Главный коуч [06.04.2012 15:57:41]   Обновлено: 25.01.2015
Монтсеррат (от каталонского «Montserrat» — разрезанные, или зубчатые, горы) — гора, имеющая причудливые очертания, расположенная, примерно в 50 км от Барселоны. Проживая в Барселоне, или в ее окрестностях, можно не задумываясь выделить денек для посещения этого интересного и необычного места.

Во-первых, Монтсеррат является единственной в своем роде горой, найти подобие которой на карте мира мы вряд ли сможем. Здесь же позволю себе процитировать одну из легенд о Монтсеррат, прочитанную в журнале «Вокруг Света»: «Древние манускрипты рассказывают загадочную историю про Монсеррат. Дело было одним субботним вечером того же года. Мальчишки-пастухи возвращались домой, когда высоко в небе полыхнуло яркое зарево. Сноп света постепенно стекал по небу и скрылся где-то среди лысых скал. Фантастическое действо сопровождалось тихой музыкой. Новость о загадочном сиянии быстро облетела окрестные деревни. Событием заинтересовался епископ близлежащего города Манрез. Он в сопровождении горожан и жителей окрестных деревень отправился к месту, где видели небесный свет. Подойдя поближе, процессия обнаружила пещеру, в центре которой светилась статуя Святой Марии с младенцем в левой руке и шаром в правой. Епископ предложил перенести Богоматерь в Манрез. Но статуя оказалась такой тяжелой, что ее не смогли даже поднять. Решив, что это знак свыше, статую Девы Марии оставили в пещере, а Монтсеррат с тех пор прослыла священной горой». Первые письменные свидетельства о горе появились еще в 880 г.
Около десятка разнообразных горных маршрутов, проходящих по склонам горы, с одной стороны откроют перед вашим взором всю необычную красоту этих мест, а с другой – хорошенько физически нагрузят наш организм. Скалы Монтсеррата являются отличным местом для проведения тренировок и соревнований по скалолазанью и альпинизму.

Во-вторых, здесь расположен древний бенедиктовский монастырь, основанный почти тысячу лет назад. На территории монастыря расположена базилика, жемчужиной которой является трон и образ Богоматери Монтсеррат. Ла Моренета, Черная Мадонна Монтсеррата - святая покровительница Каталонии, поклониться которой сюда приезжают тысячи католиков Каталонии. Многие туристы, причем не обязательно католики, приезжают сюда за этим же. Монахи, живущие в монастыре, проводят время в работе и молитвах, заботясь о храме Девы Марии.

В-третьих, это – хор мальчиков, еще один из шедевров Монтсеррат. Музыкальная школа была создана еще в 14 веке и посвящает свою деятельность служению Деве Монтсеррат. Музыкальная школа Монтсеррат и хор мальчиков считаются одним из самых древних в Европе.
Ежедневно (как правило, в 13.00) хор исполняет Салве (полифоническое григорианское песнопение, прославляющее Богоматерь) и Виролай. По окончании вечерней службы хор мальчиков вместе с монахами выступает еще раз, но именно первое выступление собирает полную базилику туристов и верующих, жаждущих услышать их голоса.


Общественным транспортом из Барселоны в Монтсеррат



Отправной точкой для нас будет служить Pla?a D’Espanya, а еще точнее подземная станция, откуда отправляются региональные поезда компании FGC Ferrocarrils (линия R5 до Манресы). Далее поездом до станции Aeri Montserrat (если подниматься к монастырю будете в вагончике по канатной дороге) или Monistrol de Montserrat (если подъем будете осуществлять на кремальере – маленьком составе из трех вагонов, действующему по принципу фуникулера). Приехав к монастырю, далее можно воспользоваться двумя фуникулерами: «SANT JOAN» - поднимает нас от монастыря вверх, а «SANTA COVA» - наоборот спускает чуть ниже.
Если вы приехали на Pla?a D’Espanya наземным транспортом, то идем к входу в метро, который расположен правее двух квадратных колонн (если стоять к ним лицом). Здесь у входа видим оранжевый знак компании FGC Ferrocarrils.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Далее заблудиться будет уже сложнее, т.к. повсюду нас будут сопровождать разных размеров указатели к поездам на Монтсеррат. Судя по всему, они всегда отправляются либо с 3-го, либо с 4-го пути станции.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом
Монтсеррат - музей под открытым небом
Если вы приехали непосредственно на подземную станцию метро Espanya, то пройти к поездам до Монтсеррата можно с платформы поездов красной ветки L1, идущих в сторону конечной станции Fondo (здесь полагаюсь на свою память, которая может и подводить, но надеюсь, что именно отсюда).
Перед входом на платформы поездов на Монтсеррат турникеты, а слева и справа от них автоматы для продажи билетов. Каких-то других способов покупки билета в этом месте нет, как я понял.
Монтсеррат - музей под открытым небом
Если испанским не владеете, то в автоматах можно выбрать пару других языков (русского нет). Автоматы принимают как наличные, так и кредитные карты. При оплате наличными старайтесь использовать не крупные купюры (5,10,20) + монетки (1,2,5). Проще будет нужную сумму набрать и автомат меньше капризничать будет.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом
Рядом с турникетами стоят пару служащих компании (были в красных манишках). Если что, то я думаю, они должны помочь с покупкой билета. Купив нужный нам билет, проходим через турникеты, садимся в поезд и отправляемся в путь.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Далее чуть подробнее остановлюсь на вариантах и стоимости билетов, а также расписаниях движения на маршрутах:

1. Только поезд R5 от Барселоны до станции Aeri Montserrat или Monistrol de Montserrat. Обе станции, согласно интегрированной тарификационной системе компании FGC Ferrocarrils находятся в 4-ой зоне. Стоимость билета: 4,6евро в одну сторону (http://www.fgc.net/eng/bitllets_fgc.asp) . Расписание см.здесь http://www.fgc.net/downloads/horaris/bcn_manresa.pdf .

2. Билет на кремальеру от станции Monistrol de Montserrat до монастыря Монтсеррат. Стоимость: 5евро в одну сторону, 7,9евро – туда и обратно. Или комбинированный билет, включающий поезд R5 + кремальера. Стоимость: 9,6евро в одну сторону и 17,1евро – туда и обратно. Цена указана для низкого сезона, в высокий сезон чуть выше (http://cremallerademontserrat.com/website_cremallera/eng/cremallera_tarifes.php).Расписание здесь http://cremallerademontserrat.com/website_cremallera/media/downloads/cremallera/...» .

3. Билет на канатную дорогу от станции Aeri Montserrat до монастыря Монтсеррат. Стоимость: 6евро в одну сторону, 9евро – туда и обратно. Расписание здесь http://www.aeridemontserrat.com/op_b2.htm .

4. Билет на фуникулер «SANT JOAN»: 5,05евро в одну сторону и 8евро – туда обратно. Расписание работы фуникулера здесь http://cremallerademontserrat.com/website_cremallera/media/downloads/horaris_fun...» . На «SANTA COVA»: 2евро в одну сторону и 3,2 – туда и обратно. Расписание работы фуникулера здесь http://cremallerademontserrat.com/website_cremallera/media/downloads/horaris_fun...» .
Комбинированный билет на оба фуникулера: 9евро – туда и обратно.

5. Комбинированные билеты TransMontserrat и TotMontserrat, включающие в себя все предыдущие билеты +2 поездки на метро+еще 2-3 услуги (музей Монтсеррат, аудиовизуальную зону, ланч). Стоимость: TransMontserrat -24,25евро, TotMontserrat–39,95евро.
(http://cremallerademontserrat.com/website_cremallera/eng/combinat_tren.asp ).
В зависимости от личных предпочтений и интересов пробуем комбинировать со своими билетами. Я покупал комбинированный билет TransMontserrat (Кремальера) за 24,25евро. Воспользовался в итоге не всем, что в него входило. Плюс 6евро доплатил за канатную дорогу Aeri, спускаясь вниз. В итоге вышло 30,25евро. Если бы покупал билеты отдельно на каждый транспорт, которым пользовался, то в итоге потратил бы – 30евро (метро от гостиницы до Espanya и обратно+поезд R5 туда и обратно+кремальера вверх+фуникулер «SANT JOAN» туда и обратно+канатка Aeri вниз).

Итак, ранним утром понедельника я стартовал от станции метро Liceu (ветка L3), расположенной в 50 метрах от места проживания. Минут через 10 был на Espanya, на платформе метро выпил для бодрости чашечку кофе за 1,3евро и в 7.16 отправился на электричке в сторону Monistrol de Montserrat. Через час с небольшим был на месте, до кремальеры оставалось еще 25 минут.
Монтсеррат - музей под открытым небом
Если из Барселоны уезжать на электричке в 7.36, то тоже успеваешь к первой кремальере, стартующей к монастырю в 8.50. Народу вместе со мной ехало не много. Больше половины из них были, скорее всего, служащими и работниками, связанными с Монтсерратом. За 18 минут кремальера вскарабкалась по склонам к монастырю. Действительно если сидеть слева по ходу поезда, то виды открываются занимательные. Правда, восходящее солнце немного засвечивало пейзажи, создавая легкую пелену. Выйдя со станции кремальеры, сразу через дорогу наблюдаем информационный пункт (синие плакаты с буквой «I»).
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом
Его посещение было весьма полезно. За 6евро приобрел аудиогид на русском, в дополнение к которому выдали прелестную брошюрку с массой информацией по монастырю и маршрутам вокруг него и небольшую схему местности. В залог просят оставить либо документ, либо 50евро.
Вооружившись информационно, я двинул в первую очередь к базилике монастыря и к «черной Мадонне» в частности. Выйдя из инфопункта, сразу ныряем в арку и по крутой лестнице поднимаемся к трехуровневой площади монастыря. По пути прослушал пару-тройку эпизодов аудиогида, в которых рассказывалось об истории возникновения монастыря и об архитектурных особенностях построек, окружающих площадь.
Монтсеррат - музей под открытым небом

2/3 территории площади было огорожено, ведутся реставрационные или ремонтные работы. Обойдя все это слева, попал в симпатичный атриум базилики. Белый и темно-серый мраморный настил в атриуме повторяет Капиталийскую площадь в Риме, выполненную по эскизам Микеланджело. Сама базилика была освящена еще в 1592 году, хотя нынешний облик приобрела в конце 19 века после перестройки. Если стоять в центре атриума, то пройдя через правую аркаду и зайдя в базилику, начнем путь к Мадонне.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом

Практически полное отсутствие соседствующих со мной посетителей позволило неспешно пройтись по нефам базилики, неторопливо рассматривая скульптуры и картины, украшающие капеллы.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом

Вскоре добрался и до главной цели – Трона и образа Богоматери Монтсеррат.
Монтсеррат - музей под открытым небом
Ритуал поклонения заключается в том, чтобы поцеловать или дотронуться до правой руки Девы Марии, в которой она держит шар, символизирующий вселенную. В другой руке Богоматерь держит младенца Иисуса. Сама Богоматерь находится за стеклом, и только правая рука с шаром слегка выдается через небольшое отверстие наружу. Целовать руку не стал, ограничился дотрагиванием. Правда не одним, т.к. никто не мешал повторить сей ритуал несколько раз. Вряд ли Мадонна исполнит все загаданное мною, но по теории вероятности частично удовлетворить должна. Стоя на небольшом балкончике у Трона Богоматери, интересно посмотреть на базилику и главный алтарь, предстающих пред твоим взором с этого места.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Главный алтарь заслужил особого внимания. Он был построен в 1959 году из цельного каменного блока, извлеченного из горы, весом 8 тонн. Стоит он на плите, сохранившейся от древнего алтаря. Лицевая сторона алтаря в серебре и глазури выполнена Монтсеррат Майнар и ювелиром Мануэлем Капдевила.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Выйдя из базилики возле Капеллы Богоматери, я оказался под прозрачным сводчатым навесом, на пути Аве Мария. Справа по ходу этого пути день и ночь в нишах горят многочисленные свечи.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Выйдя снова к атриуму базилики, обнаружил, что народу значительно прибавилось. Организованные толпы туристов (в большей степени азиатской внешности) постепенно заполняли красивую площадку перед базиликой. От тишины и умиротворения, царившего здесь еще минут 30-40 назад не осталось и следа. В районе 10.30 в церкви началась месса и вход, ведущий к трону Богоматери, был закрыт на пару часов. Огромной очереди к Мадонне я в это время не видел, и видимо все кто успел зайти в правый неф храма до 10.30, благополучно достигли цели. Правда неспешно «поболтать» с Богоматерью тет-а-тет у них уже вряд ли получилось.
Теоретически можно успеть попасть к Мадонне до прерывания доступа, и выехав из Барселоны на час позже моего – в 8.16 или в 8.36. Кремальера поднимет вас к монастырю в районе 10.10 и за оставшиеся 20 минут вполне можно успеть дойти до базилики. Более того, если верить сайту канатной дороги Aeri, первый вагончик начинает свой путь наверх к монастырю в 9.40. Ехать на нем 4-5 минут и до времени закрытия доступа к Мадонне у вас будет еще больше времени. Правда, у меня, почему то отложилось в памяти, что вагончики начинают бегать с 10.00. Да и не факт, что количество желающих подняться среди первых не превысит возможности вагончика. Вообщем, как я думаю, либо не поленитесь встать и выехать пораньше, чтобы успеть на первую кремальеру к 8.50, либо просто отложите визит к ней (если он вообще у вас будет запланирован) на вторую половину дня. И народу там уже все таки поменьше становится и утренней спешки избежите.

В базилику теперь мне нужно было вернуться в районе 13.00, к началу выступления хора мальчиков. Впереди было чуть больше 2-х часов. Наверх на фуникулерe «SANT JOAN» подниматься пока не стал, т.к. побоялся, что моя страсть к горным прогулкам затянет меня надолго и пение хора мальчиков пройдет мимо моих ушей. Из трех маршрутов, предлагаемых выданным мне путеводом, выбрал «зеленый» - La porta de Montserrat – Els Degotalls (Врата Монтсеррата-Путь Капели). Он как то сразу на моем пути оказался, да и покороче остальных двух выходил, как мне показалось.
Маршрут начинает свой путь на бульваре Эсколания (1). Недалеко от базилики находится здание, где живут мальчики, поющие в монастырском хоре. Через сотню метров здание «Смотровая площадка Апостолов»(2), где расположены кафе, ресторан и терраса с отличным видом на горы и на монастырь. Здесь же площадь Апостолов(3).
1.Монтсеррат - музей под открытым небом 2. Монтсеррат - музей под открытым небом 3. Монтсеррат - музей под открытым небом
Еще один объект маршрута – Лестница Разумения был закрыт строительными лесами и недоступен глазам окружающих.

Пройдя мимо стоянки туристических автобусов, поднялся по каменной лестнице и оказался на широкой тропе. Тропа забирала влево-вверх вдоль склона горы. Здесь, судя по всему, и начинался Путь Капели.
Путь Капели или Магнификат состоит из двух частей. Первый отрезок пути посвящен деятелям культуры и называется «Аллея мастеров». На протяжении всего пути установлены памятники, стелы, медальоны в честь известных деятелей искусств, которые прославили Каталонию.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом

На втором отрезке Пути расположены майолики, посвященные Богоматери.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом
Минут через 35-40 неспешной прогулки я вышел к точке окончания маршрута – большому каменному навесу, потемневшему от сырости. Сквозь его щели мелкими струйками сочится вода, которая падая с высоты пару метров, и образует звонкую капель. Место очень тихое, капель отлично прослушивается. Можно минут 5 посидеть и насладится естественными звуками живой природы. Та еще релаксация я вам скажу!
Монтсеррат - музей под открытым небом

До хора еще оставалось полчаса. Слегка перекусив, двинул в обратный путь. По знакомой уже тропе и, не останавливаясь для фотосессий, вернулся к комплексу монастыря минут за 15. За 10 минут до выступления мальчишек был уже внутри базилики, центральный неф которой был заполнен подзавязку. Правда, пройдя чуть ближе к алтарю, нашел прекрасное место на ступеньках одной из Капелл. Еще через пару минут и таких сидячих мест уже не осталось. Выступление началось и сразу стало понятно, что сидя все равно ничего не увидишь. Массы народу заполнили пространство передо мной. Чтобы не терять зрительный контакт с Пресбитерием, где располагался хор, пришлось вставать. Хотя те 10 минут, что длится выступление хора не трудно и постоять. После исполнения двух песен, хор спокойно и чинно удалился. Перед уходом еще была трогательная речь двух юношей (постарше и помладше). Видимо поблагодарили пришедших на выступление. Не будучи специалистом в области музыки, мне трудно объективно судить о мастерстве хора. Исполнение добротное, хотя какого-то восторга я внутри не ощутил.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом

Теперь путь наверх был открыт и я быстренько направился к верхнему фуникулеру. Минут за 5 доползли до верхней станции, выйдя из которой, оказываешься на развилке. Тропа вправо, тропа влево. Указатели, стоящие у развилки, слегка информируют о местах, куда можно добраться за то или иное время. Я пошел направо, там и горы вроде повыше показались, и скалы – поскалистее. Вначале тропа широкая и достаточно ровная, можно беззаботно и в шлепках идти.
Монтсеррат - музей под открытым небом
Минут через 15-20 ходьбы достигаем развалин небольшой то ли церквушки, то ли часовенки. Отсюда тропа переходит в тропку, которая идет по отвесному краю скал, местами ныряя в прорубленные природой или человеком скальные проемы. Было пару мест, где тропа сужалась до полуметра.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом

Забравшись по тропе еще выше на хребет горы, оказался на небольшой площадке, откуда открылся замечательный вид на противоположную гряду гор Монтсеррата и вниз на долину с монастырем.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом
Здесь был устроен привал с небольшим перекусом, чуть пообщался с парочкой из Словакии, благо славянские языковые корни способствовали. Повосторгались окружающим нас миром и пошли вниз. Я «пулей» сбежал по знакомой тропке и минут через 10 был уже на развилке у станции фуникулера. Решил один пропустить, съехать на следующем, полчасика еще потратить на прогулку по тропе налево. Дошел до места, где можно на небольшой хребетик взобраться, и оттуда любовался открывшимся видом. Ветер в ушах и бескрайние горизонты создавали временами ощущение присутствия на «крыше мира».
Монтсеррат - музей под открытым небом

В 15.00 спустился на «SANT JOAN» вниз к монастырю и отправился осваивать «синий» маршрут путеводителя – «Viacrucis-Sant Miquel-Fra Gari» (Крестный путь-Св.Михаил-отшельник Фра Гари).
Крестный ход – это путь, который проходят поломники, отдавая дань памяти страданиям, выпавшим на долю Иисуса Христа. Этот ритуал поклонения распространяется по всем католическим храмам и существует во всех основных церквях мира. В Монтсеррате подобный путь был изначально создан в начале 20 века. Во времена Гражданской войны 1936 года этот памятник практически полностью был разрушен. Сохранилась только Часовня Скорбящей, которая и по сей день стоит и встретится мне потом на маршруте. В середине 20 века был предложен новый проект Крестного Пути. Осуществление этого проекта проходило в два этапа: первый этап представлен работами скульптура Маргариты Санс Жорди, а второй – работами Доменека Фита.
Отправным ориентиром этого маршрута можно считать скульптуру 1922 года, посвященную аббату Олиба, основателю монастыря. Аббат изображен сидящим в кресле, в левой руке он держит чертежи первой церкви Монтсеррат, а правой приветствует всех посетителей монастыря по обычаю монахов-бенедиктинцев.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Поднявшись по ступенькам лестницы, справа или слева от скульптуры аббата, мы останавливаемся у первой скульптурной композиции – Иисус, приговоренный к смерти.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Постепенно тропа, виляя вдоль склона, уходит вверх. Через каждые 20-30 метров нам будут попадаться различные скульптуры, которые являются остановками во время Крестного хода. Первую остановку я уже упомянул выше, а далее они идут в следующем порядке:
2. Иисус несет свой крест;
3. Первое падение Иисуса;
4. Иисус встречает свою мать;
5. Симон Кириянин помогает Иисусу;
6. Вероника;
7. Иисус вновь падает;
8. Иисус утешает дочерей Иерусалима;
9. Иисус падает в третий раз;
10. С Иисуса срывают одежды;
11. Христа пригвождают к кресту;
12. Распятие.

2.Монтсеррат - музей под открытым небом 3.Монтсеррат - музей под открытым небом 4.Монтсеррат - музей под открытым небом 5.Монтсеррат - музей под открытым небом 6.Монтсеррат - музей под открытым небом 7.Монтсеррат - музей под открытым небом 8.Монтсеррат - музей под открытым небом 9.Монтсеррат - музей под открытым небом 10.Монтсеррат - музей под открытым небом 11.Монтсеррат - музей под открытым небом 12.Монтсеррат - музей под открытым небом

Последним пунктом Крестного пути являлась Часовня Скорбящей, оставшиеся еще от первоначального проекта Крестного Пути. Часовня находится чуть ниже основной тропы маршрута, к ней нужно немного спуститься по ступенькам. Источником вдохновения для автора Часовни Энрика Сагньера стал Собор Святой Софии в Константинополе. Четыре башни по краям поддерживают купол и являются своего рода контрфорсами.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Вернувшись вновь на тропу маршрута, выбираем одно направление дальнейшего движения из двух. Либо далее по пологой и широкой тропе к Часовне Св.Михаила, либо круто вверх по так называемому «Обезьяньему каналу» к пещере Фра Гари и одноименной смотровой площадке. Я решил оставить крутой склон на потом и бодренько зашагал по пологой части тропы. Вскоре подойдем к Вратам Святого Михаила и фигуре Архангела. В этом месте проходит восточная граница монастыря.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Далее мой путь прошел по тенистому туннелю, образованному ветвями деревьев, стоящих по обе стороны от тропы.
Монтсеррат - музей под открытым небом
Еще одна развилка. Правее вверх тропа уходит к последнему объекту маршрута Часовни Св.Михаила, чуть левее и вниз к Кресту Св.Михаила и смотровой площадке Льобрегат. Свернул левее к Кресту. Смотровая здесь действительно изумительная. Комплекс монастыря, как модель картонная на фоне гор Монтсеррата. А Льобрегат на десятки километров вдаль предстает перед нами.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Ну и наконец достигаем Часовни Св.Михаила – самой дальней точки «синего» маршрута. Когда-то давно здесь располагался скит отшельников X века. На фундаменте этого скита Аббат Мунтадес выстроил современную часовню в 1870 году. В 1958 году к часовне был пристроен маленький портик, окружающий ее и служащий убежищем для паломников.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Путь вниз по знакомым местам и ровной дорожке не занимает много времени. Вернувшись к развилке, где тропа круто уходит вверх по склону (недалеко с Распятием Христа), начинаю подъем вдоль «обезьяньего канала». Зигзагообразная дорога постоянно пересекает канал, который в дождливые дни превращается в стремительный горный поток.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Вскоре тропа выходит из дубовых зарослей и идет вдоль скалистой стены, свисающей над ней слева по ходу.
Монтсеррат - музей под открытым небом
И вот она – пещера Фра Гари. По легенде знаменитый отшельник, будучи искушенный дьяволом, согрешил, и на него была наложена эпитимья: прожить остаток жизни как дикое животное. Пещера Фра Гари имеет вид навеса, к которому, видимо вследствие камнепада, присоединился кусок скалы.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Пройдя еще пару минут по тропе, я вышел на смотровую Фра Гари. Передо мной предстал комплекс монастыря во всей красе и шпили гор, которые были названы по сходству: Хобот слона, Мумия, Маленькая мумия и Беременная. Здесь же на скалистой стене видим образ Марии на майолике.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом

Около 17.00 я вновь спустился к станции кремальеры и фуникулерам, которые к этому времени уже закончили свою работу. Оставалось пройти «желтый» маршрут – Santa Cova (Святая Пещера). Извилистая дорожка маршрута с прекрасными видами проходит вдоль памятников, символизирующих таинства жизни Девы Марии. Дорожка выводит нас к Святой Пещере – часовне, вырубленной прямо в скале, где по легенде пастухи нашли образ Богоматери. В путеводителе на этот маршрут отводят около 2-х часов. У меня оставалось чуть более 1,5. Последнее на чем я мог в этот день спуститься вниз к поезду – был вагончик канатной дороги Aeri в районе 19.00. Хотя для себя решил, что лучше быть у него где-то уже к 18.45. Пешком потом топать по дороге, хоть и вниз, желания особого не было. Поэтому поспешая не торопясь, я отправился вниз по дорожке.
Первое, что попадается на глаза – медальон Папы Римского Иоанна XXII, который посещал Монтсеррат в 1954 году.
Монтсеррат - музей под открытым небом
Еще чуть ниже скульптура Святого Доминика (1170-1221), который был вдохновителем Молитв Деве Марии. Памятник был воздвигнут по инициативе монахов Доминиканского ордена в честь 800-летия его основания.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Когда началось строительство Пути, ведущего к Святой Пещере, в 17веке, возникли серьезные проблемы из-за резких спусков и подъемов; пришлось ставить подпорки, сооружать мостики для пересечения горных потоков, воздвигать дополнительные укрепления. Когда в конце 19века возникла идея строительства Пути Молитв Деве Марии (Розария) и изображения Таинств, пришлось расширять тропинку. В одной из точек маршрута видны следы взрыва динамита. Здесь же установлена майолика в честь Богоматери.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Путь Молитв (Розарий) (1896-1910). Путь проходит мимо пятнадцати таинств или эпизодов из жизни Иисуса и Марии. От одного таинства к другому обычно читают молитву Отче Наш и десять Аве Мария, которые завершаются молитвой во Славу Отца. Инициатором возведения Розария был каноник из города Вик Жауме Кульель. В строительстве приняли участие архитекторы, скульптуры, ремесленники. Однако участие таких выдающихся мастеров как Пуч и Кадафалк, Антони Гауди, Жузеп Льимона и братьев Вальмиджана придали этому монументальному сооружению под открытым небом единство и гармонию. Этот ансамбль является одним из важнейших памятников каталанского модерна.
Дойдя до небольшой площади, прямо напротив нижней станции фуникулера «Santa Cova», я увидел два памятника, символизирующих два первых таинства. Первое таинство- «Благовещение» (1) и второе таинство – «Визит Девы Марии к Елизавете»(2). Оригинал этого таинства 1902 года был разрушен в 1977 году. Современная скульптура Кузакса изображает двух счастливых женщин, будущих матерей, обнимающих друг друга.
1.Монтсеррат - музей под открытым небом 2.Монтсеррат - музей под открытым небом

Метрах в 30 от площади находим третье таинство – «Рождество Иисуса» (1901). Творение архитектора Пуч и Кадафалк. Произведение выполнено в виде алтарной картины с огромным неоготическим шпилем. В центре майолика, выполненная Жуаном Льимона. Дополнительный элемент – изящная решетка из кованного железа.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Далее четвертое таинство – «Представление младенца в храме» (1904) и пятое таинство – «Иисус среди писцов» (1905). Обе работы творение архитектора Жуана Мартореля и скульптура Жузепа М.Барнадес и Местрес.
Монтсеррат - музей под открытым небом Монтсеррат - музей под открытым небом

Следующие пять таинств на нашем пути относятся к Таинствам Скорби. Это страдания и смерть Иисуса. Таинства Скорби были сооружены первыми на самом обрывистом и извилистом участке пути. Первое таинство – «Молитва Иисуса в Гефсеманском саду» (1897). Бронзовая скульптура работы Жузепа Кампень. Фигуры установлены в углублении, напоминающим пещеру. В первом варианте композиции ангел держал крест и чашу, которых сейчас нет.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Второе таинство – «Бичевание Христа» (1898), работа архитектора Франсеска дэ Паула Вильяр и Кармон и скульптура Агапита Вальмиджаны. Скульптур отказался от идеи изображения палачей и выполнил только фигуру истязаемого Иисуса. Фигура Христа высечена из мрамора Каррары и передает совершенство и красоту тела.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Третье таинство – «Иисус, коронованный терновым венком» (1901). Автор скульптур Анселм Ногес и Гарсия. Композиция, состоящая из трех фигур, выполнена также из мрамора Каррары. Два римских солдата надевают на голову Иисуса терновый венок. Иисус терпеливо сносит их насмешки. В 1907 году скульптуру дополнила железная ограда в стиле модерн.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Четвертое таинство – «Восхождение на Голгофу» (1899). Работа архитектора Жуана Мартореля и Монтельс и скульптора Венанси Вальмиджана. В фигуре Христа подчеркивается чрезмерная усталость Иисуса, который смотрит на нас, как будто прося о сочувствии.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Пятое таинство – «Распятие» (1896). Авторы архитектор Жузеп Пуч и Кадафалк и скульптор Жузеп Льимона. Крест украшен в характерной для эпохи модерна манере; фигура Христа на нем, выполненная в реалистическом стиле, передает страдания души, которые сильнее телесных. Памятник выглядит особенно красиво, благодаря месту, на котором расположен.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Последние пять таинств – Таинства Славы. Таинства Славы – это триумф Иисуса Христа и Марии. Важнейшей чертой этого таинства является ярко выраженный символизм. Первое таинство - «Воскресение Иисуса Христа» (1916). Автором проекта был архитектор А.Гауди. Гауди представил таинство в виде диорамы. Бронзовая фигура воскресшего Христа с поднятыми руками является одним из лучших изображений Иисуса эпохи модерна не столько по правильности пропорций тела, сколько по экспрессивности его возмужавшего лица. Благословлением этого Таинства, которое было создано последним, было отмечено и завершение строительства всего Пути Молитв (Розария).
Монтсеррат - музей под открытым небом

Второе таинство – «Вознесение Иисуса» (1903). Авторы архитектор Бонавентура Бассегода и скульптур Жузеп Рейнес. Второе таинство было задумано как большой иконостас в стиле модерн, в середине которого установлен огромный блок из мрамора. Фигуры апостолов, которые расположены на переднем плане, выполнены в горельефе; в то время как центральная фигура композиции – Иисус-, выполнена в барельефе и слегка размыта, устремляясь ввысь в вечность.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Третье таинство – «Явление Святого Духа» (1904). Авторы: архитектор Жуан Марторель и мастер мозаичных дел Марио Маралиано. Сошествие с небес Святого Духа и Апостолы представлены традиционно: в венецианской мозаике на позолоченном фоне. Таинство было разрушено ливневыми дождями в июне 2000 года и отреставрировано недавно.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Четвертое таинство – «Вознесение Богоматери» (1900). Барельефную скульптуру Венанси Вальмиджана отличает изящество и тонкость. Для изготовления памятника был использован мрамор Каррары. Фигура Марии занимает всю центральную часть, а ангелы-музыканты сопровождающие ее, изображены в нижней части.
Монтсеррат - музей под открытым небом

Пятое таинство – «Коронация Богоматери» (1906). Автор: скульптор Жуан Флотанс и Льюсья. Святая Троица с высоты коронует Непорочную Деву.
Монтсеррат - музей под открытым небом

И вот уже передо мной Часовня Святая Пещера. Место, где по легенде пастухи нашли образ Богоматери Монтсеррат. Постройка часовни датируется концом 17-началом 18 столетия. За три столетия здание часовни претерпело много изменений. От оригинала сохранилась форма греческого креста и купол и башенка.
Монтсеррат - музей под открытым небом

На часах было уже почти 18.00. Табличка у входа гласила о том, что часовня открыта до 16.30. Проделав долгий путь, не мог не проверить подлинность этого. С удовольствием обнаружил, что либо табличка врет, либо двери часовни не закрывают вообще. Внутри царила тишина. Справа от входа «иллюстрация» к легенде о найденном в пещере образе Богоматери (1). В следующей комнате все желающие могут оставить небольшой сувенир для Богоматери Монтсеррат и, наверное, попросить ее что-то исполнить (2). Далее через комнату, используемую как столовую, видимо, попадаем в маленький внутренний дворик с колодцем(3).
1.Монтсеррат - музей под открытым небом 2.Монтсеррат - музей под открытым небом 3.Монтсеррат - музей под открытым небом

Наверное, в этот день я был последним посетителем часовни. Окинув последним взором строение, я быстро зашагал вниз. До станции фуникулера Santa Сova дорожка спускается по большей мере вниз, начиная от станции и до монастыря начинается длинный извилистый подъем. Поэтому если будете на этом маршруте во время работы фуникулера, то на обратном пути можно смело воспользоваться им. У меня такой возможности не было и к станции отправления вагончиков канатной дороги я дотопал ножками. Хорошим стимулом для мобилизации оставшихся сил и прибавления хода служил вид поднимающегося вверх вагончика. Ждать 15 минут следующего не хотелось. На месте купил билет за 6евро и вместе с тремя попутчиками и работником канатки двинулся вниз, к станции Aeri Montserrat. Хотя бы один раз (вверх или вниз), но проехать тут следует. Виды красивые, да и путь проделывает почти в 4 раза быстрее кремальеры. Через 5 минут после спуска я уже занял место в комфортабельном кресле поезда. До Барселоны было чуть более часа пути. С удовольствием вытянув ноги, доел и допил остатки всего съестного, что у меня на тот момент осталось. Остаток пути благостно наблюдал за пейзажами, пролетающими за окнами. Сил еще о чем-то думать уже совершенно не было. День выдался насыщенным и эмоционально и физически. Но жалеть ни о чем не буду. Более того, за время написания этого отзыва с радостью еще раз мысленно переварил тот день!

Отправить в ЛФ:




Новые статьи:
Эмпуриабрава - испанская Венеция
Достопримечательности Севильи
Куда поехать из Мадрида
Авила: достопримечательности Испании
Мадрид: традиционная выпечка и сладости
Чем кормят в Астурии
Бары Мадрида: популярные напитки
Новые статьи
Статьи с фото:
1.Какие места в Барселоне посетить с детьми?
2.Гастрономический обзор: тапас в Гранаде
3.Гастрономический обзор: Салоу, Ла Пинеда, Камбрилс
4.Шпаргалка для начинающих самостоятельных туристов на примере Андалусии
5.Кухня Майорки
6.Отдых на Тенерифе
7.Гастрономия Наварры: традиционные блюда
Все статьи с фото
Читаемые статьи:
Самостоятельному путешественнику о Барселоне и окрестностях [12637]
Курорты Майорки (Алькудия, Кала Д'Ор, Кала Милльор) [10494]
Мадрид и города неподалеку. Едем сами. [9039]
Еда в Мадриде: популярные блюда [8854]
Как организовать самостоятельное путешествие в Андалусию [8664]
Монтсеррат - музей под открытым небом [7127]
Автомобильные маршруты Майорки [6799]
Все читаемые статьи
Обсуждаемые статьи:
29.Какие места в Барселоне посетить с детьми? [1]
30.Как позвонить из автомата домой, находясь в Испании. [0]
31.Авила: достопримечательности Испании [0]
32.Курорты Майорки (Paguera, Santa Ponsa, Palma Nova & Magaluf) Часть II [0]
33.Отдых на Тенерифе [0]
34.Пляжный отдых в Испании [0]
35.Музеи Испании [0]
Самые обсуждаемые