23.04.12 22:45:53
Швейцария самостоятельно и немного Италии 
Время отдыха: апрель 2012

Сегодня вернулся из самостоятельного путешествия по Швейцарии, спешу поделиться впечатлениями. Итак. Почему был выбран вариант самостоятельного путешествия? Потому что ни один найденный тур не позволял подробно посмотреть страну за пристойную стоимость, а также потому, что опыт самостоятельных поездок позволял надеяться, что всё пройдет на уровне. У меня есть многократный шенген, приятель (с которым ездили) оформлял визу самостоятельно (и получил её). Кому неинтересен процесс получения швейцарского шенгена – следующий абзац может пропустить.
Для предоставления в консульство был подготовлен следующий набор документов: распечатка авиабилетов, распечатка брони всех отелей, распечатка сканированных (присланных по e-mail) писем от отелей с подтверждением брони и обязательным указанием, что деньги за номер были сняты с карты (швейцарцам этот факт списания очень важен), подписью и печатью, медстраховка, заполненная анкета с сайта консульства, фото, справка с места работы стандартного образца, выписка истории счета карты за последние полгода (можно было и просто справку о текущем остатке счета), описанный в произвольной форме маршрут поездки, загранпаспорт. Далее звонок в колл-центр, запись на прием, сдача документов, а через 5 дней – вуаля! – получение паспорта с визой. После сдачи документов нужно оплатить консульский сбор, а при получении паспорта – предъявить квиток об оплате.
Авиабилеты Москва-Рига-Милан-Берлин-Москва обошлись в 7480 рублей на человека, бронировали еще в январе, стыковки очень удобные.
Прилетели в Милан днем, в аэропорт Линат. Автобус №73 (ходит каждые 10-15 минут) позволяет за полчаса добраться до центра города. Билет покупается в автомате на остановке, стоит 1.5 Евро и действует 1 час 10 минут с момента компостирования, позволяя ехать на автобусе, трамвае и метро в течение этого времени. На 2 ночи был забронирован отель Mercure Milano Solary****. От отеля до собора Дуомо – 30 минут медленной прогулки или 5-7 минут на метро (станция в 300 метрах). Отель вполне достойный, номер двухкомнатный полутораэтажный (одна комната на 5 ступенек выше другой, очень оригинально), стоимость на нужные даты составила 92 Евро за сутки, завтрак оплачивается отдельно (12 Евро за шведский стол с двумя горячими блюдами и приличным набором фруктов, пирожных, сыров и йогуртов, соки нехимические). После промозглой сырости Милан встретил солнцем и температурой +19. Оставшаяся половина дня была посвящена шатанию по центру (Дуомо, замок Сфорцеско, парки вокруг и катание на историческом трамвае с выдвижными ступеньками – рекомендую). Следующий день – «серьезный» осмотр города (самое яркое впечатление произвел выход на крышу Дуомо с последующим часовым загоранием на ней, перемежающимся разглядыванием Милана с преодоленной высоты; а вот Палаццо Реале, напротив, разочаровал – впрочем, кому как).

На третий день с утра поехали в Линат, чтобы взять там забронированную заранее машину и собственно отправиться в путешествие. Изначально хотели брать (и отдавать потом) в центре – но Пасха, почти все офисы (кроме аэропортов) закрыты, да и дешевле почти на 80 Евро брать машину в Линате (на все дни получилось 13 с небольшим тысяч рублей, примерно по тысяче в день на двоих). А добраться до Лината – полчаса, не больше.
Весь процесс взятия а/м занял минут 5 – предъявили номер брони, получили ключ и документы на машину, после чего женщина лениво махнула рукой: «Парковка №3, место №508, Ариведерчи!» Тщательно изучив машину (мелкое такое Пежо, жрет 5 литров на 100 км, но разгоняется до 140 без проблем) в поисках царапин, не отмеченных в документе (их, конечно же, не было, да и 2 отмеченные мы нашли с огромным трудом), мы выехали в Турин. Немного об итальянских дорогах: они хорошие, но платные. Бесплатные тоже есть, но не всегда удобно и просто на них выйти, автострада же всегда рядом. Стоимость проезда по ней от Милана до Турина составила 13 Евро…
Путеводитель честно пугал: «Водить машину в Турине крайне не рекомендуем, так как в городе строится открытым способом метро, и движение похоже на ад» - однако это оказалось преувеличением. Конечно, ряд неудобств был – но в целом значительных сложностей движение в городе не вызывало. В Турине был забронирован отель Pacific Hotel Fortino****, примерно в 1.5 км от центра и с классным видом на возвышающуюся до небес гору нарытой земли (метро строят) – зато и стоимостью номера «Твин» 57 Евро за сутки, включая весьма неплохой завтрак. Парковаться можно рядом с отелем совершенно бесплатно, места на улице много (и счетчиков нет). Кстати, так же бесплатна и парковка в центре – правда, лишь потому, что вчера была Пасха (как-то эта Пасха нам светила всю поездку – сперва в католической Италии, причем не только в воскресенье, а и в понедельник; затем в протестантской Швейцарии…) Турин мне понравился даже больше Милана – там, конечно, нет такого собора Дуомо – зато восхитительный ансамбль центральной площади вкупе с богатейшими интерьерами дворца Савойских и Палаццо Мадамо произвел сильнейшее впечатление (в том числе и с вечерней подсветкой). Ну а кроме того порекомендую залезть на башню музея кинематографии (а если вы едете с детьми или любите мультики – то и в сам музей зайдите, не пожалеете) и пофотографировать город сверху. Правда, на эту башню приличная очередь, мы стояли примерно час (полчаса до входа в здание, а полчаса уже внутри – а я-то, наивный, думал, что после запуска очередной группы внутрь они уже беспрепятственно идут в лифт – не тут-то было!) Если же идти только в музей, без башни – очереди нет вообще.

На следующее утро мы направились в Женеву. Поморщившись, отдали примерно 20 Евро за движение по трассе от Турина до итальянской границы, а затем еще 39.90 за въезд в туннель под Монбланом (это в одну сторону, но нам обратно было и не нужно). После выезда (а длина туннеля 11 км) идет уже территория Франции, там движение бесплатное, а пейзажи по краям – потрясающие. Рекомендую остановиться сразу после тоннеля, в олимпийском Шамони, и пофоткать собственно Монблан и прочие горы с заснеженными вершинами. Еще через несколько километров – граница со Швейцарией и сразу Женева (она настолько на границе, что некоторые маршруты трамваев нумеруются не числами, а буквами – это означает, что они идут во Францию или заходят на её территорию). Если Вы не планируете брать машину (или опытны в этом плане) – то следующий абзац можете смело пропускать.
В Швейцарии, в отличие от Италии, абсолютно все дороги бесплатны, а абсолютно все парковки платны (кроме загородных, хотя и там возможны варианты). Все места, куда можно поставить в городе машину, помечены либо синим (это означает, можно парковаться только один час, и на стекло надо вешать время начала паркинга), либо желтым (это спецпарковка, либо для инвалидов, либо для таксистов, либо для сотрудников ближайшего банка-офиса-фабрики), либо белым (если там нет надписи Autorisation, значит, Вы можете поставить машину туда, заплатив по счетчику, если есть – значит, ставящим туда машину без карточки авторизации – которая есть только у жителей этого района – грозят все возможные беды вплоть до эвакуатора). Мы поставили машину туда, где разметки не было вообще никакой (и запрещающих знаков тоже, и местные машины стояли) – и что же? На следующее утро местных уже не было, рядом с машиной был вворочен знак «Стоянка запрещена», а стекле висела бумажка штрафа в 40 франков (35 Евро где-то). Несколькими днями позже я увидел своими глазами, как это бывает: подъехали какие-то парни в форме на скутерах, за 5 минут объехали площадь и налепили штрафов на 3 машины. Бог им судия :) Открытые парковки стоят от 0.5 (это редкая удача) до 3-4 франков за час (если на счетчике написано что-то типа 08:00-18:00 – то это означает, что проплачивая парковку до 18:00, Вы автоматом оплачиваете и всю ночь, а вот в 8:00 нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО подойти и забрать машину либо сделать еще оплату, ибо в 8:10 там будут уже описанные ребята на скутерах; а проплатить утро заранее, накануне, невозможно). Есть еще и крытые: Вы подъезжаете к шлагбауму, получаете талон, въезжаете внутрь и ставите машину. На выезде опускаете талон в автомат, бросаете туда деньги и платите картой, после чего шлагбаум поднимается, а Вы можете ехать. Цена на таких парковках гораздо выше (я встречал и по 0.05 франка за минуту, ночь также платная – посчитайте на досуге стоимость суток). Если цена (а она обычно пишется не на въезде, а на выезде) Вас не устроила и Вы забираете машину сразу – Вас выпустят за 2-3 франка. Плата за любопытство. Утеря же талона – 60-80 франков.
Но вернемся в Женеву. Там больше всего произвел впечатление фонтан, бьющий из вод озера Леман на высоту 150 метров. Достаточно близко к нему можно подойти по одному из пирсов (но если ветер вдруг переменится и падающая вода накроет пирс и Вас – мало не покажется, уверяю). Всё остальное – помпезные здания, церкви и многочисленные памятники – меркнет перед ним. Отель Astoria*** (в центре, цена за сутки примерно 5800 рублей, завтрак входит, но довольно скромный) дает карточку бесплатного проезда по городу на общественном транспорте. Можно съездить к комплексу зданий ООН – но поверьте, ничего особенного в них нет. Серые коробки и на их фоне – огромный трехногий стул, памятник пострадавшим от мин. Удивило, что найти обменник (Евро принимают не везде, и по довольно невыгодному курсу) было непросто. Еще учтите, что если в ресторане предлагается фондю на двух человек – то указанная цена берется не за блюдо, а с каждого человека (в нашем случае – по 39 франков, т.е. по 34 Евро, нехило для блюда кипящего сыра с макаемыми туда гренками).

Следующие 3 дня мы прожили в Лозанне. Отель Mövenpick Hotel Lausanne****, достойный отель на берегу озера Леман, цена номера Твин 4900 рублей за сутки. Я удивился, почему номер так дешев – однако этому есть объяснение: отель добирает другим. Конкретно завтраками (34 франка за завтрак, правда, действительно роскошный) и ценой на парковку (27 франков за сутки – правда, в километре от отеля есть открытая по 1.5 франка в час, с 18 до 8 бесплатно). Сама Лозанна впечатляет больше, чем Женева. Во-первых, там находится место пребывания МОК (и также Олимпийский парк, и Олимпийский музей, и десятки статуй известных и неизвестных спортсменов). Во-вторых, величественный собор меркнет перед роскошным дворцом Бестужевых-Рюминых. В-третьих, заснеженные горы на противоположном берегу озера хочется фотографировать снова и снова. Кроме того, в Лозанне есть высокая смотровая площадка (с холма, который находится на 650 метров выше уровня озера и куда нужно ехать автобусом №16). Кстати, в Швейцарии замечательно развит общественный транспорт: почти в каждом городе есть автобусы, троллейбусы (и гармошки, и даже «с прицепом») и трамваи (порой составленные из семи вагонов!), а в Лозанне (с населением 130 тыс.жителей) – еще и 2 (прописью: ДВЕ) линии метро с более чем 20-ю станциями. Поезда ходят без машинистов, так что можно залезть в первый вагон и видеть бегущие тебе навстречу рельсы в тоннеле (то, что обычно видит машинист). Да, Мовенпик также дает карточку на бесплатный проезд… Так что днем мы осматривали историческую Лозанну (или выезжали в ближайшие городки и замки), а для вечера нет ничего лучше, чем наблюдение заката во время прогулки по набережным озера.


Один из дней был потрачен на поездку в Шильонский замок, Эгль и Монтрё. Шильонский замок, известный по сидевшему там узнику, описанному Байроном - выше всяких похвал. По нему можно ходить часа 3 (можно и больше...), фотографируясь с цепью, на которой он (узник) сидел, выглядывая из окон на озеро и осматривая залы с гобеленами. Билет на вход стоит 10 франков.

В Эгле тоже есть замок (9 франков), но он откровенно пустоват (а особенно после Шильона). Что же касается Монтрё - там можно прогуляться по красивой набережной, посмотреть дворцы отелей и казино и сфотографировать памятник Фредди Меркури (он то ли там родился, то ли помер, да простят меня фанаты группы "Queen").
Еще в один из дней от Лозанны ездили в Ньон (это по направлению к Женеве, также на берегу озера), Вевей и Грюер. Так-то логичнее было Вевей и Грюер посетить в тот же день, что и Шильон с Монтрё (они в том направлении) - но вот так вот вышло. В Ньоне по билету за 8 франков можно посетить три точки: музей озера Леман (собственно, ради него в этот городок и приехали), Римский музей и местный замок. Замок уступает Шильонскому (естественно), представляя из себя некий краеведческий музей, Римский музей достаточно невелик, а вот в музее озера, кроме аквариумов с местными рыбами, представлены также описания многих (точнее, всех старых) пароходов. К моему удивлению, три четверти из них все еще ходят по озеру - это и "Гельвеция" 1926 года выпуска, и "Савойя" 1914-го, и многие другие. Именно ходят, а не пришвартованы на вечную стоянку где-нибудь в виде ресторана или музея! Я в Женеве видел "Савойю", пароход-колесник с трубой - но как-то подумал, что это новодел. А вот не новодел! Вспомнились сразу незабвенные пароходы "Память Азина", "Володарский" и "Урицкий" соответственно 1903, 1914 и 1913 годов выпуска, колесившие по Волге до начала 90-х, а потом списанные под предлогом неконкурентноспособности с нынешними лайнерами. Так что любители речного флота от этого музея будут в восторге... Вевей - ну опять-таки набережная с памятниками Чарли Чаплину (жил и умер, и похоронен тут) и Гоголю, поставленному украинцами ("Здесь жил и процював великий украинский писатель Мыкола Гоголь"), а также там находится первая фабрика Нестле (там родился основатель корпорации), по которой можно прогуляться на экскурсии, посетив после этого магазин с сотней сортов шоколада, а также других продуктов, производимых там (цены примерно на 20-30% ниже, чем в супермаркетах, проверено). Грюер - это уже по дороге в Берн. Там есть несколько деревенских сыроварен в окрестностях (но, поехав на одну из них по указателям, в конце дороги мы обнаружили табличку, извещавшую о том, что сыроварни еще 8 км пешком по раскисающей дороге, по бокам которой лежит снег, ибо высота приличная, плюнули и вернулись). Сам городок - обалденный. Настоящее средневековье: мощеная булыжником улочка, старинные дома, церковь, замок... Население - не более 3000 человек. Так вот, прогулявшись по городу, мы пошли в единственный там музей - музей Гигера. Слышали о таком? Имя малоизвестно - но это тамошний уроженец, обладатель Оскара за спецэффекты, создавший, в частности, "Чужого" из одноименного фильма, а также сотни других монстров. Именно Чужой и стоит там при входе в музей, красавец (а на кассе сидит девушка-гот). Вход стоит 12 франков - но не пожалейте, будет потом чему сниться по ночам. Приглушенный свет, потолок и стены напоминают фрагменты интерьера корабля, на котором многострадальные космонавты нашли в первый раз яйцо Чужого, статуи и восковые фигуры монстров, рисунки Гигера с набросками ("Рипли под сканером видит в себе Чужого", "Чужой вылупляется из груди" и прочие), та самая стауэтка Оскара, стол Черного Властелина из какого-то фильма, вертящееся кресло-скелет (можно посидеть), адские сапоги на скейт-борде... Есть еще и "красные" зоны, куда воспрещен вход детям до 18. Что там - говорить не буду, сохраню интригу. Смотря на портрет этого самого Гигера (такой ботаник в очках) задумываешься, что же он такое употреблял на сон грядущий (а может, и прямо с утра). Выйдя потом из музея на тихие мощеные улочки, сразу вспомнил пословицу "В тихом омуте черти водятся". Очень к месту. Да, напротив музея есть бар, оформленный в том же стиле. Если зайдете туда и чего-нибудь закажете (а цены нормальные) - разрешат сделать пару фотографий.

На следущий день поехали в Берн. Отель был забронирован почти в самом центре (10 минут пешком до здания парламента), Waldhorn***, 4550 рублей за сутки, завтрак входит. О чудо! При отеле есть бесплатная парковка для гостей (правда, там всего два места, одно из которых было занято - но второе досталось нам). За день Берн можно обойти полностью: посмотреть на мишек в вольере (куда три года назад свалился пьяный турист - вытащить живым не успели, а в 19-м веке, говорят, там же побывал шестилетний будущий писатель Тургенев, которого вовремя вытащил папа - а то б не читать нам "Отцов и детей", "Записки охотника" и прочее его творчество), побегать между фонтанами (которые выстреливают играючи из плит случайным образом, суть игры - пробежать по площади, не попав под довольно сильные струи), забраться на собор и посмотреть на город сверху, посетить музей Эйнштейна или прочие музеи (зачастую довольно странные - чего стоит одна экспозиция экскрементов летучих мышей, увеличенных до метровых размеров). Река Аар огибает весь центр этой небольшой столицы - а река всегда добавляет городу шарма, на мой взгляд.

Следущий день - Интерлакен, отель Central Continental****, 3960 рублей за сутки, завтрак включен, парковка при отеле стоит 6 франков в день. Историческое здание 19-го века. Говорить "в центре города" не имеет смысла - весь город имеет население 4500 человек и используется как отправная точка для поездок в горы (Юнгфрау, Шильтхорн и другие, менее известные).

Скажу сразу: если поедете в Швейцарии в горы, то это станет самой затратной частью программы. Цены просто конские: так, подъем на Юнгфрауйох (высочайшую точку Европы, куда может забраться турист-обыватель без альпинистского снаряжения, почти 4000 м) стоит 192 франка (то есть больше, чем цена на авиабилет Москва-Милан-Москва!), подъем на Шильтхорн (в крутящийся ресторан Пиц Глория на высоту 3000 м, где снимался один из фильмов о Джеймсе Бонде) - 94 франка, и так далее. Все надежды сэкономить, проделав часть пути на машине, разбились в прах - даже если доехать до точки, где дорога заканчивается, разница составит не более 7-8 франков. Вроде как дешевы билеты на утренний подъем - если сумеете прибыть к точке отправления поезда или подъемника к 7 утра, ваши затраты уменьшатся на 20% - но зато останетесь без завтрака, да и вообще это неудобно. Если возьмете поздние билеты (вроде как на 15:30) - они тоже дешевле на 20%, но учтите, что последний спуск вниз - в 17:00, т.е. с учетом 30-40 минут подъема у вас будет наверху не так уж и много времени. А посмотреть там есть что! Великолепная панорама окрестных гор (представьте себе: Вы продвигаетесь сквозь сплошную пелену облаков, ничего не видно, и вдруг облака остаются внизу, кабина выныривает над ними - и перед Вами ослепительно сияющая белизна, из которой поднимаются заснеженные пики), музей ледовых скульптур на Юнгфрау, обсерватория "Сфинкс", тот самый ресторан на Шильтхорне, где можно, лениво раскинувшись за столиком с чашкой кофе, рассматривать медленно кружащие вокруг тебя горы... Да и сам подъем интересен: на Шильтхорн, например, Вы поднимаетесь в больших вагончиках (человек на 20-30 рассчитаны), делая по дороге 3 пересадки. 5-10 минут движения, конечная станция - ан нет, не конечная, на стене написано название и высота (а чуть ниже - термометр), толпа вываливается наружу, часть с лыжами направляются к кресельным подъемникам или едут вниз, а основная масса продвигается в следующий вагон, который отправляется через 2-3 минуты. Вся сеть гор покрыта у швейцарцев сетью кабельных дорог, железных дорог, фуникулеров и кресельных подъемников - они сходятся на таких вот пересадочных станциях, чтобы разойтись потом дальше. Вы можете вообще купить себе проездной на 3 дня (255 франков, увы...) дающий право на бесплатное пользование всеми дорогами района, КРОМЕ подъема на Юнгфрау - туда всего лишь скидка 50%. Отрадно то, что внизу, у точек начала подъема, есть экраны, транслирующие виды сверху (можно оценить, например, в случае облаков - стоит ли подниматься сегодня или подождать следующего дня).

Следующие два дня - Люцерн, отель Des Alpes*** в самой-самой исторической части города, на берегу озера Фиршвальдтетерзее, 5025 рублей за сутки, завтрак включен.

Люцерн, несомненно, стал для меня самым красивым городом Швейцарии. Старинные дома, деревянные мосты (14 век), украшенные картинами, сохранившиеся крепостные стены, по которым можно погулять (и подняться на башни), само озеро, сзади которого выступает фоном гора Пилатус, а сбоку - гора Риги. Но он также запомнился ужасно устроенным уличным движением (мы проехали по одному мосту 4 раза, силясь зарулить к гостинице - то есть не к ней, она в пешеходной зоне, а куда-нибудь, где можно за любые деньги приткнуть свою машину для выноса из неё вещей и заселения в номер). Парковка на вокзале, самая (пожалуй) удобная по соотношению "цена-близость к гостинице", стоит 48 франков в сутки. Такие дела. Если отъехать километра 4 (вдоль озера в сторону музея транспорта) - то рядом с музеем есть открытая парковка за 2.5 франка в час, с 22 до 8 бесплатно. Один день планировалось потратить на сам Люцерн, а второй - на подъем на вершину Пилатуса (74 франка). Когда мы поднялись наверх (вначале маленькие вагончики канатной дороги, промежуточная станция - диктор вещает что-то типа "Пилатус бляйбен зиттен битте", в смысле оставайтесь сидеть, в немецком я не силен; затем пересадка в большой вагон и окончательный подъем до высоты 2 км с небольшим), то попали в сплошную облачность и сильную вьюгу. Оно было видно уже снизу, что там сейчас нехорошо - но как объяснила кассир, погода на Пилатусе меняется ежеминутно. Мы прошли по "Пути дракона" (сквозь гроты и пещеры вокруг вершины), и наступила минута, когда вьюга вдруг стихла, и сквозь свинцово-серые тучи на короткое время промелькнули каменные стены, уходящие вниз в облака, и на маленькой площадке - часовня и крест, поставленный вроде как на месте могилы Понтия Пилата, давшей название горе. Более неуютное место трудно представить...

Еще 2 дня - Цюрих, отель Crowne Plaza****, 5700 рублей за сутки, завтрак оплачивается дополнительно (29 франков), крытая парковка при гостинице стоит 27 франков в день, открытая в 200 метрах - 0.5 франков за час. Отель реально неблизко от центра (пешком 45 минут, если знаешь, куда идти). Цюрих, бесспорно, самый дорогой город Швейцарии. Проезд в трамвае, например, стоит 4.5 франка (155 рублей то бишь). Покушать - ну, тут готовьтесь выложить 40-50 франков, а то и больше. Кстати, развенчаю миф о том, что якобы в Макдональдсах по всему миру цены одинаковые (и кто-то типа на этом экономит). Фигу! Биг-мак в Цюрихе стоит 13.5 франков, самая маленькая кола - 3.80, ну и так далее. Курс франка к рублю, напоминаю, 1:34. Посчитайте. Цюрих расположен у впадения речки Лиматт в Цюрихзее (озеро), и большинство интересных объектов сгруппировались вокруг набережных. Порекомендую забраться на холм на правом берегу реки (оттуда хорошие виды), пройтись по Банхоф-штрассе, зайти в церковь Фраумюнстер (там витражи Марка Шагала) и в Мюнстерский собор (там можно подняться на колокольню).

Помимо осмотра города, мы съездили в близлежащий курорт Баден и в карликовое государство Лихтенштейн (между Швейцарией и Австрией, там стоит подняться к замку - действующей резиденции князя, внутрь, естественно, нельзя, но снаружи вид красивый; а также пройтись по единственной сувенирной улочке столицы - города Вадуц).

Выехав из Цюриха, мы направились в самый солнечный кантон Швейцарии - италоговорящий Тичино. Как бы в насмешку, температура понизилась до 4 градусов, пошел мерзкий дождь со снегом; облака, казалось, лежали прямо на асфальте. Но когда проехали Сен-Готардский тоннель (17 км, бесплатный) - как по волшебству, попали в совершенно, казалось бы, другую страну: солнце, на небе ни облачка, и плюс 19. Заехали в Беллинцону (за 2 часа прошлись по историческому центру и посетили 3 местных замка, один из которых так же, как и Шильонский, охраняется Юнеско - реально красиво).

А затем выехали к озеру Лаго-Маджоре, побродили по Локарно (приятный курорт, особенно после снега с дождем) и направились в Аскону, где был забронирован отель Albergo Ascona**** (4200 рублей за ночь, очень качественный и разнообразный шведский стол включен, открытая парковка рядом с отелем - о чудо! - бесплатна для гостей). Отель, как показалось, был лучшим за всё путешествие. Просторный номер, хороший завтрак, чудный вид с холма на озеро (с заснеженными горами на заднем фоне и пальмами под отелем - совмещается в оригинальную фотографию), большой панорамный бассейн (с тем же видом) и температурой воды +27. В самой Асконе кроме озера как бы смотреть нечего - но этот курорт был специально выбран для отдыха как достойное завершение швейцарского вояжа. Подумайте, что может быть лучше: после полученных впечатлений, после снегов, гор, музеев и поисков парковок - полежать у бассейна в шезлонге под пальмой, попивая коктейль и посматривая на красивейшее озеро?

На следующий день, после краткого осмотра Лугано

(рекомендую походить по паркам у озера и выйти по набережной к фонтану, незначительно уступающему Женевскому) и заезда уже в Италии на озеро Комо с его виллами, мы вернулись в Милан. Тут вот какая штука: на этот день (как 2 недели назад мы попали в Милане на Пасху) в Милане проходила какая-то выставка моды, поэтому цены на отели взлетели до небес. Тот Mercure Milano Solary****, который мы уже брали, просил за день уже 23 т.р. за тот же номер (!), поэтому забронирована была скромная трешка (Rex Hotel***) за совсем нескромные почти 7 т.р. (долбаная выставка...) в страшненьком районе. Но, собственно, там нужно было только переночевать перед самолетом... Кстати, ресторан рядом с Рексом - "Za Rosa" - вполне себе ничего. Дешево и вкусно.
Обратный вылет был из аэропорта Мальпенса (50 км от города, ехать нужно на метро до станции Cadorna, а оттуда электричкой-экспрессом 40 минут до аэропорта, билет 11 евро, ходит каждый 30 минут). Семичасовая стыковка в Берлине (за которую мы прошлись от Рейхстага через Бранденбургские ворота по Унтер-ден-Линден до музейного острова и Александр-платц, а затем через Французскую площадь и чек-пойнт Чарли с остатками Берлинской стены вернулись обратно, автобус от аэропорта Тегель за 20 минут доходит до центра города, билет стоит 2.30 Евро, ходит каждые 5 минут) - и затем в Москву. Вояж окончен.
Расходы: 35500 рублей за гостиницы, 7500 за перелет, 6500 за аренду машины с человека. Ну, там еще ушло прилично... Можно было потратить меньше, выбирая отели чуть поскромнее. Самое яркое впечатление - подъем из Интерлакена в горы. Самый красивый город - Люцерн. Самые приятные моменты - Аскона.
Если у кого есть какие вопросы - с радостью отвечу.

Милан
Турин
Женева

Отредактировано автором: 25.04.12 01:23:49Сообщить модератору



Цитата:

Самый красивый город - Люцерн.

согласен
спасибо за рассказ, Швейцария не часто упоминается в отзывах
Большое спасибо за отзыв, очень интересно и познавательно)))
Большое спасибо, яркий интересный рассказ, замечательное путешествие!
Спасибо за чудесный рассказ! Как будто снова вернулась в свою любимую Швейцарию! Про Люцерн - согласна на все 100%! Фотки из этого города можно пересматривать снова и снова!
Шикарная поездка! Завидую! :)
отзыв очень кстати. собираемся в июне, и уже мысленно побывали там :)
Svetlana [без регистрации] [03.06.12 15:12:53]   IP: 89.175.25.*
Вы утверждаете
Цитата:

В Швейцарии, в отличие от Италии, абсолютно все дороги бесплатны


но везде пишут о дорожном налоге (виньетка). Вы ничего не платили? Ездили только по бесплатным дорогам?
Нигде ничего не платили, ездили по автобанам. В Италии - там да, дороги платные. В Швейцарии ни одной платной дороги не было (по главным дорогам проехали от Женевы по берегу Женевского озера до Шильона, от Лозанны до Берна, от Берна до Люцерна через Интерлакен, от Люцерна до Цюриха, от Цюриха до Лихтенштейна, от Цюриха до Лугано и далее в Италию). Так что ошибаются те, кто пишут об этом налоге...
Psiros, вы,как я поняла,ездили на арендованной в Швейцарии же машине. А там уже есть виньетка на лобовом стекле,ничего покупать дополнительно не надо. Плата (виньетка)касается машин из других стран. И только так...или штраф!
Машину арендовали в Италии. Ничего за дороги в Швейцарии не платили. Те, кто заведует наложением штрафов в Швейцарии, нашу машину видели (так как однажды наложили штраф за неправильную парковку). А вот в Италии, несмотря на местную машину, дороги очень даже платные...
Тогда- не знаю... Мы как-то брали машину на прокат в Женеве и на ней ездили в Италию и Францию. Наклейка-винетка на лобовом стекле машины уже была.
Спасибо, бесценная информация. Планируем маршрут на арендованном авто Швейцария - север Италии с обстановкой на озере Гарда.
lada [без регистрации] [28.12.13 12:02:48]   IP: 92.42.212.*
Большое спасибо! Воспользуемся Вашей информацией во время поездки из Цюриха в Сузу на арендованной в аэропорту машине.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Медвежьи бродилки по Центральной Европе (часть 5 - во Франции и немного Швейцарии)
2Новогодний забег по северу Италии:Милан, Бергамо, Турин и немного шопинга.
3Северная Италия.Отдых над озерами. Комо, Брунате и немного Стрезы
4Самостоятельное путешествие по Европе (Швейцария, Италия, Франция, Германия).
5Самостоятельное путешествие по Италии (Милан-Бормио-Бергамо) январь 2011
6Путешествие на Север: Турин и немного Милана. Часть первая.
7Линьяно и еще немного Италии.
Швейцария
Отели Швейцарии
Отели Интерлакена
Отели Лаутербруннена
Гштад
Женева
Погода в Швейцарии
Детский отдых
Рейтинг отелей:
1.Ambassador 5+
2.International Au Lac 5+
3.Suite Novotel Geneve 5+
4.Sofitel 5+
5.Dischma 5+
6.Kulm Hotel 5+
7.Grand Hotel Suisse Majestic 5+
лучшие отели Швейцарии
Фото отелей:
29.Fiescherhof, Швейцария [5]
30.Beau Sejour, Швейцария [4]
31.Eden Palace au Lac, Швейцария [4]
32.Holiday Inn Zurich Messe, Швейцария [4]
33.Goldener Schlussel, Швейцария [3]
34.Residence Les Naturelles, Швейцария [3]
35.Limmathof, Швейцария [3]
Популярные отели:
15.Hotel Des Alpes отзывы
16.Etap Hotel Luzern City отзывы
17.Crowne Plaza Zurich отзывы
18.Ambassador отзывы
19.Moderne отзывы
20.Berghotel Derby отзывы
21.Sofitel отзывы
Отзывы по отелям:
57.Швейцария, Goldener Schlussel [1]
58.Швейцария, Casa Heinrich Guesthouse [1]
59.Швейцария, Residenza Motta [1]
60.Швейцария, Residence [1]
61.Швейцария, Kirchbuhl [1]
62.Швейцария, Belvedere [1]
63.Швейцария, NH Geneva Airport [1]