30.01.13 11:12:08
Саратов. В поисках сюжета.Два художника - два музея. 
Время отдыха: ноябрь 2012 -январь 2013

САРАТОВ. В ПОИСКАХ СЮЖЕТА. ДВА МУЗЕЯ - ДВА ХУДОЖНИКА.



МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ-УСАДЬБЫ


На белом свете существует множество музеев, знаменитых и прославленных на весь мир, куда устремляются толпы страждущих туристов взглянуть хоть одним глазком на художественные сокровища. А есть небольшие провинциальные музеи, значимость которых ничуть не меньше, хотя поток посетителей в них напоминает ручеек. Зачастую вокруг этих музеев объединяется творческая интеллигенция города, молодые энтузиасты, приводя с собой и ребятишек, для которых важна та среда, где есть талантливые и увлеченные взрослые.
У музейного Саратова есть одна козырная карта. Местный художественный музей им. А.Н.Радищева с богатой разноплановой коллекцией стал первым общедоступным музеем в провинции России, открытым в 1885г., то есть через 18 лет после открытия для публики Третьяковской галереи. А в начале третьего тысячелетия он обзавелся двумя новорожденными филиалами: музеем-усадьбой П.В.Кузнецова и музеем-усадьбой В.Э.Борисова-Мусатова. Оба художника были уроженцами этого волжского города и часть их творческой жизни была связана с Саратовом.
Мемориальные музеи - это особый тип музея, в котором воссоздается быт, и посетители погружаются в атмосферу времени, в эпоху. У нас создается ощущение, что хозяин только что ненадолго покинул принадлежащий ему кабинет или мастерскую и вот-вот вернется. Это иллюзия, но она манит и завораживает. Для подобных музеев важны подлинные личные вещи хозяина, ими дорожит любой музей, а посетители обязательно интересуются: подлинник перед ними или его заменили вещами данной эпохи. Очень люблю посещать подобные музеи, так как в них сильно дыхание ушедшей жизни, в которую хочется заглянуть и представить себя, живущей в том времени, понять людей другой эпохи с помощью вещей, окружавших их. Ваше собственное воображение подскажет многое, и Вы испытаете настоящее блаженство.
Почему именно эти два музея попали в поле моего зрения и что их объединяет? Вы поймете это чуть позже, а пока все по порядку.

ПАВЕЛ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ КУЗНЕЦОВ. НА ПОЛИЦЕЙСКОЙ УЛИЦЕ.



Почти на городской окраине, на бывшей Полицейской улице, на самом склоне Глебучева оврага, ведущего к Волге, расположился дом с мансардой иконописца-ремесленника Варфоломея Кузнецова. Он содержал в доме живописную мастерскую, расписывал местные храмы, а также исполнял царские портреты для саратовских учреждений. 17 ноября 1878г. в семье родился сын Павел, ставший впоследствии художником с мировым именем. Городу и Волге с их месторасположением, отцу-богомазу, матери и деду он во многом обязан особенностями своего творчества и живописным видением мира. Обо всем этом Павел Варфоломеевич говорил и в автобиографии, и в воспоминаниях:"Родился в Саратове,в семье садовода..." Художник помнил себя с трехлетнего возраста, и это воспоминание просится на живописную картину:восходящее весеннее солнце, когда семья переезжала в цветущие сады деда. Золотое солнце озарило зелено-фиолетовое небо и отразилось в весенних водах гигантского пространства Волги. Сады, принадлежавшие городу, располагались на склоне Соколовой горы и спускались в низину, к Волге. Краски, поразившие в детстве, будут использованы художником в зрелости на его картинах.Мать Павла Кузнецова была творчески настроена и благоговейно относилась к искусству. Она прекрасно вышивала, любила и умела чувствовать музыку, живопись. Предполагают, что она впервые привела сына в открывшийся летом 1885г. Радищевский музей. В этом доме на склоне оврага у Кузнецова останавливались художники К.Петров-Водкин и М.Сарьян, саратовский скульптор А.Матвеев.




Музей-усадьба П.Кузнецова разменял второе десятилетие, его открыли в 2001г. Однако у музея есть свои традиции. Ежегодно, в день рождения, 17 ноября сотрудники и поклонники живописи собираются в доме и проводят художественные акции, выставки. В 2012г. в музее проходила выставка цветных автолитографий Павла Кузнецова "От Саратова до Бухары". Вывеска из тонированного гипса на дверях музея воспроизводит одну из работ художника, посвященную Заволжским степям.



С этого высокого балкона Павлу Кузнецову в детстве открывался вид на Соколовую гору, Волгу и на восходящее солнце. Территорию дворика усадьбы постарались облагородить во время реконструкции дома, будет здесь и яблоневый сад. Загадочный молодой человек в такой оригинальной кожаной маске тоже решил заглянуть к художнику на его сто тридцать четвертый день рождения. Сожалею, что не завязала с ним разговор, но двумя версиями могу поделиться с читателями. Парень из племени байкеров зашел отметиться на подобной тусовке. Либо он житель Глебучева оврага. Будучи подростком в 2004г., когда сотрудники музея и художники осуществляли проект "Музейная долина", победивший в конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире", он мог быть участником этого проекта. В наше время Глебучев овраг - это свалка и помойка почти в центральных районах города, он также вплотную прилегает к музейному комплексу. Художники доступными им средствами пытаются противостоять проблемам, решением которых город не занимается. Проект "Музейная долина" развивался как экстремальный туризм по оврагу с привлечением детей, подростков из этого микрорайона. Карта "Музейной долины" была вырезана на громадной тыкве и раскрашена. Участники передвигались по свалке, держась за длинную путеводную веревку, как альпинисты в одной связке. Авторы этого проекта, сотрудники музея-усадьбы Павла Кузнецова, хотели убить двух зайцев: привлечь внимание участников к социальным проблемам и вовлечь в ряды потенциальных посетителей художественных галерей и музеев. Так, молодой человек - байкер или повзрослевший участник проекта "Музейная долина"? Как выяснилось, ни то, ни другое. Это дизайнер, работающий с кожей, и маска на его лице - это тоже своеобразный ,в духе времени, подарок художнику Павлу Кузнецову.



Некоторые художники пришли на день рождения не с пустыми руками, а захватив с собой живописные подношения Павлу Кузнецову и организовав из них импровизированную выставку. На одной из картин был представлен портрет лауреата театральной премии "Золотая маска", нашего земляка, Евгения Миронова.

ВОЙДЕМ В ДОМ



Войти в дом художника Павла Кузнецова можно по крутой парадной лестнице, и тогда Вы окажетесь на закрытой веранде, застекленной яркими красными стеклами, создающими иллюзию витража и поднимающими настроение. Стол, покрытый вязаной скатертью, с лампой под традиционным зеленым абажуром, узкий угловой шкаф-горка с книгами и альбомами Павла Кузнецова, резные стулья - вот и вся обстановка этого уголка. Другие комнаты, очень небольшие, используются под выставочные экспозиции. Другой вход в дом - со стороны сада. Лестница там тоже очень крутая, и приводит она к внутренним помещениям, где составлены сундуки, чемоданы, коробки для шляп и даже в углу пристроился старенький, наверное, "Ундервуд". На стене с подобающим размахом расположился детально прорисованный план музейного комплекса Павла Кузнецова. В него вмонтированы фотографии, свидетельствующие о плачевном состоянии усадьбы какие-то двадцать лет назад. Ветхие развалины, готовые в любой момент рухнуть вниз. В последние минуты дом художника был спасен. Медленный процесс восстановления усадьбы начался, но он далек от завершения. Планируется соседний двухэтажный дом (он изначально принадлежал семье Кузнецовых), буквально разваливающийся на глазах, превратить в полноценную картинную галерею, ведь родственники художника после его смерти передали художественному музею им. А.Н.Радищева 340 произведений Павла Кузнецова и 110 произведений его жены Е.М.Бебутовой. Во дворе музейного комплекса будет разбит большой сад, ведь художник был влюблен в сады и цветы и писал их на протяжении всей своей долгой творческой жизни. Музей владеет и некоторыми личными вещами художника: палитрой, виолончелью, стеклянным сосудом. Обычно они экспонируются на каких-то тематических выставках, а в постоянной экспозиции не представлены.







"ОТ САРАТОВА ДО БУХАРЫ". ВЫСТАВКА АВТОЛИТОГРАФИЙ

Теперь познакомимся непосредственно с выставкой автолитографий в красках П.Ф.Кузнецова "От Саратова до Бухары". Первый вопрос, который напрашивается у неискушенных зрителей/читателей, что же такое литография? Вопрос далеко не праздный и не простой. Допустим, ту обложку книги, которая представлена на фото, художник сначала рисует темперой. Далее он может создать автолитографию, если все последующие этапы будет делать лично, а не поручит кому-то, например, мастеру-литографу. Литография - это искусство печатать рисунки, сделанные на камне. Для этого используют специально отполированный известняк. На него наносят жирной литографской тушью или карандашом изображение. Этот процесс очень длительный и трудоемкий, он требует как от художника, так и от мастера-литографа физической силы, тщательности, аккуратности. Если же изображение многоцветное, то должно быть подготовлено несколько камней со своим цветом и нужным изображением. Только тогда получится многослойная цветная печать, которая обладает определенными живописными качествами. Павел Кузнецов в своих произведениях добился именно высокого живописного качества. Более того, художник-автор не в состоянии напечатать сотни и тысячи экземпляров репродукции, как в типографии. Максимум - он может изготовить несколько авторских экземпляров, пронумеровать их и обязательно поставить свой автограф. Эти экземпляры будут цениться гораздо выше тех, что изготовил мастер-литограф.
На обложке книги мы видим великолепную орнаментальную рамку, выполненную, как мне кажется, в стиле модерн (хотя, поспорю сама с собой, модерн обожал сложные переплетения плавных линий, а у Кузнецова острые углы), близком "мирискусникам". В начале ХХ века П.Кузнецов разделял эстетику этого художественного направления. В центре обложки художник изобразил любимые с детства цветы. Ну а портрет восточной женщины, сидящей на тахте, привлекает своей декоративностью. Она будто бы находится перед нами как на сцене, давая возможность любоваться собой. Плавные линии тела передают негу и томление. Глубоко насыщенные синий, терракотовый и лимонно-желтый цвета работают на декоративность. Портрет притягивает ваш взор и радует глаз. Обложка альбома "Горная Бухара" также выполнена в технике автолитографии, но цветовая гамма на ней более сдержанная:светло-коричневый и охра, вероятно, соответствует природным краскам горной части Бухары. По-моему, эти работы художника хорошо демонстрируют выразительные возможности автолитографии.



Выставка "От Саратова до Бухары" включала в себя старинную восточную утварь - медные кувшины, сосуды, керамические блюда. Они были привезены из Средней Азии сотрудником музея и обогатили, и разнообразили выставку. К месту оказалась и большая подборка старых увеличенных фотооткрыток, запечатлевших архитектурные достопримечательности Самарканда и Бухары, а также жанровые уличные сцены. На открытках представлены и разные социальные типы. Разглядывать эти открытки жутко интересно. Это ушедшая натура. Я понимаю, что качество моих снимков оставляет желать лучшего, но согласитесь: в тесных музейных комнатках при электрическом освещении, когда лампы, как солнечное светило, отражаются в кадре, с этим приходится мириться. Поэтому я просто советую посмотреть переснятые фотооткрытки при увеличении. И тогда Вы глаз не оторвете от Куш-Бегги, министра иностранных дел, которого запросто можно поднять в статусе до эмира. Автолитографию женщины с ягненком я не случайно состыковала с фотографией высшего чина. В ее прямой осанке есть что-то величественное, она занята не менее важным делом, ухаживает за приплодом. В восточной серии работ П.Кузнецов частенько избирает вертикальный формат, что явно соответствует горному ландшафту Бухары, это вам не Заволжские степи, где преобладал бескрайний горизонт. Особенности пейзажа и форматы картин - вещи взаимосвязанные.



Сегодня и Самарканд, и Бухара приведены в порядок, радуют глаз туристов новенькой, после реставрации, отделкой, но, мне кажется, не менее любопытно посмотреть на то, как выглядели эти архитектурные достопримечательности чуть меньше столетия назад.



Когда мы познакомились с фотографиями Самарканда, то нетрудно будет отметить, что образ города с открыток творчески преобразуется художником на его гравюрах, оставаясь в пределах узнаваемости. Как и любой восточный город, Самарканд немыслим без живописной фигуры кальянщика. Современные туристы сталкивались с ними и в Турции, и в Египте, и в Тунисе, но сейчас они выглядят не так колоритно, как во времена Павла Кузнецова, что, безусловно, привлекало глаз художника.



Азия - это и культура чаепития. Традиционно оно было сосредоточено в Чай-Ханэ. Именно так писали это слово в двадцатые годы двадцатого века. Ритуал чаепития и сопровождавших его разговоров был неторопливым, как все на Востоке. Отчасти это напоминает спектакль: топчаны, поднятые над землей, ковры, восточные стеганые халаты и посуда, лепешки. Художнику есть на что посмотреть, есть что запечатлеть. Поэтому и на его картинах о чаепитии есть элемент театральности. "...в чай-ханэ я испытал райское блаженство и начал проникать в тайну восточного бытия,"-писал художник. Мне же хотелось так соединить фотографии из восточной жизни и работы художника, чтобы можно было наглядно убедиться в том, что такое "магический кристалл" искусства, который все волшебным образом меняет. Художник видит те же самые картины, что и простые смертные, но он их преображает в высокую художественную действительность. Есть что-то завораживающее и в восточных кувшинах.



Жаль, что во времена П.Кузнецова не было цветной фотографии, тогда бы лохмотья водоноса, явно из выносившейся цветастой ткани, смотрелись бы типично восточным одеянием. А вот на литографии изображен/а мужчина или женщина? Городской водонос, спрятавшийся в подворотне, или в горном кишлаке - суть не в этом. Художник сделал акцент на горный пейзаж, очень живописный. Мощный речной поток, стремительно несущийся с гор, ущелье, высокие деревья - здесь можно любоваться всем.



В нашем бытовом сознании к слову "ослик" всегда прикрепляется определение "упрямый". Между тем, жители восточных стран хорошо знают о трудолюбии этих животных, без которых не обойдешься в горной сельской местности. Вот и художник изобразил его на нескольких автолитографиях, давая нам возможность лишний раз полюбоваться красотами горной Бухары.



На одной из фотографий запечатлена жанровая уличная сценка: музыканты и танцор, юноша Бачи. Она разыгрывается на городской улице. Художник перенес действие на своей картине в тенистый сад, и танцующих в ней гораздо больше. Его привлекает пластика танцевальных движений, кружение танцоров в музыкальном вихре.



Жизнь азиатских городов, вынесенная на улицы, где присутствуют неизбежные зрители, изначально наполнена театральностью. Это видно и по тому, как располагаются ее участники перед объективом фотоаппарата. Это должно подкупать и художника, тяготевшего к театральности в своих работах. Ну а керамическое блюдо леган необходимо и для плова, и для лепешек.



Вот еще одна необычная фотография. Уличная цирюльня. Давно ушедший быт, который только на фотографии и можно увидеть. Или вдруг в памяти всплывет кадр из кинофильма "Белое солнце пустыни" с головой, торчащей из песка.



Напоследок я решила дать возможность полюбоваться автолитографиями Павла Кузнецова. Восток востоком, но эти картины вобрали в себя многие особенности творчества, которые впитывал в себя художник буквально с детских лет. Любовь к миру природы, деревьям, плодам, цветам на щедром Востоке может только обостриться, но вот пробудилась она благодаря отцу и деду художника. "Родительский дом, начало начал..." Отец-иконописец, работавший в домашней мастерской и изображавший лики святых, наверняка писал житийные иконы с клеймами, которые включали и пейзаж со сказочными смоковницами. Многие деревья в живописи П.Кузнецова напоминают по стилистике именно иконописные деревья.Посмотрите на картины Кузнецова под этим углом зрения. "Сад Гайгун"



ТУРКЕСТАН

В этом альбоме собраны гравюры. Это 11 серия рисунков, посвященная Туркестану. На заставке мы видим традиционный пузатый восточный кувшин, а отдельный рисунок изображает восточный базар с его изобилием фруктов, передавая мысль о плодородии этих мест. И, наконец, восточная красавица с бархатными глазами, на плече которой пристроилась грациозная птица с плавными, вытянутыми формами. Само совершенство и образ этой красавицы, и образ птицы. Восток может заворожить на всю жизнь. Следует отметить, что сотрудники музея предпринимают почти ежегодные поездки по местам Павла Кузнецова. Повторяя эти экспедиции, они возвращаются обогащенные новыми впечатлениями, которые дают стимул для дальнейшей работы музея с нашим братом, посетителями. Дай, Бог, им преуспевать в этих начинаниях.






ПРОЩАЛЬНЫЙ АККОРД. ЗДЕСЬ БУДЕТ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ.

Ежегодное празднование дня рождения художника Павла Варфоломеевича Кузнецова завершается традиционной коллективной фотографией. В 2012г. снимок был сделан на фоне аварийного, почти разваливающегося здания, принадлежавшего семье Кузнецовых. Хочется пожелать работникам музея, чтобы их мечта о создании в этом доме картинной галереи осуществилась как можно быстрее.







ВИКТОР ЭЛЬПИДИФОРОВИЧ БОРИСОВ-МУСАТОВ. "САРАТОВ. ПЛАЦ-ПАРАД. СОБСТВЕННЫЙ ДОМ".

Приблизительно в часе ходьбы от музея-усадьбы Павла Кузнецова, на юго-восточной окраине Саратова, также неподалеку от волжского берега,напротив глазной клиники, в месте, которое именовалось Плац-парадом, мы найдем скромный четырехкомнатный деревянный дом. В нем провел значительную часть своей трагически недолгой жизни художник с мировым именем В.Э.Борисов-Мусатов. Он был старше Павла Кузнецова на восемь лет, а ушел из жизни на шестьдесят три года раньше мастера литографии. Они были земляками, они были товарищами в жизни и в творчестве. Их общим земляком и другом был скульптор А.Т. Матвеев, портрет которого написал уже известный Вам П.Кузнецов, а скульптор, в свою очередь, выполнил бюст Борисова-Мусатова и отдал ему последний долг памяти, создав гранитное надгробие для могилы Борисова-Мусатова в Тарусе. Круг известных саратовских художников не исчерпывается этими тремя именами. Их гораздо больше. В этом же отзыве речь только о двух усадьбах, появившихся на музейной карте Саратова в двухтысячном году.



Здесь все предельно скромно: маленький дворик, зацементированная чаша небольшого фонтана, беседка в укромном уголке, за старой каменной стеной торчит труба мебельной фабрики, а рядом аварийный двухэтажный дом с обитателями. И фабрика, и жилой дом - это неизбежное соседство.
Поднявшись по небольшой лестнице на веранду,мы сразу же видим автопортрет художника. Благородное, утонченное лицо, глаза, опущенные вниз, голова,опирающаяся на руку. Артистизм и возвышенность души проглядывают во всем.
Оказавшись в усадьбе, на территории художника, сразу же задаешься массой вопросов: почему он носит такое необычное отчество и как у него появилась двойная фамилия, да и кому и когда было разрешено брать двойную фамилию, чем занимались родители художника и что за люди они были, какова история семьи и как проснулся у мальчика интерес к живописи? Не то чтобы раньше все это не приходило в голову, но здесь и сейчас самое время и место найти ответы на перечисленные вопросы, да и потом покопаться в книгах, заглянуть в интернет.
Происхождением художник был из самых низших, демократических слоев населения. Его дед, Борис Мусатов, был из крепостных. Генерал А.А.Шахматов - это их барин. Из поколения в поколение переходило, что в жилах Мусатовых текла татарская кровь, а его дед был крещеным татарином, да и Муса - имя татарское. Оно означает "молот". Другое толкование слова "муса" - это специальная стальная полоска, с помощью которой "мусатили", то есть точили ножик. Деду Борису это семейное прозвище шло. И от раскосых глаз никуда не денешься. Имя Эльпидифор отец художника получил, скорее всего, по святцам, то есть церковному календарю. В переводе с греческого оно толкуется как "надеждунесущий". Во всяком случае для генерала Шахматова этот шестнадцатилетний слуга стал всем. Он постоянно читал барину прессу, составлял бумаги, благодаря этим занятиям он хорошо овладел грамотой. Старый генерал брал его с собой в Берлин и в Париж, когда выезжал на лечение, так как он не мог обходится без сопровождения. После освобождения крестьян в 1861г. Мусатов записался в мещанское сословие Кузнецкого уезда. Увлекало Эльпидифора и переписывание классики в отдельные миниатюрные тетрадочки. Домашняя библиотека Мусатовых состояла из них. Мать, Евдокия Гавриловна, была прекрасной вышивальщицей, женщиной с художественным вкусом, что передалось дочерям, да и сыну тоже. Ее отец держал золотопечатную переплетную мастерскую и живописную лавку, писал он и портреты. Мальчику передались способности родителей. Прежде всего у него проявились интересы, не свойственные ребятам: к вышиванию, к украшению пасхальных куличей и бабок, которыми все восхищались, а в реальном училище он прославился потрясающе красивым и ярким раскрашиванием контурных географических карт. Повторю расхожую истину: талант - он во всем талант. И двойная фамилия художника объясняется довольно просто. В ней проявление уважения к памяти деда, Бориса Мусатова, прожившего без малого сто лет. К родовой фамилии Мусатов, художник присоединил имя деда, превратив его в первую часть фамилии.



По нынешним меркам дом с небольшим участком вокруг трудно назвать городской усадьбой, однако с мемориальной доской не поспоришь. Интересна и история дома, хотя в ней есть моменты, не совсем понятные с современной точки зрения. Барин, генерал Шахматов, благодарный Эльпидифору за преданную службу, отписал ему одноэтажный каменный дом. Он находится рядом с усадьбой и представлен на фото. Вероятно, дом был отягощен барскими долгами и требовал вложений, с которыми семье справляться было не по карману. Дом был одноэтажный, но Мусатовы надстроили второй этаж, обложили дом камнем и сдавали его в наем, чтобы решать собственные финансовые проблемы. Сами же то ли купили, то ли построили деревянный флигель для своей семьи, где и расположена современная экспозиция музея. Флигель также нуждался в дорогостоящем благоустройстве. В связи с болезнью отца мать не имела доступа к банковским счетам, с большим трудом она добилась решения этих вопросов и за каждый шаг в обустройстве флигеля отчитывалась перед банком за каждую израсходованную копейку. Эти документы сохранились. Качество строительных работ, выполненных во флигеле под присмотром Евдокии Гавриловны, поражает и по сей день: оконные рамы, изготовленные более ста лет назад, верой и правдой служат и сегодня. Их ни разу не меняли. Все эти факты ярко свидетельствуют о необыкновенном трудолюбии семьи Мусатовых, которые смогли выбиться в жизни, раздвинув рамки своего сословного положения, дать образование сыну, справиться с трудными бытовыми проблемами. Они заслужили уважительное отношение к себе.







Деревянная веранда с двумя скамьями фигурирует на фотографиях, предшествующих некоторым полотнам художника. Его сестра Елена и ее приятельницы неоднократно позировали Борисову-Мусатову. Эта простая садовая мебель стала активным действующим лицом на картинах В.Э.Борисова-Мусатова.




Этот двухэтажный дом, находящийся в аварийном состоянии, был подарен семье Мусатовых генералом А.А.Шахматовым, у которого Эльпидифор служил камердинером, был его правой рукой и пользовался заслуженным доверием. В настоящее время дом не принадлежит музею, там предстоит сложное отселение жильцов и только потом начнется реставрация/реконструкция, это уж как решат специалисты.




А.БЕЛЫЙ:"...ТОНЧАЙШИЙ НЕЖНЫЙ ГОРБУН..."



Когда начинаешь вглядываться в фотопортреты художника, то невольно обращаешь внимание на две особенности: маленькое хрупкое тело, волосы, тщательно подстриженные ежиком, усы и элегантные франтоватые наряды. Живя в Париже, он покупал букетик ландышей, прикреплял его в петлицу либо носил в кармашке сюртука флакончик духов. Художник явно уделял много внимания своей внешности, пытаясь отвлечь взгляды окружающих от своего физического недостатка. Его судьба складывалась трагически. С трехлетнего возраста, вероятно, в результате травмы, своевременно не замеченной родителями, у ребенка начал формироваться горбик. Отец возил мальчика в Петербург, где поместил его в Екатерининскую детскую больницу. Но это закончилось новым ударом. Во время прогулки за мальчиком недоглядели, и он упал в выгребную яму, поранив больной позвоночник острой торчащей костью. Воспалительный процесс стал стремительно развиваться, а на протяжении жизни болезнь перешла в туберкулез костей. Виктора пришлось забрать домой, в Саратов. Помощь пришла, когда родители окончательно отчаялись. В дом заглянул врач, назвавшийся ортопедом, и стал лечить мальчика новейшими методами, прежде всего лечебной гимнастикой, как мы сказали бы сегодня, корсетами и лечебной обувью. Произошло чудо, мальчик стал расти, к нему вернулась подвижность, былая резвость и веселость. Следы двухлетних мучений остались, но их удалось частично сгладить. В этот период мальчик начал проявлять интерес к рисованию.


ИНТЕРЬЕРЫ МУЗЕЯ

Во флигеле было четыре комнаты с разным назначением. Сегодня посетители попадают в первую комнату, которая считается мастерской. На стенах множество фотографий, собственноручно сделанных художником. В одной из витрин мы видим зеленый бархатный альбом в стиле модерн. Он очень подходит для авторских фотографий художника. А в летнее время здесь обычно разворачивается экспозиция живописных работ Борисова-Мусатова, когда их по температурным условиям можно экспонировать во флигеле. Мебель для флигеля подбиралась из фондов музея так, чтобы она соответствовала быту представленной эпохи, то есть концу 19 и началу 20 веков. Письменный стол, сундук с самоварами, кресла, оккупированные добрым хранителем дома - котом. В спальне для матери и дочерей мы видим большое зеркало и пианино, подаренное жительницей Саратова. Какие-то экспонаты приносят в музей и его сотрудники. Третья комната была столовой, но теперь она используется для временных выставок и как служебное помещение.











ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ХУДОЖНИКА И СЕСТРЫ ЕЛЕНЫ

Любой мемориальный музей гордится и дорожит подлинными экспонатами. В усадьбе Борисова-Мусатова личные вещи художника и его родной сестры расположились в застекленной горке. Младшая сестра художника Елена, в отличие от старших детей, родилась в доме на Плац-параде. Она была человеком художественно одаренным, владела кистью и красками, увлекалась росписью фарфора/фаянса. Елена занималась, как и многие женщины, например, мать художника Павла Кузнецова, художественной вышивкой. Талант женщин раскрывался именно в таких дамских занятиях. Это было в духе времени, в этом проявлялась и бытовая культура России. Мы воочию видим провинциальный быт на рубеже двух веков. Блюдо, расписанное фруктами, выглядит как профессионально изготовленная вещь. Здесь нет дилетантизма. Вышивка гладью на шелке с традиционным сюжетом: белая кувшинка с порхающей над ней стрекозой, речной камыш. Даже фотография позволяет отметить, как тщательно положены стежки, плавно вышиты переходы от одного цвета к другому, что свидетельствует о мастерстве девушки. Художник был особенно дружен с младшей сестрой Еленой, ей он прислал из Парижа музыкальный альбом, украшенный японскими гравюрами. На этом альбоме есть и дарственный автограф художника. Выше я уже говорила о домашней библиотечке классики. Каллиграфическим почерком в маленькие тетрадочки Эльпидифор Борисович переписывал произведения русской литературы. Рядом с музыкальным альбомом лежит сказка П.Ершова "Конек-Горбунок", переписанная для детей, а их было трое в семье.







Вещи, которыми окружает себя человек, отражают личность человека, его внутренний мир, пристрастия и привычки. Будучи художником, Борисов-Мусатов отрывался от домашнего налаженного быта, был лишен каких-то привычных для него вещей, когда работал на натуре. Любовь художника к изящным вещам проявилась в необычном для наших глаз походном самоваре. Он совершенен по своей форме, прекрасен плавными обтекаемыми линиями, и сегодня самовар спокойно вписался бы в любой комплект посуды. Рядом с походным самоваром стоит фарфоровый подсвечник, пострадавший за время своей долгой жизни. Вторая потрясающая вещь, принадлежащая художнику, - фотоаппарат фирмы "Кодак", с которым он почти никогда не расставался. Качество этой фирменной техники не увядает. В связи с этим экспонатом хотелось бы обсудить проблему "Фотоаппарат в руках художника". Что могло привлечь внимание художника к этой технической новинке более ста лет назад? Элегантность самого аппарата, вполне возможно, была притягательна для человека такого склада, каким является художник. Ведь в его природу заложены эстетические мерки, прикладываемые буквально ко всему. Кроме этого, Борисов-Мусатов мог открыть для себя в фотоаппарате своеобразное техническое подспорье. Ведь когда художник на протяжении длительного времени трудится над многофигурными композициями, будь то люди или предметы, начиная очередной сеанс написания полотна, он должен напомнить натурщикам и вернуть предметам исходную, начальную позицию. Поэтому фотоснимки предыдущих этапов работы над картиной помогают все вернуть на круги своя. Наверное, фотоглаз помогает корректировать замысел полотна, подбирать наиболее выразительные ракурсы и т.п. Было у художника и еще одна пристрастие: к старинным дамским нарядам. Особенно его привлекал 18 век. Одна из знакомых подарила Виктору Эльпидифоровичу сундук со старинными платьями, в которые он и наряжал свои модели. И мать помогала Виктору с пошивом туалетов для живописных полотен. Воздержимся от слова "натурщица", ведь они были ему не по карману. Очень часто на помощь ему приходила сестра Елена, а впоследствии и жена изображалась на полотнах. Он тщательно берег этот гардероб на случай написания той или иной картины. Достаточно припомнить такие полотна, как "Водоем", "Изумрудное ожерелье", "Гармония", "Гобелен", "Автопортрет с сестрой", чтобы все стало ясным и понятным. В экспозиции музея-усадьбы есть ряд снимков, сделанных самим художником. 70 фотографий и пластин сохранились в фондах музея. В отзыве Вы можете увидеть фотографию "Сестра и жена на берегу пруда" Она выглядят как подготовительный эскиз к будущей картине. В частности эта фотография предшествовала картине "Водоем". И качество фотографий великолепное, над таким качеством время не властно. Позволю себе лирическое отступление на обсуждаемую тему. У меня хранится свадебная фотография бабушки с дедушкой, сделанная ровно сто лет назад в ателье Василия Ягунова в Царицыне-на- Волге. На паспарту можно прочитать, что фотограф был удостоен Высочайших наград их Императорских высочеств за художественное исполнение работ. Фотография не потускнела, глаза у жениха и невесты потрясающе живые, все детали одежды хорошо просматриваются, хоть сейчас рисуй картинку для модного журнала!





ОСЕННИЙ МОТИВ

Картина с одноименным названием экспонируется в Художественном музее города, а вот местом действия, если действием можно считать выяснение отношений между дамой и кавалером, стала беседка рядом с домом Борисовых-Мусатовых. Само название картины "Осенний мотив" очень выразительно. Чувства к осени идут на спад. Между героями был разговор, но на картине изображен момент тягостного молчания. Лица кавалера мы не видим, он не поднимает голову, да и дама смотрит в сторону. Какая-то безысходность и разобщенность овладели этими людьми. Процесс написания картины шел трудно, были проблемы с хорошей натурщицей. И художник обратился за помощью к младшей сестре Елене. Опыт позирования у нее был, ведь годом раньше Борисов-Мусатов написал "Автопортрет с сестрой". И в роли кавалера позировал знакомый, Федор Корнеев. Фоном в картине стала увитая зеленью и цветами беседка. На осенней фотографии она выглядит пустой, заброшенной. На память приходят стихи Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда..." В горниле искусства проза жизни превращается в чистые самоцветы. Так было и у Павла Кузнецова и у Виктора Борисова-Мусатова.



НАДГРОБИЕ

На жизнь и на творчество у художника оставалось всего пять лет. У него состоится выставка в крупнейших городах Германии, он покажет свои полотна в парижском Салоне, будет избран членом Французского общества изящных искусств. А творческим замыслам нет предела. Незадолго до ухода из жизни семья художника поселилась в Тарусе, на берегу Оки. Там, на высоком откосе, с видом на красивую Оку, художник и попросил, чтобы его похоронили. Через пять лет на могиле был установлен саркофаг с надгробием, высеченными из гранита саратовским скульптором А.Т.Матвеевым, которого друзья называли очкариком-молчуном. Это был жест в память о дорогом друге. Скульптор не мог не знать историю трагической болезни художника, понимал, как много сил она отнимала от творчества. Знал он и о том, к чему стремился Борисов-Мусатов в искусстве. Отношение к Борисову-Мусатову, человеку и художнику, полностью выразилось в этом надгробии. На нем изображен лежащий обнаженный мальчик, абсолютно незащищенный, до слез трогательный. Однако местное духовенство не давало разрешения на установку памятника, усматривая в нем " языческие мотивы", коль скоро на нем было изображено обнаженное тело отрока. Есть у надгробия и второй, символический план. Именно так, по мысли А.Т.Матвеева, выглядит хрупкая душа художника, который входил в пору творческой зрелости и был полон замыслами. Вот несколько строчек из стихотворения Ю.Кублановского, посвященного Борисову-Мусатову: "С наклоном стриженой головы надгробный мальчик беспечно спит,... как все волшебно предугадал горбун, писавший кисейных дам".





"БЕЛОГО ОБЛАКА ТЕНЬ..."

Помещение музея-усадьбы используется как площадка для временных выставок. Одна выставка сменяет другую. Особенно часто здесь выставляются известные саратовские художники или преподаватели художественного училища им. А.П.Боголюбова. Художественное училище не случайно носит имя А.П.Боголюбова. Создавая художественный музей им. А.Н.Радищева, Боголюбов сразу задумывал при нем училище. Одно было немыслимо без другого. Музей был необходим будущим художникам в качестве учебной базы. Так же тесно, как во времена П.Кузнецова и В.Борисова-Мусатова, переплелись в наше время мемориальные музеи с художественным образованием.



Павел Маскаев - Заслуженный художник России, выпускник и преподаватель Саратовского художественного училища. Он лидер движения "Хвалынские пленэры" и приверженец традиций саратовской школы живописи, одним из центров которой был и город Хвалынск, связанный с именем другого всемирно известного художника П.К.Петрова-Водкина. Есть у него и работы, написанные в знаменитой усадьбе Зубриловка, где создавал свои полотна и Борисов-Мусатов.



"НОВОГОДНИЙ ДИВЕРТИСМЕНТ"





Художницы Н.Шитова и Н.Никифорова не только занимаются сами гобеленами и батиком, но и организуют мастер-классы для детей. Вообще в музее продуманы специальные детские программы.

УХОДЯ, ОГЛЯНИСЬ

Завершая рассказ о двух саратовских художниках, занявших прочное место в истории мировой живописи, я предлагаю Вам еще раз посмотреть на их дома-музеи. Первый взгляд - на дом с мансардой на Полицейской улице, второй - на флигель на Плац-параде. А рядом фото усадьбы Зубриловки, на фоне которой много писал Борисов-Мусатов, да и фото сделано самим художником.





Покидая городскую усадьбу художника В.Э.Борисова-Мусатова, посмотрите на эти два зимних пейзажа, и пусть именно они останутся в Вашей душе, ведь природа примиряет нас с несовершенством и неустроенностью жизни.


КУЛЬТУРНЫЙ ДОЛГОСТРОЙ, РАЗРУХА В УМАХ И ЭНТУЗИАЗМ ОДИНОЧЕК,

Моему родному городу есть чем гордиться: это богатейшее культурное наследие. Но многим горожанам больно и стыдно за то, в каком убогом и плачевном состоянии находится это самое культурное богатство. В 1918г. в Советской России, в Саратове был открыт театр юного зрителя,один из первых в стране. Когда же настало время построить новое здание для ТЮЗа, то это вылилось в долгострой, затянувшийся на четверть века. Театральные здания всегда возводились по уникальным, единичным проектам и становились украшением городов. То, что увидели саратовцы после двадцатипятилетнего ожидания, возведено по проекту такой же давности и никакой архитектурной ценности не представляет. Однако "очень вовремя" произошел пожар в старом здании, еще до переселения труппы и всех декораций в новое помещение. Лет шесть назад горела филармония, и теперь городской симфонический оркестр не имеет своего дома и репетиционной площадки и мыкается по разным залам. Зрители города гордились театром АТХ (Академия театральных художеств), он принимал участие в международных фестивалях театрального искусства, бывал на гастролях в Европе, но помещения в Саратове он так и не получил, вернее, ему выделяли помещения по принципу "на тебе, боже, что нам негоже". Артисты каждый раз начинали с нуля, собственными силами приводя подарки от чиновников в порядок. В конце концов театр выдавили из культурного пространства города, и у руководителей от культуры голова не болит. Фотографии как усадьбы П.В.Кузнецова, так и В.Э.Борисова-Мусатова еще один наглядный пример, в каком положении находится культура во многих провинциальных городах. Двадцать лет шла бумажная волокита, чтобы добиться решения о создании того и другого комплекса, открыть филиалы Художественного музея им. А.Н. Радищева. Процесс остановился на полпути: приведен в порядок деревянный дом Кузнецова и деревянный флигель Мусатовых. Однако в обозримом будущем что-то не видно и не слышно, чтобы начали восстановление каменных домов, ранее принадлежавших семье Кузнецова и Мусатовых. Только сотрудники музея стараются, чтобы эти скромные площадки не пустовали, чтобы сюда тянулись дети и молодежь, творческая интеллигенция. Выставки и тут и там сменяют одна другую, проекты и акции в планах музеев фигурируют постоянно и привлекают посетителей. Но без должного внимания со стороны мэрии культура задохнется.

 Сообщить модератору



Очень интересно! Большое спасибо за рассказ, фото, атмосферу.
Как жаль, что энтузиазм жителей и музейных работников не находит отклика и поддержки...
Loretta, большое спасибо за ваш отзыв!
С удовольствием и интересом его прочитала. Очень люблю мемориальные музеи в российских городах.
Вы нам преподнесли полноценную экскурсию по этим двум музеям, именно такое впечатление у меня создалось, даже подумала, что вы имеете отношение к краеведению.
Понравился и формат, и прекрасные литографии, и фото. Снимок дома, подаренного семье Мусатовых Шахматовым, зацепил ужасно. Обожаю старинные фотографии.
Очень бы хотела побывать в Саратове, о котором так тепло писала НБ.
А теперь появился новый рассказ форумчанки из Саратова. Это не может не радовать. /А когда прочитала о Хвалынских пленэрах, вообще расстроилась. Саратов можно замечательно совместить с Хвалынском, но хотелось бы приехать в теплое время года.
Возможно, и решусь в апреле.
Татьяна! Всегда была уверена, что можно найти единомышленников по интересам. При случае стараюсь заглядывать в дома-музеи. К краеведению я отношения не имею, но вопросы искусства и культуры мне очень близки. Музеи Саратовской области почти не знаю, заочно разделяю Ваш интерес к Хвалынску, но вот выбраться никак не соберусь, хотя в планах эти маршруты держу. Ехать в те края нужно, конечно, летом, и лучше всего по Волге. Вдруг и встретимся. Всего доброго.
Спасибо за прекрасную виртуальную экскурсию.
Весной, возможно, будем в Саратове.
Спасибо. Это все очень интересно. Я всегда радуюсь тому, что у нас есть такие энтузиасты. На них еще что-то держится. Вы рассказали нам, кто-то поддерживает музеи, создает экспозиции, делает выставки. Люди ведут кружки, рисуют, занимаются творчеством. Наверняка, за копейки, или просто - из любви к городу, истории родного края. Настоящие подвижники. Спасибо, что Вы так подробно написали о музее. Стыдно, но я не знала, что он есть.
Уважаемая Loretta! Большое спасибо за такой замечательный отзыв о так любимых мной мемориальных провинциальных музеях, да еще таких художников. Как хорошо и с чувством написано! С удовольствием прочитала.
С уважением
Уважаемая Ирина! Не впервые заметила Вас среди моих читателей. Спасибо, и взвешенность откликов мне импонирует. Я действительно нахожусь в поиске сюжетов, поездки в Европу бывают раз в году, а что делать в остальное время года? Решила отдать дань моим любимым художникам. Заодно заглянула в Ваш профиль и уже отметила закладкой рассказ о Стамбуле-Константинополе. У Вас сочетается внутренний туризм с загранпоездками, между ними определенный баланс, на досуге постараюсь почитать. Конечно, вокруг Саратовской губернии довольно много интересных мест, но дороги, как всегда, плохи и добираться трудновато. До новых встреч в безграничных пространствах интернета.
Демон [без регистрации] [01.02.13 12:41:39]   IP: 212.0.81.*
Жил в Саратове 4 месяца, хочу отметить наплевательское отношение региональных и городских властей к своему городу - куча старых зданий в аварийном состоянии, ужасные дороги даже в центре города и т.д. Жаль, что прямые выборы в регионе не скоро будут.
Печальный Демон, дух изгнанья! Я коренная жительница города и за всю свою жизнь не бросила на улице ни одной бумажки, но мне очень стыдно и обидно за город.Власти меняются, но к лучшему ничего не меняется.
Элеонора [без регистрации] [15.03.13 11:11:49]   IP: 95.29.57.*
Вот спасибо так спасибо! Редко когда можно прочитать столь подробный, лиричный и главное, правдивый рассказ о наших музеях. Спасибо за то, что приходили в музей не один раз. Ждем еще, особенно весной и летом, когда оба дома еще и украшены цветущим садом!
Элеонора, спасибо за теплые слова. Постараюсь воспользоваться приглашением и загляну в музей на день рождения Борисова-Мусатова. Одно и то же дерево в разные времена года прекрасно по-своему. LORETTA
Tom Sojer [без регистрации] [25.11.13 16:08:55]   IP: 85.26.231.*
Посмотрел и прочел. Очень понравилось.
Какой у Вас интересный, литературный, псевдоним ! На это я не могла не клюнуть. Спасибо за интерес к нашему городу и нашим музеям. Благодаря Вам узнала, что отзыв прочитали уже 1215 человек. И Вам спасибо за выход на сайт.
Татьяна [без регистрации] [19.09.14 12:33:32]   IP: 85.26.232.*
Здравствуйте!!! Ваша статья потрясла до глубины души, искала что-то о музее Борисова-Мусатова (дочь была там недавно,и рассказала мне). После вашей статьи появилось ощущение что и я там побывала, и фото отменные. СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!
У вас потрясающая статья о двух БЕДНЫХ саратовских музеях. "Бедных" в смысле брошенных на произвол судьбы городской властью,чья прямая обязанность их оберегать и защищать, холить и лелеять. Даже вложиться в них материально - в плане расселения жильцов и реставрации,ведь тогда можно будет создавать российские туристические маршруты. И люди потянутся и деньги , чего так жаждут наши власти! Тем более в городе есть организация, которая профессионально и качественно делает реставрационные работы - на проспекте Кирова, если я не ошибаюсь реставрировали филармонию и еще что-то. Думаю нашим властям голову нужно приложить и душу (если они помнят что это!), тогда и ...
Тогда к 425 юбилею г.Саратова в следующем году (2015) - могли бы получиться не просто музеи, а настоящие культурные центры. Они и сейчас настоящие в плане работы самих музейщиков- столько сил и души они вкладывают в свою работу!!!Ведь работники музеев столько делают для привлечения взрослых и молодежи, хотя думаю сами выживают как могут. Это ужасно!
Моя дочь учится в 12 корпусе и когда мы с ней ходим мимо той самой пустующей мебельной фабрики- я ей говорю, что же город не занимается таким большим зданием в самом центре?
Вот и сделали бы музейный центр, я бы даже сделала там отдельно выставки посвященные промышленности Саратовской области, что бы школьников на краеведении не таскать по всему городу - привезли в одно место показали. Ведь во всех планах учебных по краеведению Саратовской области должен быть пункт "посещение музеев".
У нас в этом году дети выступали в музее-усадьбе Чернышевскогов экологическом фестивале "Мысли о будущности Саратова". Мы с детьми сделали макет памятника "Трудовые руки саратовской земли", так вот думаю ведь люди искусства тоже трудятся, как и другие.
Пусть это будет отдельный (от Радищевского) музейный комплекс, чтоб был он посвящен именно художникам и архитекторам и людям искусства и труда (например, музыкантам, певцам, я даже мастерам -стеклодувам -это тоже искусство..!!), жившим, работавшим и родившимся в Саратовской области. Ведь здание этой мебельной фабрики огромное - там много тематических залов организовать можно: ну как, например, в книгах по краеведению нашей области. Может я преувеличиваю, но все же...
Что -то по типу нового здания Третьяковки в Москве!Еще в советское время меня возили родители в Москву. В то время сама Третьяковка была на ремонте, а вся экспозиция посвященная 1000-летию крещения Руси размещалась там, в новом здании. Помню до сих пор - потрясающие иконы (не только размером, но и ликами) и картины современных художников. Дух захватывало!
Вот сколько лет прошло, а ваша статья, очень неожиданно для меня самой, вернула мне все эти воспоминания!! Еще раз, огромное спасибо за труд и вдохновение. Извините за излишнюю эмоциональность. Если будет время ответить, пишите tatyana_berry@list.ru
С уважением, Татьяна
галина [без регистрации] [19.11.14 22:10:18]   IP: 176.15.95.*
Спасибо за прекрасные рассказы о наших музеях.Чувствуется боль за их состояние сейчас. Особенно больно за Дом П.В.Кузнецова. Дом есть,а Кузнецова нет.Подвижническая работа его сотрудников вызывает уважение и благодарность.
Спасибо за интерес к публикации. Подвижничество ценят простые люди, а вот тот, кто "отвечает" по должности за культуру и в ус не дует.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1"в поисках чулетона". Авила. день 3-4ый
2Русская Ницца: князь А. Оболенский, Кокад, тропой императрицы, в поисках Матильды
3ВТОРАЯ ЧАСТЬ: В ПОИСКАХ МАЛЬТИЙСКОГО ПЛЯЖНОГО ОТДЫХА (QAWRA PALACE HOTEL)
4ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: В ПОИСКАХ МАЛЬТИЙСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ СОКРОВИЩ (ВАЛЛЕТТА, БИРГУ)
5Десять лет спустя. Глава третья. Довиль - "Цветущий пляж" или "В поисках утраченного"
6В поисках идеальной сосиски. Часть 1. Экскурсионная. Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург
7Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1
Россия
Отели России
Отели Великого Устюга
Отели Витязево
Нижний Новгород
Ногинский р-н
Погода в России
Детский отдых
Рейтинг отелей:
1590.Немецкий клуб 2
1591.Киевская 2
1592.Ателика Оазис 2
1593.Машук санаторий 2
1594.Da! Hostel 2
1595.Геральда мини-отель 2
1596.Лебедушка на Кузнечном 2
лучшие отели России
Фото отелей:
316.Центральный военный детский санаторий, Россия [24]
317.Губерния, Россия [24]
318.Санкт-Петербург, Россия [24]
319.Алексеевская усадьба, Россия [24]
320.Лесная опушка санаторий, Россия [24]
321.Анни пансионат, Россия [23]
322.Юность пансионат, Россия [23]
Популярные отели:
302.Альфа частная гостиница отзывы
303.Грумант парк-отель отзывы
304.Яхрома спортивно-развлекательный парк отзывы
305.Волжские дали ЛОК отзывы
306.Пятигорье санаторий отзывы
307.Геолог Казахстана пансионат отзывы
308.Лесная сказка отзывы
Отзывы по отелям:
603.Россия, Западная гостиница [4]
604.Россия, Rinaldi Olympia [4]
605.Россия. Остальное, Кром [4]
606.Россия, Им.Артема (Сергеева) санаторий [4]
607.Россия. Остальное, Априори [4]
608.Россия. Остальное, Транзит [4]
609.Россия, Им. Горького санаторий [4]