгерской археологии. Он прожил долгую жизнь, принимал участие в революционных событиях 1848-49гг., за что был наказан восьмилетним тюремным заключением, но благодаря бракосочетанию императора Франца-Иосифа с Элизабетой получил амнистию. А ведь мог бы бездарно просидеть весь срок от звонка до звонка в тюремной камере! Раньше выйдя на свободу, он прославился, став археологом, искусствоведом, историком и профессором Будапештского университета. Он даже входил в комиссию по сохранению памятников в Вене. В современном Дьёре, наверное, раздолье для археологов. Боже, какая долгая человеческая жизнь и сколько всего она вместила!



Перед Вами уголки города, улицы, прилегающие к площади имени Иштвана Сечени. Скромная церковь на углу. А вот черные круглые столбики не что иное, как венгерский вариант лежащих, точнее, стоячих, полицейских. Наверное, на каких-то особых условиях (оплаты?) автомобилисты могут двигаться дальше.



ОТЕЛЛО, МАВР ВЕНЕЦИАНСКИЙ, ИЛИ, КАК РАНЬШЕ ВЫГЛЯДЕЛИ АПТЕКИ


Аптечное дело, как и всякое другое, заслуживает собственного музея. В Советском Союзе, на его западных окраинах, где оберегали свое прошлое, в ратуше Таллина и Львове были созданы аптеки-музеи, куда с удовольствием заглядывали наши туристы. Там было на что посмотреть. В европейских странах подобные музеи не редкость. Особенно там, где сохранились монастыри. Испокон веков они были хранителями грамоты и образования, так как монахи занимались переписыванием книг, из которых рождались уникальные библиотеки. Собирали монахи и целебные травы (кстати, в Германии, в одном из соборов плафон имеет необычную роспись - множество трав и растений лечебного свойства, (прямо-таки гигантский гербарий на потолке!), чтобы использовать их для врачевания, готовя всевозможные снадобья. Вот и в Дьёре нам довелось посетить подобный объект. В монументальном ансамбле сначала Иезуитского, затем Бенедиктинского монастыря находится аптека-музей, основанная иезуитами в 1654г. По фасаду здания сразу становится понятно, что оно возводилось в три приема: левое крыло, центральный вход, правое крыло. Они отличаются и по декору, и по тонировке стен. В аптеке нас ожидает изумительный интерьер в стиле барокко, с прекрасной росписью и лепными купидонами на сводчатом потолке, который можно было захватить в объектив фотоаппарата лишь кусочками. Но это не портит общего впечатления от росписи.



В дизайне интерьера доминирует один важный прием: стилизованное использование деревянных коричневых деталей. Их форму, вероятно, заимствовали со старинных образцов. Это стул и диван, настенные шкафчики и напольный шкаф. Диван, правда, обтянут тканью, но по конструкции как будто обнимает Вас крыльями. Форма стула рождает ассоциацию с человечком ангельской конфигурации, с крыльями. Шкафчики отдаленно напоминают икону-складень. В них выставлены старинные фаянсовые банки, расписанные цветами. В таких могли держать лекарственные травы или что-то иное, имеющее отношение к фармацевтике. Чтобы деревянные детали не создавали впечатление глухой, закрытой плоскости, их местами декорировали цветным стеклом или геометрическими орнаментами, также выполненными из разноцветного стекла.



В аптечном инвентаре обязательно должны присутствовать ступы и ступки разного калибра. Большие мраморные, стоящие на полу, годились для перетирания различных жестких кореньев. Здесь же мы видим и внушительную металлическую кружку с резной ручкой, украшенную фризом-орнаментом, да еще и водруженную на пенек. Красиво.



