29.05.13 22:29:30
Юкатан: Ruta Puuc (Labna, Sayil, Kabah), Ecomuseo del Cacao, Uxmal (вечернее свето-музыкальное шоу) 
Время отдыха: апрель 2013

Юкатан: Ruta Puuc (Labna, Sayil, Kabah), Ecomuseo del Cacao, Uxmal (вечернее свето-музыкальное шоу)


Все археологические зоны и музеи Мексики находятся в ведение Института антропологии и истории, на его сайте практическую ценность представляют в меню два пункта: Museos и Zonas arqueológicas.

http://www.inah.gob.mx

По Юкатану есть неплохой информационный сайт, где есть и страничка о Ruta Puuc.

http://yucatantoday.com/en/topics/puuc-route

Почему Labna, Sayil, Kabah? Во-первых: не самые раскрученные туристические места, поэтому была надежда избежать лицезрения огромных толп туристов и колонн автобусов, а также посмотреть развалины городов Майя, которых еще не коснулась безжалостная рука "реставраторов-маркетологов". Во-вторых: очень удобно расположены на одной дороге и между ними езды буквально по 10-15 минут, т.е. весь маршрут легко укладывается в один день. На этой же трассе есть еще Xlapak, но он был вычеркнут, т.к. 1) и так уже всего было много и 2) по описанию ничем особенным не приглянулся. По факту был посещен еще и Музей Какао, т.к. он оказался по пути. На вечер был запланирован Ушмаль с его свето-музыкальным шоу.

Вот обо всем этом теперь по-порядку. Но сначала о главном:

- нужно заранее хоть что-то почитать и нужно заранее озаботиться планами раскопок - без этого будете бесцельно блуждать и глазами и ногами
- обязательна удобная обувь, защита от солнца и запас воды.

Отличительными особенностями архитектуры стиля Puuc является монументальность и простота сооружений, которые стелятся по земле своими низкими объемами, обильное использование полуколонн и геометрических рисунков в декоре, а также бросающаяся в глаза любовь к изображению Бога Чака.


LABNA

http://www.inah.gob.mx/index.php?option=com_content&view=article&id=5678

А я очень рекомендую описание и карту сайта, которыми я пользовался как путеводителем вот отсюда:

http://academic.reed.edu/uxmal/labnamap.html

Здесь есть масса зарисовок-фотографий, сделанных в разные годы, а также проекты реконструкции, как эти объекты могли выглядеть "при жизни". Не поленитесь просмотреть фотографии: основной объем реставрационных работ в регионе Puuc прошел в 50-70 гг прошлого века и, увы, даже сравнение своих фотографий 2013 г с фотографиями начала 2000х годов показывает, что состояние памятников с каждым годом ухудшается, особенно это заметно по малым декоративным формам (то ли ветра, то ли дожди, то ли солнце, но потихоньку они превращаются в бесформенные каменные обрубки).

Во всех археологических зонах есть указатели к объектам для осмотра и везде есть информационные стенды с рассказами о них вот такого вида:



Labna представляет из себя три интересных объекта для осмотра: 1) Grupo del Palacio , 2) Grupo del Mirador, включающую знаменитую Арку, и 3) Sacbe - дорогу, соединяющую эти две группы построек.

Дворец - типичное для майя соединение разновременных и разнокалиберных построек-пристроек, не сильно обремененное проблемой симметрии. Везде висят верёвочки и таблички "хода нет, опасно для жизни, угроза обрушения", но если любопытство берет верх, то лазить можно везде - нет никаких ограждений-заграждений и вездесущих смотрителей (в этом есть огромное преимущество таких небольших полузаброшенных археологических зон). Правда, реальная действительность очень быстро вернула мне чувство осторожности, но об этом чуть позже.



Дворец возвышается над местностью благодаря платформе (размеры комплекса 167 х 135 метров), в основании которой - базальтовые блоки, кое где еще даже сохранившие окраску цвета охры. Сегодня мы видим руины майя абсолютно не такими, какими они были "при жизни". И дело даже не столько в разрушениях, сколько в том, что все сооружения на самом деле были цветными. В Тулуме в книжном магазине я совершенно неожиданно обнаружил в продаже альбом издательства Immagine Universale "Майя. Вчера и сегодня" (и даже есть на русском языке!), с продукцией которого я впервые познакомился в прошлом году по их итальянской серии: в альбоме можно на фотографии современного состояния архитектурных памятников наложить прозрачную слюдянку с изображением их исторического вида - эффект получается впечатляющий.



не удержусь от сканов из альбома: вид сегодня и вид вчера.



Этот альбом очень сильно помог, т.к. позволял смотреть на руины совсем другими глазами - повседневная жизнь майя вовсе не была такой монотонно блеклой, какой она видится нам сегодня. Альбом интересен еще и тем, что некоторые фотографии, использованные в нем для представления дня сегодняшнего, уже изрядно устарели - реставраторы продолжают работать.

Оба отличительных элемента стиля Puuc: полуколонны и простой геометрический орнамент можно обнаружить на каждом здании.




Углы дворцовых сооружений были оформлены традиционными масками Змея, из раскрытой пасти которого в жизнь приходит Человек.



Естественно, есть и маски Бога Чака, примечательного своей прямоугольностью и удивительной носатостью.



На первой фотке слева можно увидеть сохранившийся низ человеческой фигуры (ноги в каких-то "гетрах" и набедренная повязка), о символическом значении которой можно только гадать, ну или мечтать о том, что когда-нибудь разрушенный фриз будет чудесным образом восстановлен.

Обратите внимание на злобность, которая запечатлелась в маске Бога Чака, - и оскалившаяся змеиная зубастая пасть, и угрожающе задранный нос - мы еще увидим совсем другого Чака в знаменитом дворце Kabah и поразимся обнаруженному различию. На внешней плоскости носа (под завитком) все еще можно разглядеть календарные иероглифы - считается, что они указывают на дату строительства (во всяком случае на дату создания этой маски): 862 год н.э.

Дворец имеет внутренние дворики, в которые можно попасть через оформленные арками проходы (помещения, расположенные по периметру здания, как это принято у майя, являются изолированными и друг с другом, а также с другими частями комплекса не сообщаются) - роскошное оформление арки масками Бога Чака призывает углубиться для осмотра во внутренние пространства дворца, чтобы взглянуть на этого бога не только с тыла, но и в фас, но есть одно решительное "но".




Змеи. И вовсе не каменные, а самые настоящие, греющиеся на солнышке на каменных ступеньках внутренней площади. Эти замеченные Стражи, не состоящие на службе у Института антропологии и истории, молчаливо дали понять, что в полузаброшенных руинах есть запретные места и нужно быть внимательными не только из-за угрозы обрушения. Тут же вспомнилось, что на автомобильной дороге, ведущей к археологическим паркам, были замечены знаки "осторожно - змеи" и тут же стало понятно, что пора умерить свое любопытство и прекращать сувать свой нос куда ни попадя.

На каких-то частях фасада в качестве баз колонн должны использоваться высеченные из камня человеческие головы, но то ли я плохо искал, то ли их уже нет на своих местах, но ничего такого мне найти так и не удалось.

Дворцовая и культовая часть комплекса Labna соединены церемониальной дорогой на каменной платформе, которая приводит к жемчужине этой археологической зоны - Арке.



Слева от дороги и Арки находится пирамида El Mirador, считающаяся обсерваторией, т.к. более подходящего применения этой конструкции с высоченным каменным гребнем, беспорядочно изрезанного сквозными проемами и утыканного выступающими каменными блоками, европейцы придумать не могли (о том, зачем был нужен такой гребень, расскажу далее в описании археологической зоны Sayil). Сегодня мы видим только малую часть (левую комнату с одним дверным проемом, но таких комнат и дверей было три) этого сооружения и, к сожалению, уже не сможем увидеть, что гребень покрывала многофигурная скульптурная композиция, хотя еще в конце XIX века сохранялась центральная часть и фигуры на ней.



Площадка, которой заканчивается дорога и которая оформляет вход в комплекс пологим пандусом, все еще сохраняет некоторые детали в их оригинальной охровой покраске.



Арка (3 метра глубиной и 5 метров внутренней высоты - типичный пример ложной арки майя, которые не умели строить настоящие арочные своды) никогда не являлась воротами-входом в комплекс (вход расположен справа от нее через сложную систему ассиметричных пандусов-платформ), т.к. через нее попадаешь на какой-то закрытый, обнесенный ранее стенами, двор.



Арка имеет разный вид с внешней и внутренней стороны.

С внешней стороны особенна заметна ее несимметричность, вообще очень свойственная всей архитектуре майя: левая часть меньше по длине, чем правая, причем без явного на то конструктивного обоснования - никакой особой необходимости в этом, вызванной местом строительства как бы и нет, однако, факт налицо...



С внутренней стороны Арка более сложна как по конструкции, так и по декоративному оформлению. Слева и справа от прохода расположены две маленькие комнаты, которые очень соблазнительно признать помещениями для стражи. Над дверными проемами этих комнат макеты хижин майя, в углублениях которых сохранилась окраска стен синего цвета, и которые завершаются необычными четырёхступенчатыми "соломенными" крышами. Угол Арки оформлен традиционной маской какого-то бога, не очень дружелюбно смотрящего на окружающую его действительность. Когда-то двор был образован зданием, фасад которого был с выдумкой украшен полуколоннами и геометрической каменной кладкой (на некоторых камнях можно различить выбитые символы - то ли просто узоры, то ли имеющие смысл знаки), увы, сегодня от всего этого остались только жалкие фрагменты слева от Арки.






Если сравнить сегодняшние фотографии Арки со стороны этого двора с теми, что были сделаны даже еще в середине XX века, то нетрудно заметить: раньше сохранность здания, составляющего периметр двора была лучше. Сегодня мы видим примыкающие к Арке остатки здания только слева, а даже в 30х годах прошлого века в целостности была и часть здания, примыкающая к Арке справа - на современных фотографиях на этом месте уже только груда камней, оставшаяся после обрушения.



Это фото из Музея "Мир Майя" в Мериде - на террасе есть огромная экспозиция, посвященная истории реставрационных работ на археологических памятниках культуры Майя.

Осмотр археологического парка занял чуть больше часа.


SAYIL

http://www.inah.gob.mx/index.php?option=com_content&view=article&id=5702

А я опять очень рекомендую описание и карту сайта, которыми я пользовался как путеводителем вот отсюда:

http://academic.reed.edu/uxmal/sayilmap.html

В археологической зоне указатели к объектам есть, информационные стенды у каждого объекта - тоже.



В Sayil едут смотреть Большой дворец, но есть в этой археологической зоне и еще четыре интересных "малых" объекта: 1) фаллос, 2) иероглифы, 3) Южный дворец и 4) El Mirador.

Большой дворец имеет фасад протяженностью 85 метров и своими тремя ярусами поднимается в высоту на 40 метров, что делает его одним из самых больших дворцов Майя, известных на сегодняшний день. Он частично восстановлен и, в принципе, доступен для осмотра во всем своем объеме, т.к. запрещающие таблички есть, а смотрителей, которые бы приглядывали за редкими туристами нет. Но нужно быть осторожными: риск оказаться со второго-третьего этажа неожиданно на первом реально существует.




Даже беглый взгляд на дворец позволяет с уверенностью утверждать, что он имеет интересную историю строительства. Есть мнение, что первый этаж ранее представлял собой две разные постройки, которые потом были объединены надстройкой второго этажа (так появился первый марш лестницы), а потом уже был надстроен еще и третий этаж и лестница стала двухмаршевой. Теория кажется более чем правдоподобной, т.к. в своей нижней части дворец совершенно ассиметричен, чего нельзя сказать про второй и третий этажи.



Разница между первым и верхними этажами тоже существенная: нижний этаж более лаконичен и монументален (в правой части, правда, есть фриз из полуколонн), второй этаж щеголяет роскошным декоративным фризом из полуколонн и каменной мозаики, а третий этаж может похвастаться только утонченными пропорциями дверных проемов и гладким фризом, имевшим ранее несколько барельефных плит (прямоугольные места их крепления видны до сих пор над дверными проемами). Является ли все это следствием разновременности строительства или разнообразием архитектурных стилей Майя - загадка.



Если решите пренебречь запрещающими табличками и забраться на второй этаж, то лучше все-таки ограничиться левой частью дворца, а правую оставить в покое. Во-первых, отреставрирована именно левая часть, правая - развалины, за состояние которых никто поручится не сможет Во-вторых, справа вообщем-то и смотреть нечего: видимо, учитывая предполагаемую симметричность второго-третьего этажей, реставраторы решили на полный объем дворца не тратить время и силы.

На террасу второго этажа можно попасть по нижнему маршу лестницы - он отреставрирован и производит впечатление вполне надежной конструкции, чего про второй марш лестницы сказать уже нельзя, поэтому терраса третьего этажа доступна только для совсем уж отчаянных людей.

Второй этаж интересен своим впечатляющим фризом, в центре которого Маска (кто-то из богов?), а слева и справа от нее изображения Спускающегося Бога (если верить современным научным представлениям о Майя, то именно так они себе представляли положение божества в процессе его перемещения с небес на землю с целью нанесения визита - врастопырку вверх ногами, что делает Майя довольно уникальным народом в религиозной культуре Человечества). Угол здания оформлен традиционной маской Бога Чака с очень хорошо сохранившимся носом (вообще - это большая редкость) и если внимательно его разглядеть, то не остается никаких сомнений - самый что ни на есть слоновий хобот, даже дырки-ноздри есть.





Заглянуть в дворцовые помещения можно хотя бы ради того, чтобы убедиться в том, что "дворцовые интерьеры" могут быть и такими.



А вот так выглядел дворец "при жизни" во всей своей красе в буквальном смысле этого слова.



От "дворцовой" площади стоит дойти еще до остальных объектов археологической зоны Sayil: Фаллическая стела, Храм с Иероглифами, El Mirador и Южный дворец. Идти надо по дороге (Sacbe) - ее цвет дает отличное представление о том, как раньше выглядели сооружения Майя, т.к. именно на основе такого глинозема и делалась краска (красная и охра), которой выкрашивались стены. Синий цвет имел растительно-минеральное происхождение и в получении был более труден и дорог, поэтому использовался только для акцента отдельных архитектурных и декоративных деталей.



Считается, что знаменитая Стела является объектом культа плодородия, широко распространенного среди многих народов Земли, в жизни которых ведущую роль играло земледелие. Как бы то ни было, но нельзя отрицать того факта, что по вопросам андрологии Майя имели все-таки более реалистичные знания, чем по вопросам способов перемещения богов с небес на землю.



Храм с Иероглифами в настоящее время больше чем на половину находится под завалом из камней и выглядит не слишком интересно, и, тем не менее, этот невзрачный объект имеет одну удивительную примечательность: откосы правого дверного проема покрыты вырезанными на камне иероглифами. Почему остальные три двери не удостоились такой части неизвестно. Судя по тому, что археологам известен весь иероглифический ряд (он есть на информационном стенду у Храма), или обрушение произошло сравнительно недавно, или после изучения Храма он был снова завален камнями.




Южный дворец по своим размерам и богатству архитектурно-декоративных решений несравним с Большим дворцом, но зато его фасад является великолепным примером стиля Puuc и доказательством того, что используя всего лишь один единственный декоративный элемент - полуколонну - можно создавать чудесные декоративные эффекты. Дворец в своей правой трети сильно разрешен, и благодаря обрушившимся сводам четко видна конструкция т.н. майянской ложной арки.




El Mirador в Sayil не такой высоченный и грандиозный как в Labna, зато и подъем по пирамиде-платформе не такой утомительный. И даже не карабкаясь наверх, можно легко заметить: существующее помещение - это только половина полного комплекса, вторая половина разрушена, но ее наличие хорошо прослеживается по остаткам стен и свода. Высокий гребень, таким образом, находится вовсе не над фасадом (как в Labna), а точно над стеной, разделявшей помещение на две половины. Вполне возможно, что прорези, которыми так богат гребень, использовались для наблюдения за небом или отмечают на небе те места, на которые нужно с определенной точки смотреть в определенные дни, в ожидании чего-то...



Осмотр археологической зоны Sayil занял чуть больше часа.


KABAH

http://www.inah.gob.mx/index.php?option=com_content&view=article&id=5669

Но лучше смотреть здесь:

http://academic.reed.edu/uxmal/kabahmap.html

Современная дорога разделила археологическую зону Kabah на две части и теперь посещение этих частей организовано весьма своеобразным образом: та часть, где находится знаменитый дворец Codz Poop, является платной для посещения, а та часть, где находится Арка - для посещения бесплатна и проход на нее совершенно свободный. Удивительно то, что подавляющее большинство сооружений исторического Kabah оказались именно в бесплатной части, а современная платная зона представляет собой сравнительно небольшую часть бывшего города - впрочем, этому есть вполне простой объяснение.

При входе в платную зону есть информационные стенды с планом археологической зоны и ее описанием.



Пусть вас не смущают эти грандиозные по территориальному размаху планы местности и обилие отмеченных на них объектов: на самом деле практически вся археологическая зона закрыта для туристического доступа, т.к. представляет собой непролазную сельву и постройки лежат в руинах - там еще восстанавливать и восстанавливать... Осмотреть можно: Дворцовый комплекс в т.н. Grupo Oriente, включая Codz Poop, (платно) и Арку в т.н. Grupo Central (бесплатно). Если когда-нибудь хоть что-то в нынешней бесплатной зоне будет отреставрировано, то она, естественно, станет тоже платной, но пока там туристу делать нечего. Хотя когда-то город Kabah легко соперничал по своей значимости и грандиозности архитектурного ансамбля с нынешней туристической Меккой - Ушмалем.

Дворцовый комплекс, как считается, был местом жительства правящей династии города и состоит из двух частей: справа Codz Poop, а слева собственно дворцы, обрамляющие по периметру Дворцовую площадь. Весь комплекс возвышается на высоченной каменной платформе, дабы сразу и наглядно было понятно: здесь "верхи" общества.



Основным объектом, прославившим весь Kabah, является здание Codz Poop, сочетающее в себе дворцово-сакральную функцию, что нашло отражение и в совершенно разном оформлении двух фасадов: иногда даже считают, что это два самостоятельных сооружения (храмовая постройка и дворцовая постройка), просто примкнувшие друг к другу тыльными сторонами.

Сначала поднимаемся по лестнице на верхнюю террасу, где можно заметить горловину Chultunes (цистерна для сбора и хранения дождевой воды, как правило, естественного происхождения, что-то типа маленького сенота) - на фото именно около нее стоят туристы. Таких "цистерн" в этом регионе огромное множество и их горловины можно обнаружить во всех археологических зонах, но только в Kabah она явно обозначена и сопровождена информационным стендом.




Чем ближе мы подходим к дворцу, тем с большим удивлением и восхищением на него будем смотреть - уникальность она и есть уникальность! Не известно, чем именно руководствовались создатели этого чуда, но эффект получился потрясающий. 250 (двести пятьдесят!) масок Бога Чака, а предполагается, что раньше их было вообще около 300 - это и есть фасад Codz Poop (45 метров длины и 6 метров высоты).




Бог Чак был богом дождя, а также еще и плодородия, а также еще и леса, а также еще и грома, а также еще и ... вообщем он был очень значимым богом, от которого много что зависело. Примечательно, что в известном ритуале жертвоприношения у Майя, когда из груди живого человека жрец вырывал еще трепещущее сердце и показывал его небу, руки и ноги жертвы держали четыре "Чака".

Если сравнить изображение Бога Чака в Kabah с тем, которое мы видели в Labna, то нельзя не отметить, что здесь он вызывает гораздо больше к себе симпатий, чем там, хотя время создания комплексов примерно одинаковое (если за таковую принять дату, обнаруженную на одном из дверных косяков - 857 год н.э.). Видимо, Майя в Kabah относились к нему более чем панибратски, т.к. для того, чтобы попасть в некоторые помещения нужно было в качестве ступенек использовать голову и "хобот" Бога Чака, а не обычную лестницу... Стоит ли удивляться, что ко времени строительства Labna в 862 г. н.э. этот бог уже не был таким милым и добродушным?




Совершенно иным предстоит перед нами второй фасад Codz Poop. Если тот, что мы уже видели, можно с полным правом считать сакральным и более свойственным храмовому сооружению, то тот, что нам предстоит увидеть, однозначно, является дворцовым с уклоном в победоносно-военную тематику. С этой стороны у дворца есть два интереснейших объекта: две гигантские фигуры воинов и барельефы в одном из дверных проемов.






Полноразмерные скульптуры людей в археологических зонах (да и в музеях) сейчас большая редкость, но фигуры примечательны еще и тем, что очень подробны во всех деталях: и костюм и плюмаж, и даже кудри волос (парика?) проработаны с мельчайшей точностью. То, как в камне вытесаны кисти рук, наводит на мысль, а не вставлялись ли в них древки "знамен"? У лица этого воина есть еще одна очень впечатляющая деталь и ее сопоставление с барельефами может дать почву для многочисленных вопросов-догадок. В Музее Мериды хранится голова второго воина (правая скульптура), которая практически идентична той, что сохранилась в целостности на фасаде (левая скульптура) - различие состоит в том, что волосы правого воина прямые, а не завиты в кудри, как на левой скульптуре, что позволяет сделать предположение об изображении двух разных реальных лиц. Но в своей главной особенности (см дальше) они копируют друг друга.

http://academic.reed.edu/uxmal/galleries/Mid/Kabah/CodzPoopB/Kabah-CodzPoopB-40.htm

Барельефы на левом и правом косяке дверного проема состоят каждый из двух частей (верхняя и нижняя плита) - и это отдельная тема для разглядывания... Левый и правый косяк почти симметричны по сюжету, но различны по некоторым нюансам исполнения. Нижний барельеф изображает сцену обезглавливания человека, видимо, пленника.
На верхнем барельефе две фигуры: считается, что одна из них является изображением правителя города Kabah, но гораздо интереснее другая, примечательная тем, что вся левая часть лица у нее явно указывает на проведенный ритуал скарификации (шрамирования). Если теперь присмотреться к лицу скульптуры воина, то точно такое же расположение шрамов можно обнаружить и у нее (в виде змея: вокруг левого глаза и с изгибом вокруг рта на подбородок). Являются ли воины, изображенные в скульптурах и в барельефах одними и теми же людьми, являются ли они историческими лицами, связаны ли они как-то друг с другом совместным правлением или военной удачей - неизвестно, но этот фасад Codz Poop явно посвящен какому-то победоносному событию и прославляет каких-то конкретных двух лиц.

Слева от здания Codz Poop находится вторая дворцовая группа, образующая площадь, также поднятую на высокую платформу над окружающей местностью. Два здания: т.н. Резиденция и Дворец интересны тем, что, благодаря своим лестницам, позволяют заглянуть в строительную технику Майя.



Исследования многих археологических парков доказали, что те сооружения, которые мы сейчас видим, очень редко именно таковыми сразу же и строились. Обычным для Майя было постепенное надстраивание-пристраивание-расстраивание ранее возведенных зданий, поэтому, например, внутри многих пирамид таятся до 5-6 менее грандиозных пирамид-предшественниц. С дворцами Майя тоже не все так просто: многие из них имеют свидетельства, дающие все основания предполагать, что их строительство велось в несколько этапов. И Резиденция и Дворец в Kabah являются сейчас двухэтажными, но, скорее всего, так было не всегда.







Майя не знали межэтажных внутренних лестниц и переходов, поэтому доступ с этажа на этаж осуществлялся всегда снаружи по внешним лестницам. Многие из них до сих пор производят впечатление более поздних пристроек, выполненных в ходе увеличения этажности уже существующего здания. Внешние лестницы Резиденции и Дворца в Kabah интересны тем, что их примыкание к этим сооружениям оформлено через сквозные арки. Само по себе такое архитектурное решение не часто встречается в строительной технике Майя, но здесь оно примечательно еще и тем, что является косвенным подтверждением первоначального существования этих зданий как одноэтажных: фасады зданий являются целостными и едиными на всем своем протяжении, в т.ч. и в подарочном пространстве, где оказались и элементы декора в виде полуколонн, и даже полноценные дверные проемы, оформленные монументальными колоннами, что выглядит весьма странным конструктивным решением, если бы сразу велось двухэтажное строительство. Арки в Kabah являются прекрасными иллюстрациями особенностей аркостроения Майя: т.к. они не знали истинной арки, то т.н. "ложная арка Майя" создавалась простым напуском каждого последующего ряда каменной кладки в сторону арочного проема - а свод образовывался не замковым камнем, а простым перекрытием плитой. Вообще изучение каменной кладки Майя оставляет странные чувства: она не выглядит уж слишком профессиональной (чего стоит только наличие вертикальных стыков между камнями без их перекрытия на уровне следующего ряда), достойной строителей таких грандиозных сооружений.

А если теперь представить дворцовый комплекс в цвете и без последующих разрушений, то получится примерно так.



Вообщем-то это и все, что входит в осмотр платной части археологической зоны Kabah - теперь надо из нее выйти обратно, перейти дорогу и углубиться в бесплатную часть археологического парка, куда можно попасть совершенно свободно. Смотреть там пока особо нечего... но есть один объект, который нельзя миновать - Арка.




Когда-то два города: Kabah и Uxmal были связаны друг с другом дорогой (Sacbe) длинной 18 километров и шириной 4,5 метра, вырубленной в сельве. С обоих концов эта дорога обозначалась арками - ту, которая принадлежит Kabah мы и видим. Весь Юкатан был покрыт густой сетью таких дорог, связывавших все города и обеспечивающих быстрое сообщение между ними, т.ч. значение коммуникаций в деле поддержания государственного порядка Майя понимали не хуже европейских римлян. Если быть внимательным, то можно найти два камня, на которых остались отпечатки человеческих рук (как раз та краска, которая получалась из красного глинозема, устилающего и сейчас лесные дороги на Юкатане), а если быть доверчивым, то можно даже согласиться с версией, что это отпечатки рук древних Майя.

Осмотр археологической зоны Kabah занял около часа времени.


ECOMUSEO DEL CACAO

http://www.ecomuseodelcacao.com/

О существовании этого музея я даже и не подозревал и он был обнаружен совершенно случайно, т.к. расположен между двумя археологическими парками: Labná и Xlapak - раз уж все равно ездим по Ruta Puuc мимо этого Экомузея, то почему бы и не заглянуть в него?

Музей представляет собой несколько майянских хижин, в которых оборудованы экспозиции, посвященные какао, шоколаду и их роли в жизни Майя. Хижины расположены на проложенной по кругу дорожке, т.ч. последовательность осмотра задана и плутать негде - просто переходишь от одной к другой хижине, а т.к. весь музей находится в некотором подобии ботанического сада, то еще по пути и знакомишься со всякими представителями местной флоры.




Так я впервые в жизни увидел плантацию банановых и окончательно убедился в том, что бананы, действительно, не растут на пальмах.



Хижины небольшие по размеру и оборудованы кондиционерами, т.ч. переход от одной экспозиции к другой - сплошное удовольствие! Экспозиция сочетает в себе массу достоинств: 1) она интересна, 2) она наглядна и 3) она не утомительна для осмотра.



Процесс приготовления какао-напитка Майя будет понятен даже ребенку и представлен не только картинкой, но и орудиями производства.




Жилище Майя имеет одну особенность: оно было домом не только для тех, кто проживает в нем сейчас, но и для тех, кто проживал в нем ранее.




Надо признать, что я к своему стыду до недавнего времени был глубоко уверен в том, что кофе-бобы и какао-бобы - это одно и тоже, и я понятия не имел, что их собирают с совершенно разных деревьев. Почему-то мне казалось, что какао и кофе получаются такими разными из-за особенностей технологии выращивания и переработки одних и тех же бобов. И уж тем более для меня было удивительным, что какао-бобы не растут как маслины, а их извлекают из мякоти плода какао-дерева (40-50 в каждом) - само существование этого плода, наличие нескольких видов какао-деревьев, различающихся своими плодами, их внешний, внутренний вид стали в тот день целым открытием.




Прежде чем попасть в мешки и быть отправленными к переработчикам, какао-бобы из каждой партии проходят строгий отбор по 6 критериям. Для этого их сначала отбирают по размеру, отсеивая через решетку-сито, а затем в специальном чемоданчике острейшим ножом режут пополам, чтобы внимательно разглядеть, пощупать и понюхать.





Вот главные угрозы для какао-дерева и сборщиков какао-плодов.



Основная судьба какао-боба в современном мире - стать шоколадом одного из трех видов. Вы знаете сколько надо плодов, сколько надо бобов, чтобы получить 1 кг шоколада? А вы в курсе из чего должен состоять шоколад, чтобы он мог называться настоящим? Можете теперь сравнивать с обертками.




Выдающаяся роль фирмы Nestle в завершении шоколадной истории теперь сомнению уже не подлежит и увековечена на соответствующем стенде.




На территории музея есть хижина, где по расписанию всем желающим демонстрируют, как правильно приготовить ароматный и полезный напиток какао.




В конце маршрута нас ждет кафе-магазинчик, где можно купить всякую всячину из какао (от натуральных бобов и шоколада до мыла и шампуня), а также выпить какао-пиво и съесть какао-мороженое, которое при вас и приготовят. На террасе этого кафе-магазинчика можно поразглядывать оборудование, которое в начале XX века использовалась в какао производстве.



Весь музей занял час времени.


UXMAL

http://www.inah.gob.mx/index.php?option=com_content&view=article&id=5728

http://academic.reed.edu/uxmal/uxmalmap.html

http://yucatantoday.com/en/topics/uxmal

Про Ушмаль я буду краток. Говорю сразу: здесь речь пойдет только про его вечернее шоу, а не дневное посещение этой археологической зоны. На Юкатане есть два археологических парка, которые имеют вечернее свето-музыкальное шоу. В Чичен-Итца оно сейчас закрыто, т.ч. остается только Ушмаль.

Абсолютная ерунда.

Я думал, что вечернее шоу - это посещение археологической зоны, где объекты эффектно и разноцветно подсвечены и играет аутентичная музыка... и ты такой ходишь от объекта к объекту и ахаешь-охаешь восхищенно... а вокруг все так загадочно и таинственно...

На самом деле все совсем не так. Зрители размещаются на ступеньках Северного корпуса т.н. Женского монастыря и потом около часа слушают какую-то историю на испанском. Во время рассказа играет музыка и включается разноцветная подсветка некоторых сооружений. Вообщем, все как-то скромненько и нудненько... не зрелищно и не увлекательно...






Но вид вечерней Пирамиды Волшебника почти примиряет со всеми прелестями этого шоу )))



---------------------------

Вот так и прошел один день поездки по Юкатану.

Сейчас еще раз посмотрел фотки вечернего шоу в Ушмале - а ведь вроде и очень даже ничего... красиво ведь! )))

 Сообщить модератору



Спасибо, очень интересно. Что Вы скажете относительно реставрации? Слышала мнения, что она делается настолько кондово, что пропадает все впечатление от постройки в целом.
Или Вы выбрали места, оставшиеся в первозданном виде?
Цитата:

Что Вы скажете относительно реставрации?


ну... до реставрации Храма Христа Спасителя и Воскресенских ворот там еще реставрировать и реставрировать... )))
Цитата:

Слышала мнения, что она делается настолько кондово, что пропадает все впечатление от постройки в целом.


В археологических зонах отсутствует восстановление объектов в их полном объеме, например, арки в Labna и в Kabah должны бы иметь вверху высоченные гребни, но мы их не наблюдаем и после реставрации, а гипотетический оригинальный вид этих арок видим только на рисунках информационных стендов. Ни одно из сооружений Майя, которые я видел на Юкатане, не является полностью восстановленным. Для меня целым потрясением стало, что знаменитая Пирамида в Чичен-Итца в том виде, в котором растиражирована на парадных и рекламных фотках (с шикарной лестницей), является таковой только с одной из четырех ее граней: остальные три грани этой пирамиды до сих пор представляют из себя полуобрушившуюся каменную кладку. Так что «первозданный вид» всегда будет к Вашим услугам :)

Насчет качества реставрации мне трудно судить, я не специалист. Насколько я понимаю, в распоряжении реставраторов нет никаких изображений объектов в их оригинальном виде, тут можно строить только теории относительно их вида. Судя по современному внешнему виду объектов, реставраторы умеют во-время остановиться и не переступать черту отсебятины. Насколько я видел «рабочие площадки» вокруг объектов, заваленные обломками и камнями, которые пытаются как-то упорядоченно раскладывать, то при реставрации используются в основном оригинальные детали (об этом свидетельствует и огромное количество пометок на камнях в кладке, указывающих на требуемое место установки того или иного камня).

Цитата:

Или Вы выбрали места, оставшиеся в первозданном виде?


Я, наверное, в начале рассказа не совсем четко сформулировал свою мысль. Когда написал «не коснулась рука реставраторов-маркетологов», то имелось ввиду, что такие археологические зоны как Чичен-Итца, Ушмаль, Тулум забирают львинную часть реставрационных бюджетов и там выполнен огромный объем реставрационных работ, т.к. эти объекты имеют высокую степень туристической привлекательности в силу своих масштабов и удобного расположения. Это без всякого негатива было написано, типа наличия реставрационных фальсификаций. Но «малые» археологические парки в результате оказались обделены вниманием - это и их минус, но в этом есть и плюсы.
Так интересно, необыкновенно.
Мексика начала вырисовываться, так скажем, к следующему отпуску. Ваш рассказ - готовый, подробный путеводитель. Завтра буду перечитывать самым внимательным образом. Хочу не упустить детали. Но написать решила сразу, как только прочла. В восторге.
Спасибо большое.
Цитата:

Immagine Universale "Майя. Вчера и сегодня" (и даже есть на русском языке!), с продукцией которого я впервые познакомился в прошлом году по их итальянской серии: в альбоме можно на фотографии современного состояния архитектурных памятников наложить прозрачную слюдянку с изображением их исторического вида - эффект получается впечатляющий.



Видела этот альбом. Действительно, потрясающе. Спасибо за рассказ. Вы обратили внимание на такие, невидимые на первый взгляд, элементты архитектуры. Сижу, рассматриваю фотки. Очень-очень интересно.

Про кофе-какао, к стыду своему, не знала:)
Спасибо очень большое:)
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Круиз на лайнере "АИДАприма" с 17 по 24 июня.Часть 2. Круиз.
2Барселона и Монтсеррат
3Немного Юкатана
4Впечатления о поездках по Юкатану. Тулум, Чичен-Ица, Коба, сеноты и заповедник Рио-Лагартос
5Мексиканский крышеснос. Юкатан: зазеркалье, розовые облака, загадки майя и прочие радости.
6Аэропорты Гаваны и Канкуна, перелеты с Cubana de Aviación, ренткар Thrifty, на авто по Юкатану
7За 2 дня по Юкатану
Отдых в Мексике
Отели Мексики
Отели Канкуна
Отели Катемако
Сан-Кристобаль-де-лас-Касас
Сан-Мигель-де-Альенде
Погода в Мексике
Туры Новый год
Рейтинг отелей:
50.Catalonia Playa Maroma 5-
51.Oasis Viva 5-
52.Riu Palace Las Americas 5-
53.Veracruz Centro Historico 5-
54.Occidental Grand Cozumel 5-
55.Barcelo Tucancun Beach 4+
56.El Castellano 4+
лучшие отели Мексики
Фото отелей:
22.Villa Mercedes Palenque, Мексика [30]
23.Ocean View Hotel, Мексика [30]
24.The Reef Playacar Resort, Мексика [29]
25.Grand Palladium Colonial Resort & Spa, Мексика [28]
26.Iberostar Paraiso del Mar, Мексика [27]
27.Riu Caribe, Мексика [25]
28.Riu Palace Peninsula, Мексика [25]
Популярные отели:
57.Maya Caribe Beach House Hotel отзывы
58.Casa Maya отзывы
59.Grand Palladium Riviera Resort & Spa отзывы
60.Krystal Cancun отзывы
61.The Ritz-Carlton Cancun отзывы
62.Don Quijote отзывы
63.Hilton Mexico City Reforma отзывы
Отзывы по отелям:
78.Мексика, Villa Mercedes Palenque [1]
79.Мексика, Ocean View Hotel [1]
80.Мексика, Holiday Inn Express Oaxaca-Centro Historico [1]
81.Мексика, Hilton Mexico City Reforma [1]
82.Мексика, Casa Mexicana [1]
83.Мексика, Hotel Calli [1]
84.Мексика, Fiesta Americana Reforma [1]