Эпиграф. Остоженка сегодня поражает не меньше, чем десять лет назад — тут смешиваются пласты, которые в реальности не должны встречаться.
Г.Ревзин.

Я хочу пригласить вас на прогулку по Остоженке - одной из улиц старой Москвы. Выбор именно Остоженки связан с соображениями личного порядка, на самом деле думаю не меньше можно рассказать о многих других московских улицах. Москвичи пробегают мимо, не поднимая головы и интересуясь в основном сигналами светофора, гости столицы обычно успевают посмотреть лишь "главные" достопримечательности, коих на Остоженке нет. А если найти время и вглядеться...
Итак, улица Остоженка находится между Бульварным кольцом (Гоголевский бульвар, храм Христа Спасителя) и Садовым кольцом (Крымская площадь, Зубовский бульвар). Протяженность около километра, 50 с лишним домов (судя по нумерации), не меньше 15 переулков отходят от нее в обе стороны. В перулки мы будем заходить, но не углубляться очень далеко, а то прогулка рискует слишком затянуться.

Краткая история. Название улицы пошло от стогов, которые когда-то стояли в этих краях на заливных лугах около Москвы-реки. Первые застройки относятся к 14 веку (Зачатьевский монастырь), улица заселялась сначала в основном беднотой, дворянские усадьбы стали появляться здесь в 18 веке и в основном в начале 19, после пожара Москвы 1812 года. Строительный бум начался здесь на рубеже 19-20 веков, в связи со строительством храма Христа Спасителя. Тогда появились красивые доходные дома и новые особняки.
Советская власть Остоженку почти не изменила - по Сталинскому проекту ее почти целиком предполагалось снести и прорубить широкую магистраль, связывающую Дворец Советов с Лужниками. К счастью, не сбылось... Зато Остоженка была основательно разрыта - открытым способом строилась первая линия Московского метро, в честь которой улица на много лет стала Местростроевской.
В начале 90-х улица и еще больше - прилегающие переулки стали активно застраиваться элитным жильем. По сей день неотъемлемая часть Остоженки - подъемные краны, заборы, ограждающие развалины, пустыри и новое строительство, звуки стройки. Так что какой улица будет лет через пять, сейчас судить трудно.
В 21 веке этот район получил название "Золотая миля" - по стоимости жилья в нем - до 25 000 доларов за метр и более. Многое было разрушено, разговоры о том, как непоправимо искажен исторический облик, не смолкают, протестам нет числа... С другой стороны, многие старые дома приобрели гораздо более приличный вид, чем при советской власти, восстанавливаются церкви и монастырь. Так что споры рассудят потомки.

Начинаем прогулку от Садового кольца, метро Парк культуры. Остоженку начинают два здания 19 века, выходящие фасадами на Садовое кольцо. Зеленое здание по нечетной стороне - Императорский (Катковский) лицей, здание построено в начале XIX века для великого князя Михаила Павловича Романова. В 1868 году в здании был открыт лицей цесаревича Николая. Учредитель лицея, крупнейший публицист и издатель того времени Михаил Катков, отдал таким образом дань памяти безвременно скончавшемуся старшему сыну Александра II, наследнику престола великому князю Николаю. Лицей представлял собой элитное (современным языком) заведение - смесь гимназии и Университета. Сейчас выполняет частично сходные функции - в доме расположена Дипломатическая академия.
По четной стороне - массивное белое здание Провиантских (Интендантских) складов — "выдающегося памятника позднего «московского классицизма»". Три корпуса Провиантских складов сооружены по проекту известного в те времена придворного архитектора В.П. Стасова в 1832–1835 годах. Сейчас там тоже находится что-то военное, а о будущем хозяине этих домов (военные вроде бы должны выехать) имеются многочисленные и противоречивые сплетни.

По нечетной стороне улицы зв Катковским лицеем находится бассейн Чайка, летом там красивые цветники и ухоженные поля для мини-гольфа. Дальше от Остоженки отходит Турчанинов переулок, в глубине которого видна старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1907 - 1911 годах. Обратите внимание на черные купола - редкий для русской церкви цвет.
Дальше по Остоженке два домика городских усадьб начала 19 века - характерные ля Москвы желтые домики с колоннами и с портиками. Про ту, что поменьше, сведений найти не удалось, а про вторую известно вот что: "Образец подлинного ампира – поэтический особнячок с гербом дворян Всеволжских (№ 49). Одноэтажный деревянный дом с каменным задним крылом построен в 1820-х годах в глубине узкого, вытянутого участка и отделен от улицы металлической оградой ампирного рисунка. Главный фасад оформлен шестиколонным портиком с нарядным лепным декором. Небольшие размеры дома и характер портика, огражденного балюстрадой, придают зданию камерный оттенок".
Недалеко от этих особнячков дальше по улице находится еще один - серый. Он упоминается в первых строках бессмертного произведения "Му-му": «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней». Дом принадлежал матери Ивана Тургенева – Варваре Петровне и сам писатель часто бывал там. События, описываемые Тургеневым, по некоторым сведениям тоже разворачивались здесь, и участвовала в них его собственная матушка. А дворника на самом деле звали не Герасим, а Андрей.

Напротив маленького Тургеневского особнячка находится наверное самый большой особняк на Остоженке. Здесь родился С. М. Соловьев и учился И. А. Гончаров, а построен он в 1771 году архитектором Матвеем Казаковым для московского генерал-губернатора, усмирителя Чумного бунта П. Д. Еропкина. Согласно легенде, по усмирении Чумного бунта Екатерина хотела наградить Еропкина вотчинами, по тот отказался и от вотчин, и от переезда в казенный дом на Тверской, и от полагавшихся по штатам «хозяину» Москвы денег на расходы по представительству: "Нас с женой только двое, детей у нас нет, состояние имеем, к чему нам еще набирать лишнее" (как же они вдвоем жили в этом доме, где сейчас умещается несколько сотен студентов??).
Хлебосольство Еропкиных было исключительным даже для старой хлебосольной Москвы. Они, как говорили тогда, «держали открытый стол» — всякий «пристойно одетый» человек мог ежедневно приходить к ниц обедать, и сколько бы ни сошлось в еропкинской столовой этих незваных гостей — всем хватало.
Главный корпус здания, расположенный параллельно Остоженке, включает несколько корпусов палат, принадлежавших еще в 1760 г. разным владельцам. В 1770-х гг. на основе всех палат был выстроен двухэтажный дом П. Д. Еропкина. План дома оказался чрезвычайно запутанным. На строгом классическом фасаде был помещен парадный подъезд с колоннами, несущими балкон второго этажа.
В 1800-х гг. здание перешло к Коммерческому училищу, открытому в 1804 г. для обучения купеческих детей «началам правильной коммерции». После 1847 г. к западному торцу здания было пристроено крыло по линии Померанцева переулка, предназначенное для классов или спален воспитанников. Сейчас в доме находится Московский лингвистический университет, более извуестный под старым советским названием - иняз имени Мориса Тореза.

Следующие дом по четной стороне построен в 1890 году для Московского совета детских приютов императрицы Марии, он богато оформлен в русском стиле московского узорочья XVII века. Сейчас там тоже Лингвистический университет.
За этим домом - небольшой пустырь, а дальше красивым (хотя и не имеющим исторической ценности) двориком гостиницы Тифлис открывается Мансуровский переулок. В нем интересен дом 9 - маленький деревянный домик, каких уже не ожидаешь встретить в центре мегаполиса. Это - Дом Мастера из бессмертного Булгаковского романа - здесь жили знакомые Булгакова, у которых он неоднократно бывал. Вид у домика неказистый, но - жив посреди элитного жилья и вроде в планах сноса не числится. Дворы, куда выходил подвальчик Мастера, наглухо перекрыты железными дверями, так что желающим представить обитель мастера рекомендую заглянуть во дворик соседнего особнячка (д.11).

Вернемся чуть назад по Остоженке, перейдем ее и за домом Тургенева углубимся в Хилков переулок.Нас интересует дом 3: за этим неказистым трех-четырехэтажным домиком и несколькими деревцами вокруг него скрывается интересная история. Здесь начиная с 30-х годов 19 века находилось наимоднейшая в Москве лечебница минеральных вод. Сами воды привозились из-за границы, а больные их пили, принимали ванны, гуляли по когда-то роскошному саду, вели светские беседы и пр. Курс стоил бешеных денег, но недостатка в желающих лечиться не было. Основателем лечебницы был врач Христиан Лодер (кстати по его инициативе была построена 1-я градская больница и он немало других добрых дел сделал). Народ, глядя на фланирующую под музыку публику, называл их лодырями - по фамилии врача. По одним данным, именно отсюда пошло слово "лодырь", по другим - оно существовало и раньше, а здесь было просто вдвойне уместно.
Лечебница просуществовала до 70-х годов 19 века, потом дом много раз менял хозяев и перестраивался, изменяясь до неузнаваемости (вы бы поверили, что это - начало 19 века??), сад вырубался, сейчас дом в планах сноса, а жильцы ведут борьбу с этими планами, вспоминая славное прошлое своего дома. А имя Лодера носит находящийся поблизости фитнесс-клуб в элитном Опера-хаусе.

Опера-хаус начинается по нечетной стороне почти сразу за Хилковым переулком. Это "пионер" Золотой мили, строительство начато в 1994, окончено в 2001 году. Большой жилой комплекс составляет единое целое с центром оперного пения Галины Вишневской. Здесь есть концертный зал и проводятся занятия для одаренных млодых певцов. Сама Вишневская считает, что такого центра нет нигде в мире. Проектировал комплекс архитектор Михаил Посохин-младшим. Его отец прорубал Новый Арбат, сын "офонарил" Старый и намеревается реконструировать отцовское детище, обратив магистраль в пешеходную зону.
Напротив Опера-хауз, по сторонам Сеченовского переулка два любопытных дома из Золотой мили, про которые очень трудно сказать - новострой с удачной стилизацией или интенсивно реконструированный старый дом. Тот, что с зеленой крышей - вроде бы новый (по данным местных жителей). Обратить внимание стоит.

Вернемся опять на нечетную сторону и полюбуемся домом 21. Это особняк архитектора Л. Кекушева является "ярким образцом стиля модерн. Он построен по проекту владельца в 1901-1902 годах. Облик здания строится на формах, заимствованных из средневековой европейской архитектуры".
Этот же дом - один из нескольких "претендентов" на "готический особняк", где жила Булгаковская Маргарита. (Я правда считаю, что лучший претендент - другой).

Дальше стоит углубиться во 2-й Зачатьевский переулок, к Зачатьевскому монастырю с красивой надвратной церковью конца 17 века. Остальные постройки монастыря в различной степени разрушены или наоборот уже отреставрированы. Но на эту тему лучше адресовав читателя к подробному рассказу Талюши http://www.otzyv.ru/read.php?let=18906.
Вокруг монастыря - Зачатьевские переулки. Наиболее интересен 3-й Зачатьевский - с одной стороны - "тылы" Опера-хауса, с другой - довольно жалкие домишки, которые по-видимому уцелели неслучайно: один из них (д.3) знал лучшие времена, там около 100 лет назад жил Шаляпин (сейчас в доме реставрация, о чем свидетельствует табличка; кроме таблички, других признаков реставрации нет). Вот как описывает дом и то время его дочь:
"В 1904 г. родился брат... В этот день мне запомнился отец — счастливый, радостный, несущий на руках по широкой лестнице мать, одетую в белое, воздушное, украшенное кружевами и лентами платье (столовая находилась в первом этаже, а комната матери — на втором)... Жизнь в Зачатьевском переулке становилась все оживленнее, круг друзей отца расширялся. В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А. Серов написал его портрет углем, во весь рост…".
С этим же переулком связано стихотворение А.Ахматовой, написанное в 1918 году, когда она жила здесь (где именно - не установлено). Оно так и называется - "Третий Зачатьевский"

Переулочек, переул...
Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москвы-реки,
В окнах теплятся огоньки.

Как по левой руке - пустырь,
А по правой руке - монастырь.

А напротив - высокий клен
Ночью слушает долгий стон.

Покосился гнилой фонарь -
С колокольни идет звонарь...

Мне бы тот найти образок,
Оттого, что мой близок срок,

Мне бы снова мой черный платок,
Мне бы невской воды глоток.

Настоящего пустыря сейчас в этих местах нет (это место занял Опера-Хаус), а место, лучше всего подходящее под описание, по иронии судьбы находится на задворках Шаляпинского дома. И клен там есть - наверное потомок того, Ахматовского.

Еще один храм расположен неподалеку во 2-м Обыденском переулке. Это церковь Илии Пророка 18 века. Она оставалась действующей и во времена советской власти, именно в нее были перенесены некоторые святыни из разрушенного Зачатьевского монастыря.

Мы приближаемся к концу нашего маршрута, здесь больше, чем в начале, реставрирующихся зданий, а также больших доходных домов начала 20 века. Обратим внимание на один из них. Дом 3 - доходный дом Филатова (1909), с формой купола которого - в виде опрокинутой чарки - связана легенда согласно которой купец Филатов выстроил доходный дом на средства, образовавшиеся после того, как почтенный торговец бросил пить. Дал зарок - и опрокинул напоследок, чисто символически, чарку.

По четной стороне Остоженка завершается "Красными палатами" 17 века. Сейчас в здании ресторан и культурный центр.
Прямо на палаты проецируется чуть ли ли не единственная на всей улице "отрыжка социализма" - памятник Энгельсу (1976). Впрочем, он неплохо служит голубям, а скверик - местным жителям.
Наша прогулка завершена, Остоженка выходит на площадь Пречистенских ворот, где смыкается с Пречистенкой. Можно сесть в метро (Кропоткинская), а можно продолжить прогулку - по Пречистенке, по Гоголевскому Бульвару к Арбатской площади, по Волхонке к Кремлю, можно осмотреть Храм Христа Спасителя, к которому выходит Остоженка, можно пойти в расположенный неподалеку Музей Изобразительных искуств имени Пушкина. Можно просто кинуть прощальный взгляд на сегодняшнюю Остоженку - шумную, загазованную, с рекламными щитами и растяжками, с заборами и стройками, с постоянными пробками - и сказать ей "Спасибо".

Многое взято отсюда http://www.osto.ru/ - но не только отсюда.
Подписи к фотографиям (сорри, загрузились не в том порядке, как я ожидала).
1.Новый дом из Золотой мили на углу Остоженки и Сеченовского переулка
2.С верхних этажей открывается вид на Храм Христа Спасителя. На переднем плане справа - Опера-хаус.
3.Хилков переулок. Остатки сада, на заднем плане - перестроенное бывшее здание лечебницы.
4.Парадный вход в бывшее здание Московского совета детских приютов - то самое "русское узорочье"
5.Особняк Еропкина - он же иняз - он же МГЛУ.
6.Домик матери Тургенева.
7.Особнячок по Остоженке 51.
8.Церковь в Турчаниновом переулке.
9.Провиантские склады.
10.Катковский лицей
11.Остоженка 21 - особняк Кекушева
12.Красные палаты 17 века
13.Доходный дом Филипова
14.Один из доходных домов по нечетной стороне.
15.3-й Зачатьевский пер. В деревянном домике по правой стороне жил Шаляпин
16.Переулочек, переул... (по А.Ахматовой)


Фото к статье:
1Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 2Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 3Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 4Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 5Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 6Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 7Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 8Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 9Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 10Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 11Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 12Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 13Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 14Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 15Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы. 16Москва, Остоженка: прошлое, настоящее, мифы.

  • Обсуждение статьи [3]
  • Отправить в ЛФ: