K513 [25.04.2018 14:23:13]   Обновлено: 07.06.2018
Как известно, автомобиль не роскошь, а средство передвижения. На Мадейре этот факт находит свое подтверждение.

Общественный транспорт (автобусы) в Фуншале функционирует вполне приемлемо – много маршрутов, время ожидания автобуса 5-10 минут. Автобусное сообщение между городами, между севером и югом, западом и востоком Мадейры, в принципе, есть, но сложность расписания, долгое время ожидания, длительность поездки по горным серпантинам сильно усложняет процесс перемещения по острову на общественном транспорте. Автомобиль, несомненно, добавит комфорта и резко сократит время в пути. Дорожная сеть на острове построена за последние 25 лет. Современные путепроводы, удобные развязки, туннели, эстакады доставят Вам удовольствие при поездке, практически, в любую часть Мадейры. Конечно, есть своя специфика управления автомобилем на острове, об этом мы здесь и напишем.

Как сказал с удивлением один из туристов - Мадейра, оказывается, трехмерна! Да, это так, и вертикальная составляющая имеет на острове достаточно большую величину и важное значение. Более-менее «горизонтально» можно ездить по нижней части Фуншала, в историческом центре города, по скоростной трассе, протянувшейся вдоль южного побережья, от грузового порта Мадейры (г. Канисал) до городков Понта ду Сол и Калета. Без особых спусков-подъемов и серпантинов проходит дорога от города Сан Висенте до Порту Мониш, проходящая вдоль северо-западного берега острова. Еще десяток километров дорог Мадейры можно назвать «горизонтальными». Верхняя, горная, часть Фуншала – довольно крутые и узкие серпантины, с поворотами на 180 градусов, с достаточно активным автобусным движением. Все горные дороги, а их не мало, сплошные серпантины, резкие подъемы, затяжные спуски. Автомобили с автоматической коробкой передач на Мадейре, практически, не используются. Не выдерживает «автомат» постоянных спусков-подъемов. Автомобиль на острове, по нашему опыту, должен иметь ручную коробку передач, дизельный двигатель, объемом не менее 1.3, а лучше в районе 2,0 литров и более.

Движение на Мадейре спокойное, неторопливое. Местные водители ездят не агрессивно. В основном за рулем женщины (и это хорошо!). На острове устоявшийся матриархат – управляет женщина (так исторически сложилось). Мужчина пьет кофе и обсуждает футбол… За рулем туристических автобусов часто увидите даму, которая лихо рулит по горным дорогам и попутно ведет экскурсию (используя гарнитуру). Водитель может остановиться на узкой дороге и поболтать с водителем встречной машины, это в порядке вещей, при этом, никто не будет «гудеть» и ругаться, остановятся и подождут. На заправочной станции Вы можете немного подождать, пока водитель стоящего перед Вами автомобиля выпьет чашечку кофе. (Если торопитесь – заправляйтесь вечером…). На скоростной трассе, в левом ряду, особо спешащие водители, включают левый «поворотник», что обозначает просьбу пропустить (никаких звуковых сигналов и «моргания» дальним светом). Далее эта машина так и будет «моргать», выключение «поворотника» не входит в местные привычки…, это касается и управления указателем поворотов в городе… (либо полное игнорирование этого элемента ПДД).

Специально отмечу особенность управления автомобилем на местных перекрестках с круговым движением. На острове много таких перекрестков. Это, действительно, очень удобно. Круговое движение не создает пробок, уменьшается количество светофоров. Однако, на Мадейре, при движении по "кругам", есть своя специфика. В первую очередь, как мне кажется, это связано с малоопытностью местных водителей... Как известно, при нахождении на перекрестке с круговым движением, Вы имеете преимущество перед автотранспортом, въезжающим на такой перекресток. Многие "круги" на Мадейре имеют два ряда. Вот тут-то и начинаются, мягко скажем, недопонимания между водителями, находящимися в правом ряду и в левом ряду кругового движения. Водитель в левом ряду круга, т.е. во "внутреннем" ряду, при желании с кругового перекрестка съехать на второстепенную улицу, не пропускает водителя в правом ряду того же круга, считая, что он (желая покинуть круг), в любом случае, имеет преимущество, т.к. находится на перекрестке с круговым движением... , т.е. психология такова - "раз я въехал на "круг", значит я "на главной". Правило "уступи дорогу тому, кто справа", при том, что он тоже на "круге", т.е. ряды равнозначные, не работает... Водитель, находясь на "круге" в левом ряду, маневрирует, будучи совершенно уверен в том, что его все должны пропустить, включая тех, кто на том же "круге", но в правом ряду и съезжать с "круга" не планирует...

О том, что въезд на перекресток с круговым движением разрешен с любой полосы, а выезд только с правой, местные водители, как мне кажется, не догадываются :))

Будьте предельно внимательны на мадерианских перекрестках с круговым движением!!! Лучше лишний раз посмотрите НАЛЕВО и включите левый указатель поворота, если Вы планируете двигаться дальше по кругу, находясь в правом (внешнем) ряду.

Важно отметить, что знаки "Уступи дорогу" ("перевернутый" треугольник), в основном, нарисованы на асфальте и представляют из себя элемент разметки. Редко встретите такие знаки, стационарно установленные на обочинах дорог. Будьте внимательны!

Знаки "Главная дорога" (желтый равобедренный ромб в белой рамке), практически, не используется на дорогах Мадейры.

Вежливость местных водителей - это особая тема. Вежливость проявляется во всем (иногда слишком навязчиво). Водитель впереди идущей машины вдруг остановится на перекрестке, где у него явное преимущество, и будет пропускать автомобили с второстепенной дороги. Его совсем не волнует, что сзади образовалась «пробка», и кто-то в этом скоплении машин, возможно, спешит. На равнозначном перекрестке, дама за рулем своего маленького Porsche, находясь справа от Вас, вежливо делает Вам ручкой – мол, проезжай, и мило улыбается. Вот и думайте, пропускает она Вас, или пыль с «торпедо» смахивает… Пользование осветительными приборами, видимо, не входит в процесс обучения молодых водителей на Мадейре. Включать ближний свет, даже в полном «молоке» - в облаке, в горной местности – не принято. В лучшем случае – габаритные огни. Ну а если Вы по привычке (по хорошей привычке) перемещаетесь с включенным ближним светом днем, многие встречные местные водители и пешеходы, всячески Вам покажут, что Вы «забыли» выключить фары.

Все же, при всей специфике, автомобильное движение на острове организовано прекрасно. Разумно и логично. Водители спокойные, не агрессивные и приветливые. Даже мотоциклисты вполне вменяемые… (почти все…). Особенно после больших мегаполисов, получите массу удовольствия, передвигаясь на автомобиле по Мадейре.

Отправить в ЛФ: