Сразу хочу оговориться, что статья моя носит ознакомительный характер, и пишу я её как человек интересующийся, основываясь на собранные фактические материалы, но не имея при этом отношения к науке и профессиональному изучению Древнего Египта.

Египтяне были религиозными людьми и свято верили в жизнь после смерти в «небесном Египте». Для того, чтоб помочь усопшему достичь конечного пункта на небе, египтяне предусмотрительно снабжали его всем необходимым для долгого путешествия, а также стремились всячески защищать тело от повреждений.

В додинастические времена (до 3000 гг до н.э.) покойников просто опускали в вырытые в песке ямы, где в сухом климате тело мумифицировалось само. Однако такие могилы часто раскапывались шакалами и дикими собаками; имели место и грабежи могил, если в них подозревали наличие драгоценностей.

Во времена Первой династии (начало ок. 3000 г до н.э.) египтяне начали возводить гробницы в форме четырехугольника («мастаба») из земли и камня для того, чтобы закрыть могилу. Немало таких сооружений до сих пор располагается в некрополе Мемфиса. Вплоть до конца Второй династии так погребали и фараонов.

Во время Третьей династии (2778-2723 гг до н.э.) появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая большая из них принадлежит фараону Джосеру. Она расположена в Саккара и примечательна тем, что являет собой первый пример каменной кладки. Это нововведение приписывается жрецу и архитектору Имхотепу, который также был и советником Джосера. Имхотеп был верховным жрецом и главным астрономом с титулом «глава наблюдателей» (за звёздами). Ступенчатая пирамида Джосера имеет внушительные размеры – высота 60 метров при прямоугольном основании. Ступенчатая пирамида символизировала лестницу с 6 ступеньками, ведущими к платформе наверху (7-ой ступеньке), и это совпадает с количеством планет, известных египтянам в те времена. Пирамиды от любой мастабы отличаются тем, что их можно видеть издалека, и, главное, для них важна не только задача хранения тела, но и внешняя форма. Гипотеза о том, что ступенчатая пирамида является космическим символом, не нова.

Создателей ступенчатых пирамид сменили фараоны Четвёртой династии (2723-2563 гг до н.э.), которые возводили пирамиды правильной формы. К ним относятся пирамиды в Дахшуре и всемирно известные пирамиды в Гизе. Начинал их строить тот же Имхотеп, хотя ему так и не удалось увидеть их завершёнными.

Сам процесс их сооружения остаётся тайной и по сей день. Египтяне не имели ни подъемных кранов, ни мощных самосвалов, ни стальных тросов… Нет абсолютно ни одного свидетельства, подтверждающего тот факт, что люди, которые здесь работали, трудились не по своей собственной воле. Есть несколько теорий строения. Основные из них предлагают варианты того, как огромные цельные каменные блоки весом от 2,5 до 15 тонн доставлялись от каменоломен, а затем поднимались на высоту пирамиды. Но есть и сторонники того, что гигантские блоки заливали из «древнего бетона» в деревянные опалубки, сохраняя возможность пирамиде снимать возникающие напряжения, а не представлять из себя гигантский монолит. Потом пирамида покрывалась каменной облицовкой, которая кое-где сохранилась.

Наибольший интерес вызывает причина появления подобных сооружений. Далее будет краткий пересказ «теории звёздного соответствия» Р.Бьювэл и Э.Джилберт из их книги «Секреты пирамид». А теория эта тесно связана с религией египтян.

Город Гелиополь был религиозным центром страны, где существовал священный холм, с которого, как гласило предание, впервые поднялось Солнце, и именно на этом месте была возведена священная колонна во времена, предшествующие эпохе пирамид. В начале этой эпохи она была заменена более священной реликвией – Бенбен – таинственный камень конической формы считался предметом неземного происхождения (предположительно, метеорит). Камень находился в Храме феникса, и служил символом этой легендарной космической птицы, способной к воскрешению и повторному рождению, олицетворяющей цикличность смены времён года. Таинственный камень исчез, а его название перешло на камни-пирамидки, которые обычно ставились на вершины пирамид и, позднее, на верхушки обелисков. В Каирском музее можно увидеть пирамидион из отполированного чёрного гранита, который раньше стоял не вершине одной из пирамид Дахшура.

Великий пантеон богов Гелиополя почитался во всех уголках страны. Этот пантеон включал 9 божеств и представлял собой семью, возглавляемую Атумом-Ра. Атум (бог солнца) породил Шу (бог воздуха) и Тефнут (богиня влаги). У этой пары был сын Геб (бог земли) и дочь Нут (богиня неба). Нут родила антропоморфных богов, которые стали жить на Земле. Осирис был старшим сыном Нут, братом Исиды, Сета, Нефтиды и, возможно, Анубиса. Поскольку Осирис, или его душа, отождествлялся с фениксом, можно предположить, что камень Бенбен символизирует, помимо всего прочего, оплодотворяющую силу.

