15.08.13 18:14:40
Израиль. Иерусалим. Экскурсия к Святым местам 
Время отдыха: июль 2013

Израиль. Иерусалим.



Побывав в прошлом году в Турции, я слышал про поездки в Иерусалим. Тогда их предлагали за 400 баксов. Но ближайшая была уже после нашего отъезда. Да и детей не с кем было оставить.
В этот раз мы взяли с собой тещу и отдых подольше. Да и цена была уже 300. В Иерусалим поехали вдвоем с женой. Детей оставили с тещей (не берите детей с собой, если решились поехать, мой вам совет, пожалейте их!)
Выезд был около полуночи. В аэропорту набрался целый самолет народу таких же, как мы (а самолет немаленький). Всем прилепили на грудь по наклейке с надписью Пегаса, чтобы было ясно, что мы на экскурсию. Лететь предстояло час. На мониторах в перерывах между рекламой даже показывали в он-лайн режиме местонахождение самолета. По прямой он должен был пролететь над западной оконечностью Кипра, но почему-то сделал зигзаг и облетел его стороной, причем, и обратно тоже (наверно, так надо).

Через час уже приземлялись в Израиле. Уже рассвело. Аэропорт очень большой. Само здание, конечно, огромно. Полно народу. В жизни не видел столько иностранцев вокруг. Мне, как "колхознику" было все интересно. Меня удивила довольная скорая процедура регистрации. Я уж думал, там нас будут обыскивать с головы до ног. И даже наши ручные сумки не проверяли! А вдруг у меня там граната?! Шучу, конечно. Кто б меня с ней посадил в самолет в Анталии?
Проходим дальше. Вижу большую такую толпу встречающих. Ну, не нас же встречают!? Пригляделся. В основном, евреи, судя по речи. Но самое интересное - все они с такими радостными лицами! Невольно засмотрелся - встречают каких-то своих знакомых или родственников, немного усталых, но таких же радостных. Прошел дальше и подумал: вот нигде я таких лиц не видел в аэропортах и вокзалах, да еще и одновременно в одном месте! Может, это какие-то репатриированные, вернувшиеся евреи? У них до сих пор туда едут. Есть у них даже специальное министерство абсорбции, которое помогает вернувшимся евреям. Абсорбция, в моем понимании это какой-то термин из химии, при растворении или усвоении одного вещества в другом. (Видимо, я узко мыслил). Так вот вернувшимся евреям, а тем более родственникам, долго или недолго бывшим за границей тут очень рады (у нас где такое встретишь?). Ну, не поверю я, что они надели на свои физиономии такие учтивые американские лицемерные улыбки-маски, а сами думают: "неужели самолет долетел без проблем? где же были эти проблемы?" Ну, и пусть себе радуются! А мы назло им будем чаще друг друга пинать!)))

Дальше сели в автобусы и поехали. Дороги, надо сказать, тут очень шикарные. Развязки многоуровневые при выезде из аэропорта на дорогу из Тель-Авива в Иерусалим. Вот, кстати, о дорогах. Для сравнения: в Турции дороги очень хорошие, ровный асфальт, все ухожено. Конечно, это касается основных магистралей. Но развязок мостовых здесь очень мало. В основном, светофорные перекрестки. Но, надо заметить, и машин мало. Причина - маленькая доля частного автотранспорта. В Турции, как нам сказали, огромный налог на приобретение машины. К тому же дорогой бензин. Все ездят в автобусах или на такси.
В Израиле на шоссе оказалось полно машин. В основном, все ехали в Тель-Авив на работу. Нам сразу сказали: Тель-Авив - это другой мир. Это как Нью-Йорк в Америке - финансовый и деловой центр. Историческая культурная и административная столица - Иерусалим.
Дорога туда вела нас между красивых ущелий и крутых каменистых откосов. Склоны, в основном, покрыты таким хвойным лесом. Оказывается, как объяснил нам гид, все это высажено вручную прямо на голой безжизненной земле! Сотни, если не тысячи гектаров высаженного леса! Зачем? Для того чтобы была зелень, которой в природе у них нет! Я не мог в это поверить! Но, я решил скрыть свое невежество и промолчать (погляжу, что дальше будет).



Приехали в Иерусалим. Первой остановкой у нас был паломнический центр, ну, попросту лавка с сувенирами, куда завозят всех туристов, как в торговые центры с турецкими сладостями в Турции при поездке в аэропорт, хотите вы того или нет (там, видимо, гидам или турфирмам "откатывают" нормально). На прекрасном русском с отличной дикцией русского вида женщина каждой партии приезжающих кратко рассказывает о товаре. Там полно всего - от иконок разного размера, свечей (33 штуки в пачке) и крестиков различных до вырезанных из дерева статуэток, камешков, косметики и прочей ерунды на самого искушенного обывателя. Гид предлагал приобрести что-нибудь для освящения на камне Миропомазания в Храме Гроба Господня. Для этого вовсе необязательно приобретать что-то очень дорогое. Несколько свечек, то есть пачек (пачка по 33 штуки стоит 1 доллар), небольшой иконки и крестика достаточно вполне. Слишком разоряться там не стоит. При покупке разных статуэток и прочего следует помнить, что все это уже не носит в себе религиозного смысла, а представляет собой либо произведение ручной работы, как искусства (в лучшем случае), либо простой сувенир. Помните, пожалуйста, что религиозные атрибуты сами по себе просты и всем известны, и не нужно из обычных предметов торговли делать себе фетиш.
На выходе к нам и вовсе подступили настойчивые южные люди обвешанные бусами, платками или сумками. Не стоит воспринимать их всерьез. Если вы приехали к Святым местам для поклонения, не рассеивайтесь на дешевый шопинг.
Кстати, гид нас сразу предупредил, что день будет насыщенным, дабы все успеть. Поэтому он призывал нас настроиться на многохождение по жаре и терпение (почему и не берите с собой детей). Он советовал часто пить воду. Воду можно приобрести прямо в автобусе у водителя (1 доллар), а еще лучше взять с собой. На улице все дорого. Израиль вообще дорогая страна. Но там существует закон, по которому вам в любом учреждении при обращении обязаны налить стакан воды хоть из-под крана (худший вариант даже боюсь озвучить), так как перегрев на солнце - реальная угроза и это не шутка. Обезвоживание происходит незаметно и быстро, что приводит, по словам гида, к серьезным головным болям.
Кстати, о нашем гиде. Он оказался очень интересным человеком. Дал нам визитку с русским именем, но сам явно еврей. Причем, еврей из наших, с утонченным юмором. Чем-то он напомнил мне Жванецкого, такой же кругленький, но Жванецкий проигрывал этому. Наш был - само обаяние и предупредительность. Мы даже засмеялись, когда услышали рингтон на его сотовом: «Я, земля-я, я своих провожа-аю геро-оев!» Вражеский шпиён не смог бы придумать лучшего способа завоевать наше доверие и симпатию!
Когда ехали в Иерусалим, он воскликнул: "Смотрите-смотрите в окно! Видите?! Справа видите?" - "Что? Что там?! Ничего не видим!" - "Ну, как же?! - говорил он с серьезным лицом. - Еврей на тракторе! Видели? Нет? Ну, где вы еще такое увидите?" Будь я сам еврей, то спросил бы: «И шо он там делал с трактором?» Но никакого трактора я, конечно, не увидел, и по своей наивности осторожно поинтересовался: "А может, это был не еврей?"))

Привезли нас в огороженную стеной палестинскую часть города. Там КПП. Нас пускают без задержек. Евреям вход туда запрещен. Вот почему, я так и не понял. То ли их тут же убьют или возьмут в заложники палестинцы, то ли сами евреи "осквернятся", зайдя в палестинскую часть, не знаю. Недоумение мое разрешилось много позже, когда я прочел надпсь с этого фото.
Надпись на красном щите на иврите, арабском и английском гласит: Въезд в зону "А" (Палестинская территория). Вход гражданам Израиля запрещен! Опасно для жизни, и запрещено законом Израиля!



Здесь все выглядит бедновато. Зарплаты здесь низкие. Палестинцам разрешено заходить в израильскую часть и работать там (зарплаты там намного выше).
Привезли нас на стоянку в подвале какого-то здания и повели пешком к Храму Рождества Христова. По дороге к нам подступали торговцы всякой мелочью и фигней. Гид нас предупредил: "Не покупайте у всех подряд! Я остановлюсь у тех, у кого самые дешевые магнитики! Если хотите - берите у них!"
Он смело перешел через дорогу прямо перед автомобилем, поскольку здесь машины неохотно пропускают пешеходов. Тем более что дороги узкие и крутые. Машины вынуждены были остановиться прямо на подъеме. Гид сказал: "Не бойтесь, смело идите - тогда не задавит!" И тут же добавил: "А если и задавит одного-двоих - остальные все равно пройдут!" (Нарочно запомнил я эту фразу – теперь понимаете, почему я счел его евреем?) Если тут все такие - то одесские юмористы плачут.

На площади перед Храмом.



Подошли к Храму. Вход очень низкий. Раньше был раза в три больше. Но еще в давние времена находились такие, кто умудрялся въезжать туда на коне! Поэтому заложили верхнюю часть и сделали свод ниже. Потом сделали еще ниже, чтобы можно было войти только склонившись. Таким образом, каждый с поклоном (вынужденным или смиренным) входил в Храм.



Внутри - большой зал с колоннами и дальше алтарь.



Все старое. В середине разобран пол. Когда-то давно при перестройке Храма на пол упала балка и проломила его. В проломе была обнаружена древняя мозаика. Храм построен на месте Рождения Иисуса. Нам пришлось подождать - шла армянская служба. Вообще в храме проводятся православные, католические и армянские службы. В узкий вход к месту Рождения Христа ведут ступеньки, расположенные полукругом. Представитель каждой из церквей после службы подметает эти ступеньки. Отсюда - "каждая метла по-своему метет".

Отдельно хотелось заметить про фотосъемку. Гид сказал, что снимать можно только там, где это разрешено. Храм действующий, и за нарушение запретов и порядка вас могут выпроводить. Тем не менее, конечно, находились и такие, которые фотографировали везде и все. По словам гида многие приезжают ради подобных «фотосессий», чтобы запечатлеть место, «где я был», а не место, где родился Христос или расположена какая-то святыня.
Мне вспомнились красивые Карельские скалы на берегах живописных озер, от которых глаз не оторвать. Но ужасно портили вид надписи на камнях «Здесь был Вася» или «ДМБ такого-то года» и тому подобное. Кому они это писали? Всем кто увидит? Но почти всем, кто увидит, плевать и на Васю-засранца и на ДМБ. Все это из той же серии…
Нам рассказали случай про девушку, снявшую себя на мобильник на фоне места распятия Христа с выставленными вверх двумя пальцами. Его вышвырнули на улицу монахи. Ей еще повезло. Дело могло закончиться арестом. Нужно понимать, куда и зачем вы приехали. Здесь выходки, подобные «Pussy Riot» (название-то какое мерзкое!) будут караться очень жестко. И бесполезно надеяться на внимание СМИ и на какие-либо сочувствия. Осквернение святыни – тяжкое преступление. Такое в принципе немыслимо в синагогах или мечетях.

Вообще Израиль – религиозное государство. Официальных религий две: иудейская и мусульманская. Христианство, как раз и рожденное на этой земле, не признано государством. Православные храмы, конечно, существуют. Но священники не получают зарплату.
Кстати, как нам рассказали, иудаизм – едва ли не более консервативная религия, чем мусульманская. Женщины там носят не только платки, подобно мусульманкам, но и еще парики (зачем?!) При этом они острижены наголо! Евреи-мужчины, те самые, что одеты в черные костюмы и у которых «пейсы» свисают из-под широкополых шляп, называются «ортодоксами». Они не работают, получают пособие от государства, «всю жизнь зубрят и талдычут свой Талмуд и еще учат остальных евреев, как им жить».
Вот для сравнения: Турция – светское государство. Там даже запрещено муллам (священникам) благословлять браки. Вот уж никогда бы не подумал! У нас это разрешено, но не обязательно (поскольку мы тоже живем в светском государстве). В Израиле все наоборот – ЗАГСов нет, браки только с благословения священника, иудейского или мусульманского, смотря по вере брачующихся.

После посещения Храма Рождества Христова нас повезли обратно в израильскую часть Иерусалима на обед. Обедали мы в ресторане какой-то гостиницы.

Вид из ресторана гостиницы.





Рестораном не поворачивается язык назвать это место. Очень мне напомнило нашу советскую столовку (но это только на первый взгляд). Мест для размещения довольно много, несмотря на то, что зал мне показался маловат для такой большой гостиницы. Но все очень чисто, аккуратно и, самое главное при относительно скромном выборе блюд по сравнению с турецкими отелями можно вкусно поесть. Мне даже больше понравилось меню отсутствием этих излишеств, когда озираешься по сторонам, не зная, что еще выбрать и чем еще потешить свое ненасытное и бездонное брюхо… А может, просто обстановка напомнила мне советскую столовку (это все ностальгия!).

Потом мы поехали в старый город. Это особое место. Оно огорожено стеной.





Недалеко от ворот нас высадили из автобуса, так как транспорта внутри стен нет, разве кое-где мотоциклы. Улицы там узенькие и вымощенные камнем. Очень жарко. Мне почему-то вспомнились кадры из фильма «Бриллиантовая рука», где главные герои бродили по иностранному городу (но там, кажется, был Стамбул). Здесь все очень похоже.





Гид нас предупредил: не отставать и не заглядываться по сторонам. Чуть зазевался – и отстал. Заблудиться – раз плюнуть. Переулки друг на друга похожи. Помните, как Миронов в фильме заблудился? И бегал, как очумелый, хотя вроде и знал, куда надо идти.





Пришли на площадь, где расположен Храм Гроба Господня.



Конечно, я не так его себе представлял. Но я был готов к этому. К нему с обеих сторон примыкают смежные здания. Насколько они старые – сказать трудно. Мне даже трудно было понять, где начинается сам Храм. В старом городе понятие дом, как таковой не применимо. Большая часть домов имеет общие стены. Они отличаются лишь высотой крыш.
Входим в Храм. Там много народу. По правую сторону – место распятия. По левую – место погребения. Когда мы говорим Гроб Господень, это не совсем верно. Изначально это звучит, как «грот», то есть пещера. Как известно из Библии, иудеи не хоронили и до сих пор не хоронят в гробах. Оба места расположены друг от друга совсем близко. Но только раньше здесь была Голгофа. Когда сюда приехала мать римского императора Константина Елена, то, как известно, приказала отыскать Крест, на котором был распят Иисус. Позже это место было усечено и разровнено для основания будущего Храма.
На месте погребения построена часовня – Кувуклия. Она расположена внутри стен самого Храма. Вокруг нее собирается очередь (войти могут только три-четыре человека одновременно).



Высота самого Храма – зз метра (возраст Христа). Через двери, расположенные на высоте третьего уровня окон или проемов (не знаю, как правильно), один раз в год проходит свет, зажигающий благодатный огонь.
Внутри очень узко и царит полумрак. На каждую партию вошедших не более полминуты. Мы второпях прикладываемся к священному месту и выходим. Даже не успеваешь толком понять что-то. При выходе справа стоит свеча с огнем, вынесенным из места погребения. Здесь-то и зажигают свои свечи паломники (пачки по 33 штуки как раз для этой цели). Запаляя, их тут же гасят. Гид наш объяснил, что свечи потом зажигают дома для освящения квартиры.
Входим к месту богослужений и алтарю. Огромная люстра в центре была подарена Храму российскими императорами-покровителями православной церкви в Иерусалиме. Вся она из золота. На ней видны двуглавые орлы. Православный придел справа – тоже подарок российских государей.



Выходим обратно и поднимаемся к месту распятия Христа. Тот, кто постился накануне, может подойти и приложиться к камню. Несмотря на гул от множества паломников, многолюдство и суету, нужно понимать, что место крестных страданий – несет в себе тяжесть мученической смерти. Римляне распинали людей не для того, чтобы те сразу умирали, а для демонстрации остальным их медленной и ужасной агонии. Это место плача и скорби.

Спускаемся назад к камню миропомазания. Он сохранился. Здесь был миропомазан Иисус перед погребением. Мы кладем иконки, крестики и свечи, купленные нами в сувенирной лавке. Сами прикладываемся.
Слышал я от кого-то, что даже приложившиеся атеисты потом говорили, что как будто почувствовали что-то. Какое-то внутреннее изменение. Толчок. Даже гид в турецком отеле (по-моему, турок) сказал, что он вернулся другим из Иерусалима. Скажу честно: я ничего не почувствовал. Да и глупо рассчитывать на то, что все тут получают какое-то озарение или благодать. У большинства из нас огрубевшие и очерствевшие души! Как же мы можем быть восприимчивы к духовным проявлениям? Если я, грязный грешник, вдруг «почувствую что-то», то я, скорее всего, впаду в самообольщение и возомню о себе невесть чего! А это очень опасно, так как это будут, если хотите, «козни бесовские», обманывающие меня. Поэтому не нужно надеяться и ждать каких-то видений и озарений. Про других говорить не буду. Что видели, что не видели – не мне судить. На каждого у Всевышнего свой промысел.

Когда я стоял в очереди вокруг Кувуклии, я посмотрел наверх, и меня вдруг поразила мысль о непостижимости того, что случилось здесь два тысячелетия назад. Какая должно быть чудовищная несправедливость случилась здесь, когда предали смерти Христа, который исцелял людей неизлечимо больных, слепых, немых, воскрешал из мертвых! Кто до Него или после Него способен был делать это? И священники иудейские требовали его смерти даже ценой освобождения разбойника Вараввы! Это не укладывается в голове. Где было хотя бы элементарное человеческое милосердие у людей? Его могли объявить безумным, но предавать смерти? И еще более немыслимым кажется то, что это было предрешено. Иисус знал об этом заранее. Это должно было случиться! Если бы не Его крестная смерть, нам не видать спасения от ада!
Представьте, что неизлечимо больному человеку объявляют оставшийся срок жизни. Приговор. Это тяжкое бремя. Сознание приближающейся смерти гнетет не меньше, чем сама болезнь. Отчаяние и безвыходность овладевают человеком. Никакие связи, власть, богатство его уже не спасут. Ожидание неминуемого и скорого конца оказывается ужасной пыткой для души обреченного человека.
А теперь представьте, что кто-то предложит ему выбор. Есть шанс избежать смерти. Но сможет ли кто-нибудь отвергнуть его ДОБРОВОЛЬНО? Сможете ли вы принести себя в жертву ради других, ради грешников, распутников, пьяниц, воров и убийц? Непостижимо, немыслимо. Он знал о предстоящей участи, Он добровольно принял ее, Он умер за нас. Мы не способны даже понять это.

Как-то раз я слышал от одного священника, что человек в принципе не может быть полностью счастлив на земле. Это невозможно. Он ко всему привыкает. Это свойство человека. Имея все богатства и власть, они уже не удовлетворяют его. Ему постоянно хочется больше, и насытиться этим он уже не в состоянии. Душа человека не от мира сего и потому никакие мирские блага ни в каком количестве никогда его не удовлетворят.
Однажды мы все умрем, и мы знаем об этом. Тело свое, как износившуюся одежду или тяжелый скафандр сбросим с себя. Это произойдет так же естественно, как и появление человека на свет, помимо нашей воли. Знаем ли мы, что будет после? Мы даже не знаем, что будет завтра или через час…

Каждый со своими мыслями мы, наконец, вышли из Храма. Постояли немного, подумали, подождали оставшихся и пошли дальше. Гид опять повел нас узкими переулками к израильской части старого города (даже здесь они разделены).
Особенно надо быть внимательным при проходе через рынок.



Там под навесами проход между лавками сужается так, что едва ли двум человекам можно разойтись. Мой совет: не зевайте, будьте внимательны, держите кошельки при себе и не берите ничего ни у кого. Это не шутка. В нашей группе у одной девушки украли мобильник и деньги. И это еще не самое худшее.
В израильском секторе я сделал такие снимки карт города (я без карт, как без рук).



Панорамное изображение с видом на Мертвое море.



Надпись на картине на английском: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех людей".



Идем к Стене плача.





Там на лестнице нам попались евреи, те самые, с пейсами. «Ну, попались и попались, – скажете вы. – Их там везде полно!» Да, но в том месте они не просто так стоят. В руках у них такие тонкие красные шнурочки. Они их одевают на руку туристам. Зачем? Не знаю, полагаю, они и сами этого не знают. Но можете спросить их об этом после того, как они потребуют у вас за это деньги. Это может быть такой ритуал туристический или сувенир или еще что-то совершенно не важное и не имеющее значение ни для вас, ни для них самих. Но поскольку он этот «ритуал» так ненавязчиво с вами уже совершили, будьте любезны дать доллар (ну, что вам стоит?), а может, и пять! Всего-то красный шнурочек? Но ведь и он денег стоит! В Израиле ничего нет бесплатного!
Мы прошли мимо, даже не глядя в их сторону. Кто-то слышал, как они шипели: «Он их предупредил!» Да, они правы, гид сказал нам: «Если завяжут вам на руке шнурок – станете жабами!» Нам не надо более подробных объяснений. Мы, как дети, все поняли, кивнули головами, и пошли дальше без лишних вопросов. Так вот и я вас предупреждаю: будьте осмотрительны!

Спустились на площадь к Стене плача. За ней виден купол мечети.



Не знаю, зачем выстроен мост. Вход туда закрыт. Наверное, для каких-то восстановительных работ.



Еще задолго до поездки в Иерусалим я хотел положить там записку со своими пожеланиями (не материальными, разумеется). Признаюсь, что я едва ли не за этим туда ехал, глупец! Слышал я, что они исполняются, как говорят, в течение года. Гид нас предупредил: записки – это туристическая традиция, никакого религиозного характера она в себе не несет. Более того, Стена плача – это место поклонения иудеев. Там они плачут и молятся о восстановлении своего древнего Храма, того самого, от которого «камня на камне не останется» и на месте которого теперь мечеть. У них нет другого желания. Согласно пророчеству Иоанна Богослова Храм этот будет воссоздан в последние и страшные времена.
Так вот, во-первых, я решил, что не следует мне, православному идти к месту поклонения иудеев. Во-вторых, исполняются там желания или нет, не следует воспринимать это буквально и писать записки. Всевышний - не Дед Мороз, к которому дети пишут письма с пожеланиями. Бог и так видит все наши самые тайные надежды и мысли. И в-третьих, ну, просто не надо мусорить. Пусть себе евреи там горюют! Они же не кладут свои записки у христианских храмов. Наши праздные и мирские желания и потребности как-то не согласуются с местом поклонения и скорби, пусть даже иудейского. Это Стена Плача и этим все сказано.

Площадь напротив Стены.





На выходе с площади стоит большая проходная с металлодетектором. Все очень серьезно. Конфликты здесь никому не нужны.

Стена древнего Храма.



Древний Храм. Изображение. Одновременно там служили десять тысяч человек.



Мечеть на месте Древнего Храма.



Возвращаемся к автобусу. На ближайшей узкой улочке вверх по дороге произошла мелкая авария. Тут же собралась пробка! Но, не прошло и десяти минут, как она рассосалась. Вероятно, подобные вопросы здесь решаются быстро.
Едем дальше. Справа на соседнем склоне видно еврейское кладбище.





Чуть далее – купола православной церкви и чуть ниже – храм на реставрации.



Это место когда-то было Гефсиманским садом. Там Иисус был арестован. Внизу чуть далее находится место погребения Пресвятой Богородицы. Видимо, по причине нехватки времени, мы туда не поехали.



Необычно для Иерусалима - газон.



Мечеть видна издали.



Дальше мы поехали к Мертвому морю. Иерусалим находится на высоте примерно 900 метров над уровнем моря. Для сравнения – Москва примерно на высоте 250 метров. Мертвое море, как известно, самое низкое сухопутное место на планете (ниже уровня моря более чем на 400 метров). Так вот, разница высот с Иерусалимом составляет 1300 метров. Ехать до него около двадцати километров. Дорога до него все время идет вниз между пустынных скалистых холмов. В какой-то момент из-за перепада высот закладывает уши. Вокруг – довольно унылый пустынный пейзаж. Гид нам прямо так и сказал: «Мы с вами спускаемся в ад». У Мертвого моря жара еще сильнее.



Кстати среди этих пустынных скал живут бедуины – кочевые племена. Они живут под навесами, сколоченными на скорую руку. Первое впечатление – крайняя бедность. Но они, тем не менее, имеют сбережения и деньги для приобретения необходимого для своих нужд. И они привыкли именно к такому укладу своей жизни и другого им не нужно! К тому же, кто знает, может они гораздо богаче нас в духовном смысле? Здесь среди этой безжизненной пустыни сорок дней постился Иисус.

,

Недалеко от Мертвого моря мы издали видели город Иерихон. Ему десять тысяч лет. И в нем до сих пор живут люди.
Нас завезли еще раз поесть в еще один паломнический центр или, может, это гостиница, я так и не понял. Там, чтобы пройти в столовую, нужно было миновать все помещения сувенирного магазина (очень практично сделано). На улице стоять тяжело, жарко и душно. В самые жаркие месяцы (август – сентябрь) температура достигает 60 градусов! Там даже устраивают конкурсы по приготовлению пищи на песке!

Скалы вокруг Мертвого Моря.



Со скоростной магистрали сворачиваем на дорогу поуже. Справа от нас лес с финиковыми пальмами. Они высажены здесь, как плантации. Кстати, их здесь раньше никогда не было. Как нам рассказали, семена этих деревьев были украдены, кажется из Ирана спецоперацией МОССАДа и завезены в Израиль! Более того, когда нам сказали, что помидоры, выращенные здесь, среди безжизненной пустыни, благодаря искусственным оросителям, поставляются в Россию, богатую черноземом, стало обидно и стыдно.
У нас трава растет сама по себе! Воды в озерах и реках сколько хочешь! У нас есть леса и чернозем. В девятнадцатом веке Россия кормила весь мир пшеницей. Но теперь мы ничего не возделываем, все вырубаем и везде гадим. Можно, конечно, говорить, что времена другие, что политика у нас такая и правительство такое. Может, и так. Только вот, если я нажрусь пьяный, упаду в дерьмо и буду валяться в нем, то также могу обвинить в этом какого-нибудь Васю Пупкина, сказав, что это он меня обгадил! Но разве стану я от этого чище? Стану ли я трезвее от того, что обвиню кого-то? И если мы ведем себя по-свински у себя же на родине, то разве весь остальной мир виноват в этом?
Пиво, курево, мат – вот что характеризует многих из нас. Нужно ли нам это по-большому счету? Если разобраться, мы полны этого дерьма. Именно дерьма, поскольку ничего из этого нам пользы не приносит. Загадили свои тела, свои души, начали гадить вокруг себя – пустые банки, бутылки, окурки, пачки из-под сигарет. Давайте тоже обвиним в этом правительство? Или политику государства. В России, говорят, две беды: дураки и дороги. По меньшей мере, еще одна упущена – свиньи. Но кто же эти свиньи? Посмотрите вокруг: бросил кто бутылку – вот одна, выбросил кто-то пачку из-под сигарет из машины – еще одна, написал слово матом на заборе – и этот тоже хрюндель! Много ли надо еще примеров? А вы иначе себя ведете? В какой еще стране делают такое? А мы еще жалуемся на государство и правительство, которое, порой, относится к нам, как к скотам! Но мы же себя сознательно уподобили им! Люди добрые, не нужно пытаться останавливать кого-то, бросающего мусор – остановите хотя бы себя!

Мысли все какие-то грустные навевает эта выжженная солнцем земля. Проезжаем мимо заброшенных казарм. Здесь когда-то располагалась часть иорданской армии. Как же они здесь жили в этом пекле!? Но, с другой стороны, они так же привыкли с детства к такому климату, как и бедуины.
Кстати, в первые века христианства в египетской пустыне находили свое одиночество множество монахов-отшельников. Святая Мария Египетская, как известно, провела там более сорока лет.
Автобус остановился на стоянке и дальше вниз мы уже шли пешком. Было это уже в пять вечера. Мы спросили у встречных людей: «Как вода?» - «Горячая!»

Надпись на вывеске: "Самый низкорасположенный бар в мире -418 м (под уровнем моря)"



В каких-то «соломенных» раздевалках раздеваемся. Есть на берегу даже лежаки под зонтами. Оставляем одежду. Стоит небольшой деревянный постамент с душем-ополаскивателем. От него вода ручейками стекает к морю. По песку пройти сложно – очень горячий! Я приноровился идти по этим ручейкам. Вода в море действительно теплая. Правда, дно илистое и скользкое. Оттуда набирают руками грязь и обмазываются. Но помимо грязи под ногами тут и там попадаются острые камешки. Очень неудобно. Сделали бы хоть настилы какие-нибудь по дну, ну хоть на метров десять (там мелкота далеко уходит). Или соль разъест?



Вода, конечно, мутная. И вот я распластался на поверхности и… не тону! Необычное ощущение. Чувствуешь себя пробкой или поплавком каким-то. Даже на ноги встать не так просто! Если вода попадет в рот или тем более глаза, нужно срочно вылезать и промывать их под водой из душа. Вообще гид не рекомендовал нам долго находиться в ней. Кожа по-разному может отреагировать на непривычную среду. Может появиться раздражение или аллергия. Сам он, кстати, вниз не пошел (думаю, не случайно).
Сели снова в автобус. Вернулся гид. Наткнулся на тетку, стоявшую в проходе, и посетовал, что она ему тут все время мешает. С серьезным лицом, почти без тени улыбки, но так по-свойски и по-приятельски, как будто каждый день встречаются если не на кухне, то в огороде. Действует обезоруживающе. Тетка тут же ощутила невидимые флюиды мужского очарования, подобралась и села на свое место.

Вернулись в Иерусалим. Здесь даже трамваи есть. Красивые такие, большие и современные. Дороги эстакадные, в общем, все очень красиво. Если получится, выложу видео.





Правда, попадаются стены, разделяющие город на израильскую, палестинскую и даже иорданскую части. Стены эти метра четыре высотой состоят из монолитных плит, плотно прилегающих друг к другу с колючей проволокой наверху. Очень мне напомнили Берлинскую стену по фотографиям. Еще я подумал, что вот не лень было им строить ее так основательно! Бывает, даже, что дорога с обеих сторон окружена сеткой с колючей проволокой!



Оказывается, дорога – израильская, а территория – палестинская! Как этим самым палестинцам переходить через дорогу – мало кого тревожит. Впрочем, как говорят, где-то есть тоннели под нею. Ну, совсем непонятно, где тут что начинается, а где заканчивается? Мне прямо хотелось попросить карту! Но, по словам гида, это разделение постоянно меняется, и карты как таковой нет! Эти стены еще и двигают?!! Зачем? «Зато так жить весело!» - отвечает он. Шутник. Думаю, для кого-то совсем невесело. «Да что у вас тут происходит?! Ну, скажи, мил человек, а то нам по телеку, наверное, как всегда лапшу вешают?» - «Ой, - опять недоумение, - да что вы все о политике?» Комментарии, как говорят, излишни.

Кстати, автобусы там также отдельно для евреев и для палестинцев. Для первых – зеленые, для вторых – бело-голубые. И никто из них не войдет в автобус не своего цвета! Даже, если очень опаздывает! Это так же немыслимо и неприемлемо, как, если женщина зайдет в мужской туалет! Вот такое разделение.

Все, дело к закату. Едем в аэропорт. Проезжаем КПП. Стоящих там солдат снимать запрещено. В автобус входят двое молодых таких ребят с автоматами. Бегло шныряют глазами по сиденьям. Выявить арабскую физиономию среди русских – задача не из трудных, поэтому быстро проходят по салону. Едем дальше. Через десять минут женщина на переднем сидении (та, что мешала гиду в проходе постоянно) спрашивает осторожно у него, долго ли они с нами будут ехать? – Кто? – Ну, эти (едва ли не шепотом) с автоматами!
Его крайнее недоумение на этот раз был искренним. «Они давно уже вышли! - ответил он, - через задние двери!» А она в напряжении притихла и ехала все это время, боясь оглянуться! Про задние двери даже и не думала. Позабавила нас тетка, позабавила.
Вообще, он предупредил нас, что в аэропорту проходят более тщательный досмотр. Служба безопасности может провести краткую беседу с нами (на нас будут смотреть камеры – как мы себя ведем и ничего ли худого не помышляем). Могут спросить вполне серьезно не только о цели поездки, но и о сроке вашего брака, даже если вы холосты или (что уж совсем, ни в какие ворота) дату рождения вашей свекрови или тещи, и не возмущайтесь, если вам их вопросы не нравятся! Могут просто безобидно поинтересоваться, как зовут вашу собачку, даже если ее у вас нет, и вы собак ненавидите, потому, что мелкая соседская шавка постоянно оставляет лужу на вашем половике перед дверью (все эти подробности их мало волнуют, но болтовней вы только увеличите себе время и количество глупых вопросов)! Не надо шутить с ними! Одесский юмор тут не поймут (английский не вызовет улыбку, американский, может, и вызовет, но брезгливую).
Если вы скажете, что вы из Челябинска или из Читы, будут присматриваться – все, что начинается на «Ч» ассоциируется у них с Чечней (география их мало заботит). Поэтому лучше скажите, что вы из Сибири – это понятно везде и всем. Но, в основном, всех спрашивают о каких-то подарках или сувенирах с рынков (потому я и предупреждал, что ничего не надо брать из рук у торговцев на рынке в Старом городе). Подумаете: халява - подарок-сувенир, а там – бомба закамуфлированная! Так что бойтесь халявы!

Гид подошел к нам попрощаться и спросил: Кто забыл телефон? Я хлопаю по пустым карманам и понимаю, что нужно подойти. Он повторяет вопрос. Прошу его показать телефон. «Кажется, мой», - говорю, все еще не веря, что он мог вот так запросто выпасть на сиденье из шорт. – «Ваш?» – «Мой!» Видя вначале мою неуверенность, он неуверенно отдает его мне. На радостях я, неблагодарная свинья, даже спасибо забыл ему сказать! Но хоть по интернету благодарю тебя, мил человек, не только за телефон, но и за интересный рассказ и за твою о нас заботу и за впечатление, которое во многом благодаря тебе оставил в нас этот Вечный Город.

Проходим регистрацию и ждем рейса. Ходим по дьюти-фри. Надо сказать, что выбор тут просто огромен по сравнению с той же Анталией или Шереметьево. И цены, надо сказать, приемлемые. Самолет что-то задержали. Но ненадолго. Час полета. Все дремлют усталые. В самолете холодно от кондиционера. Вообще с кондиционером они уж слишком! И в израильском аэропорту, и в турецком самолете, и в автобусах турецких. Я даже замерз. Но все равно задремал, пока ехали в отель и едва не свалился в проход между сиденьями. На автопилоте вошли в номер и все – отключка.
Мы, конечно, за время поездки очень устали, но были очень довольны. Когда бы мы еще решились поехать в Иерусалим – не знаю, наверное, никогда. Это была хорошая возможность. Но хочу предупредить. Есть многие люди, которые едут туда «для галочки», то есть, чтобы просто побывать еще где-то, ведь «это интересно». Но при этом они зачастую имеют очень слабое представление и о местах поклонения и христианских Святынях.

Люди, посетившие святые для всего христианского мира места, не совершают никакого «подвига» ни перед Богом, ни перед людьми. Говорить об этой поездке хвастаясь – постыдно. Настоящие паломники не выставляют напоказ свои путешествия и не гордятся ими. Это не какое-то доброе дело. Доброе дело - это когда вы поможете поднять сумки бабушке, живущей в вашем подъезде, или когда пойдете на примирение с обидевшим вас соседом. Для этого не нужно ехать в Иерусалим. Всевышний видит нас везде. И такие простые, обыденные, повседневные добрые дела и так всем известны со школы (не нужно иметь семи пядей во лбу). И они угодны Богу гораздо больше всех наших поездок.

Прошу простить меня за многословие, за суждения, отличные от ваших, за время, которое вы потратили, чтоб прочесть все это (если мои заметки оказались для вас бесполезными и неинтересными). Не судите строго, и да хранит вас Бог!

Отредактировано автором: 17.08.13 16:46:26Сообщить модератору



Спасибо, p4f, с удовольствием почитала Ваш отчет. Столько в нем теплоты, уважения. Как-будто снова прошла по знакомым местам.
TATA [без регистрации] [15.08.13 20:50:35]   IP: 5.228.72.*
Спасибо, очень грамотно, интересно, познавательно!
Спаси, Господь, Вас и Вашу семью, так приятно в дни поста прочесть отзыв о чьем-то паломничестве. Спасибо, что поделились своими суждениями и мыслями с нами, за Вашу искренность.
Брандешмыг, ну не стоит так уж...Ведь старательно писано. Я вот хотел вообще промолчать...

Дабы сгладить...
Цитата:

А то, что не открывали Евангелия, тут же выясняется по вопросу: «А оно на русском языке?»



И на каком же вот это, что на фото, языке? :)

http://shamael59.users.photofile.ru/photo/shamael59/150508323/xlarge/161715457.jpg
Вот и напиши отзыв, тут же "опустят" ниже плинтуса-поэтому и писать не хочется.
Цитата:

поэтому и писать не хочется.


Учитывая благожелательно принятые все три отзыва от Паллна, видимо это следует расценивать как кокетство...
Брандешмыг, который без регистрации, а где ваш опус на этом форуме? сами вы невежа!!!
Самойловы, спасибо на добром слове, но рассмешили. Каждый раз боюсь, что кто-то "разбомбит", поэтому и писала только по существу без лирических отступлений.
Цитата:

это ребенок


Улыбнулась. Так ведь Тот, к Кому ездил автор отзыва и сказал, будьте как дети. Видимо, Ваша реплика всё же похвала. Постарайтесь понять, пожалуйста, что каждый отзыв находит своего читателя, этим и ценен данный форум- он каждый раз разный, живой. И мне кажется, говорить в теме автора о нем в третьем лице не совсем вежливо, не так ли?
Цитата:

Я вот хотел вообще промолчать...


Интересно, а как Вы поняли цитируемую Вами в этом сообщении фразу? Я поняла так, что некоторые люди до сих пор не знают, что с 1822 года Евангелие издается не только на церковно-славянском языке, но и на русском. Вот, к примеру, Вы на каком языке прочли Евангелие- неужто на греческом? Даже если на церковно-славянском прочли, глубокое Вам уважение. В основном, Священное Писание люди читают на том языке, на котором говорят и думают. И я не считаю это невежеством.
словно снова прошлись по тем местам, спасибо ...
товарищам критикам - не судите, и будет вас Щастье..)
Цитата:

Вы на каком языке прочли Евангелие- неужто на греческом?


Да не упомню уже...Помнится, с превеликим трудом пробивался через все эти яти и фиты, на полатях лёжучи...
А та, что на фото, совсем даже и не греческом. Был такой язык арамейский...
Цитата:

товарищам критикам - не судите, и будет вас Щастье..)

Альф77, так ведь невозможно сие судить!

Потому что во многой мудрости много печали; и
кто умножает познания, умножает скорбь. (с)

Так да не приумножим скорбь! Её и так достаточно...
Цитата:

туристы не виноваты в том, что их "разводят" за их же немаленькие деньги!


300 долларов - это маленькие деньги. Я так понимаю, что это включает в себя все - два полета, две еды и чуть ли не сутки убойных экскурсий. Не удивительно, что и гид, и туристы на грани помешательства.
Борются во мне два чувства - с одной стороны Израиль рад каждому туристу, с другой стороны - можно ли назвать такую поездку экскурсией, которая сделана не для галочки ( сам автор очень плохо, насколько я понял, относится к поездкам "для галочки")...Дает ли такая поездка какое то представление о такой непростой стране как Израиль...??? Можно ли что то понять о жизни в этой стране, за один день посетив и "центр мира" Иерусалим, и Вифлеем, и Мертвое море, постоянно переезжая из Израиля в Палестинскую автономию и обратно...??? Сможет ли уложиться в голове уставшего туристам, что Рождество Иисуса случилось в Вифлееме, и это не совсем Иерусалим, а распятие, смерть , погребение и воскресение случилось как раз в Иерусалиме, где в Старом городе есть "израильские" и "не израильские" кварталы...??? И в чем различие между "израильским" и "еврейским" ( именно еврейский квартал там есть,так же как и мусульманский, христианский и армянский) , и все они находятся на израильской территории, так как с 1967 года весь Иерусалим -это израильская территория...И что ресторан, в котором кушал уважаемый Автор, не может быть рядом с американским посольством, так как нет в Иерусалиме американского посольства, так же как нет посольства и любой другой страны мира...В общем , одни вопросы, причем практически все риторические...Но больше всего в этом отзыве меня порадовало человеколюбие Автора, он даже любит ( местами) таких непростых людей как евреи... :-) Правда, он в них все время ищет "шпионов и разведчиков", но это тоже, хочется надеяться, от любви к ним...:-) Короче, главное, что все вернулись в Турцию хоть и уставшие, но здоровые и счастливые...
Basya [без регистрации] [16.08.13 15:26:43]   IP: 195.190.97.*
Хороший отзыв о короткой поездке, с удовольствием прочитала! И автору вроде понравилось...
Но гиды, конечно, раскритиковали... Хорошо, хоть по-доброму :))

Кстати, Алекс из КлассикТрэвел, Вы бы попросили руководство подкорретировать информацию на сайте КлассикТрэвел. А то продаете рекламные туры в Иорданию с Мертвого моря (на один день), а называете их почему-то экскурсионными... Надо исправить :)))
p4f, спасибо.
По моему скромному суждению, лучший рассказ об однодневном туре в Израиль.
Дается достаточно полноценная информация о себе, своих впечатлениях. У автора нет завышенных ожиданий, чувствуется, что он постарался по мере возможностей подготовиться к этому вояжу и представляет, где он историко-культурологически оказался.

Цитата:

Автора, он даже любит ( местами) таких непростых людей как евреи... :-) Правда, он в них все время ищет "шпионов и разведчиков", но это тоже, хочется надеяться, от любви к ним...:-)



В одном месте, на которое было указано выше, меня тоже неприятно кольнуло... Однако это, к сожалению, общие издержки отечественного "воспитания".
А в целом, мне показалось, что автор весьма позитивно с увеличением градуса положительных эмоций открыл для себя цивилизованную страну с ее доброжелательными гражданами.
Вчера очередной,далеко не первый раз была в Иерусалиме. Наконец то прошла по предложенному Вами, Михаил, марщруту с вершины Масличной горы... Сионские ворота...(лет 20 тому назад это была одна из первых прогулок по Иерусалиму...)

На Иерусалим не хватит ни дня, ни недели, ни даже месяца.
Это я к тому,что даже однодневный утомительный набег (за неимением большего ), оставит низгладимое впечатление и желание вернуться вновь.
p4f, спасибо за отзыв.
Basya [без регистрации] [16.08.13 17:22:13]   IP: 195.190.97.*
Alex_ClassicTravelSpb, информация об однодневных поездках с Мертвого моря в Иорданию есть как на "петербургском" сайте, так и на "московском" сайте.
А вообще меня удивляет, что Вы не в курсе. Загляните как-нибудь на сайты, посмотрите, что там написано-нарисовано:)))
Уважаемая Basya, если Вас что-то удивляет, то сообщить мне об этом можно в личку. Для этого Вам, принимающей автивное участие в обсуждениях на этом сайте, достаточно зарегистрироваться. А после написать мне все что будет Вам угодно!
У меня нет секретов ни от кого, я готов к открытому обсуждению любой темы, связанной с Израилем и Иорданией. Но я не думаю, что наше с Вами обсуждения конкретной экскурсии будет интересно посетителям сайта.

Что касается однодневных экскурсий в такие уникальные места как Иерусалим или Петра, то они вообще не являются оптимальным вариантом. Для той же Петры нужно хотя бы 3 дня.
А про Иерусалим вообще говорить нечего - тут все уже сказала AZL :
Цитата:

На Иерусалим не хватит ни дня, ни недели, ни даже месяца.


Я прожил в Иерусалиме около года, а после того бывал в нем десятки раз! И каждый раз видел что-то интересное...

И если уж кто едет в однодневную экскурсию, то должен понимать что увидит многое, но мельком! Именно поэтому я рекомендую не ограничиваться групповой экскурсией и бронировать в Иерусалиме несколько ночей. А если позволяет бюджет, то заказывать ИНДИВИДУАЛЬНУЮ экскурсию у лицензированного гида. И делать это лучше находясь в Иерусалиме, а не приезжая из Нетании или Тель-Авива...
Basya [без регистрации] [16.08.13 18:34:04]   IP: 195.190.97.*
А я и зарегистрирована, просто почему-то мне крайне редко удается войти зарегистрированным пользователем. Не знаю, почему... Может, меня как-то блокировали, или еще что-то происходило... На другие сайты захожу без проблем, только здесь не получается :(
Поэтому в личку писать не могу.

А еще мне показалось несправедливым, что Вы так резко отозвались об поездке, организованной другим туристическим агентством. Вот я и написала свое мнение.
Кому не интересно, тот ведь вправе не читать, правда?

Раньше я бы написала что-то типа "мне кажется", или "может быть" или "я думаю", или ИМХО...
А теперь, посмотрев на комментарии других участников форума, почитав ответы на мои реплики, решила тоже обходиться без "реверансов".
Добавить комментарий
Обсуждение закрыто

Отправить в ЛФ:




1Индия. Гималаи. Паломничество к святым местам.
2Иерусалим, частный сектор
3Иерусалим, Kikar Zion 3*
4Иерусалим, экскурсия на 2 дня из Египта
5По Святым местам в Израиле
6Иерусалим. Два дня в Вечном городе
7Самостоятельное путешествие в Израиль (Иерусалим и немного Тель-Авив)
Отдых в Израиле
Израиль: отели
Отели Акко
Акко
Погода в Израиле
Туры Новый год
Рейтинг отелей:
22.Orchid Reef 5
23.Leonardo Plaza Hotel Dead Sea 5
24.Vista 5
25.Isrotel Dead Sea 5
26.Prima Tel Aviv 5
27.Ein Gedi Country 5
28.Holy Land Hotel 5
лучшие отели Израиля
Фото отелей:
50.Lusky Suite, Израиль [9]
51.Galei Eilat, Израиль [9]
52.Leonardo Plaza Eilat, Израиль [9]
53.Grand Court, Израиль [9]
54.Alon Hotel, Израиль [9]
55.Golden Beach, Израиль [8]
56.Magic Palace, Израиль [8]
Популярные отели:
78.Sea Plaza отзывы
79.Metropol Grand отзывы
80.Cinema отзывы
81.Montefiore отзывы
82.Leonardo Plaza Hotel Tiberias отзывы
83.Madison Hotel Nahariya отзывы
84.Old Jaffa Hostel отзывы
Отзывы по отелям:
71.Израиль, New Palm Hotel & Hostel [2]
72.Израиль, Metropol Grand [2]
73.Израиль, Orchid Hotel Eilat [2]
74.Израиль, Leonardo Club Eilat [2]
75.Израиль, Royal Hotel [2]
76.Израиль, Orchid Reef [2]
77.Израиль, King Solomon Hotel Netanya [2]