Нат_А [05.10.2010 10:36:12]   Обновлено: 31.08.2015
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПАРОМА.

На Новый Год мы решили поехать на пароме из Хельсинки в Стокгольм, и естественно, встал вопрос выбора. Мы долго думали – на чём плыть – на «Viking Line” или на «Silja Line”?

И однозначно выбрали «Viking”. Наши аргументы в его пользу были следующими:
Во-первых, Викинг принадлежит шведской компании, а на Силью, после того как она сменила финского собственника на эстонского (Tallink) сразу обрушилось много сервисных жалоб. Сами финны, которые являются крайними консерваторами по природе, дружно и массово показали Силье непереднюю часть тела и пересели на Викинг.
Во-вторых и главное, Викинг прибывает на центральный причал Стокгольма, от которого до исторического центра (Гамла Стан) 20 минут пешком, а Силья – причаливает где-то в Северном порту, откуда до центра добираться на метро чуть дольше (~ 4 остановки на метро). И до нашей гостиницы (Hotel «Rival”, станция метро Mariatorget) нам гораздо удобнее добираться от терминала Викинга.

У каждого корабля-Викинга есть романтичное название, по нему можно уже заранее угадать направление движения.

“Mariella” и “Gabriella” – идут по маршруту (туда/обратно): Хельсинки (17.30/9.55) – Мариехамен (Аландские острова, 4.25-4.35/23.45-23.40) – Стокгольм (9.40/16.45).

“Amorella” (1) и “Isabella” (2) – по маршруту (туда/обратно):
(1) Турку (08.45/07.35) – Мариехамен (14.10/03.30)/Лангнас (14.25/03.20)– Стокгольм (18.55/20.10)
(2) Турку (21.00/19.50) – Мариехамен (01.00/14.25)/Лангнас (01.10/14.10)– Стокгольм (06.30/07.45)

“Rosella” – Мариехамена – Каппельшер, (по будням в Швецию): 08.00-9.15, 16.00-17.30, (по будням из Швеции): 12.00-15.30, 19.00-22.00. (!) – в выходные дополнительные рейсы.

“Cinderella” – Мариенхамен – Стокгольм, (в Швецию): 09.45-15.30, (из Швеции): 18.00-07.45
“Viking XPRS” – из Хельсинки в Таллинн.

Самый новый и современный паром – “Viking XPRS” – сошёл верфей в 2008г. (длина 185м, количество пассажиров - 2500).
“Gabriella”, год постройки – 1992, длина 171м, 2420чел.
“Cinderella” - 1989г. (191м, 2560чел.), “Isabella” – 1989г. (171м, 2480чел.), “Amorella” – 1988г. (169м, 2480чел.)
“Mariella” построена в 1985г. (176м, 2500чел.).
Самая старшая и маленькая - “Rosella” – 1980г., длина 136м, 1700 пассажиров.


ПАРОМЫ “MARIELLA” И “GABRIELLA” (“VIKING LINE”).
ФИНЛЯНДИЯ/ХЕЛЬСИНКИ – ШВЕЦИЯ/СТОКГОЛЬМ (И ОБРАТНО).
Время в пути - ~12 часов.

ВЫБОР КАЮТЫ И ПАЛУБЫ. БИЛЕТЫ.

Выясняем (в агентстве, о нём ниже), что на наши даты туда мы плывем на «Мариелле», обратно на «Габриелле».
На таком большом пароме мы плывем первый раз, к тому же с ребёнком, поэтому мы решили взять хорошую большую каюту с окном. Придирчиво рассмотрели на сайте Викинг Лайн-а все предлагаемые варианты - http://www.vikingline.fi/onboard/mariella/cabins.asp, и остановились на каюте Люкс-LXR (большая кровать, два окна, фен, холодильник, ТВ, 5-я палуба). На обратном пути каюта была Люкс-LXB, точно такая же, ( http://www.vikingline.fi/onboard/gabriella/cabins.asp ).
Чем лучше каюта, тем на более высокой палубе она находится. Замечу для наглядного примера, что на нашей 5й палубе мы с трудом уснули под звуки трескающегося льда и гул мотора. Поэтому выводу о комфортности более экономичных вариантов делайте сами.
Бюджетные варианты, например без окна, но на 5й-6й палубах вполне приемлемы. Ниже – реально страшновато, и каюты выглядят как купе в поезде.

Замечу, что стоимость билетов на паром разная, и зависит от в какой день недели ваш выезд: сб-вт – самая низкая, птн – средняя, ср-чтв – самая высокая. На Новый Год и Рождество на Викинге нет праздничного коэффициента (в отличие от Сильи), к тому же компания делает массу разных скидок, типа «семья», «ранняя бронь» (за 25 дней), «туда-обратно» и пр. ( http://www.vikingline.fi/timetables/prices/passenger_fares/ ).
Летом (июнь-август) можно купить очень дешевые билеты без каюты – типа «палуба». А в остальное время (сентябрь-май) покупают обязательный пакет: «каюта+палуба/passenger ticket»». То есть к указанной на сайте цене выбранной вами каюты добавляется этот самый палубный ticket – 40/50/70?, в зависимости от дня недели.
Стоимость наших билетов (пакета, зима 2010) - 170? в обе стороны на троих (+ ~50% суммарная скидка).

Билеты покупали в Москве, у одного из уполномоченных агентов (Norvica Ltd): http://www.vikingline.fi/reservations/sales_agents_russia.asp?param=russia. К которым нет никаких претензий, кроме одной :) - нам неправильно посчитали сумму, естественно не в меньшую сторону. Поскольку мы финансисты никогда не позволяем себе расслабиться :), стоимость билетов давно была нами тщательно прокалькулирована, пришлось вежливо указать девушку на «случайную» ошибку. «Ой», - сказала уполномоченная агентша, - «я посмотрю в другом компьютере». В котором, естественно, цена посчиталась уже правильно :).

РЕГИСТРАЦИЯ БИЛЕТОВ. ПОСАДКА НА ПАРОМ.

Мы доехали почти до самого Викинг-Терминала на трамвае 4 (можно 4В). Волновались, но, увидели народ, тянущий чемоданы в одном направлении, и пристроились за ними. Походя мимо автопарковки у гостиницы “Marina”, сильно впечатлились количеством машин с российскими номерами. Шли и по ним вычисляли регион: Москва, Москва, Питер, Питер, Петрозаводск, опять Москва…

Подъезжать к регистрации посадки на паром желательно заранее: для пассажиров – как min за 1 час, для автопассажиров – как min за 45 минут. За 10 минут до отхода посадка жёстко прекращается. Кто не успел, тот опоздал.

Наши билеты, полученные в Москве, это ещё не билеты, а бумажки формата А4. Мы выстраиваемся в огромную очередь в кассу (несколько окошечек), показываем паспорта, и обмениваем бумаги на картонные билеты. Поднимаемся по эскалатору и через электронные автоматы (как в метро, прикладываем билеты) проходим в гулкий прозрачный пластиковый коридор-трубу, который «присасывается» к боку парома. Хорошо, что нас предупредили – что где-то за поворотом «вылетит птичка», т.е. стоят фотографы. Я пытаюсь подправить кудряшки и рот держу в позиции cheese. И это было правильное поведение, поскольку как-то внезапно мы проходим через какую-то рамку, где журимся от внезапной вспышки. Фото (5?) можно потом будет купить на выходе у reception desk.
И вот наконец торжественный момент – мы ВНУТРИ!

ВНУТРИ ПАРОМА. КАЮТА.

На самом деле – это очень волнующие ощущения. Народу – море. Все взволнованны. Настроение новогоднее, чего-то ждешь праздничного.
На входе надо сразу смотреть на указатели – они рассортировывают поток по палубам. Как водится у русских – те, кто повыше, сразу начинают презрительно смотреть на тех, кто пониже :). Мы как-то очень быстро выруливаем по узкому длинному розовому коридору сразу в нашу каюту. Вот и она - http://www.vikingline.fi/common/picturepopup.asp?pic=mariella_lyx_large.jpg&alt=...».
Первое ощущение – маленькая. Второе ощущение – прохладно.
Мы оказались правы, фотографии несколько преувеличивают размер каюты (а у нас был люкс), и, действительно, внутри очень прохладно, буквально на нижней границе комфортности. Если помыть голову, надо сразу включать фен, а то можно покрыться инеем. В крошечном wc выложены фирменные travel-наборчики. И конфетки карамельки около зеркала. А так никаких излишеств.

Вот внутреннее «устройство» Мариеллы:
8 палуба – конференц-зал, смотровая открытая палуба
7 палуба – рестораны, ночной клуб, wc
6 палуба – ресепшн (information desk), магазин Duty Free, каюты
5 палуба – каюты
4 палуба – каюты, багаж
3 палуба, 1й ярус – автоплатформа
3 палуба, 2й ярус – автоплатформа
2 палуба – якорный отсек

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. СМОТРОВАЯ ПАЛУБА. DUTY FREE.

Разбираться в закоулках и прослойках парома, несмотря на некоторую первичную растерянность, мы стали довольно быстро, подключив к этому процессу все органы чувств как GPS навигаторы.
Так, выйдя из каюты на первую разведку, мы не успели от неё отойти далеко, как увидели народ в куртках, бегущий куда-то и услышали крики: «Быстрей, быстрей на верхнюю палубу». Мы отзеркалили действия, схватили фотоаппарат и, на бегу застегиваясь, рванули по лестнице вверх.

Надо заметить, что в январе на смотровой верхней открытой площадке очень холодно, скользко и страшно. Я держала за капюшон нашего маконайца, а муж держал сзади меня. Но зрелище мерцающего ночными огнями Хельсинки с высоты полета чайки – было незабываемым. Мы пытались схватить эти кадры, но – нужен заранее подготовленный штатив, иначе, конечно, всё размазывается. А летом здесь, бесспорно, получаешь стократное нашему удовольствие.

Вернулись, разделись, поменяли фотоаппарат на кошелёк и двинулись – ну куда? – в Duty Free конечно же. Он приятно большой, но неприятно заполнен народом, 95% из которого – наши люди (об этом позже). Количество спиртного в тележках – ужасало. Как и очереди в кассы.
В продуктовом отделе – очень хороший выбор конфет и шоколада (в основном финский Fazer). Проходила дегустация белого вина, которое мы оттестировали без удовольствия (очень кислое) и после которого у меня невыносимо разболелось горло (очень холодное). Довольно интересный ассортимент финской галантереи в виде посуды Arabia, вазочек Aalto, тканевой мелочевки Marimmekko.
Довольно разнообразный Parfume, я разыскала там даже органические марки – Weleda и Dr.Andrew. Есть одежда и обувь, на которую в это время (первая неделя после НГ) была 30-50% скидка. Есть серебряные ювелирные украшения.
Цены в Duty Free на паромах – действительно завлекательные. Если иллюстрировать на примере парфюма, то мужской Dior в Sokose стоит ~70?. Здесь – чуть больше 40?.

ПИТАНИЕ НА ПАРОМЕ. РЕСТОРАН AL A CARTE, VIKING-БУФЕТ ИЛИ ПЕРЕКУС СЕНДВИЧАМИ.

Стоимость питания (а это ужин и завтрак) в ваш пакет билетов – не входят.
Все рестораны находятся на одной палубе, есть указатели.

Викинг предлагает свой Буфет или Шведский стол, стоимость которого:
Ужин, предоплата/оплата на борту: взрослый - 29?/32?, дети 6-17 лет - 13?/14.50?
Завтрак: взрослый - 9?/10?, дети 6-17 лет – 4.50?/5?
*вино, пиво, напитки, чай, кофе включены в стоимость.

Мы, собственно говоря, и не сомневались, что воспользуемся буфетом, но к счастью, моя подруга, по осени совершившая вояж на пароме, категорически отсоветовала «тратить зря деньги» на совершенно «стандартную невкусную» еду и пить вино, которое «красит язык».
Оказывается, на любом Викинге есть ещё несколько ресторанчиков, где можно более продуктивно вложить указанные евро. Это – презентабельный “Food Garden”, чуть более демократичные “Wine&Tapas” (европейская кухня) и “Ellas” (американско-итальянская кухня) и пивной “Pub” (на разных паромах у них разные названия “Arcade”, “Pamir”, “Captain’s Correr” и др.).
Особенные рекомендации получило первое место, куда мы (принарядившись) и отправились. В Food Garden-е очень изысканный интерьер, на столиках стоят букеты живых цветов, негромко играет пианист, фраки и вечерние платья приветствуются, горнолыжные штаны и свитера необходимо оставить для прямого употребления.

Здесь предлагается шведский стол из закусок и десертов, а также блюда на выбор по меню. Схема оплаты хитрая:
Шведский стол (закуска или десерт) + главное блюдо (цена отдельно) - 10?
Шведский стол (закуска и десерт) + главное блюдо (цена отдельно) - 15?
Только шведский стол (закуска + десерт) без главного блюда - 27?.
*Основное блюдо – это мясо или рыба от 17? (цыпленок) до 26? (антрекот из телятины, филе оленя).
Соответственно, к выбранному вами варианту, вы выбираете по меню главною блюдо (тогда шведский стол служит вам либо закуской, либо десертом, либо и тем и тем), либо вообще всё заказываете по меню (вместо шведского стола выбираете закуску и/или десерт по меню).

Я сейчас написала про шведский стол для взрослых, а есть детский - 10?.
Взрослый – отличный выбор ветчин, рулетов, креветок, салатов, сыров, десертов. Детский – ужасный выбор жесткой курятины, мини-гамбургеров, жареной картошки-фри, красного кетчупа, невнятных овощей и отсутствие сладкого.
Очень вкусно и достойно. Членам Viking-клуба – 10%. Оставив 9? чаевых (округлили наеденную сумму до ста евро), мы подвергли официантку в состояние легкого шока, она даже посмотрела на нас осуждающе. На самом же деле, ужин на троих с вином – более чем стоит этих денег.
И кстати, здесь можно заказывать диетические блюда, они помечены в меню знаками – G/без глютена, L/без лактозы, LL/низколактозные, V/вегетарианские. А летом (17.06-21.07) у них есть Клубничные недели!!! Которые переходят в Лангустные… … (22.07-22.08).

Вкусный и оригинальный выбор закусок предлагает “Wine&Tapas” – собственно говоря, название так и переводится: Вино и Закуски. Перекусить можно разными небольшими сэндвичами (например, с креветочной пастой), мини-шашлычками, ломтиками мяса и артишоками, спаржей в ветчинной обёртке и пр. Цены на них регрессивно-заманчивые: 3 tapas (т.е. закуски) стоят 7,50?, 5 - ~9?, 7 - ~10?, плюс можно вписать в одну из схем бокал красного вина. У них же по 8? можно взять такие же вкусные (большие порции) салата «Цезарь» - 3 начинки ты выбираешь сам (они входят в стоимость: курица, креветки, вареные яички, копченый лосось, маслины, сыр, ветчина и пр.), а каждая следующая (по желанию) стоит 1?.

Утром тоже можно позавтракать в “Food Garden”-е. Завтрак, предоплата/оплата на борту: взрослый - 14?/15.50?, дети 6-17 лет - 7?/7.50?. Но нам невероятно понравилось Sea Side Caf? (на Мариелле есть, на Габриелле нет). Мы очень рано встали (забыв про разницу во времени), и отлично перекусили в нём на фоне рассвета, встающего над уже шведским морем. Чай, кофе, какао, молоко, соки + сэндвичи, салаты, фрикадельки + отличная выпечка + отличные сувениры. В этом же кафе можно и незатейливо поужинать.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ПАРОМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.
Это Night Club – где на сцене танцуют и поют, а на окружающих сцену столиках пьют и закусывают. В принципе весело, тем кто падок до ночной жизни, танцев-манцев, и головокружения от выпитого. Я лично – пас. Не люблю, с трудом выдерживаю 5 минут, в своё время перетанцевала на столах на испанских дискотеках.
Дети развлекаются в детских комнатах, заваленных игрушками и даже компьютерными экранами с простыми играми. Обувь нужно снимать.
Можно поубивать время (и деньги) на игровых автоматах – их здесь большое количество и разнообразие.

РУССКИЕ НА ПАРОМЕ (ПЕРИОД РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ).

Глобальность неадекватного поведения наших соотечественников, конечно, причина того, что многие финны, зная пики наплывов русских соседей к ним в гости, стараются свести туристическое соприкосновение с нами к минимуму. Поэтому в посленовогодние дни, т.е. на наши зимние каникулы, финнов и шведов на пароме - ~5%, русских – 95%. Что это означает? :) :(… Как ни обидно это говорить, другого слова не подберу – колхоз гуляет. В соседней с нами каюте народ пел всю ночь песни типа «В лесу родилась ёлочка, б…», униформа для прогулки по парому типа треники+сланцы+мятая майка+банка пива, безумное опрыскивание себя духами в дьюти-фри, толкание, хватание, нездорованье друг с другом и проч. и проч. это самые невинные проявления нашего «совкового» менталитета.
Я всегда пишу «наши», потому в очень редком русском человеческом экземпляре отсутствуют пролетарские замашки.

ОБМЕН ДЕНЕГ. БИЛЕТЫ НА АВТОБУС ДО МЕТРО (в Стокгольме).

Обмен евро/долларов на шведские секи можно осуществить на reception. Минимальный кэш, конечно же, необходим для старта. Там же продаются билеты (4?) на грузовой автобус City Bus, на который вам нужно погрузиться, сойдя с парома, чтобы доехать до ближайшей станции метро Slussen. Автобусная стоянка находится прямо у выхода из трубы с парома. Опознаваема по огромной очереди. А главное – время в пути до Slussen-а – ровно 3 минуты :). Так что если у вас мало багажа – поворачивайте направо и через 10минут приятной прогулки по набережной вы будете у Slussen-а, от которого рукой подать до Гамла Стана. А на сэкономленные евро купите сувенир :).
!И не забудьте на выходе купить свои фотографии на память о Викинге! :)
И около того же reception есть стенд с информацией о Стокгольме (карты, брошюры, журналы) на разных языках, в т.ч. и на русском.


ПАРОМ “AMORELLA” (“VIKING LINE”).
ФИНЛЯНДИЯ/ТУРКУ - АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА – ШВЕЦИЯ/СТОКГОЛЬМ (И ОБРАТНО).
Время в пути - ~6 часов.

На Аморелле мы шли (моряки избегают слова «плавали» почему-то) до Аландских островов, где паром делает две остановки: в Мариехамене (Mariehamn, столица, остров Оланд) и в Лангнасе (L?ngn?s, остров Лумпарленд).
Садились на паром в Турку, и на этот раз мы были на машине, т.е. брали ещё посадочное автоместо. Почему пункт отплытия Турку, а не Хельсинки? Сейчас объясню. Дело – в расписании. Вечерний паром из Хельсинки останавливается на Аландах где-то в 4 утра, а утренний рейс из Турку причаливает в 2 часа дня – что согласитесь, гораздо более удобно, чем ночные высадка и поиски гостиницы/коттеджа.
В Турку мы (естественно) остановились на ночь в гостинице (“Centro”), выбирая которую учитывали первым делом её близость (относительную) к центру и паромному терминалу.

Хотя мы встали очень рано, заглотили в спешке завтраки как удавы, на поиски дороги к терминалу – потратили очень приличное время, поскольку один кусок набережной (как раз ведущий к нему) оказался перекопанным и мы буквально заблудились в объездных хитросплетениях. При этом надо иметь в виду, что для автопассажиров посадка на паром прекращается чётко за 30 минут до отхода парома (для пассажиров без авто – за 10 минут).

Автоподъезд к парому осуществляется следующим образом: площадь, разлинованная полосками с мини-кпп на каждой (check-in): будка-касса и шлагбаум. Подъехал, встал в очередь в свою полоску, в окошко кассы отдал паспорт и бумажный ваучер-билет, обратно получил паспорт, электронную карточку-билет (boarding pass), бумажку на стекло с названием причала (у нас был Alands) и обязательный kiitos/спасибо :). Далее ещё какое-то время постояли – автоочередь двигается медленно, но очень организованно. И по крутому въезду-пандусу въехали в бок Викинга на автопарковку. Заблудиться или ошибиться невозможно, вас везде встречают и отмахивают люди в форме. Единственное – машины стоят очень близко друг к другу, и поэтому нужно крайне осторожно открывать двери.

С собой берём только самое необходимое (документы, деньги, фотоаппарат, ветровки). Во время пути вход на парковку закрыт. Поднимаемся наверх, на самую-самую верхнюю палубу (либо лифт, либо пешком по ступенькам). Обратите внимание, что при выходе на палубу изнутри двери открываются перед вами автоматически, а снаружи – нужно нажать на кнопку, чтобы войти.

У нас нет каюты, 5 часов проводим в креслах (пластмассовых или плетёных) на палубе, кафе и Дьюти-фри. Опять же наблюдение: смотрю, одни люди просто ястребами накидываются на кресла (стоят или по отдельности, или в стопках), устанавливают их у перил, держат руками, заваливают (забивают) своими вещами, другие спокойно и непринужденно рассаживаются. Отгадайте загадку-ребус: где наши русские люди, и где иностранцы? :):(

Стоимость билетов (лето, 2010):
Турку-Мариенхамн (“Amorella”) + Мариенхамн-Капельшер (“Rosella”)/ 2взр,1 реб, машина = 1870р./46? (37?+9?)
Стокгольм-Турку (“Amorella”)/ каюта = 4880р./120?

На открытой палубе можно купить напитки (есть бар (можно зайти и посидеть внутри) и окошко из него (можно заказать с палубы, не заходя внутрь) – чай, кофе, пиво и др.

Пообедали мы салатами и закусками–tapas в “Wine&Tapas”. О-очень вкусно. И выпили несметное количество стаканчиков чая-кофе на открытой палубе. Где было ТАК ХОРОШО, что даже заманчивые недра Дьюти-фри не соблазняли на их осмотр.

За 10 минут до причаливания в порт Мариенхамена (Аландские острова, о.Оланд) все автопассажиры должны спуститься на автопарковку, сесть в машины и приготовиться к организованной высадке.


ПАРОМ “ROSELLA” (“VIKING LINE”).
ФИНЛЯНДИЯ/АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА – ШВЕЦИЯ/КАППЕЛЬШЕР (И ОБРАТНО).
Время в пути - ~2 часа.

Я уже приводила выше цифры стоимости билетов на паром по маршруту Мариенхамен-Каппельшер*. Да-да! Я не ошиблась – 9 евро на 2х взрослых, 1 ребёнка и авто!
Иными словами – не поехать в Швецию было бы неоправданно неумным поступком :). Именно стоимость билетов подстегнула нас запланировать в летнем вояже на Аланды ещё и заезд в Швецию (подробности будут в рассказе).

Единственное, что омрачило нашу почти детскую чистую радость – это возраст «Розеллы» (30 лет, внутри присутствует такой запах, как в наших плацкартных поездах) и её небольшие размеры (если море будет штормить, то таблетки от укачивания – обязательны к приёму!).
Мы попали в лёгкое волнение в открытом море, и это уже обозначило тошнотворную реакцию (особенно у ребёнка, спаслись тем, что вовремя выскочили на воздух на верхнюю палубу) и побило бока о прилавки в Дьюти-фри, где приходилось буквально хвататься за какие-то укреплённые стойки при особенно резком крене, чтобы не улететь в далёкий угол).

«Розелла» - это паром на пенсии :). И если 5 часов на «Аморелле» из Турку в Мариенхамен пролетели как одна минута, то два часа из Мариенхамена до Каппельшера показались вечностью.

*Мы решили высадиться в Каппельшере, а не в Стокгольме, потому что так был спланирован наш маршрут – оттуда мы поехали в очаровательный Норртелье, который и стал нашим стартом летнего авто-вояжа по городам Швеции. А обратно возвращались на пароме из Стокгольма (наш финальный пункт), и снова в Турку, потому что, во-первых, мы не успели его посмотреть на первом отрезке пути, а во-вторых, этот паром отходит в 20.30, а не в 16.30, как хельсинский, что оставляет в распоряжении больше свободного времени на осмотр шведской столицы.
В Стокгольм идут паромы из Мариенхамена, Лангнаса и Еккерё. Можно выбрать удобный рейс по времени.

(с) Авторские права на текст полностью принадлежат автору - Нат_А ( http://www.otzyv.ru/profile.php?id=21642 ). Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт автора и упоминании имени автора

Отправить в ЛФ: