Puaro [22.12.2010 22:13:25]   Обновлено: 22.12.2010
Введение

Как может показаться, в Норвегии самостоятельному туристу необходим автомобиль. Ведь при посещении этой страны нужно обязательно увидеть фьорды, ни в коем случае не ограничиваясь лишь осмотром крупных городов.

Однако можно вполне обойтись без машины, причем по некоторым местам путешествие станет даже интереснее.

Тур по фьордам – это, возможно, лучший вариант. Таких туров предлагается немало, ознакомиться и купить некоторые из них можно на сайте «Fjord Tours».
http://www.fjordtours.com/

В этой статье я расскажу, пожалуй, о самом популярном туре, который называется «Norway in a nutshell» («Norge i et nøtteskall», т. е. «Норвегия в миниатюре»).

Посмотрите на карту Google – я поставил на ней метки, обозначающие ключевые точки путешествия:
http://maps.google.com/maps/ms?msa=0&msid=200717748417453006198.000497be1c44189eaa686

Предпочитающие работать с программой «Google Earth» или ей подобной могут скачать на свой жёсткий диск файл в формате "KMZ" с метками:
http://yadi.sk/d/11-yJX1nDySsC

Маршрут тура можно составить самому, по-разному комбинируя отрезки пути. В этой статье повествование ведется о таком маршруте: поезд Берген – Восс, автобус Восс – Гудванген, паром Гудванген – Флом, поезд Флом – Мирдаль, поезд Мирдаль – Осло.

Думаю, нужны некоторые пояснения. Берген, Восс, Мирдаль и Осло расположены на Бергенской железной дороге. Гудванген, Эурланн и Флом – маленькие деревни на берегах фьордов, связанные паромом. Флом и Мирдаль соединены Фломской железной дорогой – ответвлением от Бергенской железной дороги. Таким образом, маршрут можно составить и другими способами. Например, можно из Мирдаля ехать не в Осло, а обратно в Берген. Можно стартовать из Осло и даже из Восса. Также можно совершить объезд фьорда в обратном направлении, т. е. двигаясь из Мирдаля через Флом в Восс. Более того, в летний период автобус Восс – Гудванген следует через Сталхейм.

В пути можно остановиться на ночлег, забронировав отель (или несколько отелей в разных пунктах) как через сайт «Fjord Tours» при бронировании тура, так и отдельно (например, через сайт отеля, электронную почту или систему бронирования).

Обратите внимание, что перед началом поездки по фьордам на любом норвежском железнодорожном вокзале, где есть касса, надо получить комплект билетов на все этапы пути, предъявив кассиру распечатку с номером бронирования. (Билеты надо получить не позднее, чем за час до отправления!) Помимо билетов, туристу выдается буклет на английском, испанском и японском языках с детальным описанием тура.

На этом немного нудное введение заканчивается. В путь!



Берген

Начнем путешествие из Бергена. Берген (Bergen), будучи вторым по численности населения норвежским городом, несомненно, заслуживает отдельного рассказа. Ограничусь только отдельными замечаниями, ни в коей мере не претендуя на полноту описания этого замечательного города.

Наверное, услышав о Бергене, многие в первую очередь представляют знаменитый деревянный квартал Брюгген (Bryggen), находящийся в самом центре города на набережной. Он внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Долгое время в этом месте располагалось представительство Ганзейского союза, которому город обязан своим развитием.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – гавань Бергена.
На втором фото – Брюгген.


Немалый интерес представляет Рыбный рынок (Fisketorget), где можно попробовать вкусные блюда из свежей рыбы. Рядом с ним находится вещевой рынок, на котором идет торговля сувенирными изделиями.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – рыбный рынок.
На втором фото – сувениры на вещевом рынке.


Безусловно, нужно обязательно подняться на гору Флёен (Fløyen) на фуникулере «Fløibanen» или на гораздо более высокую гору Ульрикен (Ulriken) по канатной дороге «Ulriken643». Сверху открывается удивительный и захватывающий вид не только на сам город, но и на окружающие его горы.

От верхней станции фуникулера начинаются красивейшие места, по которым очень приятно бродить.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – вид на город и море с горы Флёен.
На втором фото – одно из живописных озер в районе верхней станции фуникулера.


Не стóит ограничиваться только районом Брюггена. Можно, например, подняться от рынка к церкви Св. Иоанна (Johanneskirken) и прогуляться вокруг нее, а также дойти до озера Лилле Лунгегорд (Lille Lungegårdsvannet), напоминающего бассейн с фонтаном в центре.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – милые деревянные домики.
На втором фото – озеро Лилле Лунгегорд на фоне горы.


В Бергене есть несколько музеев и прочих достопримечательностей, в т. ч. Аквариум. (Кстати, существует комбинированный билет «Bergens 2», включающий посещение Аквариума, подъем на канатной дороге, а также проезд на специальном автобусе от Рыбного рынка до этих объектов. Кроме этого, есть еще и музейная карточка «Bergen Card».)
http://www.visitbergen.com/

О бергенской погоде, думаю, все наслышаны. Триста дней в году здесь идут дожди! В Бергене есть поговорка: «Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда.» При подготовке к поездке следует принять это во внимание.

Словом, Берген достоин того, чтобы задержаться в нем хотя бы на пару дней перед отъездом на фьорды.



Фьорды

Путь в Восс начинается на железнодорожном вокзале Бергена. Ориентироваться на вокзале очень просто. Этаж только один, нет никаких подземных переходов, т. к. пути заканчиваются тупиками. Войдя через центральный вход и пройдя насквозь небольшой магазин, сразу оказываешься на перроне. Касса находится перед началом платформ справа, если стоять спиной ко входу.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – здание вокзала в Бергене.
На втором фото – перрон.


Как можно видеть, перрон крытый, что особенно приятно, если знать особенности бергенской погоды.

Платформ и поездов на вокзале совсем мало, поэтому найти свой поезд очень просто. Достаточно взглянуть на табло перед платформой или на самом поезде.

Незадолго до отправления на платформе царит приятный ажиотаж. Очень многие хотят увидеть фьорды! Россиян, как ни странно, очень мало. (Мне, например, запомнились веселые и немного шумные испанцы. В предыдущий день как раз был финальный матч Чемпионата мира по футболу 2010 г.!)

По платформе прогуливаются проводники, они подсказывают туристам, что садиться можно в любой вагон и на любое место. (Замечу, что это относится только к пригородному поезду в Восс.)

Электричка совсем старая, но весьма удобная. Сиденья мягкие, есть багажные полки и туалет. К минусам можно отнести, наверное, только относительную тесноту. Впрочем, путь в Восс занимает всего примерно час с четвертью, и все это время туристы увлеченно смотрят в окно на проплывающие красоты.

Вскоре после отправления появляется кондуктор и штампует билеты. (Никаких турникетов на вокзале нет, и при посадке билеты никто не проверяет.)

В пути поезд очень часто ныряет в туннели. Их много, некоторые очень длинные. Сначала туннели немного раздражают, так как мешают любоваться пейзажами. Постепенно к ним привыкаешь.

Примерно четверть пути дорога проходит рядом с протяженным Остерфьордом (Osterfjorden), который с обеих сторон окружен горами. Поезд в Восс идет прямо у крутого подножия с правой стороны от фьорда, не слишком высоко поднимаясь над водной гладью. Поэтому с левой стороны по ходу движения открывается замечательный вид. А это только начало!

Перед прибытием в Восс машинист делает объявление по-норвежски и по-английски, что на станции должны сойти участники тура «Норвегия в миниатюре».

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – вагон поезда, следующего в Восс.
На втором фото – прибытие в Восс.


В Восс (Voss) обычно приезжают любители активного отдыха и экстремальных видов спорта. Но и обычные туристы найдут, что посмотреть в городе.
http://www.visitvoss.no/

Как и в других пунктах этого путешествия, в Воссе можно остановиться на день и даже больше, а потом продолжить путь. Городок находится довольно далеко от фьордов, но места все равно очень живописные. Попробуйте представить горы, в кольце которых раскинулась широкая равнина с озером. И на его берегах – Восс!

Если же длительное пребывание в Воссе не планируется, то сразу после выхода из поезда надо поспешить на автобус, следующий в Гудванген. Расписание составлено так, что автобус отходит примерно через 5 – 10 мин. после прибытия поезда. Найти свой автобус очень просто. Надо лишь обойти здание вокзала. Автобусов несколько, у всех на переднем стекле есть электронное табло. Надо выбрать те, у которых на табло написано «Norway in a nutshell» или «Gudvangen». (Обычно сразу несколько автобусов с участниками тура по фьордам идет в Гудванген, поэтому места достаются всем.) Автобусы современные и удобные. У них есть багажный отсек. Вход осуществляется через переднюю дверь. Водитель при посадке должен проверить билет. Следует, видимо, отметить, что эти автобусы не являются обычными рейсовыми - на них возят только купивших пакет у «Fjord Tours» туристов. Тем не менее, рейсовые автобусы, перевозящие местных жителей и целиком самостоятельных туристов, в этих местах тоже ходят, но об этом речь пойдёт в самом конце.

Постепенно поднимаясь все выше и выше, сперва автобус идет по равнинным местам среди рек, озер и гор, с которых спадают водопады. Очень близко от дороги с левой стороны по ходу движения заметен красивейший водопад Твиндефоссен (Tvindefossen или Tvinnefossen). Около водопада есть кемпинг. К большому сожалению, водитель не делает даже маленькой остановки и минует это чудо природы на полной скорости. Пожалуй, это самый существенный недостаток этого путешествия.
http://www.tvinde.no/

Как уже писалось выше, летом автобус едет через Сталхейм (Stalheim). Такое сезонное ограничение связано с тем, что дорога в Сталхейм (Stalheimskleiva) очень узкая, с большим числом разворотов и крайне крутая (уклон до 20%!). Словом, это самый настоящий горный серпантин. Поразительно, как на нем разъезжаются встречные автобусы и автомобили. (А у нас автобус вела девушка! Честь ей и хвала!)

Сталхейм – это довольно-таки необычный отель. Он находится высоко над ущельем, по которому протекает река Нерёйдаль (Nærøydalselvi), впадающая в Нерёйфьорд (Nærøyfjorden) как раз в Гудвангене, где и берет начало этот фьорд. Словом, отель расположен в совершенно потрясающем месте. Если предполагается провести в нем одну или несколько ночей, то надо заранее предупредить водителя, чтобы он сделал остановку в Сталхейме. (При отъезде из Сталхейма следует просто выйти к остановке, тогда водитель остановит автобус.)
http://www.stalheim.com/

При езде по серпантину следует обратить внимание на водопад Сивлефоссен (Sivlefossen). Водитель делает фотостоп, но выйти из автобуса не позволяет. (Кстати, во время движения автобуса излишне возбужденных пассажиров просят сесть и не носиться с фотоаппаратами от одной стороны к другой.) При фотостопе Сивлефоссен оказывается с левой стороны по ходу движения. С противоположной стороны несколько хуже виден водопад Сталхеймсфоссен (Stalheimsfossen).

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – вид на долину реки Нерёйдаль.
На втором фото – водопад Сивлефоссен.
Оба снимка сделаны через окно автобуса.


Примерно через час с небольшим после отправления из Восса автобус прибывает прямо к причалу в Гудванген.

Гудванген (Gudvangen) представляет собой очень маленькую деревню, расположенную в самом начале Нерёйфьорда. Обратите внимание на водопад Кьельсфоссен (Kjelsfossen), расположенный на склоне гор с левой стороны от долины, если стоять спиной к фьорду. Этот водопад состоит из трех разных потоков воды.

В Гудвангене есть отель, кемпинг и пара весьма приличных сувенирных магазинов. Если сравнивать Гудванген с другими селениями на фьордах (Фломом и Эурланном), то, пожалуй, надо сказать, что Гудванген – самое тихое и умиротворяющее место. Эурланн, например, сравнительно крупный поселок, а во Фломе вообще жизнь бьет ключом благодаря железной дороге. Если очень хочется покоя и отдыха от суеты, то надо остановиться в Гудвангене хотя бы на одну ночь.
http://www.visitgudvangen.com/
http://www.gudvangen.com/

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – река Нерёйдаль в Гудвангене.
На втором фото – начало Нерёйфьорда.


Не задерживающиеся в Гудвангене туристы имеют минут двадцать на быстрое посещение магазинчика и фотографирование. Примерно за десять минут до отправления подходит паром.

При посадке контролер проверяет билеты. Очень большие сумки и рюкзаки просят оставить на нижней палубе, которая расположена на уровне входа. На второй палубе есть кафе в закрытом помещении и открытая площадка, на которой много мест, где можно сидеть.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – кораблик во Флом у причала в Гудвангене.
На втором фото – кафе на кораблике.


Если погода не слишком ветреная и нет дождя, то в кафе никто особенно не стремится, поэтому в нем можно без проблем найти свободный столик и устроиться на мягком диванчике. Все предпочитают находиться на открытой палубе, где можно наслаждаться видами фьордов и гор.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
Фьорды!

Водное путешествие во Флом продолжается более двух часов. Примерно за полчаса до прибытия во Флом паром делает короткую остановку в Эурланне. В нем можно задержаться на одну ночь или больше, а потом продолжить путь.

Эурланн (Aurland) – весьма крупная деревня, если проводить сравнение с Фломом и Гудвангеном. В ней можно найти немало интересных и красивых мест. Деревянная церковь, построенная в XIII в., считается главной достопримечательностью.
http://www.aurland.kommune.no/turistinformasjontourist-info-.160867.nn.html

Флом и Эурланн находятся на Эурланнфьорде (Aurlandsfjorden), а Гудванген – на его «рукаве» Нерёйфьорде, внесенном в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эурланнфьорд – это «рукав» Согнефьорда (Sognefjorden), который является самым крупным фьордом Норвегии. Таким образом, описанное путешествие на кораблике позволяет прокатиться по Нерёйфьорду и Эурланнсфьорду.
http://www.alr.no/
http://www.sognefjord.no/
http://www.aurlandsfjord.com/
http://www.naeroyfjord.com/

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – вид на Эурланн с парома.
На втором фото – суда во Фломе.


После прибытия во Флом (Flåm) у туристов, не желающих остаться на ночь, есть несколько часов, чтобы прогуляться.

Во Фломе очень людно по сравнению с Гудвангеном. Здесь есть несколько кафе, отелей, кемпинг, превосходный магазин с огромным выбором всевозможных сувениров (одежда, шерсть, посуда, канцтовары, украшения и т. п.), продуктовый супермаркет с большим ассортиментом продуктов и даже пункт возврата такс-фри (на втором этаже одного из немногочисленных зданий), что явилось для меня большой неожиданностью. Также во Фломе есть несколько компьютеров с бесплатным доступом в Интернет.
http://www.visitflam.com/
http://www.flaam-cruise.com/
http://www.fretheim-hotel.no/
http://www.flaam-camping.no/

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – кафе во Фломе у станции.
На втором фото – один из жилых домов.


Жизнь во Фломе прямо-таки бурлит во многом благодаря Фломской железной дороге. В этом поселке находится ее конечная станция, а также музей, посвященный строительству дороги (вход бесплатный для тех, кто принимает участие в туре «Норвегия в миниатюре», но билеты никто ни у кого не смотрит). Перед входом в сувенирный магазин есть железнодорожные кассы и справочный центр. Второй такой центр находится у входа в музей.
http://www.flamsbana-museet.no/

Атмосфера, тем не менее, во Фломе умиротворяющая. И даже гудки кораблей и электровозов, многократно усиленные эхом, не могут нарушить всеобщее спокойствие.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
Начало Эураланнфьорда.

Флом стоит в месте впадения одноименной реки (Flåmselvi) в Эурланнфьорд, который и берет здесь свое начало. Глубина фьорда такая большая, что во Флом заходят даже громадные круизные лайнеры.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – река Флом.
На втором фото – лайнер «Costa Atlantica» на причале во Фломе.


Если во Фломе запланирована ночевка, можно подняться к водопаду Бреккефоссен (Brekkefossen). К нему удается подойти очень близко. Правда, для этого приходится преодолеть тяжелый подъем в гору. От водопада открывается потрясающий вид на фьорд и Фломскую долину, по которой течет речка и проложена железная дорога. Путь к водопаду вполне безопасен, опасных обрывов нет.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – водопад Бреккефоссен.
На втором фото – вид на Фломскую долину от водопада.


Прогулка к водопаду занимает не менее двух часов (с учетом обратной дороги). Схему дороги к водопаду можно взять в информационном центре или скачать отсюда:
http://www.visitflam.com/pdf/walking_in_flam_nor-eng.pdf

Ещё более впечатляющий вид открывается со смотровой площадки Стегастейн (Stegastein), попасть на которую можно из Флома или Эурланна на туристическом автобусе «Sognefjorden AS Fjordsightseeing & Tours». Автобус ходит только летом, расписание см. на сайте компании.
http://www.sognefjorden-as.no/

После Флома путешественнику предстоит поездка по Фломской железной дороге. Фломская железная дорога (Flåmsbana) – это шедевр инженерно-строительного искусства. Она соединяет Флом со станцией Мирдаль Бергенской железной дороги. И если Флом находится почти на уровне моря, то Мирдаль – на высоте 865 м. А так как дорога протянулась всего на 20 км, то легко представить, какой у нее уклон! Это одна из самых крутых в мире железных дорог со стандартной колеей. Тяги одного локомотива не хватает, поэтому используется еще и второй (в хвосте поезда). Как и на Бергенской железной дороге, здесь очень много туннелей.
http://www.flaamsbana.no/

Как можно видеть на фотографиях, в вагоне поезда Фломской железной дороги с каждой стороны открывается всего по четыре окна: около тамбура и около перегородки, разделяющей вагон на две части. А так как поезд едет достаточно медленно и делает короткие промежуточные остановки, желательно занять место у открывающегося окна, чтобы на фотоснимках не было бликов.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – отправление поезда со станции Флом.
На втором фото – вагон Фломсбаны.


Во Фломе только одна платформа. Перед прибытием поезда из Мирдаля станционные работники разделяют ее вдоль перегородками на 3 части. Ближайшая к поезду часть остается пустой. По ней туристы, прибывающие из Мирдаля, покидают платформу. В центральную часть платформы пропускают участников тура «Норвегия в миниатюре» и, вероятно, кого-то еще. Чтобы пройти в эту часть, в самом начале платформы надо предъявить билет контролеру. (А после отправления билет проштампуют.) Наконец, в третью (самую дальнюю от поезда) часть платформы проходят организованные экскурсионные группы.

Для тех, кто едет по маршруту «Норвегия в миниатюре», выделяются отдельные вагоны. Как правило, это те, что ближе всего к фьорду и тупику. К сожалению, в билете не написан номер вагона. Узнать свой вагон можно у контролеров на платформе или у кассиров в расположенном неподалеку от станции здании. Обратите внимание, на Фломской железной дороге нумеруются не вагоны, а их половинки (секции). Судя по всему, места должны достаться всем.

Когда прибывшие из Мирдаля туристы покидают платформу, служащие переставляют перегородки таким образом, что следующие по маршруту «Норвегия в миниатюре» могут попасть только в свои вагоны, а прочие группы – во все остальные.

Я умышленно так подробно описал, как происходит посадка на поезд во Фломе. (В Мирдале, к слову, перегородок на платформе нет.) Надеюсь, это как-то поможет любителям фотографии успеть занять лучшие места в вагоне.

Вагоны Фломсбаны достаточно комфортабельные. Сиденья мягкие, есть полки для багажа. На экране, висящем над проходом, демонстрируется презентация. Через динамик даются комментарии на норвежском, английском и немецком. Но на все это мало обращают внимание, все восторженно смотрят на открывающиеся виды Фломской долины.

Путь из Флома в Мирдаль однопутный. Второй колее просто негде поместиться! Повсюду обрывы, горы и т. п. Встречные поезда разъезжаются на станции Береквам (Berekvam), и пассажиры машут друг другу руками.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
В начале пути из Флома в Мирдаль. Оба снимка сделаны из движущегося поезда.

Железная дорога несколько раз пересекает Фломскую долину, поднимаясь все выше и ныряя в туннели. Перед прибытием в Мирдаль поезд останавливается на пять минут у водопада Кьёсфоссен (Kjosfossen) на небольшом открытом участке между двумя туннелями. (Похоже, эта остановка происходит только летом.) Пассажиры, завидев водопад, высыпают на платформу, которая является обзорной площадкой. Вещи приходится оставлять в поезде. (Надо запомнить свой вагон, чтобы потом в суматохе при посадке не перепутать.)

С платформы открывается изумительная картина: огромные массы воды под оглушительный рев низвергаются с горы. Водопад настолько близко, что в воздухе постоянно стоит туман!

Водные потоки столь мощны, что расположенная здесь же гидроэлектростанция питает всю Фломскую железную дорогу. (Кстати, из вагона видно, что струи воды, пройдя под путями, падают еще ниже.)

Чуть далее, на развалинах старого здания электростанции, можно увидеть девушку. Она исполняет народный танец под музыку. В какой-то миг она скрывается из виду и тут же появляется, но совсем в другом месте! (Конечно же, на самом деле в спектакле участвуют две девушки!)

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – водопад Кьёсфоссен и танцующая девушка.
На втором фото – здание ГЭС.


Когда представление заканчивается и музыка стихает, кондуктор громко свистит. Все пассажиры спешат обратно в вагоны, и поезд отправляется дальше.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
Поезд приближается к конечной станции Мирдаль.

Спустя примерно час после отправления из Флома поезд прибывает на станцию Мирдаль. Отсюда пассажиры уезжают в Осло, Восс или Берген.

Мирдаль (Myrdal) – это удивительная станция. Она расположена в горах, в совершенно, казалось бы, не приспособленном для жизни месте. Тем не менее, на станции есть сувенирный магазин, туалет, кафе, открытое только в летний период, и небольшой зал ожидания. А неподалеку расположен отель!

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – станция Мирдаль.
На втором фото – окрестности станции.


Прогуливаясь по платформе в ожидании поезда, нельзя не полюбоваться долиной, начинающейся с крутого обрыва прямо от путей. По ней протекает узкая речка.

Появляясь из туннеля, экспресс дает предупредительный сигнал, который тут же эхом раскатывается по долине.

Поезд в Осло весьма удобен. В нем есть места для багажа, а также бистро и туалеты. Вскоре после отправления появляется кондуктор и штампует билеты. (При посадке контроля нет.) На этом поезде все, кто едет по маршруту «Норвегия в миниатюре», имеют автоматически зарезервированное место, указанное в билете. Как показывает практика, пассажиры легко меняются местами, и кондуктору нет до этого никакого дела.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – прибытие поезда, следующего в Осло, на станцию Мирдаль.
На втором фото – вагон этого поезда.


Бергенская железная дорога (Bergensbanen), соединяющая Осло и Берген и преодолевающая горное плато Хардангервидда (Hardangervidda), – одна из самых живописных железных дорог в мире, а также самая высокая в Северной Европе среди дорог со стандартной колеей. Считается, что ее сооружение и запуск в начале XX в. дали такой же импульс к развитию страны, как и открытие нефтяных месторождений на шельфе Северного моря в 1960-х гг. Проехав по ней, понимаешь, сколь масштабное строительство было развернуто.

За окном поезда, следующего в Осло, открывается ужасающе дикая местность. Зимой здесь все покрыто снегом, и даже к концу лета он не успевает растаять. Поразительно, но местами видны одинокие домики. Неужели в них кто-то живет?

И опять поезд очень часто едет через многокилометровые туннели. Они не только позволяют проехать горы насквозь, но и зимой защищают пути от снега и лавин.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
Плато Хардангервидда. Оба снимка сделаны сквозь стекло из движущегося поезда.

В пути следует обратить внимание на станцию Финсе (Finse). Это самая высокая станция в Норвегии. Она расположена на высоте 1222 м над уровнем моря. Об этом, кстати, сообщает машинист на норвежском и английском языках. Где-то в районе Финсе снимался фильм «Звездные войны».

Вскоре после станции Финсе местность приобретает более обжитой вид, появляется растительность, возникают деревни и целые городки. Поезд проезжает насквозь живописнейшую долину Халлингдаль (Hallingdal) и следует рядом с красивым озером Крёдерен (Krøderen), напоминающим своей протяженностью и окружающими горами фьорд.

Поезд прибывает в Осло через пять часов после отправления со станции Мирдаль.



Осло

Пожалуй, Осло (Oslo) не может похвастаться архитектурными красотами и запоминающимися доминантами, которыми отличается, к примеру, Стокгольм. Хотя, разумеется, в городе есть, на что посмотреть и где пройтись. Имеет смысл обратить внимание на музейно-транспортную карту «Oslo Pass», позволяющую бесплатно посещать основные музеи и пользоваться общественным транспортом.
http://www.visitoslo.com/

Я не ставлю перед собой задачу рассказать о норвежской столице все. Музеи полуострова Бигдой (Bygdøy), замок Акерсхус (Akershus), парк скульптур Вигеланда (Vigelandsparken) и трамплин Холменколлен (Holmenkollen) – обо всем этом можно найти достаточно информации.

«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – вид на город с полуострова Бигдой.
На втором фото – гавань Осло.


«Норвегия в миниатюре» «Норвегия в миниатюре»
На первом фото – крепость Акерсхус.
На втором фото – Королевский дворец.


Остановиться мне хотелось бы только на том, как посетить Королевский дворец (Det Kongelige Slott).

Бóльшую часть лета король проводит не во дворце, а в другой резиденции. В этот период дворец и открыт для широкой публики. Попасть во дворец можно только с экскурсией, проводящейся на норвежском или английском языке. Экскурсии на английском проводятся три раза в день.
http://www.kongehuset.no/c80422/artikkel/vis.html?tid=29641
http://www.kongehuset.no/c80422/artikkel/vis.html?tid=29623

Билеты продаются на выбранную дату и время. Их можно купить несколькими способами. Лучше всего это сделать заранее в любом отделении почты, в любом киоске «Narvesen» или «7Eleven», что кажется несколько странным. Когда до начала тура остается минут десять-двадцать, все экскурсанты собираются перед входом во дворец, расположенным со стороны парка. Если выясняется, что не все билеты на экскурсию проданы, то их можно купить как раз у входа перед началом экскурсии.

Съемка во дворце запрещена. Более того, все вещи (в т. ч. фото- и видеотехнику) необходимо сдать на хранение в холле. Экскурсия длится около часа. Интерьеры дворца, несомненно, впечатляющие и высшей степени любопытные с исторической точки зрения.

На этом, пожалуй, стóит завершить рассказ как об Осло, так и о длинном путешествии «Норвегия в миниатюре».



Заключение

Как видно, в статье основное внимание уделяется не крупным городам, а региону Согнефьорда. Это связано с тем, что об Осло и Бергене, на мой взгляд, можно найти гораздо больше сведений, чем, скажем, о Фломе.

Надеюсь, эта публикация поможет хотя бы немного сориентироваться тем, кто собирается в подобную поездку.

Сделаю теперь несколько заключительных замечаний.

Во-первых, необязательно бронировать описанный тур через сайт. Купить тур можно ещё, в частности, на железнодорожных вокзалах в Бергене и Осло (в кассах), а также в туристических центрах этих городов. Тем не менее, как мне кажется, лучше это делать всё-таки заранее через сайт – в разгар сезона в поездах почти не бывает свободных мест, а без места путешествовать в поездах дальнего следования (например, из Бергена или Мирдаля в Осло) и по Фломсбане нельзя.

Во-вторых, имеет смысл подумать о приобретении карты «Fjord Pass» – она при некоторых условиях даёт скидки на проживание во многих отелях Норвегии, а также некоторые другие преимущества. Эту карту можно купить на сайте «Fjord Tours» как при бронировании отеля вместе с туром, так и отдельно (без тура). Все подробности, касающиеся преимуществ и условий использования этой карты, можно найти в соответствующем разделе на этом сайте.
http://www.fjord-pass.com/en/hotels/fjord-pass/

Как и сам тур, эта карта продаётся также в туристических центрах и на железнодорожных вокзалах в Осло и Бергене, а также в некоторых других местах.

В-третьих, вообще необязательно покупать готовый пакет у компании «Fjord Tours». Все города, деревни и станции, описанные мной в публикации, связаны регулярным пассажирским сообщением. Кратко расскажу об этом.

Билеты на поезда Бергенской и Фломской железных дорог рекомендую купить онлайн на сайте железнодорожной компании «NSB». Иногда они продаются по низкой цене (тариф «Minipris»).
http://www.nsb.no/

Обратите внимание, что отдельный билет на поезд Фломской железной дороги купить через этот сайт нельзя. Поэтому, например, если вы собираетесь ехать из Флома в Осло на поезде через Мирдаль, то нельзя покупать отдельные билеты на сегменты Флом – Мирдаль и Мирдаль – Осло. Нужно купить один билет на весь путь из Флома в Осло.

Расписание рейсовых автобусов, связывающих Гудванген, Восс и Берген, есть в Интернете. Билеты надо купить у водителя при посадке.
http://www.skyss.no/

Компания «Fjord1» осуществляет, помимо всего прочего, паромное сообщение между Бергеном, Гудвангеном, Эурланном и Фломом, а также автобусное сообщение на некоторых из этих маршрутах. На сайте компании можно купить билет.
http://www.fjord1.no/

Также при подготовке к поездке полезно использовать норвежский планировщик маршрутов.
http://www.rutebok.no/

Повторяю: рекомендации о покупке билетов и транспорте в целом, приведённые в последних пяти абзацах выше, относятся лишь к тем, кто не будет покупать готовый пакет у «Fjord Tours». А те, кто будет покупать этот пакет, должны будут позаботиться лишь о получении билетов по распечатке – об этом написано во введении.

Итак, в путешествие по фьордам можно отправиться абсолютно самостоятельно. Это не должно вызвать серьезных сложностей, т. к. норвежцы превосходно владеют английским. Да и инфраструктура вполне современна и удобна, несмотря на некоторую дикость и первозданность природы.

Завершая статью, отмечу, что Норвегия очень многогранна, а разные части страны сильно отличаются друг от друга. Поэтому тур «Норвегия в миниатюре» дает возможность познакомиться лишь с малой частью тех красот, которыми она славится.
http://www.visitnorway.com/


Пожалуйста, сообщайте об обнаруженных неточностях и опечатках, а также о проблемах с загрузкой фото.

Отправить в ЛФ: