21.11.12 19:35:08
Осень «Провансаль». Часть 3: Арль 
Время отдыха: Октябрь 2012

Осень «Провансаль». Часть 3: Арль

Часть 1: Марсель и каланки: http://www.otzyv.ru/read.php?id=149821
Часть 2: Экс-ан-Прованс: http://www.otzyv.ru/read.php?id=149997


В Арль из Марселя можно ехать и на поезде, и на автобусе. Я выбрала поезд и минут через сорок уже стояла на привокзальной площади Арля. Поначалу она меня озадачила своей обширностью и пустынностью: несмотря на то, что на ней же находится автобусная станция, ни одного автобуса не наблюдалось. Но все оказалось не так страшно, до городских стен отсюда можно дойти минут за десять. И действительно, за ближайшим круговым перекрестком на площади Ламартин показались старинные стены с Кавалерийскими воротами, а за ними на развилке улиц - мемориальный фонтан Амедея Пишо, при взгляде на который я подумала: «Мне здесь нравится».







Дальше улицы становились все уже, площади все теснее, и я очутилась в средневековом городе.











Отель (картинки и отзыв о нем здесь: http://www.otzyv.ru/read.php?id=150022 ) разместился в старинном особняке на улице Rue du Grand Prieuré напротив музея Реаттю. Судя по названию (улица Великого Приора), когда-то эта земля принадлежала Мальтийскому ордену, догадку мою подтвердило название одного из переулков – переулок Мальтийских Рыцарей. Соответственно, некоторые строения на улице, в первую очередь здание нынешнего музея, в свое время занимала эта почтенная организация.





И здесь, на этой улице уже настолько погружаешься в атмосферу города, что даже и непонятно «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе», а вечером, когда зажигаются розовые фонари, все становится совсем нереальным, будто я опять перешла границу времени. И границу эту приходится пересекать несколько раз, потому что сразу за средневековьем можно оказаться в Римской империи, ведь тут же в конце улицы возвышаются остатки терм Константина.







Арль особенный город еще и тем, что здесь мирно и безболезненно уживаются все эпохи, памятники античности гармонично встраиваются в средневековые постройки, которые, в свою очередь, интегрируются в здания нового времени. И никто ничего не ломает и не «благоустраивает». Стоит на улице кусок римской стены – да и пусть стоит, даже если и мешает чуть-чуть, может, потом для чего-нибудь пригодится. Такое бережное отношение к тому, что тебя окружает, не может не вызвать уважения. Вообще город, несмотря на свою «средневековость» и некоторую внешнюю суровость показался мне теплым и домашним, как-то ощущаешь себя «дома». Да, любят туристы этот город, но сам город не делает в ответ ничего такого, чтобы превратиться в очередной туристический аттракцион, он просто живет своей жизнью и разрешает нам им любоваться.







Арль был основан в 6 веке до нашей эры, но наибольшего расцвета достиг, став частью Римской империи. Здесь построили амфитеатр, театр, форум, цирк, императорский дворец, те самые термы и многое другое, необходимое крупному цветущему городу. Вообще-то римские следы в Провансе встречаются буквально на каждом шагу: едешь, к примеру, по шоссе, а из кустов вдруг покажется какая-нибудь полуразрушенная колонна или арка. Как сказала моя попутчица в самолете: «Вы можете себе представить, что Понтий Пилат похоронен в Валянсе? Здесь же кругом ИСТОРИЯ!»

А вообще народ здесь проживает развеселый, при первой же возможности пускаются в пляс и очень любят петь. Вечерами из кафе часто доносятся голоса посетителей, подпевающих какой-нибудь популярной песне. А если музыка зажигательная, то народ не может усидеть на месте, хоть места и маловато. На площади Республики наблюдала сценку как около уличного музыканта, игравшего на аккордеоне, остановился мужчина и начал приплясывать, потом к нему присоединился еще один, танец их становился все более веселым и разухабистым, а музыка все не заканчивалась. Видимо, исполнитель не хотел портить людям настроение и продолжал играть. Из окон домов тоже очень часто доносится музыка: то кто-то начнет перебирать гитарные струны, то аккордеон затянет что-то свое, а как-то и труба вступила. Может, это была и не труба, я не очень разбираюсь, но уверена, что это был именно духовой инструмент.

