23.03.12 22:09:18
Неизвестное Подмосковье. В поисках псевдоготики. Филимонки - Валуево. 
Время отдыха: 2012

**УВИДЕТЬ РОССИЮ ЕГО ГЛАЗАМИ**

Мне захотелось написать этот рассказ после прочтения отзыва Малаши. А еще раньше был отзыв Lissi о храме в Гусь-Железном Рязанской области. Из собственного опыта знаю, что в России находится достаточное количество интересных храмов, по разным причинам мало известных как путешественникам, так и составителям путеводителей. Я бы тоже легко мог написать рассказ в стиле «три года назад, проезжая по Н-ской области, я видел вот такой необычный храм». Но лучше и интереснее, если увиденное будет «здесь и сейчас».
Итак, если вам доставляет удовольствие осмотр храмов необычной архитектуры в России, если вам хочется новых ощущений и захватывающих дух зрелищ, но нет времени, чтобы сутки ехать и еще два часа идти - тогда вам сюда! Всего около 10 километров от МКАД по Киевскому или Калужскому шоссе.
Поселок Филимонки компактно расположился на правом берегу маленькой речки Ликовки (Ликовы), образовавшей в землях Ленинского района Московской области долину узкую, глубокую и живописную. Все эти ее качества не могли остаться незамеченными, в результате чего на берегах крошечной речушки были основаны три достаточно крупные усадьбы - Изварино, Валуево и Филимонки. Стоит особо отметить, что речь идет о XVII-XVIII веках, когда плотность усадебной застройки и требования к ландшафту существенно отличались от современных.
***
Я нашел информацию о прежних владельцах усадьбы и хочу предложить ее вам. Если кому-то она не интересна, то он может пропустить эту часть рассказа. Не буду перечислять всех владельцев, их слишком много. Отмечу, что из известных фамилий в списке отметились Голицыны, селом некоторое время владел Петр Алексеевич Голицын (1660-1722). В XIX в. Филимонки принадлежали семейству князей Четвертинских, состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени. Князь Борис Антонович Святополк-Четвертинский купил усадьбу в 1820-е г.г. Он принадлежал к древнему роду, завоевавшему православие трагической ценой: при смуте в Польше в 1794 г. отец Б.А. Четвертинского, князь Антон Владимирович, был повешен восставшими на глазах семьи в Варшаве за преданность России. Екатерина II приказала привезти его детей в Петербург. Обе дочери были сделаны фрейлинами, а молодой князь Борис помещён в кадетский корпус и вскоре произведён в офицеры. Вся семья пользовалась особенным покровительством императрицы. Милости не прекращались и при императорах Павле и Александре. Борис Антонович Святополк-Четвертинский участвовал в наполеоновских войнах с 1805 г. до выхода в отставку в 1813 г., был награждён орденами. В Отечественную войну 1812 года он был командиром особого полка, сформированного на средства графа М.А. Дмитриева-Мамонова. Блестящий кавалерийский офицер, Борис Антонович по окончании войны был пожалован в должность шталмейстера двора его величества с чином действительного статского советника. Мемуарист писал о нем как о «красавце, молодце, опасном для мужей, страшном для неприятелей, обвешанном крестами, добытыми в сражениях с французами». В 1809 г. он женился на княжне Надежде Фёдоровне Гагариной (1791-1883), семья которой перенесла аналогичную трагедию. Её мать Прасковья Юрьевна Кологривова, урождённая Трубецкая, в первом браке княгиня Гагарина (1762-1848) - московская красавица, пользовавшаяся большим влиянием в светских кругах. Она ничего не боялась, первой из женщин России в 1803 г. летала на воздушном шаре. Приземлилась в имении Вяземских Остафьево, и владелец шутил, что он стал знаменит благодаря тому, что в его имении приземлилась Гагарина. Во время русско-турецкой войны в присутствии чинов штаба и гостей дала пощёчину всесильному Потёмкину, вздумавшему её поцеловать. Её муж, полковник Ф.С. Гагарин, был убит во время польского восстания 1794 г., она сама взята в плен и в тюрьме родила свою младшую дочь Любовь. Прасковья Юрьевна отличалась "невиданной живостью и весёлостью характера", у неё было много поклонников, среди них Н.М. Карамзин, посвящавший ей стихи. Она много делала добра и с годами стала богомольна. Надежда Фёдоровна унаследовала от матери весёлость характера, любезность и приветливость в обращении, "прямой гибкий стан, правильные черты лица, большие глаза, очаровательную улыбку, приводившую в восхищение всех её знавших". После окончания войны 1812 г. Четвертинские жили в Москве. Их дом принадлежал казне и назывался "шталмейстерским", в нём жили чиновники дворцового конюшенного ведомства, к которым принадлежал и Б.А. Четвертинский. Он и умер в этом доме 23 января 1865 г. После его смерти Александр II предоставил дом Надежде Фёдоровне. Она до конца дней сохранила подвижность и энергию, посвятив себя делам благотворительности, и была председателем Совета Московских детских приютов.
Если московская жизнь Четвертинских была насыщена светскими балами и приёмами, благотворительной деятельностью, то летние месяцы, которые они проводили в своей усадьбе Филимонки, были полны спокойствия, отдыха среди прекрасной природы, общения с близкими, воспитания детей. Семья у Четвертинских была большая, девять детей: три сына и шесть дочерей.
Родной сестрой Н.Ф. Четвертинской была хозяйка села Остафьево, жена П.А. Вяземского Вера Фёдоровна. В письмах к жене и друзьям, в записных книжках и воспоминаниях П.А. Вяземского постоянно упоминаются Четвертинские, обе семьи неоднократно бывали друг у друга. Дети Вяземских и Четвертинских росли вместе, проводя в Филимонках время под наблюдением Надежды Фёдоровны. Есть много свидетельств и о пребывании Четвертинских в Остафьеве. Одно из ранних относится к 12 июля 1822 г., когда отмечалось 30-летие П.А. Вяземского, одно из последних - к сентябрю 1850 г., а 4 января 1831 г. Четвертинские были в Остафьеве вместе с Пушкиным, о чём известно из письма П.А. Вяземского к А.Я. Булгакову: "У нас был уголок Москвы… был Денис Давыдов, Трубецкой, Пушкин, Четвертинские; к вечеру съехались соседки, запиликала скрипка и пошёл бал балом".
Очевидно, на момент покупки комплекс усадебных построек не требовал немедленных капиталовложений, поэтому новые хозяева развернули грандиозные строительные работы на противоположном от усадьбы правом берегу речки Ликовки. Именно здесь, в черте современного поселка Филимонки, в 1855-1861 годах вырастает громадная Троицкая церковь, поражающая и по сей день своими размерами и нетипичным для России стилем. Ее постройку начал в 1855 году сын Бориса Антоновича и Надежды Фёдоровны, князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский (1824-1859), во исполнение желания жены, Ольги Николаевны. В 1861 г. нижний престол был освящён во имя преподобного Сергия Радонежского. Верхний же, Троицкий, освящён лишь в 1868 году.
Сосед по имению барон Шеппинг так описывает Филимонки в 1895 г.: "Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликовка протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня. Колокольня эта скрывает собою церковь, в нижнем приделе коей помещается семейный склеп князей Четвертинских". Владимир Борисович не успел завершить храм, скончавшись в 1859 г. Строительство завершено его сестрой Верой Борисовной Четвертинской (1826-1894). При ней же сооружена высокая пятиярусная колокольня. Вера Борисовна решила увековечить чудесное спасение царской семьи при крушении царского поезда у станции Борки в октябре 1888 г. созданием в селе Филимонки, своём любимом имении, женской монашеской общины. В 1891 году община была преобразована в монастырь, а Вера Борисовна стала его настоятельницей.
В 1920-е годы монастырь был официально закрыт. Однако до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. были закрыты и храмы. Троицкий храм сильно пострадал: были разрушены купол, алтарь, северная и южная стены, начали разбирать и колончатый пояс арок, вероятно несших на себе свод. Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети храма, в 1930-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены, все святыни утрачены.
В 1994 г. Троицкий храм Князе-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим.
***
Повод посетить Филимонки выдался прекрасный: Министерство культуры выделило деньги, начались реставрация и восстановление Троицкого храма. Уже издалека при подъезде к поселку становится видно нечто. Огромная, в высоту нескольких деревьев колокольня господствует над всей окружающей местностью. Видимая часть постройки уже способна внушить уважение к масштабу этого айсберга, однако, как и положено, верхняя часть не дает никакого представления о структуре сооружения в целом.
Но вот вы добрались до Филимонок, обогнули жилые дома и уткнулись в редкий образец церковной ограды, выполненной во второй половине ХХ века из железобетонных блоков. Сверху ее элегантно дополняет колючая проволока, как бы напоминая нам, что демократия не означает вседозволенность. Все объясняется просто - за забором обитают, как говорят местные жители, "психохроники". Если же выражаться языком официальным, это учреждение называется "Психоневрологический интернат № 5". В Подмосковье, да возможно и по всей России, сложилась недобрая традиция: устраивать подобные учреждения в монастырских комплексах, а также в усадьбах. Вы опоздали по крайней мере на четверть века, в годы тоталитаризма этого забора не было, и вы свободно могли попасть на территорию интерната.



Для проникновения на территорию подобных заведений существует три основных пути. Первый - через проходную, выписывая пропуск - наименее эффективен. Второй - через все остальные места, пропуск не выписывая – обычно более эффективен. Наконец, третий путь - тоже через проходную, но не с пропуском, а с соответствующей медицинской картой - при всей своей эффективности не всегда является приемлемым. Выбор за вами. Если вы остановились на способе номер два, то советуем, не стесняясь, обращаться к местным жителям за самой свежей информацией о дырках в заборе. Однако помните, что на территории вам могут встретиться как злые охранники, запрещающие фотосъемку, так и обитатели интерната – ну, вы понимаете, чего от них можно ждать!
Итак, предположим, вы отважились и проникли на запретную территорию. Только здесь вам удастся в деталях рассмотреть величественную Троицкую церковь, вернее то, что от нее осталось. Вот что написано о ней в фундаментальном труде "Памятники архитектуры Московской области": "Оригинальные формы здания, отчасти навеянные образами романо-готической архитектуры, представляют романтическое направление в зодчестве середины 19 столетия... Здание поставлено на цокольный этаж, где помещалась княжеская фамильная усыпальница. Верхнее перекрытие храма, алтарь и боковые компартименты разобраны, однако памятник не утратил художественной ценности и значимости уникального сооружения."



Некоторые источники, поверхностно цитируя "Памятники...", называют стиль сооружения "романо-готическим". Мы же предпочитаем честно процитировать замечательное словосочетание "отчасти навеянные образами". Это сказано настолько хорошо, что мы не видим смысла придумывать собственное определение. Скажем лишь, что стиль храма действительно весьма и весьма оригинален. Кстати, многие из отсутствующих элементов "разобраны" настолько аккуратно, что не зная наверняка, что их "разбирали", можно было бы предположить, что их просто еще не построили.
С авторством храма имеются разночтения. "Памятники архитектуры Московской области" называют автором проекта француза Юлиана Францевича Тибо, что вполне соотносится с европейской архитектурой храма с явным французским акцентом в колокольне. Но в "Зодчих Москвы" А.Ф.Крашенинникова находим вот что: "Козих Петр Карлович...автор проекта церкви в усадьбе Филимонки".
Эта церковь, даже в теперешнем состоянии, потрясает воображение своими монументальными формами. Над цокольным этажом, где был устроен семейный склеп, высится центрический крестообразный храм, соединённый с пятиярусной колокольней закрытой галереей. На основной объём, продолжив храмовое пространство, поставлен вычурный барабан. Формы колокольни также отличаются оригинальностью замысла. Её каменное тело буквально пронизано узкими арками, филёнками и гуртами, которые подчёркивают вертикальную направленность композиции. Удивляет ранние даты постройки столь оригинального здания - 1855-1861 годы. Глядя на детали, можно подумать, что это уже рубеж XIX-XX веков. А в некоторых деталях – ну прямо ар-деко какое-то.



К сожалению, толком не известно, как собор выглядел до частичного разрушения в 1930-х годах. Есть только одна фотография, на которой не видны некоторые утраченные части. Но рабочий проект реставрации есть, и недостающие детали в нем домыслены.
Службы в храме сейчас проводятся в подклете. Если вы спуститесь туда, то довольно скоро захотите на поверхность. Низкие потолки и горящие свечи, долго находиться затруднительно. Немного погуляв по территории, привыкнув к виду Троицкой церкви и проходящих по территории людей, вы можете заметить еще одну - Успенскую церковь, находящуюся неподалеку. Она была построена в 1900-1904 г.г. по проекту архитектора Троице-Сергиевой Лавры Александра Афанасьевича Латкова (1859-1949). В советское время она была закрыта и переоборудована под жилье. При этом было разрушено пятиглавие и прорезаны новые окна.



Если вы покинете пределы бывшего монастыря и перейдете на противоположный берег речки Ликовки, то увидите место, где располагалась усадьба князей Святополк-Четвертинских.
О довоенной судьбе усадебного дома мне ничего не известно. До 2000 года в нём размещалась школа, благодаря чему дом поддерживался в хорошем состоянии, был отремонтирован снаружи и внутри. К нему проложили дорогу из бетонных плит, видимо для удобства школьников. Потом школу вывели, но эра запустения продлилась недолго: деревянный дом усадьбы Святополк-Четвертинских, ставший яблоком раздора в чьих-то земельных спорах, сгорел в июле 2006 года. В интернете можно найти его фотографии до пожара. Сейчас на этом берегу вырастают богатые коттеджи.
Главное же, что можно и нужно сделать на левом берегу речки Ликовки - это обернуться и посмотреть на берег правый. Именно здесь находится одна из лучших точек для обзора Князе-Владимирского монастыря, особенно если на его территории вам так и не довелось побывать.
Но закончу на оптимистичной ноте - сейчас решается вопрос с землеотводом, так что есть надежда на обретение храмом самостоятельной и доступной для посещения территории.
Обратите внимание, при поиске в интернете мне не удалось найти ни одной фотографии отреставрированной колокольни, есть только вот такие.



***
Практически рядом с Филимонками расположена старинная усадьба Валуево. Уже с трассы хорошо виден господский дом, башни ограды, фигуры оленей на въездных воротах. Это необычайно живописная усадьба, в которой сохранились постройки разного времени, образующие довольно любопытный ансамбль. Вообще говоря, к «неизвестному Подмосковью» ее не отнесешь, только на нашем сайте есть десять отзывов о санатории «Валуево». Однако в этих отзывах нет описания истории усадьбы, нет ее фотографий, поэтому восполню пробел. Ещё в XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. В разные годы она принадлежала разным владельцам. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Именно он в 1788 году при упразднении Спасо-Ярославского монастыря приобрёл его архив. В приложенных документах отмечено: «за ветхостью и согниением». В большой пачке старых материалов находилась жемчужина — «Слово о полку Игореве».
При графе Мусине-Пушкине Валуево отличалось особой нарядностью. Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина была гостеприимной хозяйкой. В Валуево съезжались многие родственники и друзья. Сюда приезжали соседи из ближних имений — семьи Вяземских, Четвертинских, Гагариных. Гостями Валуева были Карамзин, Жуковский, Баратынский, усадьбу посещал и Пушкин. Господский дом был построен в 1810-1811 годах из дерева, оштукатуренного под камень, соединен с кирпичными флигелями двумя колоннадами. В одном из флигелей находился театр, в другом – кухня. В парке сохранился павильон "Охотничий домик". Рядом с ним располагается грот, облицованный ракушечником, сейчас он на реставрации. Облик парковой части усадьбы дополняла скульптура. Известно, что цветочную клумбу перед парком украшали четыре скульптуры, изображавшие времена года. Посередине реки Ликовки был насыпан островок, на котором располагалась беседка. В 30-е годы XIX века в усадьбе сформировались каскадные пруды. С помощью системы насосов вода подавалась наверх к специальному резервуару, из которого стекала через пруды к реке. Каскад состоял из трёх прудов: верхнего — Красного, среднего — Золотого и нижнего — Тёмного. Эти пруды сохранились до сих пор.
Покровская церковь середины XVIII века была снесена при советской власти. Однако в 2003 году проведена реконструкция здания бывшей оранжереи под церковь Покрова Пресвятой Богородицы.



Кстати, в XIX веке некоторое время усадьбой владел хозяин соседних Филимонок, уже известный нам Борис Антонович Святополк-Четвертинский.
Усадьба Валуево была отреставрирована в 1962-1964 годах и сейчас является клиническим санаторием Главмосстроя.



Санаторий располагает охраной, но проникновение на его территорию представляется достаточно несложным. Попасть можно различными способами:
- поселившись в санаторий,
- зайдя через главные ворота под предлогом посещения салона красоты,
- просочившись через одну из дыр в заборе,
- зимой пройдя по льду пруда на речке Ликовке без использования дыр в заборе.



***
Мы с женой гуляли по пустынному заснеженному парку. Термометр у санатория показывал -13, отдыхающих почти не было видно. Валуево воспринималась нами как настоящее "дворянское гнездо", в котором история одного рода наслоилась на историю другого, но при этом каждая из них бережно сохранена. Именно так нам вообще представляются "дворянские гнезда" второй половины XIX - начала ХХ века, описанные в произведениях Чехова, Тургенева, Толстого. Здесь как нигде легко почувствовать ту самую атмосферу усадебной жизни - легкой, беззаботной, умиротворяющей, в чем-то однообразной, в чем-то созерцательной, настраивающей на философский лад, проходящей в праздных разговорах, чаепитиях и наслаждении природой.
Неудивительно, что усадьба любима кинематографистами. Здесь снимались некоторые фрагменты «Гусарской баллады», «Войны и мира». В 1977 году в Валуево был снят фильм «Мой ласковый и нежный зверь» режиссёра Эмиля Лотяну. Картина сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетом (в основу фильма легла повесть Чехова «Драма на охоте») и участием именитых артистов, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Евгений Дога. Немногие знают, что Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены - неизвестно. Вся съемочная группа томилась в ожидании музыки, вальса к ключевой драматической ситуации фильма, сцене свадьбы Оленьки. И вот наконец вальс написан, за один день. На следующий день, а это было начало лета, в Валуево, съемочная группа, лежа на траве, десятки раз прослушивала вальс. Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этой музыки. Спустя некоторое время не было перехода метро в Москве, не было дворца бракосочетания, в котором бы она ни звучала. Нам кажется, этот вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы, проникнут удивительной красотой подмосковного Валуева.




***
Использована информация сайтов: Википедия, «Храмы России», «Народный каталог православной архитектуры», «По святым местам», «Малые города России», «Моя малая Родина», «Русская усадьба. Путешествия и впечатления», «Знакомьтесь, Евгений Дога», av-otus.livejournal.com. Старая фотография взята с temples.ru.

 Сообщить модератору



Спасибо за интересный рассказ. В Филимонках нам еще не довелось побывать, а в Валуево были, это было в начале лета, кругом нежная зелень, очень красиво. На проходной удалось убедить охранника, что усадьба - это народное достояние, и мы имеем право на это достояние посмотреть. Нас пропустили, записав паспортные данные. Еще можно попасть на территорию, притворившись местными жителями, идущими на службу в храм (который показан у вас на фото).
Очень красивый вид сверху на пруды и на речку, но зимой, конечно не так впечатляет.
Заметила, что одни из самых захватывающих меня рассказов о "родных просторах" посвящены малоизвестным местам.
В них автору особенно удается проявить свое личностное отношение, появляются удивительные по точности и выразительности характеристики, которые содержат не примитивное поверхностное описание увиденного, но и расскрывают сущностные внутренние черты.
Цитата:

...уткнулись в редкий образец церковной ограды, выполненной во второй половине ХХ века из железобетонных блоков.

Цитата:

Я бы тоже легко мог написать рассказ в стиле «три года назад, проезжая по Н-ской области, я видел вот такой необычный храм». Но лучше и интереснее, если увиденное будет «здесь и сейчас».


А мне интересно в обеих случаях. Главенствующую роль играет авторское видение. Зачастую срок давности роли не играет...
Можно написать скучный и малоинформативный рассказ в формате "здесь и сейчас", а можно полезное руководство к действию о путешествии, в котором побывал несколько лет тому назад.
Цитата:

А мне интересно в обеих случаях. Главенствующую роль играет авторское видение.


Абсолютно с Вами согласен.
Василий, большое спасибо!

Почти каждый день проезжаю мимо Валуево и недалеко от Филимонок. Фотографии прекрасные, текст прочитаю, как только немного освобожусь.

Недавно у меня появилась мысль сделать альбом "Усадьбы и храмы "Новой Москвы", пока еще это все не застроено бесповоротно. Но у Вас, конечно, получается намного лучше.

А может быть, у Вас в коллекции есть Вороново и Михайловское?
Цитата:

Можно написать скучный и малоинформативный рассказ в формате "здесь и сейчас", а можно полезное руководство к действию о путешествии, в котором побывал несколько лет тому назад.


trisha, Наверное, я не совсем точно написал. и Вы не поняли. Вы сравниваете качество рассказов. А я совершенно не сравниваю разные отзывы по качеству, ведь оно абсолютно не связано с описываемым местом. Мне (лично мне) проще отправиться в недалекую поездку по Подмосковью
Цитата:

Зачастую срок давности роли не играет...


Еще как играет! Вот сгорела усадьба Святополк- Четвертинских и всё. И не она одна. А вы знаете, как сейчас выглядит усадьба, где Михалков снимал "Неоконченную пьесу"? Или усадьба, где Рязанов снимал "Гусарскую балладу"?
Цитата:

Фотографии прекрасные, текст прочитаю, как только немного освобожусь.
Недавно у меня появилась мысль сделать альбом "Усадьбы и храмы "Новой Москвы", пока еще это все не застроено бесповоротно. Но у Вас, конечно, получается намного лучше.
А может быть, у Вас в коллекции есть Вороново и Михайловское?


Olga_Ponomareva! Фотографии низкого качества, фотоаппарат у меня 3 мегапикселя, моя радость, что маленький.
Текст всё же прочтите, пожалуйста, а также другие мои тексты. Возможно, вам понравится.
Появилась мысль сделать альбом (фотоальбом?) - конечно, сделайте.
Санаториев Подмосковья Вороново и Михайловского у меня нет. Усадеб вообще нет. Меня интересуют отдельные храмы нестандартной архитектуры, в данном случае ехали в Филимонки.
Интересно,возьмем на заметку. Спасибо!
Василий, спасибо за рассказ. Особенно Валуево понравилось.
Цитата:

В Подмосковье, да возможно и по всей России, сложилась недобрая традиция: устраивать подобные учреждения в монастырских комплексах, а также в усадьбах

мда, интересно. А мне в этом месте вспомнилась "Бронзовая птица", где барскую усадьбу отдали под коммуну для беспризорников.
Цитата:

Зачастую срок давности роли не играет...
Еще как играет! Вот сгорела усадьба Святополк- Четвертинских и всё. И не она одна.

Так тем более было бы интересно почитать рассказ тех, кто её застал. Так что согласна с trisha, интересно в обоих случаях.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1"в поисках чулетона". Авила. день 3-4ый
2В поисках рождественских базаров Ломбардии (Комо,Брунате,Лекко, Белладжио,Варенна,Милан) и Лугано
3Весенняя Чехия: в поисках волшебства. Часть 2 - Замки
4ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: В ПОИСКАХ МАЛЬТИЙСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ СОКРОВИЩ (ВАЛЛЕТТА, БИРГУ)
5Десять лет спустя. Глава третья. Довиль - "Цветущий пляж" или "В поисках утраченного"
6Рязанская губерния: в поисках утраченного
7Нерехта: в поисках вернувшейся старины (23.03.2014). Часть 1
Отдых в России
Отели в России
Отели Сукко
Отели Таганрога
Белогорск
Белокуриха
Погода в России
Детский отдых
Рейтинг отелей:
1254.Русь санаторий 3+
1255.Гамма 3+
1256.Мини-отель на Рубинштейна 5 3+
1257.Марциальные ключи гостевой дом 3+
1258.Святогорово (туристско-спортивный комплекс) 3+
1259.Малые Карелы туристический комплекс 3+
1260.Дворянское гнездо (гостинично-ресторанный комплекс) 3+
лучшие отели России
Фото отелей:
358.Аврора Спа Отель, Россия [22]
359.Клязьма оздоровительный комплекс, Россия [22]
360.Атола, Россия [22]
361.Арт-Хаус, Россия [21]
362.Парк-отель Воздвиженское, Россия [21]
363.Каисса, Россия [21]
364.Красный Холм санаторий, Россия [21]
Популярные отели:
1401.Родос отзывы
1402.Интурист Коломенское отзывы
1403.Княжий остров отзывы
1404.Вояж хостел отзывы
1405.Респекталь мини-отель отзывы
1406.Экопоселок Юхновград отзывы
1407.Восход туристско-оздоровительный комплекс отзывы
Отзывы по отелям:
869.Россия, Парус [2]
870.Россия, Геральда мини-отель [2]
871.Россия, Цветник Пятигорья гостевой дом [2]
872.Россия. Остальное, Москва [2]
873.Россия, Отель Стасов [2]
874.Россия. Остальное, Тула [2]
875.Россия, Локейшн Хостел [2]