08.01.13 18:54:46
Галопом по Европам, часть первая 
Время отдыха: сентябрь 2012

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ


часть первая

Нисколько не сомневаюсь в том, что среди наших соотечественников найдется немало людей, которым было бы очень интересно совершить путешествие на автомобиле по странам Скандинавии.
Мысль о том, что на свете есть Скандинавия, скалы, фьорды, горы и Северное море, а вы там не были и вряд ли когда-нибудь будете, я уверен, будоражит многих.
Попробуем рассказать о своей поездке в эти замечательные края, по большей части для того, чтобы убедить уважаемых читателей в том, что такая поездка вполне реальна и по силам даже и немолодым людям, а ещё для того, чтобы те, кто решит последовать нашему примеру, не совершили наших ошибок.
Уникальная возможность для поездки выдалась только сейчас, уже в приличном возрасте, потому как дети выросли, встали на ноги и живут отдельно, а внук Стёпочка пока еще очень мал для того, чтобы переложить на нас заботы о его воспитании.
Мы, супруги Сергей и Маргарита, соответственно 55 и 54 лет от роду, приняли для себя такое решение и увлеченно взялись за его реализацию. Три недели ушло на тщательное изучение картографического материала, путеводителей, справочников и подготовку проекта маршрута. Первоначально маршрут пролегал через Санкт-Петербург – Хельсинки – Турку – Стокгольм – Осло – Трондхейм – Нарвик – Рованиеми – домой, но потом, в связи с недостатком отпускного времени, от Нарвика пришлось отказаться (а жаль) и сократить путь, проехав через Трондхейм – Шеллефтео – Рованиеми.
Итак. Насчет визы и всяких пограничных познаний позаботились заранее. В визовом центре Финляндии в Москве, – Каланчёвская, 15, – процедура прошла быстро, доброжелательно и недорого. Через 10 дней визы были получены, евро куплены, гостиницы заказаны, оставалось ждать отмашки, т.е. отпуска, а он случился только 17 сентября.
17 сентября
Стартовали в 800 от подножия Останкинской башни, где мы собственно и живем. В активе: автомобиль Nissan Qashqai 2008 года, полностью проверенный накануне по всем параметрам в Pelican-Auto в Москве, с полным баком и купленные евро. В пассиве – полное незнание финского-шведского-норвежского, только немецкий более-менее и плохой английский, а также отсутствие в навигаторе карт Скандинавии, что самое страшное.
Долгие и скучные попытки выбраться из Москвы, минуя намертво стоящую в обе стороны Ленинградку, на неё мы выскреблись только в районе Зеленограда, а дальше такой же долгий и скучный путь до Питера, бесконечные фуры, обгоны, торможения. На питерской трассе от наших колес, по-моему, давно уже образовалась глубокая колея. Как назло начала дурить лампочка левого поворотника. Проскочили КАД и зарулили в Питер поправить лампочку. Питер знаком до боли, как будто мы ещё из дома не уехали. Поправили поворотник, и на Выборгское шоссе. Долгая дорога с пробками, проехали Выборг и к границе. На границе заказан мотель. Называется «Медведь». Очень неплохой. Приютили, обогрели, накормили.

18 сентября
Утром успели-таки сбегать в лес. В погранзоне полно брусники, за полчаса сможете набрать двухлитровую банку, но поскольку мы не за этим, выдвигаемся на пропускной пункт.
На границе все довольно быстро. Были практически первыми, поскольку питерские подтянулись позже – им же еще больше 200 км проехать надо. И вот мы в Suomi. Спешим, хотя скорость соблюдаем, ничего особо не разглядывая – это на обратном пути, а сейчас нам в Турку, на паром. Наличие камер на дороге обозначено желтым знаком «Фотоаппарат». Не рекомендуем пренебрегать. Можете попасть на хорошие деньги. На участке дороги от границы до Хельсинки идут масштабные работы по расширению трассы и взрывные работы.
Ограничения лучше соблюдать. Светофоры у финских дорожников передвижные, на колесах. Сегодня они стоят в одном месте, завтра – в другом.
Объезжаем Хельсинки по кольцу Kehä Ring III, постарайтесь не проехать поворот и не попасть на Kehä Ring I – потеряете много времени, и еще не пропустите поворот на трассу Е18. Едем на Турку. Разрешенная (!) скорость 120 км/час, всюду камеры. По дороге на Турку семь вот таких тоннелей. Первый тоннель № 7 протяженностью около 700 м, дальше всё длиннее и длиннее.

Всё время держимся трассы Е18, даже в городе, т.к. она ведёт прямиком в порт. А вот в порту важно найти место для парковки. Машин очень много, а хозяев нет. Позже узнали – хозяева в Швеции. Обычная практика. Без машины билет на паром гораздо дешевле.
В Турку ничего особенного вроде как нет. Какой-то древний замок в порту и все. Замок покажем. Вот он.

Поскольку останавливаться в Турку в планы не входит, разузнаём всё насчёт парома.
Паром. Из Турку в Стокгольм курсируют паромы двух компаний Tallink и Silja Link. Терминалы этих компаний расположены соответственно слева и справа от морского вокзала. Наши билеты на судно компании Silja Link под названием Galaxy. Судно очень изящное 10 палубное, но зачем-то разрисовано какими-то пальмами, жирафами и, почему-то, пингвинами.

Итак, если вы решили плыть из Турку в Стокгольм на пароме, то вам первым делом необходимо найти свой терминал, судно и встать в очередь на паспортный контроль за два часа до обозначенного в билете времени. Как и на границе проходите паспортный контроль, предъявляете ПТС на автомобиль и распечатку электронных билетов на паром. Не забудьте сказать девушке, которая проверяет паспорта, «Хей!» и улыбнуться. Здесь так принято. Да, на контроль идет только водитель со всеми паспортами, билетами и ПТС (всё без обложек). Все остальные члены экипажа спокойно сидят в машине. Проходите регистрацию и получаете магнитные ключи, один от грузовой палубы и ключи от каюты в количестве, соответствующем числу пассажиров.

Дальше нужно встать под накопление на линию погрузки, которую укажет работник порта. При погрузке в Galaxy накопление производилось на 15 параллельных линиях. Поскольку при покупке билетов вы декларируете длину, высоту и массу автомобиля, ваше место уже определено. Автомобили разного веса и габарита расставляются по разным линиям. Погрузка автомобилей производится со стороны носа корабля.
Вот такие будочки паспортного контроля.

Первыми грузятся фуры, потом всяческие автобусы, микроавтобусы, далее автомобили с прицепом, за ними джипы и кроссоверы и потом все остальные. Автомобиль разместился на второй палубе, хозяева – на девятой. Не забываем сфотографировать номер палубы, номер места, номер лифта и схему судна, чтобы утром найти все-таки машину.

Надо сказать, что машины грузились еще за 5 минут до отхода судна, а две последние развернули. Не судьба.
Каюта уютная с огромным иллюминатором. С высоты 9 этажа кажется, что мы не плывем, а медленно летим над морем. И не ходите на 10 палубу. Там всю ночь будет идти густая пьянка, поскольку она полуоткрытая и там можно курить. На Galaxy пили все. Русские, финны, шведы и еще какие-то люди неизвестной нам национальности. Тон, правда, задавали русские, откровенно мешавшие водку с пивом. Их загрузилось два или три автобуса. Не пили только китайцы, которых на пароме было предостаточно.
Вот такая каюта.

Ужин замечательный, все очень вкусно.
19 сентября.
Завтрак в пять утра. Не пугайтесь, потому что время шведское, а оно на два часа отличается от московского. Стало быть, в Москве 7 утра, что вполне приемлемо. Из панорамного окна ресторана виден нос корабля и приближающийся Стокгольм.

Из каюты виден и сам город.

Причаливаем.

После завтрака освобождаем каюту и спускаемся к машине, с удивлением обнаружив, что половина машин уже уехала. Наверное, в первый раз в жизни мне пришлось выехать, не прогревая двигатель. На причале никого. Езжай куда хочешь.
Стокгольм. Город встречает приветливо безоблачным небом и последним осенним теплом.

В Стокгольме половина седьмого утра. Полупустые улицы. Редкие машины и велосипедисты. Велосипедисты кстати наглые. Будьте с ними очень аккуратны. У них на дороге преимущество! Одна довольно пожилая женщина с корзинкой под рулем все время пыталась нас обогнать и откровенно лезла под колеса. Вот она. Слева.

Едем по указателям Centrum, въезжаем в старый город, промахиваемся по какой-то стрелке и попадаем на железнодорожную станцию, что по профессиональной принадлежности, нам обоим безумно интересно. Понимаем, конечно, что присутствие на грузовой станции в семь утра русской машины, из которой идет энергичная фотосъемка, может вызвать много вопросов, и всё-таки фотографируем локомотив шведской Green Cargo, вагоны, грузовой двор и, не привлекая к себе более внимания, быстренько уезжаем на указатель Centrum.



Указателей много и они не обманывают, как, например, в Чернигове – там нам довелось выехать на развилку, на которой было два указателя. Направо «Чернигов» и налево «Чернигов»... Очаровательно. Если у вас в навигаторе не окажется карты города, направляйтесь по указателю Centrum, там и сориентируетесь.
Старый город впечатляет размахом и строгостью. Что интересно, центр Стокгольма не похож на музей под открытым небом. Старинная архитектура органично вписана в XXI век. Вот полюбуйтесь на скоростной электропоезд на фоне современных морских судов и 500–летних зданий.

Как-то вот так…
Город живет своей жизнью. Умеренное количество машин, пешеходов, но очень много велосипедистов. По моему, Стокгольм – столица велосипедов, хотя этот вид транспорта пользуется популярностью и в Осло и в Хельсинки.

Паркуемся возле городской ратуши, великолепного старинного здания, расположенного на берегу какой-то воды, правда, отъехав от нее метров 200, на улице Norr Malarstrand. Идем разбираться в ситуации. Сориентироваться на местности, найти гостиницу и вообще.

У прохожих настолько серьезные лица, что обратиться с вопросом просто не решаемся. Первая девушка, к которой мы решились обратиться, оказалась… РУССКОЙ.
Вообще, в Стокгольме ориентироваться можно, поскольку этот город создан для людей.
На автобусных остановках есть карта города и на ней отмечена остановка, на которой ты находишься. Очень приятная деталь. Такого нет ни в Осло, ни в Хельсинки. Пожилой швед, стоявший на остановке в ожидании автобуса, разъяснил, что нам нужен 130 маршрут. По нему мы и нашли свою гостиницу, расположенную в районе Bromma, к которой нужно было ехать по той самой Norr Malarstrand, на которой мы припарковались. Отель очень маленький с целыми четырьмя (!!!) бесплатными парковочными местами.
Шведка на рецепшене, очень милая женщина, жестом показала, где можно припарковаться, я весело обогнул здание и заехал в подземный автосервис, справедливо полагая, что это и есть обещанный паркинг. Работавшие в сервисе ребята объяснили, что паркинг на улице немного дальше, и я так же весело выехал задним ходом при наклоне около 20 градусов. Надо было видеть глаза этих невозмутимых шведов. Подобных маневров там, видимо, никто не делает. Повторять такую штуку я ни за что не стану, но тогда это получилось само собой. Наверное, я был абсолютно уверен в нереальности происходящего. Другого объяснения нет. Вы только посмотрите на этот съезд.

Разместились, кинули сумки. Первым делом нужен банк, поскольку евро в Швеции не катят. Кроны нужны. В ближайшем банке обменника не оказалось. Я высказал по этому поводу достаточно громко свою досаду и услышал в ответ женский голос: «Если вы меня подождете, я вас отвезу в Forex». И отвезла. И показала, где купить кроны по приемлемому курсу. И рассказала, как войти в метро, где дешевле купить билеты и как общественным транспортом добраться в центр. Большое спасибо этой замечательной Зине из Томска, которая, как я понял, живет в Стокгольме уже не первый год. Итак, едем на станцию Стокгольмского метрополитена под названием T-Centralen. Запомните обязательно. Это самый центр. Осмотр города рекомендуем начать именно оттуда.
Валюту можно поменять только в отделениях банков, которые называются Forex. Работают они до пяти. И не забудьте перевести часы. На два часа назад.
Метро поражает. Не как в Москве своей помпезностью, а удобством. Это удивительно, но метро практически бесшумное, можно разговаривать вполголоса, очень удобные и чистые вагоны, а станции расположены на расстоянии не более 300 – 400 метров друг от друга, так что 10 остановок до центра это 15 минут. Именно поэтому такой совет. Не выбирайте гостиницу в центре. Это дорого и вряд ли нужно. Общественный транспорт развит очень хорошо. Автобусы ходят каждые две минуты. Пробок нет.
На разных линиях метро вагоны РАЗНОГО цвета. Внутри очень уютно. Посмотрите сами.

Если хотите найти станцию метро, не ищите вывеску с буквой «М». Метро называется Tunnelbana и обозначается буквой «Т», а слово «метро» в Швеции неизвестно. Вас просто не поймут. Вход на станцию выглядит так.

При входе на любую станцию метро обязательно есть магазинчик с минералкой, чипсами, колой и т.д. Билеты нужно покупать только там. Это дешевле. Заранее билеты не покупайте! Они действительны в течение полутора часов. Правда, за это время можно совершить четыре поездки. Слово «билет» шведы понимают. И ещё. Попробуйте минеральную воду «Aloe Vera», в которой действительно плавают почти неосязаемые кусочки этого растения. Это необычайно вкусно. В России вы её не найдёте. Мы эту воду пробовали только в Монголии. Там она производства Южной Кореи, а здесь своя, шведская. Но вкус одинаковый. Воду можно купить в этом самом магазинчике.
Задача посетить музеи не ставилась, задача совершить шоппинг не ставилась. Поэтому бродим по городу, вдыхаем его запах, фотографируем. Не себя на фоне города, а именно город с его настроением. Может быть, нам показалось, но улицы Стокгольма какие-то приветливые. Или это из-за тёплой солнечной погоды... Да, и не ищите в Стокгольме Карлсона. Его там НЕТ.

Забредаем на ж.д. вокзал – Central Station. Перед зданием вокзала вот такой памятник Эриксону почему-то в красных наушниках.

Естественно, выходим на пассажирскую платформу и фотографируем двухэтажную электричку и расписание на Гётеборг. Вот такая электричка.

На вокзале, кстати, очень вкусный капучино и булочки. Чисто, аккуратно. Но есть одна ВЕСЬМА пикантная деталь. В общественном туалете мужчины и женщины просто заходят в один большой зал и занимают свободные кабинки, а потом вместе моют руки у соседних умывальников. Меня это несколько шокировало. Если не будете заранее готовы, вас это шокирует тоже. В путеводителях я о такой шведской штучке не читал. По счастью, это только в Швеции. Посещение, кстати, стоит 10 крон. Фотографировать не стали.
Неприятно поразило большое количество выходцев из азиатских и африканских стран. Доиграются шведы когда-нибудь со своей толерантностью.
Где-то в переулках вкусно пообедали в маленьком ресторанчике, хозяин которого, как он сказал, в первый раз видел настоящих русских из Москвы. За один день мы так привыкли к Стокгольму, что, по-моему, начали понимать мелодию шведского языка.

Составили свое мнение о городе. Стокгольм – это город для людей и для жизни. Стокгольм настолько хорош, что становится как-то обидно за Родину. Приезжайте сюда. Если нам всем станет обидно, может быть, что-то изменится...

День заканчивается посещением магазина сувениров.
Спиртные напитки в Швеции можно купить только в магазинах государственной монополии «Systembolaget» ежедневно, кроме пятницы, субботы и воскресенья. Наткнулись случайно, и, если кому интересно, рассказываю, магазин находится в 200 метрах от центрального вокзала на перпендикулярной улице, нужно только спуститься на нижний ярус. Это довольно трудно объяснить. Короче, улицы пересекаются в разных уровнях, и перекрестка нет. В общем, сориентируетесь на месте. В качестве сувенира покупать алкоголь не рекомендуем. Очень дорого. На этой же улице есть замечательный картографический магазин. Если вы собираетесь путешествовать по Скандинавии дальше, советуем заглянуть. Таких подробных карт Швеции, Норвегии и Финляндии вы в России не найдёте. Наиболее удобны карты на больших разворотах. Их чаще всего и покупают.
Продолжение следует...

Отредактировано автором: 08.01.13 19:34:11Сообщить модератору



Цитата:

не ходите на 10 палубу.


сходить на верхнюю палубу НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО. Лучше это сделать утром. Красота необыкновенная!
Не понял проблем с обменом.Кроны можно поменять и в Москве. Кроме того, в некоторых местах я расплачивался и картой и евро, правда, сдачу давали кронами
Конечно, не только - можно, но и нужно было поменять кроны в Москве. В магазинах проблем с картами не возникало - главная проблема была на заправке! Наши карты там не катят - нужен шведский кэш.
Молодцы!!! Спасибо за рассказ!!! А я все отговариваю мужа от путешествий на авто по Европе и видимо напрасно я это делаю)))
Для этого и пишем! Сами боялись. Но вот получилось как-то так. Опыт других путешественников вдохновил и заставил не бояться.
Спасибо за отзыв. Жду продолжения. Хотя, и удивили. Это надо же, сказать, что в Турку нечего смотреть! Я думаю, что в городе, основаннном в XIII веке всегда есть, что посмотреть. Во-первых, замок в порту, который Вы сняли - Турусский замок. Его начали строить в XIII веке! Он интересен сам по себе, а в нем, к тому же, выставлены разные интересные средневековые вещи: коллекции оружия, игрушек, разные выставки. Еще одно место, которое непременно надо посетить, это лютеранский кафедральный собор в Турку. Он тоже начал строиться в XIII веке, строился и перстраивался почти 700 лет. В соборе совершенно неповторимая атмосфера, возможно, это ощущение связано с тем, что здесь покоится немало известных исторических личностей Швеции, даже одна королева.
Турку сам по себе уютный и красивый город, но еще это своеобразная столица финских шведов, там находится известный университет, есть много музеев, в том числе, морской и музыкальный - композитора Сибелиуса, и даже музей автомобилей и музей-аптека. Конечно, дети и взрослые обожают страну Муми-троллей. В общем, Турку безусловно заслуживает внимания, хотя бы на полдня)
Но я с нетерпением жду продолжения. Особенно про Шеллефтео - в этом городе давно не была, все никак не соберусь, но у меня о нем чудесные воспоминания 15-летней давности).

Кстати. А на пароме разве не было обменника? Я меняла именно на Гэлакси, причем, они и рубли меняют.
Ну, поскольку у нас были расставлены приоритеты, Турку был обозначен в планах транзитной точкой и мы не готовились там останавливаться и что-то смотреть. Поэтому ничего про этот город и не прочли. Дней было всего девять, а мы хотели доехать до Трондхейма и обогнуть Ботнический залив. Приходилось проезжать по 700 - 900 км в день. Программу то мы выполнили, но получилось, конечно, ГАЛОПОМ. На пароме обменник даже и не искали, решали проблемы по мере их поступления, поэтому и наделали столько ошибок. Летом этого года дней будет уже 19. Очень хотим посмотреть Тромсё, Нарвик и Му-и-Рану. А в общем, спасибо за критику, это ценно, учтём.
Спасибо! будем читать!

Цитата:

По дороге на Турку семь вот таких тоннелей. Первый тоннель № 7 протяженностью около 700 м, дальше всё длиннее и длиннее.


а самый длинный туннель - это сколько примерно по протяженности? боюсь я их )
Самый длинный тоннель в Норвегии - 23,5 км. Мы до него не доехали. А там, где проехали самый длинный был километров семь. Тоннели хорошо освещены, практически все без обкладки, поскольку прорублены в гранитном массиве. Где-то здесь на сайте я читал отзыв "Норвегия - страна победивших тоннелей". Тонко подмечено. Жаль, что здесь нет возможности подвесить видео из регистратора. По дороге в Турку тоннелей всего семь. Они и идут под номерами. Сначала седьмой и дальше по убывающей. Сколько мы проехали тоннелей не считали, конечно, но никак не меньше сотни. Вот как они их строят в таком количестве? Нашим бы съездить, поучиться. А то километровый тоннель строят 10 лет и звонят об этом на всю страну. А Северо-Муйский тоннель 30 лет строили. У нас в России тоннелей нужно меньше, но на дороге Туапсе-Адлер они нужны обязательно. Столько народу пострадало на этих безумных серпантинах...
ого. Спасибо за инфу ) Теперь я еще подумаю, прежде чем ехать )
Принять для себя решение ехать в Норвегию нужно только один раз. Дальше всё покатится само собой. Кстати, русских машин мы не видели. Ни одной. Ощущение абсолютного одиночества. И маловероятная перспектива когда-нибудь вернуться домой. Это так заводит!
Там безопаснее, чем на трассе М-9 - Москва - Рига! Прокатились 50 километров зимой по снятому асфальту - как по стиральной доске
В Норвегию надо ехать ОБЯЗАТЕЛЬНО и на машине. Получите несказанное удовольствие! Это страна, в которую хочется вернуться! В июле - мы опять - ТУДА!
Ребята! По тоннелю в Норвегии 23,5 километра ехать совершенно не страшно! Там - хорошая дорога. А вот 21 км по снятому асфальту по трассе Москва-Рига - страшно! Бетонные плиты с зазорами примерно 20 см. Подпрыгиваем! Запросто можно оставить колёса и подвеску! Уезжаем на обочину - там уже укатана колея. Колёса начинают скользить - сколько нервных клеток там оставили!
Вот такие особенности национальной поездки в зимний период!
Домой поехали по Ленинградке через Лугу и Великий Новгород.
Ленинградка - далеко не сахар! На обратном пути изо Пскова 3 бутыли незамерзайки потратили. Едут фуры, между собой гонки устраивают и гадят на лобовое! Поймали камушек - приехали с трещиной. 6,5 тысяч км по Скандинавии - ни царапины, а 200 км по Российским дорогам - такой коленкор!
Извините, не сказала - мы же в новогодние каникулы во Псков на машине ездили. Туда - по разрушенной Волоколамке, а обратно - по загруженной фурами Ленинградке. Ни то, ни то - мало не покажется!!!
э-э, самый длинный - Лердальский тоннель (Lærdalstunnelen)- 24,509 км...
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Галопом по Европам, часть пятая
2Галопам по Европам. Порту - Барселона с Монсеррат - Лиссабон с Синтрой - Мадейра. Часть 1.
3Галопом по Европам,Баден-Руст-Висбаден-Марбург-Геттинген-Бремен-Гослар-Ротебург на Таубере и обратно
4Бенилюкс 2017. Галопом по Европам. Записки туриста
5Весенние каникулы. Галопом по Европам.
6В Бургундию с поВинной (из цикла "Галопом по Европам")
7Галопом по Европам
Отдых в Норвегии
Норвегия: отели
Отели Бергена
Отели Восса
Алесунд
Берген
Погода в Норвегии
Туры Новый год
Рейтинг отелей:
22.Park Inn by Radisson Oslo Airport Gardermoen 4
23.First Hotel Alstor 3+
24.Rogjin Apartments 4-
25.City Hotel 3
26.Skogstad 2
лучшие отели Норвегии
Фото отелей:
1.Bardola, Норвегия [21]
2.Eliassen Rorbuer, Норвегия [21]
3.Gruner Apartment, Норвегия [11]
4.Best Western Svolvaer Hotel Lofoten, Норвегия [10]
5.Thon Hotel Maritim, Норвегия [9]
6.Park Inn by Radisson Oslo Airport Gardermoen, Норвегия [8]
7.Radisson SAS Atlantic, Норвегия [7]
Популярные отели:
1.Gudbrandsgard отзывы
2.Skogstad отзывы
3.Holmenkollen Park Hotel Rica отзывы
4.Thon Hotel Maritim отзывы
5.Best Western Hotel Hordaheimen отзывы
6.Rogjin Apartments отзывы
7.Vossestrand Hotel & Apartment отзывы
Отзывы по отелям:
29.Норвегия, Flam Camping and Youth Hostel [1]
30.Норвегия, Smarthotel Oslo [1]
31.Норвегия, Molde Fjordstuer [1]