26.03.12 20:52:01
Большой театр для маленького человека. Возвращение утраченного. 
Время отдыха: март 2012

На написание этого отзыва меня вдохновил мой семилетний сын. С самого открытия Большого театра прошлой осенью после масштабной реконструкции сын мечтал туда попасть, впервые в своей жизни побывать в этом величественном историческом здании, увидеть его интерьеры, залы и, конечно, прикоснуться к волшебному и пока невиданному для него миру балета. Вообще в вопросе театров и музеев мои сыновья вполне искушенные зрители - бывают регулярно и с удовольствием. Но Большой театр для старшего явился абсолютно особенным, завораживающим и притягательным. Каждый раз, проезжая мимо него, он замирает в восхищении и мечтательно с восторгом говорит: "Большой театр!"... Такие же эмоции вызывают у него любые фото и изображения театра в книгах, интернете, по телевизору, и даже на сторублевых купюрах! :)Конечно, билеты после открытия стоят весьма недешево, особенно на балет, но все же мы решили подарить сыну столь желанную встречу с прекрасным и сводить его на "Лебединое озеро".
В процессе подготовки к походу в отреставрированный и реконструированный Большой театр мы узнали массу интереснейшей информации, начиная от непростой истории театра в целом и заканчивая потрясающими подробностями современной реконструкции. Оказалось, что история существования театра, почти сплошь состоит из вереницы перестроек и реконструкций. А последние 120 лет здание театра многократно находилось в состоянии ремонта.
Свою историю театр ведет с 1776 года, когда Екатерина II дала высочайшее соизволение князю Петру Урусову на содержание театра для увеселительных и маскарадных мероприятий. Первое здание театра своим фасадом выходило на улицу Петровка, отсюда и пошло название Петровский театр. Он стал первым театром в Москве такой красоты и величины. Однако, осенью 1805 года здание Петровского театра сгорело. Его труппа стала выступать на подмостках других театров. В 1819 году был объявлен конкурс на создание проекта нового здания театра, в котором победил Андрей Михайлов, однако его проект признали слишком дорогостоящим и отправили на доработку Осипу Бове. Он значительно преобразовал и улучшил проект и в 1825 году состоялось торжественное открытие нового Петровского театра. По своим размерам он значительно превосходил своего предшественника и , поэтому был назван Большим Петровским театром. Это здание просуществовало 30 лет, но и его постигла все та же печальная участь - в театре вспыхнул пожар, продолжавшийся 3 дня, который уничтожил все, что смог.
В конкурсе на восстановление театра приняли участие три самых видных российских архитектора. Выиграл его главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, специализировавшийся на театральных зданиях и прекрасно разбиравшийся в театральной технологии и строительстве многоярусных театров.
После разработки руин сгоревшего театра стремительно началось строительство нового здания, и в августе 1856 года вновь отстроенный театр распахнул свои двери для первых посетителей.

Общая высота здания увеличилась на 4 метра,портик с колоннами Бове сохранился, но появился второй фронтон, конная тройка Аполлона была заменена квадригой, на фронтоне появился алебастровый барельеф, изображающий летящих гениев с лирой.

Но главное внимание Кавос уделил зрительному залу, его акустике, звучанию. Многие специалисты до сих пор сравнивают зрительный зал Большого театра с гигантским музыкальным инструментом. Акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. Кавос заменил металический потолок деревянным с целью избежать чрезмерного резонанса. Декор лож был выполнен из папье-маше. Ради улучшения акустики Кавос засыпал помещения под амфитеатром и перенес вешалки на уровень партера. Помещение стало напоминать грамадный музыкальный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.
Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал стала его центром. Барьер царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Невероятно пышное и легкое убранство зала, белая отделка, усыпанная золотом поражали воображение зрителей.


Как и большинство зданий Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало, произошла усадка, но своевременный ремонт помог на время приостановить разрушения. Как я писала выше в дальнейшем здание многократно реконструировалось, ремонтировалось и вновь приходило в упадок.
К моменту нынешней реконструкции износ здания по разным оценкам составлял от 50 до 70%. Было произведено тщательное изучение здания, сканирование его положения в пространстве, состояние стен и фундаментов. И только в 2009 году здание было перенесено с временных опор на постоянный фундамент и в театре началась масштабная реставрация. Ежедневно здесь работали 3500 человек,из них около 1000 реставраторов. Результат превзошел все ожидания!
Белое фойе над входом в театр - восстановлено таким, какое оно было в 1856 году. На стенах и потолке роспись в технике гризайль, выполненная в разных оттенках одного цвета так, что создается впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились зеркала, увеличивающие объем помещения.


В 1941 году во время авианалета сюда попала бомба и существенно повредила интерьеры фойе.
Большой зал императорского фойе, называемый Бетховенским скрывал дверь, которой пользовался Сталин, любивший приезжать в театр, чтобы послушать любимые арии. Перед коронацией императора Николая II во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани цвета "раскаленного чугуна", чтобы украсить стены императорского фойе и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Это были растительные орнаменты с архитектурными деталями и гербами Российской империи. Восстанавливались панно в течении 3-х лет буквально по нитям, а утраченные детали воссоздали из идентичных материалов.


Интерьеры театра богато украшены всевозможной лепниной. За годы существования театра она переделывалась многократно и зачастую состоит из кусочков самого разного времени.


Хоровой зал так же воссоздан таким, каков он был в 1856 году.


Сейчас здесь расположилась выставка исторических костюмов из самых знаменитых балетов и опер.



Так же была отреставрирована и заново собрана главная люстра. Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6.5 метров, в высота 8.5 метров. Вес стального каркаса с латунными и хрустальными элементами 2.3 тонны! Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15000 хрустальных подвесок. Однако, за весь период эксплуатации значительная часть их была повреждена и реставраторам пришлось восстанавливать более 13.5 тысяч деталей. В 19 веке люстра была газовой, в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили.

Вместо старых скрипучих паркетных полов был восстановлен оригинальный каменный пол, сделанный в технике венецианской мозаики 19 века. Ее рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, найденного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы 11 сортов мрамора различных оттенков.
При реконструкции театра Альбертом Кавосом рядом с внутренними новыми несущими стенами сохранялась старая кладка. При нынешней реконструкции архитекторы вынесли на всеобщее обозрение элементы старой кладки.

В сценической части театр оснащен современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сценической технологии были взяты Ковент Гарден в Лондоне, Гранд Опера в Париже и Ла Скала в Милане.
Одно из новых помещений театра - подземный репетиционный зал. Он выходит за пределы здания и кончается там, где расположен парк с фонтаном.
В целом можно сказать, что труд тысяч специалистов увенчался грандиозным результатом. Мы обрели исторически точно воссозданный шедевр, имеющий при этом, самое современное оснащение, позволяющее всецело и с максимальным комфортом наслаждаться прекрасным.

P.S. Сын был в восторге! Вспоминает, рисует театр, мечтает посмотреть "Щелкунчика"...

Отредактировано автором: 26.03.12 21:33:42Сообщить модератору



Капитель, хочу вас поблагодарить. С вашим приходом на сайт здесь появляется много информации по Москве и Подмосковью, что мне очень приятно. И у вас замечательные фотографии.
Так совпало, что в марте мы с женой тоже были в Большом театре, и я тоже фотографировал, но не рискнул писать отзыв.
Для информации добавлю - наш билет в амфитеатр стоил 7200 р (180 евро). 2 билета, соответственно, 360 евро. Партер - 8000 р. Первый ряд дороже, кажется 12000 р. Когда Большой театр гастролирует в Париже, там билеты дешевле. Кстати, в прошлом году к нам приезжала Опера Гарнье, тоже ходили, так у нас на нее билеты были дороже, чем в Париже.
Разные спектакли имеют разную цену, но я не ценитель оперы. Были бы дешевле, ходили бы чаще.
Спасибо, Василий! Мне важно Ваше мнение.
По поводу стоимости билетов добавлю, что их цена существенно варьируется в зависимости от дня недели, спектакля - оперы значительно дешевле балетов, а так же популярности балетов и опер - менее известные опять таки дешевле. Мы в январе чудесно сходили на Турандот по 800 р. за билет, за Лебединое озеро платили 2500р.за билет - сидели над царской ложей - видно было отлично. В антракте спускались в партер и амфитеатр пытаясь понять как от туда видна сцена, но без сидящих впереди людей так и не поняли.
капитель, спасибо!

А как впечатления о спектаклях?
капитель, уже традиционный отличный архитектурный отзыв! Спасибо!
капитель, большое спасибо за отзыв! Тоже в планах Большой, вот только, хотим подождать, пока немного схлынет ажиотаж - думаю, к лету соберемся.
Большое спасибо за Ваши рассказы, и, особенно, за фотографии. Очень интересно!
Спасибо всем за отклики и проявленный интерес!
Цитата:

А как впечатления о спектаклях?


Ольга, впечатления замечательные. На "Турандот" пошли изначально, чтобы посмотреть театр после реставрации, но опера очень понравилась. Турандот в исполнении Маквалы Касрашвили просто великолепна! Лолитта Семенина в роли рабыни Лю - нежнейший бархатный голос! Звучание голосов завораживает, хотя, я оперу не жаловала, но в Большом изменила свое отношение. Пели на итальянском - очень певучий и красивый язык, а над сценой появлялись супратитры на русском. Такой вариант подачи ИМХО идеален для восприятия оперы.
По поводу "Лебединого озера" восторгов еще больше! :) Балет обожаю. Мы сидели высоко и это позволило увидеть красоту и рисунок танца, когда на сцене было много балерин ( сын насчитал 39 лебедей, одновременно танцующих на сцене). Взгляд сверху позволил увидеть глубину композиции. Солисты срывали авации после каждой партии!
Толстун при бронировании билетов на сайте театра за 3 месяца ажиотажа не будет. Потом просто подъезжаете выкупать билет в указанный день.
Спасибо огромное, за очередной красочный и познавательный рассказ.
Интересно, эти фотографии вы сделали когда шли на спектакль? Или брали экскурсию по "Большому"?
Сама достала на июнь билеты на "Турандот"( бельэтаж ложа 1 ряд-3200р.,2 ряд-1600р.)
С нетерпением жду выход в театр, а теперь задумываюсь об экскурсии.

Цитата:

за 3 месяца ажиотажа не будет.


В назначенный день,билеты на Турандот разошлись за 2 часа. Самой достались места друг за другом(((
турист [без регистрации] [27.03.12 12:00:09]   IP: 80.251.112.*
И отзыв и фотографии прекрасны. Спасибо!

Ближе к лету, думаю, легче с билетами будет, даже с недорогими. Особенно на оперу.
Цитата:

Интересно, эти фотографии вы сделали когда шли на спектакль? Или брали экскурсию по "Большому"?


Фотографировала перед спектаклем и в антрактах. Про экскурсии тоже слышала - их стоимость 500р. Водят по всем залам, спускаются в репетиционные помещения, заходят в царскую ложу, а так же показывают часть репетиции одного из спектаклей. По-моему отличный бюджетный вариант увидеть театр для тех, кто не имеет возможности приобрести билеты на спектакль.
По поводу мест в ложах - 1-й ряд видно отлично, 2-й ряд видно плохо, а 3-й вообще не видно, даже стоя, та же ситуация с 3-м рядом балконов ( я в антракте провела исследование - обошла почти все точки зрительного зала, чтобы понять куда лучше брать билеты).
Цитата:

Ближе к лету, думаю, легче с билетами будет, даже с недорогими. Особенно на оперу.


По опыту - в первую очередь раскупаются билеты со средними ценами от 1500 до 7000р. За месяц до спектакля остаются самые дешевые и самые дорогие, либо с переплатой у агенств.
Цитата:

1-й ряд видно отлично, 2-й ряд видно плохо, а 3-й вообще



Так было и до реставрации.
Удивительно, но можно было бы и продумать этот вопрос. Его я задала и в кассе, но получила ответ от строгой "кассной" дамы, что все сохранилось как и прежде)). Но прежде 2-ряд стоял, а про 3-й уже умолчу((.
Что касается Новой сцены, то там все сделано для людей. Даже самые дешевые места по 200 руб, видно отлично.

Капитель
Еще вопрос не скромный, как удалось достать билеты на "Лебединое озеро"? Видимо на балет они не охотно выкладывают. Старожила билеты на "Щелкунчик", так их и не было((.
Цитата:

Еще вопрос не скромный, как удалось достать билеты на "Лебединое озеро"?


*zafirka*, я воспользовалась их новой услугой - зарегистрировалась на сайте Большого театра, подала заявку на интересующий меня спектакль и дату - мне прислали подтверждение заявки и дату выкупа билетов (это происходит РОВНО за 3 месяца до спектакля), потом просто приехала и выкупила (мои данные у них уже были). Все, что остается после выкупа забронированных билетов они выкладывают в интернет, но это уже остатки. Бронировать можно не более двух билетов. Все эти правила подробно расписаны у них на сайте.
Мы были в Большом на "Турандот", "Борисе Годунове", "Руслане и Людмиле", на "Жизель" на новой сцене. Билеты я покупала на сайте Большого. Выкупать не ездила, просила (по телефону) привезти мне на работу. Эта услуга у них стоит 300 рублей. От "Турандот" и "Годунова" в восторге. "Руслан и Людмила" спектакль очень спорный. Изыски постановщика меня порой раздражали безмерно, сидели в партере, я просто закрывала глаза и слушала музыку и голоса. Волшебно! Лучше не открывать - то Руслан с убиенными в камуфляже, то Людмила на круглой кровати где-то вроде психушки, а проход лезгинкой раба-качка с наколкой!! Запредельно!!! А прелестницы в борделе на роликах!!!
Ой! Девочки дорогие!
Да,я то же зарегистрировалась, и так же подавала заявку несколько раз на "Щелкунчик", но увы на балет пришел отказ(после 5-ти писем), а на Турандот, вообще глухо было(((.
Вот я на майские заказала билеты в Михайловский театр(Питер)-Жизель, без проблем. Оплатила и распечатала эл.билет. И ездить никуда ни надо. И места прекрасные. Мариинка, тоже самое.
Цитата:

то Руслан с убиенными в камуфляже, то Людмила на круглой кровати где-то вроде психушки, а проход лезгинкой раба-качка с наколкой!! Запредельно!!! А прелестницы в борделе на роликах!!!


Да, я тоже слышала об этих "нововведениях"! :)
А еще теперь, благодаря оснащению современным техническим оборудованием, колокола из "Бориса Годунова" и "Хованщины", которые раньше стояли внизу, подняты на самый верх, самый большой колокол весит 6.4 тонны, самый маленький 8.7 кг. Красота!
Друзья, можно без эйфории про Большой?
Билет на поезд и в Мариинку...
На "Щелкунчик" билеты дорогие - в январе в партер были по 10000р. Если пойти всей семьей (3-4 человека), накладно получается.
Я тоже очень рада приходу такого замечательного автора на этот сайт. Профессиональные знания, отменный вкус, мастерство фотографа и рассказчика. Ничего не остается, как петь дифирамбы ... И ждать новых отзывов.
trisha, спасибо за такую поддержку, я не ожидала, столь лестных оценок , ведь пишу под крики и беготню моих мальчишек в попыхах, но получаю от этого удовольствие. :)
Уважаемая Капитель! При всем уважении к Вам - на Щелкунчик билет приобрести - не стоит мечтать. Это самый "фарцовый" (он как был, так после открытия основой сцены, еще больше стал) балет - приобрести - это расстаться с накоплениями. Вы к этому готовы?
Кому танцевать главные партии, имена назвать сможете? К сожалению, танцевать достойно - некому. Подросло поколение 90-х, в то время в балет не отдавали. Вот и пожинаем плоды. Театр в интерьере - полный суррогат. Посмотрите интервью Коли Цискаридзе - к нему можно по разному относится, но он абсолютно прав. Мало чего осталось от прежнего намоленного театра.
Не хочу никого разубеждать, но в Большой пока идти не надо, и не за чем. Единицы профессионалов не могут пробиться через густой большой большой слой "шоколада"...
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1В Саардам, к Петру Михайлову или "Ничто не мало для великого человека"
2Большое путешествие по маленькому острову с годовалыми двойняшками (о Кос. Греция. Сентябрь 2012)
3Из России - в Болгарию: большое автопутешествие с маленькими детьми. Часть 3 - Велико Тырново
4Фестиваль «Круг света»: Большой театр
5Из России - в Болгарию: большое автопутешествие с маленькими детьми. Часть 3 - Етар, Сокольский м-рь
6Экскурсия в Большой театр
7Сущёво. Загадочный сад «Эльдорадо». Владения Голициных. Владения Бахметьевых.
Россия
Отели России
Отели Олонца
Отели Ольгинки
Клинский р-н
Коктебель
Погода в России
Горные лыжи
Рейтинг отелей:
1324.Россия 3+
1325.Жемчужина пансионат 3+
1326.Нижегородская 3+
1327.Спутник 3+
1328.Талисман 3+
1329.Санаторий имени Станко 3+
1330.Маяк санаторий 3+
лучшие отели России
Фото отелей:
8.Днепр санаторий, Россия [191]
9.Лучезарный пансионат, Россия [187]
10.Сочи санаторий, Россия [182]
11.Атлас Парк отель, Россия [148]
12.Alean Family Resort & Spa Doville, Россия [141]
13.Солнечный Park-Hotel & SPA, Россия [138]
14.Яхонты Таруса, Россия. Остальное [135]
Популярные отели:
1842.Вера отзывы
1843.Лужки (дом отдыха) отзывы
1844.Орен-Крым санаторий отзывы
1845.Центральная отзывы
1846.Санаторий им. Георгия Димитрова отзывы
1847.Зоя частная гостиница отзывы
1848.Невский Форум отзывы
Отзывы по отелям:
547.Россия, Сокол [5]
548.Россия. Остальное, Тридевятое царство база отдыха [5]
549.Россия, Боспор [5]
550.Россия. Остальное, Пур-Наволок Отель [5]
551.Россия, Знание санаторий [5]
552.Россия, Магнолия пансионат [5]
553.Россия, Cronwell Inn Стремянная [5]