07.10.13 22:41:57
Маленькие петербургские каникулы. Часть 2. Музейная 
Время отдыха: 30 августа - 03 сентября 2013

Часть 1 Прогулочная http://www.otzyv.ru/read.php?id=165597

В этой части своего отзыва буду рассказывать о посещении Эрмитажа и Музея Императорского фарфорового завода.

Эрмитаж



Плотно позавтракав, отправляемся на встречу с прекрасным, в Эрмитаж.

В одиннадцать утра в кассах никого не было, мы купили билеты совершенно свободно. Да и в залах потом нигде особой толпы замечено нами не было. Правда все-таки встретилось несколько групп вездесущих азиатских туристов.
В этот раз нами был намечен осмотр интерьеров Зимнего дворца, а дальше уже будем исходить из оставшегося времени и сил…

Встречает посетителей роскошная Иорданская лестница… По ней во время праздника Крещения спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь – иордань.


Фельдмаршальский зал - огромные люстры из золоченой бронзы с изображениями военных трофеев и лавровых венков, шикарные вазы и фельдмаршальские жезлы.


Малый Тронный зал (Петровский) и Большая церковь закрыты на реставрацию.

Отправляемся в Военную галерею 1812 года. Ох, как много у нас было военноначальников (здесь 332 портрета генералов – участников Отечественной войны, 4 портрета фельдмаршалов и 3 парадных портрета государей-союзников), и все как на подбор красавцы…


Красоту росписей на потолке фото, к сожалению, не передает…


Большой Тронный зал (Георгиевский) – высоченные потолки, изумительные по тонкости работы люстры, красивейший паркет, тронное кресло под алым бархатным балдахином. Все очень величаво и торжественно…


Александровский зал – посвящен памяти Александра I. Нежное бело-голубое оформление зала и сводчатые потолки прибавляют еще объема этому и так просторному помещению.


Здесь выставлена обширная коллекция серебра, собранная российскими монархами.


Белый зал – монохромность интерьера компенсируется богатым лепным декором


Здесь же - прекрасная ваза севрского фарфора


Несколько бюро красного дерева, украшенных декоративными элементами из позолоченной бронзы. В каком-то документальном фильме я видела, как эти бюро открываются и там обнаруживается целая хитрая система многочисленных ящичков разной конфигурации, в том числе и потайных.


Золотая гостиная – ну очень, просто чересчур золотая… Вот и правильно, что в первоначальном варианте стены были белые с золотым декором, этого вполне достаточно.


Полы… ну просто чудо!


А какие дивные канделябры…


Будуар – весь такой ярко-малиновый с золотыми завитушками и зеркалами…Небольшой подиум создает стойкое ощущение, что ты попал в театр, перед тобой роскошные декорации, и сейчас на сцену выйдут актеры…


Так, надо немного передохнуть от имперского лоска и шика… Пойдем-ка мы в залы искусства Великобритании, они здесь же неподалеку.

Вот она, красавица, огромная серебряная лохань–холодильник для вина…


Вес, между прочим, 220 кг.! Шедевр английского мастера Кендлера, уникальная в своем роде вещь. На заднем плане – прелестный портрет «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо. А еще мы заглянули сюда ради двух деток… Очаровательные «Дети с попугаем» Кристины Робертсон…

«Да, - сказала доча, - в Прадо ты все бегала к «мальчику на лошадке» (имеется в виду «Конный портрет инфанта Балтазара-Карлоса» Веласкеса), а здесь прилипла к «девочке с птичкой»…».

Дальше, в одном из ближайших залов обнаружилась выставка «Птицы – вестники богов», на которой представлены предметы декоративно-прикладного искусства Западной Европы, в которых использованы различные изображения птиц. Там фотографировать было категорически запрещено, о чем и сообщала соответствующая табличка…, но мы не смогли удержаться и с налету сделали два снимка, после чего совершенно справедливо получили замечание от смотрительницы. Один снимок впопыхах получился не очень, а вот на втором осталась нам на память совершенно изумительная корзина цветов с лебедями мейсенского фарфора


В залах культуры и искусства России XVIII века очень интересным показался пример интерьера петровского времени с огромной шпалерой. Конструкция стола сразу напомнила кухонные раскладные столики советских времен.. )))


Далее – самый (на мой взгляд) красивый зал, Малахитовая гостиная. Роскошно-царственное сочетание золота, яркого малахита и бордовых гардин…


В нескольких залах выставлена мебель различных интерьеров XIX века: предметы убранства будуара из розового дерева с фарфоровыми вставками


интерьер в готическом стиле


предметы интерьера в помпейском стиле


… и еще много-много удивительной, прекрасной мебели. Одна только спинка стула с тончайшей инкрустацией перламутром чего стоит…


Еще интересный вариант мебели, такой «тет-а-тет»…


Наконец попадаем в библиотеку Николая II, чудный готический стиль, просто огромный резной камин. Вот только с освещением здесь плоховато, очень темно. Долго подбирали режим фотосъемки, все равно получилось кое-как… уж извините.


В бывшем Концертном зале подивились размерам и богатому чеканному орнаменту серебряной гробницы Александра Невского. Серебро очень темное, покрытое патиной, в полумраке выглядит почти черным.


Далее мы через Портретную галерею дома Романовых направились к Павильонному залу. Что за прелесть! Шикарная смесь античного и восточного стиля. Восторг!!!


Кроме чуда техники – часов «Павлин»

в этом зале выставлено немалое количество изумительных столиков с мозаичными столешницами. Здесь мы зависли надолго…


Уже усталость дает о себе знать (психологическая усталость, а не физическая), слишком много ярких впечатлений тоже утомляют, мозг отказывается дальше обрабатывать все поступающую информацию… Как бы нам ни хотелось этого, но нельзя объять необъятное.

Посему последний пункт нашей сегодняшней программы – Галерея истории древней живописи, где экспонируются скульптуры Антонио Кановы. Очень понравились его работы, вызывают искреннее восхищение!

«Амур и Психея». Дар князя Николая Борисовича Юсупова Эрмитажу. Это второй, более поздний вариант скульптуры. Первый находится в Лувре.


«Три грации». Об этой скульптуре современники Кановы говорили: «Она прекраснее, чем сама красота…»


«Танцовщица». Она предназначалась для французской императрицы Жозефины Богарне. После смерти Жозефины в 1814 году «Танцовщица» перешла по наследству ее сыну Евгению Богарне, который увез ее в Баварию, где она находилась в Мюнхене во дворце герцога Лейхтенбергского. Когда сын герцога Максимилиан вступил в брак с великой княжной Марией Николаевной, скульптура вместе с ним переехала в Россию.


Сама галерея с высокими солнечными куполами очень красивая.


Еще мне очень хотелось в этот раз увидеть «малых голландцев» и цикл «Лавки» Снейдерса. Не получилось… Значит, в следующий раз обязательно! С этой мыслью мы покидаем Эрмитаж.

Музей Императорского фарфорового завода



Этот музей мы посетили в последний день, когда у нас было несколько часов до отправления поезда.

Адрес: пр-т Обуховской обороны, д.151 (ст.м. «Ломоносовская»). Режим работы: вторник – воскресенье 10.30 – 18.00. Стоимость посещения – 60 руб., фотосъемка – 200 руб.

От метро буквально пять минут ходьбы. Музей находится непосредственно в здании завода. В холле завода есть фирменный магазин, много красивого фарфора, но цены просто адские!

Сам музей небольшой, всего два зала с коллекцией фарфора непосредственно Императорского завода и один зал с фарфором и стеклом других фабрик. На подробный осмотр экспозиции достаточно часа, ну максимум полутора часов. Посетителей в музее очень мало.

Когда в 1844 году по указу Николая I при Императорском фарфоровом заводе был создан «кабинет образцов выпускаемой продукции», туда помещались в прямом смысле этого слова образцовые изделия завода. Таким образом и собралась замечательная коллекция русского фарфора.

До времени правления Елизаветы Петровны в России своего фарфора не было, его привозили из Европы. Родоначальником фарфорового дела в России стал Дмитрий Виноградов, учившийся за границей вместе с Ломоносовым.

В первой же витрине выставлена тарелочка из первого столового сервиза «Собственный», выполненного по личному заказу императрицы Елизаветы. Казалось бы, незатейливый рисунок из сеточки с незабудками, тем не менее очень мил. Не он ли послужил вдохновением для советской художницы Анны Яцкевич, создавшей знаменитую "кобальтовую сеточку"?


К этому же времени относится и чайная пара с монограммой Алексея Разумовского


Во времена Екатерины II большую популярность приобрели вазы-ароматницы для благовоний с ажурными прорезными крышками. Их часто делали парными и устанавливали на каминах.


Эта тарелочка - из "Охотничьего сервиза", подаренного Екатериной Григорию Орлову вкупе с Гатчиной


А вот эта супница напомнила знаменитый английский «Сервиз с зеленой лягушкой».


Павел I заказывал в основном небольшие сервизы и вот такие мини-сервизы на две персоны

Павлу очень нравился фарфор Венского завода, который широко использовал в росписи своих изделий кобальт и позолоту. Многие вещи, изготовленные по заказу Павла I, делались именно в таком сочетании цветов.

Для него же был создан этот фарфоровый чернильный прибор


В царствование Александра I по инициативе графа Гурьева, возглавлявшего Кабинет Его Императорского Величества, на завод были приглашены иностранные мастера, которыми были проведены некоторые усовершенствования технологии. В художественном оформлении изделий завода широко использовался стиль «ампир». Самое знаменитое изделие этого времени – парадный столовый «Гурьевский» сервиз. Чаша в центре фотографии – из этого сервиза. В оформлении были использованы виды Москвы и Петербурга.


Интересны также кувшин и лейка этого же периода.


При Николае I в производстве был внедрен новый способ золочения фарфора. Это сразу заметно по яркой блестящей позолоте на изделиях. На заводе работали искуснейшие живописцы, которые рисовали пейзажи, жанровые сцены, а также удивительно точно копировали на фарфоре известные полотна из Эрмитажа


В своих работах художники использовали также мотивы древнерусской живописи,


восточные орнаменты,


создавали фарфор даже в этрусском стиле


А вот в этих вазах просматриваются черты мейсенского фарфора


Удивительной тонкости роспись по мотивам Лоджий Рафаэля, «Рафаэлевский сервиз». Парадный сервиз для Царскосельского дворца, изготавливали его почти 20 лет!


На заводе расписывали фарфоровые пасхальные яйца. Это конечно не Фаберже, но есть очень красивые экземпляры


Не обходили своим вниманием художники и малые скульптурные формы. В музее представлено множество разнообразных фарфоровых фигурок. В начале XX века была создана серия «Народности России». Нас поразила точнейшая передача фактуры меховой одежды народов Севера, как будто на фарфор приклеили кусочки кожи и меха.


Две достаточно крупные работы заводских умельцев привлекают наше внимание. Это скульптуры, переведенные в фарфор: «Грозящий Амур» Этьена Фальконе

и «Последний вздох корабля» эстонского скульптора Амандуса Адамсона

Самая известная его работа находится в Таллине – памятник броненосцу «Русалка». А в Петербурге он выполнил скульптурные композиции на фасаде Дома книги.

И, наконец, экспонат, безусловно достойный восхищения… бисквитный букет цветов. Поражает тонкостью исполнения наимельчайших деталей, просто не верится, что это все сделано из фарфора…


Перемещаемся во второй зал, здесь выставлены работы советского периода.

Сразу после 1917г. широко использовался так называемый «агитационный» фарфор. Понятное дело, что победившему пролетариату было не до покупки расписных тарелок, поэтому большая часть продукции предназначалась для западных покупателей или же преподносилась в качестве дипломатических подарков.


Ваза «Разгром Деникина»


Ваза «Декабристы»

На этой вазе нами была замечена неточность в изображении: справа вполне узнаваемое здание Сената и Синода, но оно было построено уже после восстания декабристов…

Полярная тематика: здесь и ледокол «Красин» и папановцы на льдине…


А это советский вариант «Народов России». Аксакалы в чайхане обсуждают «Сталинскую конституцию»…


Для массового потребителя выпускались разные забавные и милые фигурки


Прелестны фарфоровые статуэтки послевоенного времени


Здесь же несколько шикарных, очень тонко прорисованных сервизов


Представлены и современные работы художников завода. Среди них есть очень нестандартные, необычные вещи…


В музее также представлены изделия других российских фарфоровых заводов, иностранный фарфор, стекло.

Предметы из сервиза «Ордена святого Георгия». Четыре «орденских» сервиза были изготовлены на заводе Гарднера в Вербилках и предназначались для торжественных приемов кавалеров орденов.


Предметы из чайного сервиза Веджвуда, а вот тарелка из севрского "Сервиза с камеями"


Предметы мейсеновского столового "Андреевского сервиза"


Датский фарфор ввела в моду в России императрица Мария Федоровна (в девичестве - датская принцесса)


Китайский фарфор покупали специально для того, чтобы мастера завода могли смотреть, изучать технику росписи и создавать уже свои великолепные изделия


И, напоследок, чудесное филигранной работы стекло


Впечатления от посещения этого музея - только положительные. Советую посетить всем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

Ну вот и все. На этом и заканчиваю свое повествование...

Питер, до новых встреч!!!

 Сообщить модератору



Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Маленькие петербургские каникулы. Часть 1. Прогулочная.
2Впервые в Черногорию с маленькими детьми самостоятельно. Часть 2 - Бечичи
3Наши французские каникулы: Часть 2. Париж музейный и Диснейлэнд.
4Венеция 2016, часть 2 - музейная
5Весенние каникулы. Часть 2: Лигурия (Вернацца, Манарола, Ля Специя)-Флоренция-Рим
6САРАНСК - незнакомый старый знакомый. Часть 2. Музейно-театральная
7Критские каникулы. Часть 2. Ретимно.
Россия
Россия: отели
Отели Александрова
Отели Алтая
Хвалынск
Ижевск
Погода в России
Горные лыжи
Рейтинг отелей:
337.Усадьба - Две сестры 5
338.КупецЪ 5
339.Чайхана 5
340.Majestic Boutique Hotel Deluxe 5
341.Империал Клаб Делюкс 5
342.Райгонд 5
343.Атола 5
лучшие отели России
Фото отелей:
890.Чернигов, Россия. Остальное [6]
891.Лесная дача городок отдыха, Россия [6]
892.Александр отель, Россия [6]
893.им. Дзержинского санаторий, Россия [6]
894.Шахтер санаторий, Россия [6]
895.Карелия, Россия [6]
896.SkyHotel, Россия [6]
Популярные отели:
1681.Крымские Дачи пансионат отзывы
1682.Рыбацкий стан пансионат отзывы
1683.Центральный военный детский санаторий отзывы
1684.Динамо база отдыха отзывы
1685.Регина отзывы
1686.Румба гостевой дом отзывы
1687.Сосновый санаторий-профилакторий отзывы
Отзывы по отелям:
1821.Россия, Три совенка хостел [1]
1822.Россия, ОК-Река [1]
1823.Россия, Эгоист [1]
1824.Россия, Китайский Летчик Джао Да мини-отель [1]
1825.Россия, Империал [1]
1826.Россия, Яхонт [1]
1827.Россия, Евразия [1]