В центре зала находится рабочее место продавца, так как аптека действующая. Здесь все симметрично. Прекрасно и в одном стилистическом ключе оформлена дверь в служебные помещения. Наличники намекают на толстую многостраничную книгу, но ведь это символ учености, присущей монахам. Над дверью, под сводом, мы видим портрет священнослужителя. Для портрета заранее была заготовлена в стене, помимо деревянной, еще и лепная рама. Мастера барокко на славу потрудились и здесь: ветви яблонь щедро украшены плодами, а придерживают изобильное плодоношение пухлые купидоны, стыдливо задрапированные в розовые и голубые палантины.
По обе стороны от двери находится интересный шкаф, напоминающий полукруглый секретер. Он состоит из нескольких рядов шкафчиков от крошечных и до внушительных по своим размерам. Там-то и хранились порошки и пилюльки.



За стеклянными витринами можно увидеть старинные аптекарские принадлежности, или медтехнику тех далеких времен. Кое-что мы может опознать: шприц для уколов, катетеры, назначение другого инструментария сегодня малопонятно. В одном из футляров в центре витрины лежат аптекарские весы с гирьками, которые можно рассмотреть под лупой. Боже, в моем детстве у нашего соседа-фотографа была деревянная коробка, в которой он бережно хранил аптечные весы с набором гирек мал-мала-меньше. Иногда он разрешал под собственным строгим приглядом подержать в руках тяжеленькие отполированные стальные гирьки. Для него это была профессионально необходимая вещь. Проявители и закрепители для фотографий изготавливались из порошков, их нужно было тщательно дозировать, то есть взвешивать на точнейших весах, чтобы не испортить пленку и снимки при проявке. Думаю, выражение "как в аптеке" является синонимом понятия "точность". Ведь в этом деле передозировка лекарственных препаратов на один грамм чревата осложнениями, вплоть до отравления. В витринах представлены и старинные рецептурные книги, по которым изготавливались традиционные лекарства, нож-лопаточка для смешивания порошков и проч.



Вот теперь Вы поймете, почему в названии раздела фигурирует шекспировский Отелло. В античном представлении население Северной Африки было преимущественно чернокожим. Его называли маврами. В Средние века маврами стали именовать представителей мусульманского населения Испании. Отелло - выходец из Африки. При входе в торговый зал опорные колонны украшены витринами, также оформленными в стиле барокко. Деревянные золоченые детали на белой раме витрины смотрятся прекрасно. Поддерживают витрины кариатиды в виде полуобнаженных мавров. На их темных телах выделяются набедренные повязки и украшения на голове. На голове самая настоящая корона, состоящая из отчеканенных из металла листьев. Повязка повторяет стиль короны. Фигуры мавров были распространены в эпоху барокко. В сокровищнице саксонских королей "Зеленые своды" в Дрездене также можно ими полюбоваться.



Захотелось бросить прощальный взгляд на своды потолка, уж больно они пышные и красивые. И опять попался на глаза портрет священнослужителя. Игнасий Лойола возглавлял орден иезуитов, аптека принадлежала иезуитам. Так что его портрет должен был занять там законно принадлежащее ему место. Но лучше лишний раз все проверить, поэтому нашла портрет иезуита, под которым есть имя портретируемого. Два портрета отличаются завидным сходством.



Рядом с одним из мавров выставлен пресс, который, скорее всего, использовался для приготовления различных препаратов. Помимо кружки и пресса, можно заметить среди цветов чугунную подставку для зонтиков. Даже такому грубому и тяжелому металлу можно придать изящную форму. Поправив свое здоровье средневековыми чудодейственными препаратами, мы тут же отправились то ли подкрепляться, то ли вредить здоровью обильными возлияниями или столь же обильным чревоугодием.

ЧАС ОБЕДА ПРИБЛИЖАЛСЯ...


Обед нам накрыли в ресторане рядом с аптекой-музеем. Не знаю, есть ли у нас в стране рестораны, носящие имена боевых генералов, а вот в Венгрии они не только имеются, но и принимают туристические группы. Название ресторана "Palffy". Имя генерала - Миклош Палфи.



Чем этот человек заслужил честь быть увековеченным на вывеске ресторана спустя четыреста лет? За какие военные заслуги Ваше имя может оказаться в ресторанном деле? Боюсь, что на эти вопросы не смогу дать однозначные ответы. Легко сказать, что, например, печень беф-строганов называется так, потому что ее рецепт придумал граф Строганов. Поиски в интернете кое-что дали. Род Палфи оказался очень живучим и многочисленным. Его полный тезка (других предположений нет) был религиозным философом и умер в 1973г., о чем можно понять из некролога в Журнале Московской (!) Патриархии, ведь занесло человека так далеко от родных мест! Интересующий нас Палфи был участником долгой Пятнадцатилетней войны в череде антиосманских войн. Самым значительным событием было взятие Дьёра отрядом Миклоша Палфи 29 марта 1598г. Так он попал в венгерскую историю и удостоился ресторана в центре города, им освобожденного. Его биография любопытна еще и тем, как правящая династия Габсбургов налаживала отношения с венгерской знатью. Ведь это была Австро-Венгерская империя. Именитых венгров приглашали на государственную и придворную службу, они могли участвовать в светской жизни двора, направлять детей на обучение в Венский университет. Все сыновья Миклоша получили образование именно в Вене. С современной точки зрения девиз Палфи может показаться чересчур пафосным, но для тех времен он абсолютно точен и искренен: "Всегда победитель и всегда патриот". Ресторан небольшой, но вот зальчиков там хватает, что и создает уютную, камерную и интимную обстановку. Кому что больше подходит. Это центр города, дом невысокий и небольшой, но вот потолки сводчатые. В оформлении интерьера видны вкрапления на исторические темы. Дань памяти боевому военачальнику видна на каждом шагу.



Она присутствует в сервировочных салфетках, в центре которых дается гравированный портрет генерала, его девиз и "этапы большого жизненного пути" в хронологических пояснениях. На стене копия старинной карты Венгрии с множеством клейм, посвященных не только первому правителю Арпаду, но и культурно-историческим достопримечательностям страны. Карты не дублируют другу друга. Если захотите сравнить, то внимательно рассмотрите их на увеличении.



На керамическом панно в дубовой раме мы видим исторический эпизод взятия города Дьёра и портрет военачальника, имя которого в наши дни присвоено ресторану в центре города. Некоторые диваны в ресторане обиты гобеленом с имперской атрибутикой: гербами, коронами, крепостями, изречениями.



Анфилада залов под сводчатыми потолками. В следующем зале пока пусто, но к вечеру яблоку негде будет упасть. В качестве украшения на стенах старые фотографии города. В ресторане даже нашлось место для культовых изображений - ниша со статуей Мадонны, но место предусмотрительно, во избежание несчастных случаев, обнесли кованой оградой, наподобие монастырской.



Вина в ресторане выставлены на всеобщее обозрение, чтобы дразнить Ваш аппетит и желания. В закрытой витрине представлены наиболее популярные венгерские вина, например, токай, а на открытой горке - вина, произведенные бенедиктинскими монахами в аббатстве Паннонхалма. В нем наша группа побывала несколькими часами раньше. У продукции аббатства цены несколько выше, чем на другие вина.



Ни словом не обмолвилась о самом обеде. Он был, как и всегда в Венгрии, красивым, обильным и вкусным. Официанты не понимают, когда просишь принести полпорции, им такое незнакомо. За неспешной беседой посетители незаметно справляются с гигантскими порциями. Салаты, например, приносят каждому в салатнице такого размера, какую у нас ставят на стол для всех. Прощаясь с рестораном, мы попросили портрет национального героя на память. Вглядитесь в лицо этого человека и Вы, уважаемые читатели.

В ПУТЬ ЗА НОВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ


После сытного обеда не помешает и прогулка, созерцание красивых старинных домов и улиц, внутренних двориков, фонтанов, городской скульптуры. Один из внутренних двориков с общим открытым балконом чем-то напоминает патио. Рядом фото двухэтажного дома насыщенного терракотового цвета с типичными балконами-эркерами, с мансардами, великолепной белоснежной лепниной. Вот и поговорим о его архитектурных особенностях сверху вниз. Начнем с мансард, которые своим названием обязаны французскому архитектуру Франсуа Мансар, придумавшему такую архитектуру в Париже в середине 17 века. Эти жилые помещения чердачного типа на последнем этаже дома сдавались в наем беднякам, студентам, богеме. Они попали и в литературу. Герои сказки "Снежная королева", Кай и Герда, жили в Дании в домике с мансардой. Герой романа Оскара Уайльда, Дориан Грей, хранил свой заколдованный портрет в мансарде. Овеянные такой литературной и музыкальной дымкой, мансарды со временем стали модным дополнением жилья. Дьёр по праву гордится застройкой 18 века, у этого дома можно отметить мансарду с балконом-эркером. У него точно такая же лепнина, как и у других балконов. Любят в Дьёре такую архитектурную деталь, как пилястры. Проще говоря, это колонна, не имеющая тела колонны. В архитектуре они практиковались с незапамятных, древних времен. Пилястры условно изображают колонну. Это вертикальный выступ стены, а у этого дома их не менее шести, который расчленяет пространство, преследуя декоративные цели. У пилястр обычно бывает база - внизу, и капитель - наверху. Благодаря этому пилястра выглядит как колонна. Первый этаж дома занимают магазины с полукруглым арочным входом. Ну а соседний двухэтажный дом, всего на два окна, тоже прекрасен, но на этот раз бесподобными наличниками, ажурным фризом под крышей. Думаю, что и у этого дома имеются пилястры, но они выполняют другую функцию: конструктивно усиливают стены и занимают почти все пространство между окнами. Очень изящные капители, украшенные медальонами с живописными завитками, придают фасаду богатый вид. Знатные горожане могли себе позволить такое архитектурное убранство. Можно предположить, что по своему менталитету венгры любят сглаживать острые углы, предпочитают не обострять ситуацию, что и привело к особой, излюбленной ими форме балконов. Из всех видов жителям города милее всего угловые балконы, также очень разнообразные по своему внешнему виду. У серого четырехэтажного дома полукруглые декорированные эркеры проходят через три этажа. Другой угловой дом (он оливкового цвета) украшен тремя четырехскатными шпилями с флюгерками, шпили отдаленно напоминают готику, и балкон у него хорош, и весь фасад приведен в порядок. Есть на что посмотреть.





Дьёр - город солнечный и жаркий, фонтаны в нем - настоящая необходимость. Однако не во всех из них плещется вода. Городская скульптура "Лодочник" вполне закономерна в городе, который находится на месте слияния трех рек: Дуная, Рабы и Рабцы. Место слияния также обозначено городской скульптурой. Но мы там не были. "Лодочник" мгновенно полюбился горожанам и туристам, тут же пошла гулять легенда о том, что притронувшись к этому парнишке, можно смело загадывать желание, и оно непременно исполнится. Судя по тому, какое место надраено до блеска у лодочника, туристы одержимы самыми плотскими желаниями. Вот только нужно было снимать под другим ракурсом. Рядом еще один, тоже обезвоженный памятник. В некоторых источниках наталкивалась на то, что это Георгий Победоносец. Но совсем не канонический, в непривычном для нас облике. Воин в рубище, с ножом в руках и с ящерицей или драконом-подростком у ног. Мы привыкли к иному Георгию-Победоносцу. Однако чудес в его предыдущей жизни хватало. В Западной Европе считается, что молитвы Святому Георгию помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Большего сказать не могу.





Во многих европейских городах, в том числе и в Венгрии, помимо деревьев, улицы украшают жардиньерками разных размеров, побольше и поменьше, комбинируя в них сочетания растений с разными цветами и листвой, чтобы придать улицам более живописный вид.
В центре города, возле ювелирного магазина, мы сделали непродолжительную остановку, так как одна из туристок хотела приобрести в подарок дочери серебряные украшения. Мы же развлекались, разглядывая эти чудесные изделия серебряных дел мастеров и выражая искреннее восхищение их талантом. И уточка, и клоуны, и музыканты, и женщина с рогом изобилия, и ювелирные украшения, согласитесь, хороши. Хотелось бы отметить и культуру торговли, которая проявляется в том, что ни фасады домов, ни витрины не перегружены, не закрыты лишней, ненужной рекламой. У нас же фасады домов, иной раз представляющие историческую и культурную ценность, невозможно разглядеть из-за щитов с громадными безвкусными изображениями.





НА ПОДСТУПАХ К ХОЛМУ


В этом районе Дьёра тоже хватает достопримечательностей. Первая - прямо перед Вами. Дом-обманка, не путайте с призраком. Посчитайте, сколько у него этажей. Три! Нет, вы ошибаетесь. Всего-навсего два этажа, а третий - настоящий декор. Окна зашторены жалюзи,а с боку очень хорошо просматривается, что третий этаж - это декорация, фикция, видимость. А вот зачем она нужна - большой секрет.



Начнем с достопримечательности, на воротах в которую крупно начертано "ЛАПИДАРИУМ". Что это такое, в общих чертах понятно: экспозиция образцов старинной письменности, выполненных на каменных плитах, например, надгробиях. Могут попасть сюда и придорожные камни. И даже коллекции кирпичей. Венгерская земля хранит множество тайн со времен кельтских племен и Римской империи. Никогда не доводилось бывать в таких музеях, хотя раскопки в Египте, или в Турции, или в Болгарии могут быть адекватной заменой таких музеев. Но вот оказаться в венгерском Лапидариуме не довелось, как говорится на туристическом сленге, "поцеловали замок", был понедельник, то есть выходной день. Еженедельно туристы сталкиваются с такой ситуацией, вот для этих невезунчиков в воротах провертели дырку диаметром со стакан. В нее мы и разглядели нагромождения каменных плит. Думаю, что экспозиция гораздо шире увиденного в глазок. Поинтересовалась и даже стала сравнивать лапидариумы в Венгрии и других странах. С приятным для себя удивлением обнаружила, что в Крыму, в городе Керчь, которая омывалась водами Понта Эвксинского, когда-то были греческие колонии. Там этих самых надгробий было выше крыши. И барельефов хватает. Судя по снимкам в интернете, в Керчинском лапидариуме прекрасные экспонаты. Взяла для себя на заметку этот музей. И не только, все-таки не удержалась и решила продемонстрировать Вам сокровища Черного моря. В Керчи раскапывали городища Боспорского царства. Древние греки обосновались на берегу Черного моря в 6 веке до нашей эры, установив в здешних краях свои обычаи и традиции. Керченский лапидарий располагает 2000 тысячами предметов, многие из них - это монументальные памятники из Царского кургана. Полюбуйтесь сокровищами Пантикапея.



Но ведь это же настоящая Греция эллинов! Римское искусство более строгое. Лично мне созерцание таких красот компенсировало закрытый Лапидариум в Дьёре.



Напротив Лапидариума вот такой прелестный уголок города, отель с красной черепичной крышей, выложенной над чердачными окнами в форме "воловий глаз", и скульптура юноши в оленем в руках. Гид говорила, что это какой-то святой, но вот имя его я не уловила.



Нам осталось совсем немного, чтобы подойти к исторической части города, но об этом Вы узнаете после рекламы, прошу прощения, из продолжения.

Продолжение следует.

Отредактировано автором: 16.12.13 09:16:17Сообщить модератору



И мы обедали в ресторане "Palffy". Дочка заказала себе десерт(мы ее просто умоляли прийти часика через три:)), а потом когда она увидела, что ей несут, слезно стала нас умолять, чтобы помогли:).
Вот лишний раз убедились и Вы и я, что в Венгрии действительно вкусная и обильная еда. Думаю, что и про ресторан узнали хоть что-то новенькое для себя. За жеребеночка, который что-то нашел для себя в травке спасибо. Он милый, хоть и развернулся к публике задом. Всего доброго.
Это он чесал копытом мордочку:))
Мы в Шопроне заказали блюдо "на три персоны". Вынесли огромную деревянную тарелку с картофелем, капустой, разным мясом+ кастрюлька с гуляшем и тарелка с салатом. У меня чуть препадок не случился:))
А еще в Дьере, очень симпатичные купальни.
В купальнях я не была, а в Шопроне - да. Не знаю, когда руки дойдут до отзыва о нем. Так и будем обмениваться впечатлениями. Малыши у животных очень умилительны.
Сейчас, зимой, так приятно вспомнить летнее путешествие)
Лариса, с какой любовью Вы пишете о Венгрии! Антураж ресторанов в этой стране удивительно хорош и еда замечательная. Спасибо, пойду читать вторую часть.
В Дьере обязательно надо в купальни сходить ...
Очень хороший рассказ.
Бог даст и схожу. Спасибо за подсказку.
Никола [без регистрации] [16.12.13 19:19:05]   IP: 213.87.120.*
спасибо, Лоретта, за очень красивый рассказ.
Рада тому, что Вы оценили красоту темы и материала.
Цитата:

Непонятно одно: как бакалейные товары связаны с гвоздями.


Никак. Просто со временем, около "железного дерева", по-венгерски "ваштушко" открылас бакалейная лавка и "жд" стало эмблемой лавки. Бакалея у железного дерева.

Железное дерево

Там, где сейчас на улице Ваци находится кафе Анна, в начале 19 в. стоял дом, принадлежащий Лазарю Иванóвичу, выходцу из Сербии. Дом был известен тем, что на его углу был установлен (как тогда называли по-немецки „Stok im Eisen”, в последствии по-венгерски „Vastuskó”) ствол дерева, который называли железным. По тогдашней традиции ремесленники, изучавшие профессию у различных мастеров, по окончании учёбы, отправляясь в разные города в поисках работы, забивали на память гвоздь в ствол дерева. С течением времени поверхность ствола становилась сплошь покрытой шляпками гвоздей, отсюда и название «Железное дерево». Кроме Пешта такие деревья существовали и в других крупных городах Венгрии: в Буде, Пече, Секешфехерваре, Араде, Пожони и др. Такая же традиция существовала и в Австрии. В Вене до сих пор на углу Кертнер-штрассе стоит под пластмассовым колпаком реликвия старых времён. Железное дерево, простояло на углу улицы Ваци до 1870 г., пока стоял дом, владельцы которого постоянно менялись, открывая в нём то бакалейную лавку, то винный, то кондитерский магазин... „Ваштушко” уже давно превратилось в эмблему тех заведений, которые функционировали здесь. Последним владельцем дома, открывшим в нём в 1857 г. книжный магазин, был Мор Рат. На полках магазина появились запрещённые произведения умерших венгерских политиков и писателей, а у его прилавков вскоре стали собираться, оставшиеся в живых после репрессий, связанных с подавлением освободительной войны против Габсбургов, представители венгерской интеллигенции. Поскольку все они уже были весьма почтенного возраста, то злые языки окрестили книжный магазин «Ром Тар» (прочитав имя владельца сзаду наперёд), что в переводе с венгерского означает «Склад развалин».
В 1870 г. старый дом на углу ул. Ваци был снесён, книжный магазин переехал в другое место и Мор Рат забрал с собой железное дерево, ставшее эмблемой его магазина, называвшегося теперь «К новому железному дереву».
Через много лет это железное дерево, как реликвия старого Пешта, попала в Музей истории Будапешта, в то его отделение, которое располагается во дворце Кишцелли. Там же находится и ещё одно «Ваштушко», которое когда-то стояло в Буде на углу улиц Ишкола и Вам. Сейчас на этом месте стоит копия дерева, выполненная целиком из железа.
Слава Богу! Что мое любопытство удовлетворено столь подробным рассказом. Традиции тем и хороши, что в момент зарождения они понятны,а потом их привязка к чему-то конкретному забывается, и люди просто следуют традиции, иногда не зная, чему или кому она обязана своим появлением на свет. В России в 18 веке в начальных училищах существовала традиция, об этом рассказывает актер М.С.Щепкин, когда ученики приносили в день окончания школы горшок каши и разбивали его палками. Что все это означало, я так и не узнала. Не встретился мне гид по Щепкину. Но это я шучу. Еще раз спасибо.
при переходе из младшего в старший класс
Цитата:

ученики приносили в день окончания школы горшок каши и разбивали его палками.


Но сначала вместе съедали кашу и затем, на прощанье с остающимися в младшем классе, разбивали горшки.
Кстати, «Каша – десяток или малое сообщество людей» (Словарь Академии Наук), отсюда и однокашник.


И спасибо за великолепную эк-ию по Дьёру.
Цитата:

Самым значительным событием было взятие Дьёра отрядом Миклоша Палфи 29 марта 1598г... Его биография любопытна еще и тем, как правящая династия Габсбургов налаживала отношения с венгерской знатью. Ведь это была Австро-Венгерская империя.


Типичная туристическая ошибка: раз была Австро-Венгрия, то она была всегда. Однако, Австро-Венгрия возникла только в 1867 г., когда было заключено т.н. "Соглашение" о двуединой империи, дававшей Венгрии автономию.
До 1867 г. Венгрия была обычным вассальным гос-вом Австрии.

Так же понятие "Австрийская Империя". Она, эта империя, возникла только в 1809 г. Когда (в 1806 г.)император Римской Иперии Германской нации Франц II лишился своего титула, по милости Наполеона и что бы сохранить этот звучный титул, провозгласил Великое Княжество Австрию империей и стал первым императором Австрийской Империи. Поэтому его, обычно, и называют Франц Второй, Первый.

Отсюда и Мария Терезия, которую часто называют императрицей, была лишь Великой княгиней, а самый большой её титул был Король Венгрии.
Я признательна Вам за то, что Вы делаете замечания по существу. И в то же время понимаю, что с меня как с рядового туриста взятки гладки. Экскурсия была полгода назад, я не могу сказать, что я что-то запамятовала, но многие вопросы и тонкости я прорабатывала самостоятельно, опираясь на информацию в интернете. От экскурсоводов я многого из представленного в отзыве не слышала. О Палфи ни слова не сказали, только перевели его девиз. Из моей цитаты тогда следовало изменить слова в цитате: "Ведь Венгрия была вассальным государством Австрии". Когда я писала отзывы о России, то я даже в один из отзывов включила раздел "Доверяй, но проверяй", посвященный грубейшим неточностям на официальных сайтах. О ярких ошибках я написала. За объяснение традиции разбивать горшок каши - огромнейшее спасибо. По отношению в одноклассникам и однокурсникам существует и синоним - однокорытники, т.е те, кто ел из одного корыта. И в этом слове нет ничего унизительного, ведь студенты в царской России делились на своекоштных и казеннокоштных, кто на каком содержании находился. Сейчас "колдую" над отзывом о Паннохалме, представляю, сколько замечаний я там получу! Раз назвался груздем - полезай в кузов. После возвращения из Венгрия написала 4-5 отзывов о Венгрии. Заглянули бы в них, вот была бы Вам пища для замечаний. Происхождение слова "однокашник" Вы объяснили, но как и почему возникла эта традиция, что дало ей толчок.
Цитата:

Происхождение слова "однокашник" Вы объяснили, но как и почему возникла эта традиция, что дало ей толчок.



Разбитый горшок был символом ожидаемой свободы. Перехода в другую субстанцию. Теперь мы в старших классах! Не будет опеки, нравоучений, мы почти взрослые! ("Мечты, мечты! Где ваша сладость?")
Сейчас тоже есть подобные традиции. Сравните, хотя бы, выпускной бал.
Цитата:

с меня как с рядового туриста взятки гладки


Э, нет! Раз уж взялись серьёзно писать, то
Цитата:

"Доверяй, но проверяй"

.
Ведь потом люди будут ссылаться на то, что читали. Если б Вы знали сколько недоверчивых взглядов я ловлю во время эк-ий. " А вот я читала..." или "А нам гид сказал..."
Перефразируя поэта можно сказать:"Гиды всякие нужны, но не всякие важны". Я лучше честно признаюсь, что не знаю чего-то, чем с уверенностью скажу, что мост Маргит, например, построил Эйфель. Не всякого француза зовут Гюстав Эйфель.
Может и мелочь для кого-то, но лично я гид.
Я понимаю, что внутри отзыва сама себе ставлю задачи и планку поднимаю так, как могу. Можно было просто не касаться каких-то вопросов и обойти острые углы. В своей профессиональной работе никогда не строила из себя всезнайку и разделяю вашу позицию. Если ты не экскурсовод, то можно отложить на время ответ на затронутые вопросы и пообещать ответить на них позднее. Признать свою ошибку, а не упрямиться, прикрываясь аббревиатурой ИМХО. Ее я узнала только на сайте, но выяснила, что она означает. Есть факты, которые упрямая вещь и с которыми не поспоришь, а есть субъективное мнение, которое имеет право на существование, но с объективными данными оно не может соперничать. Всего доброго. Проблемы гида я попутно затрагивала в других отзывах. Сама всегда слушаю экскурсовода, но выводы могу оставить и при себе.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Венгрия. Дьёр. До Будапешта и Вены рукой подать.Часть2
2Поездка в Будапешт и Вену
3Будапешт и Вена
4Автобусный тур Будапешт-Вена, май 2017
5Будапешт - Братислава - Вена. Освобождение (не эпопея).
6Мой путеводитель Будапешт-Вена-Братислава. Часть 1: Будапешт
7Зимняя рапсодия.Будапешт в феврале.
Венгрия
Отели Венгрии
Отели Хайдусобосло
Отели Харкани
Бюкфюрдо
Дебрецен
Погода в Венгрии
Горнолыжные курорты
Рейтинг отелей:
15.La Prima Fashion Hotel Budapest 5+
16.Danubius Health Spa Resort Sarvar 5+
17.K+K Hotel Opera 5+
18.Mars 5
19.Aquaticum Debrecen Thermal and Wellness Hotel 5
20.Hunguest Hotel Helios 5
21.Kis Helikon 5
лучшие отели Венгрии
Фото отелей:
71.Prince Apartments, Венгрия [7]
72.Carlton, Венгрия [7]
73.Mercure Duna, Венгрия [7]
74.La Prima Fashion Hotel Budapest, Венгрия [6]
75.Peregrinus, Венгрия [6]
76.Ibis City, Венгрия [6]
77.Benczur, Венгрия [6]
Популярные отели:
148.Hold отзывы
149.Alba Villa Apartmanhotel отзывы
150.Thermal hotel Victoria отзывы
151.Peregrinus отзывы
152.Gloria Budapest City Center отзывы
153.Ferihegy отзывы
154.Balneo Hotel Zsori Thermal & Wellness отзывы
Отзывы по отелям:
29.Венгрия, Mars [5]
30.Венгрия, Ramada Budapest [5]
31.Венгрия, Ventura [4]
32.Венгрия, Hunguest Hotel Beke [4]
33.Венгрия, Erzsebet Heviz [4]
34.Венгрия, Danubius Health Spa Resort Sarvar [4]
35.Венгрия, Ambra [4]