03.02.13 18:07:06
Стокгольм - город, который обещал 
Время отдыха: февраль 2013

«Мальчик посмотрел вперед, но сперва ничего
не увидел, кроме светлой и прозрачной дымки
тумана, клубившегося над водой. Но потом он
стал различать высокие башенные шпили и дома
со множеством окон… Все строения, казалось,
покоились на воде»


Стокгольм - северный город, а в моем представлении это значит холодный, темный мрачный. Из северных стран в моем туристическом активе только Финляндия. К этой стране я осталась равнодушной, хотя отдых в Наантали мне и понравился. А еще понравился кусочек северной природы, который удалось посмотреть в этом очаровательном местечке. Но Хельсинки и Турку не впечатлили абсолютно. Посмотреть же Стокгольм очень хотел муж. И я подумала «Терпит же мой дорогой супруг бесконечные мои испанские монастыри и соборы. Так что пора бы и мне потерпеть». Ну, потерпеть это так, для красного словца. Ведь свое уважение к Швеции мое поколение никогда и не скрывало. В начале 70-х годов эта страна была для нас буквально окном в мир. Радио Швеции не глушили, поэтому вещание на русском языке было вполне доступно. Равно, как и доступны всевозможные музыкальные программы. Кроме того пусть и детьми, а первый чемпионат мира по хоккею с шайбой мы увидели в прямом репортаже именно из Швеции в 1963 году. Болели наши родители, болели и мы. В дальнейшем наша семья всегда болела за хоккейную команду Швеции, если не играли наши. Совсем недавно нашла шведский флаг, который выдержал около 15 турниров на Приз Известий и три «советских» чемпионата мира, на последний из которых в 1986 году муж ходил уже с дочкой.


Всю подготовку поездки осуществил мой муж со свойственной ему скрупулёзностью. Я только просмотрела предложенные отели и отзывы по ним, обозначила свои пожелания: обязательно тепло, бассейн и сауна, хороший завтрак. По этим признакам остановились на Radisson Blu. Отель понравился; несмотря на маленькие недочеты, соотношение цена/качество (по шведским меркам) оптимальное. Расположен удобно, в районе Normaholm: 6 минут пешком от Центрального вокзала и, соответственно, терминала Arlanda Express (скоростного поезда в аэропорт).








Перелет SAS совместный с Аэрофлотом. Полет мне вернул душевное равновесие, которое я потеряла в аэропорту Шереметьево терминал D. Нет, нет причиной потери этого самого равновесия стала не плохая работа аэропортовских служб, а мое собственное разгильдяйство. В кафе, где мы расслаблялись за кофе после тяжелого, нервного какого-то дня (был пятичасовой вылет), я благополучно забыла в кресле такую специальную сумочку для денег и документов, которую мне передал муж, чтобы я положила в свою дамскую сумку. Вспомнили мы о ней спустя, примерно, минут 40. Там были купленные заранее кроны, но главное, как мне казалось, там были наши паспорта. Надо ли описывать мое состояние, когда я мчалась назад в это кафе. Сумка лежала на том самом кресле, где я ее оставила. Благоразумный муж, естественно, не положил туда паспорта, а убрал их во внутренний карман. Я же, когда летаю, кладу и наличные, и паспорт именно в эту сумку: т.е. все яйца в одну корзину. Какие все-таки мужчины умные и практичные!
Самолет был, что называется, «полна коробка»: люди летели до Цюриха: горнолыжный сезон в разгаре. Штришок такой небольшой, на который я обратила внимание. Впереди меня сидела шведка, а рядом ближе к проходу наш дяденька, который задремал, держа журнал в руках. Так вот, шведка, решившая выйти, не стала будить этого самого дяденьку, а осторожно так, как то по- свойски вынула журнал у него из рук и протиснулась в образовавшееся пространство, не потревожив его сон. Подобным образом поступила и стюардесса, тихонько вынув довольно внушительных размеров дамскую сумку у задремавшей пассажирки и определив ее в багажную полку, когда самолет начал снижаться. Вспоминала эти эпизоды потом, когда сталкивалась с ненавязчивой доброжелательностью шведов и искренним желанием помочь тебе сделать что-то лучше и рациональнее, невзирая на некоторые даже собственные неудобства. Обращает на себя и этакая самодостаточность шведов: надписи в большинстве случаев на шведском, но если ты спросишь, то тебе ответят на хорошем английском, на котором говорят практически все. И в то в то же самое время это не Амстердам, где говорят по-английски так, что кажется уже и родной язык забыли. Впрочем, это мои поверхностные впечатления о шведах за те немногие дни, что довелось провести в Стокгольме. Возможно, знатоки этого города и страны меня опровергнут.


Итак, наш первый вечер в Стокгольме. В аэропорту сразу купили музейные карты. Билет на экспресс был куплен заранее: в праздничный день он стоил чуть дешевле, чем в будние дни. Экспресс – это быстро, удобно, одним словом очень комфортно. Очень понравилось, что в Arlanda Express не спрашивают распечатки билетов, а просто сканируют карточку, по которой ты эти билеты покупал. Мы знали об этом заранее, соответствующий вопрос был и на сайте при покупке билетов, поэтому по-хорошему забыли про все эти «бумажные носители».


Заселившись в отель и, почему-то, даже не ознакомившись с меню отельного рыбного ресторана, вышли в темноту Стокгольмского вечера и отправились в близлежащую пиццерию Вапиано. Большое спасибо S&P за наводку на эту пиццерию. Будучи в Стокгольме, не раз посещали заведения под названием Вапиано. Правда, нам больше приглянулся ресторанчик этой сети в Гамла Стане. Я достаточно равнодушна к еде, как дома, так и в поездках. Но в Стокгольме этим вопросом нужно озаботиться заранее по причине впечатляющей дороговизны. Видимо, мы очень устали в этот вечер, потому, как не приложили мозг и не подумали, что в пятницу вечером пиццерия будет заполнено «под завязку». Так оно и оказалось. У нас поинтересовались, согласны ли мы подождать полчаса. Мозг, по-прежнему, не захотелось прикладывать, поэтому согласились погулять в течение получаса по темным и ветреным улицам. Тогда мы были осчастливлены специальным информационным устройством в виде круглой объемной такой штучки и двух магнитных карточек. Ровно через полчаса эта самая штучка начала светиться и вибрировать, и мы поспешили в пиццерию. Места для нас нашлись за большим общим столом. В этом заведении самообслуживание. Мы прошли к месту, где готовят пиццу с разными добавками. Заказали ее, затем озаботились напитками. Когда пицца была готова, информационная пластинка опять засветилась и завибрировала. Получили вожделенную еду, напитки, наконец, уселись со всем этим добром за стол. Кругом все больше молодой народ дышал, поедая нехитрую итальянскую стряпню, увлеченно болтая и смеясь. Я все время поджимала ноги, боясь наступить на довольно приличного вида куртку, беспечно оставленную владельцем прямо на полу. Нам свою одежку пришлось держать на коленях: кое- где имеющиеся вешалки были сплошь завешаны одежкой, а бросать на пол пусть уже и не новые и не особенно дорогие куртки были как-то не приучены. Все-таки старшее поколение, к которому уже с сожалением себя отношу, сохраняет уважительное отношение к одежде, когда-то «доставаемой» с таким трудом. Быстро поужинав и расплатившись магнитными картами, на которые заносились наши заказы, отправились к себе в отель. Понуро плетясь рядом с мужем, я с тоской думала, что ну как-нибудь соберусь с силами и переживу этот город. А еще думала, что правильно мы сделали, что не купили заранее билеты в оперный театр на оперу Верди «Бал–маскарад». В Москве мне казалось, что это будет достойное завершение первого вечера в Стокгольме: спектакль на тему исторических событий в Швеции с прекрасной музыкой. Сейчас же усталая и унылая я хотела только одного: добраться до вожделенной кровати в теплом номере и напиться чаю с вареньем.


Как я уже говорила, это была первая моя поездка, в которую я информационно совершенно не готовилась. Но просмотреть ресурс «Отзыва» по Стокгольму успела. Хочу поблагодарить господина под ником Puaro за составление полезнейшей шпаргалки по этому городу. Из нее мне, которая до самозабвения носится по замкам при любой возможности в любой стране, сразу стало ясно, что посмотреть реально вне центра города я смогу только один замок - Дроттнингхольм, но зато какой! Комплекс этого замка был внесен в список объектов ЮНЕСКО


Первое наше утро в Стокгольме встретило нас довольно сносной погодой: без осадков. Хотя я и читала про Стокгольм относительно мало, но фраза, которую произносит один из героев Августа Стринберга
«Покажите мне шведское здание! Такого здания, нет, а если и есть, то либо оно плохое, либо построено по иностранному образцу», несправедливо, как я поняла впоследствии, предопределила мое отношение к архитектуре города. Еще два хорошо знакомых нам героя Карлссон и Нильс смотрят на этот город сверху и соответственно описывают его. Почему? Значит, он настолько неинтересен в архитектурном отношении, что впечатляет только сверху? Выходим из отеля перед нами вот такое здание



Уже неплохо.
В этот день у нас первым на повестке дня стоял музей Юнибакен. В него мы и поспешили, зная заранее, что там всегда очереди. Садимся на автобус и направляемся на остров Юргорден. Вот и нужная остановка. Народ уже вовсю спешит с детьми в Юнебакен. А я, выйдя из автобуса, замираю, глядя в совершенно противоположную от музея сторону. Передо мной неправдоподобно острый, шпиль церкви, вонзающийся в хмурое шведское небо.



И я рванула к этому необычному шпилю, принадлежащему церкви Св. Оскара.

А вокруг вот такие дома



Город как будто обещал: ты присмотрись, присмотрись ко мне. Но программа была составлена так, что присматриваться пришлось урывками, тем временем, которое оставалось от музеев.
И я, как могла, присматривалась.
Увидела роскошную пафосную набережную Странваген в южной части района Остермальм с ее невероятным смешением архитектурных стилей конца XIX - начала XX веков: здесь тебе и арт-нуово – симпатичные домики-близняшки,



И дома-замки в шведском романтическом стиле




Северный музей в стиле неоренессанса – это просто сказка какая-то



А вот здание в стиле голландского ренессанса, кстати, построенное голландским же архитектором в 1647 году. Это бывший адмиралтейский дом, а сейчас шведская туристическая ассоциация. Правда, башенки по углам этому зданию добавили позже: при реконструкции. Хорошо, что сохранили замечательный ступенчатый фасад.



Недалеко от Шведского парламента еще одно примечательное здание опять же в стиле арт-нуово, имеющее даже свое название «Rosenbad», которое я бы перевела, как бутон розы. Такое название сохранилось от здания, существовавшего на этом месте с 1684 года и принадлежавшее аптекарю немецкого происхождения, который использовал для приготовления снадобий масло из роз и лилий.




На фронтоне здания есть вот такая любопытная памятная доска. Надпись повествует о том, что здесь находился Дворец Бонде, принадлежавший маршалу королевства Карлу Бонде с 1789 по 1889 год. Еще изображен его фамильный герб и здание самого дворца. С 1889 по 1902 год на месте снесенного дворцового здания по заказу банка Северный кредит был построен сегодняшний дом, который является национальным достоянием.


А на углу этого примечательного здания сидит вот такая странная зверушка



Рядом еще несколько запоминающихся домов
Дом в стиле шведского барокко. Это дом барона Алекса Теодора Адельсварда, который построил ему в 1890 году архитектор Густав Исак.
Следующий дом известного дипломата Роберта Сагера, построенный в начале XX века. Это я бы сказала уже французский ренессанс.

Рядом еще один дворец, выстроенный в стиле классицизма и украшенный коринфскими полуколоннами. Во дворце жил принц Евгений брат короля Густава V.



Эта группа домов выводит нас на площадь Густава Адольфа, где стоит знаменитый театр Шведская королевская опера. До 1892 года на этом месте существовало здание старой королевской оперы, в котором в 1792 году был убит король Густав III. Символично, что король, который так любил театральное искусство, писал либретто и пьесы, создавал эскизы костюмов и декораций, наконец, сам участвовал в театральных постановках, погиб именно в театре. Это историческое событие послужило сюжетом для написания Верди оперы «Бал-маскарад». Композитор создал достойный памятник королю-меценату. После трагедии здание старой оперы простояло еще до 1892 года, хотя наследник короны Густав IV и закрывал театр на некоторое время, будучи недоволен тем, что место трагедии используется как место развлечений. В конце концов, здание снесли и выстроили в 1899 году новое в неоклассическом стиле.



К сожалению, в то время, когда мы там были, на площади производились строительные работы. Однако все–таки удалось увидеть примечательные постройки: позади памятника Густаву II Адольфу стоит интересное здание Скандинавского дворца, построенного в 1914 году – смесь классицизма (дорический фасад) с шведским романтизмом, вплотную примыкает к нему жилой дом Дэвидсона, постройки 1896 года с башенкой, на которой устроены часы, и завершает композиционный строй, так называемый, Датский дом.



Еще один не менее известный театр шведской столицы – это Королевский драматический театр. Красивое здание театра в стиле арт-нуово, было построено в 1908 году.



А город на этом не успокаивается: ведь он обещал понравиться.
Ах, этот странноватый шведский романтический стиль. Вот дом, увиденный мною с острова Юргорден, - знаменитый дом престарелых «Данвиксхем», созданный в начале XX века.



А старое здание таможни в Ниброкахене, обнаруженное на пути в Национальный музей, совершенно иное – строгое и простое



Город показал постройки и в стиле скандинавского арт-деко. - знаменитую и обязательную к посещению Ратушу



И целую площадь, выстроенную в начале шестидесятых годов в том же стиле.


Наиболее интересна она в ночное время.


Рассматривая архитектуру Стокгольма, я вдруг поняла, что объединяет столь разные по своим архитектурным особенностям постройки города – это вода. Именно она является главной архитектурной мелодией Стокгольма, именно она увязывает все эти, казалось бы, несовместимые архитектурные стили. Воды столько, что знаменитый хостел Чэпмен, расположен непосредственно на воде рядом с берегом. Это настоящее парусное судно, построенное в 1888 году в Великобритании, затем купленное шведами и названное в честь известного шведского кораблестроителя Хенрика Чэпмена А.Ф. Своего рода тоже архитектура.


фото
Следующей пришла мысль, что именно благодаря водному пространству, чередующемуся с островами, архитектура Стокгольма будет необычно смотреться именно с высоты. Недаром в городе много смотровых площадок и даже в летнее время разрешены полеты над ним на воздушном шаре. Чувствуется, что для полноты этой самой архитектурной картины не хватает именно третьего измерения. Вот откуда оказывается все эти полеты Нильса с гусями, Карлссона и «Стокгольм с птичьего полета» Стринберга.
Совершенно иная архитектура ждет туриста в Старом городе Стокгольма – Гамла Стане, который находится на острове Штадтхолмен. Сердцем этого старинного района является площадь Стурторгет. Площадь Стурторгет напоминала мне старинную площадь немецкого города, может быть Франкфурта-на-Майне, может быть Бремена. Те же фигуристые домики в несколько этажей, узенькие переулки, которые разбегаются от площади и теряются в глубине старинной застройки.






Здесь всегда многолюдно: экскурсии и самостоятельные туристы, внимательно изучающие карты и путеводители. Многие исторические события Швеции связаны с этим известным местом. Связаны с ним и многочисленные легенды, действие которых зачастую разворачивалось «…вон там, на дне трубы, именуемой переулком».

Бесспорным украшением Гамла Стана являются три церкви.
Прежде всего, нужно обратить внимание на церковь Святого Николая - кафедральный собор Стокгольма с 1942 года.


Первоначально построенная здесь в 1279 году церковь, на протяжении нескольких столетий являлась единственной приходской церковью города. Выстроенный в готическом стиле, собор в XVIII веке был частично перестроен в стиле барокко. К сожалению, в это утро в церкви шла служба,



поэтому не получилось подойти и рассмотреть копию знаменитой картины «Ложное солнце», где изображено физическое явление под названием «паргелий», когда несколько концентрических колец расходятся вокруг солнца. Оно имело место над Стокгольмом в апреле 1535 года. С этим связано интересное историческое событие. Когда великий реформатор король Густав I Васа вознамерился взять под контроль имущество церкви, знаменитый проповедник Олаус Петри толкует появление «ложных солнц», как предостерегающее знамение против разорения церквей. Считается, что это самое старое из изображений Стокгольма. Олаусу Петри установлен памятник у восточного барочного фасада церкви. За спиной скульптуры на церковном фронтоне стилизованное изображение этого знаменитого атмосферного явления



Шпиль колокольни церкви Святого Николая венчает забавный петух



Еще одна интересная церковь в Гамла Стане – это немецкая церковь .



На месте этой церкви в XIV веке существовало здание гильдии немецких торговцев, которое в XVI веке перестроили в церковь. Церковь освятили в честь Святой Гертруды Нивельской – покровительницы путешественников.
Если вы захотите посмотреть интерьер храма, то зайдите внутрь через северные ворота, на которых начертано изречение «Бойтесь бога! Чтите короля!»



Южный портал украшен статуями Иисуса, Моисея, а также статуями Веры, Надежды и Любви.



Рядом вот такая северная зимняя икебана



Колокола церкви звучат 4 раза в сутки (8:00, 12:00, 16:00 и 20:00), исполняя мелодии двух известных псалмов. Раньше, видимо, они звучали чаще. У Стринберга встречаем: «Часы на немецкой церкви пробили одиннадцать, и тут же колокола заиграли сначала «Жизнь божественно прекрасна», а потом «Моя жизнь волна»». Если это название псалмов, то они, согласитесь, очень романтичны для церковных песнопений.
В интерьере церкви привлекает внимание красивый барочный резной алтарь и так называемая « галерея короля» - особое место, где во время проповеди располагалось королевское семейство, зачастую немецкого происхождения.



И совсем удивительная финская протестантская церковь, скорее похожая просто на светское здание. На самом деле, первоначально это и было светское здание, построенное в 1627 году, как зал для игры в мяч. Позже это оно использовалось в качестве театра и лишь в 1725 году, после ряда перестроек и преобразований постройка превратилась в храм, который был освящен, как финская протестантская церковь. Вот такой вот финский рационализм.



Конечно самое монументальное и величественное здание в Гамла Стане – это королевский дворец «Kungliga slotten», парадной своей частью выходящий на набережную. Начинал свою историю этот дворец, как сторожевая башня где-то в XII столетии, позднее в XVI веке он превратился в дворец-замок с положенными ему по статусу мощными стенами, рвом и откидными мостами. Главную башню дворца украшали известные три короны. Дворец так и назвался «Тре крунур». При посещении дворца можно посмотреть специальный музей «Тре крунур». Здесь показывают фильм о создании дворца и знаменитом пожаре, который случился в 1697 году. Интересно, что пожар начался в покоях брандмейстера дворца. Он тайно организовал в помещении торговлю спиртным, а пожарников часто посылал в город для выполнения поручений, связанных с этой торговлей. Так что в момент пожара никого из пожарной команды не оказалось на месте. Да, «ничто не ново под луною..». С интересными материалами по истории дворца можно ознакомиться здесь: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=23 . Строительство нового здания завершили в 1760 году, создав интерьеры по моде того времени в стиле «рококо». Сейчас дворец используется, как рабочая резиденция.



Он охраняется королевскими гвардейцами, среди которых присутствуют и женщины. Любопытно посмотреть смену караула, которая происходит во внутреннем дворе дворца. Среди гвардейцев, несущих караул, попадаются женщины.




В Гамла Стане есть потрясающий музей «Nobelmuseet». Он расположен в здании фондовой биржи.



Музей был открыт к совсем недавно в 2001 году к столетию со дня вручения первой нобелевской премии. Здесь немного экспонатов в привычном для нас понимании. В основном, это немногочисленные предметы, принадлежавшие самому Альфреду Нобелю и некоторые вещи лауреатов нобелевской премии. Например, печатная машинка Бродского. Главный же экспонат музея - это информация: о нобелевских лауреатах, их открытиях и значении этих открытий для человечества. Информация размещена на специальных интерактивных колонках в центре зала. Каждая такая колонка несет информацию о величайших открытиях или событиях или литературных трудах за 10 лет, начиная с 1901 года, когда Анри Дюран удостоился первой нобелевской премии. В каждом десятилетии выделено наиболее значимое для человечества событие. Так, например, наряду с открытием пенициллина и инсулина, в соответствующей декаде обозначено падение берлинской стены.




Интересно было проверить или уточнить свои знания в тех или иных областях. Как я уже говорила - это информационный музей. Любопытно, как оригинально эта информация здесь подана. Кроме интерактивных колонок, она размещена в виде печатных листов формата А4, закрепленных на движущейся проволоке.



В музее есть специальный небольшой зал, где непрерывно демонстрируются фильмы о людях, удостоенных нобелевской премии.
Не забыли здесь и о детях. Для них устроено своеобразное путешествие в различные области человеческих знаний. Специальные информационные шкафчики с надписями «физика», «химия», «литература» и т.д. дают ребенку возможность открыть дверцу и заглянуть в удивительный мир знаний и открытий.




Есть в музее и посмертная маска этого необычного и замечательного человека Альфреда Нобеля.



Совершенно иное впечатление произвел на меня Riddarholmen или рыцарский остров. В отличие от вечно оживленного Гамла Стана – эта часть старого Стокгольма была немноголюдна. Небольшой остров Риддархольмен очень живописен, и его изображение на фотографиях можно встретить во многих изданиях, посвященных Стокгольму.



Первоначальное его название «Козий остров» было изменено после того, как шведский король Магнус III в 1280 году приказал построить здесь францисканский монастырь. Остров стали именовать «Островом монахов». После проведения реформы шведским королем Густавом II Васой монастырь был упразднен, а принадлежащие ему земли возвращены дворянам. Вероятно, тогда же остров в третий и последний раз изменил свое название и стал именоваться «Рыцарский остров» От монастыря осталась лишь церковь, Риддархольмсчурка, которая является центром архитектурной композиции острова. После того, как в шпиль церкви попала молния, его сделали металлическим. Сейчас к хмурому Стокгольмскому небу возносится несколько ажурных металлических шпилей храма.



Эта протестантская церковь была действующей до 1807 года. Здесь захоронены шведские монархи, начиная с героического Густава II Адольфа и заканчивая Густавом V. Король Магнус III тоже был захоронен здесь. Могила Густава II находится в специально часовне, где благодарные подданные оставили надпись «начинал он трудно, но любил благочестие, победил врагов, расширил Империю, освободил угнетенных, возвеличил шведов. Умирая, он выиграл». Король разгромил армию Валленштейна в битве при Лютцене, но сам погиб. После 1950 года захоронения прекратились. Сейчас храм признан национальным достоянием и работает, как музей. К сожалению, он открыт для посещения только в летние месяцы.
Своим фасадом церковь выходит на площадь Биргер Ярлс Торг. Здесь же поставлен памятник Биргеру Ярлу. На острове имеется и башня его имени, построенная в начале XVI века.



Хорошо отреставрированный дворец Врангеля является украшением площади. Этот тот самый Врангель, потомки которого прославились в России. Род Врангелей многочислен и знаменит. Среди них 7 фельдмаршалов, 7 адмиралов и более 300 генералов. Лозунг рода «Ломаюсь, но не гнусь», практически определял достойную жизнь потомков Карла Густава Врангеля. Наиболее известные в России представители этой фамилии - это знаменитый мореплаватель и первооткрыватель Фердинанд Петрович Врангель, тоже известный мореплаватель адмирал Василий Васильевич Врангель (бухта Врангеля), а еще Петр Николаевич Врангель выдающийся руководитель белого движения. Первоначально на этом месте возвел дворец барон Ларс Спарре, получив землю в собственность от короля. Архитектором был Никодим Тессини старший - главный архитектор Стокгольма середины XVII века. Позднее наследники Спарре решили продать этот замок. Узнав об этом, герой тридцатилетней войны генерал и фельдмаршал Карл Густав Врангель вознамерился купить его для строительства своей резиденции. Но благодарная королева Кристина опередила фельдмаршала. Сделав покупку, она тут же преподнесла ее в дар обожаемому Карлу Густаву. Выдающийся вельможа возвел на этом месте достойный дворец. Великолепный дворец имел не менее великолепный террасный парк, выходящий к озеру Меларен. В XVI веке это был крупнейший и красивейший дворец в Стокгольме. Недаром, после пожара 1697 года во дворце королевская семья выбрала местом своего пребывания именно дворец Врангеля и поселилась здесь на долгие 57 лет, вплоть до 1754 года, когда, наконец, было завершено строительство нового королевского дворца. После того, как семья монарха покинула дворец Врангеля, сюда переехал в 1756 голу апелляционный суд. К тому времени Карл Густав Врангель прекрасно проводил время в своем родовом имении Скуклостер. Дворец пережил серьезную реконструкцию после пожара 1802 года. Позднее, уже в XX веке здание дважды реконструировалось и реставрировалось. Теперь мы видим результаты этих работ. Исчезли богато украшенные фасады, в значительной мере дворец утратил свою пышность. Осталось довольно строгое, но совершенное в своих пропорциях здание, вполне подходящее, чтобы быть государственным учреждением.



Рядом находится еще один сохранившийся средневековый ренессансный дворец Стенбока, который позднее перестраивался Никодимом Тессини. С 1773 года – это административное здание. Сейчас в нем расположен Высший административный суд.



Странное впечатление производит этот остров. Остров, на котором никто не живет. Когда стоишь на площади Биргер Ярлс Торг, то понимаешь, что архитектурная планировка этого места гармонична. Но между тем не оставляет ощущение, что это мертвый город, пустой и мертвый, и церковь здесь для мертвых. Немного это ощущение сглаживают еще два красивых здания более поздней постройки. Это здание Старого национального архива, построенное в конце XIX века.



И здание, где расположено крупнейшее издательство страны «Норстедт». Это самое старое издательство Швеции. Оно создано в 1823 году. Где-то читала, что последний палач Швеции на старости лет работал здесь резчиком бумаги. Издательство специализируется на художественной литературе.



Рядом с Рыцарским островом находится красивейшее здание Стокгольма Riddarhuset или Рыцарский дом (Дворянское собрание).



Перед зданием памятник знаменитому Густаву II Адольфу Васа. Строили этот замечательный дом французские архитекторы отец и сын Симон и Жан де ла Валле, а так же Хенрик Вильхельм и Джуст Вингбус. Построили они дом для шведской знати в стиле голландского классицизма. Первое рыцарское собрание состоялось здесь в 1668 году. Конечно, этот дворец неоднократно реставрировался и перестраивался. Интересно посмотреть, что там внутри. Посетители сначала попадают на парадную лестницу. Довольно строгая, но вместе с тем величественная, она украшена всего лишь бронзовыми фонарями.



С лестницы вход прямо в Ландмаршалскую комнату или голубую гостиную.



Вдоль стен этой комнаты размещены шкафы-витрины с коллекцией прекрасного ост-индского фарфора.


Здесь же потрясающая коллекция личных печатей, выполненных на камне, золоте, серебре и даже хрустале. 1600 экспонатов содержит эта коллекция.



Посредине комнаты хранится церемониальное ландмаршальское оружие, выполненное из серебра в середине XVII века.



Еще один Ландмаршальский зал с прекрасным камином и красивым резным потолком был предназначен для секретных заседаний. На стенах зала портреты знаменитых ландмаршалов Швеции XVI-XVII веков.



Но самое замечательное помещение этого удивительного Дома - это рыцарский зал. Здесь заседало Дворянское собрание в дни работы Риксдага с 1668 по 1865год. Надо заметить, что в Риксдаг входили представители дворянства, духовенства, бюргеров и крестьян. Все эти сословия проводили свои заседания отдельно друг от друга. Заседания дворянского сословия проходили именно в рыцарском зале Рыцарского дома. Глава дворянского сословия назывался «ландмаршал».



Все стены этого огромного зала плотно увешаны родовыми гербами шведской аристократии. Всего их 2325 этих гербов, выполненных на медных пластинах. Гербы пронумерованы в порядке года их основания. Большая часть их принадлежит уже вымершим родам. Гербы расположены в соответствии с разделением на дворянские классы: графы, бароны, и безымянные дворяне или «адель». В 1866 году дворянство было официально отделено от государства. Сейчас в Швеции проживают 600 дворянских родов.



На потолке аллегорическое полотно Давида Клекера Эгенстрахля, изображающее величие Швеции в образе Свеи. Над Свеей три ангела с тремя коронами.



На специальном пьедестале установлено ландмаршалское кресло, которое подарил город Любек королеве Кристине. Оно изготовлено около 1625 года и украшено резьбой по кости, изображающие сюжеты из библии



Внизу в вестибюле дворца можно увидеть, как должен был быть одет дворянин – член рыцарского ордена в конце XIX века.



С 1869 года раз в три года в Рыцарском доме проходят заседания представителей дворянства. Продолжая традицию, возникшую в XVIII веке, здесь проводятся и публичные концерты.

Позади Рыцарского дома разбит небольшой сад, который украшает статуя Акселя Оксельштерна – риксканцлера и выдающегося государственного деятеля при Густаве II Адольфе Васа.



Так и стоят они эти два великих государственных мужа Швеции рядом с символом дворянской знати, на которую они опирались в своей многогранной деятельности - Рыцарским домом.
По будним дням с 11:30 до 12:30 сюда можно попасть на самостоятельную экскурсию. Выдается отпечатанный на русском языке сопроводительный текс. Сайт музея: http://www.riddarhuset.se/

Можно продолжить знакомство с «рыцарским бытом» в музее «Оружейная палата», который находится непосредственно во дворце, точнее в восточной его части. У входа в музей висит изображение знаменитой даларнской лошадки.



В музее представлены позолоченные доспехи различных эпох.



А также на доспехи и украшения, которые одевали на лошадей





Королевское оружие



Здесь же выставлен старейший экспонат коллекции шлем Густава II Васы, украшенный золотой короной



Драгоценные украшения короля Карла IX


Вот так выглядят рыцарский и шлем и перчатка



Все эти великолепные доспехи, украшения и оружие призваны прославлять королевскую власть.
В этом музее находится одна из крупнейших коллекций королевской одежды. Роскошные повседневные и праздничные наряды для коронаций и свадеб сшитые из парчи и бархата богато украшены золотой и серебряной нитью, затканы красивейшими узорами.



Наряд короля Густава Адольфа Васы



Украшения для костюма вельможи



А так они выглядят на владельце



Здесь же игрушки, которыми играли маленькие принцы и принцессы



В музее проходит своеобразная тематическая вставка. Она рассказывает о жизни придворного вельможи – авантюриста личного советника короля Густава III барона Густава Маоритса Амфельта. Вам выдается бесплатное приложение для смартфона, где повествование ведется от первого лица.
Мне музей понравился.



Не буду оригинальной, если скажу, что в качестве музеев в Стокгольме используют и государственные учреждения. В частности это относится к городской ратуше.
Мне очень хотелось посмотреть эту самую ратушу, хотя бы потому, что здесь проводится банкет и бал в честь лауреатов Нобелевской премии. Здание ратуши само по себе примечательное. Этот стиль я бы охарактеризовала, как арт-деко. Хотя Википедия утверждает, что оно выстроено в стиле национального романтизма. Во всяком случае, определенная эклектика в архитектуре прослеживается. Вблизи оно очень напоминает итальянское палаццо, а близость воды усиливает это впечатление. Еще здесь можно разглядеть некоторые восточные мотивы. Все это стилизованно, осовременено и щедро сдобрено северной романтикой. Здание Ратуши строилось архитектором Рагнаром Эстбергом на протяжении 12 лет с 1911 по 1923 год, и торжественно было открыто 23 июня 1923 года.




По времени мы успевали только на англоязычную экскурсию, что нам вполне подходило. Экскурсия начинается с показа Голубого зала, где проводится банкет, устраиваемый в честь нобелевских лауреатов. Само вручение нобелевских премий проходит в Концертном зале Стокгольма, который действительно имеет голубой цвет, в отличие от Голубого зала ратуши, который в действительности темно-красный. Эстбергу так понравился естественный цвет материала стен, что он раздумал покрывать зал голубой штукатуркой. А первоначальное, обозначенное на всех планах название, зал сохранил. В зале замечательная акустика, что позволяет слушать один из самых больших в Северной Европе органов. Строго, просторно лаконично.



В ином стиле выполнен Зал Советов, где члены Совета заседают каждый третий понедельник месяца. Заседания проводятся вечером, так как днем депутаты трудятся на благо города. Все заседания являются открытыми для общественности. Здесь находятся специальные галереи по бокам зала, для СМИ и публики. Желтовато- красные тона зала придают ему ощущение теплоты и уюта. Здесь совершенно замечательный потолок. Он напоминает потолки старинных построек викингов. Открытые стропила позволяют зрительно приподнять и без того высокий (19 метров) потолок, наполнить его простором и воздухом. Стилизованная роспись потолка, особенно те картины, которые выполнены в голубых тонах, усиливает это впечатление. Как будто в крыше открыты дополнительные окна, через которые видно голубое небо. Интересно и необычно, а главное совершенно лишено официальности.





Из зала советов попадаем в небольшое помещение, называемое «Свод сотен», из-за сводчатого потолка, который включает в себя 100 сегментов и напоминает арабскую архитектуру.



Мы находимся непосредственно под сводами главной башни Ратуши. На потолке там, где изображен стилизованный орел, имеются швы. По всей видимости, он раскрывался для того, чтобы можно было водрузить на башню колокола (самый большой из них называется Санкт Эрик), которые летом с 12 до 18 часов исполняют средневековую мелодию



Одновременно с боем курантов движутся фигурки на северной стороне Главной башни, изображая бой Святого Георгия, спасающего девушку, от дракона. Зимой эти фигурки хранятся в «Своде сотен»



Летом можно подняться на смотровую площадку Главной башни, которую украшает символ Швеции - три короны.
Кроме Главной башни в ратуше еще пять башен меньших по размеру, каждая из которых украшена определенным символом и имеет свое название.
Это, например, башня Луны



Далее следует небольшой Овальный зал, где каждую субботу происходит церемония бракосочетания. Любой желающий может стать участником этой церемонии. Зал украшен красивыми французскими гобеленами, которые были куплены у владельцев замка Туренхольм.



Из Овального зала экскурсовод ведет нас в так называемую Галерею принца.


Семь высоких окон этого зала открывают замечательный вид на залив Риддарфьерден и город.




Прекрасным дополнением к этим панорамным окнам служат барельефы на темы скандинавских мифов, выполненные на оконных откосах



На противоположной от окон стене, за колоннами из черного гранита перед нами настенные фрески с пейзажами города. Эти фрески созданы принцем Евгением, братом короля Густава V. Принц Евгений был художником и собирателем коллекции произведений искусства. Его коллекция, ныне принадлежащая государству, находится в его же замке Вальдемарсудде. Об этом замке я расскажу позже. На фресках принц изобразил свой любимый город золотым в обрамлении голубых глубоких вод. Мне понравилось



И вот, наконец, мы в самом шикарном зале Ратуши – Золотом зале. Он в прямом смысле золотой, так как стены его от пола до потолка покрывает золотая мозаика. На мозаику пошло в общей сложности 11 кг сусального золота. Отделка этого зала была проведена на пожертвования частного лица. Жертвователь пожелал сохранить инкогнито.



Центральное изображение в зале – это символ города Стокгольма королева Меларен. Она сидит на троне и держит на коленях изображения ратуши, королевского дворца и кафедрального собора. Ее приветствуют Восток со слонами и мечетями и Запад с Эйфелевой башней и американской Статуей Свободы




Здесь изображены и виды стокгольмской гавани, и замок «Три короны», и аллегория земной жизни от рождения до смертельных дрог, и обязательный Густава II Васа.





Технология, которою применяли для покрытия стен мозаикой, была менее дорогостоящей и трудоемкой, чем старый проверенный метод, когда каждый камешек приклеивался вручную к стене. По этой технологии на заводе собирали целый законченный фрагмент мозаики в специальной опалубке, а потом целиком «вжимали» его в мягкую штукатурку стены в зеркальном отражении. Естественно, при таком подходе не обошлось без неточностей и ошибок. Наиболее явная из них – это безголовый Святой Эрик на коне. Мастера ошиблись при расчетах, и голова святого просто не поместилась на стене. Переделывать не стали.



На фото безголовый Святой Эрик в углу над дверью.

Вот такой современный ответ золотым сицилийским мозаикам. В Золотом зале проходит ежегодный бал в честь нобелевских лауреатов.
С набережной от Ратуши открывается прекрасный вид на город.

Певец и танцовщица – скульптуры, установленные у воды, привлекают внимание всех туристов. Сфотографировали их и мы.




Имя Принца Евгения, который принимал участие в декорировании Ратуши, связано с музеем Вальдемарсудде. Вальдемарсудде - художественный музей, который расположен на острове Юргорден. Мы выбрали этот музей для посещения, потому, что в нем расположена вторая по величине художественная коллекция Швеции. Музей находится в одном из парков. Наверное, очень приятно прогуляться здесь в любое время года. Но у нас, к сожалению, на это просто не было времени, поэтому мы ограничились небольшой прогулкой по нему от конечной остановки трамвая до музея по краю зимнего парка, любуясь видами Стокгольма, открывающимися с этого берега.



Мы вдыхали свежий воздух и расслаблено думали, как был прав владелец Вальдемарсудде принц Евгений, обосновавшись здесь, сбежав от городской суеты площади Густава Адольфа, где у него был дворец. Оказывается, этот совершенно не похожий на своих воинственных предков брат короля ГуставаV, с детства любил эти места. Королевская семья летом отдыхала рядом в Русендальском дворце. Вальдемарсудде представлял из себя в то время абсолютно не романтичный уголок Юргордена с лесопилками и причалами для судов. Но принц с его художественным вкусом сумел разглядеть что-то особенное, что позволило ему в начале XX века выстроить здесь загородный дом с террасами, садом, художественной галереей.



Принц, получивший художественное образование в Париже, живший в этом городе, и как всякий художник, любивший его, имел отменный художественный вкус и чутье. Он собрал одну из самых значительных коллекций произведений скандинавской живописи начала XX века. Умер принц в 1947 году, завещав свой дом и коллекцию государству. Похоронили его в парке имения.
Сейчас дом и галерея - это одновременно музей и художественная выставка. На первом этаже здания располагаются жилые комнаты. Открыты для посещения далеко не все жилые помещения, но как же радостно выглядят эти немногочисленные комнаты, украшенные работами самого принца.




В комнатах очень много живых цветов. Они не стоят в вазах, а растут в горшках и одуряюще пахнут.



В библиотеке



Есть книги по садоводству и цветоводству. Наверное, принц со всей своей художественной страстью отдавался и этому занятию, так как парк, особенно тот его уголок, который выходит к воде и украшен скульптурой, красив даже в зимнее время.



В парке сохранилась необычная мельница



В музее мы совершенно случайно попали на проходящую там выставку финской художницы Хелен Шерфбек.



Это ее автопортрет
К своему стыду я совершенно не знаю финских и скандинавских художников. Эта выставка была приурочена к ее 150-летию. Последние дни своей жизни художница провела не на родине, а в пригороде Стокгольма. Большая коллекция ее работ находится в национальном музее Хельсинки. Мы с многочисленными шведами долго ходили по выставке и понимали все больше и больше, что нам нравится эта художница. Сначала нам понравились ее портреты в стиле Эль Греко. Хелена была его большой поклонницей и последовательницей.



А потом пришло понимание ее собственного неповторимого художественного стиля.



На верхних этажах дома–музея проходила выставка еще одного художника, знаменитого акварелиста Ларса Юнссона. Мы поднялись туда, но его картины, изображающие всевозможных птиц, оказались не в нашем вкусе. Зато мы увидели две небольших фрески принца Евгения. Помните его работы в Ратуше?



Нам очень понравился этот музей и неожиданная для нас выставка Хелен Шерфбек.


Продолжая художественную тему, мы отправились в Национальный музей, чтобы посмотреть коллекцию картин. Интересно само здание музея, выстроенное в стиле неоренессанса немецким архитектором Штюлером.



Мне были знакомы только два шведских художника - это Карл Ларссон и его современник художник Андерс Цорн. Работу Цорна - портрет С.И. Мамонтова можно увидеть в ГМИ им. Пушкина. Естественно, что картины этих художников можно посмотреть в Национальном музее.
Ларссон также расписал фресками стены музея



Коллекция музея хотя и небольшая, но интересная. Хорошо представлены Рембрандт и Рубенс. Любимого Эль Греко увидели всего одну картину – реплику «Святые апостолы Петр и Павел». Музей имеет большую коллекцию французских художников. Интересно размещены полотна в зале, где собрана живопись XIX-XX веков разных направлений. Здесь картины объединили по тематическому признаку: город, деревня, революция, промышленность. С такой подачей материала я раньше не была знакома. В музее проходила интересная выставка картин женщин–художниц Швеции и Франции XVIII века – членов Королевских академий изящных искусств этих стран. Среди них Элизабет Лебрен-Виже, Маргарита Жерар, Ульрика Фредерик Паш.

Еще один художественный музей, который завлекал своей коллекцией, считающейся, «одной из лучших в мире», - это музей Современного искусства. Прежде всего, мы шли туда посмотреть своих любимых художников Кандинского, Матисса, Пикассо, Кокошку. На подходе к музею нам попалась вот такая интересная скульптурная группа



Произведения своих любимых художников мы увидели. Правда, там их было немного. Еще увидели интересную композицию



Привет России!


В просторных залах музея много чего можно было посмотреть. К своему ужасу я поняла, что не очень–то и понимаю в современном искусстве. Поэтому по достоинству оценить, эту самую «одну из самых знаменитых коллекций современного искусства» не смогла. Но это исключительно ИМХО. Думаю, что такой знаменитый музей обязательно надо посетить и составить свое собственное мнение.


Мне очень хотелось посмотреть Королевский дворец Дроттнингхольм, который находится на окраине Стокгольма. Добираться до него достаточно удобно. Информацию можно посмотреть вот здесь http://www.kungahuset.se/kungligaslotten/drottningholmsslott.4.19ae4931022afdcff3800012985.html
Это резиденция королей Швеции и одновременно памятник ЮНЕСКО с 1991 года. Как всякая приличная загородная резиденция, Дроттнингхольм имеет парк, театр, чайный домик. Благодаря королю Юхану III, который в XVI веке выбрал место для строительства дворца на берегу озера Мериленд, дворцовый комплекс обрел замечательную природную архитектурную ноту.




Юхан III строил его для своей жены Катарины Ягеллонки, отсюда и название «Дроттнингхольм» - буквально «остров королевы».
На протяжении своей многовековой истории дворец менял владельцев-монархов, менял архитектурный облик, декор интерьеров и устройство парков. С 1777 года дворец является королевской резиденцией и соответственно охраняется.






Однако в XIX столетии на протяжении 100 лет дворец не посещался монархами. Здания ветшали, парки зарастали, но Оскар I в 1907 году отдал распоряжение восстановить дворцовый комплекс. Сейчас это красивый строгий загородный замок, окруженный прекрасным парком, который делится на три части: французский регулярный, английский пейзажный и природный парки. Все парки украшены скульптурой и фонтанами. Скульптуры в парке являются копиями знаменитых статуй Адриана де Вирса. Коллекция скульптуры этого знаменитого ваятеля Северной Европы была вывезена в качестве трофеев из Праги и Дании.
К сожалению, посещение загородных резиденций зимой не дает возможности полюбоваться красотами парков. Вот лишь скудные зимние пейзажи




Можно осмотреть интерьеры дворца, но фотографировать нельзя. Надо сказать, что эти интерьеры так же сдержаны и практичны, как и его внешний вид. В одной из жилых комнат дворца муж, указав на женский портрет на стене, заметил : «До чего же все лица изображенные на портретах XVI-XVII веков похожи. Вот эта женщина, например, очень похожа на Екатерину II». Подошли ближе, почитали надпись, оказалось действительно портрет русской императрицы. Оказывается, она приходилась племянницей шведскому королю Адольфу Фредерику. К жене этого короля - Ловисе Ульрике перешел дворец в 1744 году.
Уникальный средневековый театр XVIII века, в котором сохранились уникальные декорации, сложные театральные механизмы, первоначальные интерьеры был тоже закрыт. Жаль, старинные театральные здания – моя слабость.



Был закрыт и знаменитый китайский павильон, который король Густав III подарил своей матери на день рождения.


Имя короля Адольфа Фредерика, того самого чьей племянницей была Екатерина II, связано с известной церковью, которая находилась недалеко от нашего отеля. Эта церковь была выстроена в 1774 году на месте деревянной часовни Св. Олафа. Король Адольф Фредерик, получивший трон фактически из рук королевы Елизаветы в обмен на часть Финляндии, собственно ничем примечательным не отличился, а вот церковь, в основание которой он заложи первый камень, приобрела известность. К слову сказать даже не столько церковь, сколько кладбище при ней. Здесь похоронен известный политический деятель, видный деятель Социнтерна премьер-министр Швеции 70-х и 80-х годов прошлого века, Свен Улоф Пальме. Он был застрелен в 1986 году, когда возвращался с женой домой из кинотеатра. Убийство это до сих пор не раскрыто.



Могила Пальме хотя и находится непосредственно у дорожки, которая ведет к входу в церковь, настолько скромна, что муж не обратил на нее сразу внимания, а пошел бродить по всему кладбищу.



Здесь же был захоронен в 1650 году Декарт. Однако, позже французы перезахоронили прах великого философа в Париже.


Несмотря на всю серьезность туристического мероприятия «осмотр города Стокгольма», мы нашли время побывать в самом «детском» и самом известном у нас музее этого города - музее Астрид Линдгрен «Юнибакен». Несмотря на то, что это детский музей, я бы посоветовала посетить его и взрослым. Он позволяет сначала окунуться в атмосферу безудержной детской фантазии, а позднее задуматься над философией знаменитой шведской писательницы. Желающих в тот день посетить музей было много. Много было и наших детишек: каникулы. Отстояв где-то час на легком морозце, мы все же попали в этот детский мирок. Различные персонажи сказок встречают вас прямо в раздевалке музея.





Далее в ожидании сеанса, мы пошли посмотреть на играющих в сказочных интерьерах детишек. Вот они эти интерьеры




Вы знаете, мы получили удовольствие, наблюдая за довольными детскими мордочками, которые показывались то тут, то там из дверей сказочных домиков и люков корабля. Детишки с удовольствием лазали, бегали, варили обеды на сказочных кухнях. И пусть все эти домики, кораблики, башенки выглядели не совсем новыми и качественными, но дети-то этого не ощущали. Главное, что им было весело и интересно.
Затем подошло время отправиться в путешествие по сказкам Астрид Линдгрен. Это путешествие проходит по определенным сеансам и занимает час. На старинной вокзальной стации Вы садитесь в старинный же вагончик.



Вам включают текст на соответствующем языке, и путешествие начинается. Ваш вагончик перемещается от одной сказочной сценки к другой.



В результате мы с мужем осознали, что кроме Карлссона, Пеппи и Калле-сыщика, никого из героев знаменитой писательницы не знаем. А голос в вагончике между тем рассказывал о грустной судьбе героев сказочной повести «Братья Львиное сердце»: больном Сухарике и самоотверженном Юнатане. О маленьком герое трилогии «Мио мой мио». Да и на Карлссона с его жалкой каморкой мы взглянули несколько по-другому. В общем, философская получилась прогулка. Известно, что писательница вела активную общественную деятельность, защищая самых беспомощных членов общества: детей и животных. Но судя по грустным сказкам, не очень-то ей это удавалось. Возле музея стоит памятник писательнице. Маленькая старушка держит на коленях книгу, а лицо у нее открытое и решительное.



Еще один необычный музей шведской столицы – это корабль-музей «Васа». Он, безусловно, достоин посещения. Очень интересно посмотреть на настоящее парусное судно XVII. Впечатление грандиозное, как будто ты вернулся в детство к книгам про пиратов и путешествия. Меня почему-то поразили круглые бока судна с окнами для пушек.




И потрясающая резьба по дереву, украшающая судно




Именно благодаря двум этим моментам для меня этот парусник выглядел совсем-совсем «настоящим» и героическим. Хотя история- то его была совсем не героической. То есть ее, этой самой истории практически не было вовсе: судно затонуло сразу, как только было спущено на воду 10 августа 1628 года. На борту находились члены семей экипажа корабля. Всего погибло около 30 человек, несмотря на быстро подоспевшую помощь. Корабль «Васа», названный так в честь Густава II Васа, должен был стать флагманом шведского флота того времени, но по непонятным причинам не стал. По приказу короля проводилось расследование, не принесшее никаких результатов. К моменту катастрофы конструктор корабля Хенрик Хюбертссон год как уже был мертв, а остальные участники строительства и спуска корабля клялись в своей невиновности. В итоге виновных не нашли. В XVII веке предпринимались неоднократные попытки подъема судна. 64 дорогие бронзовые пушки были тому основной причиной. В итоге пушки подняли, корабль нет. Лишь в 1961 году удалось поднять это судно, а в 1990 году был открыт музей. Подробнее про корабль и музей можно прочитать в Wikipedia и на сайте музея http://www.vasamuseet.se/. Посещение музея не ограничивается только осмотром корабля. Там столько всякой интересной информации для детей и взрослых, что некоторые люди проводят там по 2-3 часа. Чего там только нет в этом музее.
Даже вот такие экспонаты.



Мы постарались прийти туда часа за полтора до закрытия, так как рассчитывали, что будет меньше посетителей. Наш расчет оправдался. Времени на осмотр музея нам вполне хватило. Жаль, что в музее царит полумрак, что отчасти мешает фотографировать



Метро в Стокгольме - это отдельный аттракцион, который обязательно нужно посмотреть. Собственно интересна, в основном, синяя ветка метро, так как она прорублена в скальной породе глубоко под землей. Шведы сумели обыграть этот момент и создали необычные интерьеры для этих станций. Смотрите сами















Панораму зимнего Стокгольма нам удалось увидеть, к сожалению, с одной из самых неудачных смотровых площадок города, расположенной на Глобен-Арене. Сама по себе эта смотровая площадка необычна: две прозрачные панорамные гондолы движутся по сферической поверхности здания.




Но вот виды, которые оттуда открываются, разочаровали. Слишком далеко от центра города, поэтому практически не видно интересных зданий.






Мы улетали утром. Город провожал нас мокрым снегом. Было сыро, неуютно, темно. Город, провожая нас, как будто говорил: « Я обещал показать себя с лучшей стороны и сдержал обещание». Мы оценили. Потом вдруг при взлете погода наладилась и


«Когда город остался позади… Мальчик обернулся, надеясь получше разглядеть город, но он выглядел теперь еще необычнее. Прозрачная дымка, словно отняв краски у солнечного сияния, парила над городом, отливая ярчайшим багрянцем и то ли синевой, то ли золотом. Дома были ослепительно белыми, будто сотканными из света, а окна и башенные шпили сверкали огнем. И все, как и прежде, плыло по воде».

Как романтично! Правда, мы всего этого не увидели из окон самолета, но представили. Ведь город обещал.

Отредактировано автором: 03.02.13 18:14:37Сообщить модератору



Прочитала и просмотрела с огромным удовольствием! Спасибо большое!
Спасибо за увлекательный рассказ. Очень захотелось в Стокгольм. Но, наверное, лучше побывать там летом.
Ирина, также прочитала с огромным интересом, как лёгкое и спокойное литературное произведение. Очень люблю такие отзывы. Сначала меня напугал его объём, а в итоге я прочитала его быстро и с удовольствием и не против перечитать :))) В общем восторг, но и удивление - ничего себе не готовилась!! :)
Какой Стокгольм неожиданно интересный город оказался! Спасибо за увлекательный рассказ!
Ирина, а сколько дней вы провели в Стокгольме?
Замечательно! Подробно и романтично! Но сколько еще осталось неосмотренным! Готовьтесь ехать снова - город того стоит!
Молодчина! Очень подробно и информативно!
Друзья, большое спасибо. Я старалась. Своими рассказами преследую цель, как можно больше описательной информации собрать в одном месте. Ведь многим известно, как мучительно ее искать по разным источникам перед поездкой. Поэтому всегда благодарна людям, которые составляют подробные отчеты и краткие шпаргалки

Цитата:

Очень захотелось в Стокгольм. Но, наверное, лучше побывать там летом.


Совершенно справедливо. Летом, судя по фотографиям, там очень красиво. К тому же открыто больше достопримечательностей.

Цитата:

В общем восторг, но и удивление - ничего себе не готовилась!! :)


Просматривала текущий материал уже в поездке ранними утрами.

Цитата:

Сначала меня напугал его объём,


меня саму он напугал, но членить было совершенно невозможно: утрачивалась целостность

Цитата:

а сколько дней вы провели в Стокгольме?


Полных 3 дня. Был вечерний прилет и утренний вылет.

Цитата:

Но сколько еще осталось неосмотренным! Готовьтесь ехать снова - город того стоит!


Мне кажется, что в каждом городе, где я бываю столько еще осталось недосмотренным.

С уважением
Цитата:

Готовьтесь ехать снова - город того стоит!


Да-да! Я лично с удовольствием почитаю ещё и про летний Стокгольм в Вашем исполнении. И позволю себе посоветовать "вплыть" в него на пароме... (например, из Финляндии)
Отдельный респект Вашему мужу за такую подготовку: мне всегда казалось, что женщины не любят читать инструкции по работе всевозможных устройств, а мужчины - скрупулёзно что-либо планировать))

PS. Я почему-то думаю, что Скандинавия имеет все шансы Вам понравиться:) И Хельсинки, кстати, тоже. Надо по нему просто неспешно погулять...
Ирина, большое-пребольшое спасибо! Это самый лучший из отзывов о Стокгольме,из всех которые я читала.

Цитата:

Полных 3 дня. Был вечерний прилет и утренний вылет.

Ну ничего себе! Судя по объему увиденного, была уверена, что вы провели там неделю.

Цитата:

напоминала мне старинную площадь немецкого города, может быть Франкфурта-на-Майне, может быть Бремена


А у меня с самых первых ваших фото сразу же возникли параллели с Данией. И чем дальше, тем больше.
Цитата:

я благополучно забыла в кресле такую специальную сумочку для денег и документов, которую мне передал муж, чтобы я положила в свою дамскую сумку. Вспомнили мы о ней спустя, примерно, минут 40. ... Сумка лежала на том самом кресле, где я ее оставила.

Хорошее начало поездки, главное, запоминающееся.

Ирина, спасибо! Люблю Ваши рассказы.

Цитата:

надписи в большинстве случаев на шведском, но если ты спросишь, то тебе ответят на хорошем английском

А надписи на шведском не показались ли Вам понятными при знании английского?

Цитата:

Понуро плетясь рядом с мужем, я с тоской думала, что ну как-нибудь соберусь с силами и переживу этот город.

Спасибо за юмор.

Цитата:

На фресках принц изобразил свой любимый город золотым в обрамлении голубых глубоких вод. Мне понравилось

Мне тоже понравилось. И дворец принца Евгения понравился.

Фотографии великолепны, особенно Дроттнингхольма

Цитата:

посещение загородных резиденций зимой не дает возможности полюбоваться красотами парков. Вот лишь скудные зимние пейзажи

Не согласна. В зимних пейзажах своя красота.

Цитата:

Убийство это до сих пор не раскрыто

Такое никогда не раскрывается.

Цитата:

Корабль «Васа»... должен был стать флагманом шведского флота того времени, но по непонятным причинам не стал. По приказу короля проводилось расследование, не принесшее никаких результатов.

Вроде как считается, что были конструктивные просчеты, несовместимые с жизнью.Центр тяжести не в том месте.

Цитата:

в музее царит полумрак, что отчасти мешает фотографировать

Я уже неоднократно встречалась в музеях с этим полумраком. С какой целью так делается, я не понимаю. Я-то привыкла к хорошо освещенным музеям.

Метро очень интересно сделано, я не знала.

Ирина, открыла Ваш рассказ, чтобы бегло посмотреть, а прочитать завтра, но не смогла оторваться.
Цитата:

Полных 3 дня.


Ясно. Значит, надо ехать минимум на 5. :)
Говорят, что Скандинавия Вам понравится, в том числе и Хельсинки. А я смею предположить, что Норвегия тем более понравится. Муж туда не собирается? ;)
Еще раз большое спасибо всем прочитавшим. Как приятно читать такие отклики и беседовать в подобном ключе!
Цитата:

позволю себе посоветовать "вплыть" в него на пароме... (например, из Финляндии)


Да, я тоже так думаю. Но где взять на все время?

Цитата:

Судя по объему увиденного, была уверена, что вы провели там неделю.



Это наша беда: мы всегда пытаемся втиснуть в несчастные 3-5 дней все самое интересное. При этом смертельно устаем, так как наш "туристический день" составляет от 10 часов и больше. Каждый раз клянемся, что программа будет менее насыщенной, и все повторяется снова.

Цитата:

А надписи на шведском не показались ли Вам понятными при знании английского?


Безусловно, но несомненное сходство с немецким. Это, понятно, по историческим причинам.

Цитата:

А я смею предположить, что Норвегия тем более понравится. Муж туда не собирается? ;)


Стоит в планах. Особенно фьорды. Но это надо летом. А начало и конец лета (отпускное время мужа) - это Испания. Надо думать
С уважением
Цитата:

Это наша беда: мы всегда пытаемся втиснуть в несчастные 3-5 дней все самое интересное. При этом смертельно устаем, так как наш "туристический день" составляет от 10 часов и больше. Каждый раз клянемся, что программа будет менее насыщенной, и все повторяется снова.


Как я вас понимаю!:)
Цитата:

Вроде как считается, что были конструктивные просчеты, несовместимые с жизнью.Центр тяжести не в том месте


Одно время на "нулевом" этаже стояли компьютеры с некой визуальной программой, где можно было самостоятельно распределять загрузку корабля, а потом нажимать кнопочку "ветер" и смотреть на результат - опрокинется или нет. Дети там зависают надолго. А полумрак и двери с тамбуром - для сохранения микроклимата и режима, наиболее благоприятного для сохранения дерева, долго находившегося на дне залива.
Я как-то не ожидал от визита туда особых восторгов, но как вошел - понял, что это один из самых интересных музеев, которые я видел в жизни. В итоге был там 3 раза:). И всем советую!
Цитата:

Это самый лучший из отзывов о Стокгольме,из всех которые я читала.


Точно!
Спасибо Вам, Ирина, большое!
Стокгольм для меня почти что первый увиденный воочию европейский город, да еще в великолепнейшую весеннюю погоду. Поэтому питаю к нему очень теплые чувства, надеюсь побывать там снова. И столько полезнейшей информации, да еще изложенный в Вашем неповторимом стиле - это просто подарок!
Ирина, большое спасибо за ваш рассказ о Стокгольме, с удовольствием посмотрела на него вашими глазами.
Стокгольм влюбил в себя с первого взгляда. Я смотрела на него и думала, ну почему, почему он такой восхитительный, и почему Прага - один из красивейших городов мира, не вызвала во мне столько эмоций.
Потом я поняла, вода! Все дело в в воде, осюда такая прозрачность, воздушность.
И мне так понравилась ваша фраза
Цитата:

Рассматривая архитектуру Стокгольма, я вдруг поняла, что объединяет столь разные по своим архитектурным особенностям постройки города – это вода. Именно она является главной архитектурной мелодией Стокгольма, именно она увязывает все эти, казалось бы, несовместимые архитектурные стили.


А еще мне было очень интересно узнать про «Nobelmuseet», не знала о таком музее.
К сожалению, в этом удивительном городе я провела всего навсего 1 день, но часто его вспоминаю. И Васу, и Юнибакен и этот остров, и больших кукол в национальных костюмах в одном магазинчике на торговой улице.
Еще раз благодарю вас за рассказ, вы так подробно и наглядно о нем рассказали, уверена, что многим пригодится в качестве путеводителя.
Джейн Марпл [без регистрации] [04.02.13 15:13:28]   IP: 92.101.3.*
При солнечной погоде Стокгольм сказочно прекрасен.
Цитата:

это один из самых интересных музеев, которые я видел в жизни. В итоге был там 3 раза:). И всем советую!

Удивительно - крупная инженерная неудача стала одним из самых известных музейных экспонатов.
Фишка в том, что заостряют интерес не на инженерной неудаче проекта, а на той эпохе, в разных ее проявлениях - быт, оружие, "техника" и т.п. Ну и на инженерной удаче проекта подъема корабля. Фильм, который можно посмотреть в музее на эту тему, ну очень интересный.
Спасибо за прекрасный и интереснейший рассказ!

Просто здорово!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Волгоград – город, который никогда не забывается… (Очередная поездка с учениками)
2Старый город, который меня приятно удивил.
3Отчет о постновогоднем путешествии в Словакию и Вену (Часть 10). Город, которому не нужен консалтинг
4Петербург. Город, который не отпускает...
5Атомград - город, которого нет. Часть 1. Старый город.
6Отчет о постновогоднем путешествии в Словакию и Вену (Часть 9). Город, которому не нужен консалтинг
7Старая Рязань. Город, которого нет.
Швеция
Швеция: отели
Отели Висбю
Сален
Стокгольм
Погода в Швеции
Детский отдых
Рейтинг отелей:
43.Omena Hotel Stockholm 4+
44.Mercure Hotel Stockholm South 4+
45.Nordic Sea 4+
46.Maude's Hotel Enskede 4
47.Park Inn by Radisson Solna 4
48.Guldgrand Hotel & Apartments 4
49.Birger Jarl 4
лучшие отели Швеции
Фото отелей:
8.Scandic Star Sollentuna, Швеция [13]
9.Hellstens Malmgard, Швеция [12]
10.Radisson Blu Royal Viking Hotel, Швеция [10]
11.Hotel Esplanade, Швеция [10]
12.Nordic Sea, Швеция [9]
13.Scandic Continental, Швеция [9]
14.Rica Hotel Kungsgatan, Швеция [8]
Популярные отели:
64.Living Room Hotel отзывы
65.Guldgrand Hotel & Apartments отзывы
66.Acco Hostel отзывы
67.Elite Eden Park Hotel отзывы
68.Best Western Hotel Bentleys отзывы
69.Ibis Stockholm Kista отзывы
Отзывы по отелям:
43.Швеция, Scandic Infra City [1]
44.Швеция, Scandic Park [1]
45.Швеция, Acco Hostel [1]
46.Швеция, Stureplan [1]
47.Швеция, Ibis Styles Stockholm Jarva [1]
48.Швеция, Majorskan Hostel [1]
49.Швеция, Columbus [1]