05.06.12 02:42:55
Путешествие по Оке на теплоходе Бородино, и что из этого получилось
Круизный флот / Речные круизы / теплоход Бородино  -  забронировать
 
Время отдыха: май 2012

Среди речных круизов по рекам России есть один с интригующим названием «Московская кругосветка». Этот круиз начинается от Южного речного вокзала Москвы, далее по Москве-реке мимо Коломенского и других замечательных мест до Коломны, где Москва впадает в Оку, далее вниз по Оке с остановками в Константиново, Рязани, Касимове, Муроме, Павлово до Нижнего Новгорода, где теплоход поворачивает вверх по Волге и приходит на Северный речной вокзал Москвы. Или в обратную сторону: Сев. Речной вокзал — Волга — Нижний Новгород — Ока — Юж. речной вокзал.

По этому маршруту ни четырехпалубные теплоходы (301, 302 проекта и похожие), ни трехпалубные (588 и аналогичные) пройти не могут. Ходят только двухпалубные теплоходы с осадкой 1,5 м. И то иногда. Потому что самая желанная часть маршрута — Ока — теперь почти что не проходима, хотя 25 лет назад это была вполне судоходная река.

Еще зимой мы нашли прекрасный вариант — «перегонный» рейс теплохода Бородино из Казани в Москву по Оке с городами: Казань, Козьмодемьянск, Павлово, Муром, Касимов, Рязань, Константиново и приходом на Южный речной вокзал Москвы. Рейс с 6 по 12 мая вписывался в 7 дней (в отличии от 10-дневной «кругосветки»), попадал на 4 выходных и праздничных майских дня и был существенно дешевле классической «кругосветки». К нашему удивлению, в феврале мест на этот рейс уже не было. Но вдруг почти перед самым рейсом нашлась каюта, так сказать, полулюкс на средней палубе, которую мы и купили.

Дальше — следующее приключение: никаких ж/д и авиабилетов в Казань на нужную дату не было. После сложных поисков купили билеты на проходящий поезд Москва — Екатеринбург. Но проходил он не через Казань, а через станцию Юдино, которая, как впоследствии выяснилось, оказалась далекой окраиной Казани.

Сев жарким днем 5 мая в Москве на поезд, мы 6 мая в 4 утра вышли на станции Юдино в темное и хмурое утро. Заказанное по телефону казанское такси (номер телефона заранее найден в Интернете) привезло нас через некоторое время на речной вокзал г. Казани, где, по утверждению моего мужа, нас сразу должны были посадить на теплоход (это в 4 утра). Теплохода на речном вокзале не было, зато начался сильный ветер с ливнем. А вокруг было все закрыто.

Дежурный по порту, увидев нас, предложил нам переждать дождь в своей будочке.



Там была крыша над головой, столик, табуретки и даже лежанка. И самое главное — там было отопление. За разговорами под стук дождя пришло утро, и где-то к 8 утра стали подъезжать другие пассажиры. А наш теплоход Бородино так и стоял на рейде у противоположного берега Волги (то есть очень далеко). И когда мы окончательно потеряли надежду увидеть Бородино у нашего берега, он м-е-д-л-е-н-н-о поднял якорь, м-е-д-л-е-н-н-о развернулся и стал подходить к нам. А над головой висели черные тучи и продолжался дождь.



Теплоход пришвартовался и мы зашли внутрь. Время было 8-30, и хотя посадка должна быть только с 9 часов, нас зарегистрировали, проводили в каюту и показали столик в ресторане. При регистрации у нас спросили путевку, а путевки у нас не было, так как каюта была куплена у Инфофлота через Интернет, и мы что-то типа посадочного талона распечатали сами и сами вписали свои имена. Я предполагала, что нас поселят по паспортам, собственно так и было. А у других пассажиров были выписанные от руки путевки, купленные, кстати, осенью 2011 года.

В 9 утра мы пошли завтракать.





Казань



В Казани мы были раньше во время круизов по Волге, последний раз в 2005 году. Город изменился сильно. Если Казань будет развиваться и дальше в том же направлении, то станет одним из самых интересных больших городов России. У Казани прекрасное местоположение: на берегах внутренних водоемов — реки Казанки, больше похожей на длинное озеро, и каскада озер — Нижний Кабан, Средний Кабан и Верхний Кабан. Красивые парадные фасады города и Казанский Кремль расположены по берегам и смотрят на водную гладь. Через центральную улицу протекает река Булак, которая раньше была судоходной, а сама улица называется — Левобулачная и Правобулачная (четная и нечетная сторона имеют разные названия). Можно было бы пустить маленькие туристические кораблики по этой реке и сделать кольцевой прогулочный маршрут по Казани. Но это так, мысли.

В Казани, в отличии от многих других волжских городов, нет парадной волжской набережной, а речной порт находится не в центре города, а на его окраине, рядом с грузовым портом и не самым парадным районом города. Зато другие современные районы Казани, которые нам удалось самостоятельно бегло посмотреть, произвели приятное впечатление. А вот в том районе, который рядом с портом, за унылыми пятиэтажками и девятиэтажками находятся остатки старой татарской слободы, места уникального, заслуживающего статуса памятника, но сейчас они безжалостно сносятся, и возможно, от этого уникального наследия скоро не останется и следа.

В городе две доминанты — Кремль и Петропавловский собор. Кремль состоит в списке Всемирного наследия Юнеско



а Петропавловский собор, возвышающийся над городом, поражает, словами даже трудно описать. Фотографии, к сожалению, нет, так как первую половину дня мы гуляли сами и прошли весь центр пешком, но был дождь, и свой увесистый фотоаппарат, не помещающийся в сумку, я с собой не брала, а экскурсия по Казани во второй половине дня, входящая в программу круиза, Петропавловский собор, как ни странно, не включала.

Незабываемые виды на Казань, Волгу и казанские крыши открываются с высокой террасы Петропавловского собора, невиданного и неповторимого. А самые лучшие виды на Кремль — с моста через Казанку.

Казань — город двухликий. Это европейский город с татарским (азиатским, мусульманским) лицом. Смесь получилась необыкновенная. В центре города — много открытого пространства, есть, где разгуляться взгляду. Причем это не парки и скверы, а именно большие открытые пространства, городской пейзаж, милый сердцу кочевника, как будто оставлено место для сбора стотысячной конницы.

Еще о характере города говорит программа экскурсий. В Казани обязательными экскурсионными объектами являются не казино или тюрьма, а университет и театры. Казань оставила впечатление культурного, интеллектуального, интересного города. Во время нашей экскурсии всячески подчеркивалось, что люди разных национальностей, разных культур и конфессий могут жить вместе в дружбе и гармонии, обогащая друг друга.

Еще в прошлые визиты нам очень понравилась национальная татарская еда, которую в этот раз мы не попробовали — нас слишком хорошо кормили на теплоходе.

Добраться в город от речного порта можно автобусом № 6, останавливается на площади, рядом с портом (конечная) . Он идет прямо к кремлю, но лучше выйти раньше - около площади татарского театра. Если пройти немного вперед по направлению к площади Тукая и повернуть налево, то попадем на улицу Баумана (казанский арбат), которая приведет к лестнице к Петропавловскому собору, а поднявшись еще немного, выйдем на улицу Кремлевскую, которая приведет к верхнему входу в Кремль. Прогулявшись по Кремлю, можно выйти через нижние ворота и пройтись по улице Левобулачная и на обратном пути сесть опять на автобус № 6, который привезет к речному вокзалу. В киосках печати продаются туристические карты Казани (35 рублей), где нарисованы основные достопримечательности, ориентироваться удобно.

Татарский государственный академический театр, стоящий на берегу озера Нижний Кабан:



"Принцесса Турандот" Гоцци. Премьера:



Берега озера:



По озеру плавают утки и байдарки:



Перед театром с фонтанами.
Надпись «К воде не прикасаться — опасность поражения электрическим током». Здание с колоннами — Татарский государственный педагогический университет:



«На тротуарах не парковаться!»



Не гостиница, не казино, не ресторан...
Татарский национальный музей.



Спасская башня казанского кремля:



Древний спуск с кремлевского холма:



Стены кремля и юго-западная башня:



Вход в кремль через Спасскую башню:



Мечеть Кул Шариф 2005 год. Озадачило количество минаретов — их восемь:



Мечеть Кул шариф — единственная мечеть в мире, где люди другой веры могут присутствовать во время мусульманской молитвы вот на таком балкончике:



Изучение Корана в мечети:



Памятники разных времен:



Пушечный двор петровских времен:



Благовещенский собор, заложенный Иваном Грозным:



Башня Сююмбике, рядом дворец Президента Татарстана.
Сююмбике — легендарная татарская царица, ее мавзолей находится в Касимове:



Ворота башни Сююмбике «День и Ночь». Раньше башня была открыта для туристов:



Современная Казань. Вид со стороны Северо-Восточной башни кремля:



Современные районы Казани на противоположном берегу реки Казанки:



Дом приемов правительства Татарстана:



Пока мы гуляли по Казани, наш теплоход Бородино в порту переставили на другое место, а наше место занял четырехпалубный Александр Радищев, пришедший из Москвы:





Отправление в рейс.

Волнующий и прекрасный момент в каждом круизе — отправление в рейс. Вечером 6 мая в 20 часов наш теплоход Бородино отошел от причала в Казани и направился вверх по Волге.





Речной круиз — это хорошая возможность посмотреть новые города России — большие и маленькие или снова посетить давно знакомые и любимые места. Но главное, как мне кажется - сама река и ее жизнь: берега, леса, поля, деревушки, острова, одинокие церкви, мосты, пристани, баржи, другие теплоходы. В речном круизе в отличии от морского — главные впечатления не только на стоянках, но и во время движения теплохода, когда мимо проплывают берега, города. Пейзаж сменяется не быстро и не медленно, а как раз так, как надо. Некоторые пассажиры почти не уходят с палубы даже в холодную погоду.



Особые впечатления — города ночью. Многие города, даже небольшие, очень хорошо подсвечены, по крайней мере, их центральная часть. Вид с реки — фантастический. На второй день после Козьмодемьянска мы ждали встречи с Макарьевским монастырем. Медленно темнело, и мы с волнением ждали, успеем или не успеем дойти до него до наступления темноты. Нет, не успели — стемнело. И монастырь выделялся на фоне ночного неба черной беззвездной тенью. Потом директор круиза рассказала, что монастырь красиво подсвечен в навигацию, но сейчас навигация только началась, и подсветку еще не включали.

После ужина начался концерт в баре на нижней палубе (он же концертный зал, он же место собраний и кают-компания). Во время концерта представили команду и работников ресторана и, главное, с речью обратился капитан. Ни в одном из предыдущих 10 круизов капитана мы не видели так часто, как на теплоходе Бородино. Вообще Бородино покорил нас своей камерной, семейной атмосферой, но об этом позже.

Капитан поприветствовал всех — большинство пассажиров давние любители речных круизов, и многие раньше уже путешествовали на т/х Бородино, а потом лично провел с пассажирами курс безопасности. Такого раньше в речных круизах нам не встречалось, вообще о безопасности не упоминалось; мы не знали, где лежат спасжилеты и не интересовались этим. Однако, последний раз в речном круизе мы были в 2007 году, может и на других теплоходах все изменилось.

На следующий день (после Козьмодемьянска) была учебная шлюпочная тревога — все пассажиры и члены команды одели спасжилеты и вышли на палубу, и там опять капитан лично объяснял что делать и куда идти в случае реальной опасности. Несколько раз за рейс мы слышали тревогу для экипажа (общесудовая тревога). Во время одной из учебных тревог для экипажа объявлялось возгорание в определенном помещении и проводилась учебная борьба с огнем.

А в первый день, не дождавшись конца концерта (наш день начался в 3 утра), мы замертво уснули в нашей каюте.

Козьмодемьянск





На следующий день (7 мая 2012 года) было прохладное пасмурное утро. Наш теплоход Бородино подходил к городу Козьмодемьянск. Пассажиров теплохода разделили на несколько групп, и мы оказались в третьей и последней группе. Экскурсия была автобусно-пешеходная, то есть на стареньком автобусе группы одну за другой завозили на холм к этнографическому музею, а после музея в таком же порядке спускали вниз. Нам обещали автобус «ретро», и я надеялась на что-то типа 20-х годов прошлого века, а приехал пазик 50-х годов с длинным таким носом, ровесник нашего теплохода. Для нас, россиян, не такое уж и ретро.

Город Козьмодемьянск — столица горных марийцев. По легенде, здесь останавливался Иван Грозный, возвращавшийся из казанского похода в праздник Косьмы и Дамиана, похвалил место, и на нем основали город. Но город был основан значительно позже: через несколько десятилетий - в конце 16 века. И название, как мне кажется, было связано с первой деревянной церковью Косьмы и Дамиана.

Задолго до основания города в этих местах жили марийцы, угро-финская народность. Угро-фины жили на большей части севера европейской части России по берегам больших и малых рек и озер, задолго до прихода славян и тюркских народов. Вполне возможно, что марийцы живут в тех же самых местах, где жили в древности. Марийцы (черемисы), народность русским и славянам совершенно неродственная, в последние века имела уклад жизни, похожий на уклад русского народа.

Этнографический музей в Козмодемьянске произвел, пожалуй, самое сильное впечатление. Вся экскурсия по музею сопровождалась песнями, танцами, народными играми фольклорного марийского коллектива на марийском языке. Часть обрядовых песен экскурсовод переводила на русский язык, а часть была понятна без слов. Я до этого никогда марийские песни не слышала. И, конечно, нам очень понравилось.





Интересной была сама экскурсия по музею. Там собраны не только различные типы жилых и нежилых марийских строений, утвари, различных приспособлений, но и старинные деревянные станки, транспортные средства (тоже из дерева и лозы), музыкальные инструменты из дерева и, как бы сказать, частей животных — например для скрипичных струн использовался волос, а для духового инструмента — коровий мочевой пузырь. Очень доходчиво показывали, как всем этим пользоваться и как оно работает.

Деревянные станки:



Устройство для подковывания лошадей. Лошадь на ремнях приподнималась, и ее спокойно можно было подковать. Так сказать, старинный "шиномонтаж":



Сани, детская коляска и плетеный тарантас:



Музыкальные инструменты - слева барабан, справа скрипка, посередине - тот самый духовой инструмент из коровьего мочевого пузыря. Кстати, скрипку к плечу не прижимали, а играли на ней, опирая ее перед собой:



Экскурсоводами были марийцы. Наша экскурсовод прекрасно знает старинные технологии — она сама умеет варить пиво по старинному рецепту, может древним способом постирать белье с золой вместо стирального порошка. Рассказывала обо всем очень интересно. Здесь как раз рассказывается, как варить пиво. Очень сложно!



Рассказала, что в их семье между собой разговаривают по-марийски. Но не просто по-марийски, а по-горномарийски.

Козьмодемьянск расположен на правом высоком берегу Волги, а на другой стороне, на левом низком берегу живут луговые марийцы. Великая река оказалась серьезной преградой, так что язык народа, живущего по разным берегам, отличается, горные и луговые марийцы могут не понимать друг друга. Житье по разным берегам Волги имело и политические последствия — горные марийцы (правобережные) поддерживали русских в войне Ивана Грозного с Казанью, а луговые (левобережные) — татарского хана.

Этнографический музей красиво расположен: открывается панорама Волги в разные стороны (сам Козьмодемьянск стоит в месте, где Волга делает поворот, и город расположен как бы на мысу).


Удивила тишина и пустота в исторической части города — как будто людей нет совсем. А около этнографического музея есть огороды, на которых и были жители города. Грядки ухожены образцово.

После музея мы на том же стареньком автобусе спустились вниз и пошли с нашим экскурсоводом по городу. Наш путь проходил еще через три музея: музей купеческого быта, музей Остапа Бендера и краеведческий музей с картинной галереей.

Перед поездкой я распечатала рассказ Lissi о Козьмодемьянске и взяла его с собой. Так вот, музей купеческого быта мы смотрели немного по другому — с экскурсоводом. Не знаю, как другим группам, а нашей с экскурсоводом крупно повезло, им был Антон Поздеев, и очень хорошее впечатление от Козьмодемьянска — это частично его заслуга.

В Козьмодемьянске 4 музея: марийский этнографический музей, музей купеческого быта, музей сатиры и юмора (Остапа Бендера) и краеведческий с хорошей картинной галереей. Обычно пассажиры круизных теплоходов, оказывающиеся в Козьмодемьянске, посещают каких-либо два музея. Мы же побывали во всех четырех за пять часов стоянки (с 9 утра до 14 часов). И еще имели прекрасную экскурсию по городу.



Музей купеческого быта находится в старинном сказочном особняке.



В доме, несмотря на сложности судьбы, сохранилась первоначальная планировка, печи, лестницы и даже паркет в нескольких комнатах. А экспонаты были доставлены из разных мест, расставлены, разложены, развешаны, и получился жилой дом начала 20 века — заходи и живи.



Даже одежда имеется, однако парижские платья сшиты на миниатюрную женщину с тонюсенькой талией, и женская обувь — 36 размера. Козмодемьянские купчихи и купеческие дочки были миниатюрны и изящны.

В столовой на столе лежит жестяная коробка из-под торта «Наполеон» 1912 года с портретом бывшего императора. Торт — к столетию Отечественной войны 1812 года. Антон нас постоянно интриговал, показывая на очередной экспонат и спрашивая: «Как вы думаете, что это?». Жители начала 21 века не могли догадаться о назначении и применении многих вещей, привычных в начале 20 века.

В комнатах музея купеческого быта перед нами, как в романе «Война и мир», разворачивалась обширная картина жизни богатого купеческого города Козьмодемьянска.

А потом была экскурсия по улицам города и оживающая история в лицах.





По некоторым местам мы ходили, как по развалинам древнего Рима. Некоторые дома красоты необыкновенной стоят в развалинах. Антон сказал нам, что эти дома в 90-х годах разными способами и по дешевой цене купили люди, которые сейчас куда-то пропали, то есть формально у домов есть хозяева, которые неизвестно где. А дома продолжают стоять в развалинах.

В Козьмодемьянске историческая часть города расположена отдельно, а новый город почтительно стоит в сторонке, его даже не видно. В городе всего 22 тысячи жителей, зато 4 интересных музея и очень хорошая художественная школа.

В музее купеческого быта есть комната с экспозицией хохломской и городецкой росписи, палехских шкатулок, берестяных табакерок, резной мебели. И все это сделано руками учеников (не выпускников и преподавателей, а именно учеников) Козьмодемьянской художественной школы.





Перед пристанью - прекрасный вернисаж местных художников, но удивила тематика картин — Эгейское море, Гималаи, Париж. А для туристов, пожалуй, интереснее местные пейзажи, которых мало. Но уровень картин очень хороший. Также интересен выбор других сувениров (например, разделочные доски в виде шахматной доски), все сделано в Козьмодемьянске.

На фотографии — старейшее сооружение Козьмодемьянска — Стрелецкая часовня:



В музее Остапа Бендера мы были недолго. С 1995 года Козьмодемьянск на несколько дней в году переименовывается в Васюки и проводит фестиваль Сатиры и Юмора. Во время праздника, кроме представлений, проводится шахматный турнир и лодочные соревнования «Догони Бендера». Козьмодемьянцы подсчитали, что только из их замечательного города можно за одну ночь доплыть на лодке до Чебоксар, как это сделали Киса и Ося в незабвенном романе.Гостей на празднике собирается так много, что некоторые сидят даже на деревьях.