То, что было найдёно в пирамидах Пятой и Шестой династий, является самым древним из писаний, посвящённых религии. Эти письмена сейчас называются египтологами «Текстами пирамид». Внутри маленькой пирамиды Унаса (последний фараон Пятой династии) в Саккара в погребальной камере сверху донизу стены испещрены иероглифическими надписями, вырезанными на известняке и покрытые краской и позолотой. Ритуал перерождения фараона основывается на легенде о драматической истории Осириса и Исиды и об удивительном рождении их сына Гора. Осирис, разделив трон с Исидой, был справедливым владыкой, установившим в Египте власть закона (маат), приобщил людей к религии и дал им начала цивилизации. Египет стал процветающей страной, в которой не было междуусобных воин. Но Сет был недоволен. Он составил заговор против Осириса, убил его, разрезал его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Исида тайно собрала части тела мужа и придала им человеческую форму. Создав таким образом первую мумию, Исида с помощью магической силы смогла на короткое время вернуть жизненную силу мужа и зачала от Осириса. Осуществив своё предназначение на Земле, Осирис превратился в звезду и вступил в правление царством мёртвых, которое носит название Дуат. Когда Гор вырос, он вызвал на поединок Сета. Во время боя Гор потерял глаз, но лишил Сета мужского начала. И хоть сражение не завершилось, бог Солнца присудил победу Гору, и тот был объявлен первым фараоном Египта. Фараоны утверждали свои права на престол заявлением, что они являются земным воплощением Гора, а миф о битве с Сетом матафорически осуждал попытки борьбы за престол со стороны тех, у кого не было на то законных прав. Когда фараон Гор умер, он возродился Осирисом, то есть стал единым с Осирисом телом в мире усопших. Трон оставался свободным для нового наследника, который теперь уже считался Гором. Главной целью «Текстов пирамид» было помочь осуществлению этого повторяющегося процесса. Они также содержат астрономические данные, результаты наблюдений за созвездием Ориона (олицетворял Осириса), Сириусом и другими звёздами на том участке неба, который египтяне называли Дуат. В астральных терминах новый фараон был сыном Осириса-Ориона, а Исида идентифицировалась с Сириусом в созвездии Большого Пса. Сириус, как мы знаем, является ярчайшей звездой на небе и появляется над горизонтом сразу за созвездием Ориона. Очевидно, что и для сына существовал аналог на небе, возможно, это невидимая звезда-спутник Сириуса.

В Британском музее есть каменная плита чёрного гранита, которая датируется временем Двадцать пятой династии (около 710 г до н.э.), с «Текстами Шабака». Считается, что это копия с более древнего несохранившегося источника эпохи пирамид. Первая часть текста рассказывает историю разделения земель между Сетом и Гором после смерти Осириса, а потом объединения двух земель. Много было споров, почему линия раздела между Нижним и Верхним Египтом проходит в Мемфисе. Но идея о том, что небесный Дуат древних египтян имеет аналог на земле, была принята многими египтологами.
Река Нил ассоциировалась с мифической рекой на небе – Млечным Путём. Как Нил разделяет страну на 2 половины, так и Млечный путь делит ночное небо. Дуат, который простирался по «западному берегу» Млечного Пути, является практически зеркальным отражением района, который сейчас называют Мемфисским некрополем. Но не только три великие пирамиды имеют свои звёзды на небе. Существует обширная взаимосвязь расположения пирамид и конфигурации звёзд созвездия Ориона (пирамиды в Гизе, Абу-Руваш), Большого Пса и Гиады (Красная и Изогнутая пирамиды в Дахшуре). В основу первоначального плана строителей легло расположение звёзд небесного Дуата на восходе солнца; их проекциями на землю являлись пирамиды, установленные по меридиану. Примечательна и последовательность, в которой стоились пирамиды Гизы – пирамида Хуфу (Хеопса, Великая пирамида), пирамида Хафра (Хефрена) и пирамида Менкаура (Микерина). Третья пирамида меньше, но фараон имел достаточно ресурсов, правил долго и имел такое же влияние. Он ещё в начале строительства знал, что его пирамида будет намного ниже, что соответствовало размеру звёзд.
Следует учитывать явление прецессии, определяя расположение созвездия во времена Четвёртой династии. Прецессия – это чрезвычайное медленное движение оси вращения Земли по круговому конусу, цикл которого занимает 26000 лет. Понятно, что эффект этот мало заметен и может быть выявлен лишь при длительных наблюдениях за звёздами. А древние египтяне уже имели о ней представление, также и 12 месяцах, и количестве дней в году. Если вы находитесь на земном экваторе, небесный экватор будет располагаться прямо над вашей головой. Во времена Четвёртой династии небесный экватор проходил непосредственно выше Гиад (соответствовали Сету), и это созвездие относилось к нижней части звёздного неба (соответствовала Нижнему Египту). Позднее процесс прецессии заставил эти звёзды пересечь небесный экватор, и воплотилась в жизнь легенда об объединении земель.

Даже сейчас частично разрушенная и потерявшая почти все белые плиты облицовки (были сняты арабами в 13 веке) Великая пирамида Хеопса (Хуфу) производит сильное впечатление. Её высота 147 м. Основанием, как и многих других пирамид, служит прямоугольник. Каждая из граней основания направлена строго на одну из сторон света. Сейчас не представляет особого труда проникнуть в пирамиду по узкому коридору, поскольку проложены дорожки с деревянными перилами и металлическими ступеньками, стены освещает электрический свет. Высота прохода 1,19 м, ширина 1 м, угол наклона 26,5 градусов. Коридор ведёт к центру пирамиды к скалистому основанию, дальше вглубь на 105 метров, затем он меняет направление на горизонтальное и почти через 9 м заканчивается грубо выбитой в скалистой породе камерой. Назначение этой камеры неизвестно. В наши дни посетителей не пускают в эту камеру; через 18 м после входа стоит лестница, которая ведёт вверх. За ней под наклоном в 26 градусов на 40 м тянется коридор, который переходит в Большую галерею. Её стены постепенно сходятся кверху, причём блоки каждого ряда выступают над нижними на 6 см. Если пройти по горизонтальному переходу, то можно попасть в «погребальную камеру царицы» (5,74 х 5,23 м, высота 6,22 м). Поднявшись по Большой галерее, можно попасть в «погребальную камеру фараона» (10,46 х 5,23 м, высота 5,81 м). В западном углу камеры располагается гранитный саркофаг. Подобно шахтам камеры царицы, шахты камеры фараона направлены на север и юг, но в отличие от тех, не обрываются, а выходят на поверхность. Хотя поначалу предполагалось, что они служили для вентиляции погребальных камер, теперь многие придерживаются мнения, что шахты имели религиозное предназначение – способствовать восхождению к звёздам души усопшего царя. Каждая пара узких шахт выходит на поверхность на одном уровне. Две южные были направлены на пояс Ориона и Сириуса, то есть на Осириса и Исиду. В конце южной шахты камеры царицы за 19 м до возможного выхода наружу робот в 1993 году обнаружил маленькую дверцу. Прямо над этой точкой в южной шахте камеры царя находится ниша, что указывает на то, что древние строители видели какую-то связь между этими шахтами. Северная шахта камеры царя была ориентирована на Альфу Дракона, а царицы – на Бету Малой Медведицы. Северные шахты имеют изгиб инструментов, при помощи которых осуществлялась церемония «открытия рта», и повторяют форму священного тесла. При этом они направлены на приполярные созвездия, одно из которых символизировало звёздный тесло.
Погребальная процессия, видимо, начинала свой путь в Гелиополе, затем должна была посетить Летополь (Храм Гора), чтоб к ним присоединился Гор, и под причитание плакальщиц процессия направлялась в Гизу (ворота Дуата). Гроб помещался в Храм, а затем в виде золотого саркофага вносился в пирамиду и устанавливался в погребальной камере царицы. Далее, как можно судить по «Книге мертвых», мумию ставили вертикально, направляя лицом к северной шахте, выполнялась важная церемония «открытия рта», давая новую жизнь мумифицированному царю. После магических операций душа фараона готова была отправиться на небо, из-за горизонта появлялась звезда Дзета Ориона. Остаётся дать Египту наследника. Если мы взглянем на звёздную фигуру Осириса, состоящую из Ориона и Гиад, то увидим, что звёздный пояс Ориона соответствует фаллосу божества. Так, появляясь, звёздные двойники осуществляли ритуал зачатия и перерождения Гора на земле. Когда земные обязанности были выполнены, мумия фараона, вероятно, выносилась через Большую галерею в камеру царя. Здесь могла происходить церемония «взвешивания сердца». И наступал драматический момент, когда душа Осириса освобождалась от своей мумии и через Южную шахту направлялась к поясу Ориона.
Таким образом, Великая пирамида представляется центром важной государственной церемонии, и трудно поверить, что эта церемония проводилась только 1 раз при похоронах Хуфу.

«Золотой век» правления Осириса подошел к концу с завершением некрополя в Гизе. Двое из трёх фараонов Пятой династии возвели свои пирамиды в Абусире. Становится очевидным, что архитекторы-жрецы Пятой и Шестой династий стали обращать основное внимание не на архитектурный замысел, а на магические свойства иероглифов. Этим объясняется внезапное появление «Текстов пирамид» после Четвёртой династии и то, что пирамиды стали меньшими по размерам и примитивней по технологии. До конца Древнего царства (23 в. до н.э.) культ перерождения постепенно демократизировался, распространялся на придворных. После правления Шестой династии наступило время политической раздробленности. В истории Египта Среднего царства (21-18 вв. до н.э.) наметились 2 центра притяжения: Фивы в Верхнем Египте и Гераклиополь в Нижнем. Далее был Второй переходный период. И уже в Новом царстве (18-11 вв. до н.э.) Тутмос I первым выбрал Долину Царей под Луксором местом своего захоронения в гробнице, запрятанной в скалах. Такая форма захоронений просуществовала 500 лет. Весьма разнообразными в гробнице были декор и погребальные дары, к которым относились, в частности, гимны, магические формулы из «Книги мёртвых», фигурки божеств и биографии умерших, воспроизведённые в картинах.

  • Обсуждение статьи [4]
  • Отправить в ЛФ: