07.10.13 09:56:34
Андроников монастырь и музей им. А. Рублева 
Время отдыха: октябрь 2013


Мимо монастыря я одно время ездила каждый день, а то и по нескольку раз в день, но что-то все никак не могла выбрать время заглянуть, хотя и что-то про него и слышала краем уха. Хорошо, что наконец-то сподобилась на посещение.



Андроников монастырь

это древнейшая обитель Москвы и когда-то он находился за пределами Москвы, а сейчас наша "нерезиновая" разрослась настолько, что он находится фактически в самом ее центре (впрочем учитывая Новую Москву наверное уже опять на окраине) – на берегу одного из притоков Яузы – Золотом Рожке, откуда и пошло название Золоторожского вала. Если вы когда либо проезжали по набережной Яузы, то стены монастыря хорошо видны.



фото со стороны Яузы из интернета



Сам монастырь построен в 1360 г на стратегически важном месте, играя в древности роль не только святой обители, но и крепости-защитницы, форпоста, конференц-зала, постоялого двора по системе оллинклюзив и т.п. Дороги от монастыря вели во все стратегически важные княжества: Владимир, Нижний Новгород, Рязань и Коломну. В монастыре проводил свою встречу "на высшем уровне" князь Всеволод Юрьевич с ханом Батыем, а в 1371 г принимал благословение Дмитрий Донской на получение ярлыка и здесь же его встречали после Куликовской битвы. Здесь же по преданиям похоронены и многие павшие в Куликовском сражении. А в августе-сентябре 1653 года Спасская обитель послужила "этапом" для протопопа Аввакума перед ссылкой в Сибирь. Держали его там на голодном пайке, так что однажды ему даже привиделся ангел принесший щец, которые были божественно вкусны.








Как и большинство монастырей построен Андроников монастырь был «событийно» - обязательство по строительству брали на себя в честь какого-либо чудодейственного события, как правило благодаря чудесному избавлению или спасению. Обязательство по его постройке взял на себя святитель (митрополит) Алексий, в 1356 году молившийся о спасении при возвращении из Константинополя во время бури на Черном море. День, когда корабль достиг берега - 16 августа это день празднования переноса из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Спасителя, поэтому монастырь и был посвящен Спасу Нерукотворному. Нынешнее же название Андроников монастырь получил по имени своего строителя и первого игумена монастыря Андроника, любимого ученика Сергия Радонежского. После причисления Андроника к лику святых монастырь и стал Спасо-Андрониковым.

В этом плане монастырь уникален, поскольку помимо Андроника еще и 3 последующих игумена монастыря были причислены к лику святых: Савва, Александр и Ефрем. Святые мощи Андроника и Саввы в начале XX века еще находились в Спасском Соборе, однако, в настоящее время по понятным причинам их местонахождение неизвестно.






К сожалению, очень много первоначальных построек не сохранилось, так как монастырь и храм Спаса Нерукотворного был деревянными и уже через пол века он сгорел и на его месте после 1410г при третьем игумене Александре построили белокаменный Собор Спаса Нерукотворного сохранившейся и по сей день в практически неизменном виде (но безусловно не без реконструкций).

Его даже не стали белить при реконструкции и если честно, то мне так даже больше нравится – в таких небеленых храмах чувствуется их древность, они «живые», если можно так выразиться. Собор Спаса Нерукотворного – древнейший Московский Храм за пределами Кремля, в нем помещалась главная святыня монастыря — икона Спаса Нерукотворного, сейчас она находится в коллекции музея имени Андрея Рублева здесь же на территории монастыря.







Спасо-Андроников монастырь известен также тем, что именно здесь иноком был Андрей Рублев. Собственно он вместе с Даниилом Черным и расписал древний Спасский Собор. К огромному сожалению практически все соборные фрески были утрачены еще в XVIII в, к тому же собор и монастырь сильно пострадали во время войны 1812-го года.

На сегодняшний день сохранились только фрагменты фресок - орнаменты в алтарных окнах, которые можно увидеть только когда открыт алтарь, а сам собор потрясающе красив снаружи (одни только кокошники и закомары чего стоят) крайне аскетичен внутри, поскольку считают, что после Андрея Рублева уже никто не сможет написать ничего лучшего.




фото найдено на просторах всемирной паутины - чего там только нету



На территории же монастыря Андрей Рублев и Даниил Черный и захоронены, хотя до сих пор точное местонахождение их могил неизвестно. Кстати, по одной из версий место захоронения утрачено вовсе не при Советской власти как принято считать, а еще в XIX веке из-за строительства новой колокольни на входе в монастырь на месте старой, под которой возможно и было захоронение.

Говорят даже, что в начале XX в была найдена плита датированная печатью XV в, но детально изучить ее не удалось - исследователь решил отложить сие увлекательное действо "на потом", но "потом" как часто бывает не случилось, поскольку ночью ретивые работнички старательно раскрошили плиту и посыпали ее остатками дорожку чтоб не раскисала от дождя.. :(

Однако, не так давно были найдены два находящихся рядом захоронения, которые предположительно и принадлежат Рублеву и Черному, но это еще не доказано. Поэтому пока принято условно считать местом захоронения памятный знак установленный на территории просто по наитию так сказать.



Это не памятный знак, а просто памятник Андрею Рублеву на входе


Рядом с Собором находится трапезная, построенная при настоятеле Митрофане, бывшего духовника Иоанна III и являющаяся одной из немногих кирпичных построек XVI в сохранившихся в Москве до наших дней.

Собственно на территории трапезной и находится сейчас Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, о котором речь будет далее. В XVII-м же веке к трапезной пристроили трехъярусную церковь Михаила Архангела по желанию царицы – Евдокии Лопухиной. Там же в подклети храма Михаила Архангела и находится усыпальница рода Лопухиных.

Впрочем, на территории храма находились усыпальницы многих известных на Руси родов: Лопухиных, Зубовых, Баратянских, Трубецких, однако большинство надгробий утрачены, а сохранившиеся перевезены в Донской монастырь (самое интересное, что некоторые надгробия Георгиевского монастыря перевезены сюда – Зачем эти переносы туда-сюда? Не очень понятно).








На входе в монастырь в традициях русских монастырей обычно располагается надвратная церковь, в Спасо-Андрониковом монастыре она тоже была – это церковь Рождества Богоматери, однако в 1930г она была разрушена. Также как и монастырская колокольня – они были разобраны на кирпич. А стоит отметить, что колокольня Андроникова монастыря была очень примечательна – причем в буквальном смысле.

В 1790-е на средства купца первой гильдии Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни. Купец пожелал, чтобы новая колокольня была выше колокольни Ивана Великого в Кремле, но в виду крамольности данной мысли (колокольня не просто была бы выше колокольни Ивана Великого, но она была бы зримо выше – поскольку в то время со стороны монастыря кремлевские соборы не были еще застроены плотной «точечной» Московской застройкой и были видны не вооруженным глазом) идея и была запрещена императором Павлом I - колокольня была построена на несколько метров ниже, т.е. колокольня Андроникова монастыря стала второй по высоте.


Кремлевские соборы видимые со стен Андроникова монастыря


Вот так выглядят врата сегодня


а так выглядел монастырь и колокольня еще в 1930г.




В Советское же время сам монастырь был закрыт, большая часть монастырских построек, как сказано выше, разобрана на кирпич, а на территории находился то лагерь ВЧК для политзаключенных, то колония беспризорников, то общежитие рабочих завода «Серп и Молот».

Возрождению же Андроникова монастыря поспособствовало два события: во-первых выяснилось, что монастырский собор – древнейшая сохранившаяся постройка на территории Москвы, а во-вторых то что именно здесь жил и был похоронен Андрей Рублев.

Поэтому после войны в 1947 году было принято решение об организации Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, впрочем открыли его только в 1960 году, когда ЮНЕСКО отмечало 600-летие со дня рождения Андрея Рублева – именно к этой дате в музей и были перевезены образцы древнерусского искусства, в том числе и иконы принадлежавшие кисти круга Андрея Рублева и Дионисия.

И на сегодняшний день монастырь существует как бы в 2-х измерениях: в духовном – это действующий приход Собора Спаса Нерукотворного, при отсутствии монастырской обители и в земном, «зрелищном» - один из крупнейших и ценнейших музеев иконописи. Вот на собрании музея и остановлюсь немного.



приходской дом на территории



Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева




В собрании музея есть образцы иконописи с древнейших времен до практически современности. Очень интересно наблюдать как меняется стиль и манера написания икон. Вот например, самая древняя икона в музее это Спас Вседержитель (Пантократор) датируемая периодом XI-нач.XIII веков, т.е. еще домонгольского периода. Эта икона характеризуется сильным византийским влиянием. Особенно примечателен взгляд Спасителя – он смотрит поверх зрителей, пытаясь своим взглядом как бы объять всех, но будучи при этом НАД всеми. А сравните теперь его со взглядом Спасителя на иконе Спаса Нерукотворного (Убруса), принадлежащего чуть более позднему времени – XIVв. Его взгляд, хотя и охватывает всех зрителей, но уже смотрит прямо на нас как бы вовлекая зрителя в свой круг, становясь ближе к нему. Убрус (или платок) — это ткань, которой, по преданию, отер лицо Иисус Христос и на которой отпечаталось его изображение, что очень хорошо видно именно на этой иконе - ткань изображена явно.





Отличительной чертой
русских икон является утрирование изображения святых, показывающее их внеземное происхождение: этому эффекту служит обязательная ступенька по краю иконы, а само изображение в углублении – как бы НЕ здесь, что также подчеркивает и двухмерность изображение – плоскость. Это конечно постепенно изменилось, но вот что интересно, когда смотришь на древнерусскую икону, то сразу понимаешь, что это что-то другое, что-то не отсюда. А если Вы зайдете в зал XVII-XVIII веков, и обратите внимание на самое крайнее изображение Богоматери кисти Карпа Золотарева конца XVII века, то сразу увидите самое странное изображение Богоматери в контексте русской иконописи.

Объяснить изменение стиля написания икон можно следующим образом - древние иконы покрывались олифой, которая постепенно чернела, полностью скрывая красочный слой ("раскрывать" иконы заново, т.е. удалять почерневший слой олифы научились, как оказалось, совсем недавно - в начале XX века) и в результате особенности стилистики древних икон были утрачены и рисовали не так как было принято тогда, а так как получалось, да к тому же добавилось влияние европейской живописи. И создается полное впечатление, что это не икона, а простите за сравнение «парадный портрет царской фамилии».





Из древних икон очень интересна икона «Иоанна Предтечи» из деисусного ряда (деисус часто встречающееся иконография состоящая из трех частей: как правило образов Богоматери и Иоанна Предтечи и расположенного между ними Христа), принадлежащая кругу Андрея Рублева нач XVв. Некоторые исследователи приписывают ее самому Андрею Рублеву, что вполне возможно, поскольку раньше иконы писались зачастую не одним человеком, а сразу несколькими. Самые младшие и неопытные ученики рисовали фон и незначительные детали, более опытные прорисовывали одежду и силуэты и только главный мастер прорисовывал лица. Именно поэтому про иконы часто говорят, что она не кисти конкретного мастера, а принадлежит кругу Андрея Рублева или кругу Дионисия.

Данная икона представляет образ Иоанна Предтечи в молении – в деисусе (деисус собственно и переводится как моление). Вообще из всех представленных в музее икон мне лично именно эта показалась наиболее сильной в эмоциональном плане (прописана мимика лица, положения рук и тела все это исполнено какого-то грустного спокойствия), что-то заставляет останавливаться и смотреть именно на нее.





Одним из самых ярких сюжетов, по которым можно просмотреть изменение стиля и канона написания – это всем известное изображение Троицы. В музее несколько икон на этот сюжет, к сожалению самая известная Троица Андрея Рублева – это копия (оригинал как известно в Третьяковской галерее), однако это именно качественная копия, а не «список с иконы» поэтому можно проследить все нюансы.

Именно глядя в сравнении четко понимаешь почему среди большого количества иконописцев именно Андрей Рублев в общем-то гений. Да, возможно он не вкладывал в свою технику написания и в замысел все те художественные особенности и нюансы о которых сейчас пишут тома исследований, неважно – главное, что он рисовал так, что все эти многотомные исследования собственно и стали возможными… :)





До Андрея Рублева Троицу изображали как правило в ряд сидящими за столом, у Рублева мы видим Троицу вписанную в общий круг (круг во многих культурах и в христианстве в том числе символизирует бесконечность или вечность всего сущего) и занимающую практически всю площадь иконы (сравните со списками последующих мастеров).

Обратите внимание на ноги ангелов – как они расположены на скамеечках, да и как написаны сами скамейки – если мысленно продлить линии, то мы получим обратную перспективу, точка пересечения будет вне изображения – этим как бы все зрители включаются в общую композицию.

Самое интересное начинается в изображении самих ангелов – попробуйте передать в изображении основную мысль православия: троица это единое целое, но в то же время это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух. Андрей Рублев сделал это очень просто – сами ангелы нарисованы практически одинаковыми, однако, присмотревшись легко определяется где кто. Изначально, глядя на икону, любой обыватель решит, что во главе изображен Бог-Отец (ведь именно отец как глава рода всегда сидит во главе стола в традициях повседневной жизни), однако на иконе это совсем не так. В первую очередь следует обратить внимание на лица ангелов: центральный и правый ангел обращают свои лица к левому ангелу – именно он и есть Бог-Отец, о чем так же говорит подсказка над ангелом – дом, как символ начала рода.

Центральный же ангел это Бог-Сын о чем нам говорит ярко выраженная одежда ангела: красная туника и голубой (синий) плащ – именно в такой цветовой гамме изображают практически везде Спасителя (а в иконописи очень жесткие каноны, предписывающие применение того или иного цвета). К тому же вторая подсказка также сигнализирует нам об этом – пальмовая ветвь над головой ангела, как символ Спасителя.

Ну и наконец, последний - правый ангел Бог-Дух, об этом говорит скала над ангелом: в Библии гора образ «восхищения духа» и сине-зеленые одежды как символ неба и земли как живительную силу духа.

Кроме одинакового изображения ангелов, единая сущность и равенство всех ангелов представлена и наличием за праздничным столом единственной на всех чаши с головой жертвенного тельца – у дальнейших изображений чаша уже не одна и более того центральная чаша уже не равна, т.е. происходит выделение конкретного ангела Спасителя среди прочих, что нарушает триединство, да и собственно наличие нескольких чаш также нарушает этот принцип (ну я уже не говорю о появлении на столе посторонних предметов в виде морковок-редисок). Кстати, символ жертвенной чаши читается также и в силуэте между фигурами правого и левого ангелов – присмотритесь у Рублева это абсолютно четко просматривается, в отличии от многих последующих.

Так что да – Рублев гениален… :)


В этом смысле очень сильно отличается новозаветная Троица. Здесь композиция триединства нарушена полностью – Бог-Отец определяется сразу по чертам лица, отличающим пожилого умудренного опытом старца от молодого и полного сил Бога-Сына. Не говоря уже об изображении Бога-Духа в виде голубя – так что, когда сказали, что это Троица я не сразу поняла, а где же третий?





Кстати, жаль, что все эти Троицы размещены в разных уголках музея – мне кажется было бы гораздо интереснее повесить их рядом именно для наглядности.


Иногда, заходя в церкви и не будучи сильно знающим православные каноны очень сложно разобраться во всех этих святых и их деяниях, что и где изображено и что сие означает, однако, как оказалось православные иконы очень легко «читать» - нужно только знать как…

Вот, например, иконы изображающие различных святых: Святого Георгия,преподобного Сергия Радонежского, мастерская Феодосия и Николая Чудотворца - все XVI в.





В центре изображается сам святой с характерными именно для него признаками: Георгий в царственном красном плаще и воинском облачении, Сергий Радонежский всегда в монашеском одеянии со свитком в левой руке и благословляющей правой рукой, Николай в традиционных одеждах с правой рукой поднятой в благословляющем жесте, а в левой держит открытое Евангелие на плате, по сторонам от нимба святого представлены полуфигуры Благословляющего Христа и Богоматери. Таким образом, зная эти особенности изображения - всегда можно отличить того или иного святого на иконах.

А по периметру изображения святого располагаются клейма, описывающие основные жизненные вехи – читаются клейма просто: построчно слева направо, так же как и любой рукописный текст. Начинаются клейма с рождения, затем идет отрочество и приход к вере – все это показывается в верхней строке клейм в первых трех-четырех. Например, у Георгий на третьем клейме изображен как бы в темнице, помимо того что это действительно темница за непослушание - это еще и символ проверки веры, так же как у у Сергия на четвертом клейне за колонной мы видим силуэт темного ангела, искушающего Сергия. Далее описываются все деяния или мучения за веру - но здесь конечно же как правило нужно знать основные деяния того или иного святого, чтобы понять о чем клеймо.

И вот самое интересное лично для меня в этих иконах то, что святые конечно же смертны и поэтому везде есть клеймо посвященное смерти святого, но! – это всегда не последнее клеймо – как правило оно предпоследнее. На последнем клейме указывается уже последующая жизнь святого, первое чудо сотворенное после смерти. Это интересно – потому как показывает что смерть – это не конец, это только начало….


Еще очень интересно разбирать символику на изображениях – вот например, икона Спаса в силах.




Это всегда круг вписанный в квадрат. Круг как и было сказано выше символизирует бесконечность и вечность всего сущего.

А квадрат имеет сразу несколько символов: во-первых он указывает на четыре стороны света, а во-вторых в углах его изображаются ассоциации с евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Каждому евангелисту в соответствии с тетраморфом (крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла) соответствует собственное изображение:
Матфей (ангел-человек, юг),
Марк (лев, запад),
Лука (телец, север) и
Иоанн (орел,голубь, восток).

Кстати, именно по этим изображениям можно определить к какой школе принадлежит живописец – не старообрядческой ли? По месту расположения голубя и льва: поскольку на Руси Иоанн символизируется львом, а Марк — орлом. А символы принятые сейчас утвердил патриарх Никон – когда как раз и произошел раскол церкви.


Ну и для общего представления коллекции имеющейся в Музее имени Андрея Рублева вот еще несколько икон из представленных в экспозиции:

1. Икона Богоматери Волоколамской Владимирской – создана по наказу Малюты Скуратова для вклада в Иосифо-Волоколамский монастырь
2. Богоматерь Одигитрия XV в, двусторонняя икона
3. Тихвинская икона XVI в, являющаяся вариантом иконографии Богоматери Одигитрии, возможно вклад царя Ивана IV в городской собор Дмитрова






4. Умиление – XVI в, редко встречающийся тип разворота и расположения изображений, такая икона как правило была домового типа - обратите внимание на "домашнюю" распашонку младенца, на других типах икон он изображен в более "парадных" одеждах
5. Богоматерь Владимирская, XVI в восходит к византийскому образу XII столетия и является близким повторением (списком) "рублевского" образца
6. Успение Богоматери XV в мастерская Дионисия. Четырехярусная сложная композиция: собственно успение Богоматери, над которым появляется изображение Спасителя в портале в виде пламени свечи с маленькой только что рожденной душой Богородицы для вечной жизни и еще выше Богородица уже на престоле. В нижнем же ярусе изображен момент наказания неверующего, желающего перевернуть ложе. На иконе хорошо изображено что действие происходит не на улице, а внутри помещения: слева изображен сам дом, а справа вход в него, а вся композиция как бы внутри между ними.




Кстати, каноны изображения Богородицы тоже очень строгие, зная их всегда можно отличить Богородицу Владимирскую от Казанской или от Одигитрии. Абсолютно четко и недвусмысленно должно читаться положение головы и рук Богородицы, расположение, поворот, одежда и даже пятка младенца. Посмотрите на икону Богоматери Владимирской 1-ю и 5-ю из представленных здесь: сами иконы разные, но все положения фигур, повороты и расположение деталей одинаково всегда - головы матери и ребенка расположены в повороте щечка к щечке, ручка младенца приобнимает Богородицу, но не прикасается к подбородку как у иконы Умиление; рука Богородицы как бы указывает на младенца. Зная все эти нюансы - легко узнать Богоматерь Владимирскую на любой иконе. Так же и с остальными. Во многих иконах прописывается даже цвета одежды, рисунок на одежде и т.п. детали.




7. Пантократор XVI в. Происхождением данная икона с Крита, почему лик несколько отличается от древнерусских.
8. Иоанн Предтеча, XVI в
9. Александр Свирский XVI в, начало царствования Ивана IV





Ну и конечно же имеются и более поздние иконы XVII-XVIII веков , петровских времен.

Когда я только зашла в этот зал – у меня даже был небольшой ступор: на небольшой площади расположено большое количество очень ярких и цветастых картин.. :) В первый момент у меня даже возникла ассоциация с индуистскими храмами и яркими изображениями индуистских божеств – настолько ярки краски: розовые, синие, бирюзовые. Конечно такой эффект из-за кучности икон, достаточно свежих и ярких красок (по сравнению с древнерусскими), ну и конечно же моя близорукость – но шок был мощный… возможно, если бы я их увидела в другом порядке было бы не так…:)

Вот несколько этих икон для сравнения.









P.s. Данный очерк написан по следам экскурсии в музее и на территории монастыря по памяти и безусловно не претендует на какое-то серьезное исследования в области древнерусской иконописи, но возможно заинтересует некоторых читателей (и особенно таких же как и я дилетантов в данной области) и послужит толчком для посещения этого очень интересного, но зачастую мало вспоминаемого музея наряду с большим количеством разнообразных музеев Москвы.
Фото икон взяты из интернета, т.к. в самом музее я не фотографировала.
P.p.s. если кто найдет неточности в технических и временных описаниях – пожалуйста пишите, откорректирую.

Отредактировано автором: 08.10.13 09:40:13Сообщить модератору



Очень красиво! Спасибо!
Год назад была на этой же экскурсии. Тоже очень понравился и Собор, и экспозиция музея.
Спасибо за рассказ.
Большое спасибо!

Цитата:

Если вы когда либо проезжали по набережной Яузы, то стены монастыря хорошо видны.


Замечательный обзор из окон электричек Горьковского (и, наверное, Курского) направления. Впервые увидела монастырь именно оттуда, еще в детстве, и уже тогда твердо решила, что обязательно посмотрю эту красоту поближе.
спасибо за отклики.. я рада...
когда писала сомневалась выкладывать ли - тема достаточно сложная, неоднозначная, где-то не совсем для туристического сайта, но потом подумала, что как раз таки для не специалистов наверное и будет интересно, потому как сама всегда пребывала в некоторой растерянности в церкви - ну не учили нас что почему, как и зачем - а здесь на экскурсии как раз таки и дали именно те основы, которые помогают понять древнерусское искусство.

Поэтому и постаралась написать именно то, что было интересно мне как дилетанту в данном направлении...
ЗдОрово, большое спасибо!
Цитата:

...а здесь на экскурсии как раз таки и дали именно те основы, которые помогают понять древнерусское искусство.


Вот и у меня осталось такое же впечатление. Когда настоящие профессионалы, явно имеющие искусствоведческое образование, доходчиво и весьма информативно рассказывают не только об истории древнерусского искусства, его художниках в библиографическом контексте, но и о канонах иконописи в целом, самых известных школах, их традициях.
Nessy [без регистрации] [07.10.13 12:43:38]   IP: 87.245.155.*
Спасибо большое за интересный рассказ. Люблю этот музей, каждый день проезжаю мимо и каждый день любуюсь. Умели раньше выбирать места для монастырей.
Цитата:

Кстати, именно по этим изображениям можно определить к какой школе принадлежит живописец – не старообрядческой ли? По месту расположения голубя и льва: поскольку на Руси Иоанн символизируется львом, а Марк — орлом


А вот этого я не знала, очень интересно. Замечала раньше, что на иконе лев подписан Иоаном, а мы ж все в Венеции бывали)), знаем, что лев- символ святого Марка. Удивлялась, как это иконописец мог перепутать. А вы все так здорово объяснили!
Цитата:

А вы все так здорово объяснили!



Это не я..:)
это экскурсовод в музее все так доходчиво и интересно рассказала, что все легко запомнилось, а 2 часа экскурсии пролетели как один миг...
Спасибо большое!
Давно собираюсь посетить этот монастырь и все никак!
Теперь благодаря Вашему доходчивому рассказу есть представление!
Моя любимая тема, но почитаю вечером, не спеша. Спасибо!
Огромное спасибо Вам от меня, от дилетанта, что решились написать рассказ!
И от меня спасибо! Любим мы в Спасо-Андрониковом просто посидеть, подумать..
Цитата:

Любим мы в Спасо-Андрониковом просто посидеть, подумать..



это да.. есть там что-то такое неуловимое...
Спасибо за рассказ о замечательном месте Москвы !
Год назад посетила его с экскурсией по программе бесплатных экскурсий " Выход в город", и тоже отметила высокий уровень профессионализма экскурсоводов.
А икона Успение Богородицы один из шедевров этого музея.
Цитата:

Год назад посетила его с экскурсией по программе бесплатных экскурсий " Выход в город",



да я с ними же ходила...
c498pm, спасибо.
Я тоже была на этой экскурсии с Выходом в город. Но Вы рассказываете даже лучше, чем наш экскурсовод)))
Цитата:

а сам собор потрясающе красив снаружи (одни только кокошники и закаморники чего стоят)

Пожалуйста, поправьте: закомара (от др. русского "комара" = свод)
http://www.temples.ru/dictionary.php?TerminID=101
Елена, спасибо за рассказ. А я в прошлом году смотрела монастырь самостоятельно, без экскурсий, спонтанно выбралась. С одной стороны, коллекция впечатляет. С другой стороны, грустно оттого, что фрески и иконы находятся не там, где были изначально, что это именно музей.
По поводу иконописи я дилетант, узнала случайно (не в этом монастыре, а в Казани), что название образа (наверно, в основном Богоматери) определяется расположением фигур, положением рук, а не идентичностью изображения. До этого не знала. Могут быть непохожие иконы, но обе - Казанской Богоматери.
Добавить комментарий
Обсуждение закрыто

Отправить в ЛФ:




1Москва. Спасо-Андроников монастырь. Музей древнерусской культуры и искусства.
2Москва. Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана, К. Фаберже и другие ценности
3Москва. Музей им. Пушкина. Выставка Щукин. Биография коллекции
4Кологрив. Маленький город.
5Москва. Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского.
6Старая Русса, Валдайский Иверский монастырь и Нило-Столобенская пустынь
7Гёреме - неофициальная столица Каппадокии. Город, окраины и Музей под открытым небом
Отдых в России
Россия: отели
Отели Щелковского р-на
Отели Элиста
Торжок
Туапсе
Погода в России
Горнолыжные курорты
Рейтинг отелей:
638.Волга 4+
639.Понарт гостевой дом 4+
640.Хотей гостевой дом 4+
641.Семигорье дачный отель 4+
642.Снегурочка 4+
643.Марциальные воды санаторий 4+
644.Лукоморье центр загородного отдыха 4+
лучшие отели России
Фото отелей:
855.Грушевая роща санаторий, Россия [7]
856.Homehotel, Россия [7]
857.Турист, Россия. Остальное [7]
858.Достоевский, Россия [7]
859.Дон-Плаза, Россия. Остальное [7]
860.Досуг гостевой дом, Россия. Остальное [7]
861.Аэротель гостиница, Россия [7]
Популярные отели:
1737.Novotel Moscow Sheremetyevo Airport отзывы
1738.Равда отзывы
1739.Урал гостиница отзывы
1740.Два капитана отзывы
1741.Заельцовский бор отзывы
1742.Казанское Подворье хостел отзывы
1743.Наутилус отзывы
Отзывы по отелям:
974.Россия, Постоялец [2]
975.Россия. Остальное, Чайка база отдыха [2]
976.Россия, Small Hotel [2]
977.Россия, Bridge Family [2]
978.Россия, Дюны санаторий [2]
979.Россия, ФорРест парк-отель [2]
980.Россия, Дача загородный клуб [2]