В музее Остапа Бендера особенно интересным показался зал, в котором выставлены скульптуры местного художника Леденейкина. Однако, к знаменитому роману они отношения не имеют.

Последним мы посмотрели краеведческий музей Козьмодемьянска с картинной галереей, имеющий свою интересную историю.

Чайная в краеведческом музее:



Одна женщина с московской простотой спросила нашего экскурсовода, а не скучно ли ему, молодому мужчине, жить в такой глуши. На что Антон ответил, что он счастлив жить в Козьмодемьянске.

В 14 часов наш теплоход отошел от пристани и пошел вверх по Чебоксарсому водохранилищу.





Теплоход, капитан и команда.

После обеда погода наладилась, а нас пригласили на экскурсию на капитанский мостик.

Так видно реку с палуб теплохода:



А так - с капитанского мостика:



Сейчас вахта капитана и третьего помощника:



Капитан показывает, как работает навигационная система:



Штурвал и указатель курса:



Телеграф, которым передаются команды в машинное отделение:



Проплываем Юрино - готический замок Шереметьевых. Фотография через все помещение и через окно. Глазами, кстати, было очень хорошо видно, но фотоаппарат не осилил:



Вот такая она, красавица Волга:



Экскурсии на капитанский мостик были в каждом нашем речном круизе, за исключением, когда мы катались по Волге из Москвы в Самару на теплоходах тогда еще существовавшей транспортной линии. Экскурсии на капитанский мостик обычно проводятся, когда теплоход идет по водохранилищу или озеру при спокойной погоде. Экскурсия не ограничивается собственно самим мостиком и информацией, как управляется теплоход, это скорее возможность поговорить с речниками «за жизнь». И, несмотря на то, что на капитанский мостик мы ходим каждый круиз, это остается одним из самых интересных впечатлений в круизе. Порулить не дают, если кого это интересует.

Кстати, все экскурсии, входные билеты и все развлечения входят в стоимость круиза. В отличие от морских круизов, где экскурсии оплачиваются отдельно по весьма высоким ценам.

Ну дальше рассказ для таких же любителей речных круизов.

Двухпалубный теплоход Бородино принадлежит компании «Альба», и это, как говорят, единственный теплоход у нее в собственности. Теплоход зимой стоит в Чистополе (Татарстан), и вся команда тоже из Чистополя.

Теплоход построен в Венгрии аж в 1961 году, и до «перестройки» работал на транспортной линии Пермь — Ростов-на-Дону. Маршрут очень длинный, и за навигацию, которая была значительно длиннее нынешней, успевал совершить всего несколько рейсов. Теплоход был рассчитан на 200 пассажиров плюс 100 палубных пассажиров (без мест), кроме того брал около 100 т груза (точную цифру не помню, только порядок).

В 1999-2000 году теплоход модернизировали — каюты на средней (верхней жилой палубе) соединили по две, то есть из двух кают сделали одну, и в каждой каюте поместили санузел (раньше были в коридорах). На главной палубе (та, которая под средней) оставили всего несколько кают, остальные каюты стали жильем команды, там же столовая для команды и на корме — место отдыха. В распоряжении пассажиров — прогулочный балкон на средней палубе и вся солнечная палуба (наверху). После модернизации осталось всего 80 пассажирских мест. Сейчас все выглядит именно так, как на фотографиях теплохода Бородино на сайтах в Интернете.

Для пассажиров — 2 ресторана: на главной и средней палубе, у каждого пассажира постоянное место за своим столом. Завтрак, обед, ужин — в одну смену. Удивительно, но весь ресторан на средней палубе обслуживала одна официантка Лариса. Таких официантов ни в одном из предыдущих 10 круизов нам не встречалось, Лариса - это просто талант. В ресторане на главной палубе было 2 официантки, но о них, понятное дело, я сказать ничего не могу. Не было ни одного человека, кто бы остался недоволен рестораном. Много похвал было в адрес поваров, которых мы почти не видели (только на приветственной встрече в первый день).

Со времени модернизации теплохода его неизменным капитаном является Валентин Иванович Чернов, окончивший в 1974 году Пермское речное училище. Старший состав команды т/х Бородино постоянный по много лет. Младший состав (матросы) на каждую навигацию набирается новый. Это молодые мальчики, некоторые до армии, для которых капитан — как отец родной.



В прошлом году проработавший много лет первый помощник капитана (старпом) ушел в коммерческий флот, о чем капитан говорил с большой грустью.

Работают на речных пассажирских судах сейчас по контракту: на каждую навигацию подписывается новый контракт, который после окончания навигации и отгулов за выходные и праздники, заканчивается. Несколько месяцев, пока идет навигация, работают без выходных . Сутки делятся на 6 вахт: 12-00 — 16.00, 16.00 — 20-00, 20-00 — 00-00, 00-00 — 4-00 и так далее. Вахты капитана с 12 часов дня и с 12 часов ночи. Остальные четыре вахты — первого и второго помощников (по две).

На теплоходе сейчас установлена современная система навигации и локации, однако система «руления» осталась прежней — нет всяких подруливающих устройств. Тем выше требования к команде и капитану, потому что управление и швартовка такого судна более сложная.

Швартовка в Павлово. На мостике -капитан:



Швартовка — это согласованные действия команды теплохода и береговой службы. Сначала на пристань закидывается конец, за который вытягивается швартовочный канат, которым потом в соответствии с командами капитана, теплоход швартуют к причалу. К моему удивлению, в Казани береговую работу по швартовке делали женщины весьма немолодого возраста.

Завтрак, обед и ужин команды привязан к вахтам: например завтрак в половине восьмого — для тех, кто должен заступить на вахту, а в восемь тридцать — для тех, чья вахта закончилась. В советское время речники работали семьями — мужья с женами и детьми плавали всю навигацию. Сейчас все равно стараются работать семьями, хотя детей брать с собой в навигацию запрещено (однако, берут). На теплоходе Бородино — 27 человек команды и 15 работников ресторана. Итак, на теплоходе — 42 человека команды и 80 пассажиров. Директор ресторана — жена капитана. Ресторан, как я уже говорила, заслужил от пассажиров только похвалы.

Распределение зарплат в речном флоте такое: на коммерческих судах з/п выше, чем на пассажирских, а самые высокие — на частных яхтах, куда уходят многие достойные речные «волки».

Наблюдение за работой команды в течении всех 7 дней круиза неизменно вызывало чувство удовольствия и одновременно глубокого уважения. Несмотря на преклонный возраст, теплоход хорошо ухожен. Было впечатление, что команда, включая ресторан, старается изо всех сил, работает с удовольствием и на совесть.

Что касается, пассажиров, то я первый раз плавала на таком маленьком теплоходе. И небольшое число пассажиров создавало теплую, «семейную» атмосферу. Люди относились друг к другу с пониманием и уважением.



Ока





В 2 часа ночи теплоход подошел к речному вокзалу Нижнего Новгорода, так как там должен был сесть лоцман, хорошо знающий Оку. Некоторые пассажиры проснулись — и наградой им была ночная панорама Нижнего Новгорода. Утром мы сожалели, что проспали НН, но тогда мы не знали, что в Нижнем Новгороде за этот рейс мы окажемся еще раз.

А утром вокруг была Ока. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Нам посчастливилось увидеть Оку, нашу голубую мечту, в половодье.





Берега, кажущиеся островами.



Лес, «плывущий» по воде



Где-то около Дзержинска



Запах черемухи, плывущий над рекой



Город Горбатов — самый маленький город России (2,5 тыс. населения)





Где-то здесь должна быть Горбатовская Лука — место впадения Клязьмы, но ее не видно — все под водой.



Павлово-на-Оке



Павлово оставил сложное впечатление, противоречивое во всем. Что-то я не нашла отзывов о нем, поэтому о городе Павлово я расскажу отдельно, но потом.



Половодье. Набережная под водой:



Красивое кирпичное здание - краеведческий музей:



Вид на Оку:



* * *

При отправлении в рейс раздается команда:
«До отправления в рейс теплохода Бородино осталось 15 минут»,
затем:
«До отправления в рейс теплохода Бородино осталось 10 минут»,
«До отправления в рейс теплохода Бородино осталось 5 минут»,
«Теплоход Бородино отправляется в рейс».

В городе Павлово все команды прозвучали, кроме последней. Стоим ждем. Начинаем нервничать. Точнее, нервничают другие пассажиры. Потом раздается объявление директора круиза: «Просьба всем пассажирам собраться в баре» (как вы помните, это также зал собраний). Тут даже я заволновалась.

На собрании капитан вместе с директором круиза сделали сообщение, что дебаркадеры (пристани) в Муроме и Касимове не готовы, а через плотину в Рязани нам пройти не удастся — вода уже частично упала, поэтому через плотину мы не перепрыгнем, а через шлюз пройти нельзя — шлюз не работает. Красивейшая река России недоступна для судоходства. Приняли решение идти в Москву по Волге.

Настроение упало до нуля и даже ниже. Боюсь, что не у меня одной. Муж сказал: «Да какая разница, где идти, главное — хорошая компания». А компания на теплоходе и впрямь была хорошая, большинство — давние любители рек, неоднократно прошедшие Волгу, и так же, как и мы, мечтающие пройти по Оке. Один мужчина пытался пройти Оку уже четвертый раз — и все неудачно, то есть 4 раза покупал круиз по Оке, а теплоход шел куда-то в другое место. А у нас всего-то первая попытка. Я даже стала высчитывать, возможно ли пройти Оку на байдарке. Длина 900 км — нет, пожалуй, нереально.

Грустно легли спать. В два часа ночи проснулись от яркого света — теплоход подходил к Нижнему Новгороду. Красивейшая ночная панорама НН, открывшаяся с Оки, а потом с Волги — компенсация за расстроенные чувства. В Нижнем Новгороде мы подошли к речному вокзалу, пришвартовались, установили трап, и на берег медленно сошел старенький лоцман, севший на теплоход прошлой ночью. Еще днем я заметила, что пожилому мужчине в речной форме все члены экипажа оказывают особое уважение, это и был лоцман. Капитан, командовавший швартовкой, очень тепло попрощался с лоцманом, потом теплоход отошел от причала, развернулся и пошел вверх по Волге.

Сразу скажу, что упавшее настроение продержалось недолго, красота Волги взяла свое. Но об этом — в следующей части.

Это опять Ока:


Отредактировано автором: 07.06.12 00:19:43Сообщить модератору



Интересно! Скажите, а откуда Вы узнали столько подробностей о теплоходе, работе команды?
А в гости к капитану всех пассажиров приглашают? Это же огромное количество людей!
Потрясающе интересный рассказ!
Отличный рассказ! Спасибо! Ждём продолжения!
Ольга, спасибо за интересный рассказ. Ока в половодье - чудо.
Так вот как встречают в Козьмодемьянских музеях экскурсионные группы с теплоходов!:) Действительно, интересно.
А в музее купеческого быта экскурсовод нам и не был нужен. Семья моего мужа как раз из такого же маленького купеческого городка, и многие предметы мебели и быта у них еще сохранились. Первое, что он сказал, войдя в музей: "Ой, у нас почти всё так же было!" И у моей бабушки я тоже похожие интерьеры помню.
Хорошо, что у вас было достаточно времени на город. И очень жаль, что так получилось с Окой...
Спасибо вам всем за внимание!

natashik-09, в гости к капитану на наших речных теплоходах приглашают всех. На четырехпалубных и трехпалубных теплоходах нас делили на группы и приглашали последовательно, а на Бородино всех сразу. Помещение капитанского мостика вместе с балкончиками довольно вместительное и стояли плотно. Но не все 80 пассажиров пришли: у кого-то маленькие дети спали, кто-то на Бородино уже 5-й раз, а кто-то проплывающие берега фотографировал.

Цитата:

Скажите, а откуда Вы узнали столько подробностей о теплоходе, работе команды?

О Бородино капитан рассказывал (очень интересно!), у меня только краткий пересказ. Отвечал на кучу вопросов, включая "Булгарию".

Lissi, спасибо Вам за путеводитель по Козьмодемьянску!
Цитата:

Семья моего мужа как раз из такого же маленького купеческого городка

А откуда?
Цитата:

и многие предметы мебели и быта у них еще сохранились

Вот повезло!
Цитата:

Хорошо, что у вас было достаточно времени на город

Я бы еще съездила с большим удовольствием уже самостоятельно + противоположный берег с готическим замком.
Спасибо за рассказ, великолепно.
Ольга, я рада, что мои заметки Вам пригодились.
Цитата:

А откуда?


Секрет))
Цитата:

Я бы еще съездила с большим удовольствием уже самостоятельно.


Вам понравилось и Вы считаете, что ещё не всё посмотрели?
Спасибо за рассказ. Интересно было прочитать про свою Казань - да, речной порт наш так и не заработает никак, стоит огромное здание, но почему-то закрыто для всех.
Оля, спасибо большое! Замечательное начало. К Казани и окр. давно присматриваюсь, и давно они в планах, да вот все никак. Прошлым летом по Нижегородской области катались. НН ну просто очень понравился,представляю,какая красота с воды открывается!
И отдельное спасибо за подробное описание структуры теплохода и работу команды. Сами в круизах подобных не были. Только иногда провожали родителей,они по Волге ходили несколько раз, дочку брали, та еще маленькая была. Им очень нравилось, а потом цены взлетели:(.
А сейчас почитала, так душевно,что самой захотелось.
Lissi
Цитата:

Вам понравилось и Вы считаете, что ещё не всё посмотрели?

И понравилось, и посмотрели не все. Но основная причина другая - почему-то в таких местах мы получаем заряд энергии. Труднообъяснимо.
Спасибо. Интересно,что освещаются различные технические моменты.
Цитата:

Но основная причина другая


Я почему-то так и подумала:) А объяснить это и правда трудно.
Antonina, спасибо за комментарий.
Цитата:

речной порт наш так и не заработает никак, стоит огромное здание, но почему-то закрыто для всех.

Странно, да?
Цитата:

Интересно было прочитать про свою Казань

Мне Казань понравилась!

Юлия, спасибо!
Цитата:

К Казани и окр. давно присматриваюсь, и давно они в планах

Мой муж что-то трассу на Казань ругает (иногда приходится ездить по работе).
Цитата:

Прошлым летом по Нижегородской области катались.

Давно хочу!
Цитата:

Им очень нравилось, а потом цены взлетели:(.

Цены сейчас большие, но мой муж ловит всякие предложения, а потом еще успешно торгуется. И "перегонные" рейсы почти в 2 раза дешевле, а удовольствие то же самое, причем они в мае и золотой осенью, в самое красивое время.
Иринук,
Цитата:

Интересно,что освещаются различные технические моменты

Я потом о теплоходах и каютах отдельно расскажу (с точки зрения пассажира). На некоторых теплоходах бывают "Дни открытых дверей".
Замечательный рассказ! Я тоже любитель ходить по рекам, полностью согласен, что такое путешествие создает неповторимую атмосферу! С удивлением узнал про этнографический музей в Козьмодемьянске - в далеком 2000 году все было гораздо менее интересно (((
Ольга, большое спасибо, за интересный рассказ. Два года назад я была в "Московской кругосветке" в июне, выход из Северного речного порта. К сожалению, дошли только до Мурома, а оттуда вернулись. Не увидели ни Касимов, ни Рязань, ни Константиново, о чем до сих пор жалею. Уровень воды уже понизился и дальше теплоход пройти не мог.
Конечно, жалко Оку, она так красива с борта теплохода. Река мелеет и постепенно зарастает. Поперек русла образуются песчаные заносы, формируя своеобразные "ребра" на теле реки, на них вырастает трава, потом кустарник, потом деревца, а потом эти "ребра соединяются между собой.

Ваш маршрут очень интересен, о таком даже ни разу не слышала. Жаль, что вы дошли только до Павлово, нам все-таки чуть дальше удалось пробраться.

Душу мою гложут смутные сомнения. Сколько я читала про этот маршрут, сколько разговаривала с очевидцами - в последние годы ни разу не слышала, чтобы теплоход прошел его до конца, все время его разворачивают после "срочного сообщения". Мне кажется, круизные компании несколько лукавят, обещая прохождение такого маршрута полностью. Выставляя это направление на конец июня или начало июля они заведомо знают, что Оку можно пройти, в лучшем случае, до Мурома. Но города на Оке служат своеобразной приманкой, на которую многие клюют до сих пор, поэтому и путевки так хорошо продаются.

Цитата:

Но вдруг почти перед самым рейсом нашлась каюта, так сказать, полулюкс на средней палубе, которую мы и купили.


Цитата:

А у других пассажиров были выписанные от руки путевки, купленные, кстати, осенью 2011 года.


Вы, наверное, заметили, что в круизах совершенно особенная публика. Многие друг друга знают, поскольку часто встречаются на разных направлениях. Это как бы своеобразный клуб, где делятся информацией, отслеживают интересные направления и раскупают их сильно заранее.

Вы молодец, что решили написать отзыв, у меня не получилось. Были разрозненные впечатления от каждого из городов по маршруту, но целостная картина, которая так нужна для отзыва, так и не сложилась. Помните, была такая тема в "Тусовке" что ли - "Фотографии малых городов России" (или как-то похоже). Сейчас она куда-то пропала, а жаль. Вот там я выкладывала некоторые фото, немножко рассказала про Павлово-на-Оке. Мне там понравилось, очень интересная архитектура, буду ждать вашего рассказа.
Ольга, спасибо. Я всегда считала, что прогулка на теплоходе это скучно. Но в Вашем исполнении она звучит замечательно. Взяла себе на заметку.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




Отзывы о теплоход Бородино
Фото теплоход Бородино
теплоход Бородино на карте
Отдых в круизе
Круизные паромы
Суда для морских круизов
Речные круизы
Горные лыжи
Рейтинг круизных судов:
1.Anthem of the Seas 5+
2.теплоход Константин Симонов 5+
3.Costa Pacifica 5+
4.теплоход Василий Суриков 5
5.теплоход Н.А.Некрасов 5
6.теплоход Зосима Шашков 5
7.Celebrity Equinox 5
лучшие суда для круизов
Фото круизных судов:
15.Explorer of the Seas, - Морские и речные круизы [63]
16.Costa Luminosa, - Морские и речные круизы [60]
17.Costa Fortuna, - Морские и речные круизы [58]
18.Carnival Breeze, - Морские и речные круизы [56]
19.теплоход Семен Буденный, - Морские и речные круизы [55]
20.Caribbean Princess, - Морские и речные круизы [48]
21.MS Rotterdam, - Морские и речные круизы [39]
Популярные суда:
64.Князь Владимир отзывы
65.теплоход Санкт-Петербург отзывы
66.AIDAbella отзывы
67.MSC Armonia отзывы
68.Anthem of the Seas отзывы
69.Royal Princess отзывы
70.теплоход Василий Суриков отзывы
Отзывы о круизных судах:
57.- Морские и речные круизы, теплоход Александр Свирский [2]
58.- Морские и речные круизы, Costa Diadema [2]
59.- Морские и речные круизы, теплоход Константин Симонов [2]
60.- Морские и речные круизы, теплоход Виссарион Белинский [2]
61.- Морские и речные круизы, теплоход Алексей Толстой [2]
62.- Морские и речные круизы, Costa neoRiviera [2]
63.- Морские и речные круизы, Grandeur of the Seas [1]