Вот в таком удивительном месте я оказалась. От отеля до центральной площади города идти недолго, да, впрочем, здесь все близко, и несложно: заворачиваешь за угол и идешь все прямо и прямо. Правда, потом я всегда отклонялась чуть вправо, чтобы обязательно пройти через площадь Форума, которая мне очень полюбилась.

Центральная площадь Арля – площадь Республики, в центре ее возвышается древнеримский обелиск 4-го века, который где-то лет сто или сто пятьдесят назад приспособили под фонтан, украсив бронзовыми фигурами.







На этой же площади – мэрия с часовой башней, церковь Святой Анны 12 века



и собор Святого Трофима. Больше всего площадь понравилась тем, что она оказалась совершенно свободной от всяческой, даже сувенирной, торговли и точек общепита. Это так здорово, когда ничего не нарушает ансамбля, когда все можно спокойно рассмотреть.

В мэрию Арля можно зайти совершенно беспрепятственно, дверь там всегда открыта, в углу просторного фойе устроен вход в подземный музей «Криптопортик».





Это целый город из арочных галерей, проложенных здесь еще в римскую эпоху. Использовались они как хранилища и склады. Но в мэрии доступен не только первый этаж: можно подняться на второй этаж, чтобы осмотреть парадный зал. Для нас это, конечно, удивительно, а здесь это обычная практика. Как я потом узнала, в мэрию Авиньона тоже можно зайти полюбоваться на оформление парадных залов.

Облик собора Святого Трофима достаточно прост, но его портал – это изумительный образец резьбы по камню.











Для специалиста это просто бесценный кладезь, ведь три арки портала, и боковые портики, и карнизы – все покрыто искусной резьбой, изображающей библейские сюжеты и выдающихся личностей. Интерьеры собора довольно строгие, но здесь тоже имеются каменные шедевры.









Обязательно надо зайти в клуатры аббатства Сен Трофим, вход через арку и внутренний двор рядом с собором. Правда, там сейчас идет реставрация и некоторые участки перекрыты, поэтому входные билеты продаются по льготной цене, не за полную стоимость.













От площади Республики по улице Калад можно пройти к Арене, которая уже успела подразнить меня, выглядывая своими боками в просветы улиц.





Но по дороге к ней, если идти от мэрии, сначала попадаешь к древнеримскому амфитеатру. Сейчас здесь осталась полукруглая трибуна, трехъярусная секция стены, несколько колонн, а также фрагменты колонн и декора. Такой римский форум в миниатюре.









С южной стороны к театру примыкает Летний сад – очень симпатичный зеленый сквер с огромными старыми деревьями. В нем установлен памятник Ван Гогу, который любил здесь бывать и, конечно же, запечатлел его. Во всяком случае, репродукцию одной из картин я видела.











И, наконец, Арена. Она расположена ниже уровня современных улиц, да и время ее не пощадило: сейчас ее стены, по меньшей мере, на один ярус ниже, чем были когда-то, поэтому поначалу и кажется не слишком грандиозной. Во времена римлян арена служила по назначению, в средние века ее превратили в крепость, к стенам пристроили жилища, собственно арена стала городской площадью. В 19 веке амфитеатр восстановили, хотя третий ярус арок достроить так и не удалось.







Арену по кругу опоясывает улица, вдоль которой стоят жилые дома, моложе своей соседки, по меньшей мере, на полторы тысячи лет. И в их милые окошки за уютными занавесками очень хочется заглянуть, чтобы увидеть, как живется в средневековом доме с окнами на античное сооружение.













На углу у арены, почти напротив античного театра – колледж Сен-Шарль с живописной башенкой.



С восточной стороны Арены на площади Мажор возвышается старинная романская церковь Богоматери Мажор (Eglise Notre-Dame de la Major).





Она стоит на высоком холме, примыкающем к городским стенам, откуда с террасы открываются виды на крыши и переулки Арля.









Надо сказать, что кварталы к юго-востоку от Арены очень живописны, там приятно побродить в тишине и одиночестве. Домики здесь маленькие, не больше двух этажей, узкие переулки иногда могут заканчиваться тупиками, зато другие выведут в совершенно неожиданные места. К примеру, через старинный арочный проход к крошечной романской церквушке.















К западу от Арены город более внушительный, здесь многие дома больше похожи на крепости, на некоторых даже есть донжоны. Из-за высоты домов улицы более сумрачные (не хочу сказать «мрачные», это слово не подходит Арлю) и строгие. Но их разнообразят украшения различного характера, от кованых решеток, резных карнизов и наличников и до разных симпатичных скульптур и фресок.


























В этой части города в стены домов вмонтированы небольшие экраны с любопытной информацией, исторической, туристической и общего характера. Днем я ими не очень интересовалась, а в темное время эти экраны подсвечиваются и сразу обращают на себя внимание. Именно здесь я и прочитала, что мистраль никогда не длится более недели.

Так что же площадь Форума? В первую очередь, она знаменита благодаря «Ночному кафе» Ван-Гога. Конечно, хотелось увидеть именно его. Но площадь хороша и сама по себе. Несмотря на то, что вся она заставлена столиками кафе, так что даже памятник Фредерику Мистралю не сразу разглядишь, какая-то она уютная и, на мой взгляд, гармоничная. Вся такая провансальская, не зря же именно на ней под кронами столетних платанов стоит памятник преданному певцу Прованса.







Непосредственно за спиной поэта – главное украшение площади отель Норд Пинус. В его стену встроена часть древнеримского храма, две его колонны и часть портика с сохранившейся каменной резьбой не могут не вызвать восхищения.





Дом «Ночного кафе» сохранился до наших дней, правда, теперь заведение называется «Кафе Ван Гог», и если на картине это здание было белого цвета, то сейчас для сохранения колорита его красят в желтый, с тем чтобы и днем прослеживалось сходство.



Ресторан занимает два этажа, стены в залах обиты тканью, бархатные диваны, массивные светильники сохраняют антураж той эпохи. Уже в Авиньоне я услышала от нашего экскурсовода, что в этом ресторане не следует ничего есть, это самый плохой ресторан в Арле. Хорошо, что это мнение прозвучало позже, поэтому у меня не было никакого предубеждения. Довелось мне там поужинать, и ужин оказался весьма неплох и по качеству блюд, и по цене. Как говорится, на вкус и цвет.

Еще одно замечательное место в Арле это набережная. В старом городе она узкая, укрытая платанами и прижатая к крутому берегу старинными домами. У музея Реаттю ее освещают фонари почему-то розового цвета.









Как раз в этом месте Рона резко поворачивает на север, и за поворотом видны остатки опор римского Львиного моста. Львы-то до сих пор присутствуют, а моста уже нет. По этой набережной любил гулять Ван Гог, здесь недалеко от Львиного моста он писал свою картину «Звездная ночь».









А вот в этом ресторанчике рядом с моим отелем я ужинала в первый свой вечер в Арле. Так он выглядит, если смотреть с набережной.





На следующий день была суббота, поэтому грянул РЫНОК! Он развернулся на всем протяжении бульвара Клемансо и бульвара Де Лис, которые на это время стали пешеходными. Старый город Арля ограничен Роной и кольцом замечательных бульваров, в которые я сразу влюбилась. Куда там большим Бульварам Парижа! Это ведь просто улицы с таким названием, а в Арле это полноценные бульвары с двумя рядами старинных платанов, опоясывающие город тенистыми тоннелями.









Вот под этими платанами и развернулся рынок. Для того, чтобы ходить по рынку, нужно прежде купить корзину. Вот такую:



Уже через полчаса я подумала: «Ну и зачем я завтракала сегодня? Только время теряла».

















И, действительно, столько я всего здесь напробовалась, и ведь не просила, сами предлагали. И сыр, и колбасы, девочка с какими-то булками подлетела: «Дегустасьон!». Дыню пробовала: надо же знать, что покупаешь. А больше всего удивлялась на белые грибы: они их продают разрезанными вдоль, и на разрезе не видно ни одного следа от червячка. Вот как они умудряются их так выращивать?







В результате завтраками я себя обеспечила на несколько дней вперед, накупила всякой всячины. А среди продавцов на рынке встречались и вот такие:



В два часа рынок быстренько свернулся, как его и не бывало, а я отнесла свои покупки и продолжила знакомиться с городом. Постаралась исполнить свою задумку и пройти вдоль крепостных стен. Они хоть они и не такие красивые и ухоженные как в Авиньоне, но какие-то более настоящие. Хотя в Авиньоне они тоже настоящие, но эти понравились больше.















Когда шла вдоль стен почему-то стала вспоминать Псков. Казалось бы ,что общего? А там тоже были похожие стены, только не такие высокие. И что самое интересное, в последний день недалеко от античного цирка я увидела щит, на котором перечислялись города-побратимы Арля. Напротив российского флажка было написано … Угадали? Псков! Первая мысль была: вот и учудили французы, из всех русских городов выбрали самое непроизносимое для иностранца название. И тут же вспомнила, о чем думала, гуляя вдоль стен. Ну не чудеса ли?!



Была и еще одна задумка - полюбоваться городом с противоположного берега реки. Честно говоря, я рассчитывала на речную прогулку, но по моим наблюдениям туристические кораблики по Роне не курсировали, о чем пришлось сожалеть. Что же, не барыня, дошла по мосту до противоположного берега.







А на «нашем» берегу набережная становится все шире и шире, приобретает совсем современный вид, и уже за следующим мостом выводит к интересному месту. Здесь рядом с остатками древнеримского цирка расположился Музей античного Арля. Судя по размерам, экспозиция там должна быть внушительная. Впрочем, может ли быть иначе?








Наверное, придирчивый читатель, если, конечно, он это читает, уже давно задается вопросом: а что же Ван Гог? Почему о нем упомянуто лишь пару раз, а ведь его творчество очень тесно связано с Арлем? А потому что Ван Гога я оставила «на десерт».

Художник приехал в Арль в 1888 году и провел здесь 14 месяцев, но этот период считается одним из самых продуктивных в его творчестве, здесь он создал сотни картин и рисунков. Рядом с туристическим офисом в на бульваре Де Лис есть схема, на которой нанесен «Маршрут Ван Гога». Там отмечены места, запечатленные на картинах художника. Всего их десять, рядом с каждой из таких точек стоит репродукция соответствующей картины, иногда приведена цитата из письма Ван Гога, рассказывающая историю ее написания или что-то с ней связанное, а сам маршрут помечен вот таким знаком:



Итак, поселился Ваг Гог недалеко от нынешнего вокзала в «желтом доме», который он запечатлел на одноименной картине. Дом этот не сохранился, он был разрушен во время бомбежек и обстрелов второй мировой войны.





Не зря я в день приезда обратила внимание на то, что эта часть города какая-то пустоватая и не слишком интересная. Именно здесь шли самые тяжелые бои, о чем рассказывают обелиски и памятные знаки, мемориальные доски на городских стенах.

Рядом на набережной стоит картина «Звездная ночь», о которой я уже рассказывала.







Если пройти дальше по набережной, то у того самого моста, который изображен в «Звездной ночи», вы встретите еще одну картину. Правда, с тех пор здесь уже успело вырасти дерево, но мост остался там же, где и был.





Конечно же, самой первой из всех встреченных репродукций было «Ночное кафе», мимо которого я проходила неоднократно, поскольку оно ближе всего к моему отелю






А вот так понравившийся мне городской сад





Как известно, при жизни Ван Гогу удалось продать всего лишь одну свою картину. Признания он не знал, в городе его считали сумасшедшим, и никто даже не думал, что этот странный человек своими странными рисунками прославит их город. Теперь в здании бывшей больницы, где художник проходил лечение как душевнобольной, организован Комплекс Ван Гога (Espace Van Gogh).



Это мощное монастырское здание, аркады его внутреннего дворика ярко выкрашены в желтый и синий цвет, под деревьями проложены дорожки и растут цветы. Сейчас здесь проходят выставки, располагаются магазинчики и кафе, но работ самого Ван Гога тут нет. Во дворе стоит еще одна репродукция, и, как я заметила, именно здесь больше всего желающих совместить на одном фото картину и соответствующий ракурс. Я их предпочла разделить, тем более что лично мне показалось, что больше сходства получается при съемке с другого угла.







Из десяти картин я нашла шесть, еще одно место отмечено рядом с ареной, но там репродукции не было. Допускаю, что она может быть и внутри Арены.



Два места расположены в достаточном отдалении: старая мельница за железной дорогой и старый мост недалеко от Музея античного Арля. Еще одно место – античный некрополь Алискамп, но чего-то я туда не захотела, хотя рядом была и за ворота глянула.

Вот таким оказался мой Арль: самый средневековый из античных городов, приютивший великого Ван Гога, который прославил Прованс своими яркими красками. А может быть, это Прованс дал ему такие краски и научил ТАК видеть мир? Наверное, это было взаимно.

Отредактировано автором: 30.01.14 17:27:32Сообщить модератору



Спасибо! А как там погода была в это время? Тепло? Или ветер?
Что за "глюки " у вас с текстом?! Три раза подряд одно и то же. Отредактируйте!
А рассказ очень интересный, спасибо.
Погода была отличная, тепло. Ветра не было. Ветер застал меня на побережье, когда поехала в заповедник.

Прошу прощения за глюки, все исправила.

Спасибо!
Наташа, спасибо! Арль у Вас получился волшебным.
Все-таки приезжающим на день и остановившимся в этом городе он предстает совсем разным.
Ашатан, и как Вам только удаётся так передать в словах атмосферу города? Спасибо, очень интересный рассказ!
Спасибо! как-то вот сразу он мне приглянулся. И правду ведь говорят: чтобы почувствовать город, надо с ним переночевать. Не я придумала:)
И еще: он не располагает к беглому осмотру на бегу, не тот у него ритм и не та харизма. Хотя сейчас вот задумалась - наверное, ни один город в Провансе к этому не располагает.
Наташа, читаю, смотрю фотографии и у меня впечатление, что мы с вами были в Арле чуть ли не в один и тот же день (я была там 29 сентября) и ходили по одному маршруту. Жалею, что отвела Арлю всего сутки, так он своеобразен (а сначала даже на день не хотела туда заезжать). А рынок... Забежала всего на минутку перед отъездом и меня окутал неповторимый запах лаванды.Такого запаха я больше не чувствовала на других рынках Прованса, хотя была потом в Иле, Эксе, Сен-Реми (может, принюхалась?). И в Экс я тоже влюбилась, двух дней на него было маловато.
Уже сижу и думаю, когда опять в Прованс? Соскучилась, хотя месяц,как вернулась.
Спасибо большое за Вашу, такую разную Францию. О Ван Гоге на прошлой неделе был рассказ Паолы Волковой, в том числе много о " Ночном кафе " она говорила, и об Арле. А я вот только сожалею, что покупая билеты на конец февраля, не уговорила супруга лететь в Марсель: Ваших отзывов еще не было. Очень просто и увлекательно вам удается передать и практическую информацию, и свои эмоции. Еще раз спасибо.
Цитата:

я была там 29 сентября


А я с 19 по 22 октября. Но у меня такое чувство, что все равно немножко не хватило. Я ведь еще на день выезжала в Сен-Мари_де-ла-Мэр.
Спасибо, Mamaka, спасибо НАТ. Сама будто заново переживаю свою поездку
Спасибо! С Вами всегда интересно путешествовать.
НБ, от вас это приятно вдвойне. Спасибо!
Большое спасибо за рассказ и фото! Словно с Вами прошлась по этому чудесному городку.) Отдельное спасибо за Ван Гога!
Спасибо! К Ван Гогу я еще вернусь :)
Интересно читать два рассказа про Прованс параллельно - такие разные и такие одинаково интересные)
Спасибо!
Спасибо большое, Наташа! Очень душевно!
Наталья, спасибо! Как гармонично в Арле сплетаются и наслаиваются друг на друга эпохи! Удивительно.
И так здорово придумано про места написания картин Ван Гога!
Спасибо, Толстун, Юля, Вика!
Одна из замечательных черт Арля в том, что там уживаются все эпохи. Рада, что вам понравилось
Прочел с огромным удовольствием, спасибо.

А ведь это рыжики продаются. Не знал, что и там растет "царский гриб".
Честно говоря, я раньше думала, что белые тоже растут только у нас. Помните: "У нас за рубежом грибных лесов нет". Долгое время бытовало мнение (да и сейчас многие так думают), что "у них там" не употребляют в пищу лесные грибы, только шампиньоны и им подобные, которые можно выращивать в теплицах.
Спасибо!
Да нет, о том, что "за рубежом" белые, лисички, трюфеля и пр. я открыл для себя 22 года назад попав в Австрию. А вот рыжики, которые у нас растут в строго определенных местах, в ельниках, как правило, и очень быстро отходят, плюс и родятся раз в три-четыре года т.е. редкий гриб и для нас, но вот смотри, а в глубокой французской провинции - пожалуйста вам.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Осень «Провансаль». Часть 6: Поездки из Авиньона (Русийон, Горд)
2Осень «Провансаль». Часть 5: Авиньон
3Алтайский осенний марафон. Часть 3 заключительная.
4Осень «Провансаль». Часть 8: Поездки из Авиньона (Иль-сюр-ла-Сорг, Фонтэн-де-Воклюз)
5Осень «Провансаль». Часть 7: Поездки из Авиньона (Сан-Реми-де-Прованс, Ле-Бо-де-Прованс, Пон-дю-Гар)
6Осень «Провансаль». Часть 4: Камарг (Сент-Мари-де-ла-Мэр, Шато д’Авиньон)
7Осень "Провансаль". Часть 1: Марсель и каланки
Франция
Франция: отели
Отели Ле-Менюира
Отели Лез Арка
Авиньон
Арль
Погода во Франции
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
302.Pavillon Opera Bourse 4+
303.Les Balcons de Val Thorens 4+
304.Peletier Haussmann Opera 4+
305.Arotel 4+
306.Elysee Gare de Lyon 4+
307.Hotel du Lion 4+
308.Hotel de France et de Guise 4+
лучшие отели Франции
Фото отелей:
260.Disney's Hotel Santa Fe, Франция [3]
261.Apollo, Франция [3]
262.Windsor Opera, Франция [3]
263.Les Degres de Notre Dame, Франция [3]
264.Cujas Pantheon, Франция [3]
265.Porte de Camargue, Франция [3]
266.Clim Hotel, Франция [3]
Популярные отели:
498.Ibis Paris Pantin Eglise отзывы
499.Radisson Blu Hotel отзывы
500.Crillon отзывы
501.Le Grand Chalet отзывы
502.Best Western Quartier Latin Pantheon отзывы
503.Alpen Ruitor Mottaret отзывы
504.Atlantis отзывы
Отзывы по отелям:
162.Франция, Fraser Suites Harmonie Paris La Defense [2]
163.Франция, Apollo [2]
164.Франция, Duminy Vendome [2]
165.Франция, Timhotel Saint-Georges Pigalle [2]
166.Франция, Citadines Paris Louvre [2]
167.Франция, Ibis Colmar Centre [2]
168.Франция, Perreyve [2]