Sapiens [05.03.2017 09:32:59]   Обновлено: 06.03.2017
Думаю, что некоторые сведения из этой книжки могут быть полезными и интересными. Надо только делать скидку на особенности перевода:))

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


ВСТУПЛЕНИЕ
История возникновения городка уходит своими корнями во вторую половину XVI века, когда небольшое феодальное владение, управляемое графами Аквавива г. Конверсано, стало населяться крестьянами, превратившими территорию так называемой Сельвы (Selva — лесная чаща) в плодородные земли.
Крестьянам была предоставлена возможность строить жилища, но со строгим запретом использования любого строительного раствора. Объясняли это тем, что графы, по своему велению, могут в любой момент прогнать колона и разрушить его дом. В те времена действовал королевский эдикт Арагонцев Prammatica de baronibus (монаршие указы для вассалов), особо строго исполняющийся в период тяжелого испанского владычества, который запрещал феодалам возводить любые новые строения без королевского разрешения, и неумолимо карал вассалов в случае неповиновения, т.е. неуплаты налогов на постройки. Этот закон и был главной причиной запрета на использование строительного раствора. Импровизированные жилища, называющиеся казедде (casedde — домики), должны были быть временными, чтобы перед проверкой чиновника королевской казны их можно было быстро разрушить и раскидать камни. Несмотря на тяжелейшее условие, установленное не только прихотью графа, а, в первую очередь, налоговыми законами короля, население увеличивалось, благодаря предоставленными тем же графом льготам на уплату оброка и податей.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Но в 1797 году группа смелых жителей, уставших от такого нестабильного положения, подала прошение королю Фердинанду IV Бурбонскому, в котором просила избавить население от притеснений графа. 25 мая того же года, которое стало датой основания города Альберобелло, король издал указ, по которому селение становилось вольным городом.


КРАТКО ОБ ИСТОРИИ
Расположенный в центре Долины Труллей (Valle dei Trulli), город Альберобелло называют столицей труллей. Городок, единственный в мире со своими характерными строениями, был основан графами Аквавива. В наши дни Альберобелло является живописным сельскохозяйственным и туристическим центром, состоящим по большей части из домиков — трулло, придающим ему сказочный вид и вызывающих немалый архитектурный интерес. Название города происходит от латинского «Silva Arboris Belli», что в переводе означает «Лес дерева войны».
Слово “trullo” происходит от греческого tholos — купол, а сам трулло — это строение со стенами круглой формы и с конической крышей, положенной на квадратное основание. Верхняя часть строения — купол конической формы сложен из кианкарелле (chiancarelle — так здесь называют плоские камни из известняка), уложенных методом «сухой кладки» концентрическими кругами, а вверху конструкция закрепляется декоративным шпилем пиннаколо (pinnacolo).

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Строения, возведенные без известкового раствора или какого-либо другого связывающего материала, обычно имеют высоту стен около двух метров. Крыша и стены трулло сложены из известнякового камня, которым богата местная территория. Альберобелло разделен на две части: район Монти (Monti — Горы) и район Айя пиккола (Aia Piccola — Маленькое гумно). Район Монти насчитывает около 1000 домиков трулло, располагающихся на семи параллельно идущих улицах. В этом квартале находятся несколько самых старинных строений: например трулло Сиамезе, а также построенная по типологии трулло в недалеком прошлом церковь Святого Антония.
На узких улочках района Айя Пиккола можно насчитать 400 труллей, в которых до сих пор живут люди. Слово Айя (гумно) вызывает из памяти широкую площадку, где в прошлые времена происходила молотьба пшеницы. Вдалеке от монументальных кварталов, в более современной части городка, находится трулло Соврано (sovrаnо — правитель), состоящий из 12 труллей. Построенный в XVIII веке, является одним из немногих двухэтажных трулло.
В 1909 году район Монти был объявлен национальным памятником, в 1930 году такое же признание получили район Айя Пиккола и трулло Соврано; а в 1996 году весь городок Альберобелло был признан Юнеско мировым достоянием человечества.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


На территории близ г. Альберобелло распространение домиков трулло восходит к XVII веку ко времени власти графа г. Конверсано Жан-Джироламо II Аквавива д'Арагона, прозванного «Косоглазый Апулии», который стремился приумножить свои феодальные владения и доходы. С этой целью, в 1635 году граф велел построить для себя до сих пор существующую усадьбу и переселил на территорию Сельвы колонов, предоставив им право возделывать землю и строить жилища, при условии, чтобы все строения строились по методу «сухой кладки» без строительного раствора: таким образом дома могли быть быстро разрушены перед визитом инспекторов короля. В 1797 году группа смелых жителей Альберобелло, уставших от неустойчивого положения, направила послание, в котором просила освободить их от вассальной зависимости правителя г. Конверсано, королю Фердинанду IV Бурбонскому, который в тот момент находился в Таранто. 27 мая того же года Король удоволетворил прошение и издал декрет по которому небольшое селение становится вольным королевским городом, взяв свое название Альберобелло от древнего дуба.
Первую постройку, отличавшуюся от труллей, можно увидеть на площади Короля Фердинанда IV — это Каза Д'Аморе (Casa D'Amore), построенная со строительным раствором и имеющая даже балкон, а расположено это знаменитое строение как раз напротив графского дома. Многие места Альберобелло заслуживают внимания туристов: разветвляющиеся улочки районов Монти и Айя Пиккола со множеством домиков — труллей блистательной простоты; самый большой трулло — Трулло Соврано, один из немногих с надстроенным вторым этажом; Санктуарий Святых врачей — чудотворцев Косьмы и Дамиана, с фасадом датированным концом восьмисотых годов; церковь Святого Антония, возведенная в 1926 г. в форме трулло.
Местность богата красивейшими панорамными видами, удивляющими взгляд и приглашающими насладиться чистым и сухим воздухом ветров холмистых просторов.

МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Национальный и интернациональный фольклорный фестиваль “Citta dei Trulli” (город труллей) — первая неделя августа.
Празднование покровителей города Святых Косьмы и Дамиана (25-28 сентября).
Чтобы сохранить живыми народные традиции, горожане инсценируют историческое представление об освобождении от вассальной зависимости и «живое» презепе (рожденственские ясли). В презепе, организованном приходом церкви Святого Антония, принимают участие переодетые местные жители, и, наряду с религиозным значением, в нем находит отражение крестьянский быт прошлого века.

Граф г. Конверсано
Жан Джироламо II Аквавива прозванный «Косоглазый Апулии» считается основателем г. Альберобелло.
В 1635 г. Граф воздвиг для себя дом и приказал устроить мельницу, пекарню и постоялый двор для странников. Рядом с домом повелел воздвигнуть маленькую церковь в честь Святых Косьмы и Дамиана, которым поклонялся с особым благоговением.
Чтобы заселить лесную местность Сельвы, стремясь создать новое поселение, граф пообещал крестьянам близлежащих вотчин землю и невзимание налогов на дома, построенные без строительного раствора.
Примерно в середине семнадцатого века, герцог городка Мартина Франка обвинил графа в нарушении королевского эдикта, который требовал разрешение короля на создание новых поселков. Устная история местных жителей рассказывает, что в преддверие визита королевского инспектора, граф приказал крестьянам-арендаторам за одну ночь разрушить все построенные казедде, разбросать камни и скрыться.
После отъезда инспектора, колоны восстановили свои жилища.



Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Любопытные факты
История этих особенных построек, как ведает устная традиция, связана с эдиктом Неапольского Короля, по которому каждое новое строение облагалось налогом.
Графы Аквавива города Конверсано, владельцы земель, на которых в наши дни возвышается городок Альберобелло, приказали крестьянам, привлеченным на эти земли, строить дома без связывающего раствора. Таким образом, жилища могли быть легко разрушены в случае проверки посланной королем.
Крестьяне, которые для строительства своих жилищ должны были использовать только камни, нашли самой простой и устойчивой архитектурную форму круглого строения с куполом из камней уложенных по кругу и держащимися за счет своего веса.
Крыши — купола украшены декоративными шпилями пиннаколо и по своеобразию работы этого элемента можно было установить авторство мастера.
По особенностям обработки пиннаколо определяли и важность строения, ведь более состоятельные семьи вкладывали более значительные средства в строительство своего трулло.
Символы, нарисованные на крышах, нередко имеют религиозное значение, иногда могут представлять знаки зодиака.


ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Название трулло происходит от латинских слов turris и trulla, греческого tholos и греко-византийского torullos (все эти термины обозначают купол); а сами трулли, характерные строения, имеют тысячелетнюю традицию строительства, которая продолжается и в наше время.
Всем жилищам примитивных народов свойственна одна форма: цилиндрическая нижняя часть с конической крышей, но каждому присуща своя оригинальная строительная технология.
Для строительства труллей использовался только камень, не применялись ни известковый раствор, ни дерево, ни другие соединительные или поддерживающие материалы. Примитивными могут быть названы форма или материалы, но не мастерство, с которым достигнута изумительная устойчивость строения.
Трулли по праву могут быть причислены к прототипам модульной конструкции и архаического прошлого, и XX века. У трулло могут быть или только одно, или несколько помещений, которые вырастают как «почки» вокруг центральной комнаты.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Трулло сооружается по плану круга, со стенами значительной толщины из известняка без применения каких-либо связующих материалов. Такое решение, с одной стороны, уменьшает полезную площадь помещений, но, с другой стороны, когда к толщине стен добавляется практически полное отсутствие окон, представляет собой интереснейшую, опережающую свою эпоху, модель биостроительства.
Внушительная толщина стен и минимальное количество и размеры проемов (как правило, только входная дверь и квадратное окошечко для маленькой туалетной комнаты, появившейся после Второй мировой войны) обеспечивают сохранение тепла в зимний период и в самые холодные дни, а летом трулло остается прохладным вплоть до второй половины августа, когда ощущение тепла внутри трулло начинает превышать внешнюю температуру, после того как стены медленно отдали накопленную за холодный период прохладу.
В качестве строительного материала используются камни, большей частью собранные в полях и добытые из местных, богатых известняком гор.
Трулларо (trullaro — стротель труллей), заготовив необходимое количество камней, начинает строительство.
При необходимости может быть вырыта цистерна. Бочарный или в форме купола свод является обязательным и существенным элементом для наполнения цистерны, в которую собирается стекающая с крыши дождевая вода для домашних нужд.
Сначала определяют план квадратных комнат, по которому возводят внутренние и внешние стены. Пространство между двумя стенами засыпано щебнем и камнями оставшимися после кладки.
Стены трулло примерно двухметровой высоты внутри абсолютно перпендикулярны, внешней стороне придается небольшой уклон по примеру крепостных стен военных сооружений. Завершает основной объем бочарный свод или свод конической формы.
Проем маленьких окон сверху перекрыт архитравом из камня, а вход венчает арка, искусно выложенная камнями. В толщине стен устраиваются ниши и альковы.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.

Для установки самой важной части трулло — конической крыши, на четыре угла периметра стены кладут четыре больших плоских опорных камня со скошенной кромкой, с выступом и с уклоном вовнутрь. Эти камни служат для строителя казеддаро (caseddaro) точкой отсчета для линейной кладки плоских камней, гак называемых «а кандела» (candela — свеча). Даже при сооружении свода мастер практически не пользуется системами замеров: камни кладутся просто «на глаз».
На несущих стенах возводится купол, исполняющий функцию крыши. Это абсолютно самонесущая конструкция, которую формируют концентрические круги уменьшающихся к верху диаметров из кладущихся поступенчато и горизонтально каменных пластин. Внутренний слой из известковых плит «а кандела» (a candela) большей толщины, закрывается внешней облицовкой из более тонких плиток-камней кианкарелле (chiancarelle), которая, можно сказать, и является самой крышей.
Для мощения полов использовались камни-плитки основательной толщины кианколе (chiancole), которым сначала придавали правильную квадратную форму.
Для оформления входа устанавливали косяки из «живого» камня, которые перекрывали массивным архитравом тоже из камня. Над архитравом нередко располагается ниша с маленькой скульптурой или изображением святого, по бокам входа помещают два сидения из камня.

Пинакколи
Коническую крышу трулло венчает короткий шпиль пинакколо — декоративный и пластичный элемент, принимающий различные формы.
Пинакколо сложен из трех стоящих друг на друге камней: внизу камень в форме цилиндра, затем камень в форме тарелки и шарообразный камень.
Относительно символического значения пинакколо, которое до сих пор не нашло точного объяснения, были выдвинуты различные гипотезы. Одна версия приписывает шпилю магическое значение. Другая весия предполагает, что это просто придающие законченность строению декоративные элементы, созданные вдохновением мастера. Есть еще одна гипотеза, которая утверждает, что в древние времена пинакколи служили отличительными, поставленными по велению короля, знаками.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Точно можно сказать, что пинакколи со своими символами венчают верхушки всех домиков не только в Альберобелло, но и по всей территории Апулии.

Символы на трулли

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Первобытные
1. Менора
2. Знак представляет крест, трезубец и инициалы Иисуса I и Н на круге, символизирующем мир
3. Крест с расходящимися лучами
4. Свастика и старинный символ солнца
5. Первобытный знак, символизирующий дерево-знание
6. Знак якоря, символизирующий спасение
7. Крест-дерево, объединяющий три мира
8. Молитва от земного мира и из потустороннего мира
9. Молитва от мира
10. Крест- топор, несущий очистку и вечную жизнь
11. Звезда Давида, соединение двух равносторонних треугольников
12. Крест-дерево, желающий хорошую и беззаботную жизнь

Магические
13. Символ Юпитера
14. Трезубец обозначает Троицу
15. Омега, представляющая Бога, со вписанным крестом
16. Символ Весов
17. Символ Венеры
18. Символ Быка
19. Символ Меркурия
20. Символ Сатурна
21. Знак представляет крест, трезубец и инициалы Иисуса I и Н на круге, символизируют мир
22. Символ Луны
23. Символ Марса
24. Созвездие Овена

Христианские

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


1. Монограмма Иисуса Христа
2. Хостия с расходящимися лучами с аббревиатурой IHS
3. Пронзенное сердце Марии
4. Ваза с божественной водой, означающая освящающую благодать, трилистник символизирует Троицу
5. Круг со вписанным крестом, показывающим единение космоса и неба
6. Солнце — символ Христа
7. Крест с двумя точками принимает космическое значение
8. Квадрат с равносторонним крестом принимает космическое значение
9. Ромб с равносторонним крестом принимает космическое значение
10. Крест с кругом и надписями “Sanctus Christus” и “Sanctus Dominus”, имеющими силу отвести опасности
11. Крест на полном квадрате с космическим значением
12. Крест с наклонными сегментами
13. Крест с шестью перекладинами и йотой
14. Крест с шестью перекладинами с точками космического значения
15. Символ, полагаемый действенным против молнии
16. Римско-католический Крест означает согласие
17. Египетский символ, изображающий женский пол
18. Крест с шестью перекладинами и йотой
19. Космический символ, составленный из трех ромбов, показывающих охрану над человечеством
20. Крест с двумя горизонтальными перекладинами на круге

ТРУЛЛО «СОВРАНО»

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


На севере городка, за пределами монументальных кварталов и за базиликой Святых бессребреников Косьмы и Дамиана, находится трулло Соврано (sovrano — правитель), который представляет собой самый великолепный образец новаторской концепции строительства двухэтажного трулло.
Величественный купол, высотой около 14 метров, возвышается окруженный куполами двенадцати труллей.
Построенный в первой половине XVIII века для состоятельной семьи священника Катальдо Перта (1744-1809) и в прошлом называвшийся «двор Папы Катальдо», трулло Соврано по праву может считаться вершиной техники и стиля данного типа построек: большее жилое пространство с соблюдением стиля трулло и запрета на строительство с цементирующим раствором.
Неизвестный мастер построил трулло с двойным сводом без междуэтажного перекрытия из дерева. Мастер возвел крестовый свод первого этажа на четырех арках в романском стиле, опирающихся на несущие стены.
Треугольный фронтон фасада поднимается до второго этажа и выдержан в стиле трулло, арка над главным входом имеет заостренный профиль, над аркой — люнетта с росписью распятия.
В центре дворика перед домом колодец для воды. Гениальность мастера проявляется в использовании каждого пространства: в толщине стен устроены ниши и шкафчики, между потолком коридора и настилом полов второго этажа помещается вместительное хранилище для пшеницы, которое, при необходимости, превращалось в надежный тайник, немаловажная деталь для времен разбойников. В настоящее время в двухэтажном трулло находится музей, при посещении которого можно ознакомиться с обстановкой и условиями жизни прошлой эпохи, воспроизведенными благодаря свидетельствам самых престарелых жителей Альберобелло. Выдающееся строение, объявленное в 1930 году национальным памятником, получило название «Правитель» не только из-за величественных размеров, но и благодаря своей удивительной истории: здесь хранились святейшая просфора и реликвии святых Косьмы и Дамиана, покровителей Альберобелло.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Самым примечательным помещением, которое в наибольшей степени отличает трулло Соврано от других труллей, является центральный зал. Как уже было замечено, вместо обычного междуэтажного перекрытия из дерева, зал имеет крестовый свод, полностью сложенный из камней и опирающийся на систему из четырех арок в романском стиле, а те, в свою очередь, — на две несущие стены. Арки выполняют функцию нейтрализации бокового усилия свода и, одновременно, разгрузки значительного веса структуры на боковые несущие стены.
Через большую арку облицованную камнями, можно было пройти в другие комнаты, в настоящее время не принадлежащие трулло Соврано.
В маленькой комнате находится спальня. Глазок, на диалекте сайтер (saittеr), рядом с дверью служил не только для того, чтобы узнавать кто стоял у двери, но и чтобы, в случае опасности, поражать ружейным выстрелом злоумышленников (от sаettare — поразить ружейным выстрелом). Рассказывают, что в двух расположенных по сторонам окна нишах, преподобный отец Антонио Сумерано (1822-1895) обнаружил чаши и церковные предметы, замурованные собратьями молельни Наисвятейшего Сакрамента, чтобы сохранить ценные предметы от частых набегов бандитов. По всей вероятности, трулло Правитель до сих пор хранит в тайне большую часть бесценных сокровищ.
Коридор, в котором находится ведущая на второй этаж лестница, соединяет зал и просторную кухню. Прямоугольное помещение кухни как бы расширяется благодаря проемам, сообщающим его с садом внутреннего дворика, создавая гармоничное сочетание архитектуры и ландшафта. Короткую стену кухни занимает камин с элегантными линиями, восстановленный во время недавней реставрации. В прошлые времена на месте камина стоял каминный очаг, который был снесен и заменен на более прозаичную плиту.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Внутреннее строение трулло представляет собой два одинаковых сообщающихся через арку помещения в форме усеченного конуса. Эти две комнаты являются начальным жилищным «ядром», вокруг которого позднее были достроены все остальные помещения. Внешне же постройка выглядит единым трулло, не выдавая межконусное пространство.
С улицы можно войти во вторую кухню, предназначавшуюся для слуг и с выходом в сад. Эта типичная кухня обладает своеобразием и привлекает внимание скорее всего из-за интересной игры арок, имеющих функцию несущей структуры.
Дымоходы, которые можно заметить с улицы, свидетельствуют, что первоначально это была печь для выпечки хлеба под открытым небом. Впоследствии на месте печи построили комнату и соединили ее коридором с другими помещениями.
Структура кухни свидетельствует, что за постройку трулло Соврано принимались не один раз, и что поразительный результат достигнут в процессе объединения и последующих интеграций, сделавших это строение изумительной и передовой эмблемой архитектурной концепции труллей.
Как уже упоминалось, наиболее выделяющимся уникальным элементом является лестница — никакой другой трулло не обладает надстроенным этажом с ведущей наверх подобной внутренней лестницей. Изобретательность мастера, к сожалению, оставшегося неизвестным, достигает вершины в создании этого структурного элемента.
Наш гениальный мастер казеддаро блестяще решил проблему как взойти на верхний этаж: он придумал расположить лестницу в толщине стены, разделяющей зал и кухню. Второй этаж служил спальней, предназначавшейся гостям, и использовался для ткачества, которому женщины посвящали свободные от других работ часы или время зимнего периода.
В хранилище пшеницы, находящееся между потолком прихожей и полом второго этажа, можно попасть через люк, который закрывается деревянной крышкой.
Комнаты второго этажа не так давно достроенные, имеют любопытное и не всем известное отношение к кинематографу. В начале 50-х годов, когда городок становился на время съемочной площадкой, а в Альберобелло еще не существовали гостиницы, здесь проживали актеры во время работы над фильмом.
Из трулло можно выйти в очаровательный сад. Для отдыха в саду под элегантными зонтами поставлены столики и стулья. В услугам посетителей бар, книжный магазин, предоставляются итальянские и зарубежные газеты.
В летний период на площадке перед трулло Соврано проводятся театральные спектакли, концерты небольших оркестров и джазовых коллективов.

БАЗИЛИКА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСЬМЫ И ДАМИАНА
LA BASILICA DEI SANTI MEDICI


Церковь, сооруженная на месте более древней постройки, несколько раз перестраивалась, фасад базилики в неоклассическом стиле был построен в 1885 году.
В 1938 году церкви был присвоен титул Санктуария, а в 2000 году храм был возведен в титул Малой Базилики.
Тысячи верующих, особенно в дни с 25 по 28 сентября, совершают паломничество к базилике просить благодать у Святых Косьмы и Дамиана. Впервые в Альберобелло святых увидели изображенными на картине, принадлежавшей семье Аквавива. Картина, находящаяся в базилике, воспроизводит Мадонну ди Лорето и братьев — целителей. Жители Сельвы (лесной территории) начали поклоняться Святым врачам — чудотворцам и каждый год 27 сентября в их честь по улицам города проходила торжественная процессия, во время которой несли картину с изображением Святых.
В 1782 году была сваяна из дерева статуя Св. Косьмы, и когда статую ввозили на телеге в город и вследствие мольбы жителей свершилось первое чудо: после долгой засухи внезапно пошел сильный дождь. Двумя годами позже была создана статуя Св. Дамиана, и с тех пор статуи заменили картину, принадлежавшую графу Жан Джироламо. Традиция продолжается и в наши дни: во время шествия процессия несет статуи святых покровителей города. Позднее, во время празднований стали проводиться ярмарка и богатый рынок.
В настоящее время, по прошествии более двух столетий, праздник святых покровителей города продолжает жить в душе горожан и ближайшего населения как выражение животрепещущей веры, находящей отражение в многочисленных религиозных обрядах и других нецерковных мероприятиях. Церковь подвергалась многочисленным перестройкам и обрела свою окончательную архитектурную законченность благодаря проекту местного архитектора Антонио Курри (Альберобелло 1848 — Неаполь 1916).
Фасад украсили высокие пилястры, две колонны с каннелюрами и коринфскими капителями и две романские гладкие колонны с капителями в смешанном стиле. Две колокольни, увенчанные пирамидальными куполами на квадратном основании, гармонично вписываются в архитектурную композицию. Позднее, на правой колокольне были установлены часы, и только в 1906 году были завершены капеллы Распятия, Св. Иосифа и Пресвятого Сердца Иисуса. В 1958 году были проведены работы по укреплению здания базилики и внутренняя реконструкции в стиле эпохи Возрождения.
Семнадцать ступенек приглашают подняться в портик. На бронзовой двери работы Адольфо Ролло изображение одной из страниц Евангелия: заповеди блаженства.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


На левой створке, начиная с верха, видим нищих духом, кротких, плачущих, жаждущих и алчущих правды, на правой створке изображены милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду.
На портале представлены четыре моральные добродетели, медальоны изображают богословские добродетели. Пять мужских лиц смотрят на пять женских лиц, являясь безымянными представителями христианской веры. В полный рост представлены Матфей, Лука, Исаия и Иеремия; слева изображены Марк и Иоанн, справа — Иезекииль и Даниил.
На барельефе в полукруге над портиком изображен Распятый Иисус, окруженный Марией, Св. Иоанном, Святыми Петром и Павлом, Косьмой и Дамианом. Распятие над главным алтарем, две статуи в крыльях церкви и барельеф принадлежат руке скульптора Ролло.
Заслуживают внимания прекрасные фрески, хоры и орган, алтари из алебастра, местного мрамора рыжих тонов.
На фасаде алтаря порфирного красного цвета пасхальные мистерии Иисуса Христа: Смерть, Воскресение (меж труллей) и Вознесение на небеса. Боковые панели изображают Благовещение и Пятидесятницу. Задний триптих, произведение Джузеппе Пирроне, представляет в синтезе завершение работы II Ватиканского собора, на триптихе можно узнать Римских Пап Иоанна XXIII и Павла VI.
Мозаичная позолоченная надпись "Pascha nostrum immolatus est Christus exultabunt Sancti Cosma et Damianus in gloria exeunte Concilio Vaticano II” служит напоминанием о пожертвовании собой Иисуса Христа, и, что алтарь посвящен Святым врачам — чудотворцам Косьме и Дамиану, а его установление совпадает с периодом завершения работы II Ватиканского собора (1962-1965). Особого внимания достойны фрески абсиды, представляющие мученичества и восхождение в рай святых, произведения местного художника Франческо Де Биазе. Также примечательно изображение снятия с креста Христа, последнее произведение Доменико Карелла датированное 1807 годом, хранящееся в ризнице.

Святые врачи-чудотворцы Косьма и Дамиан
Упоминание о братьях близнецах и целителях можно встретить во всех культурах. Святые могли исцелять и совершать чудеса и не от кого не брали платы, прозванные поэтому анаргири, что значит безвозмездники (Anargiri от греческого anargyroi — противники денег).
Чин святости «бессребреник» Византийской церковью давался святым, которые по агиографическим текстам, особо прославились своим бескорыстием, как врачеватели Косьма и Дамиан, которые исцеляли людей безвозмездно.
Житийные писания рассказывают, что братья-близнецы были родом из Аравии, жили и умерли в III в н.э. Отец близнецов, язычник, обратился в христианскую веру после их рождения, но умер во время преследований в Киликии; воспитывала детей в христианском благочестии мать Феодора, раньше мужа принявшая христианскую веру.
Святые врачевали недуги людей богатых и бедных безвозмездно, не брали плату не деньгами, ни чем-либо другим, соблюдая евангельскую заповедь “Gratis accepistis, gratis date” (Даром получили, даром давайте).
Предание об одном из самых известных чудотворений святых, рассказывает, как язвенная нога пономоря базилики, построенной на месте языческого храма Кастора и Полидевка, была заменена на ногу, взятую у только что умершего эфиопа.
По преданию, святые приняли мученическую смерть, подвергнувшись настолько жесточайшим мучениям, что в некоторых мартирологах говорится, что святые были «мучениками пять раз».
Различные источники по-разному рассказывают о мученической гибели Косьмы и Дамиана. По одной версии, Косьма и Дамиан были закиданы камнями, но камни отскакивали, не поранив святых, на солдат. Другая история повествует, что братьев приказали жестоко высечь, распять и стрелять но ним из лука, но стрелы отлетали и поражали солдат; еще один источник сказывает, что святые были брошены в море с высокого обрыва с камнями на шее, но веревки развязались и братья чудесным образом спаслись, после чего Косьму и Дамиана заковали в цепи и бросили в пламенеющую печь: пламя не коснулось мучеников. Тогда братья были обезглавлены.


ТРУЛЛО «КАЗА Д'АМОРЕ»
Изумительное строение, названное Каза Д'Аморе (Casa D'Amore — дословно: Дом любви), является первым домом, построенным с цементирующим раствором по проекту местных мастеров — строителей труллей в 1797 году.
Пусть романтическая ссылка не вводит вас в заблуждение, своим названием дом обязан фамилии первого мэра города Франческо Д'Аморе.
Второй этаж дома в стиле трулло украшает внешний балкон.
Этот трулло является символом освобождения жителей Альберобелло от деспотичного феодального права графов Аквавива благодаря вмешательству и власти Короля.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


На плите можно прочесть:
"Ex auctoritate regia — hoc primum erectum a.d. 1797", что означает: «Этот дом является первым, построенным с дозволения Короля в 1797 г.».
В настоящее время здесь находится информационная туристическая служба муниципалитета.

РАЙОН «МОНТИ»
На юге городка находится район Монти (Rione Monti — район «Горы»), насчитывающий 1030 труллей, в которых обитают около 3000 жителей. Трудно описать своеобразие и красоту зрелища труллей, покрывающих склон холма, который спускается к площади Ларго делла Фоджиа (Largo della Foggia).

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Особого внимания туристов заслуживают сохранившие свой первобытный облик улицы Монте Неро (Monte Nero — Черная гора) и Монте Пасубио (Monte Pasubio — гора Пасубио), на которых расположены самые древние и примитивные трулли (среди них Трулло Сиамезе), и улица Монте Сан Микеле (Monte San Michele — гора Архангела Михаила).

ТРУЛЛО «СИАМЕЗЕ»
Оригинальной представляется двойная эллиптическая форма трулло Сиамезе (Siamese — сиамский), окруженного контрфорсом для усиления несущей стены на фундаменте из валунов. У Сиамского трулло нет окон, а внутри устроен низкий очаг.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Два фасада, по одному на трулло, выходят на разные улицы. Существует предание, так объясняющее странную форму трулло: в этой постройке проживали два брата, которые полюбили одну и ту же девушку. Старший брат взял девушку в жены, которая, несмотря на обет верности, изменила ему с младшим. Сожительство стало невозможным, и муж, на правах первородства, прогнал любовников. Младший брат отстоял право на собственность и трулло разделили на две части. Ревнивый муж выбил в стене своей части трулло вход, выходящий на другую улицу. История, свидетельствующая о том, как может любовь перерасти в ненависть.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АНТОНИЯ
LA CHIESA DI SANT'ANTONIO

На вершине холма района Монти стоит церковь Святого
Антония, сооружена церковь тоже в форме трулло.
Храм возведен в 1926/27 годах по проекту Мартино Де Леонардис на земле пожертвованной уроженкой Альберобелло священнослужителям благотворительного братства, основанного доном Гуанелла.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


Церковь построена благодаря желанию и стараниям священника дон Антонио Липполиса (1886-1972). Священнослужитель задумал поставить Храм божий меж домов людей, и в данном случае, церковь в стиле трулло меж домов-трулло. Более глубокий мотив исторического значения связан с препятствием распространению протестанства в этом районе городка; было решено предоставить место для вероисповедания району Монти, в то время населенном бедными, влачащими скудное существование людьми.
Проект, строительство и отделочные работы выполнялись местными мастерами, освятили церковь 13 июня 1927 года.
Купол конической формы, высотой в 18,30 метров, гармонично вписывается в окружающую архитектурную панораму.
К монументальному входу ведет лестница, над входом — круглое окно. Храм возведен по плану греческого креста, что снаружи можно заметить по коническому куполу, возвышающемуся между двумя боковыми труллями. К церкви примыкает колокольня, ее центральная часть имеет конструкцию башни.
В центральном нефе заслуживает внимания фреска известного апулийского артиста Адольфо Ролло, на которой изображены различные святые и Христос Пантократор (Вседержитель). Примечательны также распятие на алтаре, фреска на сюжет «Древо жизни», панели рассказывающие о жизни Св. Антония и барельеф блаженного Луиджи Гуанелла, основателя ордена, которому была доверена церковь. В 2004 году храм был отреставрирован и возвращен к своему первоначальному великолепию. Ныне церковь привлекает многочисленных посетителей, а многие горожане выбирают именно этот храм для совершения обряда бракосочетания. Каждый год 13 июня происходит торжественное празднование Св. Антония с предшествующими тринадцатью днями молитв, которые завершаются в день празднования.

РАЙОН «АЙЯ ПИККОЛА»

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.
Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.


На юго-западе города находится район Айя пиккола (Aia piccola — маленькое гумно) с 400 домиками — труллями, расположенными на восьми улицах, и с населением около 1500 человек. Характерные извилистые улицы, узкие переулки — район богат чарующими уголками и своеобразными архитектурными элементами, сохранившими магическую атмосферу. Многочисленные переулки, неожиданные и разнообразные, вызывают любопытство и привлекают особое внимание туристов.

МУЗЕЙ РЕМЕСЕЛ
Музей ремесел, находящийся в районе Айя пиккола, разделен на несколько секций, посвященных основным занятиям и ремеслам жителей городка: изготовлению изделий из дерева, железа, глины, кожи, камня, ткачеству и производству мучных и макаронных изделий.
Многие изделия местного кустарного промысла предлагаются в лавках и сувенирных магазинчиках: предметы из кованного железа и высеченные из камня, корзиночки из оливкового дерева.
Одним их важнейших кустарных промыслов является приготовление типичных местных кулинарных изделий: миндального печенья, амаретти (миндального печенья с добавлением горького миндаля), кондитерских жаренных изделий петтоле (pettole) и картеллате (cartellate). Надо обязательно попробовать молодое вино новелло и оливковое масло.
Местные жители славятся искусным умением ткать и в магазинчиках можно купить изделия из льна.

Гуляя по  Альберобелло. Маленький путеводитель.



КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Музей возник на территории плоскогорья Мурджия труллей и пещер (Murgia dei Trulli e delle Grotte), природная среда которого оказывает громадное влияние на жизнь населения и имеет свою культурную значимость.
Музей занимает пятнадцать присоединенных друг к другу и сообщающихся труллей, самые древние из которых принадлежат XVIII веку. Так называемый жилищный комплекс «Каза Пецолла» (Casa Pezzolla), по имени семьи владельцев, перешел в собственность муниципалитета в 1986 году и был полностью отреставрирован в промежутке между 1993 и 1997 годами. Рождение Музея отвечает желанию сохранить и рассказать историю территории труллей, включенной Юнеско в 1996 году в Список Всемирного наследия. В комплексе труллей можно различить два составных типа строений: к более позднему периоду принадлежит двухэтажное здание с монументальным фасадом выходящим на площадь XXVII мая. Высокий и узкий фасад заканчивается треугольным тимпаном, подчеркивающим два ската крыши, покрытых плоскими неровно обточенными камнями chiancarelle. В более старинной части комплекса заметно влияние монументального района Айя Пиккола. Музей задуман как экспозиционный центр для выставки сельскохозяйственного инвентаря, археологических находок, исторических свидетельств традиций и фольклора территории плоскогорья Мурджиа труллей. Периодически в музее проводятся временные выставки изобразительного искусства. Можно заметить, что сам архитектурный комплекс музея является великолепным конкретным свидетельством традиции строительства методом «сухой кладки». Особое внимание в экспозиции уделяется архитектуре и строительству домов из камней методом «сухой кладки», предоставляя возможность познакомиться со способами и технологией ремонтных работ и реставрации труллей на примере реставрации производившейся с 1993 по 1997 годы, которую иллюстрируют собранные фотографические материалы и инструменты. Украшают экспозицию музея различные по форме шпили «пиннаколи», по которым можно составить представление об особенности этого элемента. Несколько залов музея посвящены происхождению труллей и рождению города Альберобелло (27 мая 1797 г.). Интерес могут вызвать сельскохозяйственные орудия, которые крестьяне использовали в начале двадцатого века в полевых работах: молотилки (для отделения зерен пшеницы от оболочки), вилы для сена, серпы, грабли, а также предметы для строительных работ. В экспозиции представлено собрание различных предметов из камня, свидетельствующих о его разнообразном применении в быту: колеса жерновов, крепления для привязи домашнего скота, архитрав двери, парапет колодца, конечная часть канала стока воды. Также в музее выставлены инструменты для обработки камня строителей труллей и несколько видов камней кианкарелле.

ПРИРОДА СРЕДИ ТРУЛЛЕЙ
После посещения исторического центра труллей, можно направиться в близ расположенный парк местности Контрада Боско Сельва (Contrada Bosco Selva), чтобы осмотреть парк или с экскурсоводом или просто совершить прогулку, приблизиться к окружающей природе несравненной красоты. Парк — это дубовая роща, состоящая из троянского дуба (лат. Quercus trojana) и пушистого дуба (лат. Quеrcus pubеscens), покрывающая волнистую холмистую местность и спускающаяся через расщелину к низлежащим полям.
Гуляя по удобным тропинкам, можно наблюдать многочисленные виды растений средиземноморского побережья, среди которых пион (лат. Peonia mascula) и дикорастущие орхидеи. В природном оазисе обитают млекопитающие, например рыжая лиса (лат. Vulpes vulpes), пресмыкающиеся: четырехполосый полоз (лат. Elaphe quatuorlineata) и леопардовый уж (лат. Elaphe situla).
В парке есть два пруда, в которых водятся серая жаба (лат. Bufo bufo) и южноитальянский тритон (лат. Triturus italicus). Орнитофауна представлена многими видами птиц, среди них удод (лат. Upupa epops) и сойка (лат. Garrulus glandarius).

Отправить в ЛФ:




Новые статьи:
Путеводитель по Сиене
Железные дороги Италии FAQ (пополняемый)
Путеводитель по Вероне
Джардини Наксос (Сицилия). Инструкция по применению
Гуляя по Альберобелло. Маленький путеводитель.
Путеводитель по Неаполю
Базовая информация о получении итальянской визы в Москве (актуально на 2019 год)
Новые статьи
Статьи с фото:
8.Аренда жилья в Бибионе и Линьяно
9.Путеводитель по Мантуе
10.Регистрация на сайте Trenitalia (актуально на 2019г.), камеры хранения на ж/д вокзалах Италии
11.Самостоятельный отдых на Сицилии
12.Пляжи Сицилии
13.Путеводитель по Орвието
14.Отдых на Сардинии
Все статьи с фото
Читаемые статьи:
Путеводитель по Мантуе [8167]
Джардини Наксос (Сицилия). Инструкция по применению [8137]
Путеводитель по Орвието [7944]
Путеводитель по Сан Джиминьяно [7835]
Путеводитель по Вероне [7314]
Незнакомый Рим [6463]
Тематические и детские парки в Италии [6414]
Все читаемые статьи
Обсуждаемые статьи:
1.Ватикан для туриста [417]
2.Шпаргалка по Искье. [121]
3.Шоппинг во Флоренции и окрестностях [102]
4.Базовая информация о получении итальянской визы в Москве (актуально на 2019 год) [77]
5.Очень коротко о тосканских винах [74]
6.Регистрация на сайте Trenitalia (актуально на 2019г.), камеры хранения на ж/д вокзалах Италии [70]
7.Путеводитель по Неаполю [35]
Самые обсуждаемые