06.11.11 11:45:33
Стамбул авиамузей 
Время отдыха: октябрь 2011

Этот рассказ об авиамузее в Стамбуле, на самом деле, является моей скромной лептой в большой рассказ об очередной поездке в Турцию, который пишет муза моей жизни Hellka. Начало нашего путешествия тут: http://www.otzyv.ru/read.php?id=129372

Я отношу себя к большим любителям авиации, поэтому, узнав о существовании авиамузея в Стамбуле, задался целью непременно его посетить. Почти никакой информацией об экспозиции музея я не владел до его посещения, но, узрев в Google Earth площадку с большим числом незнакомых силуэтов самолётов, счёл, что визит в музей в любом случае будет интересным.

Территория музея примыкает к южной границе аэродрома стамбульского аэропорта "Ататюрк". Также рядом находится какое-то военное авиационное учреждение, то ли авиашкола, то ли штаб... Добираться до музея лучше всего на электричке по "Чёрной ветке", от вокзала "Сиркеджи" в центре города до станции Ешилькёй. Это 11 остановок. Остановки не объявляются, табло в электричках нет - нужно смотреть на платформах названия станций. Путь занимает, наверное, с полчаса, и проходит по берегу Мраморного Моря - вполне живописно. С правой стороны по ходу движения плотная колоритная застройка порой подступает так близко к поезду, что, кажется, из открытого окна рукой можно дотянуться до белья, развешанного на балконах. Мимо пролетают картинки повседневной жизни местных жителей - вот семья за чаепитием на лоджии, вот пожилой обитатель кварталов Кумкапы читает газету у окна...

Добираться от аэропорта до музея не очень удобно. От терминалов, где станция метро, по дороге более 4-х километров, таксисты берут 15-20 долларов, и мы столкнулись с тем (при первой попытке попасть в музей от аэропорта) что таксист вообще не знал, что есть такой музей, и где он находится. А первая попытка была потому, что мы не успели до закрытия музея - он закрывается в 16-00. Второй раз ехали на поезде от Сиркеджи - вполне удобно и недорого. Хотя от Ешилькёя до терминала аэропорта мы всё-таки ходили пешком - порядком устали. Темнело, было прохладно и совершенно безлюдно.

По разным источникам - музей то ли имеет один выходной - понедельник, то ли три - с понедельника по среду. К сожалению, в самом музее я это не уточнил.

По прибытию на платформу Ешилькей спускаемся в подземный переход и поворачиваем в сторону "от моря". Поднимаемся, проходим несколько шагов, и сразу видим через дорогу за забором территорию авиамузея и легко узнаваемый F-16.



Справа на фотографии виден вход на территорию музея и будка, где продаются билеты. Два взрослых билета с правом фотографировать обошлись в 16 лир.

Музей представляет из себя крытое помещение из нескольких залов, кафе, и большую экспозицию под открытым небом.

На всей территории было очень тихо и спокойно. Вдали шумел аэропорт, в музей раз или два ещё забредали парочки - но очень быстро уходили. Сотрудники были крайне немногочисленны, и мы с ними почти не сталкивались. Когда забрели в кафе выпить кофе - никого не смогли найти, и пришлось обойтись без перекуса. В общем, на территории музея мы были практически одни - это очень большой плюс для получения удовольствия от осмотра и фотографирования.

В крытом помещении множество документов и экспонатов, посвященных развитию как турецкой авиации, так и мировой авиации и космонавтики в целом. Поразил стенд с описанием полёта османского учёного Челеби, который в 17-м веке усешно пролетел на своём планере около 3-х километров - с Галатской башни через Босфор на азиатскую сторону. Я ранее не знал про это, без сомнения, удивительное достижение. Брат же выдающегося пилота чуть позже совершил полёт на пороховой ракете (!!!) на высоту около 300 м., и благополучно приземлился при помощи крыльев. Этот факт меня и вовсе потряс, и теперь я причисляю турков к выдающимся покорителям воздуха.

Стенды с письменными материалами и фотографиями рассказывают, в частности, о первой турецкой женщине-пилоте Сабихе Гёкчен - это приёмная дочь Ататюрка, её именем назван второй крупный аэропорт Стамбула, расположенный в Азии. Довольно подробно освящена история создания и развития турецких ВВС, деятельность авиационных руководителей.

Обширна выставленная коллекция обмундирования авиаторов самых разных лет, образцы авиционного оружия - пулемёты, пушки, бомбы и ракеты. Большая коллекция личных вещей выдающихся турецких авиаторов.

Выставлены несколько сотен авиамоделей. Похоже, парк моделей включает все типы, которые стояли когда-либо на вооружении турецких ВВС, а может и не только. Модели изготовлены тщательно, с большой степенью достоверности. Для большинства моделей указан мастер-изготовитель. Работа штучная - впечатляет.








В отдельном зале выставлены тренажёры нескольких военных типов, а также несколько самолётов периода до второй мировой войны. Имеются двигатели, в т.ч. большие поршневые моторы, катапультные кресла.








Это тренажер "Фантома" F-4 - одного из наиболее удачных самолётов третьего поколения. Они и по сей день находятся на вооружении Турции.


Кабина F-104 Старфайтер


А это, насколько я понял, пульт управления тренажёром. Хотя могу ошибаться. Тренажер видел один раз в жизни в детстве (и "летал" на нём, правда с посадкой так и не получилось ничего, но мне просто дико понравилось), это был громоздкий аналоговый симулятор Л-29, я плохо помню внешний вид оборудования, но этот терминал в музее мне показался отдалённо похожим. Видно клавиатуру, напоминающую клавиатуру терминалов старых советских ЭВМ, и весьма непривычного дизайна манипулятор типа "мышь". В ладонь он не помещается, и имеет приличный вес.


В маленьком, очень уютном, зале представлена коллекция ракет, бомб и двигатель, который устанавливался на Старфайтеры F-104 и Фантомы F-4. Железо очень красивое, не смог удержаться, чтобы не потрогать.







В музее есть конференц-зал, где постоянно с проектора показывают видео о турецких ВВС - мы застали сюжет о пилотажной группе.

Также в музее около входа работает сувенирный магазин. Я думал туда зайти на выходе, но продавец куда-то ушёл и прикрыл лавочку - может оно и к лучшему. Поэтому об ассортименте магазина ничего сказать не могу.

Вообще, в музее вокруг экспонатов почти везде стоят заграждения, но мы большую часть времени провели внутри этих заграждений и трогали всё, что хотели. Вроде бы работники музея это видели, но никто ни слова не сказал.

Старфайтер перед входом в музей:



Двигателя внутри нет


Многие реактивные самолёты стоят без двигателей, отчего, заглядывая в сопло, испытываешь некое разочарование. Но много машин и с двигателями. У некоторых экспонатов сопла и воздухозаборники закрыты заглушками, как у этого F-16.


Чуть в стороне, между зданием музея и кафе, стоит C-47 Дакота Скайтрейн - представитель многочисленного семейства самолётов, созданных на базе DC-3. В своё время эти машины были очень широко распространены. На передней кромке левого крыла экспоната вмятина - похоже, что она возникла вследствие соприкосновения со зданием кафе.




F-5 - их стоит на площадке несколько.


Многие другие самолёты, например F-4, F-104, Сейбры и Суперсейбры, также хранятся в нескольких экземплярах.

F-16 - в единственном экземпляре. Производит внешнее впечатление полной лётной годности.



ЗРК Рапира в радарном варианте.


Не могу указать названия всех машин - многие мне не знакомы. А когда находился в музее - больше хотелось смотреть, чем методично фотографировать таблички - хотя сейчас жалею. Поэтому некоторые интересные, на мой взгляд, кадры - без подписи или без указания модели.

Разведчик - в носовой части расположены объективы.


Идём дальше...




F-86 Сейбр - внешне напоминает МиГ-15 - своего главного противника



F-84 Тандерджет - первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение стран НАТО. Проектирование началось в 1944 году.


F-102 - первый серийный самолёт с треугольным крылом:



F-100 Супер Сейбр. Запоминающаяся форма воздухозаборника...


Уже упоминавшийся F-104 Старфайтер - самолёт неземного вида, больше напоминающий боевой звездолёт из фантастического фильма. Интересная машина с удивительно маленькими, тонкими крыльями с острой кромкой. Требовала специфических навыков управления, следствием чего стало прозвище самолёта - "Делатель вдов". Огромный процент выпущенных Старфайтеров был утерян в катастрофах. Помимо боевого применения самолёт сыграл важную роль в различных исследовательских программах, в т.ч. и по космической тематике. На этой машине был установлен ряд рекордов скорости и высоты полёта.



Это, кажется, Цессна




F-4 Фантом - герой любимой народом СССР песни. Самолёт издалека бросается в глаза - большой, красивый, агрессивный.






Противолодочный S-2


Ещё одна Дакота



Антенна РЛС (легко наводится вручную - механика работает, можно покрутить), зенитные пулемёты






Это, судя по внешнему виду, барокамера. Стоит в стороне, в немного депрессивном состоянии. Может, в ожидании реставрации?




А это, господа - Каравелла - на мой взгляд, один из самых красивых лайнеров в истории (конечно до Ту-154 не дотягивает, но почти), и один из первых пассажирских турбореактивных. Как-то даже не думал, что увижу в живую.

Красавица когда-то принадлежала Истанбул Эйрлайнс - этой компании сейчас нет.
Непривычная форма иллюминаторов:


Информацию про Istanbul Airlines нашел только на немецком языке, и очень краткую. Компания существовала с 1986 по 2000 год, занималась в основном туристическими чартерными авиаперевозками, и прекратила своё существование в силу финансовых трудностей. Планируемого возобновления деятельности в 2001 году не случилось. Интересно, что уже в 90-е годы компания продолжала эксплуатировать Каравеллу - почтенный срок эксплуатации для конструкторского прорыва начала 50-х годов.





Военно-транспортный крепыш C-160 Трансаль, тоже по-своему красив




Виккерс


Скаймастер. Выпускался с 38 года, существовал в гражданском и военном вариантах. Вмещал до 86 пассажиров. На таких самолётах летали Черчилль, Рузвельт и Трумэн.



Всегда мне казалось изящным двухкилевое хвостовое оперение


Панорама уличной экспозиции:


В целом музей мне очень понравился. Что не понравилось - все салоны, кабины закрыты - внутри почти ничего посмотреть невозможно. А очень хотелось бы посидеть в кокпите Ф-16, побывать в пассажирском салоне Каравеллы... хотя я понимаю, что если бы туда заходили все желающие - сохранности конец.

Состояние экспонатов отличное. Даже флажки на зачехлённых ПВД - как будто самолёт просто на стоянке, и завтра продолжит свою работу. Правда, приподнятые за оси от земли шасси сразу выдают "музейность" - зато нет уродливо спущенных пневматиков, как это бывает в авиамузеях. Внутреннее состояние, насколько можно было увидеть в остекление кабин и иллюминаторов - тоже очень хорошее. Хотя есть исключения - у некоторых самолётов и, кажется, вертолёта Сикорского я наблюдал в кабинах сильную степень разрухи.

Мы пробежали музей достаточно бегло - особенно экспозицию в помещении. Потратили, наверное, часа три-четыре. Туда смело можно идти на день-два, если задаться целью все подробно осмотреть-прочитать. Здесь я описал и привел фотографии далеко не всех экспонатов - их намного больше.

Однозначно рекомендую посетить это место любителям и профессионалам авиации, и просто любопытствующим. Удивился, что в таком редком музее так мало посетителей - можно сказать, что их нет. Всё-таки, видимо, мало для кого сейчас представляет интерес авиация - а жаль. Неплохо, если бы больше пацанов, да и девчёнок, вместо тыканья во всякие PSP и подобное, больше времени проводили в таких местах.

Уходить из музея не хотелось, но нужно было уделить внимание и другим местам Стамбула... мы вернулись на платформу Ешилькёй. Поезд пришёл почти сразу, и мы быстро оказались опять у Галатского моста...

Отредактировано автором: 07.11.11 08:17:49Сообщить модератору



всё будет, подождите немного... отзыв редактируется.
Статика , чем представленна? У музея есть свой сайт?
Статику опишу сегодня чуть позже с фотками. Сайт, к сожалению, не нашёл... хотя, возможно, надо просто потратить больше времени на поиск.
Спасибо! Прикольненькое место.
Scamp, огромное спасибо Вам за этот отзыв и отличные фото!
Даже технику можно снимать с душой, будто она позирует )
Тоже хотела попасть в этот музей, читала о нем в путеводителях, но буквально пары дней не хватило, чтобы посмотреть все запланированное. Если второй раз буду в Стамбуле обязательно туда загляну!
Спасибо, дружище, порадовал. Однозначно, в это место стоит поехать! Отдельный респект за "Каравеллу" . У меня в далеком советском детстве была немецкая сборная модель этого самолета. Очень изящный. Забраться бы в салон ... :)
Спасибо за похвалы! Рад, что интересный рассказ - не зря написал, это приятно.
Ну,молодец,интересно сходил.Жаль,будучи в Стамбуле я не знал о существовании сего музея.Помнится -в путеводителе нет ничего о нем.Был в подобных в Ле Бурже(Париж),Брюсселе(в составе военного).Очень приятно,
Глеб [без регистрации] [25.11.11 16:51:19]   IP: 83.69.212.*
Спасибо за отзыв!
Тоже не знал про такой музей, а то бы обязательно сходил.
Классный музей и классные фотки! (Как писали раньше в журнале "Крылья Родины" - "Оружие агрессии":).
Елена [без регистрации] [13.02.14 01:56:32]   IP: 178.23.6.*
сайт музея
http://www.hho.edu.tr/muze/muze.htm
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Индустриальный музей Рахми М. Коча, Стамбул (100 фото).
210 дней в Стамбуле. День 9 и 10. Мечети Валиде, Фатих, Шехзаде, Сулеймание, Михримах, Султанахмет
3Экскурсия в Стамбул из Болгарии, 2019
410 дней в Стамбуле. День восьмой. Хаммам Хюррем Султан и Шифа Хаммам. Парк Миниатюрк
5Стамбул-Трабзон-Самсун или интенсив турецкого
6Каппадокия - Стамбул. 1 часть
7Улетный Стамбул, лето 2019 Босфор, Рамадан и море в Сиде
Отдых в Турции
Турция: отели
Отели Кумкей
Отели Кунду
Чифтлик
Чирали
Погода в Турции
Детский отдых
Рейтинг отелей:
295.Blue Waters Club & Resort 5-
296.Sentido Perissia 5-
297.LTI Xanthe Resort & Spa 5-
298.Barut Hotels Lara Resort Spa & Suite 5-
299.Delphin Be Grand Resort 5-
300.TUI Magic Life Masmavi 5-
301.Robinson Club Nobilis 5-
лучшие отели Турции
Фото отелей:
1170.Porto Hotel, Турция [7]
1171.Hurry Inn Hotel, Турция [7]
1172.Dara, Турция [7]
1173.Diamond Premium, Турция [7]
1174.Esra, Турция [7]
1175.The Byzantium Hotel, Турция [6]
1176.Nazar Beach Hotel, Турция [6]
Популярные отели:
1457.Asitane отзывы
1458.Dantel Pension отзывы
1459.Pirlanta Hotel & Spa отзывы
1460.Lale Park отзывы
1461.Asem Hotel отзывы
1462.Zeynep Sultan отзывы
1463.Istanbul Royal Hotel отзывы
Отзывы по отелям:
29.Турция, Club Hotel Phaselis Rose [173]
30.Турция, AKKA Alinda Hotel [171]
31.Турция, Club Phaselis [170]
32.Турция, Utopia World [168]
33.Турция, Ambiente Hotel [168]
34.Турция, Club Hotel Belpinar [168]
35.Турция, Club Mega Saray [165]